Сравнительный анализ субъектов РФ по уровню готовности к развитию интернет-торговли
Comparative analysis of the subjects of the Russian Federation by the level of readiness for the development of online trade
Авторы
Аннотация
Неравномерность развития территорий и социально-экономического уровня субъектов РФ обуславливает неравномерность инфраструктурной обеспеченности, что оказывает негативное влияние на создание и развитие цифровых отраслевых платформ и внедрение сквозных цифровых технологий. На сегодняшний день отсутствует единый инструмент анализа инфраструктурной обеспеченности национальной экономики, способствующей развитию электронной коммерции. Целью данного исследования является разработка системы показателей оценки цифровой инфраструктуры и проведение сравнительного анализа готовности регионов России к развитию интернет-торговли. В процессе работы были изучены существующие подходы и методы расчета мировых индексов электронной коммерции, а также предложена авторская методика расчета балльно-рейтинговой оценки качества и доступности интернет-услуг. Для определения готовности регионов к развитию интернет-торговли был проведен расчет выбранных показателей по пятнадцати субъектам Российской Федерации. На основе полученных данных составлен итоговый рейтинг субъектов РФ по готовности к развитию интернет-торговли, проведен сравнительный анализ результатов и сформулированы выводы и предложения.
Ключевые слова
интернет-торговля, цифровая инфраструктура, сравнение субъектов РФ, электронная коммерция, рейтинг готовности, цифровые технологии, социально-экономическое развитие, инфраструктурная обеспеченность.
Рекомендуемая ссылка
Сравнительный анализ субъектов РФ по уровню готовности к развитию интернет-торговли// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8015. Дата публикации: 25.11.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8015/
Authors
Abstract
The uneven development of territories and socio-economic levels of the constituent entities of the Russian Federation causes an uneven infrastructure provision, which negatively impacts the creation and development of digital sector platforms and the implementation of end-to-end digital technologies. At present, there is no unified tool for analyzing the infrastructure provision of the national economy that contributes to the development of e-commerce. The purpose of this study was to develop a system of indicators for assessing digital infrastructure and to conduct a comparative analysis of the regions' readiness for the development of online trade. During the research, existing approaches and methods for calculating global e-commerce indices were studied, and an author's methodology for calculating a point-based rating of the quality and accessibility of internet services was proposed. The selected indicators were calculated for fifteen subjects of the Russian Federation, allowing the creation of an overall rating of the regions' readiness for the development of online trade, conducting a comparative analysis of the results, and formulating conclusions and recommendations.
Keywords
e-commerce, digital infrastructure, comparison of Russian regions, online trade readiness, digital technologies, socio-economic development, infrastructure provision.
Suggested Citation
Comparative analysis of the subjects of the Russian Federation by the level of readiness for the development of online trade// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8015. Date issued: 25.11.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8015/
Введение
Стремительное развитие интернета и цифровых технологий трансформирует все отрасли национальной экономики за счет изменения поведения потребителей и появления новых, в том числе платформенных, моделей взаимодействия и развития государства, бизнеса и потребителей. Трудно представить, что еще в 1991 году было менее 3 миллионов интернет-пользователей по всему миру, а электронной коммерции и вовсе не существовало. Всего три десятилетия спустя число пользователей и покупок в интернете значительно выросло. По данным глобальной базы Findex [11], приблизительно 2,3 миллиарда человек совершили покупки в интернете в 2021 году.
В то же время масштабы участия населения в электронной коммерции по странам по-прежнему значительно различаются. В странах, показавших самый высокий уровень потребления, более 80% населения совершают покупки онлайн, в большинстве развивающихся стран эта доля по-прежнему составляет менее 10%.
По оценкам ЮНКТАД Россия занимает 32 место в мировом рейтинге по показателю «Доля интернет-пользователей, совершающих онлайн-покупки». Причем нужно отметить, что при этом она входит в число стран-лидеров по приросту этого показателя, увеличив его с 55% до 72% за период с 2019г. по 2023г. [13].
При этом обороты и темпы развития интернет-торговли в разрезе отдельных регионов РФ очень различаются. Цель исследования – разработать систему показателей оценки цифровой инфраструктуры и провести сравнительный анализ готовности регионов к развитию электронной коммерции.
Результаты исследований
Рост показателей развития электронной коммерции обусловлен последовательными государственными мерами, направленными на создание и развитие цифровой экономики РФ, которая объединяет отраслевые и региональные экосистемы. В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. [2].
Для оценки инфраструктурной обеспеченности экономики, способствующей развитию электронной коммерции наиболее распространенным является индекс ЮНКТАД (в рамках нашего исследования мы рассматриваем только В2С модели), предложенный Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. [16]. Данный индекс рассчитывается с 2016 года и для его расчета используются четыре показателя:
- процент населения, имеющего доступ к Интернету;
- количество защищенных серверов (использующих технологию шифрования для онлайн-транзакций) на миллион жителей;
- количество учетных записей с идентифицированной информацией о кредитной карте и электронном кошельке;
- индекс безопасности почты, согласно рейтингу Всемирного Почтового союза.
Показатели прозрачны в методе расчета и позволяют сравнивать уровень развития электронной коммерции в разных странах. В расчеты включены 137 стран, охватывающих 96% населения и 99% мирового ВВП. Динамика индекса РФ за 2016-2020 гг. представлена на рис. 1.
Рис.1 — Индекс электронной коммерции ЮНКТАД B2C
Составлено автором на основе данных [5].
Несмотря на популярность данной методики расчета, она имеет ряд недостатков и ограничений. Ограниченность методики не позволяет учесть влияние на индекс таких важнейших показателей как нормативное регулирование электронной коммерции и уровень ее зрелости в разных странах. Исследования зарубежных ученых под руководством П. Джианг [14], Н. Кштери [15], С. Рутнер [17], Дж. Уайтнер [18] определили коррелирующую зависимость развития электронной коммерции от уровня логистической инфраструктуры и уровня логистического сервиса.
Авторы А. Б. Жанбозова, И. Д. Тургель, Т. А. Азатбек [4] предлагают расширить систему показателей оценки, включив в модель метрики «ценовая доступность интернета» и «цифровые навыки населения» и присвоив каждой весовые значения для корректного расчета и сравнения. Отсутствие в перечне показателей данных об уровне цифровой грамотности не позволяет определить востребованность информационной инфраструктуры для совершения онлайн покупок, даже при ее достаточной развитости. В индексе развития ИКТ, публикуемом между народным союзом электросвязи (МСЭ), цифровые навыки населения оцениваются тремя косвенными показателями: средняя продолжительность обучения, общий охват средним образованием и общий показатель приема в высшие учебные заведения. Качество цифровой инфраструктуры электронной коммерции нельзя адекватно оценить одним показателем проникновения интернета, необходимо отслеживать качество связи, скорость интернета и его физическую и ценовую доступность.
При этом необходимо отметить, что рассмотренные подходы определяют с теми или иными допущениями степень развития электронной коммерции в целом по стране, не учитывая неравномерность пространственного социально-экономического развития территорий, которая является взаимоопределяющим фактором влияния на уровень проникновения и зрелости электронной торговли. [12].
Методология
В рамках данного исследования предпринята попытка провести сравнительный анализ субъектов РФ по семи основным количественным и качественным показателям, которые отражают доступность и качество интернета и электронных услуг, их развитость и популярность у населения и напрямую влияют на возможность развития электронной коммерции в отдельном субъекте РФ. Каждому показателю на основании экспертной оценки присвоен весовой коэффициент, который отражает его значимость в итоговой оценке региона. За основу взят выбор показателей и его весовая характеристика, составленные на основе мирового рейтинга качества и доступности интернет-услуг, опубликованного Кредитным рейтинговым агентством НКР [6] в сентябре 2021 года. В качестве объектов исследования будут выбраны территориальные единицы РФ, а в качестве базы для оценивания доступности широкополосного (ШПД) и мобильного интернета – валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения и стоимость услуг мобильной связи. Помимо этого в расчетную систему включены показатели скорости интернета и его доля его проникновения по каждому региону, а также плотность населения и уровень цифровой грамотности.
Для анализа были выбраны 15 субъектов РФ по принципу наибольшей численности населения, проживающего на данной территории на основании данных официальной статистики (Рис.2).
Рисунок 2 — Численность населения субъектов РФ в 2022г., тыс. человек.
Составлено автором на основании данных [10]
Для расчета итоговой оценки по каждому субъекту использована взвешенная сумма оценок семи показателей (Табл. 1.). Значения каждого показателя для всех субъектов ранжируются с последующим присвоением баллов от 1 до 5, где 1- соответствует худшему значению, а 7 – лучшему значению (используются только целые значения баллов). Такой подход позволяет соотнести показатели, имеющие разные единицы измерения. Весовые характеристики отражают значимость показателей в общей структуре оценки доступности и качества интернета и электронных услуг для населения.
Таблица 1 — Показатели, использованные для расчета рейтинга субъектов РФ по доступности и качества интернета и электронных услуг
Nn/пп | Показатель | Доля показателя в итоговой оценке | Экономическая сущность показателя |
1. | ВРП на душу населения/Стоимость абонентской платы ШПД, руб. | 20 | Показатель оценивает доступность широкополосного интернета в субъекте РФ исходя из оценки подушевого валового регионального продукта. Чем больше значение этого показателя, тем более доступным является фиксированный интернет в регионе и наоборот. Для оценки средней стоимости широкополосного доступа используется фиксированная стоимость — 650 рублей/месяц, на основании открытых данных о тарифах крупных операторов широкополосного интернета, действующих в субъекте РФ [7]. |
2. | Скорость фиксированного интернета, Мбит/с | 10 | Показатель оценивает максимальный объём данных, принятых либо переданных в сеть пользовательским устройством по фиксированному каналу за единицу времени, измеряется в мегабитах в секунду (Мбит/с) [8]. |
3. | ВРП на душу населения/ Стоимость 1 Гб мобильного интернета, руб. | 20 | Показатель оценивает доступность мобильного интернета в субъекте исходя из оценки подушевого ВРП [13]. Чем больше значение этого показателя, тем доступнее мобильный интернет в субъекте РФ и наоборот. Для оценки средней стоимости мобильного используется фиксированная стоимость — 32 рубля за 1 ГБ мобильного интернета, на основании ознакомления с тарифами крупных операторов широкополосного интернета [7]. |
4. | Скорость мобильного интернета, Мбит/с | 20 | Показатель оценивает максимальный объём данных, принятых либо переданных в сеть пользовательским устройством по мобильному каналу за единицу времени, измеряется в мегабитах в секунду (Мбит/с) [8]. |
5. | Проникновение интернета, % | 22 | Показатель характеризует отношение числа пользователей интернета к общей численности населения субъекта [7]. |
6. | Плотность населения, чел./кв.км | 2 | Показатель помогает нивелировать разницу в плотности населения по различным субъектам РФ. Чем выше плотность населения региона, тем более развит интернет, и наоборот. Субъектам с низкой плотностью населения и большой территорией сложнее обеспечить доступ к интернету для всех жителей на всей территории [7]. |
7. | Уровень цифровой грамотности населения, балл | 8 | Показатель развития цифровой грамотности позволяет оценить уровень знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий. Данные для оценки уровня грамотности были взяты из результатов Всероссийской диктанта по цифровой грамотности, проводимого в 2022г. [9]. |
Составлено автором
Результаты
В число лидеров по первому показателю (Рис.3), характеризующему доступность широкополосного интернета в субъекте РФ исходя из оценки подушевого валового регионального продукта, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, вошли Красноярский край и Республика Татарстан. Оба региона относятся к числу субъектов, где основным доходом бюджета являются добывающая промышленность. Красноярский край входит в первую десятку субъектов РФ по производству валового регионального продукта и является одним из самых больших по площади субъектов РФ с невысокой плотность населения. Республика Татарстан показывает высокие темпы экономического развития, является крупнейшим регионом по объему валового регионального продукта. Внизу рейтинга оказались Республика Дагестан и Ставропольский край, где ВРП на душу населения находится на низком уровне по сравнению с другими субъектами РФ.
Рисунок 3 — Показатель доступности широкополосного интернета в 2022 г., руб.
Составлено автором.
По скорости фиксированного интернет-скачивания (Рис.4) можно заметить, что разница между субъектами уже не так заметна. Средняя скорость среди всех субъектов находится на уровне 80 Мбит/с. В отстающих остается все тот же Дагестан. В крупных городах как потребность, так и возможность обеспечить скоростной широкополосный доступ в интернет значительно выше, чем в регионах с большой долей мелких городов и поселков.
Рисунок 4 — Скорость фиксированного интернета, Мбит/с
Составлено автором.
Расчет следующего показателя аналогичен расчету первого показателя, только здесь мы определяем доступность мобильного интернета исходя из подушевого валового регионального продукта (Рис. 5), а за основу стоимости 1 ГБ мобильного интернета так же берем фиксированную стоимость1 Гб в каждом регионе. Структура показателя в разрезе рассматриваемых субъектов тоже очень схожа.
Рисунок 5 — Показатель доступности мобильного интернета в 2022 г., руб.
Составлено автором.
В лидерах по скорости мобильного интернета опять же находится Москва и Московская область из-за хорошо развитой сетевой инфраструктуры. В отличие от столицы, в регионах доступ к мобильному интернету вне крупных городов и поселений ограничен, отсутствует достаточно развитая сетевая инфраструктура. В остальных субъектах разница между показателями не так заметна (Рис. 6).
Рисунок 6 — Скорость мобильного интернета, Мбит/с
Составлено автором.
По показателю проникновения интернета лидирующими субъектами помимо Москвы и Санкт-Петербурга стали Республики Башкортостан и Татарстан, Тюменская, Ростовская и Свердловская области (Рис. 7). Данный показатель отражает развитость услуг связи в регионе. Наибольшие показатели имеют субъекты с преобладанием в структуре городского населения, где доступ в интернет — это не только досуг, но и производственная необходимость.
Рисунок 7 — Проникновение интернета по субъектам РФ в 2022 г., %
Составлено автором.
Плотность населения достаточно субъективный показатель в контексте качества и доступности интернет-услуг в России. В абсолютном большинстве субъектов этот показатель очень низкий, особенно по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом (Рис. 8). Поэтому доля данного показателя в представленной методике всего 3%. Тем не менее, для сравнительного анализа внутри групп однородных регионов, показатель плотности может влиять на эффективность вложений в информационную инфраструктуру в расчете на общую численность населения отдельного субъекта.
Рисунок 8 — Плотность населения в 2022 г., человек/кв. км
Составлено автором.
Данные Цифрового диктанта за 2022 год представлены на официальной странице мероприятия. [9]. Максимальный балл, который мог получить участник по результатам цифрового диктанта — 10 баллов и только 0,6% участников смогли набрать максимальный балл. Лидирует в данном разделе традиционно г. Москва и традиционно рейтинг замыкает Республика Дагестан. Отставание от средних национальных значений цифровой грамотности может быть связано как с тем же отсутствием инфраструктуры, так и с культурными и национальными особенностями, а также отсутствием необходимости у населения маленьких городов и деревень в использовании цифровых и интернет-ресурсов. Примечательно, что средний балл по субъектам РФ имеет небольшой разброс, что говорит о том, что средний уровень цифровой грамотности в России находится на равно-приемлемом уровне (Рис. 9).
Рисунок 8 – Уровень цифровой грамотности населения в 2022 г., балл
Составлено автором.
Выводы
На основе разработанной авторской методики расчета балльно-рейтинговой оценки качества и доступности интернет-услуг в регионе РФ, для определения готовности регионов к развитию интернет-торговли, были проведены исследования по пятнадцати субъектам Российской Федерации, включенных в перечень исходя из численности населения. Результаты представлены на Рис.9. Результаты сравнительного анализа позволяют сделать следующие выводы:
Безусловным лидером рейтинга является Москва, что обусловлено ее социально-экономическим положением, развитой инфраструктурой и проникновением интернета, высоким уровнем образования и уровня жизни населения. Это коррелируется с лидерством столицы в рейтинге по доле регионов в структуре доставки интернет-заказов в 2021-2023гг. [12]. Эти же причины позволили Санкт-Петербургу и Московской области присутствовать в тройке лидеров по обоим рейтингам.
В целом же по стране качество и доступность интернет-услуг находится на весьма среднем уровне. Это, безусловно, связано с неравномерностью пространственного развития и негативно сказывается на темпах внедрения и развития цифровых инноваций во все сферы экономики в общем, и на развитие электронной торговли в частности.
Рисунок 10 – Рейтинг субъектов РФ по готовности к развитию интернет-торговли, балл.
Составлено автором.
Это проблема уже рассматривается на самом высоком государственном уровне. В Послании Федеральному Собранию РФ Президент В.В. Путин сказал, что «…условия для использования цифровых систем должны быть не только в мегаполисах, но и в малых городах, в сельских территориях и в отдаленных районах, вдоль федеральных и региональных трасс, местных дорог. Для этого уже в горизонте текущего десятилетия нужно обеспечить доступ к высокоскоростному интернету практически на всей территории России». [3]
Проведение анализа субъектов РФ по предложенным показателям позволит государству разрабатывать стратегии развития регионов, с учетом возможности улучшения инфраструктуры для развития цифровых отраслевых платформ и внедрения цифровых технологий, а бизнесу определять наиболее перспективные регионы для развития предпринимательских инициатив, учитывая возможности и потребности региональных рынков.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/?ysclid=m2x5jlzzqk149729282 (дата обращения: 29.09.2024).
- Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённая протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. №7 https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 29.09.2024).
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 «Послание Президента Федеральному Собранию» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/?ysclid=m35usolajn35687483(дата обращения: 29.09.2024).
- Жанбозова, А. Б. Интегральный индекс оценки развития B2C электронной коммерции в странах ЕАЭС / А. Б. Жанбозова, И. Д. Тургель, Т. А. Азатбек // Экономика региона. – 2021. – Т. 17, № 4. – С. 1332-1345. – DOI 10.17059/ekon.reg.2021-4-20. – EDN QJZANL.
- Индекс электронной коммерции ЮНКТАД B2C https://prosperitydata360.worldbank.org/en/indicator/UNCTAD+B2C+INDEX (дата обращения: 29.09.2024).
- Кредитное рейтинговое агентство НКР https://ratings.ru/files/research/macro/NCR_IT_Rating_Sep2021.pdf (дата обращения: 29.09.2024).
- Официальный сайт ПАО «Ростелеком» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://msk.rt.ru/ (дата обращения: 29.04.2024).
- Официальный сайт Speedtest [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.speedtest.net/ (дата обращения 29.04.2024).
- Официальный сайт Цифровой Диктант.рф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digitaldictation.ru/ (дата обращения 29.04.2024).
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.04.2024).
- Цифровая трансформация: новости, исследования, данные | Всемирный банк https://www.worldbank.org/en/topic/digital (дата обращения 29.09.2024).
- Шарова, И. В. Влияние развития рынка интернет-торговли на социально-экономическое положение региона / И. В. Шарова // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Т. 14, № 3. – С. 799-810. – DOI 10.18334/epp.14.3.120636. – EDN EBCCQG.
- Digital Economy Report 2024: Chapter V: E-commerce and environmental sustainability https://unctad.org/system/files/official-document/der2024_ch05_en.pdf (дата обращения: 29.09.2024).
- Identification of Key Factors Affecting Logistics Service Quality of Cross-border E-commerce / P. Jiang, H. Jiang, Y. C. Hu, et al. // Nah FH., K. Siau (eds) HCI in Business, Government and Organizations. HCII 2020. Lecture Notes in Computer Science. 2020. Vol 12204. pp. 384–396 DOI: doi.org/10.1007/978–3-030–50341–3_30.
- Kshetri, N. Barriers to e-commerce and competitive business models in developing countries: A case study // Electronic Commerce Research and Applications. 2008. No 6. Р. 443–452.
- UN Trade and Development (UNCTAD) https://unctad.org/ (дата обращения: 29.09.2024).
- Rutner, S. M., Gibson, B. J., Williams, S. R. The impacts of the integrated logistics systems on electronic commerce and enterprise resource planning systems // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2003. No 39. Р. 83–93.
- Wisner, J. D. A structural equation model of supply chain management strategies and firm performance // Journal of Business Logistics. 2003. No 24. Р. 1–26.
Список литературы
- Presidential Decree of the Russian Federation No. 204 dated May 7, 2018 «On National Goals and Strategic Objectives of the Russian Federation Development until 2024» [Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O natsional’nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda»]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/?ysclid=m2x5jlzzqk149729282 (accessed: September 29, 2024).
- National Program «Digital Economy of the Russian Federation,» approved by the protocol of the meeting of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and national projects dated June 4, 2019 No. 7 [Natsional’naya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii», utverzhdennaya protokolom zasedaniya prezidiuma Soveta pri Presidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional’nym proektam ot 4 iyunya 2019 g. №7]. https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (accessed: September 29, 2024).
- Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated February 29, 2024 «Message of the President to the Federal Assembly» [Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniyu ot 29.02.2024 «Poslanie Prezidenta Federal’nomu Sobraniyu»]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/?ysclid=m35usolajn35687483 (accessed: September 29, 2024).
- Zhanbozova, A.B., Turgel, I.D., Azatbek, T.A. Integral Index of B2C E-commerce Development in EAEU Countries / A.B. Zhanbozova, I.D. Turgel, T.A. Azatbek // Economics of the Region. – 2021. – Vol. 17, No. 4. – P. 1332-1345. – DOI 10.17059/ekon.reg.2021-4-20. – EDN QJZANL.
- UNCTAD B2C E-commerce Index [Indeks elektronnoi torgovli YUNKTAD B2C]. https://prosperitydata360.worldbank.org/en/indicator/UNCTAD+B2C+INDEX (accessed: September 29, 2024).
- National Credit Rating Agency (NCR) [Kreditnoe reitingovoe agentstvo NKR]. https://ratings.ru/files/research/macro/NCR_IT_Rating_Sep2021.pdf (accessed: September 29, 2024).
- Official Website of PJSC «Rostelecom» [Ofitsial’nyi sayt PAO «Rostelekom»]. https://msk.rt.ru/ (accessed: April 29, 2024).
- Official Website of Speedtest [Ofitsial’nyi sayt Speedtest]. https://www.speedtest.net/ (accessed: April 29, 2024).
- Official Website of Digital Dictation [Ofitsial’nyi sayt Tsifrovoy Diktant.rf]. https://digitaldictation.ru/ (accessed: April 29, 2024).
- Federal State Statistics Service [Federal’naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki]. https://rosstat.gov.ru/ (accessed: April 29, 2024).
- Digital Transformation: News, Research, Data | World Bank [Tsifrovaya transformatsiya: novosti, issledovaniya, dannye | Vsemirnyi bank]. https://www.worldbank.org/en/topic/digital (accessed: September 29, 2024).
- Sharova, I.V. The Impact of the Development of the E-commerce Market on the Socio-Economic Situation of the Region / I.V. Sharova // Economics, Entrepreneurship, and Law. – 2024. – Vol. 14, No. 3. – P. 799-810. – DOI 10.18334/epp.14.3.120636. – EDN EBCCQG.
- Digital Economy Report 2024: Chapter V: E-commerce and environmental sustainability https://unctad.org/system/files/official-document/der2024_ch05_en.pdf (дата обращения: 29.09.2024).
- Identification of Key Factors Affecting Logistics Service Quality of Cross-border E-commerce / P. Jiang, H. Jiang, Y. C. Hu, et al. // Nah FH., K. Siau (eds) HCI in Business, Government and Organizations. HCII 2020. Lecture Notes in Computer Science. 2020. Vol 12204. pp. 384–396 DOI: doi.org/10.1007/978–3-030–50341–3_30.
- Kshetri, N. Barriers to e-commerce and competitive business models in developing countries: A case study // Electronic Commerce Research and Applications. 2008. No 6. Р. 443–452.
- UN Trade and Development (UNCTAD) https://unctad.org/ (дата обращения: 29.09.2024).
- Rutner, S. M., Gibson, B. J., Williams, S. R. The impacts of the integrated logistics systems on electronic commerce and enterprise resource planning systems // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2003. No 39. Р. 83–93.
- Wisner, J. D. A structural equation model of supply chain management strategies and firm performance // Journal of Business Logistics. 2003. No 24. Р. 1–26.