Экономический потенциал арктического этнического предпринимательства на Кольском Севере России в условиях глобальных трансформаций
Economic potential of arctic ethnic entrepreneurship in the Kola North of Russia in the conditions of global transformations
Авторы
Аннотация
Арктическое этническое предпринимательство коренных малочисленных народов Севера (КМНС) обладает экономическим потенциалом, играющим важную роль в обеспечении продовольственной безопасности арктического региона. Особый интерес представляет хозяйственная деятельность кольских саамов, которые столкнулись с разрушением научной кооперации и производственно-логистических цепочек со скандинавскими странами. Цель исследования – изучение теоретических подходов к понятию «арктическое этническое предпринимательство» и определение направлений развития его экономического потенциала на Кольской Севере России в условиях глобальных трансформаций современной этноэкономики. Его специфическими чертами являются: этничность; установка на следование традиционному укладу ведения хозяйственной деятельности, ориентированность на использование природных ресурсов в местах традиционного проживания КМНС, использование натурального обмена наряду с товарно-денежными отношениями, вторичность финансовых выгод от предпринимательской деятельности и приоритезацией сохранения баланса арктических экосистем. у коренных малочисленных народов Севера на ментальном уровне сформирована концепция устойчивого развития, что становится одной из сущностных характеристик их хозяйственной деятельности, соответственно, и арктического этнического предпринимательства. В настоящее время отмечается снижение предпринимательской активности кольских саамов, что связано как с усиливающимися ассимиляционными процессами, так и в целом с эволюционными изменениями традиционной культуры саамов и смещением акцента на сохранение традиционной культуры с развития традиционных промыслов как рентабельной хозяйственной деятельности коренного населения. Перспективными направлениями развития арктического этнического предпринимательства кольских саамов является выход на рынок диетической продукции, расширение межрегионального экспорта и освоение новых рынков сбыта в странах БРИКС.
Ключевые слова
арктическое этническое предпринимательство, экономика традиционного хозяйства, коренные малочисленные народы Севера, северное оленеводство, рыболовство, Мурманская область, кольские саамы.
Финансирование
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-01554 «Разработка рисковых моделей устойчивого развития традиционного хозяйства коренных народов арктического региона Европейского Севера России в условиях изменения климата»).
Рекомендуемая ссылка
Экономический потенциал арктического этнического предпринимательства на Кольском Севере России в условиях глобальных трансформаций// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7621. Дата публикации: 27.11.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7621/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-21
Authors
Abstract
Arctic ethnic entrepreneurship of Indigenous small-numbered Peoples of the North has economic potential that plays an important role in ensuring food security in the Arctic region. Of particular interest is the economic activity of the Kola Sapmi, who have faced with the destruction of scientific cooperation and production and logistics chains with the Scandinavian countries. The research aimed to study theoretical approaches to the concept of “Arctic ethnic entrepreneurship” and determine the directions for the development of its economic potential in the Kola North of Russia in the context of global transformations of modern ethno-economics. Its specific features are: ethnicity; orientation towards following the traditional way of doing business, focusing on the use of natural resources in the places of traditional residence and economic activity of Indigenous Peoples, the use of natural exchange along with commodity-money relations, the secondary nature of financial benefits from business activities and the prioritization of maintaining the balance of the Arctic ecosystems. The Indigenous peoples of the North have formed a concept of sustainable development at the mental level, which becomes one of the essential characteristics of their economic activities, and, accordingly, of Arctic ethnic entrepreneurship. Currently, there is a decrease in the entrepreneurial activity of the Kola Sapmi, which is associated both with increasing assimilation processes and, in general, with evolutionary changes in the traditional culture of the Sapmi and a shift in emphasis on maintaining traditional culture from the development of traditional crafts as a profitable economic activity of the Indigenous population. Promising directions for the development of Arctic ethnic entrepreneurship of the Kola Sapmi are entering the dietary products market, expanding interregional exports and developing new markets in the BRICS countries.
Keywords
arctic ethnic entrepreneurship, traditional economics, Indigenous Peoples of the North, reindeer herding, fishery, Murmansk region, Kola Sapmi.
Project finance
The research was supported by a grant from the Russian Science Foundation (project No. 22-28-01554 “Development of risk models for the sustainable development of the traditional economy of the indigenous peoples of the Arctic region of the European North of Russia in the context of climate change”).
