Главная страница » Публикации » №2 (74) » Малое предпринимательство субъектов Дальневосточного федерального округа в системе стратегического планирования Российской Федерации

Малое предпринимательство субъектов Дальневосточного федерального округа в системе стратегического планирования Российской Федерации

Small business of the subjects of the Far Eastern Federal District in the system of strategic planning of the Russian Federation

Авторы

Колесникова Ольга Сергеевна
старший преподаватель кафедры финансов, младший научный сотрудник лаборатории региональных социально-экономических исследований
Россия, Амурский государственный университет
kolesnikova.o.s@yandex.ru

Аннотация

Цель статьи – определить место малого предпринимательства в системе стратегического планирования Российской Федерации. В исследовании рассмотрены основные документы стратегического планирования, принятые на федеральном уровне, на уровне макрорегиона и регионов (на примере Дальневосточного федерального округа). Установлено, что малое предпринимательство в регионах Дальнего Востока России рассматривается преимущественно в качестве источника развития экономики территорий. Такой подход не учитывает двустороннюю взаимосвязь малого бизнеса с внешней средой его функционирования. Это, в свою очередь, препятствует обеспечению устойчивости развития данного сегмента.

Ключевые слова

Дальневосточный федеральный округ, стратегическое планирование, устойчивое развитие, малое предпринимательство, региональная экономика.

Рекомендуемая ссылка

Колесникова Ольга Сергеевна

Малое предпринимательство субъектов Дальневосточного федерального округа в системе стратегического планирования Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Номер статьи: 7407. Дата публикации: 04.05.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7407/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-7

Authors

Kolesnikova Olga Sergeevna
senior lecturer of Finance Department, junior researcher, laboratory of regional socio-economic research
Russia, Amur State University
kolesnikova.o.s@yandex.ru

Abstract

The goal of the paper is to determine the place of small business in the system of strategic planning of the Russian Federation. The study considers the main strategic planning documents adopted at the federal level, at the level of the macro-region and regions (on the example of the subjects of the Far Eastern Federal District). It has been established that small business in the regions of the Far East is considered mainly as a source of development of the economy of the territories. This approach does not take into account the two-way rela-tionship of small business with the external environment of its functioning. This, in turn, hinders the sustainable development of this segment.

Keywords

Far Eastern Federal District, strategic planning, sustainable development, small business, regional economy.

Suggested Citation

Kolesnikova Olga Sergeevna

Small business of the subjects of the Far Eastern Federal District in the system of strategic planning of the Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (74). Art. #7407. Date issued: 04.05.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7407/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-274-7

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Цели устойчивого развития (ЦУР), разработанные в 2015 г. Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» [17], все прочнее интегрируются в политику современных государств, в том числе и России. Это, с одной стороны, выражается в формировании полноценной системы статистического учета показателей ЦУР, а с другой, — во включении целей устойчивого развития и отдельных показателей, отражающих степень их достижения, в стратегические документы страны и регионов.

Долгосрочность поставленных целей требует согласованного взаимодействия государства, предпринимательства и общества, достичь которого возможно путем выстраивания грамотного стратегического планирования [2], способного обеспечить возможность адекватного реагирования страны, как на внутренние вызовы, так и на внешние шоки.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, стратегическое планирование представляет собой «…деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ» [14].

На протяжении длительного периода времени вопросы, связанные со стратегическим планированием, выступают объектом изучения широкого круга исследователей.

Так, стратегическое планирование на уровне страны исследовалось в работах [1], [3], [5]. В свою очередь, различные аспекты стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях описаны в исследованиях [4], [8], [9], [16].

В то же время, существуют проблемы теоретической недостаточности исследований относительно роли стратегического планирования в обеспечении устойчивости развития малого предпринимательства. Учитывая то, что развитие малого бизнеса во многом определяется состоянием региональной экономики, а также оказывает непосредственное влияние на устойчивость развития регионов и страны в целом [6], возникает необходимость определения места данного сегмента в системе стратегического планирования Российской Федерации.

 

Результаты исследований

Несмотря на то, что малое предпринимательство рассматривается в качестве одного из определяющих драйверов развития территорий, на сегодняшний день его вклад в развитие российских регионов, в том числе субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) по-прежнему недостаточен [7].

Так, по данным 2019 г., доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в валовом региональном продукте (ВРП) Дальневосточных регионов находится в диапазоне от 7,8 % в Чукотском автономном округе до 32,4 % в Приморском крае (рис. 1).

 

Доля МСП в ВРП в 2019 г., %

Рис. 1. Доля МСП в ВРП в 2019 г., %

Источник: Росстат

 

Несомненно, столь значимая дифференциация территорий макрорегиона по данному показателю во многом обусловлена общими различиями в социально-экономическом развитии регионов. Так, ВРП на душу населения Сахалинской области превышает ВРП на душу населения Республики Бурятия в 8,3 раза (рис. 2).

 

ВРП на душу населения в регионах Дальнего Востока России, тыс. руб. (по данным 2019 г.)

Рис. 2. ВРП на душу населения в регионах Дальнего Востока России, тыс. руб. (по данным 2019 г.)

 

Однако, как видно на рис. 1, доля малого и среднего бизнеса в среднем по ДФО несколько ниже ее среднероссийского уровня. Так, в среднем по России данный показатель составляет 22,5 %, по ДФО – 19,8 %.

В то же время, данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствуют о том, что в развитых странах субъекты малого предпринимательства в среднем создают около половины рабочих мест и валового внутреннего продукта (ВВП) [15].  Все это свидетельствует о недостаточном раскрытии потенциала малого предпринимательства в России и в ДФО.

Рассмотрим, насколько задачи по развитию малого бизнеса дальневосточных территорий раскрываются в документах стратегического планирования РФ.

Отметим, что в Российской Федерации документы стратегического планирования разрабатываются на трех уровнях:

  • на федеральном уровне;
  • на уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне [14].

Для целей данного исследования целесообразно проводить анализ на уровне страны, уровне макрорегиона и регионов.

Так, на федеральном уровне Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» определены основные приоритеты развития страны.

В данном документе малое предпринимательство непосредственно рассматривается в рамках четвертой национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» с целевым индикатором «увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. чел.» [13].

В то же время официальные данные свидетельствуют о том, что, не смотря на общую положительную динамику численности занятых в малом предпринимательстве, доля данного показателя в общей численности занятых по регионам почти не изменилась за последнее десятилетие, в по некоторым регионам и вовсе отмечается отрицательная динамика (рис. 3). Это ставит под угрозу достижение рассматриваемой национальной цели.

 

Фактическая доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятого населения в 2011 и 2019 гг., %

Рис. 3. Фактическая доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятого населения в 2011 и 2019 гг., %

 

Другим документом системы стратегического планирования развития РФ является «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Он не только определяет основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития страны и регионов в долгосрочной перспективе, но и формирует основу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера [10].

Согласно прогнозу, дополнительным фактором для развития малого предпринимательства является улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами. В данном случае подчеркивается значимость для развития бизнеса внешней среды его функционирования.

Целевые индикаторы, достижение которых предполагается в соответствии с данным документом, представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 – Целевые индикаторы развития малого предпринимательства до 2030 г.

№ п/п Показатель Цель по МСП
1 Доля среднесписочной численности работников, занятых в секторе МСП в общей численности занятого населения, % 32,2
2 Количество предприятий МСП на 1 тыс. чел. (без учета индивидуальных предпринимателей), ед. 15,7
3 Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. чел., ед. 38,2
4 Количество субъектов МСП, млн. ед. 7,7
5 Количество индивидуальных предпринимателей, млн. ед. 5,4

Источник: [10]

 

Большую важность для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства имеет документ «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.».

Данная стратегия представляет собой некий механизм, позволяющий  скоординировать действия органов государственной власти всех уровней, а также представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки. Все это позволяет обеспечить соответствие принимаемых органами власти мер ожиданиям бизнеса и всего общества в целом в отношении создания  благоприятных условий, способствующих реализации предпринимательского потенциала граждан и обеспечению устойчивости развития  самих малых предприятий [11].

Согласно стратегии, в ходе ее реализации предполагается достижение следующих целевых индикаторов (табл. 2).

 

Таблица 2 – Основные целевые индикаторы реализации Стратегии развития МСП в РФ на период до 2030 г.

№ п/п Показатель 2030
1. Оборот, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 г., % 250
2. Оборот в расчете на 1работника, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 г., % 200
3. Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов МСП (без учета индивидуальных предпринимателей), % 20
4. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов МСП, в общей численности занятого населения, % 35
5. Прирост высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях МСП (накопленным итогом), тыс. ед. 4250
6. Доля экспорта предприятий МСП в общем объеме экспорта РФ, % 12
7. Доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, % 23
8. Коэффициент «рождаемости» субъектов МСП, ед. 22,5
9. Количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. чел., ед. 46

Источник: [11]

 

Анализ Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. [12] показал, что в данном документе малое предпринимательство не рассматривается в качестве прямого источника социально-экономического развития регионов и Дальнего Востока, а также не является целевым ориентиром стратегического планирования на уровне макрорегиона.

Далее рассмотрим, какое место занимает малое предпринимательство в стратегическом планировании на уровне субъектов ДФО.

Систематизация информации, представленной в стратегиях социально-экономического развития субъектов ДФО, позволяет сделать выводы о роли малого предпринимательства в развитии данных территорий (табл. 3).

 

Таблица 3 – Место малого предпринимательства в Стратегиях социально-экономического развития субъектов ДФО

№ п/п Регионы Роль малого предпринимательства в развитии региона
1 Республика Бурятия Рассматривается внутри приоритета «Развитие локальной экономики», как цель второго порядка, а также в качестве одного из основных мероприятий в сфере занятости населения.
2 Республика Саха (Якутия) Рассматривается в контексте диверсификация экономики региона, а также в качестве источника обеспечения занятости населения и устойчивого роста реальных доходов граждан.
3 Забайкальский край Рассматривается в качестве одной из стратегических целей, достижение которой является условием «повышения уровня и качества жизни человека на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы с учетом интересов всех слоев населения края».
4 Камчатский край Рассматривается в качестве условия развития экономики края, а также как источник роста налоговых поступлений в краевой бюджет и как способ создания рабочих мест.
5 Приморский край Рассматривается в качестве одного из направлений стратегического развития региона.
6 Хабаровский край Рассматривается в качестве неизменного приоритета в социально-экономической политике края.
7 Амурская область Рассматривается в качестве одного из направлений приоритета «Совершенствование пространственного развития». Ему соответствует цель – «формирование комфортной предпринимательской среды с пониженными финансовыми и правовыми издержками для ведения бизнеса».
8 Магаданская область Рассматривается в качестве одного из направлений экономического развития региона.
9 Сахалинская область Рассматривается в качестве одной из ключевых групп субъектов стратегического развития региона
10 Еврейская автономная область Рассматривается в качестве одной из целей стратегического планирования.
11 Чукотский автономный округ Рассматривается преимущественно в контексте создания условий для развития туристкой отрасли.

Источник: Составлено автором по данным Стратегий социально-экономического развития субъектов ДФО.

 

В целом, малое предпринимательство в регионах Дальнего Востока России рассматривается в качестве:

  • источника диверсификации экономики и развития региона;
  • стратегической цели в контексте достижения главной цели стратегического планирования;
  • приоритета социально-экономической политики;
  • в качестве условия развития отдельных отраслей.

 

Выводы и результаты

Проведенный анализ свидетельствует о том, что малое предпринимательство во всех регионах Дальнего Востока рассматривается в качестве источника развития экономики территорий, в том числе источника новых рабочих мест, роста налоговых поступлений и т.п.

При таком подходе взаимосвязь данного сегмента с внешней средой носит односторонний характер. При этом на наш взгляд, малое предпринимательство связано с внешней средой двусторонней связью: как регион зависит от состояния малого предпринимательства, так и развитие малого бизнеса, очевидно, зависит от состояния среды его функционирования.

Так, например, занятость населения оказывает влияние на уровень доходов граждан, в свою очередь, уровень доходов в регионе непосредственно влияет на платежеспособный спрос населения, в том числе и на товары, работы и услуги, производимые субъектами малого предпринимательства.

Не учет данной специфики, а также недостаточное внимание к малому предпринимательству в процессе разработки стратегических документов на разных уровнях во многом снижает доверие предпринимательского сообщества ко всему государству. Всё это, в свою очередь, способствует созданию дополнительных стимулов к уходу предпринимателей в теневой сектор экономики и зачастую нивелирует положительный эффект от реализации мер государственной поддержки. При этом рост теневой экономики не только снижает устойчивость развития официального предпринимательства, но и препятствует объективной оценке эффективности региональной политики, в том числе в области государственной поддержки субъектов малого бизнеса.

Таким образом, в целях обеспечения устойчивости развития, малое предпринимательство в системе стратегического планирования должно рассматриваться не только и не столько как источник развития экономики, а как объект стратегического планирования.

Ориентация малого бизнеса как на объект дает понимание необходимости рассмотрения состояния внешней среды (состояния региона) в качестве фактора развития данного сегмента, то есть в контексте причин, а не только следствий.

 

Список литературы:

  1. Богомолова, И.В., Машенцова, Л.С. Перспективы реализации стратегического планирования в современной России // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2016. № 30. С. 20-22.
  2. Бухвальд, Е.М. «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования»: нерешенные проблемы // Вестник Института экономики Российской академии наук №1. 2022. C. 32–49.
  3. Глазунова, И.В. Стратегическое планирование как метод административно-правового регулирования // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 8. С. 143–151.
  4. Ильина, И.Н., Плисецкий, Е.Е. Оценка качества разработки региональных стратегий развития в России // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 4. С. 178–196
  5. Исакова, Г.К. Стратегическое планирование в Российской Федерации на современном этапе развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 9. С. 19-26.
  6. Колесникова, О.С. Обеспечение устойчивости развития малого предпринимательства на региональном уровне (на примере Амурской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2022. Т. 21. № 11(506). С. 2105-2121.
  7. Колесникова, О.С., Цепелев, О.А. Малое предпринимательство и теневая экономика регионов Дальнего Востока России // Современные проблемы развития экономики России и Китая: материалы III международной научно-практической конференции, – Ч. 1. (Благовещенск, 25-26 ноября 2021 г.) / под общей ред. О.А. Цепелева. – Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2022. С. 156-159.
  8. Лукьянова, М.Н. Оценка уровня стратегического планирования и эффективности реализации стратегий в муниципальных образованиях (на примере Московской области) // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – Т. 16, № 3. – С. 456 – 471. https://doi.org/10.24891/re.16.3.456
  9. Плетнева, А.Е. Особенности стратегического планирования развития региона // Общество, экономика, управление. 2021. № 3. С. 77-81. DOI 10.47475/2618-9852-2021-16311
  10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/e59d0198a6b86d35269590004bc1bb4d18c9fa29/ (дата обращения 15.03.2023 г.).
  11. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (дата обращения 24.03.2023 г.).
  12. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/902195483 (дата обращения 11.03.2023 г.).
  13. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения 14.03.2023 г.).
  14. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/ (дата обращения 20.03.2023 г.)
  15. Ханалиев, А.Г., Таймасханов, Х.Э. Проблемы и пути устойчивого развития малого бизнеса как детерминанта экономического роста региона // Вопросы экономики и права. 2013. № 7. С. 38-41.
  16. Шишкина, Е.А. Региональное стратегическое планирование в период пандемии COVID-19: лучшие практики, проблемы и решения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 7. С. 95-103. DOI: 10.26726/1812-7096-2021-7-95-103
  17. Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations. URL: https://www.un.org/en/ development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_71_313.pdf (дата обращения 24.03.2023).

 

References:

  1. Bogomolova, I.V., Mashentsova, L.S. Prospects for the implementation of strategic planning in modern Russia [Perspektivy realizacii strategicheskogo planirovaniya v sovremennoj Rossii]. Eurasian Union of Scientists (ESU). 2016. No. 30. pp. 20-22.
  2. Buchwald, E.M. «Fundamentals of State Policy in the Sphere of Strategic Planning»: unsolved problems [«Osnovy gosudarstvennoj politiki v sfere strategicheskogo planirovaniya»: nereshennye problem]. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2022. No. 1. pp. 32–49.
  3. Glazunova, I.V. Strategic planning as a method of administrative and legal regulation [Strategicheskoe planirovanie kak metod administrativno-pravovogo regulirovaniya]. Issues of sustainable development of society. 2021. No. 8. pp. 143–151.
  4. Ilyina, I.N., Plisetsky, E.E. Assessment of the quality of development of regional development strategies in Russia [Ocenka kachestva razrabotki regional’nyh strategij razvitiya v Rossii]. Regional Economics: Theory and Practice. 2016. No. 4. pp. 178–196
  5. Isakova, G.K. Strategic planning in the Russian Federation at the present stage of development [Strategicheskoe planirovanie v Rossijskoj Federacii na sovremennom etape razvitiya]. Regional problems of transformation of the economy. 2019. No. 9. pp. 19-26.
  6. Kolesnikova, O.S. Ensuring the sustainable development of small business at the regional level (on the example of the Amur Region) [Obespechenie ustojchivosti razvitiya malogo predprinimatel’stva na regional’nom urovne (na primere Amurskoj oblasti). Regional Economics: Theory and Practice. 2022. Vol.. 21. No. 11(506). pp. 2105-2121.
  7. Kolesnikova, O.S., Tsepelev, O.A. Small business and the shadow economy of the regions of the Russian Far East: materials of the III international scientific-practical conference «Modern problems of economic development in Russia and China» [Maloe predprinimatel’stvo i tenevaya ekonomika regionov Dal’nego Vostoka Rossii: materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye problemy razvitiya ekonomiki Rossii i Kitaya»] Blagoveshchensk, Amur State University, 2022, pp. 156-159.
  8. Lukyanova, M.N. Assessment of the level of strategic planning and the effectiveness of the implementation of strategies in municipalities (on the example of the Moscow Region) [Ocenka urovnya strategicheskogo planirovaniya i effektivnosti realizacii strategij v municipal’nyh obrazovaniyah (na primere Moskovskoj oblasti)]. Regional Economics: Theory and Practice. 2018. Vol. 16. No. 3. pp. 456-471. doi.org/10.24891/re.16.3.456
  9. Pletneva, A.E. Features of strategic planning for the development of the region [Osobennosti strategicheskogo planirovaniya razvitiya regiona]. Society, economics, management. 2021. No. 3. pp. 77-81. doi 10.47475/2618-9852-2021-16311
  10. Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030. [Prognoz dolgosrochnogo social’no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/e59d0198a6b86d35269590004bc1bb4d18c9fa29/ (date of the application 15.03.2023).
  11. Decree of the Government of the Russian Federation of 02.06.2016 N 1083-r (as amended on 30.03.2018) «On approval of the Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030». [Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 02.06.2016 N 1083-r (red. ot 30.03.2018) «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (date of the application 24.03.2023).
  12. Decree of the Government of the Russian Federation of December 28, 2009 No. 2094-r «On approval of the Strategy for the socio-economic development of the Far East and the Baikal region for the period up to 2025» [Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 28.12.2009 g. № 2094-r «Ob utverzhdenii Strategii social’no-ekonomicheskogo razvitiya Dal’nego Vostoka i Bajkal’skogo regiona na period do 2025 goda»]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902195483 (date of the application 11.03.2023).
  13. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 N 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030» [Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 N 474 «O nacional’nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (date of the application 14.03.2023).
  14. Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 (as amended on February 17, 2023) «On Strategic Planning in the Russian Federation» [Federal’nyj zakon ot 28.06.2014 N 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii»]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/4f41fe599ce341 751e4e34dc50a4b676674c1416/ (date of the application 20.03.2023)
  15. Khanaliev, A.G., Taymaskhanov, Kh.E. Problems and ways of sustainable development of small business as a determinant of the economic growth of the region [Problemy i puti ustojchivogo razvitiya malogo biznesa kak determinanta ekonomicheskogo rosta regiona]. Questions of Economics and Law. 2013. No. 7. pp. 38-41.
  16. Shishkina, E.A. Regional strategic planning during the COVID-19 pandemic: best practices, problems and solutions [Regional’noe strategicheskoe planirovanie v period pandemii COVID-19: luchshie praktiki, problemy i resheniya] Regional problems of economic transformation. 2021. No. 7. pp. 95-103. doi: 10.26726/1812-7096-2021-7-95-103
  17. Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations. URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_71_313.pdf (date of the application 24.03.2023).

Еще в рубриках

Дальневосточный федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *