
Оценка долгосрочного влияния инструментов региональной политики на развитие ДФО
Assessment of the regional policy instruments long-term impact on the development of the Russian Far East
Авторы
Аннотация
Представленное исследование фокусируется на инструментах государственной региональной политики, в первую очередь преференциальных режимах, направленных на социально-экономическое развитие Дальнего Востока. С целью выявления эффективности региональной политики ДФО, в статье рассчитан прогноз по базовому и оптимистическому сценарию развития макрорегиона с учетом специфики применяемых инструментов. Гипотеза исследования заключается в том, что преференциальные режимы оказывают долгосрочное положительное влияние на пространственное развитие, в том числе по таким показателям, как приток инвестиций, товарооборот, промышленное производство.
Структура статьи позволяет рассмотреть сначала все инструменты региональной политики, затем факторы, оказывающие негативное влияние на макрорегион. Далее был рассчитан прогноз развития макрорегиона. И по итогам исследования автор сформулировал рекомендации по совершенствованию инструментов региональной политики в Дальневосточном федеральном округе.
Ключевые слова
пространственное развитие, региональная политика, регионы ДФО, преференциальные режимы, социально-экономическое развитие территорий.
Рекомендуемая ссылка
Оценка долгосрочного влияния инструментов региональной политики на развитие ДФО// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Номер статьи: 8215. Дата публикации: 24.06.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8215/
Authors
Abstract
The presented research focuses on the instruments of state regional policy, primarily preferential regimes aimed at the socio-economic development of the Far East. In order to identify the effectiveness of the regional policy of the Far Eastern Federal District, the article calculates a forecast for the basic and optimistic scenario of the development of the macroregion, taking into account the specifics of the instruments used. The hypothesis of the study is that preferential regimes have a long-term positive impact on spatial development, including such indicators as investment inflow, trade turnover, industrial production.
The structure of the research allows first of all to consider all the instruments of regional policy, then the factors that have a negative impact on the macroregion. Then, a forecast for the development of the macroregion was calculated. Ultimately, based on the results of the study, the author formulated recommendations for improving the instruments of regional policy in the Far Eastern Federal District.
Keywords
spatial development, regional policy, regions of the Far Eastern Federal District, preferential regimes, socio-economic development of territories.
Suggested Citation
Assessment of the regional policy instruments long-term impact on the development of the Russian Far East// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Art. #8215. Date issued: 24.06.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8215/
Введение
Актуальность исследования. Дальний Восток с начала XX столетия приковывает к себе внимание с экономической точки зрения – как огромная территория, богатая ресурсами, перспективами развития промышленности и инвестиционной активности, с геостратегической – как основная платформа, открывающая путь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, с туристической – как кладезь природных нетронутых объектов, в том числе входящих в список всемирного наследия ЮНЕСКО, с социальной – как малонаселенный макрорегион с потенциалом подготовки кадров новых профессий в крупных университетах федерального значения (например, Дальневосточный федеральный университет ) и созданием крупных научных центров международного уровня.
В последние годы внимание к макрорегиону увеличилось еще больше в связи с закрытием европейских рынков для российских предпринимателей и разворотом политического курса государства на Восток. ДФО фактически стал «связующим звеном» с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Дальний Восток после объявления его президентом В.В. Путиным регионом ХХI века превратился в своеобразную лабораторию по апробации различных инструментов региональной политики: в ДФО действует самое большое количество различных типов преференциальных режимов (по состоянию на апрель 2025 г. – 8 типов); помимо этого применяются меры по освоению участков земли с целью стимулирования предпринимательской активности, реализуются программы по увеличению численности населения и минимизации его оттока, создаются образовательные учреждения и научные центры федерального уровня. Такая политика проводится на протяжении более 10 лет, однако, действительно ли она так эффективна и оправдывают ли различные меры поддержки ожидания? Какие факторы тормозят развитие региона? И можно ли ускорить это развитие?
Таким образом, актуальность исследования основывается на необходимости оценки действующих инструментов региональной политики для определения их эффективности на долгосрочный период времени и возможной корректировки действующих мер поддержки для отдельных регионов Дальнего Востока с целью максимизации их положительного эффекта. Исследование может быть полезно федеральным органам власти, высшим исполнительным органам власти субъектов федерации, а также организациям и управляющей компании.
Для того, чтобы оценить эффективность мер, применяемых по отношению к дальневосточной территории на долгосрочную перспективу, необходимо не только провести анализ текущего социально-экономического состояния, но и попытаться сделать прогноз развития по основным показателям. Таким образом, основная цель данной работы заключается в формировании прогноза социально-экономического развития Дальнего Востока до 2030 года с учетом действующих мер поддержки и сдерживающих факторов.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные действующие инструменты региональной политики в отношении Дальнего Востока;
- определить факторы, тормозящие социально-экономическое развитие Дальневосточного макрорегиона;
- составить прогноз социально-экономического развития макрорегиона до 2030 года;
- оценить эффективность существующих мер поддержки и дать предложения по их оптимизации.
Объект исследования — социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Предмет исследования — инструменты региональной политики в отношении Дальнего Востока, оказывающие долгосрочное влияние на его развитие.
В данной работе используются следующие методы исследования: ретроспективный анализ, логический, теоретико-эмпирический, статистический, факторный анализ. При проведении прогноза использовался метод экстраполяции.
Результаты исследований
Инструменты региональной политики
Все инструменты региональной политики, которые реализуются на территории Дальнего Востока, условно можно разделить на стимулирующие инвестиционную активность и направленные на улучшение демографической ситуации в макрорегионе. При этом логично предположить, что увеличение притока инвестиций и реализация крупных инвестиционных проектов способствуют улучшению благосостояния населения за счет притока капитала в регион.
На Дальнем Востоке применяются следующие инструменты региональной политики, направленные на увеличение притока инвестиций: преференциальные режимы, льготное кредитование и субсидии, инновационные парки, налоговые и административные льготы для бизнеса. Представлены программы, направленные на поддержку населения: «дальневосточная ипотека» и «дальневосточный гектар», сельская ипотека, разовые социальные выплаты, выплаты на детей, коэффициенты надбавки молодым специалистам и другие.
Наиболее масштабная и уникальная политика на Дальнем Востоке реализуется с помощью создания преференциальных режимов. Уникальность этого состоит не в самом инструменте, а в льготах, предлагаемых резидентам, которые не только осуществляют инвестирование, но и должны нивелировать факторы, оказывающие негативное влияние на ведение предпринимательской деятельности в макрорегионе. Например, в рамках территорий опережающего развития [1], резидентам предоставляется бесплатно инфраструктура, что позволяет избежать значительных затрат предпринимателями.
Территории опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток (СПВ) [2], Арктическая зона Российской федерации (АЗРФ) [3] и особый режим на Курильских островах (КОРФ) [40] определены постановлениями Правительства Российской Федерации [7]. Резидентам ТОР и СПВ предоставляется возможность субсидирования процентной ставки по кредитам с целью поддержки инвестиционных проектов в приоритетных отраслях [6].
Специальный административный район (САР) [8] на о. Русский способствует гибкому возвращению международных холдинговых компаний на территорию страны, обеспечивая особые налоговые и административные условия. Инновационный научно-технологический центр «Русский» (ИНТЦ) призван помочь привлечь научные компании, занимающиеся разработками в области биотехнологий и искусственного интеллекта, а также ведущих ученых.
Помимо льгот, предоставляемых преференциальными режимами, бизнес Дальнего Востока может воспользоваться преимуществами регионального инвестиционного проекта (РИП) («Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (с изм. от 5 февраля 2025 г.)). РИП способствует инвестиционной деятельности в несырьевом секторе путем введения пониженной ставки налога на прибыль и добычу полезных ископаемых. Однако, по нашему мнению, данный инструмент уступает преференциям режима СПВ, который предоставляет гораздо больше льгот субъектам бизнеса, осуществляющим свою деятельность, в том числе в несырьевом секторе.
С 2015 г. юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Дальнего Востока, могут получить субсидию на создание или технологическое присоединение к инфраструктуре (Постановление Правительства РФ от 9 июля 2015 г. № 693 (ред. от 20 августа 2021 г.) «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям».) с целью реализации инвестиционных проектов. Данный инструмент полезен в тех случаях, когда предприятие не входит в пределы границы ТОР, где подключение к объектам инфраструктуры осуществляется за счет средств управляющей компании.
Помимо инвестиционных и экономических, на Дальнем Востоке реализуются социальные инициативы. С целью обеспечения социального развития макрорегиона на Дальнем Востоке функционируют программы «Дальневосточный гектар», и «Дальневосточная ипотека» для снижения оттока населения в 2024 г. на Восточном экономическому форуме президент России Владимир Путин дал поручение сохранить ипотечные ставки под 2% «Единую субсидию», обеспечивающую межбюджетный трансфер на реализацию строительства объектов инфраструктуры в центрах экономического роста.
Инструменты региональной политики на Дальнем Востоке направлены в большинстве своем на привлечение инвестиций в экономику, однако поддержки субъектов малых и средних предприятий недостаточно, поскольку их оборот всё еще остается низким, а крупных инвестиционных проектов недостаточно, чтобы оказать положительное влияние на социально-экономическую динамику развития макрорегиона в целом. Преференциальные режимы, как инструмент региональной политики, могут стать локомотивами развития, если льготные меры будут направлены на реализацию проектов в приоритетных отраслях экономики с высокой добавленной стоимостью: технологии, транспорт и логистика, судоремонт, металлургия, производство стройматериалов, химическая промышленность и рыбохозяйственный комплекс.
Факторы, влияющие на эффективность региональной политики
Дальний Восток имеет ряд особенностей, которые выделяют его среди других федеральных округов Российской Федерации. Эти особенности являются как положительными, формирующими уникальность макрорегиона, так и отрицательными, тормозящими его развитие.
Макрорегион богат природными ресурсами, что формирует потенциал для промышленного роста, в том числе создание экспортоориентированных производств. Важнейшим положительным фактором является стратегически прямой выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что дает возможность не только развивать взаимные торговые отношения, но и приглашать экспертов, перенимать зарубежный опыт в научной и технологической сферах. Еще одним положительным фактором является туристический потенциал, что обусловлено наличием на Дальнем Востоке огромного количества природных заповедных мест, в том числе включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди негативных особенностей можно выделить, во-первых, сложные природно-климатические условия, нахождение макрорегиона на территории Тихоокеанского пояса складчатости, что чревато частыми подземными и подводными землетрясениями, извержениями вулканов и, как следствие, здесь довольно низкая плотность населения и наблюдается его постоянный отток в другие регионы России. Во-вторых, здесь недостаточно развитая система транспортной инфраструктуры, что сказывается на высоких тарифах по перевозке и слабой транспортной связанности дальневосточных субъектов федерации. В-третьих, наблюдается нехватка специалистов в самых разных сферах экономики и недостаточное количество учебных заведений для их подготовки и переподготовке. В-четвертых, сложная внешнеполитическая обстановка и санкционное давление оказывают влияние на бизнес и инвесторов, что ограничивает поставки высокотехнологичного оборудования, вызывает сложности взаиморасчетов, а также мешает привлечению иностранных инвесторов.
Остается нерешенной и проблема «доверия» зарубежных инвесторов. В соответствии со статистикой доля иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации остается незначительной (по данным Счетной палаты Российской Федерации за 2022 г. доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в среднем не превышала 0,2%) (Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2022. No 2. Преференциальные режимы. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/7d8/hlzxwaeqw81llk92aca5pqsg36es4cmu.pdf).
Высокие тарифы на перевозку продукции и слабая транспортная доступность рынков сбыта существенно снижают инвестиционную привлекательность регионов Дальнего Востока и остаются пока нерешенной проблемой (Бардаль А.В. Транспортная система Дальнего Востока: «эффекты» новой модели развития макрорегиона. // Дальний Восток: новые стратегии и модели развития. № 3(92). 2020. С. 55-56.).
Таким образом, все эти факторы, как положительные, так и отрицательные, оказывают влияние на социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Усилить роль положительных и нивелировать отрицательные как раз и призваны преференциальные режимы, как основной инструмент дальневосточной региональной политики, который позволяет не только активизировать инвестиционную деятельность, но и способствует социальному развитию и повышению привлекательности Дальнего Востока для закрепления там населения и ведения бизнеса.
В данном исследовании прогноз социально-экономического развития ДФО основывается на предположении о том, что сдерживающие факторы в какой-то степени будут нивелированы за счет мер региональной политики, а также на тезисе о том, что преференциальные режимы способствуют опережающей положительной динамике по определенным экономическим и социальным показателям.
Прогноз социально-экономического развития
В результате анализа экономических и социальных показателей было выявлено, что темпы роста макрорегиона выше, чем в среднем по России по следующим показателям: ВРП, оборот малых предприятий, объем промышленного производства, инвестиции, объем поступлений налогов в бюджеты, реальные располагаемые доходы населения (рис. 1).
Рисунок 1. Темпы роста ДФО и России, 2013 к 2023 г., в %
Составлено автором
Исходя из этого, можно сделать вывод о положительном влиянии политики преференциальных режимов ввиду того, что инвестиционный рост обеспечивается в большинстве своем за счет реализации проектов резидентов преференциальных режимов в области добычи полезных ископаемых, нефтегазохимии, а также развития транспортно-логистической сферы и торговле (рис. 2). Также исходя из данных, представленных в отчете о деятельности АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», на долю преференциальных режимов приходится 40% всего объема инвестиций от проектов, реализующихся на Дальнем Востоке.
Рисунок 2. Отраслевая структура инвестиционных проектов на Дальнем Востоке
Составлено автором на основании данных АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», URL: https://erdc.ru/.
При положительной динамике и увеличении количества прибыльных проектов в рамках преференциальных режимов АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» дает прогнозы по приросту ВРП в три раза к 2050 г. (АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», URL: https://erdc.ru/.). Однако, с нашей точки зрения, практически невозможен столь долгосрочный прогноз, в связи с тем, что существует большое количество внешних факторов, например политическая и экономическая напряженность, которые вносят свои коррективы, влияющие на инвестиционный климат и социально-экономическое развитие регионов в целом. Наиболее оптимальным представляется период до 2030 г., в связи с тем, что к этому времени будет реализовано большинство инвестиционных проектов в рамках действующих дальневосточных преференциальных режимов, а также дадут результаты другие инструменты региональной политики.
Считаем необходимым обозначить ряд факторов, которые были учтены при прогнозе. Во-первых, допускается изменение внешнеполитической обстановки и снятие санкционных барьеров в будущем. Во-вторых, предполагаем улучшение транспортно-логистической доступности территорий Дальнего Востока за счет строительства дополнительных путей сообщения и снижения транспортных тарифов, в том числе путем улучшения логистических возможностей Северного завоза, развития международного коридора Северный морской путь, коридоров «Приморье-1», «Приморье-2». Предполагаем, что положительное влияние окажет также развитие технологий и роботизация производственных процессов, что скажется на объеме выпускаемой продукции и затратах бизнеса.
Прогнозирование будет проводиться по следующим показателям: ВРП на душу населения, оборот малых предприятий, объем промышленного производства, инвестиции, объем поступлений налогов в бюджеты, реальные располагаемые доходы населения. Предполагается возможным выделить два сценария – базового и оптимистичного. Базовый сценарий – с учетом текущих внешних и внутренних факторов, оптимистичный – с расчетом на то, что будут значительно улучшены внешние и внутренние условия и будет реализовано большинство проектов в рамках действующих преференциальных режимов. Среди наиболее крупных проектов, реализуемых в рамках преференциальных режимов и способных повлиять на рост экономики, можно выделить: строительство города-спутника Владивосток в Приморском крае (1 трлн руб.), нефтехимического завода в Хабаровском крае (1 трлн руб.), комбината «Удоканская медь» в Забайкальском крае (более 500 млрд руб.). Считаем, что положительное влияние может оказать реализация мастер-планов городов Дальнего Востока, разработанных во соответствии со «Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2030 года и с прогнозом до 2036 года» (Стратегические мастер-планы развития городов Дальнего Востока, URL: http://25городов.рф.).
Прогноз строится на основании метода экстраполяции, то есть базируется на показателях среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста. В этой связи, чтобы получить прогноз на несколько лет вперед t (t – период прогнозирования) возможно воспользоваться следующей формулой (Составлено автором на основании материала Машунина Ю. К. Прогнозирование и планирование социально-экономических систем: учебник для вузов / Ю. К. Машунин. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 330 с.):
где — фактическое значение текущего уровня показателя (на момент начала прогноза),
представляет собой прогнозное значение показателя в год L;
обозначает средний абсолютный прирост, который рассчитывается для временного ряда.
В нашем случае рассматривается 5-летний период с 2019 по 2023 гг., когда действующие преференциальные режимы уже начали давать инвестиционные результаты, а также использовались новые инструменты стимулирования социально-экономического развития дальневосточных регионов, которые были рассмотрены ранее.
Исходя из приведенной выше формулы, составим прогноз в целом по показателям для ДФО. ВРП на душу населения,
где средний абсолютный прирост
, t = 7 (период с 2023 по 2030 гг.),
= 1284545,3 по состоянию на 2023 г. (в связи с отсутствием официальной статистики за 2024 г.) получаем следующую формулу:
Исходя из расчета, предполагаем, что показатель ВРП на душу населения в целом по ДФО к 2030 г. составит примерно 2239595,2 рублей, или увеличится на 74% по сравнению с 2023 г. (табл. 1).
По аналогии рассчитаем прогнозные показатели ВРП на душу населения для регионов Дальнего Востока, при этом ожидаем наибольший прирост в Амурской области, Забайкальском крае, Чукотском АО. Предполагаем более высокие темпы роста добычи угля, природного газа, металлических руд, меди. Наихудшие показатели роста ожидаются в Сахалинской области, что может быть вызвано, в том числе отсутствием крупных инвестиционных проектов, способных оказать влияние на рост ВРП. Однако допускается смена сценария ввиду проведения активной политики по развитию туристической отрасли региона, в том числе проектов в сфере туризма в рамках преференциальных режимов с заявленным финансированием.
Таблица 1 — Базовое прогнозное значение показателя ВРП на душу населения по регионам Дальнего Востока к 2030 г.
Макрорегион/Субъект федерации | 2023 г. | Средний абсолютный прирост в 2019-2023 гг. | Прогнозное значение к 2030 г. |
Рост, в % |
Место в рейтинге |
ВРП на душу населения, руб. | |||||
ДФО | 1 284 545,3 | 136 435,7 | 2 239 595,2 | 74 % | — |
Республика Бурятия | 517 755,8 | 56 670,5 | 914 449,3 | 75% | 8 |
Республика Саха (Якутия) | 2 230 677,6 | 242 576,1 | 3 928 710,3 | 76% | 7 |
Забайкальский край | 726 780,2 | 92 024,1 | 1 370 948,9 | 88% | 2 |
Камчатский край | 1 523 849,9 | 146 722,4 | 2 550 906,7 | 67% | 9 |
Приморский край | 1 027 409,8 | 114 802,9 | 1 831 030,1 | 78% | 6 |
Хабаровский край | 985 369,8 | 93 090,9 | 1 637 006,1 | 66% | 10 |
Амурская область | 1 054 056,2 | 137 467,6 | 2 016 329,4 | 91% | 1 |
Магаданская область | 3 017 481,0 | 369 471,2 | 5 603 779,4 | 85% | 4 |
Сахалинская область | 3 538 862,2 | 267 672,6 | 5 412 570,4 | 52% | 11 |
Еврейская АО | 697 096,5 | 82 987,8 | 1 278 011,1 | 83% | 5 |
Чукотский АО | 3 895 053,5 | 482 314,9 | 7 271 257,8 | 86% | 3 |
Источник: рассчитано автором.
По показателю «объем инвестиций в основной капитал ожидаем при базовом прогнозе прирост в среднем в два раза по ДФО (табл. 2). В наибольшей степени это произойдет в Чукотском АО, Забайкальском крае, Камчатском крае. В Забайкальском крае должны быть введены в эксплуатацию вторая очередь предприятий по разработке Удоканской меди, на Камчатке при благоприятном стечении обстоятельств реализован проект парка «Три вулкана», который позволит обеспечить приток инвестиций в туристическую отрасль, однако наибольший эффект от проекта будет после 2030 года. В Чукотском АО наибольший объем инвестиций придется на Баимский ГОК, а также реализацию 95 проектов резидентов преференциальных режимов с общим объемом инвестиций более 800 млрд руб (Правительство Чукотского автономного округа, URL: https://чукотка.рф/press-tsentr/novosti-chao/obem-investitsiy-v-osnovnoy-kapital-chukotki-za-pervoe-polugodie-uvelichilsya-na-42—/). Наихудшие показатели ожидаются у Сахалинской области: на данной территории только в 2023 г. начал действовать преференциальный режим КОРФ, направленный в основном на поддержку туристического потенциала. Однако из-за того, что инфраструктура региона является слаборазвитой, а проекты резидентов находятся только на начальном этапе реализации (информация о резидентах является закрытой в соответствии с нормативно-правовыми актами Минвостокразвития России), увеличение притока инвестиций ожидается только после 2030 г.
Таблица 2 — Базовое прогнозное значение объема инвестиций в основной капитал по регионам Дальнего Востока к 2030 г.
Макрорегион/Субъект федерации | 2023 г. | Средний абсолютный прирост, 2019-2023 гг. | Прогнозное значение к 2030 г. |
Рост, в % |
Место в рейтинге |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. | |||||
ДФО | 3393,5 | 454,4 | 6574,3 | 93% | — |
Республика Бурятия | 165,3 | 23,55 | 330,15 | 99% | 6 |
Республика Саха (Якутия) | 739,5 | 89,6 | 1366,7 | 84% | 9 |
Забайкальский край | 270,3 | 45,9 | 591,6 | 118% | 2 |
Камчатский край | 128,2 | 20,25 | 269,95 | 111% | 3 |
Приморский край | 400,6 | 55,3 | 787,7 | 96% | 7 |
Хабаровский край | 418,7 | 64,3 | 868,8 | 107% | 5 |
Амурская область | 751,1 | 102,8 | 1470,7 | 95% | 8 |
Магаданская область | 97,1 | 15,3 | 204,2 | 110% | 4 |
Сахалинская область | 305,4 | 18,4 | 434,2 | 42% | 11 |
Еврейская АО | 29,3 | 3,45 | 53,45 | 82% | 10 |
Чукотский АО | 88,2 | 15,6 | 197,4 | 123% | 1 |
Источник: составлено автором.
По обороту малых предприятий ожидается рост в целом на 50%. По данным АО «КРДВ», наблюдается тенденция снижения интереса резидентов малых и средних предприятий к режиму СПВ (табл. 3). Предполагаем, что, в связи с этим возможно увеличение оборота в Приморском крае не более, чем на 50%. Обратная тенденция наблюдается в Амурской области (+96%) и Республике Бурятия (+87%). В Чукотском АО и Хабаровском крае динамика оборота малых предприятий в последние годы функционирования преференциальных режимов также незначительная, поэтому не ожидаем большого роста данного показателя в ближайшие годы.
Таблица 3 — Базовое прогнозное значение оборота малых предприятий по регионам Дальнего Востока к 2030 г.
Макрорегион/Субъект федерации | 2023 г. | Средний абсолютный прирост, 2019-2023 гг. | Прогнозное значение к 2030 г. |
Рост, в % |
Место в рейтинге |
Оборот малых предприятий, млрд руб. | |||||
ДФО | 1211,8 | 87,3 | 1822,9 | 50% | — |
Республика Бурятия | 68,9 | 8,65 | 129,45 | 87% | 2 |
Республика Саха (Якутия) | 84,4 | 4,7 | 117,5 | 39% | 5 |
Забайкальский край | 57,5 | 4,55 | 89,35 | 55% | 3 |
Камчатский край | 56,8 | 2,2 | 72,2 | 27% | 8 |
Приморский край | 433,5 | 30,75 | 648,75 | 49% | 4 |
Хабаровский край | 214,5 | 7,5 | 267 | 24% | 10 |
Амурская область | 167,5 | 23 | 328,5 | 96% | 1 |
Магаданская область | 38,8 | 2,05 | 53,15 | 36% | 6 |
Сахалинская область | 79,4 | 3,8 | 105,8 | 33% | 7 |
Еврейская АО | 7,5 | 0,3 | 9,4 | 25% | 9 |
Чукотский АО | 4,0 | 0,025 | 4,2 | 5% | 11 |
Источник: рассчитано автором.
Объем промышленного производства на Дальнем Востоке может увеличиться в полтора раза к 2030 г. в связи с необходимостью развития производства отечественной продукции и роста количества резидентов, реализующих проекты в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределении электроэнергии, газа и воды, логистики и транспортных услуг (табл. 4). Амурская область может занять первое место среди дальневосточных регионов благодаря развитию угольной промышленности (ООО «Амурский уголь»), машиностроения и металлообработки (ОАО «Амурский металлист», ОАО «Бурея-кран»). Наименьший рост показателей ожидается в Сахалинской области в связи с основным фокусом на поддержке в регионе туристической отрасли.
Таблица 4 — Базовое прогнозное значение объема промышленного производства по регионам Дальнего Востока к 2030 г.
Макрорегион/Субъект федерации | 2023 г. | Средний абсолютный прирост, 2019-2023 гг. | Прогнозное значение к 2030 г. |
Рост, в % |
Место в рейтинге |
Объем промышленного производства, млрд руб. | |||||
ДФО | 6016,3 | 553,1 | 9888 | 64% | — |
Республика Бурятия | 257 | 30,9 | 473,3 | 84% | 3 |
Республика Саха (Якутия) | 1938,5 | 238,8 | 3610,1 | 86% | 2 |
Забайкальский край | 366 | 42,6 | 664,2 | 81% | 4 |
Камчатский край | 252 | 20,1 | 392,7 | 55% | 9 |
Приморский край | 438,1 | 16 | 550,1 | 25% | 10 |
Хабаровский край | 675,7 | 63,4 | 1119,5 | 65% | 7 |
Амурская область | 336,8 | 45,4 | 654,6 | 94% | 1 |
Магаданская область | 323,1 | 33 | 554,1 | 71% | 6 |
Сахалинская область | 1228,8 | 41 | 1515,8 | 23% | 11 |
Еврейская АО | 37,7 | 3,3 | 60,8 | 61% | 8 |
Чукотский АО | 162,6 | 18,7 | 293,5 | 80% | 5 |
Источник: составлено автором.
Также не можем с точностью предсказать объемы поступлений налогов в бюджет в связи с тем, что на Дальнем Востоке большое количество предприятий пользуются налоговыми льготами. Тем не менее, исходя из динамики 2019-2023 гг., а также представленных расчетов можно предположить, что наибольшие объемы налоговых поступлений будут в Амурской области и Приморском крае (табл. 5).
Таблица 5 — Базовое прогнозное значение объема поступлений налогов в бюджеты по регионам Дальнего Востока к 2030 г.
Макрорегион/Субъект федерации | 2023 г. | Средний абсолютный прирост, 2019-2023 гг. | Прогнозное значение к 2030 г. |
Рост, в % |
Место в рейтинге |
Объем поступлений налогов в бюджеты, млрд руб. | |||||
ДФО | 1535,8 | 135,7 | 2485,7 | 61% | — |
Республика Бурятия | 54,4 | 4,5 | 85,9 | 57% | 7 |
Республика Саха (Якутия) | 428,7 | 44,9 | 743 | 73% | 3 |
Забайкальский край | 72,1 | 6,9 | 120,4 | 67% | 4 |
Камчатский край | 49,9 | 2,5 | 67,4 | 35% | 10 |
Приморский край | 250,8 | 29,7 | 458,7 | 82% | 2 |
Хабаровский край | 191,6 | 12 | 275,6 | 43% | 8 |
Амурская область | 61,9 | 10,5 | 135,4 | 118% | 1 |
Магаданская область | 29,2 | 2,7 | 48,1 | 64% | 6 |
Сахалинская область | 376,8 | 22,3 | 532,9 | 41% | 9 |
Еврейская АО | 10,5 | 1 | 17,5 | 66% | 5 |
Чукотский АО | 9,8 | -1,45 | 10 | 2% | 11 |
Источник: составлено автором.
Прогноз роста реальных располагаемых доходов населения в значительной степени зависит от уровня инфляции, состояния экономики в регионе в целом. Однако, исходя из ситуации уровня заработной платы на предприятиях резидентов (которая практически во всех субъектах выше, чем в среднем по региону), можно предположить, что наиболее высокие показатели будут у Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области (табл. 6). Наименьший рост доходов предполагается в Магаданской и Сахалинской областях.
Таблица 6 — Базовое прогнозное значение реальных располагаемых доходов населения по регионам Дальнего Востока к 2030 г
Макрорегион/Субъект федерации | 2023 г. | Средний абсолютный прирост, 2019-2023 гг. | Прогнозное значение к 2030 г. |
Рост, в % |
Место в рейтинге |
Реальные располагаемые доходы населения, руб. | |||||
ДФО | 83801 | 6933 | 132332 | 57% | — |
Республика Бурятия | 61552 | 5645 | 101067 | 64% | 1 |
Республика Саха (Якутия) | 108800 | 9024 | 171968 | 59% | 6 |
Забайкальский край | 68752 | 6284 | 112740 | 63% | 2 |
Камчатский край | 119308 | 10040 | 189588 | 58% | 7 |
Приморский край | 70276 | 6030 | 112486 | 60% | 5 |
Хабаровский край | 72653 | 5553 | 111524 | 53% | 9 |
Амурская область | 72994 | 6443 | 118095 | 62% | 3 |
Магаданская область | 132545 | 9901 | 201852 | 52% | 10 |
Сахалинская область | 114351 | 6947 | 162980 | 42% | 11 |
Еврейская АО | 65179 | 5703 | 105100 | 61% | 4 |
Чукотский АО | 158502 | 12914 | 248900 | 57% | 8 |
Источник: составлено автором.
На рис. 3 представлен сравнительный график базового и оптимистичного сценария роста экономики ДФО к 2030 г. Базовый сценарий был рассчитан ранее по регионам, при оптимистичном сценарии мы предполагаем, что большинство проектов резидентов преференциальных режимов будут реализованы к 2030 г., а количество резидентов увеличится минимум в два раза.
Рисунок 3. Прогнозное значение темпов роста экономики ДФО к 2030 г. по базовому и оптимистичному сценарию
Составлено автором
Предполагается, что регионы адаптируются к внешним и внутренним факторам, рассчитывая на снижение санкционного давления в сфере поставок оборудования и операций по взаиморасчетам между Российской Федерацией и другими странами. С учетом этого объем инвестиций может увеличится в 2,5 раза, что окажет влияние, в том числе, на показатели ВРП. Полагаем, что основными направлениями инвестиций станут добыча полезных ископаемых, нефтепереработка и химическая промышленность, а также транспортно-логистический комплекс.
Полагаем возможным увеличение в 1,5 раза показателя ВРП всех регионов. Также рассчитываем на увеличение объема промышленного производства примерно в 2 раза. Большая часть по данному показателю придется на Амурскую область, Республику Саха (Якутия), Забайкальский край за счет реализации крупных инвестиционных проектов резидентами данных регионов, о которых упоминалось ранее.
Значительного расхождения между базовым и оптимистичным сценариями по показателям «поступление налогов в бюджет» и «реальные располагаемые денежные доходы населения» не ожидается. В связи с инфляцией и сложной внешнеэкономической ситуацией, предполагаем, что правительство Российской Федерации примет решение о продлении льготного периода для резидентов, а также по тем же причинам не считаем, что доходы населения увеличатся больше, чем было рассчитано при базовом прогнозе.
Заключение
Таким образом, на основании проведенного анализа и составленного прогноза развития дальневосточных регионов, можно сделать вывод, что при существовании действующих инструментов поддержки, а также реализации проектов в рамках преференциальных режимов, Дальний Восток может значительно ускорить темпы роста экономики по основным экономическим показателям. В наибольшей степени положительное влияние скажется на притоке инвестиций и увеличении промышленного производства
На основании проведенного прогноза считаем необходимым сделать следующие рекомендации для обеспечения эффективного социально-экономического развития макрорегиона:
- рассмотреть возможность увеличения льготного налогового периода для резидентов преференциальных режимов в связи с санкционным давлением, которое оказывается на бизнес и необходимостью поддержки бизнеса;
- приоретизировать отрасли регионов с целью оказания дополнительной поддержки отраслям и производствам, способным обеспечить опережающее экономическое развитие;
- предусмотреть в рамках ТОР создание социальной инфраструктуры, чтобы минимизировать отток населения из макрорегиона;
- провести работу по созданию международных научных центров (по примеру ИНТЦ «Русский»), чтобы обеспечить развитие инновационных технологий на Дальнем Востоке, которые могут помочь автоматизировать производство;
- обеспечить запуск образовательных программ по специальностям, востребованным в регионах, возможно на базе федеральных университетов;
- рассмотреть возможность субсидирования проектов резидентов, направленных на создание транспортной инфраструктуры, возможно в рамках преференциального режима ТОР, с целью решения вопросов логистики на территории Дальнего Востока.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023), URL: https://base.garant.ru/70831204/.
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О свободном порте Владивосток», URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/.
- Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/.
- Федеральный закон от 09.03.2022 № 50-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411109/.
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023), URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304082/.
- Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1868 (ред. от 23.12.2021) «О создании инновационного научно-технологического центра «Русский» (вместе с «Правилами проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного научно-технологического центра «Русский»),URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368333/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/.
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа», [Электронный ресурс], URL: https://base.garant.ru/70644078/.
- Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681/.
- Гагарина, Г.Ю., Антонова, Д.А. Возможности заимствования Российской Федерацией мирового опыта преференциальных режимов // Федерализм. 2023. Т. 28. № 3 (111). С. 29–48. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2073-1051- 2023-3-29-48.
- Леонов, С.Н. Преференциальные режимы созданных локальных точек роста и их влияние на экономику Дальнего Востока // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 3. С. 28–45.
- Машунин, Ю. К. Прогнозирование и планирование социально-экономических систем: учебник для вузов / Ю. К. Машунин. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 330 с.
References
- Federal Law of 29.12.2014 No. 473-FZ (as amended on 28.12.2022) «On Territories of Advanced Development in the Russian Federation» (with amendments and additions, effective from 11.01.2023) [Federal’nyy zakon ot 29.12.2014 № 473-FZ (red. ot 28.12.2022) «O territoriyakh operezayushchego razvitiya v Rossiyskoy Federatsii»]. URL: https://base.garant.ru/70831204/.
- Federal Law of 13.07.2015 No. 212-FZ (as amended on 14.07.2022) «On the Free Port of Vladivostok» [Federal’nyy zakon ot 13.07.2015 № 212-FZ (red. ot 14.07.2022) «O svobodnom porte Vladivostok»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/.
- Federal Law of 13.07.2020 No. 193-FZ (as amended on 14.07.2022) «On State Support of Entrepreneurial Activity in the Arctic Zone of the Russian Federation» [Federal’nyy zakon ot 13.07.2020 № 193-FZ (red. ot 14.07.2022) «O gosudarstvennoy podderzhke predprinimatelskoy deyatel’nosti v Arkticheskoy zone Rossiyskoy Federatsii»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/.
- Federal Law of 09.03.2022 No. 50-FZ «On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation» [Federal’nyy zakon ot 09.03.2022 № 50-FZ «O vnesenii izmeneniy v chast’ vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411109/.
- Federal Law of 03.08.2018 No. 291-FZ (as amended on 28.12.2022) «On Special Administrative Districts in the Territories of Kaliningrad Region and Primorsky Krai» (with amendments and additions, effective from 11.01.2023) [Federal’nyy zakon ot 03.08.2018 № 291-FZ (red. ot 28.12.2022) «O spetsial’nykh administrativnykh rayonakh na territoriyakh Kaliningradskoy oblasti i Primorskogo kraya»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304082/.
- Government Decree of the Russian Federation of 18.11.2020 No. 1868 (as amended on 23.12.2021) «On the Creation of the Innovative Scientific and Technological Center ‘Russky’» (together with «Rules of the Project for Creation and Operation of the Innovative Scientific and Technological Center ‘Russky’») [Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 18.11.2020 № 1868 (red. ot 23.12.2021) «O sozdanii innovatsionnogo nauchno-tekhnologicheskogo tsentra ‘Russkiy’»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368333/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/.
- Government Decree of the Russian Federation of 15 April 2014 No. 308 «On Approval of the State Program of the Russian Federation ‘Socio-Economic Development of the Far Eastern Federal District’» [Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 15.04.2014 № 308 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii ‘Sotsial’no-ekonomicheskoe razvitie Dal’nevostochnogo federal’nogo okruga’»]. Electronic resource. URL: https://base.garant.ru/70644078/.
- Government Order of the Russian Federation of 13.02.2019 No. 207-r (as amended on 30.09.2022) «On Approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the Period up to 2025» [Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 13.02.2019 № 207-r (red. ot 30.09.2022) «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681/.
- Gagarina, G.Yu., Antonova, D.A. Possibilities of Borrowing Global Experience of Preferential Regimes by the Russian Federation [Vozmozhnosti zaimstvovaniya Rossiyskoy Federatsiey mirovogo opyta preferentsial’nykh rezhimov] // Federalism. 2023. Vol. 28, No. 3 (111). P. 29–48. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2073-1051-2023-3-29-48.
- Leonov, S.N. Preferential Regimes of Created Local Growth Points and Their Influence on the Economy of the Far East [Preferentsial’nye rezhimy sozdannykh lokal’nykh tochek rosta i ikh vliyanie na ekonomiku Dal’nego Vostoka] // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. Vol. 13, No. 3. P. 28–45.
- Mashunin, Yu.K. Forecasting and Planning of Socio-Economic Systems: Textbook for Universities / Yu.K. Mashunin. [Prognozirovanie i planirovanie sotsial’no-ekonomicheskikh sistem: uchebnik dlya vuzov] — Moscow: Yurayt Publishing House, 2025. — 330 p.