Suggested Citation
Economic potential of arctic ethnic entrepreneurship in the Kola North of Russia in the conditions of global transformations// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7621. Date issued: 27.11.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7621/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-21
Введение
Экономика коренных народов, как правило, рассматривается через призму их традиционного уклада ведения хозяйственной деятельности. Причем основы организации экономических систем коренных народов схожи: производство преимущественно имеет натуральный, а торговля бартерный характер и коррелирует с социальным взаимодействием. Несмотря на кажущуюся близость экономических моделей хозяйственной деятельности коренных народов, процессы их адаптации и включения в региональные, национальные или мировые экономики различны. Поэтому мы можем предположить, что «экономическое поведение» коренного населения (саамов) Кольского полуострова обладает рядом специфических черт, и их способность адаптироваться к «новой» экономике на основе развития предпринимательства отличается от других арктических народов, в том числе от скандинавских саамов. Адаптационные различия обусловлены во многом историческим контекстом возникновения и проявления внешних формальных институтов, связаны с системой государственного регулирования, особенностями развития образования и другими. Предпринимательское поведение также определяется экономическими (спрос, предложение, доступность, цена ресурсов и т.д.) и неэкономическими факторами [1]. Причем относительно традиционной экономики и ее адаптационных моделей существенную роль играют именно социетальные факторы: обычаи и нормы поведения, представленные формальными и неформальными общественными институтами.
Одними из ключевых видов экономической деятельности кольских саамов исконно являлись оленеводство, рыболовство, охота и изготовление предметов быта и культуры. Специфику северного оленеводства определяют традиционные элементы ведения отрасли, культура наследия, этногенетический ресурс. Тем не менее, арктический регион – это территория, на которой сталкиваются экономические интересы разных акторов: добывающей промышленности и коренных народов, исконно ведущих хозяйственную деятельность в регионе. Это требует гармонизации системы социально-экономических интересов в Арктике с целью обеспечения как продовольственной безопасности арктического региона (производство мяса, молока, вылов рыбы и добыча других водных биоресурсов, сбор дикорастущих ягод и грибов, трав) и минерально-сырьевой безопасности страны как составной части экономической безопасности, что является базисом национальной безопасности и поддержки регионов. Одной из основных задач является гармонизация между добывающими компаниями и оленеводческими хозяйствами для сохранения исконной среды обитания и улучшения качества получаемой продукции.
Новые экономические условия, связанные с разрывом международного сотрудничества в результате санкционных ограничений, оказали значительное влияние на систему традиционного хозяйства на Кольском полуострове, где в рамках проектов с Финляндией, Норвегией и Швецией происходил плодотворный обмен производственными технологиями и опытом в области системы организации оленеводства как этнокультурной и предпринимательской формы хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. В условиях разрушения научной кооперации и производственно-логистических цепочек в северном оленеводстве актуальной становится адаптация традиционного хозяйства и поиск новых форм производственной кооперации, новых рынков сбыта как на внутрироссийском, так и международном рынке. В связи с этим определение перспектив развития экономического потенциала отрасли северного оленеводства является актуальным и требующим всестороннего изучения.
Целью настоящего исследования является изучение теоретических подходов к понятию «арктическое этническое предпринимательство» и определение направлений развития его экономического потенциала на Кольском Севере России в условиях глобальных трансформаций современной этноэкономики.
Теоретические предпосылки развития арктического этнического предпринимательства
Изучение особенностей предпринимательства коренных народов требует объединения различных контекстов (контекстуальных факторов). «Экономика», «предпринимательство» и «этнос», на первый взгляд, – объекты изучения разных наук. Но, как показывает эволюционное развитие общества, они неразрывно связаны друг с другом. Сфера толкования содержания данных понятий достаточно широка, поэтому для целей нашего исследования мы будем рассматривать «этнос» (греч. ethnos – группа, племя, народ) как межпоколенную группу людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием [2]. W. Petersen в работе «Concepts of Ethnicity» [3] рассматривает понятие «этнический» как прилагательное, описывающее различия между категориями людей. Однако в связке с существительным «группа» предполагается, что члены этой группы осознают свою совокупную к ней принадлежность. Возможно предположить, что «этничность» каким-то образом определяет специфику хозяйственной деятельности определенной группы людей, поскольку история экономики свидетельствует о территориальном разделении труда между различными народами: одни были земледельцами, другие – кузнецами, третьи – охотниками и рыбаками. Связано ли это с этничностью или географическими особенностями и ресурсами территории, на которой проживала та или иная группа населения? Однако совокупность этих факторов определяла внутрихозяйственные отношения в рамках определенной хозяйственной системы, правила производства и потребления, а также возможности обмена с внешними экономическими системами. Под экономическими системами в данном контексте понимается совокупность взаимосвязанных элементов, формирующих хозяйственную структуру определенной группы людей, объединенных по территориальному, языковому и культурному признакам; единство отношений, которые складываются по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов их хозяйственной деятельности. В процессе эволюционного развития локальные экономические системы изменялись под влиянием общественно-исторических и естественно-природных факторов.
В научных работах зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих этническую экономику как сочетание этнических, социальных и экономических процессов, можно выделить два базовых подхода: с точки зрения хозяйственных моделей взаимодействия людей, имеющих общее национальное происхождение (т.е. мигрантов) и с точки зрения коренного населения. В первом случае рассматривается экономика и предпринимательство этнических мигрантов, во втором – коренных народов. Принципиальное различие – территория организации экономической деятельности. Объединяющим признаком этих направлений является традиционное знание. Причем с точки зрения экономики и возможностей предпринимательства коренных малочисленных народов наблюдается противоположная ситуация этническим мигрантам, поскольку коренное население оказывается в меньшинстве на территории своего исконного проживания и вынуждено встраиваться в «большую» экономику пришлого населения.
Определение С.В. Паникаровой построено на институциональном подходе, где институт этноэкономики – «это система устойчивых формальных и неформальных норм (правил), обусловливающих взаимодействие между двумя и более экономическими агентам, обеспеченная соответствующими механизмами принуждения, возникающая внутри региональной хозяйственной системы под воздействием традиционного хозяйственного уклада автохтонного этноса» [4, с. 19]. Предпринимательство» может сформироваться под воздействием определенных институтов в процессе эволюционного развития.
Основным фактором (определяющим признаком) этнического предпринимательства является традиционное знание как капитал, который используется для получения прибыли, то есть накопленные традиционные знания, используемые для формирования новой стоимости, производства продуктов и оказания услуг.
В нашей работе мы оперируем понятием «арктическое этническое предпринимательство», так как исходим из предпосылок, что оно является отдельным феноменом, соотносящимся по принципу «часть – целое» с арктическим предпринимательством. Ведущими признаками первого понятия являются: а) этничность; б) установка на сохранение традиций и следование традиционному укладу ведения хозяйственной деятельности и сложившемуся на протяжении столетий порядку передачи традиционных знаний ограниченному кругу лиц, принадлежащих определенной социальной этнической группе (в том числе в отношении наследственных прав); в) ориентированность на использование природных ресурсов (в первую очередь, биологических) в местах традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности КМНС; г) использование натурального обмена наряду с товарно-денежными отношениями; д) вторичность финансовых выгод от предпринимательской деятельности (установка на сохранение, а не преумножение благ в связи с ограниченностью природных ресурсов и необходимостью сохранения баланса арктических экосистем). Следует подчеркнуть, что у коренных малочисленных народов Севера на ментальном уровне сформирована концепция устойчивого развития, что становится одной из сущностных характеристик их хозяйственной деятельности, соответственно, и арктического этнического предпринимательства.
Теоретические предпосылки для изучения арктического этнического предпринимательства в работах, посвященных хозяйственному укладу саамов XIX-XX вв., экономике коренных народов, в том числе с особым фокусом на их предпринимательство (этническое, арктическое), обобщены в таблице 1.
Таблица 1 – Направления исследований предпринимательской деятельности кольских саамов
Год | Авторы | Направления исследований |
О саамах и их хозяйственном укладе XIX – XX вв. | ||
1870 | Харузин Н.Н. [5] | Организация традиционного хозяйства, влияние внешней среды |
1877 | Ефименко А.Я. [6] | Юридические обычаи лопарей. Народные юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии |
1909 | Гебель Г. [7] | Этнографические наблюдения о быте саамов |
1927 | Алымов В.К. [8] | Социально-экономический обзор быта лопарей (саамов) |
1930 | Чарнолуский В.В. [9] | Этнографические, традиционные и нетрадиционные виды хозяйственной деятельности саамов |
1971 | Лукьянченко Т.В. [10] | Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX вв. |
1987 | Киселев А., Киселева Т. [11] | Советские саамы: история, экономика, культура |
2008 | Орехова Е.А. [12] | Саамское население и колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX – начале XX вв. |
1999, 2003, 2017 | Куропятник М.С., Куропятник А.И. [13] | Процессы формирования саамской этничности, тенденции этносоциального и правового развития |
2007 | Гуцол Н.Н., Виноградова С.Н., Саморукова А.Г. [14] | Трансформации в традиционном хозяйстве и культуре саамского народа во второй половине ХХ века |
2011 | Кучинский М.Г. [15] | Обзор социально-экономических показателей, характеризующих положение саамов в Мурманской области |
2010 | Wheelersburg R.P., Gutsol N. [16] | Традиционные саамские оленеводческие поселки как ресурсные территории в западной части Кольского полуострова |
2011 | Vladimirova V.K. [17] | Репрезентация оленеводства среди саамов в России |
2020 | Власова В.В. [18] | Саамы и коми-ижемцы с. Ловозеро: формирование образов коренного и пришлого народов |
Об экономике коренных народов | ||
1964 | Schultz T. [19] | Трансформация традиционного сельского хозяйства |
1980 | Barlett P. [20] | Взаимосвязь культуры и экономики коренных народов |
1982 | Eicher C., Baker D. [21] | Возможности трансформации традиционных хозяйств в современные формы экономической деятельности (1970-1980 гг.) |
2005, 2007,
2019 |
Логинов В.Г. [22] | Институциональные изменения в среде КМНС в период трансформационных экономических изменений в России |
2019 | Логинов В.Г., Игнатьева М.Н., Балашенко В.В. [23] | Развитие предпринимательской деятельности коренных этносов как фактора сохранения традиционной экономики в условиях промышленного освоения Севера |
2021 | Коллективная монография Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН (ответственный редактор Е.А. Пивнева) [24] | Экономические практики коренных народов Севера России в условиях рынка |
О предпринимательстве/этническом предпринимательстве | ||
2000 | Waldinger R., Aldrich H., Ward R. [25] | Особенности предпринимательской деятельности представителей этнических меньшинств |
2013 | Чепуренко А.Ю., Яковлев А.А. [26] | Современные теории предпринимательства |
2014 | Давидссон П. [27] | Современные теории предпринимательства |
2019 | Федорова А.В., Петрова Н.И., Петрова Н.Н. [28] | Новые возможности обеспечения занятости и жизнедеятельности населения, сохранения среды обитания, этнокультурного развития КМНС, их связь с с малым и средним предпринимательством |
Об арктическом предпринимательстве | ||
2020 | Жура С.Е., Маркин В.В. [29] | Развитие арктического предпринимательства и арктических территорий сквозь призму малого бизнеса |
2016, 2021 | Пилясов А.Н., Замятина Н.Ю. [30] | Арктическое предпринимательство с разных уровней от федерального до местного; сфера бизнес-услуг и предпринимателей кочевников; условия и возможности развития арктического предпринимательства |
Таким образом, большинство исследователей уделяют больше внимания анализу традиционного хозяйственного уклада саамов. Рассмотрение хозяйственной деятельности коренных народов как части экосистемы арктического предпринимательства предпринимается лишь несколькими учеными (Пилясов А.Н., Жура С.Е.). С нашей точки зрения, это является следствием специфичности феномена традиционной хозяйственной деятельности КМНС и необходимостью выделения самостоятельного теоретического понятия «арктическое этническое предпринимательство».
Состояние арктического этнического предпринимательства в Мурманской области
Традиционными видами хозяйственной деятельности саамов на Кольском Севере являются: оленеводство, рыболовство, охота, сбор дикорастущих растений и изготовление предметов быта и культуры народа саами. Следует отметить, что в настоящее время отмечается снижение предпринимательской активности кольских саамов, что связано как с усиливающимися ассимиляционными процессами, так и в целом с эволюционными изменениями традиционной культуры саамов и смещением акцента на сохранение традиционной культуры с развития традиционных промыслов как рентабельной хозяйственной деятельности коренного населения. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года Мурманской области, численность поголовья северных оленей составляет всего 4% от общей численности, при этом 94,3% (Данные: Росстат. Итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г.) поголовья содержится и разводится в сельскохозяйственных организациях. Уже по состоянию на 1 января 1987 года оленеводческих хозяйствах в Мурманской области всего 26,0% работников были саамами, оленеводами – 16,5%, что свидетельствует о замещении этнических кадров в исконно традиционных отраслях хозяйства коренных народов Севера и Арктики. Одной из причин стало в том числе снижение престижа профессии оленевода и повышение грамотности населения, все больше предпочитающего трудоустройство в других отраслях экономики. Аналогичные тенденции отмечаются и в рыболовстве, где сокращается количество рыболовецких бригад.
В 2000-е годы в Мурманской области сместился фокус с поддержки традиционных видов хозяйства КМНС на защиту их прав и социальную поддержку, сохранение традиционной культуры. В частности, с целью поддержки северного оленеводства в Мурманской области приняты следующие нормативные правовые акты: Закон Мурманской области от 14.01.2003 № 380-01-ЗМО «О северном оленеводстве», Закон Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области», Закон Мурманской области от 04.12.2003 № 447-01-ЗМО «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей и территориях компактного проживания коренного малочисленного народа Севера Российской Федерации в Мурманской области», Закон Мурманской области от 30.06.2008 № 984-01-ЗМО «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности». В них были предусмотрены льготы и преимущественные права КМНС: право на занятие северным оленеводством, льготы по арендной плате за земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные под оленьи пастбища, предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся разведением северных оленей, право на получение земельных участков, необходимых для выпаса оленей.
Несмотря на активную государственную поддержку традиционных видов хозяйственной деятельности КМНС, экономический потенциал арктического этнического предпринимательства саамов на Кольском полуострове угасает, все больше отдаляясь от традиционных промыслов в сторону сохранения традиционной культуры и развития экотуризма. Так, по состоянию на 1 января 2023 года традиционная хозяйственная деятельность КМНС осуществляется преимущественно 22 родовыми общинами, 2 семейными родовыми общинами и 16 территориально-соседскими общинами.
Угасание традиционной хозяйственной деятельности подтверждается и данными о землепользовании: например, только 6 общин имеют арендованные лесные участки под выпас оленей; на землях лесного фонда общинам коренных малочисленных народов Севера предоставлено в пользование 9 лесных участков, 2 участка предоставлено физическому лицу из числа представителей КМНС (саами) для ведения северного оленеводства; 2 саамские общины получили в пользование рыбопромысловые участки на Белом море (Краткая информация об общественных организациях, общинах и национальных предприятиях). При этом, по наблюдениям оленеводов, лесные участки преимущественно используются саамами для организации туризма.
Намечается тенденция трансформации арктического этнического предпринимательства, т.к. оно теряет связь с традиционной культурой и замещается другими видами деятельности, например, туризмом (в т.ч. экотуризмом, сельским туризмом, агротуризмом и пр.).
Фактически традиционное саамское оленеводство, которое было одним из важнейших факторов сохранения национальной культуры, все больше разрывает связь с традиционной саамской культурой: менее 5% поголовья северных оленей находятся в частных хозяйствах, при этом значительная часть из этих личных оленей пасется в стадах двух крупнейших сельскохозяйственных кооперативов региона (СХПК «Тундра» и СХПК ОПХ МНС «Оленевод»).
Северное оленеводство – это специфичная отрасль, которая базируется на традиционных знаниях, передаваемых от поколения к поколению. Однако в настоящее время средний возраст оленеводов достигает 40 лет. Старожилы-оленеводы 46-50 лет пришли в оленеводство с 13-14 лет и росли в стаде. На современном этапе ведется активная просветительская деятельность с целью сохранения саамской культуры, но акцент полностью смещен в сторону изучения саамского языка и художественного творчества, в то время как традиционное хозяйство, которое является «ядром» саамского наследия и предпосылкой для восстановления арктического этнического предпринимательства, остается без внимания.
Для развития экономического потенциала отрасли северного оленеводства на Кольском полуострове созданы благоприятную благоприятные условия за счет развитой культуры потребления традиционных продуктов питания, высокого спроса на продукцию оленеводства и удобной логистической инфраструктуры. Ранее Кольское оленеводство поддерживала возможность экспорта оленеводческой продукции в Финляндию и Швецию (мясо, шкуры), чтобы было более рентабельно по сравнению с реализацией продукции на внутреннем рынке (в 2022 году: цена оленины на экспорт – 5 евро за кг мяса, в т.ч. затраты на транспортировку и пошлины – 20 рублей за кг.; цена реализации мяса оленины на российском рынке – 360-380 руб. за кг.).
Государственная поддержка КМНС и их традиционной хозяйственной деятельности в форме субсидий поддерживает рентабельность производства мяса северного оленя. Доступность данных региональных программ обеспечивается преимущественно для крупных оленеводческих хозяйств за счет получения средств на обеспечение племенной работы и сохранение поголовья оленей. В то же время небольшие хозяйства, которые составляют основу арктического этнического предпринимательства, вынуждены выживать в условиях жесткой рыночной конкуренции с СПК. Преимущественными правами на получение субсидий в рамках реализации государственной программы «Государственное управление и гражданское общество» в Мурманской области могут воспользоваться общины КМНС для улучшения материально-технической базы в целях ведения традиционной хозяйственной деятельности. На выделенные средства общины оплачивают услуги по межеванию, кадастровые работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, по подключению к электрическим сетям, приобретают оленей, передвижные деревянные дома, снегоходы, квадроциклы, моторные лодки, электрогенераторы и другое оборудование, необходимое для осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Остальные мероприятия государственной политики направлены на социальную поддержку КМНС: возрождение и развитие традиционных промыслов и ремесел саамов, популяризация саамской культуры путем наполнения регионального рынка сувенирной продукцией и развитие этнографического туризма. Значительный акцент на социальной поддержке КМНС коррелирует с идеей «социальной справедливости», активно поддерживаемой в советский период. Стоит также отметить зависимость кольских саамов от поддержки международных организаций (преимущественно на сохранение традиционной саамской культуры), получение финансирования от которых в досанкционный период было гораздо проще и сопряжено с менее жесткой системой государственного контроля за эффективностью использования средств.
Заключение
Трансформация социокультурных и экономических условий для арктического этнического предпринимательства кольских саамов требует его адаптации в новых экономических условиях. В этой связи повышается значимость государственной поддержки малого предпринимательства коренных народов, которое вносит свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности арктических и приарктических регионов. Экономический потенциал арктического этнического предпринимательства кольских саамов в оленеводстве в настоящее время тесно связан с локализацией на новых нишах на рынке диетической продукции и расширением межрегионального экспорта, а также освоением новых рынков сбыта в странах БРИКС.
Ключевыми актуальными мерами по поддержке северного оленеводства должны стать:
- Оценка эффективности программ субсидирования оленеводства с целью управления себестоимостью продукции.
- Смещение акцента с экспорта продукции на международные рынки в пользу российского рынка.
- Культивирование бренда северной оленины.
- Внедрение инновационных технологий и развитие биопроизводства.
- Международная сертификация продукции.
- Развитие научных и производственных связей с китайскими и индийскими партнерами по использованию биологических ресурсов и разработке функциональных продуктов питания.
- Внедрение новой государственной программы выделения субсидий для приобретения оборудования для малых убойных комплексов и холодильного оборудования, чтобы поддержать сохранение оленеводства как традиционного семейного бизнеса и расширение круглогодичного доступа коренных народов к продукции оленеводства.
- Организация обучения коренных народов технологии сбора и обработки продуктов оленеводства в соответствии со стандартами биопроизводства.
- Расширение внедрения инноваций в оленеводческих хозяйствах как ответ на трансформацию традиционного образа жизни.
- Разработка специального льготного режима налогообложения для хозяйств, занимающихся оленеводством.
Данные направления предопределяют и тематику перспективных научных исследований, создающих благоприятный климат для сохранения и развития арктического этнического предпринимательства на Кольском Севере России.
Список литературы
- Чепуренко, А.Ю., Яковлев, А.А. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 2. С. 51–60.
- Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.
- Petersen, W. Concepts of Ethnicity // Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups / ed. by S. Thernstrom. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980. P. 234–
- Паникарова, С.В. Этноэкономика региона: тенденции, проблемы и перспективы / Хакас. Гос. Ун-т им. Н. Ф. Катанова. Абакан, 2012. 222 с
- Харузин, Н.Н. Русские лопари. М.: Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсонъ, 472 с.
- Ефименко, А.Я. Народные обычаи лопарей, карелов и самоедов. СПб.: Тип. В. Киршабаума, 1877. 231 с.
- Гебель, Г. Наша Лапландия. СПб.: Ком. для помощи поморам Рус. Севера, 1909. 314 с.
- Алымов, В.К. Лопари Кольского полуострова // Доклады и сообщения Мурманского общества краеведения. Мурманск, 1927. Вып. 1. С. 7–22.
- Чарнолуский, В.В. Материалы по быту лопарей: опыт определения кочевого состояния лопарей восточной части Кольского полуострова. Л.: Гос. рус. геогр. о-во, 176 с.
- Лукьянченко, Т.В. Саамы // Коренные малочисленные народы Севера и Сибири / под ред. Д. А. Функа, Л. Силланпяя. Вааса: Ун-т Академии Або, 1999. 173 c.
- Киселев, А.А., Киселева, Т. А. Советские саамы: история, экономика, культура. Мурманск: Кн. изд-во, 1987. 208 с.
- Орехова, Е.А. Саамское население и колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX–начале XX вв. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2008. Серия 2. Вып. 1. С. 250–257.
- Куропятник, А.И., Куропятник, М.С. Саамы: контексты и интерпретации социальных и культурных изменений // Сибирские исторические исследования. 2017. № 4. С. 226–229. DOI: 17223/2312461X/18/13.
- Гуцол, Н.Н., Виноградова, С.Н., Саморукова, А.Г. Переселенные группы кольских саамов. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2007. С. 9–11, 25–27.
- Кучинский, М.Г. Саами Мурманской области: очерк современного положения // Труды Кольского научного центра РАН. 2011. № 6. С. 114–128.
- Wheelersburg, R.P., Gutsol, N. Traditional Saami reindeer herding village resource territories on the western Kola Peninsula, Russia // Polar Record. 2010. Т. 46. №. 3. С. 222– DOI: 10.1017/S00322474099990106.
- Vladimirova, V.K. “We Are Reindeer People, We Come from Reindeer.” Reindeer Herding in Representations of the Sami in Russia // Acta Borealia. 2011. Т. 28. №. 1. С. 89– DOI: 10.1080/08003831.2011.575661.
- Власова, В.В. Саамы и коми-ижемцы с. Ловозеро: формирование образов коренного и пришлого народов // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. №. 65. С. 146– DOI: 10.17223/19988613/65/19.
- Schultz, T. Transforming Traditional Agriculture. New Haven CT: Yale University Press, 1964. 212 p.
- Barlett, P. Adaptive strategies in peasant agricultural production // Annual Review of Anthropology. 1980. Vol. 9. P. 545–573.
- Eicher, C., Baker, D. Research on agricultural development in sub-Saharan Africa: A critical survey. MSU International Development Paper No. 1. Michigan, 1982.
- Логинов, В.Г. Институционально-эволюционный подход к оценке социально-экономического развития малочисленных народов Севера // Экономика региона. 2005. № 2(2). С. 37–50.
- Логинов, В.Г., Игнатьева, М.Н., Балашенко, В.В. Развитие предпринимательской деятельности коренных этносов как фактора сохранения традиционной экономики в условиях промышленного освоения Севера // Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 3. С. 763–779. DOI: 17059/2019-3-11.
- Прибыль не ради прибыли? Экономические практики коренных народов Севера России / Е.А. Пивнева, О.П. Коломиец, Е.П. Батьянова [и др.]. М.; СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Нестор-История», 2021. 404 с.
- Waldinger R., Aldrich H., Ward R. Ethnic Entrepreneurs // Entrepreneurship. The Social Science View / ed. by R. Swedberg. Oxford: Oxford University Press, 2000. 356–388.
- Чепуренко, А.Ю. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 2. С. 51–60.
- Давидсон, П. Исследуя предпринимательство: учеб. пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 399 с.
- Федорова, А.В., Петрова, Н.И., Петрова Н.Н. Предпринимательство в Арктических районах Республики Саха (Якутия) // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8(109). С. 695–
- Жура, С.Е., Маркин, В.В. Особенности развития предпринимательства в российской Арктике // Социально-политические исследования. 2020. №3(8). С.97–109. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-3-8-97-109.
- Пилясов, А.Н., Замятина, Н.Ю. Арктическое предпринимательство: условия и возможности развития // Арктика: экология и экономика. 2016. № 4(24). С. 4–15
Bibliography
- Chepurenko, A.Yu., Yakovlev, A.A. (2013) Entrepreneurship theory: the importance of context [Teoriya predprinimatel’stva: vazhnost’ konteksta]. Russian Journal of Management, 11, 2; pp. 51–60.
- Gritsanov, A.A. (1998) The latest philosophical dictionary [Novejshij filosofskij slovar’]. Minsk; 896 p.
- Petersen, W. (1980) Concepts of Ethnicity. Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Ed. by S. Thernstrom. Cambridge, MA, Harvard University Press; pp. 234–242.
- Panikarova, S.V. (2012) Ethnoeconomics of the region: trends, problems and prospects [Etnoekonomika regiona: tendencii, problemy i perspektivy]. Abakan, Khakas. State Univ. N. F. Katanova; 222 p.
- Kharuzin, N.N. (1890) Russian Lapps [Russkie lopari]. Moscow, Partnership Skoropechtni A.A. Levenson; 472 p.
- Efimenko, A.Ya. (1877) Folk customs of Lapps, Karelians and Samoyeds [Narodnye obychai loparej, karelov i samoedov]. Saint Petersburg, Typography V. Kirshabaum; 231 p.
- Gebel, G. (1909) Our Lapland [Nasha Laplandiya]. Saint Petersburg, Committee to help Pomors of the Russian North; 314 p.
- Alymov, V.K. (1927) Lapps of the Kola Peninsula [Lopari Kol’skogo poluostrova]. Reports and communications of the Murmansk Society of Local History. Murmansk, Issue 1; pp. 7–22.
- Charnolusky, V.V. (1930) Materials on the life of the Lapps: experience in determining the nomadic state of the Lapps in the eastern part of the Kola Peninsula [Materialy po bytu loparej: opyt opredeleniya kochevogo sostoyaniya loparej vostochnoj chasti Kol’skogo poluostrova]. Leningrad, State Russian Geographical Society; 176 p.
- Lukyanchenko, T.V. (1999) Sami. Indigenous peoples of the North and Siberia. Ed. D.A. Funka, L. Sillanpää. Vaasa, Abo Academy University; 173 p.
- Kiselev, A.A., Kiselev, T.A. (1987) Soviet Sami: history, economics, culture [Sovetskie saamy: istoriya, ekonomika, kul’tura]. Murmansk, Book Publishing House; 208 p.
- Orekhova, E.A. (2008) The Sami population and the colonization of the Murmansk coast of the Kola Peninsula in the second half of the 19th – early 20th centuries [Saamskoe naselenie i kolonizaciya Murmanskogo berega Kol’skogo poluostrova vo vtoroj polovine XIX–nachale XX vv.]. Bulletin of St. Petersburg State University, Series 2, Issue 1; pp. 250–257.
- Kuropyatnik, A.I., Kuropyatnik, M.S. (2017) Sami: contexts and interpretations of social and cultural changes [Saamy: konteksty i interpretacii social’nyh i kul’turnyh izmenenij]. Siberian Historical Research, 4; pp. 226–229. DOI: 10.17223/2312461X/18/13.
- Gutsol, N.N., Vinogradova, S.N., Samorukova, A.G. (2007) Resettled groups of Kola Sami. Apatity, Publishing house of the KSC RAS; pp. 9–11, 25–27.
- Kuchinsky, M.G. (2011) Sami of the Murmansk region: an essay on the current situation. Bulletin of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 6; pp. 114–128.
- Wheelersburg, R.P., Gutsol, N. (2010) Traditional Saami reindeer herding village resource territories on the western Kola Peninsula, Russia. Polar Record, 46, 3; pp. 222–232. DOI: 10.1017/S00322474099990106.
- Vladimirova, V.K. (2011) “We Are Reindeer People, We Come from Reindeer.” Reindeer Herding in Representations of the Sami in Russia. Acta Borealia, 28, 1; pp. 89–113. DOI: 10.1080/08003831.2011.575661.
- Vlasova, V.V. (2020) Sami and Komi-Izhemtsy village. Lovozero: formation of images of Indigenous and arrived Peoples [Saamy i komi-izhemcy s. Lovozero: formirovanie obrazov korennogo i prishlogo narodov]. Bulletin of Tomsk State University. Hystory, 65; pp. 146–153. DOI: 10.17223/19988613/65/19.
- Schultz, T. (1964) Transforming Traditional Agriculture. New Haven CT, Yale University Press; 212 p.
- Barlett, P. (1980) Adaptive strategies in peasant agricultural production. Annual Review of Anthropology, 9; pp. 545–573.
- Eicher, C., Baker, D. (1982) Research on agricultural development in sub-Saharan Africa: A critical survey. MSU International Development Paper, 1. Michigan.
- Loginov, V.G. (2005) Institutional-evolutionary approach to assessing the socio-economic development of small peoples of the North [Institucional’no-evolyucionnyj podhod k ocenke social’no-ekonomicheskogo razvitiya malochislennyh narodov Severa]. Economics of the region, 2(2); pp. 37–50.
- Loginov, V.G., Ignatieva, M.N., Balashenko, V.V. (2019) Development of entrepreneurial activity of indigenous ethnic groups as a factor in preserving the traditional economy in the conditions of industrial development of the North [Razvitie predprinimatel’skoj deyatel’nosti korennyh etnosov kak faktora sohraneniya tradicionnoj ekonomiki v usloviyah promyshlennogo osvoeniya Severa]. Regional Economics, 15, 3; pp. 763–779. DOI: 10.17059/2019-3-11.
- Pivneva, E.A., Kolomiets, O.P., Batyanova, E.P. , et al. (2021) Profit not for the sake of profit? Economic practices of indigenous peoples of the Russian North. Moscow; Saint Petersburg, Limited Liability Company «Nestor-History»; 404 p.
- Waldinger R., Aldrich H., Ward R. (2000) Ethnic Entrepreneurs. Entrepreneurship. The Social Science View. Ed. by R. Swedberg. Oxford, Oxford University Press; pp. 356–388.
- Chepurenko, A.Yu. (2013) Entrepreneurship theory: the importance of context [Teoriya predprinimatel’stva: vazhnost’ konteksta]. Russian Journal of Management, 11, 2; pp. 51–60.
- Davidson, P. (2014) Exploring entrepreneurship: textbook [Issleduya predprinimatel’stvo: ucheb. posobie]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics; 399 p.
- Fedorova, A.V., Petrova, N.I., Petrova N.N. (2019) Entrepreneurship in the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia) [Predprinimatel’stvo v Arkticheskih rajonah Respubliki Saha (Yakutiya)]. Economics and Entrepreneurship, 8(109); pp. 695–700.
- Zhura, S.E., Markin, V.V. (2020) Features of entrepreneurship development in the Russian Arctic [Osobennosti razvitiya predprinimatel’stva v rossijskoj Arktike]. Socio-political studies, 3(8); pp. 97–109. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-3-8-97-109.
- Pilyasov, A.N., Zamyatina, N.Yu. (2016) Arctic entrepreneurship: conditions and opportunities for development [Arkticheskoe predprinimatel’stvo: usloviya i vozmozhnosti razvitiya]. Arctic: ecology and economics, 4(24); pp. 4–15.
Еще в рубриках
Региональная экономика