Проблемы модернизации стратегического планирования и управления экономикой региона в контексте глобальных изменений
Problems of modernization of strategic planning and management of the regional economy in the context of global changes
Авторы
Аннотация
Статья посвящена анализу проблем модернизации стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований в условиях глобальных изменений. Рассматриваются пространственные аспекты регионального развития и предлагаются стратегические направления для улучшения управления регионами. Основной целью исследования является обоснование ключевых направлений социально-экономического развития и разработка механизма управления, способствующего созданию благоприятной институциональной среды. На основе анализа практического опыта региональных и муниципальных органов власти, а также оценки эффективности стратегического планирования, предлагаются способы совершенствования регионального и муниципального управления, направленные на повышение эффективности, инновационности и укрепление взаимодействия между государственными и рыночными институтами.
Ключевые слова
модернизация стратегического планирования, социально-экономическое развитие, региональное управление, муниципальное управление, глобальные изменения, институциональная среда, инновации, государственные и рыночные институты.
Финансирование
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Региональное и муниципальное стратегическое планирование и управление в контексте модернизации государственной региональной политики и развития цифровой экономики» № 121040100283-2
Рекомендуемая ссылка
Проблемы модернизации стратегического планирования и управления экономикой региона в контексте глобальных изменений// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8012. Дата публикации: 25.11.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8012/
Authors
Abstract
The article addresses the issues of modernizing strategic planning and managing socio-economic development in regions and municipalities in the context of global changes. The spatial aspects of regional development are examined, and strategic directions for improving regional management are proposed. The main aim of the research is to substantiate the strategic directions for socio-economic development and develop a management mechanism that ensures the creation of a favorable institutional environment. Based on the analysis of practical experience of regional and municipal authorities, as well as the evaluation of the effectiveness of strategic planning, the article suggests ways to improve regional and municipal planning and management to increase efficiency, enhance innovation, and strengthen cooperation between state and market institutions.
Keywords
modernization of strategic planning, socio-economic development, regional management, municipal management, global changes, institutional environment, innovation, state and market institutions.
Project finance
The article was prepared according to the research plan of the IEIE SB RAS, project “Regional and municipal strategic planning and management in the context of modernization of state regional policy and development of the digital economy” No. 121040100283-2
Suggested Citation
Problems of modernization of strategic planning and management of the regional economy in the context of global changes// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8012. Date issued: 25.11.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8012/
Введение
Решение проблем пространственного развития страны и устранения неоправданных диспропорций и противоречий в социально-экономическом развитии российских регионов и муниципальных образований требует более активного и действенного, по сравнению с типичной мировой практикой, стратегического планирования и управления. Кроме того, ужесточение внешнеэкономических и внешнеполитических условий также должно привести к осознанию необходимости усиления роли стратегического управления в решении экономических и социальных задач развития России и ее регионов [1,3,4]. Глобальные экономические процессы, динамическая реструктуризация мирового спроса в условиях санкционного давления и влияние мировых экономических циклов на потенциал страны и регионов вносят существенную трансформацию в характер стратегического планирования и управления, меняют его формы и акценты. Возникают новые задачи и новые приоритеты изучения взаимосвязей в процессе планирования и управления.
Исследование проблем стратегического планирования и управления экономикой региона происходит по нескольким направлениям. Первое направление включает анализ процессов стратегического управления развитием экономики региона, а также его отдельных элементов. Становление второго направления связано с расширением рыночных отношений в региональной системе, с одной стороны, и распространением инноваций в регионах — с другой, что привело к появлению работ, посвященных анализу взаимосвязей в сфере управления региональными инновациями и инвестициями. Третье направление возникло под влиянием процессов глобализации экономики и включает большое количество работ, посвященных управлению развитием регионов в рамках мировой экономической системы. Одновременно с этими разработками формируется четвертое направление, включающее исследования на основе системно-комплексного подхода к стратегическому планированию и управлению экономикой региона [2,5,12,13].
В российских экономических исследованиях проблемы регионального стратегического планирования и управления анализируются с точки зрения различных аспектов: отношения между элементами системы управления экономикой региона, обеспечение комплексного социально-экономического развития региона, согласование интересов государства и регионов и др. Большая группа работ посвящена проблемам стратегического планирования развития городов. Вместе с тем, не в полной мере изучены вопросы оценки показателей стратегического планирования и возникающие в связи с этим проблемы, связанные с недостаточной информационной обеспеченностью процессов управления социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований [6,7].
Оценка современного состояния исследования проблем регионального и муниципального управления в стране и за рубежом позволяет констатировать, что основные элементы институциональной системы регионов недостаточно полно изучены, особенно с точки зрения подготовки к переходу к новой модели регионального управления; структурно не проанализированы полномочия органов власти иерархической системы территориального управления; не обоснованы экономические, социальные и финансовые нормативы, которые должны выполнять функции финансово-экономических инструментов, обеспечивающих достижение целей и задач комплексного социально-экономического развития; в исследованиях отдельных звеньев механизма управления экономикой региона отсутствует программно-целевой подход, что необходимо для перехода на новую модель регионального и муниципального управления. В экономической литературе не представлена целостная научно обоснованная концепция местного самоуправления (прежде всего это касается слабой проработанности механизмов функционирования системы). Недостаточно глубоко исследованы проблемы разделения полномочий между уровнями власти, с учетом экономической и финансовой базы муниципальных образований [8,9,14,15].
Проблемы формирования институциональной системы планирования и управления развитием регионов России
В целях проведения структурного анализа вся совокупность институциональных элементов управления и регулирования процессов социально-экономического развития на уровне субъектов Федерации может быть подразделена на следующие блоки: комитеты и комиссии законодательных органов власти, министерства и департаменты Правительств субъектов Федерации, территориальные органы управления федеральных министерств и ведомств, общественные независимые организации, участвующие в регулировании социально-экономических процессов. В структуре территориальных органов управления федеральных министерств и ведомств выделяется ряд функциональных подсистем, обеспечивающих антимонопольное, денежно-кредитное, налоговое, валютно-финансовое, инвестиционное, экологическое и контрольно-нормативное регулирование. Безусловно, важнейшими институциональными структурами, которые призваны обеспечить комплексное социально-экономическое развитие регионов, являются законодательные и исполнительные органы власти регионального и муниципального уровня.
Несмотря на значительное количество управляющих и регулирующих организационных структур на уровне субъектов Федерации, они не обеспечивают решение всех задач комплексного социально-экономического развития регионов и муниципальных образований из-за отсутствия адекватной институциональной системы управления.
Следует отметить, что реализацию логики и концепции управления развитием советской экономики обеспечивала взаимосвязанная институциональная система. Крах советской экономики говорит о том, что ее институциональная система была недостаточно эффективна, но, тем не менее, она позволила сформировать крупнейшую мировую державу, высокоразвитую промышленность, реализовать масштабные инвестиционные проекты. И до сих пор, несмотря на разрушение единого народнохозяйственного комплекса, российская экономика позволяет стране обеспечивать стабильность, независимость и безопасность.
Для анализа процессов формирования и направлений модернизации институциональной системы планирования и управления развитием региона необходимо рассмотреть понятие «институциональная система управления», которое является не просто емким, а всеобъемлющим, требующим конкретизации применительно к объекту исследования. Институциональная система государственного, регионального и муниципального управления представляет собой совокупность законодательно-правовых норм и организационных структур, определяющих контуры среды принятия управленческих решений, которые обеспечивают развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации и ее регионов.
По мнению экспертов, модель экономического развития России на протяжении четверти века практически не претерпела принципиальных изменений и объективная оценка этой модели свидетельствует о том, что действующая институциональная система управления в течение многих лет не позволяет достичь полного решения основных задач, определяющих эффективность социально-экономического развития страны, ее регионов и муниципальных образований.
Это объясняется, прежде всего, тем, что сама модель экономического развития содержит в себе трудноразрешимые внутренние противоречия. Невозможно, с одной стороны, стремиться к повышению качества жизни населения, созданию современной структуры экономики, переходу на инновационный путь развития, сокращению пространственной дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов, а с другой стороны, в качестве главного целевого индикатора, свидетельствующего об эффективности развития, использовать индекс инфляции и соответствующие меры, обеспечивающие его снижение, включая повышение кредитной ставки и сдерживание расходов на развитие бюджетной сферы. Ограничение расходов на бюджетную сферу неизбежно вызывает цепь негативных последствий в экономике регионов: ограничение роста зарплат бюджетников, пенсий, пособий, снижение потребительского спроса, потерю стимулов к расширению производства, сокращение инвестиционной активности (особенно при существующих высоких процентных ставках по кредитам), а также рост социального недовольства. Главное, что следует отметить, недостаточно обоснованные управленческие решения приводят к снижению индекса человеческого капитала и, соответственно, к снижению общей конкурентоспособности российской экономики в целом и отдельных регионов. Мировой опыт показывает, что более успешной является модель экономического развития, ориентированная на рост потребительского спроса и стимулирование развития производства и сферы услуг.
Системный кризис, который в значительной степени порожден внешнеполитическими факторами и экономическими санкциями, характеризуется новыми противоречиями, которые свидетельствуют о неспособности системы управления предупреждать и разрешать возникающие противоречия. Неоправданно высокая дифференциация в уровне и качестве жизни населения регионов России также говорит о серьезных недостатках в институциональной системе управления пространственным развитием экономики и социальной сферы. Отсутствие комплексного подхода к развитию территориальных образований является прямым следствием принятия ведомственных управленческих решений и неспособности институциональной системы управления обеспечить сочетание отраслевых и территориальных интересов. В реальной жизни это приводит к неэффективному использованию финансовых средств и не обеспечивает достижения целей, ради которых эти средства затрачены.
Трансформационные процессы в экономике Российской Федерации и непрерывное реформирование всей системы управления показывают, что региональный уровень наименее адаптивен к рыночным отношениям. Для этого существуют и объективные причины. Во-первых, в условиях плановой экономики, когда отраслевой принцип управления официально признавался приоритетным, и значительная часть социальных проблем решалась в рамках отраслевого управления, сам объект регионального управления был достаточно расплывчатым. Во-вторых, и в современных условиях место регионов как самостоятельных объектов управления в силу разных причин остается столь же неопределенным. Экономический и финансовый потенциал многих муниципальных образований настолько мал, что они в принципе не в состоянии реализовать свою самостоятельность.
Современная экономическая политика, которая периодически формулируется в различных долгосрочных концепциях, стратегиях, дорожных картах, не опирается на научно обоснованную институциональную систему управления, способную обеспечить реализацию этой политики. Без четкого представления о новой модели российской экономики и формирования адекватной ей системы управления со всеми необходимыми атрибутами (целеполагание, прогнозирование, институциональные структуры, инструменты управления) период реализации намеченных планов и программ может затянуться надолго.
В целях совершенствования системы государственного и муниципального управления был принят Федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», направленный на повышение эффективности всех уровней системы планирования и управления, который уже на этапе обсуждения его научно-экспертным сообществом обнаружил ряд разночтений и несоответствий с ранее утвержденными нормативными актами, а также вызвал вполне обоснованную критику специалистов [10]. Этот закон определяет экономико-организационные основы стратегического планирования, полномочия федеральных, региональных и местных органов власти, формы их взаимодействия на стадиях подготовки, обсуждения и согласования прогнозных документов, но в нем нет многих важных содержательных аспектов стратегического планирования, включающих анализ экономических интересов и противоречий регионального воспроизводства. Концептуальные вопросы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием на региональном уровне требуют исследования фундаментальных проблем, связанных с выбором модели экономического развития, роли государства в управлении и определении места регионов и муниципальных образований в общей системе управления.
Как отмечалось на общероссийских форумах по проблемам стратегического планирования, в регионах и городах России система стратегического планирования и управления имела следующие недостатки:
- большинство целей и задач, формируемых в планово-прогнозных документах, носят декларативный характер, механизмы их достижения часто не проработаны, либо проработаны недостаточно глубоко;
- формулируемые цели и задачи часто носят аморфный характер, четко не определены показатели и индикаторы их достижения, отсутствуют показатели эффективности и непосредственных результатов деятельности государственных органов управления, а соответственно отсутствует возможность контроля их достижения;
- цели и задачи, формулируемые государственными органами управления, часто лежат вне сферы их непосредственного влияния;
- отсутствует тесная связь между бюджетным и плановым процессами, как следствие отсутствует привязка бюджетных расходов к целям и приоритетам развития, что ведет к декларативности планово-прогнозных документов;
- отсутствуют механизмы реального контроля за результатами деятельности государственных органов исполнительной власти;
- существующие системы сбора и обработки информации не позволяют осуществлять качественный мониторинг за происходящими процессами, оперативно принимать управленческие решения;
- состав собираемой информации часто не отвечает задачам управления, не позволяет принимать обоснованные решения;
- отсутствуют реальные механизмы взаимосвязи между органами управления и обществом, что ведет к низкой эффективности действий власти, которые без действенной поддержки со стороны общества не могут решить важнейшие социально-экономические проблемы;
- существует несогласованность деятельности исполнительных органов государственного управления в достижении приоритетных целей и задач развития.
С учетом отмеченных недостатков в системе планирования и управления и их активного обсуждения в научно-экспертном сообществе были разработаны Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации [11]. В них предлагаются меры по координации разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой, по увязке документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам государственного управления, показателям, финансово-бюджетным и иным ресурсам. В состав планово-прогнозных разработок включены документы стратегического планирования социально-экономического развития, определяющие национальные цели Российской Федерации, систему долгосрочных приоритетов и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития, а также предусмотрена разработка единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации и национальных проектов. В качестве основных инструментов системы стратегического планирования предложены индикативное планирование, балансовые расчеты, единое цифровое информационное пространство в интересах стратегического управления. Вместе с тем, несмотря на ряд принятых важных мер по совершенствованию стратегического планирования, главной нерешенной проблемой остается отсутствие комплексного методического обеспечения реализации государственной политики в сфере стратегического планирования и управления на региональном уровне. Кроме того, до сих пор не сформулированы конкретные институциональные механизмы реализации документов стратегического планирования для муниципального уровня управления.
Модернизация стратегического планирования и управления — главный фактор социально-экономического развития регионов России
Радикальное изменение общественно-экономического базиса России привело к необходимости модернизации системы управления на всех уровнях – государственном, региональном, отраслевом, предпринимательском. Вся современная российская система управления находится в состоянии модернизации, и до сих пор не найдены эффективные подходы, обеспечивающие высокие темпы роста экономики и уровня жизни населения во всех регионах страны.
В настоящее время происходит эволюция понимания значимости системы стратегического планирования и управления как определяющего фактора результативности социально-экономического развития России и ее регионов, в последние годы появляются отдельные высказывания о неэффективности действующей системы управления и безотлагательной необходимости изменения экономической модели развития страны. Анализ различных подходов и точек зрения, которые широко обсуждаются в научно-экспертной среде, позволяет говорить о двух основных сценариях модели развития российской экономики.
Первый сценарий – инерционного развития, по сути, является сохранением экономической модели, действующей на протяжении всех предшествующих лет. Основные идеи, лежащие в основе этой модели, состоят в необходимости оптимизации государственных расходов и традиционных направлениях экономических реформ. Реформы, происходившие в сфере образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения не приводили к ощутимым ожидаемым результатам. При этом в качестве основного индикатора успешности развития экономики используется индекс инфляции.
Главным индикатором второго сценария является рост потребительского спроса. Следует подчеркнуть, что идея второго сценария не является российским изобретением, именно на рост потребительского спроса ориентируются страны с высокими темпами роста ВВП (например, Китай).
Совершенно очевидно, что эти два сценария разнополярны, как по механизмам реализации, так и по своим последствиям. Простая экономическая логика свидетельствует о том, что в первом сценарии сдерживание инфляции требует ограничения денежной массы в обращении, для чего необходимо поддерживать достаточно высокую кредитную ставку, сдерживать рост доходов населения, в первую очередь, рост доходов работников бюджетной сферы. Последствиями такой политики будет естественное снижение потребительского спроса и отсутствие стимулов к росту производства. Инвестиции будут не только дороги, но в них не будет и потребности.
Второй сценарий не столь традиционный, но требующий больших усилий, более тонкой финансово-экономической политики и полноценного стратегического управления. Ясно, что рост потребительского спроса предполагает повышение денежных доходов населения и стимулирует развитие производства. Усиливается спрос на инвестиции, и для удовлетворения этого спроса необходимо снижать кредитные ставки, совершенствовать налоговую политику, развивать цифровые информационные системы, направленные на контроль финансовых потоков в экономике.
Между тем, в последнее время обостряется противоречие между реально высокой централизацией финансовых ресурсов в руках государства (средства федерального бюджета, Центрального банка, государственных корпораций) и намерением децентрализации принятия управленческих решений по вопросам экономического развития. Это мотивируется тем, что, во-первых, развитие экономики – в основном, должно быть делом частного бизнеса; во-вторых, что это будет способствовать росту конкуренции в экономике и конкурентоспособности производимой продукции; и, в-третьих, это снизит коррупционность российской экономики. В то же время соответствующей законодательной основы для централизации финансовых ресурсов в российской экономике не существует. Полемика по поводу деятельности Центробанка свидетельствует о том, что банк является независимым юридическим лицом с обширными полномочиями. Поэтому он может проводить собственную финансово-кредитную политику, не зависимую от государства. Государство, имея контрольный пакет акций в госкорпорациях, при наличии политической воли может заблокировать любое управленческое решение, не отвечающее интересам страны. Такая ситуация, несомненно, усложняет применение новой модели стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием, но, тем не менее, обсуждать эти проблемы необходимо.
Каждому из сценариев должна соответствовать адекватная институциональная система стратегического управления, отражающая особенности принятой модели развития экономики, структуры размещения производительных сил, отношений собственности и участия государства в управлении экономическими процессами.
Стратегическое управление страной и ее регионами – это процесс, включающий определение долгосрочных целей социально-экономического развития, выявление проблем и противоречий, с разрешением которых связано достижение целей, выделение приоритетных направлений развития экономики, принципов, лежащих в основе механизмов управления, а также инструментов механизма управления и системы институтов, обеспечивающих реализацию принимаемых управленческих решений. Эти решения оказывают воздействие на процесс общественного воспроизводства, в ходе которого возникают определенные экономические и социальные отношения.
Таким образом, исходя из сущности определения стратегического управления, эта система должна представлять собой триединство таких взаимосвязанных элементов, как:
- планово-прогнозная деятельность, включающая в себя анализ существующего состояния экономики и социальной сферы, ресурсной базы, состояния рынков и перспектив их развития, постановку целей долгосрочного развития и этапов их достижения, определение первоочередных, среднесрочных и долгосрочных приоритетов, разработку мероприятий, обеспечивающих их достижение, оценку необходимых финансовых источников;
- организационные структуры управления, ответственные за реализацию управленческих решений и непрерывность управленческого процесса;
- механизм управления, включающий законодательно-правовые нормы и соответствующую им совокупность инструментов воздействия на участников процесса общественного воспроизводства, обеспечивающих решение поставленных задач и разрешение возникающих противоречий.
При осуществлении процессов регионального стратегирования следует опираться в первую очередь на развитие инноваций в планировании и управлении, а также на современные тенденции цифровизации. Поэтому бесспорной является необходимость изменений в системе управления региональным и муниципальным развитием и формирования таких институциональных структур, которые бы адекватно отражали цели социально-экономического развития региона и его муниципальных образований и были способны обеспечить их реализацию. Отсюда следует, что модернизация системы регионального стратегического планирования и управления должна носить поэтапный характер и предполагать постоянную замену неэффективных элементов системы. Необходимо обеспечить выполнение следующих задач:
- исходя из приоритетов экономического и социального развития региона, обосновать полномочия, конкретные права, обязанности и функции институциональных структур регионального и муниципального управления;
- разработать систему региональных и муниципальных планово-прогнозных и нормативных документов, обеспечивающих высокую надежность и качество управления;
- усовершенствовать организационную структуру управления в соответствии с кругом решаемых задач, повысить эффективность управления, упростив схему управления, упразднив многозвенность и нерациональные затраты;
- разработать научно обоснованные регуляторы, обеспечивающие создание экономической заинтересованности в сфере взаимодействия региональных и муниципальных органов управления с бизнес-структурами, расположенными на территории;
- сформировать необходимую информационную базу региональной и муниципальной статистики, которая бы давала возможность исследовать региональные социально-экономические пропорции воспроизводства и инструменты управленческого воздействия с целью их изменения в нужном направлении;
- создать необходимую инфраструктуру для перехода к эффективной институциональной системе управления с широким использованием новых информационных технологий.
Выводы
Эффективность системы регионального стратегического планирования и управления определяется ее способностью обеспечивать реализацию приоритетных целей социально-экономического развития региона на основе рационального использования его ресурсного потенциала. Достижение главной цели развития региона – повышения уровня и качества жизни населения – связано с решением таких задач, как, прежде всего, создание привлекательного инвестиционного климата в регионе, развитие современной конкурентоспособной экономики, сбалансированное пространственное развитие, обеспечивающее сокращение неоправданно высокой дифференциации в социально-экономическом развитии муниципальных образований региона.
Отсутствие целостной институциональной системы управления экономикой региона приводит ко многим негативным последствиям, связанным с нарушением нормального воспроизводства материальных и финансовых ресурсов, и не позволяет обеспечить комплексное социально-экономическое развитие в условиях санкционного давления и влияния глобальных экономических циклов на потенциал страны и регионов. Управленческая модель нуждается в системной модернизации, предполагающей повышение ее устойчивости в таких аспектах, как необходимость использования специальных механизмов государственного регулирования экономики, выбор оптимального соотношения долговременных и текущих планов и программ развития, объединение имеющихся отдельных элементов в единую систему управления.
В результате модернизации системы регионального стратегического планирования и управления станет возможным принимать решения, которые реальны с точки зрения наличия соответствующих финансово-экономических возможностей региона, заинтересовывать бизнес-структуры, расположенные в регионе, в решении общерегиональных задач по усилению конкурентных позиций региона, наращиванию его финансово-экономического потенциала, создавая для бизнеса условия, обеспечивающие экономическую целесообразность и выгодность участия в решении региональных проблем, а также станет возможным концентрировать управленческую деятельность на реализации приоритетных национальных проектов, на решении межотраслевых вопросов, которые важны для каждого отдельного производства, расположенного на территории региона, но могут быть реализованы на основе межотраслевого взаимодействия.
Таким образом, модернизация институциональной системы регионального и муниципального управления позволит обеспечить усиление конкурентоспособности экономики городов и районов на основе системного подхода к управлению, усиление инвестиционной привлекательности территорий, повышение эффективности использования бюджетных средств, что создаст предпосылки для перехода к модели роста, обеспечивающей условия для реальной экономической самостоятельности и повышения активности муниципальных образований в реализации перспективной стратегии развития регионов в условиях структурных трансформаций и глобальных геополитических и экономических рисков.
Список литературы:
- Аганбегян, А.Г. Опыт зарубежных стран по ускоренному социально- экономическому росту и его возможное использование для России // Стратегирование: теория и практика. — 2024. — Т. 4. № 1 (11). — С. 1-26.
- Бухвальд, Е.М. Институциональные проблемы стратегирования пространственного развития // Федерализм. — 2023. — т. 28. — № 1 (109). — с. 80-98.
- Винслав, Ю.Б. Государство и национальная экономика: принципы и инструментарий взаимодействия в системе управленческих отношений // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2023. — № 1.- с. 17-42.
- Глазьев, С.Ю., Сухарев, О.С. Экономический рост России и структурная модернизация: проектный подход // Российский экономический журнал. — 2024. — № 2. — С. 4-30.
- Жихаревич, Б.С. Критерии качества стратегий российских регионов в 2023 году // Региональная экономика. Юг России. — 2024. — Т. 12. № 1. — С. 15-24.
- Панина, Е.В. Усиление роли стратегического планирования в условиях введенных против России экономических санкций // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2022. — Т. 235. — № 3. — С. 134-139.
- Региональное и муниципальное управление: диагностика, планирование и мониторинг социально-экономического развития регионов Сибири / Новоселов А.С., Маршалова А.С., Суспицын С.А. и др. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. – 487 с.
- Региональное и муниципальное управление: проблемы теории и практики / Новоселов А.С., Унтура Г.А., Ковалева Г.Д. и др. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2022. – 424 с.
- Управление социально-экономическим развитием регионов Сибири / Новоселов А.С., Ковалева Г.Д., Ратьковская Т.Г. и др. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2020. — 420 с.
- Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru /acts/bank/47244 (дата обращения: 22.01.2024).
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 22.01.2024).
- Amoo,, Lodorfos, G., Mahtab, N. Over half a century of strategic planning performance research – what have we been missing? // International Journal of Organizational Analysis, 2022. DOI: https://doi.org/10.1108/IJOA-08-2021-2919
- Araújo, R., Kato, H.K., Del Corso, J.M. Dynamic capabilities, strategic planning and performance: a virtuous and mutually reinforcing cycle // Journal of Management & Organization. – 2022. — No. 28 (5). — P.1116-1132.
- Bryson, M., Edwards, L.H., Van, Slyke D.M. Getting Strategic about Strategic Planning Research // Public Management Review. — 2018. – No. 20(3). — P. 317– 339.
- Johnsen, Å. Strategic planning in turbulent times: Still useful? // Public Policy and Administration. – 2022. DOI: https://doi.org/10.1177/09520767221080668
References:
- Aganbegyan, A.G. Experience of foreign countries in accelerated socio-economic growth and its possible use for Russia [Opyt zarubezhnykh stran po uskorennomu sotsial’no- ekonomicheskomu rostu i yego vozmozhnoye ispol’zovaniye dlya Rossii] // Strategy: theory and practice. — 2024. — T. 4. No. 1 (11). — P. 1-26.
- Bukhvald, E.M. Institutional problems of strategizing spatial development [Institutsional’nyye problemy strategirovaniya prostranstvennogo razvitiya] // Federalism. — 2023. — t. 28. — No. 1 (109). — With. 80-98.
- Vinslav ,Yu.B. State and national economy: principles and tools of interaction in the system of management relations [Gosudarstvo i natsional’naya ekonomika: printsipy i instrumentariy vzaimodeystviya v sisteme upravlencheskikh otnosheniy] // Management and business administration. — 2023. — No. 1. — p. 17-42.
- Glazyev, S.Yu., Sukharev, O.S. Economic growth of Russia and structural modernization: a project approach [Ekonomicheskiy rost Rossii i strukturnaya modernizatsiya: proyektnyy podkhod] // Russian Economic Journal. — 2024. — No. 2. — P. 4-30.
- Zhikharevich, B.S. Criteria for the quality of strategies of Russian regions in 2023 [Kriterii kachestva strategiy rossiyskikh regionov v 2023 godu] // Regional Economics. South of Russia. — 2024. — T. 12. No. 1. — P. 15-24.
- Panina, E.V. Strengthening the role of strategic planning in the context of economic sanctions imposed against Russia [Usileniye roli strategicheskogo planirovaniya v usloviyakh vvedennykh protiv Rossii ekonomicheskikh sanktsiy] // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. — 2022. — T. 235. — No. 3. — P. 134-139.
- Regional and municipal management: diagnostics, planning and monitoring of socio-economic development of Siberian regions [Regional’noye i munitsipal’noye upravleniye: diagnostika, planirovaniye i monitoring sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Sibiri] / Novoselov A.S., Marshalova A.S., Suspitsyn S.A. and others — Novosibirsk: IEOPP SB RAS, 2016. – 487 p.
- Regional and municipal management: problems of theory and practice [Regional’noye i munitsipal’noye upravleniye: problemy teorii i praktiki] / Novoselov A.S., Untura G.A., Kovaleva G.D. and others — Novosibirsk: IEOPP SB RAS, 2022. — 424 p.
- Management of socio-economic development of regions of Siberia [Upravleniye sotsial’no-ekonomicheskim razvitiyem regionov Sibiri] / Novoselov A.S., Kovaleva G.D., Ratkovskaya T.G. and others — Novosibirsk: IEOPP SB RAS, 2020. — 420 p.
- Decree of the President of the Russian Federation dated November 8, 2021 No. 633 “On approval of the Fundamentals of State Policy in the Sphere of Strategic Planning in the Russian Federation” [«Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki v sfere strategicheskogo planirovaniya v Rossiyskoy Federatsii»] URL: kremlin.ru /acts/bank/47244 (date of access: 01/22/2024).
- Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» [«O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii»] dated June 28, 2014 No. 172-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (date of access: 01/22/2024).
- Amoo, N., Lodorfos, G., Mahtab, N. Over half a century of strategic planning performance research – what have we been missing? // International Journal of Organizational Analysis, 2022. DOI: https://doi.org/10.1108/IJOA-08-2021-2919
- Araújo, G. R., Kato, H.K., Del Corso, J.M. Dynamic capabilities, strategic planning and performance: a virtuous and mutually reinforcing cycle // Journal of Management & Organization. – 2022. — No. 28 (5). — P.1116-1132.
- Bryson, J. M., Edwards, L.H., Van Slyke, D.M. Getting Strategic about Strategic Planning Research // Public Management Review. — 2018. – No. 20(3). — P. 317– 339.
- Johnsen, Å. Strategic planning in turbulent times: Still useful? // Public Policy and Administration. – 2022. DOI: https://doi.org/10.1177/09520767221080668
Еще в рубриках
Регионы России
Государственное и муниципальное управление