Главная страница » Публикации » №4 (80) » Развитие туризма в Мурманской области: экономический эффект и роль государственной поддержки

Развитие туризма в Мурманской области: экономический эффект и роль государственной поддержки

Tourism development in the Murmansk region: economic effect and the role of state support

Авторы

Наседкина Татьяна Ивановна
доктор экономических наук, доцент
Российская Федерация, Белгородский государственный аграрный университет
Женихов Вячеслав Владимирович
аспирант кафедры экономики
Российская Федерация, Белгородский государственный аграрный университет
vvzh1967@yandex.ru

Аннотация

Целью представленной статьи явилось исследование мер поддержки туристической отрасли, предпринимаемых правительством Мурманской области, их востребованность, влияние на эффективность работы.
Определено, что туристическая отрасль России в целом и Мурманской области, в частности, являются составной частью национальной экономики, от развития которой во многом зависит достижение целей по сохранению самобытности многонационального народа Российской Федерации, обучению и воспитанию социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
В статье рассмотрено место туристической отрасли региона в России.
Значение тех или иных мер поддержки определяются влиянием на обновление фондов туристической отрасли, создание новых кластеров, увеличение туристического потока, привлечение дополнительных источников финансирования, заинтересованных инвесторов и частный бизнес, создание новых рабочих мест, повышение доступности населения к местам массового туризма.
Перед исследованием была поставлена цель - изучить нормативно - законодательную базу предоставления государственной поддержки туристической отрасли в Мурманской области, современное состояние отрасли региона, выявить положительные стороны предоставляемых мер поддержки, провести анализ эффективности вложенных средств государственной поддержки, рассчитать дополнительные доходы бюджета Мурманской области при условии увеличения средств поддержки.
Для достижения поставленной в процессе исследования цели использованы общенаучные методы - наблюдение, анализ, синтез и сравнение. В рамках проведенного исследования было изучено влияние мер государственной поддержки туризма в Мурманской области на привлекательность региона, увеличение туристического потока, обновление объектов отрасли, их достаточность в достижении целей для удовлетворения потребностей граждан России, внесены предложения по направлениям государственной политики с выделением дополнительных рекомендаций.
Материалы исследования могут быть использованы для активизации туристической деятельности в регионе, эффективной реорганизации сферы услуг в Мурманской области, для оценки перспектив развития европейского Севера России.

Ключевые слова

государственная поддержка, меры поддержки, туристическая отрасль, программа развития, туристический поток, Кольское Заполярье.

Рекомендуемая ссылка

Наседкина Татьяна Ивановна , Женихов Вячеслав Владимирович

Развитие туризма в Мурманской области: экономический эффект и роль государственной поддержки// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8020. Дата публикации: 07.12.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8020/

Authors

Nasedkina Tatyana Ivanovna
Doctor of Economics, Associate Professor
Russian Federation, Belgorod State Agrarian University
Zhenikhov Vyacheslav Vladimirovich
Postgraduate of the Department of Economics
Russian Federation, Belgorod State Agrarian University
vvzh1967@yandex.ru

Abstract

The purpose of the presented article was to study the measures to support the tourism industry undertaken by the government of the Murmansk region, their relevance, and their impact on work efficiency.
It is determined that the tourism industry of Russia as a whole and the Murmansk region, in particular, are an integral part of the national economy, the development of which largely determines the achievement of goals for preserving the identity of the multinational people of the Russian Federation, training and upbringing of a socially responsible person striving for spiritual, moral, intellectual and physical perfection, defined by the National Security Strategy of the Russian Federation Federation.
The article examines the place of the region's tourism industry in Russia.
The importance of certain support measures is determined by the impact on the renewal of funds in the tourism industry, the creation of new clusters, an increase in tourist flow, attracting additional sources of financing, interested investors and private business, creating new jobs, increasing public accessibility to places of mass tourism.
The purpose of the study was to study the regulatory and legislative framework for providing state support to the tourism industry in the Murmansk region, the current state of the industry in the region, identify the positive aspects of the support measures provided, analyze the effectiveness of invested state support funds, calculate additional budget revenues of the Murmansk region, subject to an increase in support funds.
To achieve the goal set in the research process, general scientific methods were used - observation, analysis, synthesis and comparison. As part of the study, the impact of state support measures for tourism in the Murmansk region on the attractiveness of the region, an increase in tourist flow, the renovation of industry facilities, their sufficiency in achieving goals to meet the needs of Russian citizens was studied, proposals were made on areas of state policy with additional recommendations.
The research materials can be used to activate tourism activities in the region, effectively reorganize the service sector in the Murmansk region, and assess the prospects for the development of the European North of Russia.

Keywords

state support, support measures, tourism industry, development program, tourist flow, Kola Arctic.

Suggested Citation

Nasedkina Tatyana Ivanovna , Zhenikhov Vyacheslav Vladimirovich

Tourism development in the Murmansk region: economic effect and the role of state support// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8020. Date issued: 07.12.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8020/ 


Введение

В Российской Федерации разработана стратегия национальной безопасности, которая определяет защищенность страны от каких — либо угроз, обеспечение прав и свобод граждан, достойный уровень жизни населения.

Стратегией указано, что только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России.

Основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала. Состояние науки, инновационной сферы, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно — нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и ее открытости миру.

Одной из целей национальных интересов на современном этапе является развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России. Стратегическим национальным приоритетом является защита традиционных российских духовно — нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, которая обеспечивается путем решения задач по сохранению самобытности многонационального народа Российской Федерации, обучению и воспитанию как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству, других задач.

Отмечено, что Россия обладает обширной территорией, выгодным географическим положением, разнообразием ресурсов, природных условий, научно — техническим потенциалом, высоким уровнем обороноспособности, что относится к благоприятным условиям для развития различных отраслей экономики.

Главными условиями обеспечения экономической безопасности России является ставка на внутренний потенциал, самостоятельное решение стоящих задач в экономике. Цели экономической безопасности определены как укрепление экономического суверенитета государства, повышение конкурентоспособности экономики, ее устойчивость  к воздействию внешних и внутренних угроз, создание условий для роста.

Составной частью экономики является туристическая отрасль.

Туризм–отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Туризм играет большую роль в экономике любой страны. Экономику туриндустрии можно определить как дисциплину, которая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников [7].

Туристическая отрасль в Росссии решает задачи по сохранению самобытности многонационального народа Российской Федерации, обучению и воспитанию социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству.

Отрасль влияет на более чем 50 смежных отраслей.

Недостаточно исследованы вопросы предоставления мер государственной поддержки туристической отрасли, влияние на увеличение объема туристического потока, доступности для населения познавать природу, историю России в условиях санкций и запрета посещать большиство стран, получению дополнительного дохода региональными бюджетами.

Цель исследования – оценить эффективность применения предоставления мер государственной поддержки комплекса региона, их востребованность.

Определены основные задачи исследования для достижения поставленной цели:

  • раскрыть особенности предоставления некоторых мер поддержки туристического комплекса Мурманской области;
  • проанализировать сложившуюся ситуацию в предоставлении мер государственной поддержки отрасли Кольского Заполярья.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что предоставляемые меры государственной поддержки туристического комплекса Мурманской области являются значительным фактором для его развития, поскольку позволяют привлечь дополнительные средства для проведения модернизации имеющихся мест для туризма, созданию новых кластеров, повысить привлекательность и доступность региона.

Предоставляемые меры поддержки требуют постоянного мониторинга их значимости и востребованности, и, как следствие, совершенствования.

Методы исследования. В процессе исследования были использованы общенаучные методы — наблюдение, анализ, синтез и сравнение, что позволило обеспечить достоверность и аргументированность выводов.

 

Результаты исследования

Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах.

К экономическим функциям туризма относятся экономические выгоды, которые он предоставляет. Туризм стимулирует развитие инфраструктуры – гостиниц, ресторанов, предприятий торговли, транспорта,  предопределяет увеличение доходной части бюджета за счет налогов. Туризм имеет широкие возможности для привлечения инвестиций. Не менее важной экономической функцией туризма является изменение экономики, образовывая отрасли, которые обслуживают индустрию туризма, обеспечивает рост доходов населения и повышения уровня благосостояния людей. Одновременно влияние туризма на экономическое развитие сказывается на повышение деловой активности, расширение производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет экскурсантов.

С экономической точки зрения привлекательность туризма как отрасли, что предоставляет услуги, заключается в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода. Во многих странах туризм входит в первую тройку ведущих отраслей государства, развивается быстрыми темпами и играет важное социальное и экономическое значение, так как:

  • увеличивает местные доходы;
  • создает новые рабочие места;
  • развивает все отрасли, связанные с производством туристических услуг;
  • развивает социальную и производственную инфраструктуры в туристических центрах;
  • активизирует деятельность народных промыслов и развитие куль-туры и способствует им;
  • обеспечивает рост уровня жизни местного населения [8].

Вклад туризма в ВВП России по итогам 2023 года составил 2,8%, а к 2030 году доля туризма должна достичь 5% [2].

В туристическом плане Россия сильно изменилась. В свете последних событий закрылись границы многих государств для российских граждан, возникли логистические проблемы для передвижения грузов и людей. В этой связи особую популярность в нашей стране приобретает внутренний туризм, так как в России есть что посмотреть, как в природном, так и в культурном плане. Одним из регионов, который переживает в последние годы “нашествие” потока туристов, является Мурманская область.

Территория региона расположена в северо — западной части европейской России, с хорошими возможностями автомобильной, железнодорожной и авиационной связи с Москвой, Санкт — Петербургом и другими крупными городами страны. Регион является важной транспортной артерией России, располагает крупнейшим незамерзающим портом России, расположенным за Полярным кругом. Основная часть территории Мурманской области лежит на Кольском полуострове. Область занимает важное геополитическое положение. В регионе базируется Северный морской флот, обеспечивающий транспортную связь в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья [10].

Первые сведения о потенциальном туристическом освоении края принадлежат Вильгельму Рамзаю, российскому и финляндскому геологу, совершившему с 1887 по 1891 гг. первое комплексное изучение Кольского полуострова [4].

Огромный вклад в разностороннее исследование изучаемой территории в 1920-1939 гг. внес академик А.Е. Ферсман, под чьим руководством в Хибинах открывается научная станция “Тиэтта” и создается первая база Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) вблизи строящегося городка Хибиногорска [5].

Развитие туризма в регионе всегда было связано с охраной природы, к чему призывали географ В.П. Семенов — Тянь — Шанский, биолог Г. Крепс, агроном И.Г. Эйхфельд. Первые статьи зоолога В.Ю. Фридолина о туризме в Хибинах не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день [11].

С созданием Кольского научного центра (КНЦ РАН) и заложением самого северного в России Полярно-альпийского ботанического сада-института (ПАБСИ) им. Н.А. Аврорина, популяризация и развитие туризма на территории Мурманской области расширяется. В лучшие годы советской эпохи регион посещали до 300 тыс. туристов ежегодно. С распадом СССР, вся созданная туристическая инфраструктура области приходит в упадок, только с недавнего времени можно наблюдать восстановление туристической активности в регионе.

К основным видам туризма в Мурманской области относятся: горнолыжный, геологический, промышленный, событийный,  этнокультурный, экологический.

Город Кировск является одним из центров российского горнолыжного спорта, в районе города действует два подготовленных горнолыжных комплекса: “Большой Вудъявр” (южный и северные склоны горы Айкуайвенчорр), “Кукисвумчорр” (южный склон горы Кукисвумчорр).

В 2014 году открыта гондольно-кресельная канатная дорога на северном склоне горы Айкуайвенчорр.

Одним из популярных геологических туристических маршрутов является место с мемориалом ферсмановской Хибинской исследовательской горной станции АН СССР “Тиетта” (1930—1938), сгоревшей во время Великой Отечественной войны и впоследствии преобразованной в Кольский филиал АН СССР (ныне Кольский научный центр РАН).

В городе Кировск разработана специализированная экскурсионная программа на территории промышленных объектов АО “Апатит”. В рамках данного тура имеется возможность посетить Музейно-выставочный центр АО “Апатит”, учебный подземный полигон на Кировском руднике, смотровую площадку Восточного рудника, смотровую площадку карьера Центрального Расвумчоррского рудника, апатито — нефелиновую обогатительную фабрику (АНОФ-3).

С 2008 года ежегодно у подножия Хибинских гор у города Кировск возводится “Снежная деревня” — комплекс сооружений из снега и льда определенной тематики, который создают художники-оформители и скульпторы из различных регионов России. “Снежная деревня” с олимпийской тематикой площадью 2,014 тысячи квадратных метров в 2012 году вошла в “Книгу рекордов России” как самое большое по площади закрытое целевое сооружение из снега.

Мурманская область является одним из регионов популярным у российских и зарубежных туристов для этнического туризма, а также регионом, где активно представлен сельский этнографический туризм.

В селе Ловозеро и в Ловозерском районе открыта деревня “Самь — Сыйт”, в которой туристы знакомятся с культурой, традициями, бытом коренного народа Кольского полуострова — саамов.

Ежегодно более 15 тысяч туристов посещают особо охраняемые природные территории Мурманской области. Популярностью у туристов пользуется природный парк “Полуострова Рыбачий и Средний”, который был открыт в 2014 году.

В силу природно — климатической специфики районы арктической зоны России требуют специальных мер государственной поддержки, которые должны осуществляться в приоритетном порядке, чтобы в перспективе обеспечить устойчивое развитие экономики этих районов.

К таким мерам следует отнести развитие туристической отрасли [6].

В Российской Федерации на период до 2035 года утверждена стратегия развития туризма, направленная на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в России за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации [3] .

Стратегией определены цели, целевые показатели, задачи развития туризма, инструменты развития, развитие отдельных видов туризма (детский, экологический, исторический и т.д.), проведен анализ целевого сценария развития туризма в Российской Федерации и риски реализации Стратегии.

За период с 2017 года по 2035 год инвестиции в область туризма должны вырасти в 3 раза, экспорт туристских услуг с 8,9 млрд  до 28,6 млрд                долларов США.

 

Таблица 1  —  Обеспечение государственной программы “Развитие туризма”

Годы Объем выделенных денежных средств на программу (млн руб.)
Всего: в том числе:
федеральный бюджет  региональные бюджет внебюджетные источники
1. 2. 3. 4. 5.
2013 357,9 357,9 не предусматривалось не предусматривалось
2014 728,6 728,6 — // — — // —
2015 328,8 328,8 — // — — // —
2016 329,0 329,0 — // — — // —
2017 211,5 211,5 — // — — // —
2018 277,3 277,3 — // — — // —
2019 697,2 697,2 — // — — // —
2020 14 162,6 722,6 — // — 13 440,0
2021 79 632,9 54 282,9 — // — 25 350,0
2022 210 783,8 52 927,3 24 800,1 133 056,4
2023 233 367,8 57 950,6 29 575,0 145 842,2
2024 (прогноз) 273 855,6 57 479,3 23 497,6 192 878,7

 

Для реализации национальных проектов на уровне регионов Российской Федерации разрабатываются по каждому направлению законодательные акты, в которых определяются объем выделяемых денежных средств, сроки проведения работ, объекты вложений.

В целях реализации национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства” в Мурманской области приняты правовые акты [6].

Законом Мурманской области от 8 ноября 2016 года № 2050 — 01 — ЗМО ”О реализации отдельных положений Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации на территории Мурманской области” определены полномочия органов государственной власти Мурманской области по созданию благоприятных условий для развития туризма в регионе, а также меры государственной поддержки приоритетных направлений развития туризма в Кольском Заполярье.

Постановлением Правительства Мурманской области от 15 мая 2018 года № 202 — ПП “О предоставлении государственной поддержки в сфере развития внутреннего и въездного туризма в Мурманской области в форме субсидии” определен Порядок предоставления субсидий из областного бюджета субъектам туриндустрии области, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма.

Постановлением Правительства  Мурманской области  от 13 апреля 2020 года № 206 — ПП «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета автономной некоммерческой организации по развитию конгрессно-выставочной деятельности, направленных на развитие туризма»  утвержден порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета автономной некоммерческой организации по развитию конгрессно-выставочной, ярмарочной и информационной деятельности «Мурманкон гресс» на финансовое обеспечение затрат в сфере конгрессно-выставочной, ярмарочной и информационной деятельности, направленных на развитие туризма.

Также приняты Постановление Правительства  Мурманской области от 21 сентября 2021 года № 207 — ПП «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета в виде имущественного взноса автономной некоммерческой организации «Туристский информационный центр Мурманской области», Постановление Правительства  Мурманской области от 13 апреля 2020 года № 207 — ПП «Об утверждении правил определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета некоммерческой микрокредитной компании «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области» на реализацию мероприятий государственной программы МО «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата» в сфере туризма».

Для реализации национального проекта на уровне “Развитие туризма”  в Мурманской области законодательными актами определялся объем выделяемых  денежных средств. Денежные средства направлялись в основном на создание современной инфраструктуры горнолыжных курортов Большой Вудъявр, Кукисвумчорр в городе Кировске, Лопарьстан в городе Мончегорске, Норд Стар, Южного склона, лыжной трассы в Долине уюта в Мурманске, лесной трассы Варс в Ковдорском районе.

С 2020 года значительные денежные средства в рамках проекта направлены на создание туристического кластера в Териберке.

 

Таблица 3 — Финансовое обеспечение программы “Развитие туризма”  в Мурманской области

Годы Объем выделенных денежных средств на программу (млн руб.)
Всего: в том числе:
федеральный бюджет региональный бюджет местный бюджет внебюджетные источники
2014 — 2020 529 450,4 281 602,5 197 575,5 20 245,4 30 027,0
2021 328 609.8 114 154.9 183 453.6 310 001.3
2022 38 033.7 38 033.7
2023 37 210,0 37 210,0
2024 (прогноз) 39 620,5 39 620,5
2025 (прогноз) 39 620,5 39 620,5

 

Объем туристического потока и предоставляемых услуг в Мурманской области в последние годы неуклонно увеличивается [9].

 

Таблица 4 — Объем предоставляемых туристических услуг в Мурманской области

Показатели Годы
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
Туристический поток, в т. ч. иностранные туристы (тыс. чел.) 305,4 330,0 413,7 438,2 458,0 350,0 486,2 539,4
27,9 38,9 51,9 64,4 77,0 41,9 21,5 18,4

 

Объем платных услуг в сфере туризма (млн руб.) 1 615,2 2 816,1 2844,5 3 052,8 3 128,0 1919,0 3 528,1 3854,1
Предприятия коллек тивных средств разме щения (ед.) 100 117 197 179 163 184 188 199
Номерной фонд в коллективных сред ствах размещения (ед.) 7 135 7 830 10342 9 226 8 139 9 029 9 684 9 953
Доходы от предостав ляемых услуг кол лективных средств размещения (млн руб.) 1 546,1 1900,1 2357,0 2 476,7 2 850,6 2258,1 3 531,1 3 845,7
Кол-во региональных туроператоров на конец года (ед.) 15 23 28 33 37 43 52 65
Пассажиропоток аэропорта «Мурманск» (тыс. чел.) 720,0 792,0 847,0 938,0 1 029,7 899,9 1 355,6 1 299,1
Пассажиропоток аэропорта «Хибины» 39,6 52,5 60,1 60,7 59,3 59,1 133,7 149,8

 

В результате в 2022 году Мурманская область установила рекорд по туристам среди всех регионов Арктической зоны России. За период с 2015 года по 2023 год туристический поток увеличился в 1,67 раза, объем платных услуг — в 2,4 раза, доходы от предоставляемых услуг коллективных средств размещения — в 2,5 раза, количество предприятий коллективных средств размещения — в 1,4 раза, региональных туроператов — более, чем в 4 раза.

Развитие туристической отрасли в Мурманской области имеют наиболее перспективное развитие в условиях закрытости границ, мер государственной политики по увеличению внутреннего туризма, относительной близости региона к центральным регионам России.

Кроме всего прочего отмечается уникальность и разнообразность заполярной природы Кольского Севера, что, безусловно, привлекает туристов.

В целом объем туристической отрасли в валовом региональном продукте в последние годы составлял от 0,36 % до 0,5 %, постоянно возрастал. Одновременно замечено, что объем финансового обеспечения государственной программы “Развитие туризма”  в Мурманской области оставался практически на одном и том уровне.

Отмечено, что только за счет увеличения туристического потока за период с 2019 — 2022 г.г. с 535,0 тыс. человек до 557,8 тыс. человек Мурманская область получила доходов на 12,6 млрд рублей.

Одновременно в 2021 году создано 85 рабочих мест, в 2022 году — 140, в 2023 году  — 300.

 

Таблица 5 — Роль туристической отрасли Мурманской области в экономике региона

Годы Объем ВРП (%) Увеличение турпотока (%) Полученный доход от реализации услуг

(млрд руб.)

Создание рабочих мест (чел.)
2016 0,3687 10,7 нет данных
2017 0,3918 26,2
2018 0,4149 7,9
2019 0,438 6,4 2,9
2020 0,4611 — 26,9 1,9 85
2021 0,4842 29,5 3,7 140
2022 0,4998 10,0 4,1 300
2023 (прогноз) 0,501 6,1 4,5 300

Учитывая тот факт, что размер поддержки на туристическую отрасль оставался на одном и том же уровне, а туристический поток, доходы от отрасли, потребность в кадрах росли, то имеет смысл увеличить размер государственной поддержки на развитие туризма в регионе.

Рассмотрим, какой результат даст увеличение размера государственной поддержки туристической отрасли Мурманской области на 10 % в год.

 

Таблица 6 — Расчет дополнительного дохода бюджета Мурманской области

Кол-во туристов в 2022 году (тыс. чел.) Увеличение турпотока Размер получаемого дохода от 1 туриста (тыс. руб.) Размер дополнительного дохода бюджета  за счет увеличения турпотока (тыс. руб.) Увеличение потребности в рабочих местах (чел.)
% тыс. чел.
557,8 17 94,8 8,0 756 886,0 330

 

В течение 2021 — 2023 г.г. размер поддержки отрасли составлял ориентировочно 38,0 — 39,0 млрд рублей в год. В 2024 году сумма, направленная на развитие туризма составит около 40,0 млрд руб., что не на много больше предыдущих лет. Рост потока туристов в регион в год составлял около 7 % в год, за исключением 2021 года, как “постпандемийного”, давший увеличение туристов почти на треть.

При этом доходная часть бюджета Мурманской области в 2022 году от предоставления туристических услуг увеличилась на 0,4 млрд руб. по сравнению с 2021 годом (с 3,7 млрд руб. до 4,1 млрд руб.) или на 10,8 %.

В 2023 году увеличение доходной части бюджета согласно прогноза составило также 0,4  млрд руб. или увеличнение на 9,8 %.

Расчет дохода от одного туриста, посещающего Мурманскую область, составляет около 8,0 тыс. руб.

В случае, если размер государственнорй поддержки останется на прежнем уровне следует предположить, что в ближайшие годы рост туристического потока останется на прежнем уровне в размере 7 % в год.

Большего объема увеличнения туристического потока предположить не представляется возможным, так как возможности гостиничного фонда ограничены. В случае увеличения государственной поддержки на 10 % возможности создания новых гостиниц, мест размещения, создания новых туристических кластеров значительно возрастут.

Возможности для расширения мест массового туризма, где в настоящее время проводятся одиночные посещения, представляются на полуостровах Средний и Рыбачий, искусственный карьер у города Заполярный, озеро Сейдозеро, где по мнению ряда писателей — фантастов и уфологов одно из предполагаемых мест существования гиперборейской цивилизации, город Ковдор, где также по некоторым предположениям была расположена столица Гипербореи, другие места.

В результате оборудования дополнительных туристических кластеров за счет увеличнения средств государственной поддержки, соответственно, следует ожидать увеличения туристического потока как минимум на те же 10% (пропорционально увеличению размера государственной поддержки). Одновременно следует учитывать ежегодное увеличение числа туристов, посещающих Кольское Заполярье, на 7 %. Ежегодное увеличение туристического потока, следует ожидать на 17%.

Ежегодный дополнительный доход, полученный бюджетом Мурманской области, от увеличения предоставления услуг туристам составит 756,9 млн руб.

Одновременно отмечается увеличение потребности в работниках, обслуживающих туристическую отрасль. В 2022 году потребность составила 300 человек. Соответственно, при увеличении государственной поддержки на 10 %, потребность в работниках составит 330 человек.

Дополнительные доходы возможно будет направить на развитие туристической отрасли, что, в свою очередь, сэкономит средства бюджета.

В целях активизиции туристической отрасли, привлечения туристов в Кольское Заполярье следует рассмотреть изменение медиапозиционирования, связанное с обеспечением отрасли необходимой информационной поддержки.

Это касается прежде всего рекламных услуг направлений туристических потоков. В данном случае следует работать по примеру использования бренда, который использует Мурманск как “арктическая столица”.

Такие инициативы будут работают на экономику малых населенных пунктов, на внутренний и международных туризм.

 

Выводы и заключение

Изучив развитие туризма в Мурманской области, важно отметить, что регион является перспективным в России, так как обладает колоссальным природным и культурно — историческим потенциалом. Основу туристической привлекательности области составляют горнолыжные склоны, многочисленные особо охраняемые природные территории, памятники исторического и культурно — архитектурного наследия, объекты промышленного и геологического туризма. Здесь развиваются экотуризм, этнотуризм, событийный туризм (праздники саамов, “Праздник Севера”), познавательный туризм.

За последние годы Мурманскую область посещает все больше въездных туристов, число которых перевалило за полмиллиона человек. При решении проблемы низкой плотности дорожной сети и заправок, увеличении количества гостиниц, развитии инфраструктуры, Мурманская область станет не менее популярной, чем города “Серебряного кольца” или “Золотого кольца”.

В условиях увеличения туристического потока необходимо открывать новые информационные центры, увеличивать количество продуктов под брендом “Сделано на Севере”, проводить рекламные компании.

Для формирования позитивного имиджа региона важно максимально привлечь различные СМИ и средства рекламы туристских продуктов, рассмотреть вопрос о формировании популярных фильмов о природе, культуре, истории Мурманской области.

В связи с этим актуальна и целесообразна всесторонняя государственная поддержка Мурманской области по созданию новых и обновлению старых туристских локаций как форма реализации задач грамотной инвестиционной политики страны.

Предложенные  меры по повышению эффективности государственной поддержки туристической отрасли Мурманской области приведут к созданию новых рабочих мест, повышению доходной части бюджета региона.

 

Список литературы

  1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ от 2.07.2021 г. № 400 // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 01.10.2024). — Текст: электронный.
  2. Онациональных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ от 7.05. 2024 г. № 309 // Гарант: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/ (дата обращения: 01.10.2024). — Текст: электронный.
  3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение от 20.09.2019 г. № 2129 — Р (ред. от 07.02.2022)  // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (дата обращения: 09.10.2024). — Текст: электронный.
  4. Жагина, С.Н. Перспективы развития туризма в Мурманской и Архангельской области / С.Н. Жагина, О.М. Пахомова, А.В. Евсеев // Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России: материалы научно-практической конференции. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. — c. 96-105. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42430369 (дата обращения: 02.10.2024). — Текст: электронный.
  5. Желнина, З.Ю. Туризм Мурманской области как драйвер развития территории / З.Ю. Желнина // Общество: политика, экономика, право. — 2021. — 9. — c. 65-75. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46669954 (дата обращения: 30.09.2024). — Текст: электронный.
  6. Женихов, В.В. Реализация губернаторских программ в Мурманской области как способ повышения уровня жизни жителей северного региона России / В.В. Женихов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2023. № 2 (74). Номер статьи 7422. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n (дата обращения 25.09.2024). — Режим доступа: Научная электронная библиотека Cyberleninka.- Текст: электронный.
  7. Морозов, М.А. Экономика туризма: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 320 с.- Текст: непосредственный.
  8. Ушаков, Д.С. Стратегическое планирование в туризме: учебное посо-бие. – Ростовн/Д: Феникс, 2007. — 286 с. — URL: https://www.labirint.ru/books/154056// (дата обращения: 30.09.2024). — Текст: электронный.
  9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. // Торговля, услуги населению, туризм. // — [Электронный ресурс] URL: https://51.rosstat.gov.ru/folder/72871 (дата обращения: 22.09.2024). — Текст: электронный.
  10. Туристический портал Мурманской области. — URL: http://murman-turist.ru// (дата обращения: 29.09.2024).- Текст: электронный.
  11. Эйхфельд, И.Г. Экскурсионное дело и охрана природы в Хибинских тундрах / Э.Г. Эйхфельд // Историко — краеведческий альманах Земля TRE. — 2016. — 3. — c. 126 — 130. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 307980332//(дата обращения: 28.09.2024). — Текст: электронный.

 

References

  1. President of the Russian Federation. Decree on the National Security Strategy of the Russian Federation, July 2, 2021, No. 400 [O strategii natsional’noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Ukaz ot 2.07.2021 g. № 400]. [Online]. Available: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/[Accessed: October 1, 2024].
  2. President of the Russian Federation. Decree on the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030 and for the Perspective up to 2036, May 7, 2024, No. 309 [O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda: Ukaz ot 7.05.2024 g. № 309]. [Online]. Available: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/[Accessed: October 1, 2024].
  3. Government of the Russian Federation. Order on the Strategy for the Development of Tourism in the Russian Federation for the Period up to 2035, September 20, 2019, No. 2129-r (as amended February 7, 2022) [Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii na period do 2035 goda: Raspor yazhenie ot 20.09.2019 g. № 2129 — R (red. ot 07.02.2022)]. [Online]. Available: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/[Accessed: October 9, 2024].
  4. Zhagna, S.N., Pakhomova, O.M., Evseev, A.V. Prospects for the Development of Tourism in the Murmansk and Arkhangelsk Regions [Perspektivy razvitiya turizma v Murmanskoy i Arkhangel’skoy oblasti] // Civilizational Aspects of the Development of the Arctic Regions of Russia: Materials of a Scientific and Practical Conference [Tsivilizatsionnye aspekty razvitiya Arkticheskikh regionov Rossii: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2020. pp. 96-105. [Online]. Available: https://elibrary.ru/item.asp?id=42430369[Accessed: October 2, 2024].
  5. Zhelina, Z.Yu. Tourism in the Murmansk Region as a Driver of Territorial Development [Turizm Murmanskoy oblasti kak Drayver razvitiya territorii] // Society: Politics, Economics, Law [Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo]. 2021. No. 9. pp. 65-75. [Online]. Available: https://elibrary.ru/item.asp?id=46669954[Accessed: September 30, 2024].
  6. Zhenikhov, V.V. Implementation of Governor’s Programs in the Murmansk Region as a Way to Improve the Living Standards of Residents of the Northern Region of Russia [Realizatsiya gubernatorskikh programm v Murmanskoy oblasti kak sposob povysheniya urovnya zhizni zhiteley severnogo regiona Rossii] // Regional Economics and Management: Electronic Scientific Journal [Regional’naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal]. 2023. No. 2 (74). Article No. 7422. [Online]. Available: https://cyberleninka.ru/article/n[Accessed: September 25, 2024].
  7. Morozov, M.A., Morozova, N.S., Karpova, G.A., Khorevа, L.V. Tourism Economics: Textbook [Ekonomika turizma: uchebnik]. Moscow: Federal Agency for Tourism, 2014. 320 p.
  8. Ushakov, D.S. Strategic Planning in Tourism: Textbook [Strategicheskoe planirovanie v turizme: uchebnoe posobie]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. 286 p. [Online]. Available: https://www.labirint.ru/books/154056/[Accessed: September 30, 2024].
  9. Murmansk Regional Office of the Federal State Statistics Service. Trade, Services to the Population, Tourism [Torgovlya, uslugi naseleniyu, turizm]. [Online]. Available: https://51.rosstat.gov.ru/folder/72871[Accessed: September 22, 2024].
  10. Murmansk Region Tourism Portal [Turisicheskiy portal Murmanskoy oblasti]. [Online]. Available: http://murman-turist.ru/[Accessed: September 29, 2024].
  11. Eichfeld, I.G. Excursion Business and Nature Conservation in the Khibiny Tundras [Ekskursionnoe delo i okhrana prirody v Khibinskikh tundrakh] // Historical and Local History Almanac Land TRE [Istoriko-kraevedcheskiy al’manakh Zemlya TRE]. 2016. No. 3. pp. 126-130. [Online]. Available: https://www.researchgate.net/publication/307980332/[Accessed: September 28, 2024].

Еще в рубриках

Мурманская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *