Главная страница » Публикации » №1 (81) » Коллективные средства размещения как драйвер увеличения регионального туристского потока на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Коллективные средства размещения как драйвер увеличения регионального туристского потока на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Collective accommodation facilities as a driver of increasing the regional tourist flow on the example of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug – Yugra

Авторы

Крымская Олеся Леонидовна
старший преподаватель
Российская Федерация, Югорский государственный университет
krymskaya705@yandex.ru
Есипова Светлана Александровна
кандидат географических наук, доцент
Российская Федерация, Югорский государственный университет
sa_e@mail.ru

Аннотация

В настоящее время внутренний туризм это одно из ключевых направлений для стимулирования экономического роста, как на уровне страны, так и в конкретных регионах. Российские субъекты обладают значительными туристскими ресурсами и потенциалом, использование которых становится приоритетам направлением для увеличения туристского потока и развития туристской инфраструктуры. Каждый регион отличается неповторимыми культурными традициями и разнообразием природных ландшафтов, что создает привлекательные условия для путешественников, как из России, так и из-за границы. Среди регионов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и его столица Ханты-Мансийск может предоставить туристские программы по самым разнообразным направлениям туризма: активный и экологический туризм, деловой и культурно-познавательный, этнографический и промышленный туризм и другим. Для развития туризма и увеличения туристского потока важной составляющей является уровень качества и количество коллективных средств размещения в регионе.
В статье представлен статистический и аналитический обзор в разрезе количества и типов коллективных средств размещения в России и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, дана оценка номерного форма города Ханты-Мансийска, выдвинуты предложения по мероприятиям, направленным на увеличение туристского потока в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и в Ханты-Мансийске, а также представлен обзор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению услуг коллективными средствами размещения.

Ключевые слова

туристский поток, коллективные средства размещения, анализ туристского рынка, туризм в регионе, правовое обеспечение в туризме, туристская индустрия

Рекомендуемая ссылка

Крымская Олеся Леонидовна , Есипова Светлана Александровна

Коллективные средства размещения как драйвер увеличения регионального туристского потока на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (81). Номер статьи: 8107. Дата публикации: 22.02.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8107/

Authors

Krymskaya Olesya Leonidovna
Senior Lecturer
Russian Federation, Yugra State University
krymskaya705@yandex.ru
Esipova Svetlana Aleksandrovna
Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor
Russian Federation, Yugra State University
sa_e@mail.ru

Abstract

Currently, domestic tourism is one of the key areas for stimulating economic growth, both at the national level and in specific regions. Russian regions have significant tourist resources and potential, the use of which is becoming a priority for increasing the tourist flow and developing the tourist infrastructure. Each region has unique cultural traditions and a variety of natural landscapes, which creates attractive conditions for travelers from both Russia and abroad. Among the regions of the Russian Federation, the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra and its capital Khanty-Mansiysk can provide tourist programs in a wide variety of tourism areas.: active and ecological tourism, business and cultural-educational, ethnographic and industrial tourism, and others. For the development of tourism and an increase in the tourist flow, an important component is the level of quality and quantity of collective accommodation facilities in the region. The article provides a statistical and analytical overview of the number and types of collective accommodation facilities in Russia and in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra, evaluates the number of rooms in the city of Khanty-Mansiysk, and makes proposals for measures aimed at increasing the tourist flow in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug –Yugra and Khanty-Mansiysk, It also provides an overview of the regulatory legal acts governing the provision of services by collective accommodation facilities.

Keywords

tourist flow, collective accommodation facilities, analysis of the tourist market, tourism in the region, legal support in tourism, tourism industry

Suggested Citation

Krymskaya Olesya Leonidovna , Esipova Svetlana Aleksandrovna

Collective accommodation facilities as a driver of increasing the regional tourist flow on the example of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug – Yugra// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (81). Art. #8107. Date issued: 22.02.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8107/ 


Введение

На текущий момент в Российской Федерации наблюдается устойчивый тренд на рост внутреннего туризма. В 2023 году туристский поток по стране превысил допандемийный уровень; по сравнению с 2022 годом число туристских поездок по РФ выросло на 20 % – до 78 млн. ед. [9].

С целью обеспечить наивысшую доступность различных и высококачественных туристских услуг для с 2019 года успешно реализуется национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», направленный на увеличение социальной, культурной и экономической роли туризма в стране. Развитие внутреннего туризма становится одним из ключевых альтернативных источников экономического роста для регионов, благодаря своему мультипликативному эффекту. В каждом регионе России складывается свой уникальный набор факторов и условий развития туризма, что способствует возникновению региональной неоднородности [7]. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним регионов, ведущих активную политику по продвижению региона и развитию туризма. В 2023 Югру посетило более 1 млн 200 человек, что говорит о росте интереса к региону и увеличении туристского потока, по сравнению с прошлыми годами [10].

Цель исследования: разработка предложений по увеличению туристского потока на основании анализа ключевых показателей, характеризующих функционирование коллективных средств размещения в Югре и ее столице – Ханты-Мансийске.

Методы исследования: при исследовании были использованы общелогические методы, такие как анализ, дедукция, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, ретроспективный анализ. метод сравнительного и правового анализа.

 

Развитие средств размещения туристов как один из ведущих элементов развития туристской отрасти России

В условиях динамично развивающегося туристского рынка и увеличения числа путешественников, коллективные средства размещения продолжают оставаться одним из ведущим элементом современного гостиничного бизнеса и ему уделяется пристальное внимание со стороны Правительства РФ.  В 2023 году деятельность по размещению туристов составляла 17% от всех других видов деятельности организаций на основе ОКВЭД2 по виду «Туризм», доля организаций общественного питания — 39 %, организаций, деятельность туристских фирм и деятельность в сфере предоставления услуг по бронированию – 19% [10].

В приказе Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается определение «средств размещения» и общие требования к классификации средств размещения [1], а в приказе Приказ Росстата от 26.02.2021 N 109 (ред. от 01.03.2022) «Об утверждении методики оценки туристского потока» выделяются понятия «коллективные средства размещения» и «индивидуальные средства размещения» [5]. В России по состоянию на 01.01.2024 имеется 31488 коллективных средств размещения, на 2997,9 тысяч мест, в которых за 2023 год разместилось 83 578,4 тысяч туристов, а число ночевок составило 357 975,3 тысяч.  При этом 15,8% составляют гостиницы, как тип коллективного средства размещения, 8,3% хостелы, 5,5% – санаторно-курортные организациям, остальные средства размещения примерно в одинаковых долях относится к средствам размещения организаций отдыха и прочим коллективных средствам размещения. Если говорить о принадлежности коллективных средств размещения по типах хозяйствующих субъектов, то преимущественно они принадлежат индивидуальным предпринимателям – 54% [10].

Если говорить о целях поездок туристов в 2023 году, которые воспользовались услугами такого средства размещения как гостиница, то ведущую позицию занимают цели отдыха, досуга и отпуска – 58%, на втором месте это деловые и профессиональные цели – 30%, и на третьем месте путешествия с целью посещения магазинов – 7,8%. При этом туристы, которые размещались в 2023 году в хостелах имели деловые и профессиональные цели в 45,8% случаях и отпуск, досуг и отдых в 43,5% [10].

В 2023 году туристы останавливались в гостиницах и хостелах преимущественно на 1-4 ночевки – 84,1% и 70,9% соответственно, а в санаторно-курортных организациях туристы останавливаются преимущественно на 8-14 ночевок – 36,3% туристов и 15-28 ночевок – 26,8% туристов [10].

Туристы разных возрастных категорий отдают предпочтения разным типам коллективного размещения, но при этом все возрастные категории первоочередной приоритет отдают гостиницам, при этом граждане старше 55 лет приоритет гостиницам отдают меньше, чем другие возрастные категории – 58,6%, выбирая вторым приоритетом санаторно-курортные организации 21,5%. 72% туристов в возрасте 18-54 года и 67,1% туристов до 18 лет выбирают гостиницы, при этом 12% туристов до 18 лет отдают предпочтение организациям отдыха [10].

В условиях современного общества правовое регулирование в сфере предоставления услуг коллективными средствами размещения приобретает всё большую значимость. Повышенное внимание к этой области обусловлено необходимостью создания конкурентоспособной и устойчивой системы, способной предложить высококачественный сервис и надежность пользователю. Коллективные средства размещения, такие как гостиницы, хостелы, базы отдыха и иные предприятия гостеприимства, сталкиваются с вызовами адаптации к изменяющимся нормативным требованиям, что подчеркивает актуальность исследования мер регулирования, направленных на обеспечение их эффективного функционирования.

В конце 2024 году были изданы ряд постановлений Правительства Российской Федерации, относящиеся к классификации средств размещения: Постановления от 27.12.2024 № 1952, от 27.12.2024 № 1953, от 27.12.2024 № 1951. Данные Постановления формируют законодательную основу для регулирования данного сектора туризма и повышения уровня оказываемых услуг коллективными средствами размещения. Вышеуказанные нормативно-правовые акты конкретизирует положения закона и включают Правила классификации средств размещения, Положение о классификации средств размещения, Правила аккредитации и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, в том числе правила аттестации экспертов по классификации, а  также правила ведения реестров объектов классификации (средств размещения, пляжей и горнолыжных трасс) и аккредитованных организаций. Введение четких правил классификации позволяет создать единые стандарты для оценки качества и уровня услуг, предоставляемых средствами размещения и это будет способствовать повышению прозрачности, что важно как для потребителей, так и для операторов гостиничного бизнеса [2,3,4]. Постановления, регулирующие Правила классификации средств размещения создадут основу для эффективного регулирования сферы коллективного размещения туристов и направлены на комплексное развитие туристской отрасли в России и повышение качества услуг и стандартов, что отвечает современным требованиям рынка и потребительским ожиданиям.

С 1 января 2025 года на основании вышеуказанных постановлений средства размещения делятся на 4 типа: гостиница и санатории – которым могут быть присвоены от 1 до 5 звезд или категория «без звезд»; кемпинги и базы отдыха, которым звезды не присваиваются. Количество звезд отражает подтвержденный уровень комфорта и качества предоставления услуг, состояние номерного фонда и его оснащенность. Если гостиница, санаторий, база отдыха или кемпинг прошли самооценку, то информацию об этом можно найти в реестре по ссылке на сайте отелей или в соответствующих разделах агрегаторов отелей и с 1 марта 2025 года, планируя отпуск, можно убедиться в уровне и качестве предоставляемых услуг средством размещения, посмотрев ключевую информацию и фотографии, подтверждающие уровень комфорта в Едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии (далее – реестр).

На основании данных реестра по состоянию на начало 2025 года зарегистрировано только 24297 средств размещения, представленные такими категориями средств размещения как «гостинцы» — 22574 объекта и «санатории» — 1723 объекта, то есть корреляция данных реестра и свыше 7 тысяч средств размещения не зарегистрированы в реестре [11].

Классификация средств размещения туристов становится обязательной не только для гостиниц, но и для других средств размещения: базы отдыха (включая глэмпинги), кемпинги, санатории, при этом законом закреплено, что жилые помещения к средствам размещения не относятся. В реестр санаторно-курортные организации будут включаться на основании сведений, содержащихся в государственном реестре курортного фонда РФ. Классификация проходит в два этапа: в ходе первого этапа представитель объекта должен самостоятельно оценить объект на соответствие требованиям, заполнить чек-лист, зафиксировать на фото подтверждение, а также загрузить информацию в специальную цифровую систему, созданную Росаккредитацией. По итогам, объект включается в реестр и может начинать работать: размещать информацию о нем в системах бронирования, на туристских агрегаторах и принимать гостей. На втором этапе средство размещения может получить категорию: от одной до пяти «звезд». Для этого нужно обратиться в специальную аккредитованную организацию. Она обследует объект и присвоит «звездность», соответствующую набору и качеству услуг, которые оказываются на данном объекте, при этом гостиницы, которые уже имеют «звезды», присвоенные до этой даты, автоматически переносятся в новый реестр. До 1 сентября 2025 года владельцы этих гостиниц должны пройти первый этап классификации и заполнить чек-листы самооценки, а до 1 марта 2025 года базы отдыха и кемпинги должны включить в реестр сокращенный перечень сведений о себе, а к 1 сентября 2025 года завершить прохождения самооценки. С 1 сентября 2025 года запрещается размещать информацию на туристских агрегаторах и классифайдах без ссылки на реестр средств размещения. Контролировать исполнение этих требований с 1 марта 2025 года будут органы власти субъектов Российской Федерации.

На начало 2025 года в реестре представлено 22574 объекта, относящихся к категории «гостиница», из них 22474 объекта действующие и 1046 объектов приостановили свою деятельность [11]. На диаграмме 1 представлена информация о присвоенной классификации гостиницам на территории России.

 

Анализ количества присвоенной классификации гостиницам на территории России (по данным реестра).

Диаграмма 1. Анализ количества присвоенной классификации гостиницам на территории России (по данным реестра).

 

Анализ количества присвоенной классификации гостиниц, без учета категории «без звезд» на территории России (по данным реестра).

Диаграмма 2. Анализ количества присвоенной классификации гостиниц, без учета категории «без звезд» на территории России (по данным реестра).

 

Исходя из этих данных, мы делаем вывод, что на гостиничный рынок Российской Федерации преимущественно представлен средствами размещения, которые не ставят перед собой целью прохождения классификации по присвоению «звезд» или же повышение качество оказываемых услуг, чтобы повысить уровень сервиса для прохождения классификации для получения «звезд». Если же не брать во внимание средства размещения категории «без звезд», то ведущую позицию по количеству гостиниц занимают трехзвездочные гостиницы – 49% от всего количества гостиниц, которым присвоены звезды, примерно в равных долях 21% и 20% на туристском рынке представлены гостиницы 2 звезды и 4 звезды соответственно, 6% составляют гостиницы 1 звезды и 4% принадлежат пятизвездочным гостиницам (диаграмма 2) [11].

 

Анализ рынка предоставления услуг средствами размещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

На сегодняшний день туризм для регионов Российской Федерации становится важным секторов развития внутренней экономики и ему уделяется большое внимание. Каждый регион страны обладает значительным туристским потенциалом, отличаясь уникальными культурными и природными особенностями, способными привлечь туристов со всего мира, то приоритетной задачей для развития туризма в регионах становится создание и реализация комплексных стратегий, направленных на эффективное использование данного потенциала. И в реализации данных стратегий ведущую роль занимает увеличение туристского потока, а также оптимизация и развитие средств размещения туристов.

Одним из регионов, который набирает популярность для путешествий является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, благодаря своему уникальному природному и культурному наследию. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра славится живописными ландшафтами, обширными лесами, реками и озерами, что создает идеальные условия для экотуризма и активного отдыха. Регион предлагает множество возможностей для любителей активного времяпрепровождения, таких как рыбалка, охота, походы, а также зимние виды спорта. Кроме того, Ханты-Мансийский округ богат культурными традициями коренных народов, таких как ханты и манси. Погружение в их быт, обычаи и традиции является важным элементом туристского предложения. Этнографические туры и фестивали, посвященные культурным ценностям коренных народов, также привлекают внимание и вызывают интерес у туристов. Важным аспектом развития туризма в округе является повышение качества и разнообразия средств размещения.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра расположен в центре Западносибирской низменности и занимает 7 место по площади  среди регионов России. Самые крупные из городов Югры – Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийк, Нягань. В округе находятся два государственных заповедника: «Юганский» и «Малая Сосьва», а также четыре природных парка, три федеральных заказника и четыре окружных заказника [12].

В Югре активно развиваются такие виды туризма как: деловой, событийный, этнографический, потребительский, экстремальный [6]. Туристский поток региона в стабильные допандемийные года составлял 700-750 тысяч человек в год и доля туристов, останавливающихся в коллективных средствах размещения, составлял около 80% от туристского потока, который составлял 570-600 тысяч человек в стабильные года. В 2019 году произошло сокращение количества туристов, что повлияло на  уменьшение туристского потока на 8%. В 2020 году в туристский поток Югры сократился более чем в 1,5 раза, связи с ограничениями, введенными из-за пандемии COVID-19. В 2021 году туристский поток начал постепенно восстанавливаться и рост по сравнению с 2020 годом составил около 31%, однако не достиг уровня 2019 года — снижение на 24%, и пиковых показателей допандемийного периода  — снижение на 30% [13].

В 2022 году туристский поток Югры составил 901296 человек, в 2023 – 1215707 человек, что говорит о росте интереса к региону и увеличении туристского потока [10]. Эти показатели свидетельствуют о том, что Ханты-Мансийский автономный округ – Югра становится всё более привлекательным направлением для путешественников, при этом увеличение числа туристов может быть обусловлено как проводимыми в регионе мероприятиями, так и активной рекламной деятельностью, направленной на продвижение культурных и природных достопримечательностей, а именно программы, направленные на формирование «культурного кода Югры». Это также может быть результатом улучшения инфраструктуры, расширения ассортимента туристских услуг и повышения качества обслуживания.

Такой рост туристского потока создает новые возможности для местного бизнеса, включая средства размещения туристов, предприятия общественного питания, туристские компании и другие сервисы. Вместе с тем он ставит перед регионом и новые вызовы, такие как необходимость обеспечения устойчивого развития туризма и предоставления туристских услуг высокого качества.

В Югре в соответствии с данными Росстата по состоянию на 01.01.2024 имеется 242 коллективных средства размещения на 14400 мест. В 2023 году в коллективных средствах размещения Югры остановилось 659,7 тысяч туристов, число ночёвок составило 1 660,1 тысяч. В диаграмме 3 представлена динамика количества коллективных средств размещения в Югре с 2018 год по 2023 год в разрезе – гостиницы, хостелы, санаторно-курортные организации и организации отдыха по данным Росстата [10].

 

Анализ данных Росстата по типам и количеству средств размещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 2018 год по 2023 год.

Диаграмма 3. Анализ данных Росстата по типам и количеству средств размещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 2018 год по 2023 год.

 

На январь 2025 года в реестре на территории Ханты-Масайского автономного округа – Югры имеется 175 объектов категории «гостиниц», у 4 гостиниц приостановленный статус в реестре, другие виды средств размещения не представлены. Корреляция данных о средствах размещения по отчету Росстата и в реестре оставляет 67 объектов — это может быть связано с тем, что средства размещения не подавали ранее свои данные в реестр [11].

В Югре имеется только одна гостиница, имеющая категорию 5 звезд – это Гостиница «Роял Плаза» ООО «МОНАРХ» на 53 места, расположенная в Нефтеюганске, 13 гостиниц имеются категорию 4 звезды – 8 гостиниц расположены в Сургуте, 2 в Ханты-Мансийке, 2 в Нижневартовске и одна в Радужном. Основной туристский рынок региона представлен гостиницами не имеющих категорию – 85 объектов, если рассматривать, без учета гостиниц «без категории», то 51% гостиниц составляют трехзвездочные гостиницы – 51% (диаграмма 4) [11].

 

Анализ количества категорированных гостиниц, зарегистрированных в реестре на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Диаграмма 4. Анализ количества категорированных гостиниц, зарегистрированных в реестре на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Анализ объектов и услуг средств размещения на территории города Ханты-Мансийска

Рассматривая туризм в Югре, мы выделяем Ханты-Мансийск, как приоритетную туристскую территорию округа, благодаря имеющимся туристским ресурсам, развитой инфраструктуре с учетом агломерационного зонирования, туристского спроса и возможностей муниципального образования. Кроме того, в течение четырёх лет подряд Ханты-Мансийск занимает первое место по индексу качества городской среды среди больших городов в своей климатической группе [8].

Туристский поток Ханты-Мансийка в стабильные допандемийные года с 2017 года по 2019 года находился на уровне 135-150 тысяч человек в год, при этом доля иностранных граждан составляла не более 2-3%. В 2020 году турпоток снизился до 58 тысяч человек, однако уже в 2021 году произошло восстановление до 92 тысяч человек, что соответствует минимальному количеству туристов, которое город может привлечь, даже с учетом многочисленных ограничений. По итогам 2023 года Ханты-Мансийск посетило 202 700 человек, а в 2022 году – 182 000 человек, что говорит о том, что муниципалитет ведет активную политику в области развития туризма [8].

Численность туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, в стабильные годы составляла около 110-125 тысяч человек в год – около 80% от турпотока города, остальные туристы размещаются в частных квартирах.

Наиболее выделяющимися с точки зрения туристского активности являются следующие периоды: февраль — апрель, октябрь — декабрь. В эти периоды традиционно наблюдается высокая деловая туристская активность, а также проводятся наиболее популярные событийные мероприятия города. Сезонность проанализирована с точки зрения помесячной динамики пассажиропотока аэропорта, так как вовлеченность аэропорта Ханты-Мансийска в туристскую активность находится на довольно высоком уровне. Услугами аэропорта пользуются преимущественно деловые туристы, которые составляют превалирующую долю турпотока города — 65-75% [13].

Анализ сезонности был проведен с учетом влияния пассажиров, которые улетают из Ханты-Мансийска в отпуск. Наибольшее количество таких пассажиров наблюдается в летние месяца – до 95% пассажиропотока. В низкий отпускной сезон (февраль-апрель) доля таких пассажиров составляет не более 5-10% от пассажиропотока в каждом месяце. Наибольшее количество пассажиров наблюдается в марте и октябре-декабре, а весна и осень традиционно являются наиболее активными сезонами с точки зрения делового туризма. К тому же, март, ноябрь и декабрь являются лидирующими месяцами в городе с точки зрения событийной активности [13].

Вовлеченность аэропорта Ханты-Мансийска в туристскую активность находится на довольно высоком уровне. Услугами аэропорта пользуется значительная доля деловых туристов, прибывающих в город. Следовательно, показатели деятельности аэропорта отражают уровень деловой туристской активности в Ханты-Мансийске.

В период с 2010 года по 2018 год пассажиропоток аэропорта Ханты-Мансийска находился на относительно стабильном уровне в 250-300 тысяч пассажиров в год. В 2019 году произошло резкое увеличение показателя на 40%, что было вызвано запуском новой модели авиаперевозок, разработанной Правительством региона и основным авиаперевозчиком региона компанией Utair. В рамках данной модели были открыты новые межмуниципальные, в том числе «стыковочные» и региональные рейсы, а также принята программа по субсидированию 50% стоимости каждого авиабилета. В 2020 году пассажиропоток ожидаемо сократился в связи с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19. По итогам 2021 год пассажиропоток практически полностью восстановился до уровня 2019 года за счет сохранения программы субсидирования и возобновления запуска новых маршрутов [13].

Анализируя динамику туристского потока и количества лиц, размещенных в коллективных средствах Ханты-Мансийска, можно выделить, что значительную долю туристского потока Ханты-Мансийска составляют деловые туристы, что связано с тем, что Ханты-Мансийск является центром одного из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, поэтому в городе расположены офисы крупных нефтяных компаний, которые являются генератором потока деловых туристов. Важно отметить, что такие туристы представляют собой не работников нефтедобывающих предприятий, работающих вахтовым методом, а более квалифицированный персонал – инженеров, геологов, управленческий персонал (менеджеры и т.д.). Также Ханты-Мансийск является административным центром региона и в городе сосредоточено большое количество государственных учреждений, которые также являются генераторами потока платежеспособных деловых туристов.

В связи с тем, что в Ханты-Мансийке проводится большое количество спортивных мероприятий одну из долей туристского потока занимает событийный туризм. В первую очередь стоит отметить мероприятия всероссийского и международного уровней – биатлонные и лыжные гонки, шахматные турниры. К тому же, статус административного центра региона и развитая спортивная инфраструктура позволяют проводить в городе многочисленные региональные спортивные соревнования. В городе проводится несколько крупных культурных мероприятий («Ханты-Мансийск — Новогодняя столица Сибири», «Дух огня»), которые привлекают туристов из других регионов.

К прочим направлениям туризма, формирующим туристский поток города Ханты-Мансийка, стоит отнести культурно-исторический туризм: осмотр достопримечательностей и посещение музеев, а также природный туризм: посещение природных достопримечательностей и промышленный туризм.

Современные вызовы, с которыми сталкиваются средства размещения, требуют комплексного анализа как в контексте правового регулирования данной сферы, так в точки зрения управления качеством. Становление гостиничного рынка Ханты-Мансийска происходило в последние 20 лет. Одним из важнейших событий развития гостиничной инфраструктуры в городе является 2010 год, когда к 39-й Шахматной Олимпиаде была открыта гостиница «Олимпийская», состоящая из двух блоков совокупным номерным фондом более 800 номеров. Данное открытие полностью изменило существующую структуру рынка. Если до 2010 года номерной фонд Ханты-Мансийска составлял около 600 номеров, то к концу 2010 года показатель превысил отметку в 1500 номеров. Важно отметить, что после проведения Шахматной Олимпиады один блок гостиницы был выведен с рынка и на данный момент используется в качестве маневренного фонда (это стало возможным благодаря запроектированным «мокрым» зонам под будущие кухни). На данный момент представленный на рынке номерной фонд гостиницы «Олимпийская» составляет 370 номеров. В последние 10 лет существенного увеличения предложения на рынке не наблюдалось; открывались небольшие объекты до 20-30 номеров.

На данный момент в Ханты-Мансийске расположено 27 объектов размещения (с учетом 3 объектов на реконструкции) совокупным номерным фондом 1480 номеров. Действующий номерной фонд составляет 1025 номеров. В реестре зарегистрировано 19 средств размещения, совокупным номерным фондом 953 номера – 5 гостиниц категории «без звезд», одна однозвёздочная гостиница, 6 гостиниц категории две звезды, 5 трехзвездочных гостиниц и две гостиницы категории четыре звезды [11].

 

Анализ количества категорированных гостиниц, зарегистрированных в реестре на территории Ханты-Мансийска.

Диаграмма 5. Анализ количества категорированных гостиниц, зарегистрированных в реестре на территории Ханты-Мансийска.

 

Структура номерного фонда была проанализирована по объектам, внесенным в официальный реестр, так в структуре действующего номерного фонда преобладают двухместные номера — 64% совокупного номерного фонда. Также одной из особенностей рынка является довольно большая доля одноместных номеров – около 18%. Это связано с высокой долей в турпотоке города деловых туристов, которые часто ориентированы на одноместное размещение. В части объектов (преимущественно категории от «двух звезд» и ниже) представлены многоместные 3-/4-/5-местные номера. Важно отметить, что в некоторых гостиницах такие номера позиционируются как хостельные, гостям предлагаются отдельные койко-места в общем номере.

В структуре одноместных номеров преобладают помещения площадью 15-18 м2. Наиболее просторные одноместные номера площадью 23 м2 представлены в четырехзвездочной гостинице «Тарей» 4*.

Около 70% двухместных номеров представляют собой просторные помещения площадью 27-30 м2. Такой высокий показатель достигается в основном за счет номеров в гостинице «Олимпийская» 3* – крупнейшей гостиницы города с номерным фондом 370 номеров. Также просторные двухместные номера представлены в четырехзвездочных гостиницах «Тарей» 4* и «Molly O’Brian» 4*. Важно отметить, что в некоторых трехзвездочных объектах, таких как «Югра-Классик» 3* и «СоветникЪ» 3* представлены довольно компактные двухместные номера площадью 15-18 м2, сопоставимы с одноместными номерами.

В структуре действующего номерного форма в Ханты-Мансийске 82% номеров являются номерами «первой категории (стандарт)», данные номера представлены во всех гостиницах за исключением гостиницы «Светлая» категория «без звезд». Номера высшей категории «люкс» представлены в пяти гостиницах города – «Тарей» 4*, «Мисне» 3*, «Molly O’Brian» 4*, «Сокол» 2*, «Югра-Классик» 3*. Номера высшей категории «апартаменты», которые могут позиционироваться как семейные представлены в гостиницах «СоветникЪ» 3* и «Весна» 2* (диаграмма 6) [11].

 

Структура действующего номерного фонда по типу номеров в г. Ханты-Мансийск.

Диаграмма 6. Структура действующего номерного фонда по типу номеров в г. Ханты-Мансийск.

 

Одним из факторов, ограничивающих рост коэффициента использования номерного фонда, является специфика спроса на гостиничные услуги, который преимущественно представлен сегментом деловых туристов. Каждый такой турист, как правило, размещается в отдельном 1-/2-местном номере, то есть даже в номере, вмещающем двух человек, часто проживает один гость. Средняя вместимость одного номера на рынке Ханты-Мансийска составляет 1,87 человек, фактическое среднее количество человек, проживающих в одном номере, по нашим оценкам, составляет около 80% от средней вместимости – 1,5 человек

Для более точного понимания длительности пребывания туристов в Югре в целом и Ханты-Мансийске в частности, стоит обратиться к «Цифровому портрету туриста» – исследованию, проведенному Фондом развития Югры. По данным исследования, в 2019 г. практически половина туристов приехала в Югру на 1-2 дня, доли туристов, остановившихся в регионе на 3-4 дня и 5-7 дней, сопоставимы и составляют около 20%.

Ханты-Мансийск является административным центром одного из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, поэтому в структуре турпотока значительная доля приходится на деловой туризм – 65-75%, также в городе развивается событийный туризм, его доля в турпотоке составляет 10-20%. Исследуя гостиничный рынок города, наблюдается дисбаланс спроса и предложения. Качественное предложение, соответствующее требованиям современного размещения, практически отсутствует, при этом существует платёжеспособный спрос, представленный деловыми туристами из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени. Обеспеченность номерным фондом на 1 тысячу туристов в Ханты-Мансийске более, чем в 2,5 раза превышает обеспеченность в Москве и Санкт-Петербурге, при этом ниша для платежеспособного спроса практически отсутствует.

 

Заключение

Анализируя текущее состояние средств размещения в Ханты-Мансийске, можно выделить ряд ключевых сложностей, с которыми сталкиваются гостиницы. Во-первых, одной из основных трудностей является не высокое качество предоставляемого номерного фонда гостиниц, что негативно сказывается на общем впечатлении туристов. Во-вторых, проблема кадрового обеспечения остается актуальной -нехватка квалифицированного персонала приводит к снижению качества обслуживания. В-третьих, сезонность туризма создает дополнительные вызовы, так как многие объекты размещения сталкиваются с колебаниями спроса и это требует от гостиниц гибкости в плане ценообразования и маркетинговых стратегий. Кроме того, усиливающаяся конкуренция со стороны альтернативных форм размещения, таких как аренда жилья через платформы, ставит перед традиционными гостиницами новые вызовы.

В свете указанных сложностей, средствам размещения необходимо активно применять стратегии управления, направленные на совершенствование обслуживания, повышение конкурентоспособности и привлечение туристов. Мы отмечаем, что драйверами развития туристской отрасли в Ханты-Мансийске и роста туристского потока может стать реализация следующих позиций:

  • активное продвижение Ханты-Мансийска как приоритетного туристского направления, включая участие в международных MICE — мероприятиях, создание интересного контента в социальных сетях и сотрудничество с блогерами и туристскими агентствами для продвижения региона и создания позитивного образа на туристском рынке;
  • укрепление позиций и дальнейшее развитие нефтедобывающих компаний в экономике России в ситуации экономического кризиса как основных «поставщиков» деловых туристов;
  • активная работа администрации города по «перетягиванию» в Ханты-Мансийск из других городов наиболее популярных среди туристов мероприятий, или создание новых уникальных событийных мероприятий, и как следствие увеличение числа событийных туристов;
  • переориентация населения на внутренний туризм в ситуации закрытых границ;
  • инициация дополнительных мер поддержки, характерных для развитых туристских регионов;
  • улучшение качества услуг, предоставляемых средствами размещения, улучшение дорожной инфраструктуры, создание новых объектов инфраструктуры туризма (например, парков, зон отдыха, объекты малой архитектурной формы);
  • создание тематических туров и национальных маршрутов, включая экотуризм, культурные и исторические экскурсии, спортивные мероприятия;
  • создание удобных онлайн-ресурсов для бронирования, уникальных приложений и платформ для взаимодействия с туристами и возможностями ознакомления с туристскими возможностями города.

Принятие новых вызовов для отрасли туризма может стать ключевым фактором успешного развития бизнеса в условиях динамично меняющегося туристского рынка. Ориентируясь на эти факторы, Ханты-Мансийск может повысить свою привлекательность для туристов и способствовать устойчивому развитию гостиничного рынка и увеличению туристского потока.

 

Список литературы источников:

  1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 N 1951 «Об утверждении Положения о классификации средств размещения»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 N 1952 «Об утверждении Правил классификации средств размещения и Правил формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 N 1953 «Об утверждении Правил аккредитации и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, в том числе правил аттестации экспертов по классификации, и Правил формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии»
  5. Приказ Росстата от 26.02.2021 N 109 (ред. от 01.03.2022) «Об утверждении методики оценки туристского потока» «коллективные средства размещения»
  6. Есипова, С. А. Безбарьерный туризм как фактор экономического развития региона / С. А. Есипова, А. В. Портных // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 12(130). – С. 25. – EDN BQCMGU.
  7. Конышев, Е. В. Анализ факторов, влияющих на эффективность развития туристско-рекреационного комплекса / Е. В. Конышев, А. А. Сафарян // Статистика — главный информационный ресурс современного общества : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 16–17 октября 2023 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2024. – С. 56-64. – EDN NHIFFH.
  8. Крымская, О. Л. Развитие туристической отрасли на территории города Ханты-Мансийска в новых экономических условиях / О. Л. Крымская, А. В. Портных // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2024. – № 2(78). – EDN MFBZEM.
  9. Коллективные средства размещения в Республике Башкортостан: оценка деятельности и эффективность функционирования / Э. Р. Мамлеева, Н. В. Трофимова, М. Ю. Сазыкина, А. А. Карачурина // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2024. – № 2(48). – С. 45-58. – DOI 10.17122/2541-8904-2024-2-48-45-58. – EDN PGXPKV.
  10. Данные Федеральной службы государственной статистики на 01.01.2025 // URL: https://rosstat.gov.ru/
  11. Единый реестр объектов классификации в сфере туристской индустрии // URL: https://tourism.fsa.gov.ru/ru/resorts/showcase/hotels
  12. Официальный сайт Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // URL: https://admhmao.ru/ob-okruge/obshchie-svedeniya/
  13. Данные «Фонда развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 01.01.2025 // URL: https://fondugra.ru/

 

References

  1. Federal Law No. 132-FZ of November 24, 1996 (as amended on November 30, 2024) “On the Basics of Tourist Activities in the Russian Federation” [Federal’nyy zakon ot 24.11.1996 N 132-FZ (red. ot 30.11.2024) «Ob osnovakh turistskoy deyatel’nosti v Rossiyskoy Federatsii»].
  2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1951 of December 27, 2024 “On Approval of the Regulations on the Classification of Accommodation Facilities” [Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 27.12.2024 N 1951 «Ob utverzhdenii Polozheniya o klassifikatsii sredstv razmeshcheniya»].
  3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1952 of December 27, 2024 “On Approval of the Rules for Classification of Accommodation Facilities and the Rules for the Formation and Maintenance of a Unified Register of Classification Objects in the Tourism Industry” [Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 27.12.2024 N 1952 «Ob utverzhdenii Pravil klassifikatsii sredstv razmeshcheniya i Pravil formirovaniya i vedeniya yedinogo reyestra ob”yektov klassifikatsii v sfere turistskoy industrii»].
  4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1953 of December 27, 2024 “On Approval of the Rules for Accreditation and Confirmation of Competence of Organizations Carrying Out Classification in the Tourism Industry, Including the Rules for Certification of Classification Experts, and the Rules for the Formation and Maintenance of a Register of Organizations Carrying Out Classification in the Tourism Industry” [Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 27.12.2024 N 1953 «Ob utverzhdenii Pravil akkreditatsii i podtverzhdeniya kompetentnosti organizatsiy, osushchestvlyayushchikh klassifikatsiyu v sfere turistskoy industrii, v tom chisle pravil attestatsii ekspertov po klassifikatsii, i Pravil formirovaniya i vedeniya reyestra organizatsiy, osushchestvlyayushchikh klassifikatsiyu v sfere turistskoy industrii»].
  5. Order of Rosstat No. 109 of February 26, 2021 (as amended on March 1, 2022) “On Approval of the Methodology for Assessing Tourist Flow” “Collective Accommodation Facilities” [Prikaz Rosstata ot 26.02.2021 N 109 (red. ot 01.03.2022) «Ob utverzhdenii metodiki otsenki turistskogo potoka» «kollektivnyye sredstva razmeshcheniya»].
  6. Esipova, S.A., Portnykh, A.V. Barrier-free tourism as a factor of economic development of the region [Bezbaryernyy turizm kak faktor ekonomicheskogo razvitiya regiona] / S. A. Esipova, A. V. Portnykh // Management of Economic Systems: Electronic Scientific Journal [Upravleniye ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal]. – 2019. – No. 12(130). – P. 25. – EDN BQCMGU.
  7. Konyshev, E.V., Safaryan, A.A. Analysis of factors affecting the efficiency of the development of the tourist and recreational complex [Analiz faktorov, vliyayushchikh na effektivnost’ razvitiya turistsko-rekreatsionnogo kompleksa] / E. V. Konyshev, A. A. Safaryan // Statistics — the Main Information Resource of Modern Society : Collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Perm, October 16–17, 2023. – Perm: Perm State National Research University, 2024. – P. 56-64. – EDN NHIFFH.
  8. Krymskaya, O.L., Portnykh, A.V. Development of the tourism industry in the city of Khanty-Mansiysk in new economic conditions [Razvitiye turisticheskoy otrasli na territorii goroda Khanty-Mansiyska v novykh ekonomicheskikh usloviyakh] / O. L. Krymskaya, A. V. Portnykh // Regional Economics and Management: Electronic Scientific Journal [Regional’naya ekonomika i upravleniye: elektronnyy nauchnyy zhurnal]. – 2024. – No. 2(78). – EDN MFBZEM.
  9. Mamleeva, E.R., Trofimova, N.V., Sazykina, M.Yu., Karachurina, A.A. Collective Accommodation Facilities in the Republic of Bashkortostan: Assessment of Activities and Efficiency of Functioning [Kollektivnyye sredstva razmeshcheniya v Respublike Bashkortostan: otsenka deyatel’nosti i effektivnost’ funktsionirovaniya] / E. R. Mamleeva, N. V. Trofimova, M. Yu. Sazykina, A. A. Karachurina // Bulletin of USPTU. Science, Education, Economy. Series: Economics [Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovaniye, ekonomika. Seriya: Ekonomika]. – 2024. – No. 2(48). – P. 45-58. – DOI 10.17122/2541-8904-2024-2-48-45-58. – EDN PGXPKV.
  10. Data from the Federal State Statistics Service as of 01.01.2025 [Dannye Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki na 01.01.2025] // URL: https://rosstat.gov.ru/
  11. Unified Register of Classification Objects in the Tourism Industry [Yedinyy reyestr ob”yektov klassifikatsii v sfere turistskoy industrii] // URL: https://tourism.fsa.gov.ru/ru/resorts/showcase/hotels
  12. Official Website of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra [Ofitsial’nyy sayt Pravitel’stva Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga — Yugry] // URL: https://admhmao.ru/ob-okruge/obshchie-svedeniya/
  13. Data from the “Development Fund of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra” as of 01.01.2025 [Dannye «Fonda razvitiya Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga – Yugry» na 01.01.2025] // URL: https://fondugra.ru/

Еще в рубриках

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *