Главная страница » Публикации » №3 (79) » Кластер как основа региональной инновационной системы

Кластер как основа региональной инновационной системы

Cluster as the basis of a regional innovation system

Авторы

Кушнаренко Татьяна Владимировна
Доктор экономических наук, профессор
Российская Федерация, Донской государственный технический университет
Жеухин Илья Анатольевич
аспирант очной формы обучения
Российская Федерация, Донской государственный технический университет
grcreate@inbox.ru

Аннотация

В настоящее время экономика региона в большей степени ориентирована на инновационное развитие и, как следствие, создание инновационных кластеров. В современной экономической среде кластеры действительно могут быть основой для развития региональных инновационных систем (РИС). Кластеры представляют собой группы предприятий и организаций, которые сосредоточены в определенном географическом регионе и специализируются на определенной отрасли или области деятельности. Рассматривая кластер как каркас региональной инновационной системы, отметим, что именно кластер является наиболее эффективной формой экономической интеграции, используя цифровые технологии и инновационные продукты.
Для того, чтобы рассмотреть тему в совокупности, на первом этапе необходимо понять что такое кластер. Мы проанализировали ряд экспертных мнений в области инноваций и обобщив полученное установили, что объект исследования не, что иное как континуум объектов какого-либо пользования, находящихся в одном пространстве, показатели которых направлены на достижение результативности всеобщих интересов [14]. Кластеры способствуют формированию сетевых связей и сотрудничеству между предприятиями, университетами, научными институтами и правительственными органами. Это позволяет обмениваться знаниями, опытом и ресурсами, а также стимулирует инновационные процессы и развитие новых технологий.
Региональные инновационные системы, созданные на основе кластеров, способствуют привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и улучшению экономического развития региона. Кластеры могут также способствовать развитию образования и подготовке квалифицированных кадров, что является важным фактором для инновационного роста.
При развитии региональной инновационной системы на основе кластеров важно учесть местные особенности, потребности и потенциал региона. Также необходимо обеспечить поддержку со стороны органов власти и стимулировать взаимодействие между участниками кластера.
В данной статье рассматривается развитие кластеров как способа повышения эффективности региональной инновационной системы.

Ключевые слова

кластер, инновации, инновационная система, регион, региональное развитие.

Рекомендуемая ссылка

Кушнаренко Татьяна Владимировна , Жеухин Илья Анатольевич

Кластер как основа региональной инновационной системы// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (79). Номер статьи: 7906. Дата публикации: 12.08.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7906/

Authors

Kushnarenko Tatyana Vladimirovna
Doctor of Economic Sciences, Professor
Russian Federation, Don State Technical University
Zheukhin Ilya Anatolievich
full-time graduate student
Russian Federation, Don State Technical University
grcreate@inbox.ru

Abstract

Currently, the region's economy is more focused on innovative development and, as a result, the creation of innovation clusters. In the modern economic environment, clusters can indeed be the basis for the development of regional innovation systems (RIS). Clusters are groups of enterprises and organizations that are concentrated in a specific geographic region and specialize in a specific industry or area of activity. Considering the cluster as the framework of a regional innovation system, we note that the cluster is the most effective form of economic integration using digital technologies and innovative products. We observe interest and support in the formation and functioning of innovation clusters from the state in the form of the launch of various regional projects
A cluster is a collection of diversified business entities uniting in order to achieve high market performance through the production of competitive and/or innovative products and located in the same territory. Clusters promote networking and collaboration between businesses, universities, research institutes and government agencies. This allows the exchange of knowledge, experience and resources, and also stimulates innovation processes and the development of new technologies.
Regional innovation systems created on the basis of clusters help attract investment, create new jobs, and improve the economic development of the region. Clusters can also contribute to the development of education and training of qualified personnel, which is an important factor for innovative growth.
When developing a regional innovation system based on clusters, it is important to consider local characteristics, needs and potential of the region. It is also necessary to ensure support from the government and stimulate interaction between cluster participants.
This article examines the development of clusters as a way to increase the efficiency of the regional innovation system.

Keywords

cluster, innovation, innovation system, region, regional development.

Suggested Citation

Kushnarenko Tatyana Vladimirovna , Zheukhin Ilya Anatolievich

Cluster as the basis of a regional innovation system// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (79). Art. #7906. Date issued: 12.08.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7906/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Россия сегодня – это совершенно новое государство, которое начало свое преобразование с распада СССР, однако кардинальные изменения пришлись на 10-20-е года 21 века обусловлены выбранным курсом геополитического развития, повлекшим за собой введение новой волны экономических санкций не только на ряд организаций и политический истеблишмент, но и на многих физических и юридических лиц. Именно вынужденная перестройка вызвала процесс перезапуска многих отраслей, преимущественно на отечественной базе и увеличении новых партнерских отношений с азиатскими странами (Китай, Индия, Вьетнам) и рядом других стран.

История развития кластеров в текущих реалиях для нашей страны только начинает свое развитие и укрепление. Если рассматривать международный опыт, то стоит обратить внимание на ведущие европейские державы (Германия, Великобритания, Швейцария), США и другие. К примеру, в Северной Америке насчитывается более 100 тысяч организаций в области инноваций участвующих в кластерах разной отраслевой направленности.

Новые экономические условия коснулись всех регионов России, в том числе в сфере инновационных технологий, что в совокупности послужило толчком к образованию кластеров. Благодаря появлению данных кластеров уже заметен скачек в экономики за счет увеличения спроса на рынке труда [4]. А перенимать опыт зарубежных партнером или только вычленить из него ключевые моменты для разработки собственных остается главным вопросом, результаты которого будут очевидно спустя некоторое время.

 

Методы

В исследовании использовались теоретические методы, которые характеризуются преобладанием логических методов познания: обобщение, моделирование, классификация. Также использовались практические методы, экономический и статистический анализ данных о показателях, характеризующих состояние региональной инновационной системы.

 

Результаты исследований

1.Сущность региональной инновационной системы

Как было упомянуто ранее, кластер напрямую зависит от развития РИС, однако изучение его сущности невозможно без трактовки определения. Что же такое РИС? Общепринятым считается, как континуум ряда предприятия или субъектов бизнеса, деятельность которых представлена в виде последовательных шагов, направленных на получение нового в процессе инновационных разработок.

Исследуя РИС, стало очевидном преимущественно 3 элемента, проиллюстрированные далее.

 

Составляющие региональной инновационной системы

Рисунок 1 – Составляющие региональной инновационной системы [16]

 

Рис, в моем представлении, нечто иное, как многообразное явление, обусловленное составом и структурой, содержанием, формами выражения функциональных результатов, а также взаимосвязями и зависимостями составляющих ее элементов. Как и любая система, она состоит из подсистем, каждая из которых состоит из ряда элементов.

При определении состава и структуры подсистемы необходимо рассматривать ее с точки зрения природы РИС. Исходя из этой предпосылки, подсистемы должны отражать все компоненты содержания РИС.

С учетом этого РИС можно разделить на следующие подсистемы, проиллюстрированные далее.

 

Подсистемы РИС

Рисунок 2 – Подсистемы РИС [16]

 

Эти подсистемы выполняют различные взаимосвязанные и взаимодополняющие функции. Функционирование каждой из этих подсистем обеспечивает жизнедеятельность региональной системы в целом.

 

2. Необходимость создания региональных кластеров

Кластер — это сложная структура, состоящая из ряда элементов, имеющих как вертикальные, так и горизонтальные связи. Для достижения поставленных целей необходимо координировать их действия. Важной особенностью развития инновационных кластеров является сосуществование сотрудничества и конкуренции. Система расширяется по мере распространения кластеров за пределы региона.

Деятельность инновационных кластеров проходит определенные этапы. Первый этап — формирование кластера. Следующий этап развития кластера – рост [15].

Особым этапом является процесс трансформации кластера. Он предполагает структурные изменения и оптимизацию.

На первой стадии жизненного цикла инновационного кластера движущей силой является индивидуальное поведение экономических субъектов. На втором этапе развивается начальный кластерный эффект, а на третьем — полноценный кластерный эффект.

 

3.Пути инновационного развития региональных кластеров

Во всех странах, где широко используется кластерный подход к экономическому развитию, действует определенная выверенная кластерная политика, которой они следуют. Как мы уже сказали ранее, чтобы делать выводы касаемо России и развития кластерной экономики, имеет место быть комплексная оценка в области реализации инноваций других стран. В качестве примера была рассмотрена Великобритания, так вот, данные доступные в свободном доступе сети Интернет показывают то, что «Корона» направила свою деятельность не только на внедрение актуальных разработок, но и модернизацию региональных резервов. Аналогичная ситуация наблюдалась в трансконтинентальном государстве – Испания, которая в рамках реализации политики в области развития кластеров ввела единый стандарт [13].

Общепринятая мировая практика в области внедрения новых технологий и ее ведущие эксперты вне зависимости от вида и отраслевой специализации отрасли отмечают, что важную роль играет не выбор метода ведения бизнеса, а то, какое влияние он окажет на ту или иную прослойку социального общества или одним представителем рыночного сегмента [6].

Хотелось бы отметить, что благодаря внедрению кластерной системы развития регионов замечен рост объема бизнеса (малых и средних субъектов – далее МСП) от общего количестве на начало 2023 года. Данные РОССТАТ гласят: «число ИП выросло на 3,8 % или на 133 317 предприятий в сравнении с 2022 годом. В большинстве регионов, а именно в 56 субъектах РФ, количество МСП увеличилось» [17].

Опираясь на данные предоставленные выше, а также постепенную модернизацию существующей законодательной базой очевидно, что увеличение МСП в ряде регионов напрямую зависит от прямого государственного содействия.

В скандинавских странах (Норвегия, Финляндия) активно применяют инструментарий кластерного развития регионов основанного на постоянном мониторинге промежуточных результатов для дальнейшей корректировки и получения положительного эффекта в сфере внедрения инноваций влияющего на уровень жизни и экономического состояния населения и бизнеса [11].

Исследователи, изучающие инновационные кластеры, подчеркивают их основное влияние на развитие компаний.

Однако остаются многочисленные нерешенные вопросы, связанные с развитием кластеров. Необходимо приложить надлежащие усилия для изучения механизма, лежащего в основе управления инновационным развитием компаний в условиях кластеризации. Было обнаружено, что кластеризация может как стимулировать, так и препятствовать инновационной деятельности. Например, ученые Бодри и Брески [17] в своих исследованиях пришли к выводу, что преимущественно замеченные результаты в полном смысле слова «нарастающий» характерны для более молодых субъектов бизнеса, противоположная ситуация намечена для «старой гвардии» бизнеса, что очевидно. Нежелание использовать кластерную систему на своих предприятиях или хоть как-то адаптироваться приводит к спаду [19].

Возвращаясь к отечественному опыту важным и показательным этапом стал период перед 2008 годом, когда мировое экономическое сообщество охватил кризис. Именно данный период заставил пересмотреть экономическое развитие страны, обратить внимание федерального центра на развитие региональной инновационной политики и область социального развития. Уже начиная с 2012 по 2016 года благодаря системной работе в данном направлении Министерства экономического развития РФ было разработано множество кластеров. Период  с 2017 год и до 2022 года был временем, направленным на поддержание уже существующих кластерных «конструкций» , однако 2022 год внес свои коррективы в кластерную сферу политического регулирования и вынудил экономистов и инновационных экспертов  к модернизации.

 

4. Анализ региональной инновационной системы Ростовской области и Краснодарского края

Ростовская область обладает высоким инновационным, научным и образовательным потенциалом и является одной из лучших среди других субъектов Российской Федерации по уровню инновационного развития. Высоких результатов в инновационной деятельности Ростовская область добивается благодаря благоприятному инвестиционному климату в регионе и реализации проектов по обновлению основных фондов производств и технологий. Инновационные качества Ростовской области определяются, с одной стороны, экономической специализацией области, а с другой — приоритетными направлениями региональной политики, определенными в «Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года».

Выбранный в настоящем исследовании южный регион направлен на продуктивное развитие кластеров в области сельского хозяйства, промышленности и сырьевого развития при содействии государства и местного бюджета.

Одними из таких мер поддержки является инструментарий, прописанный в постановлениях Правительства РФ №1119 и 1325 по линии Министерства промышленности и торговли РФ. В рамках которых предусматриваются возмещения из федерального бюджета на ранее понесенные затраты за счёт уплачиваемых налогов резидентов в федеральный бюджет.

Просмотрев документы профильных министерств, ведомств и изучив несколько докладов из общего доступа по развитию Краснодарского края можно смело сказать, что Кубань определяет для себя приоритеты в создании региональной инновационной среды, комфортных условий и необходимой инфраструктуры. Участвует в разработке передовых технологии, цифровизации процессов региональной экономики.

В таблице 1 представлены затраты на технологические инновации в Краснодарском крае и Ростовской области в 2022 году.

 

Таблица 1 – Затраты на технологические инновации*

Регион 2022 г., млн. руб.
Краснодарский край 9166,9
Ростовская область 13899,9

*Федеральная служба государственной статистики//http: rosstat.gov.ru

 

Таким образом, затраты на технологические инновации в 2022 году в Ростовской области значительно превышает показатель Краснодарского края.

В таблице 2 показан удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем количестве организаций в 2022 году. Данные рассчитаны автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

 

Таблица 2 — Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем количестве организаций в 2022 году*

Регион 2022
Российская Федерация 10,1
Краснодарский край 5,6
Ростовская область 7,7

*Федеральная служба государственной статистики//http: rosstat.gov.ru

 

Так, по состоянию на конец 2022 года, удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность по Краснодарскому краю, составил 5,6% из общего количества организаций. В Ростовской области данный показатель составил 7,7%, что выше показателя Краснодарского края, но ниже среднего показателя по России (10,1%).

Также важным элементом инновационной системы является научно – технический потенциал. Показатели научно – технического потенциала в Ростовской области и Краснодарском крае представлены на рисунке 3.

 

Научно – технический потенциал Ростовской области и Краснодарского края в 2022 году

Рисунок 3 – Научно – технический потенциал Ростовской области и Краснодарского края в 2022 году*

*Федеральная служба государственной статистики//http: rosstat.gov.ru

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Ростовской области научно – технический потенциал развит значительно больше, чем в Краснодарском крае.

Проанализировав данные из предыдущего изображения и сопоставив количественное отношение двух регионов очевидно, что в развитии в области инноваций необходимо увеличить их количество, обеспечив долгосрочные перспективы на должной позиции.

 

Таблица 3 – Уровень инновационного потенциала в 2022 году*

Уровень инновационного потенциала в 2022 году

*Федеральная служба государственной статистики//http: rosstat.gov.ru

 

Согласно данным таблицы 3, уровень инновационного потенциала Ростовской области также выше уровня инновационного потенциала Краснодарского края.

Далее проведен анализ и сравнение уровня инновационного развития нескольких регионов юга России, включая Краснодарский край и Ростовскую область.

На основании показателей по результатам инновационной деятельности определялись рейтинговые места по различным показателям.

 

Таблица 4 — Значения показателей в 2022 году*

Регион/показатель/год Социальные

эффекты

Экологические

эффекты

Результаты

инновационной

деятельности

Использование

новых знаний

Создание новых

знаний

Подготовка

человеческого капитала

Занимаемое

место

Краснодарский край 1 13 2 3 3 7 3
Ростовская область 4 10 3 1 1 1 1

Федеральная служба государственной статистики//http: rosstat.gov.ru

 

5. Импортозамещение как инструмент стабилизации регионального развития

Мировое сообщество находится под зависимостью от понятия «общество потребление». Феномен этой ситуации обусловлен увеличением предоставления услуг и производства большого количества товаров, так называемая «американская мечта» достатка и доступности. Однако навязываемая позиция с большим объемом влечет за собой рост смежных производств из нескольких государств, ввоза некачественного сырья и материала, уменьшая собственное производство, чрезмерная взаимозависимость приводит к нестабильности производства, что показывает существующий экономический кризис [12]. Так как в развитых странах с большим экономическим спадом наблюдается принцип «проще купить, чем сделать», то данная тенденция набирает обороты и уменьшает развитие кластеров в регионах стран.

На примере последних двух лет (в условиях пандемии) видно, что активизация процесса модернизации в российских промышленных комплексах направлена в основном на «рациональное» (разумное и эффективное) импортозамещение (особенно под влиянием санкций). При этом в развитии программы импортозамещения одну из важных ролей играет «Кластерная инвестиционная платформа»  (далее – платформа» оператором которой является Фонд Развития промышленности созданный  в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» [9].

Инструментарий данной платформы приоритетен для хозяйствующих субъектов работающих над созданием инноваций, высокотехнологических производств. Доля необходимого софинансирования со стороны компаний составляет не менее 20% общей стоимости инвестиционного проекта» [5].

Импортозамещение имеет большой потенциал в качестве драйвера регионального экономического развития.

Замещение импорта может стимулировать развитие различных отраслей, как производственных, так и обслуживающих.

В частности, импортозамещение наблюдается во многих отраслях, в том числе сельское хозяйство, производство продуктов питания, здравоохранение и розничная торговля.

Очевидно, что зависимая от импорта и не суверенная в этом смысле национальная экономика потерпит крах, особенно в случае ухудшения состояния внешней и внутренней политической конъюнктуры. Зависимая от импорта и не суверенная в этом смысле национальная экономика не покажет необходимых для страны темпов роста, особенно в случае ухудшения экономической и политической ситуации в зарубежной стране. Ухудшение экономической и политической ситуации в зарубежной стране не свидетельствует о необходимых для зависимой страны темпах роста. Снижение темпов роста практически на 100% гарантирует значительное падение большинства макроэкономических показателей [9].

Учитывая упомянутую тенденцию необходимо сделать четкое планирование развития региона, которое продемонстрировано далее, выборка критериев сделана на основе статистических данных, рассмотренных в исследовании.

 

Условия роста устойчивости

Рисунок 4 – Условия роста устойчивости [9]

 

Совокупный вывод, который можно сделать, принимая во внимание условия роста, на наш взгляд гласит: импортозамещающая стратегия играет одну из ключевых ролей в формировании региона.

 

6. Направления совершенствования региональной инновационной системы путем развития кластеров

Проекты направленные на развитие регионов реализуется из разных финансовых источников (региональных, федеральных, частные инвестиции), вопрос создания и увеличение числа кластеров требует выверенной региональной экономической политики в сфере инноваций и должен учитывать план поступления финансирования [12]. Кластеры могут быть созданы со стороны государства, а могут формироваться в частном порядке на деньги инвесторов в целях содействия развития и реализации многих федеральных программ [16].

Опираясь на данные, которые были изучены в процессе анализа Ростовской области и Краснодарского края очевидно, что регионы выбрали курс на развитие кластерной экономики, за счет создания инфраструктуры, преференций для исследовательских институтов, «выращивания» высококвалифицированных кадров, формированию устойчивых связей и стратегических партнерств.

Политика реализации данного направления должна основываться на поддержке существующих региональных университетов, укрепить образовательную систему (создать условия для получения высококвалифицированного образования в регионах), которая будет являться основным «донором» для существующих (создаваемых) региональных инновационных кластеров.

В современных реалиях государственная политика является основным катализатором для развития и масштабирования инновационных процессов в различных отраслях народного хозяйства. Региональный и федеральный уровень власти должен идти в совокупности  подвергаясь промежуточному анализу с целью контроля и надзора, при котором будут выявлены все проблемные зоны процессов формирования инновационной системы [10].

 

Заключение

Развитие преуспевающего государства сложно представить без создания и дальнейшего внедрения инновационных технологий. Внедрение инновации все чаще приобретает коллективный характер объединяя различные субъекты хозяйственной деятельности. Инновации напрямую связаны с кластерами, их созданию отдают предпочтение в развитии регионов и страны в целом. Изучением влияния кластеров занимались многие зарубежные и отечественные ученые, рассматривая совершенно разные теории и методы влияния на экономику, промышленность и социальную сферу.

В данном исследования мы рассмотрели статистические данные двух регионов (сравнили цифры и показатели): Ростовская область и Краснодарский край.

Ключевая задача государства выстраивать выверенную внутреннюю региональную экономическую политику используя наилучшие практики для будущего инновационного прорыва, промышленного и социального развития.

Именно поэтому Россия сегодня – государство направившее финансовые и научные ресурсы на укрепление связей между всеми составляющими рыночной цепи.

 

Список литературы

  1. Альмусаеди, Хасан Хаюн Аббас, Кельчевская, Н.Р. Исследование детерминант цифровизации в России на основе кластеризации регионов и анализа уровня их зрелости // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4.
  2. Дудин, М.Н., Фролова, А.В., Лубенец, Н.А., Секерин, В.Д., Банк, С.В. и Горохова, А.Е. Методология анализа и оценки рисков функционирования и развития промышленных предприятий. Качество — путь к успеху. 2019. № 17(153). С. 53-59.
  3. Исланкина, Е.А., Куценко, Е.С., Рудник, П.Б., Шадрин, А.Е. Инновационные кластеры — стимуляторы инвестиционной привлекательности мирового уровня.  Москва, Россия: НИУ ВШЭ. 2017.
  4. Кетельс, С., Процив, С. Панорама европейского кластера 2020. Отчет Европейской кластерной обсерватории. 2021.
  5. Кластерная инвестиционная платформа// https:invest.economy.ru
  6. Королев, В.И., Секерин, В.Д., Банк, С.В., Горохова, А.Е., Арутюнян, Ю.И. Инновационный потенциал малого бизнеса: Международный опыт. Пространства. 2017. № 38(49). П. 1-7.
  7. Королев, В.И. Инновационные территориальные кластеры: зарубежный опыт и российские условия. Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № С. 20-27.
  8. Кушнаренко, Т.В. Модернизационная парадигма развития полиэтнических регионов: проблемы и перспективы // Вестник Академии знаний. 2021. №45 (4).
  9. Кушнаренко, Т.В. Специфика кластерного развития при построении циркулярной экономики в регионах. В сборнике: Развитие финансовых отношений в циркулярной экономике. Материалы Национальной научно — практической конференции. Санкт-Петербург, 2021.
  10. Мануйленко, В.В. Сущность инноваций, инновационного процесса в ретроспективе и в современных условиях //[Книга] /В.В. Мануйленко А.А. Мищенко. – М.: Финансы и кредиты, 2019г.
  11. Мельникова, Н.П. Инновационный кластер в экономических системах национального и глобального уровня//Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 1–1. С. 240–245
  12. Напольских, Д.Л., Ларионова, Н.И., Ялялиева, Т.В. Формирование мультикластерных образований на основе механизмов интеграции промышленности в рамках совместных проектов кластеров//Вектор экономики. 2019. № 11 (41). С. 48.
  13. Пэн, К., Элахи, Э., Фань, Б.Б., Ли, З.Х. Влияние совместной агломерации высокотехнологичного производства и сферы услуг на эффективность региональных инноваций // Фронт. Окружающая среда. наук. – 2022. – № 10.
  14. Развитие инновационных кластеров в России// https:delprof.ru/press-center/open-analytics/innovatsionnye-klastery-rossii/
  15. Рутко, Д.Ф. Лучшие международные практики развития инновационных кластеров. Наука и инновации. 2020. № 1(155). С. 18-22.
  16. Самарина, В.П. Антикризисное управление регионами России. Санкт-Петербург: Научная книга, 2021. 129 с.
  17. Согласно данным Единого реестра субъектов МСП
    (по состоянию на 10.01.2023): URL: https://opora.ru/site/assets/files/42057/statistika_razvitiya_msp_v_rf.pdf?ysclid=lnkb86kqo0461325879 (дата обращения 10.10.2023).
  18. Федеральная служба государственной статистики//http: gov.ru
  19. Щербакова, Е.В. Методы и инструменты антикризисного управления экономическим потенциалом в системе управления регионом//Вестник Института экономических исследований. 2018. № 4 (12). С. 133–140.

 

References

  1. Almusaedi, Hasan Hayun Abbas, Kelchevskaya, N.R. Study of Determinants of Digitalization in Russia Based on Regional Clustering and Analysis of Their Maturity Level. [Issledovanie determinant tsifrovizatsii v Rossii na osnove klasterizatsii regionov i analiza urovnya ikh zrelosti]. // Issues of Innovative Economy. No. 4.
  2. Dudin, M.N., Frolova, A.V., Lubenets, N.A., Sekerin, V.D., Bank, S.V., Gorokhova, A.E. Methodology for Analyzing and Assessing the Risks of Functioning and Development of Industrial Enterprises. [Metodologiya analiza i otsenki riskov funktsionirovaniya i razvitiya promyshlennykh predpriyatiy]. Quality — Path to Success. 2019. No. 17(153). P. 53-59.
  3. Islankina, E.A., Kutsenko, E.S., Rudnik, P.B., Shadrin, A.E. Innovative Clusters — Stimulators of World-Class Investment Attractiveness. [Innovatsionnye klastery — stimulyatory investitsionnoy privlekatelnosti mirovogo urovnya]. Moscow, Russia: HSE. 2017.
  4. Ketels, C., Protsiv, S. European Cluster Panorama 2020. [Panorama evropeyskogo klastera 2020]. Report of the European Cluster Observatory.
  5. Cluster Investment Platform. [Klasternaya investitsionnaya platforma]. // https://invest.economy.ru
  6. Korolev, V.I., Sekerin, V.D., Bank, S.V., Gorokhova, A.E., Arutyunyan, Yu.I. Innovative Potential of Small Business: International Experience. [Innovatsionnyy potentsial malogo biznesa: Mezhdunarodnyy opyt]. Spaces. 2017. No. 38(49). P. 1-7.
  7. Korolev, V.I. Innovative Territorial Clusters: Foreign Experience and Russian Conditions. [Innovatsionnye territorialnye klastery: zarubezhnyy opyt i rossiyskie usloviya]. Russian Foreign Economic Bulletin. No. 11. P. 20-27.
  8. Kushnarenko, T.V. Modernization Paradigm of Polyethnic Regions Development: Problems and Prospects. [Modernizatsionnaya paradigma razvitiya polietnicheskikh regionov: problemy i perspektivy]. // Bulletin of the Academy of Knowledge. No. 45 (4).
  9. Kushnarenko, T.V. Specifics of Cluster Development in the Construction of a Circular Economy in the Regions. [Spetsifika klasternogo razvitiya pri postroenii tsirkulyarnoy ekonomiki v regionakh]. In the collection: Development of Financial Relations in a Circular Economy. Materials of the National Scientific-Practical Conference. St. Petersburg, 2021.
  10. Manuilenko, V.V., Mishchenko, A.A. The Essence of Innovations and the Innovation Process in Retrospective and in Modern Conditions. [Sushchnost innovatsiy, innovatsionnogo protsessa v retrospektive i v sovremennykh usloviyakh]. // Moscow: Finance and Credit, 2019.
  11. Melnikova, N.P. Innovative Cluster in Economic Systems of National and Global Levels. [Innovatsionnyy klaster v ekonomicheskikh sistemakh natsionalnogo i globalnogo urovnya]. // Economics: Yesterday, Today, Tomorrow. Vol. 10. No. 1–1. P. 240–245.
  12. Napolskikh, D.L., Larionova, N.I., Yalyalieva, T.V. Formation of Multi-Cluster Structures Based on Integration Mechanisms of Industry within Joint Cluster Projects. [Formirovanie multiklasternykh obrazovaniy na osnove mekhanizmov integratsii promyshlennosti v ramkakh sovmestnykh proektov klasterov]. // Economic Vector. No. 11 (41). P. 48.
  13. Peng, K., Elahi, E., Fan, B.B., Li, Z.H. The Impact of Co-Agglomeration of High-Tech Manufacturing and Services on Regional Innovation Efficiency. [Vliyanie sovmestnoy aglomeratsii vysokotekhnologicheskogo proizvodstva i sfery uslug na effektivnost regionalnykh innovatsiy]. // Front. Sci. 2022. No. 10.
  14. Development of Innovative Clusters in Russia. [Razvitie innovatsionnykh klasterov v Rossii]. // https://delprof.ru/press-center/open-analytics/innovatsionnye-klastery-rossii/
  15. Rutko, D.F. Best International Practices for the Development of Innovative Clusters. [Luchshie mezhdunarodnye praktiki razvitiya innovatsionnykh klasterov]. Science and Innovation. 2020. No. 1(155). 18-22.
  16. Samarina, V.P. Anti-Crisis Management of Russian Regions. [Antikrizisnoe upravlenie regionami Rossii]. St. Petersburg: Scientific Book, 2021. 129 p.
  17. According to the Unified Register of SMEs (as of 10.01.2023). [Soglasno dannym Yedinogo reestra subektov MSP (po sostoyaniyu na 10.01.2023)]. URL: https://opora.ru/site/assets/files/42057/statistika_razvitiya_msp_v_rf.pdf?ysclid=lnkb86kqo0461325879(Accessed: 10.10.2023).
  18. Federal State Statistics Service. [Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki]. // http://rosstat.gov.ru
  19. Shcherbakova, E.V. Methods and Tools for Anti-Crisis Management of Economic Potential in Regional Management. [Metody i instrumenty antikrizisnogo upravleniya ekonomicheskim potentsialom v sisteme upravleniya regionom]. // Bulletin of the Institute of Economic Research. No. 4 (12). P. 133–140.

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *