Главная страница » Публикации » №2 (82) » Теоретико-методические аспекты развития региональной системы подготовки инженерных кадров для экономики Кузбасса

Теоретико-методические аспекты развития региональной системы подготовки инженерных кадров для экономики Кузбасса

Theoretical and methodological aspects of the development of a regional system for training engineering personnel for the economy of Kuzbass

Авторы

Ким Татьяна Леонидовна
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой физики
Российская Федерация, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва
ktl.fiz@kuzstu.ru
Меркурьев Владимир Владимирович
доктор экономических наук, проректор по учебной работе
Российская Федерация, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва
merkurevvv@kuzstu.ru
Коротин Владимир Олегович
старший преподаватель, заместитель начальника учебно-методического управления
Российская Федерация, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва
korotinvo@kuzstu.ru

Аннотация

В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты развития региональной системы подготовки инженерно-технических кадров для экономики Кузбасса. Особое внимание уделено довузовской подготовке школьников по инженерно-техническим направлениям, участию работодателей в разработке и реализации сетевых образовательных программ, а также созданию базовых кафедр при университете с использованием материально-технической базы индустриальных партнеров. Предложенные меры способствуют интеграции теоретического обучения с практической деятельностью, что обеспечивает выпускникам конкурентные преимущества на рынке труда.

Ключевые слова

региональная система подготовки, инженерно-технические кадры, довузовская подготовка, сетевые образовательные программы, базовые кафедры, индустриальные партнеры, конкурентные преимущества, экономика Кузбасса.

Рекомендуемая ссылка

Ким Татьяна Леонидовна , Меркурьев Владимир Владимирович , Коротин Владимир Олегович

Теоретико-методические аспекты развития региональной системы подготовки инженерных кадров для экономики Кузбасса// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Номер статьи: 8204. Дата публикации: 05.05.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8204/

Authors

Kim Tatyana Leonidovna
PhD in Engineering, Associate Professor, Head of the Physics Department
Russian Federation, Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev
ktl.fiz@kuzstu.ru
Merkuryev Vladimir Vladimirovich
Doctor of Economics, Vice-Rector for Academic Affairs
Russian Federation, Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev
merkurevvv@kuzstu.ru
Korotin Vladimir Olegovich
Senior Lecturer, Deputy Head of the Educational and Methodological Department
Russian Federation, Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev
korotinvo@kuzstu.ru

Abstract

The article presents theoretical and methodological aspects of developing a regional system for training engineering and technical personnel for the economy of Kuzbass. Particular attention is given to pre-university training of school students in engineering and technical fields, the involvement of employers in the development and implementation of network educational programs, and the establishment of base departments at the university utilizing the material and technical resources of industrial partners. These measures aim to integrate theoretical education with practical activities, providing graduates with competitive advantages in the labor market.

Keywords

regional training system, engineering and technical personnel, pre-university training, network educational programs, base departments, industrial partners, competitive advantages, Kuzbass economy.

Suggested Citation

Kim Tatyana Leonidovna , Merkuryev Vladimir Vladimirovich , Korotin Vladimir Olegovich

Theoretical and methodological aspects of the development of a regional system for training engineering personnel for the economy of Kuzbass// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Art. #8204. Date issued: 05.05.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8204/ 


Введение

Основополагающей целью системы стратегического развития региона является повышение качества и уровня жизни населения. При этом трудовые ресурсы региона выполняют основную роль в развитии территории. В работе [8] рассмотрена стратегия, направленная на достижения агломерационных эффектов в Кузбассе. Для устойчивого экономического развития в регионе должны запускаться новые производства, улучшаться основные показатели уровня жизни населения. Автор рассматривает агломерацию как систему для достижения долгосрочных целей. Для реализации поставленных целей необходимо большое количество ресурсов, которые должны быть объединены в промышленные кластеры. Итогом реализации кластерных стратегий является достижение синергетического эффекта от объединенных промышленных групп. Совокупность таких объединенных групп на одной территории или по направлению представляет собой хозяйственную агломерацию. Соответственно объединения нескольких хозяйственных агломераций в рамках одной территории делает ее конурбацией.

На региональном уровне ощущается острая нехватка инженерно-технических специалистов на промышленных предприятиях. В ответ на эту проблему федеральные и региональные органы власти предпринимают меры по развитию технических вузов в регионах. Среди этих мер — модернизация образовательной инфраструктуры, проведение капитального ремонта учебных корпусов и увеличение контрольных цифр приема студентов на инженерно-технические специальности.

 

Результаты и их обсуждение

На сегодняшний день особо остро встает вопрос нехватки инженерно-технических кадров по всей стране. В своем докладе 27 января 2025 года Президент РФ поднял вопрос о реформировании системы высшего образования в целом. Сформулировал требования для вузов: усилить подготовку обучающихся по естественнонаучному циклу: обновить все учебные программы по математике и физике, увеличить контактную работу с обучающимися. Также обсуждался вопрос о поднятии престижа обучения в инженерных школах, разработке индивидуальных программ обучения для студентов, работающих параллельно на производстве.

27.02.2025 состоялось собрание ректоров всех ведущих университетов страны, где обсуждалась система реформирования образовательных программ инженерных специальностей. Было предложено перевести уровни высшего образования на две категории:

  1. высшее инженерное образование (срок обучения 6 лет);
  2. специализированное высшее образование (1-3 года), а аспирантуру вывести из уровней образования и обучать 3-4 года.

На рис.1. представлена схема национальной системы высшего образования. Основное общее образование – это образование на базе 9 классов, после которого обучающийся может выбрать одну из двух траекторий: поступление на среднее профессиональное образование (СПО) (поступление обусловлено средним баллом аттестата и допускает наличие дополнительного конкурса-специализированного внутреннего экзамена) и дальнейшее получение школьного образования 10-11 классы, после которого можно сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ) для поступления в вуз.

Схема национальной системы образования без учета подготовки кадров высшей квалификации

Рисунок 1 – Схема национальной системы образования без учета подготовки кадров высшей квалификации

 

На данный момент существует три уровня высшего образования: бакалавриат, специалитет и магистратура, а также подготовка кадров высшей квалификации — аспирантура.

Учебные планы вузов организованы таким образом, что практическая подготовка обучающихся составляет по ФГОС не менее 20 % времени.

Практика делится на учебную и производственную, соответственно, все вузы обязаны организовывать практику обучающихся в тесной связи с производством. Таким образом, образовательные учреждения могут взаимодействовать с бизнес-кластерами, обеспечивая подготовку кадров именно под нужды конкретного сектора экономики.

За период с 2017 по 2024 годы в Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф. Горбачева (далее КузГТУ) было заключено 1648 договоров на практику с предприятиями.

Однако параллельно с этими усилиями отмечается тревожная тенденция: количество школьников, выбирающих профильную математику и физику для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), ежегодно снижается. Меньше 18% выпускников региона выбирают физику в качестве профильного предмета.

По данным Рособрнадзора выпускники школ в 2025 году выбирают и сдают следующие предметы:

  • Обществознание — 42,37 % от всех участников (в прошлом году 44%),
  • Информатика — 21 % от всех участников (21%),
  • Биология – 19,77% от всех участников (19%),
  • Физика — 16,43 % от всех участников (15,87%),
  • Химия — 14,45 % от всех участников (13,75%).

В 2025 году на профильную математику зарегистрировались 47 % от всех участников, в 2024 году – 44,5 %.

На сегодняшний день по результатам опроса «Одиннадцатиклассники выбирают» из 4880 выпускников школ Кузбасса (52% от всех выпускников) планируют продолжить обучение в вузах Кузбасса всего 1562 чел. (32%), из них в КузГТУ планируют поступать 312 чел.

Более половины выпускников школ (2538 чел.) выбирают вузы других регионов (52% опрошенных), 244 чел. (5%) планируют поступать в учреждения СПО.

Общее количество выпускников 2025 г. – 9219 чел. (в 2024 г. – 9101 чел.)

Количество обучающихся 11-х классов, выбравших для сдачи ЕГЭ в 2025 г. следующие пары предметов, необходимые для поступления на технические НПС:

Математика (профильная) + физика = 1488 чел.

Математика (профильная) + химия = 279 чел.

Математика (профильная) + информатика = 2024 чел.

Математика (профильная) + история = 75 чел.

Математика (профильная) + география = 177 чел.

Математика (профильная) + обществознание = 989 чел.

История + обществознание = 1456 чел.

Таким образом, только 16% выпускников школ выбирают для сдачи физику + математику, 3% — математику + химию, 22% — математику + информатику [10].

С 2026 года планируется сделать сдачу ЕГЭ по физике обязательным условием для поступления на инженерно-технические направления, чтобы стимулировать интерес молодежи к техническим наукам и подготовить будущих квалифицированных инженеров, что еще более усугубит набор абитуриентов на технические специальности в региональные вузы.

Таким образом, регион сталкивается с необходимостью не только развивать образовательные учреждения, но и мотивировать молодежь выбирать технические профессии через систему образования.

На сегодняшний момент в регионе также остро ощущается нехватка учителей по естественнонаучным дисциплинам [5].

Авторами представлена модель довузовской подготовки инженерных кадров (рисунок 2):

 

Модель довузовской подготовки инженерных кадров

Рисунок 2 – Модель довузовской подготовки инженерных кадров

 

В 2024 году в КузГТУ были организованы Ресурсные центры в регионах Кузбасса, на базе которых собраны несколько школ, участниками этого проекта выступают обучающиеся 10-11 классов школ. Ресурсный центр — это многофункциональная образовательная площадка для реализации профильного практико-ориентированного обучения учащихся средних общеобразовательных школ. На рисунке 3 представлена Схема работы ресурсного центра. Далее приведен список городов, где КузГТУ в 2024 году запустил ресурсные центры

 

Схема работы ресурсного центра

Рисунок 3 – Схема работы ресурсного центра

 

Уровень и качество подготовки выпускников КузГТУ по инженерным специальностям также напрямую зависит от материально-технической базы, инфраструктура вуза должна отвечать современным требованиям и быть привлекательной для студентов. КузГТУ работает в этом направлении: планируются к открытию новые лаборатории по базовым и профессиональным дисциплинам.

В 2022 году в Кузбассе был создан Совет по кадровой политике, включающий в себя все ведущие промышленные предприятия региона, где активно обсуждаются проблемы подготовки инженерных кадров. Совет по кадровой политике был создан с целью эффективного решения стратегических задач по повышению качества подготовки инженерных кадров на основе комплексного взаимодействия и сотрудничества КузГТУ с ведущими предприятиями региона. Одной из главных проблем является введение льготного налогообложения на прибыль промышленных предприятий, инвестирующих в подготовку инженерных кадров и создания на базе вузов профильных лабораторий, отвечающих современным требованиям.

С введением бакалавриата срок обучения сократился на год, что привело к урезанию практической части. В результате вузы выпускают технических специалистов и бакалавров, не готовых к работе на производстве. В учебных планах технической направленности происходит перевес обязательных гуманитарных дисциплин относительно профессиональных технических дисциплин в целом.

В условиях современной экономики, характеризующейся высокой конкуренцией и быстрым развитием технологий, возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих узкопрофильными знаниями и умениями. Одной из эффективных форм подготовки таких кадров является целевое обучение по образовательной программе высшего образования (квота). Этот механизм позволяет компаниям заранее инвестировать в будущее кадры, обеспечивая себя необходимыми специалистами, а студентам гарантирует стабильное трудоустройство после окончания учёбы».

На рисунке 4 представлено распределение общетехнических, общеобразовательных и профессиональных дисциплин в учебных планах институтов КузГТУ. Проблема подготовки кадров технических специальностей обуславливается еще перегруженностью общегуманитарных дисциплин в учебных планах институтов, которые составлены в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и министерскими рекомендациями [5].

 

Распределение общетехнических, общеобразовательных и профессиональных дисциплин в учебных планах институтов КузГТУ

Рисунок 4 – Распределение общетехнических, общеобразовательных и профессиональных дисциплин в учебных планах институтов КузГТУ

 

Существует проблема целевой подготовки инженерных кадров (промышленные предприятия неохотно финансируют будущих инженеров). За последние 10 лет наблюдается тенденция снижения заключения договоров по целевому обучению (рисунок 5), вместе с тем количество контрольных цифр приема на технические направления увеличиваются.

 

Целевое обучении по образовательной программе высшего образования (квота)

Рисунок 5 – Целевое обучении по образовательной программе высшего образования (квота)

 

На рисунке 6 представлена круговая диаграмма заключения договоров о целевом обучении по институтам КузГТУ. Как видно четверть от всех заключенных договоров занимает горный институт.

 

Диаграмма заключенных договоров о целевом обучении по институтам за период 2021-2024 г.

Рисунок 6 – Диаграмма заключенных договоров о целевом обучении по институтам за период 2021-2024 г.

 

Также существует проблема отсутствия прогноза потребностей в инженерно-технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу в разрезе отраслей промышленности Кузбасса.

Авторами была проанализирована обеспеченность рынка труда инженерными кадрами за 2024 г. в разрезе выпускников КузГТУ (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Обеспеченность рынка труда инженерными кадрами за 2024 г.

Выпуск 2023-2024 уч.г. всего Из них трудоустроены Из них по специальности Из них не по специальности Не трудоустроены Из них продолжили обучение Служба в армии Уход за ребенком
ГИ 196 182 171 11 14 1 1 0
ИИТМА 232 165 110 55 67 27 2 1
ИХНТ 96 93 83 10 3 3 0 0
СИ 100 91 82 9 9 3 0 4
ИЭ 152 118 109 9 34 14 3 1
Итого 776 649 555 94 127 48 6 6

На рисунке 7 представлен выпуск за 2023-2024 гг. по головному вузу с разбивкой по институтам всех форм обучения.

 

Выпуск по головному вузу за 2023-2024 гг. с разбивкой по институтам КузГТУ

Рисунок 7 – Выпуск по головному вузу за 2023-2024 гг. с разбивкой по институтам КузГТУ

 

За прошедший учебный год (2023-2024) в КузГТУ было заключено 382 новых договоров по практической подготовке обучающихся. Студенты технического вуза, находящиеся на практике, имеют возможность получать дополнительно профессию, и после окончания вуза им выдается диплом о дополнительном профессиональном образовании. Таким образом, регион получает дипломированного специалиста инженера с дополнительной рабочей квалификацией.

Внутри образовательных организаций также создаются базовые производственные кафедры. Заключаются договоры о сотрудничестве с промышленными предприятиями региона в рамках, которых создаются новые совместные образовательные программы, где занятия у обучающихся ведут производственники, обладающие реальным опытом для обеспечения потребностей реального сектора экономики.

В рамках заключенных договоров стороны реализуют подготовку бакалавров, специалистов и магистров в соответствии с потребностями организации по образовательным программам высшего образования, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования.

Образовательная организация привлекает ведущих специалистов-производственников для чтения лекций, ведения семинаров, консультаций и обсуждения содержания и методов обучения.

Базовая кафедра также совместно с вузом участвует в разработке основных профессиональных образовательных программ (бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) и дополнительных профессиональных образовательных программ (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), программ среднего профессионального образования.

Одним из примеров такой кафедры открывшейся недавно в КузГТУ является создание базовой кафедры военизированного горноспасательного отряда (ВГСО). В рамках заключенного договора был намечен план совместных мероприятий для подготовки кадров по направлению «Техносферная безопасность» дисциплина «Аэрология горных предприятий» и составлен новый учебный план, разработаны совместные мероприятия.

 

Таблица 2 – План совместных мероприятий ВГСО и КузГТУ

п/п Наименование мероприятий Ответственные Срок исполнения
1. Назначить координаторов с обоих сторон договора по реализации мероприятий данного договора КузГТУ,

филиал «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ»

до 1 марта 2025 г.
2. Организовать места (определить помещения для занятий, обеспечить их мебелью, компьютерной и офисной техникой, обеспечить программным обеспечением, наглядными пособиями, презентациями и т.д.) для проведения учебного процесса на площадках сторон договора. КузГТУ,

филиал «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ»

до 1 апреля 2025 г.
3. Определить потребность в специалистах филиала «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ» для реализации учебного процесса по п. 2.1.4., 2.1.5.- договора. КузГТУ до 1 марта 2025 г.
4. Провести дополнительную подготовку специалистов филиала «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ» по программам повышения квалификации, для организации учебного процесса на площадках филиала. КузГТУ,

филиал «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ»

до 1 марта 2030 г.
5.  Разработать учебные пособия как для преподавателей, так и для проведения лекций и практических занятий со студентами КузГТУ,

филиал «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ»

до 30 июня 2026 г.
6. Привлекать подготовленных специалистов для чтения лекций, проведения занятий и семинаров, консультаций и обсуждения содержания и методов обучения КузГТУ,

 

до 1 марта 2030 г.
7. Разрабатывать основные профессиональные образовательные программы (бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) и дополнительные профессиональные образовательные программы (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), программ среднего профессионального образования. КузГТУ до 1 марта 2030 г.

Данные мероприятия позволят обучающимся погрузиться в реальный производственный процесс на стадии обучения в вузе и получить нужные профессиональные компетенции, необходимые для решения стратегических задач повышения качества подготовки инженерных кадров для экономики региона.

 

Заключение

В статье рассмотрены различные аспекты совершенствования подготовки инженерных кадров для основных отраслей экономики Кузбасса, в том числе создание Совета по кадровой политике, профориентационная и довузовская подготовка, реализация сетевых образовательных программ и создание базовых кафедр. Данная работа позволит реализовать устойчивое развитие экономики региона и обеспечить кадрами промышленные предприятия.

 

Библиографический список

  1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 19 июля 2022 г. № 662 “О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования”.
  2. Анализ социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа / В. В. Меркурьев, Е. В. Мягков, П. Д. Косинский, К. В. Томилин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 4(72). – EDN LRRRFE.
  3. Баканов, А. А. Формирование универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров: Междисциплинарный подход / А. А. Баканов, И. А. Жигалова, В. В. Меркурьев // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 82. – DOI 10.17513/spno.29442. – EDN FYQYDP.
  4. Журавлева, О. В. О некоторых ресурсах подготовки молодежи к социально-профессиональной самореализации в условиях вуза / О. В. Журавлева, В. В. Меркурьев // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2023. – № 3(51). – С. 68-74. – EDN VFRJOY.
  5. Ким Т.Л., Развитие системы подготовки инженерных кадров в промышленном регионе / Ким Т.Л., Меркурьев В.В., Николаева Е.А., Томилин К.В. // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2025. – № 1(57).
  6. Косинский, П. Д. Институциональные основы развития местного самоуправления: теоретические представления и реальность / П. Д. Косинский, В. В. Меркурьев // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 5-3(45). – С. 83-86. – EDN YPICXH.
  7. Меркурьев, В. В. Развитие агломераций: этапы, отечественные и зарубежные практики / В. В. Меркурьев, Е. В. Мягков // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 3(71). – EDN NYUIIU.
  8. Цивилев С. Е. Стратегические направления достижения агломерационных эффектов // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т 4. № 3. С. 284–297. https://doi.org/10.21603/2782- 2435-2024-4-3-284-297
  9. Экономика промышленности: теоретико-методологические основы развития / Э. М. Лубкова, П. Д. Косинский, И. А. Ганиева [и др.]. – Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2023. – 189 с. – ISBN 978-5-00137-382-7. – EDN SKFKBG.

 

References

  1. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 662 “On Amendments to Federal State Educational Standards of Higher Education”. [Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 19 iyulya 2022 g. № 662 “O vnesenii izmeneniy v federal’nye gosudarstvennye obrazovatel’nye standarty vysshego obrazovaniya”]. July 19, 2022.
  2. Merkuryev, V. V., Myagkov, E. V., Kosinsky, P. D., Tomilin, K. V. Analysis of socio-economic development of the regions of the Siberian Federal District [Analiz sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Sibirskogo federal’nogo okruga] // Regional Economics and Management: electronic scientific journal. [Regional’naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal], 2022. – No. 4(72). – EDN LRRRFE.
  3. Bakanov, A. A., Zhigalova, I. A., Merkuryev, V. V. Formation of universal project competencies in the training of engineering personnel: An interdisciplinary approach [Formirovanie universal’nykh proektnykh kompetentsiy v podgotovke inzhenernykh kadrov: Mezhdistsiplinarnyy podkhod] // Modern Problems of Science and Education [Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya], 2019. – No. 6. – P. 82. – DOI 10.17513/spno.29442. – EDN FYQYDP.
  4. Zhuravleva, O. V., Merkuryev, V. V. On some resources for preparing youth for socio-professional self-realization in a university setting [O nekotorykh resursakh podgotovki molodezhi k sotsial’no-professional’noy samorealizatsii v usloviyakh vuza] // Professional Education in Russia and Abroad [Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom], 2023. – No. 3(51). – P. 68-74. – EDN VFRJOY.
  5. Kim, T.L., Merkuryev, V.V., Nikolaeva, E.A., Tomilin, K.V. Development of the system of training engineering personnel in the industrial region [Razvitie sistemy podgotovki inzhenernykh kadrov v promyshlennom regione] // Professional Education in Russia and Abroad [Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom], 2025. – No. 1(57).
  6. Kosinsky, P. D., Merkuryev, V. V. Institutional foundations of the development of local self-government: theoretical concepts and reality [Institutsional’nye osnovy razvitiya mestnogo samoupravleniya: teoreticheskie predstavleniya i real’nost’] // Competitiveness in the global world: economics, science, technology [Konkurentosposobnost’ v global’nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii], 2017. – No. 5-3(45). – P. 83-86. – EDN YPICXH.
  7. Merkuryev, V. V., Myagkov, E. V. Development of agglomerations: stages, domestic and foreign practices [Razvitie aglomeratsiy: etapy, otechestvennye i zarubezhnye praktiki] // Regional Economics and Management: electronic scientific journal [Regional’naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal], 2022. – No. 3(71). – EDN NYUIIU.
  8. Tsivilev, S. E. Strategic directions for achieving agglomeration effects [Strategicheskie napravleniya dostizheniya aglomeratsionnykh effektov] // Strategizing: theory and practice [Strategirovanie: teoriya i praktika]. Vol. 4. No. 3. P. 284–297. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-3-284-297
  9. Lubkova, E. M., Kosinsky, P. D., Ganieva, I. A. [et al.]. Economics of industry: theoretical and methodological foundations of development [Ekonomika promyshlennosti: teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitiya]. – Kemerovo: Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, 2023. – 189 p. – ISBN 978-5-00137-382-7. – EDN SKFKBG.

Еще в рубриках

Кемеровская область — Кузбасс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *