Главная страница » Публикации » №3 (83) » Факторы регионального развития в контексте энергоэффективности на примере регионов СЗФО

Факторы регионального развития в контексте энергоэффективности на примере регионов СЗФО

Factors of regional development in the context of energy efficiency: the example of the regions of the Northwestern Federal District

Авторы

Занин Влад Владиславович
аспирант кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления
Российская Федерация, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Институт управления и информационных технологий
zanin.w@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу факторов регионального экономического развития в контексте энергоэффективности на примере регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО). В исследовании выделены ключевые группы факторов: ресурсно-производственные, инфраструктурные, институционально-управленческие, технологические и социально-экономические. Для конкретных регионов СЗФО определены преобладающие факторы, например, для Санкт-Петербурга — технологический и инновационный, для Калининградской области — природно-ресурсный и инфраструктурный. Установлена связь между факторными группами и энергетической результативностью, что позволило сформировать ключевые факторы развития в контексте энергоэффективности. Анализ региональных различий выявил, что повышение энергоэффективности является сквозной задачей для всех территорий округа, несмотря на разнообразие преобладающих факторов. Интеграция энергоэффективности в региональные стратегии способствует раскрытию потенциала факторов, превращая их в системные драйверы устойчивого развития. Результаты исследования подчеркивают необходимость учета энергоэффективности при планировании региональной политики.

Ключевые слова

региональное развитие, энергоэффективность, факторы развития, Северо-Западный федеральный округ, энергетическая результативность, региональные стратегии.

Рекомендуемая ссылка

Занин Влад Владиславович

Факторы регионального развития в контексте энергоэффективности на примере регионов СЗФО// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (83). Номер статьи: 8313. Дата публикации: 26.09.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8313/

Authors

Zanin Vlad Vladislavovich
Postgraduate Student, Department of Management and Public and Municipal Administration
Russian Federation, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, Institute of Management and Information Technology
zanin.w@mail.ru

Abstract

The article analyzes factors of regional economic development in the context of energy efficiency, using the example of regions in the Northwestern Federal District (NWFD). The study identifies key groups of factors: resource-production, infrastructural, institutional-management, technological, and socio-economic. Dominant factors for specific NWFD regions are highlighted, such as technological and innovative for Saint Petersburg, and natural-resource and infrastructural for the Kaliningrad Region. A connection between factor groups and energy performance is established, leading to the formation of key development factors in the context of energy efficiency. Analysis of regional differences reveals that improving energy efficiency is a unifying task across all territories, despite the diversity of dominant factors. Integrating energy efficiency into regional strategies maximizes the potential of various factors, transforming them from local advantages into systemic drivers of development. The findings emphasize the need to consider energy efficiency in regional policy planning.

Keywords

regional development, energy efficiency, development factors, Northwestern Federal District, energy performance, regional strategies.

Suggested Citation

Zanin Vlad Vladislavovich

Factors of regional development in the context of energy efficiency: the example of the regions of the Northwestern Federal District// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (83). Art. #8313. Date issued: 26.09.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8313/ 


Введение

Проблематика энергоэффективности, как одного из основного фактора регионального развития, закономерно выходит на более широкий уровень исследования, непосредственно сопрягаясь с сущностью и динамикой регионального экономического развития.

Как утверждает автор исследования [1]: «Современные реалии таковы, что время, когда при производстве продукции использовались безграничные и дешевые энергоресурсы, закончилось. Возрастающие объемы производства, связанные с удовлетворением перманентно растущего спроса, оказывают все большее негативное влияние на окружающую среду, что в условиях реализации концепции устойчивого развития недопустимо. В итоге удорожание себестоимости продукции ведет к росту ее цены, а значит, к неконкурентоспособности продукции и региона, специализирующегося на ее производстве, – к снижению уровня жизни населения на таких территориях».

Анализ регионального развития, ориентированный на концепцию энергетической эффективности, опирается на совокупность социально-экономических, институциональных и технологических факторов.

Исследование теоретико-методологических подходов, отражённых в трудах отечественных и зарубежных исследователей, а также стратегических документов Российской Федерации [2,3,4] и субъектов РФ СЗФО, показал многомерность факторов регионального экономического развития.

В научной литературе исследователи по-разному классифицируют и интерпретируют данные факторы, рассматривая их как совокупность взаимосвязанных условий, определяющих устойчивость и конкурентоспособность территорий. Р. Ф. Гатауллин [19] подчёркивает значимость комплексного использования природно-ресурсного и человеческого потенциалов, отмечая, что дисбаланс в их освоении приводит к структурным ограничениям экономического роста. Т. В. Яровова [20] связывает факторы регионального экономического развития с динамикой внутреннего спроса, инвестиционной активностью и способностью региональной экономики интегрироваться в межрегиональные и международные связи. Е. Б. Ленчук [21] акцентирует внимание на роли инновационного развития как системообразующего фактора, формирующего долгосрочные конкурентные преимущества региона. По её мнению, модернизация производственных мощностей и стимулирование НИОКР позволяют преодолевать технологическое отставание и повышать эффективность использования ресурсов. М. А. Максимов [22] дополняет этот подход, выделяя значимость развития транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры как основы для интеграции регионов в единое экономическое пространство.

Особое внимание в литературе уделяется институциональным и управленческим факторам. А.И.Татаркин [23] связывает результативность региональной политики с наличием адаптивных моделей управления, способных реагировать на изменения внешней среды и минимизировать риски.

Цель исследования  — сформировать ключевые факторы развития регионов СЗФО в контексте энергетической эффективности.

Задачи исследования: сформировать группы факторов регионального экономического  развития, выделить  преобладающие факторы развития регионов СЗФО, определить факторные группы  развития субъектов РФ  СЗФО, установить их связь с энергетической результативностью и сформировать ключевые факторы развития регионов СЗФО в контексте энергетической эффективности.

Методология и материалы. Методологической основой работы  являются научные положения теории регионального развития,  управления экономическими системами, изложенных в трудах известных российских и зарубежных ученых. В исследовании использовались основные направления стратегий социально-экономического развития субъектов РФ СЗФО, статистические материалы Росстата.

В ходе исследования применялись методы статистического и экономического анализа.

 

Результаты исследований

Региональное экономическое развитие формируется под влиянием комплекса взаимосвязанных факторов — ресурсных, инфраструктурных, институциональных, технологических и энергетических, — что требует их системного учёта в аналитике и практике управления. Данные факторы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.  Группы факторов регионального экономического  развития

Группа факторов Ключевые элементы Авторы
Ресурсно-производственные Природные, трудовые ресурсы, производственный потенциал Гатауллин Р.Ф., Яровова  Т.В.
Инфраструктурные Транспортная, энергетическая, логистическая инфраструктура Максимов, Ленчук Е.Б.
Институционально-управленческие Качество правовой базы, адаптивность управления Татаркин  А.И.
Технологические Инновации, модернизация, НИОКР Ленчук Е.Б.
Социально-экономические Внутренний спрос, инвестиционная активность, качество жизни Яровова  Т.В.

Составлено автором

 

Факторы регионального экономического развития представляют собой взаимосвязанную систему, включающую ресурсно-производственные, инфраструктурные, институционально-управленческие, технологические и социально-экономические элементы. Их влияние проявляется комплексно, формируя конкурентоспособность и устойчивость территорий. При этом всё более отчётливо прослеживается значение энергетической составляющей как сквозного фактора, определяющего эффективность использования ресурсов, возможности технологической модернизации и адаптивность региональных систем. В этом контексте энергоэффективность становится не только элементом инфраструктурного и технологического развития, но и ключевым условием достижения стратегических целей региональной политики.

Усиление внимания к энергоэффективности обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, она прямо связана со снижением производственных и эксплуатационных издержек, что позволяет региональным предприятиям повышать конкурентоспособность продукции и формировать более устойчивую налоговую базу. Во-вторых, энергоэффективные решения способствуют надежности функционирования инфраструктуры и снижению рисков перебоев в энергоснабжении, что особенно важно для территорий с высокой концентрацией промышленного производства. Также, энергоэффективность имеет ярко выраженный социальный и экологический эффект: с одной стороны, она способствует снижению расходов домохозяйств на оплату коммунальных услуг, а с другой – уменьшает антропогенную нагрузку на окружающую среду, что напрямую влияет на качество жизни населения и социальную стабильность. Развитие энергосберегающих технологий стимулирует формирование новых точек роста – от инновационных кластеров до цифровизации энергетической инфраструктуры, что усиливает технологическую модернизацию региона. Наконец, институционализация энергоэффективности как приоритета региональной политики позволяет органам власти интегрировать территорию в федеральные и международные программы устойчивого развития, обеспечивая баланс экономических, социальных и экологических интересов.

Энергоэффективность постепенно выходит за рамки исключительно инфраструктурного и технологического параметра, приобретая статус самостоятельного детерминанта регионального развития. Она проявляется как комплексное явление, оказывающее влияние на экономическую, социальную, экологическую и институциональную сферы. С одной стороны, энергоэффективность определяет уровень ресурсосбережения и производственной конкурентоспособности, с другой — выступает индикатором качества управления и способности региона к инновационной адаптации. В этом смысле её можно выделить как отдельный фактор регионального экономического развития, обладающий сквозным воздействием и формирующий условия для устойчивого и долгосрочного роста территориальных систем.

Анализ регионального развития, ориентированный на концепцию энергетической эффективности, опирается на совокупность социально-экономических, институциональных и технологических факторов. Северо-Западный федеральный округ формирует многопрофильное пространство, объединяющее индустриально развитые и ресурсозависимые субъекты с различной инфраструктурной насыщенностью и модернизационным потенциалом.

В таблице 2. систематизированы преобладающие факторные группы для каждого субъекта РФ округа. Формирование набора факторов базировалось на показателях отраслевой специализации, инфраструктурной обеспеченности, институциональной зрелости и природно-ресурсной базы

 

Таблица 2. Факторы развития регионов Северо-Западного федерального округа

Регион Преобладающий фактор Причины выраженности
Санкт-Петербург Технологический, инновационный Концентрация научных центров, вузов, технопарков; развитая ИТ-сфера; высокий уровень человеческого капитала
Ленинградская область Инфраструктурный, промышленный Развитая транспортно-логистическая сеть, наличие портов, крупных промышленных зон, близость к мегаполису
Калининградская область Пространственный, институциональный Изолированное геополитическое положение, особая экономическая зона, зависимость от внешнеторговых связей
Республика Карелия Природно-ресурсный Богатые лесные и водные ресурсы, низкая плотность населения, ориентация экономики на лесопереработку и энергетику
Республика Коми Природно-ресурсный, промышленный Богатые лесные, углеводородные  ресурсы. Развиты добывающая,  энергетическая  и пищевая промышленности.
Архангельская область Природно-ресурсный, промышленный Наличие лесных ресурсов, судостроение, целлюлозно-бумажная промышленность, доступ к Арктике
Мурманская область Природно-ресурсный, инфраструктурный Арктическая добыча, рыбопереработка, наличие портов незамерзающего моря, опора на тяжёлую промышленность и энергетику
Новгородская область Социально-экономический, промышленный Развивающийся промышленный сектор, попытки привлечь инвестиции, необходимость компенсировать демографический спад
Псковская область Социальный, институциональный Пограничное положение, слабая промышленная база, высокая миграционная убыль, зависимость от дотаций и кооперации
Вологодская область Промышленный, инфраструктурный Металлургия, химическая промышленность, высокая энергоёмкость производств, наличие крупных градообразующих предприятий

Источник: разработано автором на основе [ 5 -14].

 

Комплексная оценка различий между субъектами подтверждает, что повышение энергетической эффективности выступает объединяющей задачей для округа. Универсальный механизм снижения издержек, роста конкурентоспособности и ограничения сырьевой зависимости формирует основу долгосрочной адаптивности к глобальным вызовам и климатическим ограничениям. Интеграция критериев энергетической эффективности в региональные стратегии трансформирует локальные преимущества в системные драйверы развития.

В результате сравнительного анализа было показано, что энергетическая результативность служит сквозным индикатором, объединяющим указанные факторные группы регионов округа.

 

Таблица 3.  Факторные группы  развития регионов  СЗФО и их связь с энергетической результативностью

Группа факторов Содержательная характеристика Влияние на энергорезультативность
Ресурсно-природный потенциал Запасы нефти, газа, древесины, гидроэнергии; степень освоения; логистика освоения Высокая ресурсная база снижает риски дефицита, однако без модернизации приводят к росту удельных выбросов
Энергетическая инфраструктура Генерирующие мощности, распределительные сети, индекс износа оборудования Современные сети сокращают потери, повышают надёжность снабжения и уменьшают энергоёмкость производства
Отраслевая специализация Доля металлургии, лесопереработки, услуг, высоких технологий Преобладание энергоёмких отраслей увеличивает интенсивность потребления, сервисная ориентация формирует спрос на «чистые» мощности
Автономия топливно-энергетического баланса Соотношение внутреннего спроса и генерации, экспорт резервной мощности Профицит энергии позволяет диверсифицировать экономику, импорт усиливает зависимость от ценовых колебаний
Инновационно-инвестиционный потенциал Инвестиции в НИОКР, внедрение цифровых решений, количество патентов Рост вложений ускоряет переход на ресурсосберегающие технологии и уменьшает удельные затраты
Социально-демографическая структура Плотность населения, уровень доходов, квалификация кадров Крупные агломерации требуют гибкой системы управления спросом, квалифицированные кадры ускоряют внедрение инноваций
Эколого-климатические условия Среднегодовая температура, риск экстремальных погодных событий, углеродный след Строгие климатические ограничения стимулируют развитие возобновляемых источников и силовых резервов
Институционально-управленческая зрелость Координация региональных программ, наличие энергостратегий, эффективность мониторинга Согласованные решения ускоряют модернизацию и обеспечивают целевое распределение инвестиций

Источник: разработано автором на основе [ 5 -14].

 

Анализ региональных различий показывает, что несмотря на разнообразие преобладающих факторов, будь то технологический потенциал Санкт-Петербурга, сырьевая специализация Ненецкого автономного округа или инфраструктурные вызовы Мурманской области, сквозной задачей, объединяющей все территории, становится повышение энергоэффективности. Это связано с тем, что энергоэффективность выступает универсальным инструментом сокращения издержек, повышения конкурентоспособности, снижения зависимости от сырьевых секторов, а также условием достижения устойчивости.  Так, именно интеграция энергоэффективности в региональные стратегии позволяет максимально раскрыть потенциал различных факторов, превращая их из локальных преимуществ в системные драйверы развития.

Энергетическая эффективность рассматривается как компонента устойчивого социально-экономического развития и постоянного экономического роста региональных систем. Стабильное энергоснабжение является важнейшим условием для поддержания экономической активности и повышения уровня жизни населения [15] Энергетическая эффективность измеряет степень рациональности и эффективности использования энергетических ресурсов на различных этапах производства и потребления. Рост энергетической эффективности снижает энергозатраты и энергоемкость экономики, минимизирует экологические издержки и повышает конкурентоспособность региональных экономических систем [16].

Энергетическая эффективность занимает значительное место в научной литературе как критические элементы обеспечения стабильного и прогрессивного развития региональных и национальных экономик. В условиях трансформации экономической архитектуры страны роль энергетического сектора возрастает, поскольку именно энергетика остаётся основой для развития базовых отраслей, способствующих социально-экономическому прогрессу[15]. Энергетическая эффективность рассматривается как структурообразующий компонент экономической устойчивости, обеспечивающий снижение энергоёмкости производств и сокращение негативного воздействия на окружающую среду [17].

Для системного анализа пространственной энергетической эффективности целесообразно использовать  не только данные таблицы 2, но и таблицу 4, отражающую ключевые факторы развития регионов Северо-Западного федерального округа. Например, Ленинградская область отличается высоким уровнем энергетической инфраструктуры и развитой промышленной базой, тогда как Псковская область характеризуется низким уровнем энергообеспечения и слабо диверсифицированной экономикой. Мурманская область обладает значительным потенциалом в области генерации электроэнергии, но сталкивается с ограничениями по транспортной связанности и сезонным колебаниям спроса. Вологодская область демонстрирует высокую энергоемкость металлургического сектора при наличии дефицита модернизированных мощностей. Республика Коми и Архангельская область сохраняют зависимость от углеродоемкого производства, что обостряет необходимость трансформации структуры энергопотребления.  Все это дает возможность  определить приоритеты энергомодернизации и повысить обоснованность территориальной дифференциации стратегий,   зафиксировать многоаспектный характер региональной энергетической дифференциации внутри СЗФО. Наиболее высокую степень энергетической автономии демонстрируют Мурманская и Ленинградская области, где сосредоточены крупные генераторы, включая атомную и гидроэнергетику. Однако даже при наличии избыточной мощности возникает необходимость в модернизации сетей и оптимизации распределения, особенно с учетом асимметрии между производством и потреблением. В регионах с низкой энергетической автономией, таких как Псковская и Новгородская области, наблюдается зависимость от внешнего снабжения, что делает актуальной задачу повышения энергоэффективности и внедрения цифровых систем управления энергопотреблением. В условиях необходимости перехода к адаптивной региональной энергетической политике, представленные ключевые факторы  в таблице 4. выступает базой для типологизации субъектов СЗФО и проектирования индивидуальных траекторий развития с опорой на их текущие характеристики. Учет этих параметров должен быть интегрирован в региональные стратегии управления, энергетическое планирование и системы инвестиционного стимулирования модернизации инфраструктуры.

 

Таблица 4. Ключевые факторы развития регионов СЗФО в контексте энергетической эффективности

Регион Ключевые факторы развития
Инфраструктура энергоснабжения Уровень энергоемкости экономики Специализация экономики Энергетическая автономия Уровень ВРП на душу населения Региональные особенности
Ленинградская область Развитая, включая ЛАЭС, ТЭЦ, ГЭС Средний Машиностроение, химическая промышленность Высокая Выше среднего Крупный энергетический узел, рост энергопотребления, необходимость «зелёного» перехода
Санкт-Петербург Зависимость от поставок, распределённые сети Низкий Услуги, финансы, высокие технологии Низкая Высокий Высокая плотность потребления, ограниченность расширения мощностей
Вологодская область Изношенная, потребность в модернизации Высокий Металлургия, химическая промышленность Средняя Средний Высокая нагрузка на энергосистему, дефицит современных сетей и оборудования
Республика Коми Разветвленная, ресурсоориентированная Высокий ТЭК, нефтедобыча, энергетика Высокая Средний Логистическая удалённость, необходимость в низкоуглеродной модернизации
Архангельская область Среднеразвитая, лесоэнергетические мощности Средний Лесопромышленный комплекс Средняя Ниже среднего Потенциал биоэнергетики, высокая ресурсоемкость и структурная зависимость
Калининградская область Автономная, локализованная система Средний Машиностроение, логистика Средняя Средний Изоляция от ЕЭС России, потребность в энергонезависимых решениях
Карелия Среднеразвитая, ГЭС, слабая ТЭЦ Средний ЦБК, добыча полезных ископаемых Средняя Ниже среднего Потенциал ВИЭ, дефицит теплоэнергетики, климатические вызовы
Мурманская область Сильная генерация: АЭС, ГЭС Средний Цветная металлургия, логистика Высокая Средний Профицит генерации, низкий спрос, износ инфраструктуры
Новгородская область Ограниченная мощность, старые сети Средний Пищевая, химическая промышленность Низкая Ниже среднего Рост зависимости от внешних поставок, энергозатратные технологии
Псковская область Слабая, неавтономная Средневысокий Сельское хозяйство, переработка Низкая Низкий Дефицит энергетической инфраструктуры, низкий спрос, высокая зависимость

Примечание: систематизация выполнена на основе [6-13]

 

Заключение

Исследование региональных различий показывает, что несмотря на разнообразие преобладающих факторов для каждого региона округа, сквозной задачей, объединяющей все территории, становится повышение энергоэффективности. Интеграция энергоэффективности в региональные стратегии позволяет максимально раскрыть потенциал различных факторов, превращая их из локальных преимуществ в системные драйверы развития

 

Источники

  1. Белов, В.И. Региональные программы повышения энергоэффективности субъектов Российской Федерации как механизм реализации региональной социально-экономической политики устойчивого развития : автореферат дис. … доктора экономических наук. — Санкт-Петербург, 2024. — 35 с.
  2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
  3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 года №4146-р
  4. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 год: утв. распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 №1523-р (ред. от 15.02.2025).
  5. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (ред. от 26.11.2020) «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года.
  6. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2036 года утверждена областным законом № 70-оз от 23 июня 2025 года.
  7. О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу. Список изменяющих документов (в ред. Постановления Правительства Калининградской области. от 05.06.2019 N 412).
  8. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года №899р-П.
  9. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года утверждена законом Архангельской области от 18.02.2019 №57-5-ОЗ.
  10. Стратегический план развития Мурманской области до 2030 года «На Севере — жить!» утверждён распоряжением Правительства Мурманской области от 28.12.2024 №460-РП.
  11. О стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 год. Областной закон N 100-ОЗ от 09.07.2012.
  12. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года утверждена Постановлением Правительства области от 17 октября 2016 года №920 (в редакции от 26 декабря 2024 года).
  13. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2030 года УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185
  14. Индивидуальная программа социально-экономического развития Псковской области на 2025–2030 годы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №3731-р.
  15. Приоритетные направления повышения энергетической эффективности экономики России: монография / Н. В. Арефьев, Л. В. Иваницкая, Н. С. Сафронов, Е. Е. Можаев. Москва: Директ-Медиа, 2019. 382 с.
  16. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216.
  17. Седова, Н. В. Государственное регулирование энергетической безопасности (региональный аспект) // Вестник Томского гос. ун-та. Экономика. 2015. №3 (31).
  18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023. Статсборник / Росстат. — М. 2024. 1081 с.
  19. Гатауллин, Р. Ф. Экономическое пространство: содержание, единство и разрывы // Проблемы современной экономики. 2014. № 4. С. 196–200.
  20. Яровова Т. В. К вопросу об обеспечении устойчивости развития в компаниях мирового топливно-энергетического комплекса // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 1. С. 315–319.
  21. Ленчук, Е. Б. Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения // Инновации. 2020. № 2. С. 24–28.
  22. Максимов, М. А., Чичерова В. Н. Механизмы реализации государственных программ в РФ в современных условиях: проблемы, перспективы и критерии эффективности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 9-2. С. 217–221.
  23. Татаркин, А.И. Региональная направленность экономической политики Российской Федерации как института пространственного обустройства территорий // Экономика региона. 2016. Т. 12, Вып. 1. С. 9-27.

 

References

  1. Belov, V.I. Regional Programs for Improving Energy Efficiency of Subjects of the Russian Federation as a Mechanism for Implementing Regional Socio-Economic Policy of Sustainable Development: Abstract of Doct. Diss. [Regional’nye programmy povysheniya energoeffektivnosti sub»ektov Rossiyskoy Federatsii kak mekhanizm realizatsii regional’noy sotsial’no-ekonomicheskoy politiki ustoychivogo razvitiya: avtoreferat dis. … doktora ekonomicheskikh nauk]. // Saint Petersburg, 2024. — 35 p.
  2. The Concept of the Strategy for Socio-Economic Development of Regions of the Russian Federation: Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r. [Kontseptsiya Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossiyskoy Federatsii: utv. rasporyazheniem Pravitel’stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r].
  3. The Strategy for Spatial Development of the Russian Federation for the Period up to 2030 with a Forecast up to 2036: Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 28, 2024 No. 4146-r. [Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda s prognozom do 2036 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2024 goda № 4146-r].
  4. The Energy Strategy of the Russian Federation for the Period up to 2035: Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of June 9, 2020 No. 1523-r (as amended on February 15, 2025). [Energeticheskaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2035 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel’stva RF ot 09.06.2020 № 1523-r (red. ot 15.02.2025)].
  5. Law of Saint Petersburg of December 19, 2018 No. 771-164 (as amended on November 26, 2020) «On the Strategy for Socio-Economic Development of Saint Petersburg until 2035». [Zakon Sankt-Peterburga ot 19.12.2018 N 771-164 (red. ot 26.11.2020) «O Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Sankt-Peterburga na period do 2035 goda»].
  6. The Strategy for Socio-Economic Development of the Leningrad Region until 2036 Approved by Regional Law No. 70-oz of June 23, 2025. [Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Leningradskoy oblasti do 2036 goda utverzhdena oblastnym zakonom № 70-oz ot 23 iyunya 2025 goda].
  7. On the Strategy for Socio-Economic Development of the Kaliningrad Region for the Long Term. List of Amending Documents (as amended by Decree of the Government of the Kaliningrad Region of June 5, 2019 No. 412). [O Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Kaliningradskoy oblasti na dolgосрочnuyu perspektivu. Spisok izmenyayushchikh dokumentov (v red. Postanovleniya Pravitel’stva Kaliningradskoy oblasti ot 05.06.2019 N 412)].
  8. The Strategy for Socio-Economic Development of the Republic of Karelia until 2030 Approved by Decree of the Government of the Republic of Karelia of December 29, 2018 No. 899r-P. [Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Kareliya do 2030 goda utverzhdena rasporyazheniem Pravitel’stva Respubliki Kareliya ot 29 dekabrya 2018 goda № 899r-P].
  9. The Strategy for Socio-Economic Development of the Arkhangelsk Region until 2035 Approved by Law of the Arkhangelsk Region of February 18, 2019 No. 57-5-OZ. [Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Arkhangel’skoy oblasti do 2035 goda utverzhdena zakonom Arkhangel’skoy oblasti ot 18.02.2019 № 57-5-OZ].
  10. The Strategic Development Plan of the Murmansk Region until 2030 «Live in the North!» Approved by Decree of the Government of the Murmansk Region of December 28, 2024 No. 460-RP. [Strategicheskiy plan razvitiya Murmanskoy oblasti do 2030 goda «Na Severe — zhit’!» utverzhden rasporyazheniem Pravitel’stva Murmanskoy oblasti ot 28.12.2024 № 460-RP].
  11. On the Strategy for Socio-Economic Development of the Novgorod Region until 2030. Regional Law No. 100-OZ of July 9, 2012. [O strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Novgorodskoy oblasti do 2030 goda. Oblastnoy zakon N 100-OZ ot 09.07.2012].
  12. The Strategy for Socio-Economic Development of the Vologda Region for the Period up to 2030 Approved by Decree of the Regional Government of October 17, 2016 No. 920 (as amended on December 26, 2024). [Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Vologodskoy oblasti na period do 2030 goda utverzhdena Postanovleniem Pravitel’stva oblasti ot 17 oktyabrya 2016 goda № 920 (v redaktsii ot 26 dekabrya 2024 goda)].
  13. The Strategy for Socio-Economic Development of the Republic of Komi for the Period up to 2030 Approved by Decree of the Government of the Republic of Komi of April 11, 2019 No. 185. [Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Komi na period do 2030 goda UTVERZHDENA postanovleniem Pravitel’stva Respubliki Komi ot 11 aprelya 2019 g. № 185].
  14. The Individual Program for Socio-Economic Development of the Pskov Region for 2025–2030 Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 13, 2024 No. 3731-r. [Individual’naya programma sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Pskovskoy oblasti na 2025–2030 gody utverzhdena rasporyazheniem Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 13 dekabrya 2024 goda № 3731-r].
  15. Priority Directions for Improving the Energy Efficiency of the Russian Economy: Monograph / N.V. Arefiev, L.V. Ivanitskaya, N.S. Safronov, E.E. Mozhaev. [Prioritetnye napravleniya povysheniya energeticheskoy effektivnosti ekonomiki Rossii: monografiya]. // Moscow: Direkt-Media, 2019. — 382 p.
  16. The Doctrine of Energy Security of the Russian Federation. Approved by Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2019 No. 216. [Doktrina energeticheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Utverzhdena ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13 maya 2019 g. № 216].
  17. Sedova, N.V. State Regulation of Energy Security (Regional Aspect). [Gosudarstvennoe regulirovanie energeticheskoy bezopasnosti (regional’nyy aspekt)]. // Bulletin of Tomsk State University. 2015. No. 3 (31).
  18. Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2023. Statistical Collection / Rosstat. [Regiony Rossii. Sotsial’no-ekonomicheskie pokazateli. 2023. Statsbornik]. // Moscow, 2024. — 1081 p.
  19. Gataullin, R.F. Economic Space: Content, Unity and Gaps. [Ekonomicheskoe prostranstvo: soderzhanie, edinstvo i razryvy]. // Problems of Modern Economics. No. 4. P. 196–200.
  20. Yarovova T.V. On the Issue of Ensuring Sustainability of Development in Companies of the Global Fuel and Energy Complex. [K voprosu ob obespechenii ustoychivosti razvitiya v kompaniyakh mirovogo toplivno-energeticheskogo kompleksa]. // Natural and Humanitarian Studies. No. 1. P. 315–319.
  21. Lenchuk, E.B. Strategic Planning in Russia: Problems and Solutions. [Strategicheskoe planirovanie v Rossii: problemy i puti resheniya]. // Innovations. 2020. No. 2. 24–28.
  22. Maksimov, M.A., Chicherova V.N. Mechanisms for Implementing State Programs in the Russian Federation under Modern Conditions: Problems, Prospects and Efficiency Criteria. [Mekhanizmy realizatsii gosudarstvennykh programm v RF v sovremennykh usloviyakh: problemy, perspektivy i kriterii effektivnosti]. // International Journal of Humanities and Natural Sciences. No. 9-2. P. 217–221.
  23. Tatarkin, A.I. Regional Focus of the Economic Policy of the Russian Federation as an Institution of Spatial Arrangement of Territories. [Regional’naya napravlennost’ ekonomicheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii kak instituta prostranstvennogo obustroystva territoriy]. // Economy of the Region. Vol. 12, Iss. 1. P. 9-27.

Еще в рубриках

Северо-Западный федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *