Торговая и промышленная политика как фактор обеспечения экономической безопасности региона
Trade and industrial policy as a factor in ensuring the economic security of the region
Авторы
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «экономическая безопасность региона», проводится анализ индикаторов экономической безопасности региона и предлагается разработанный автором перечень индикаторов для определения экономической безопасности региона. Представлен алгоритм составления государственных программ и определения направления развития торговой и промышленной политики региона. Предложено формирование и внедрение консультационного совета. Представлена организационная система функционирования участников в процессе формирования регионального продукта.
Ключевые слова
экономическая безопасность региона, индикаторы экономической безопасности, торговая политика, промышленная политика, Консультативный совет.
Рекомендуемая ссылка
Торговая и промышленная политика как фактор обеспечения экономической безопасности региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Номер статьи: 5015. Дата публикации: 29.04.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5015/
Authors
Abstract
This article examines approaches to the definition of the concept of "economic security of the region", analyzes the indicators of economic security in the region and suggests a list of indicators developed by the author to determine the economic security of the region. An algorithm for compiling state programs and determining the direction of development of the trade and industrial policy of the region is presented. The formation and implementation of an advisory Council is proposed. The organizational system of functioning of participants in the process of forming a regional product is presented.
Keywords
economic security of the region, indicators of economic security, trade policy, industrial policy, advisory Council.
Suggested Citation
Trade and industrial policy as a factor in ensuring the economic security of the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Art. #5015. Date issued: 29.04.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5015/
Введение
В сложившейся экономической ситуации актуальным для изучения является вопрос состояния экономической безопасности региона. Для ответа на него необходимо определить, как регион, используя свои внутренние ресурсы, может устоять в кризисной ситуации? как уменьшить влияние неблагоприятных факторов? каким должен быть стратегический план развития региона с учетом разработанных возможных сценариев его развития?
Подходы к определению понятия «экономической безопасности региона»
В отечественной и зарубежной литературе дано множество определений экономической безопасности региона. Рассмотрим некоторые из них.
М.Е. Тарасов определяет экономическую безопасность субъекта Федерации (региона) как совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономику Федерации, как относительно самостоятельной структуры[6]. Данное определение является неполным, так как не рассматривает экономическую безопасность в динамике. Оно не характеризует состояние экономической безопасности региона, находящегося под угрозой, в стадии стагнации или застоя. В данном определении экономическая безопасность региона (субъекта) является оценочной категорией, характеризующей состояние экономики, а не социально-экономической системы региона.
В.К. Сенчагов экономическую безопасность региона определяет как совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития [5]. В изложенном определении не рассматривается социальный аспект, который, по-нашему мнению, является важным для характеристики.
Н.Д. Найденов и В.П. Чесноков дают определение экономической безопасности региона как диапазон уровней экономических и социальных показателей, в пределах которого в долговременном периоде регион развивается устойчиво[4]. Недостатком данного определения можно считать его оценочный характер, без выявления угрожающих факторов для развития региона.
По нашему мнению предложенное Т.Ю. Феофиловой определение является достаточно полным и точным, в нем экономическая безопасность региона рассматривается как такое состояние социально-экономической системы субъекта Российской Федерации, при котором обеспечивается защита экономики от влияния негативных воздействий и институционально закрепленные стандартизированные потребности населения (эталонные потребности населения)[7]. В этом определении экономическая безопасность региона служит оценочной категорией, которая характеризует состояние социально-экономической системы региона, также предусматривается противодействие неблагоприятному влиянию, при котором остается защищенной социальная сфера, предусматривающая нормальное существование и развитее населения субъекта. Возьмем данное определение за основу.
Анализ индикаторов экономической безопасности региона
Экономическая безопасность является условием стабильного, сбалансированного существования и развития региона, обеспечением приемлемого уровня жизни населения. Для оценки уровня экономической безопасности региона, выявления проблемных моментов, раскрытия сильных и устойчивых сторон, необходимо применить метод оценки регионов по нескольким параметрам.
Проанализируем предложенные авторами Н.С. Лаврут, Т.Ю. Феофиловой, В.А. Богомоловым и Г.С. Вечкановым индикаторы экономической безопасности региона:
Таблица 1. Анализ индикаторов экономической безопасности региона
Автор | Н.С. Лавтун | Т.Ю. Феофилова | В.А. Богомолов | Г.С. Вечканов |
Индикаторы экономической безопасности региона | — уровень предпринимательской активности; — сбалансированность распределения доходов; — повышение профессионального, образовательного и культурного уровня населения; — стимулирование процесса привлечения инвестиций; — поддержка и развитие инновационной деятельности[3]. |
— потребности в еде и одежде; — потребности в медицинском обслуживании; — потребности в безопасности; — потребность в передвижении; — потребность в государственных услугах; — воспроизводство населения; — потребности в образовании; — потребности в жилье; — воспроизводство населения[8]. |
— отношение среднедушевого ВРП к среднедушевому ВВП РФ,( %); — индекс физического объема ВРП, ( %); — индекс потребительских цен, декабрь в % к декабрю прошлого года, ( %); — отношение инвестиций в основной капитал к ВРП, ( %); — доля инновационной продукции, ( %); — уровень дотационности бюджета субъекта РФ, ,( %); — внутренние текущие затраты на исследования и разработки в % к ВРП; — уровень общей безработицы по методике МОТ, ( %); — обеспеченность населения жильем, ( кв. м на чел.); — ожидаемая продолжительность жизни при рождении, (лет); — отношение ожидаемой продолжительности жизни в регионе к ожидаемой продолжительности жизни по стране; — коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов), (раз); — доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности, (%); — соотношение средней заработной платы и величины прожиточного минимума, ( %) |
— социальные (уровень дохода на душу населения, степень расслоения населения по доходам, уровень безработицы); — финансово-денежные (приток капитала в регион, инфляция, экспортно-импортный баланс региона); — бюджетные (уровень налогообложения, собираемость налогов, трансферты, отношения с федеральным бюджетом); — состояние банковской системы региона (структура системы, проблемность банков, состояние кредитной базы, капитальная база банков); — состояние народного хозяйства (объем производства); — состояние реального сектора экономики (уровень экономической замкнутости региона, сепаратисткие тенденции)[1] |
Комментарии | Данные индикаторы подходят для характеристики экономически развитого региона, но не позволяют выявить проблемы и охарактеризовать уровень защищенности у «отсталых» малоразвитых регионов.
Также, высокое значение индикатора «Уровень предпринимательской активности» при оценке региона не означает стабильную прибыть от этой деятельности. Не все регионы характеризуются высоким процентом людей со средним и высшим образованием, потому применение такого индикатора как «повышение профессионального, образовательного и культурного уровня населения» считаем излишним. |
Автор подходит к оценке экономической безопасности региона с точки зрения наличия жизненно важных и жизненно необходимых для человека потребностей. Использование в оценке экономической безопасности региона этих индикаторов позволяет не только сделать весьма достоверный вывод о состоянии региона, но и выявить проблемные моменты, из-за которых снижена экономическая безопасность (защищенность) региона. | Предложенные автором индикаторы являются достаточно сложными в использовании при проведении первичного анализа состояния экономической безопасности региона и принятии первоначальных мер по ее повышению.
Подходит для более детальной характеристики состояния экономики региона и для прогнозирования развития его экономических процессов. |
Предложенные авторам индикаторы распределены на характерные, обобщающие группы. Отсутствуют детальные, уточняющие показатели, способные дать исчерпывающую, а не абстрактную оценку состояния экономической безопасности региона. |
На основе анализа предложенных авторами индикаторов экономической безопасности региона, предлагаем следующие индикаторы, позволяющий, на наш взгляд, более точно определить состояние и уровень экономической безопасности региона:
- продовольственная и товарная обеспеченность;
- уровень самообеспеченности продовольственными товарами;
- уровень доходов населения;
- развитость транспортной инфраструктуры;
- удаленность региона от центра (столицы);
- отношение доходов населения к стоимости потребительской корзины в регионе;
- наличие градообразующих предприятий;
- экологический фон (наличие и качество питьевой воды; качество воздуха; наличие вредных производственных выбросов; уровень радиации);
- правоохранительная, пожарная безопасность;
- уровень медицинского обслуживания и возможность проведения экстренных операций;
- обеспеченность населения жильем;
- уровень занятости и безработицы (в том числе скрытой безработицы);
- возможность получения образования, подготовки и переподготовка кадров;
- доступность информации (Интернет, сотовая связь, библиотеки, теле- и радиовещание);
- административная деятельность (наличие административного аппарата, уровень разработанности региональной законодательной базы);
- уровень коррупции;
- уровень развития сферы услуг;
- проведение досуговых мероприятий, уровень развития культуры, искусства и спорта.
Предложенный перечень индикаторов позволяет выявить наличие возможности самостоятельного обеспечения жизнедеятельности населения в регионе. Использование именно такого состава индикаторов для оценки состояния экономической безопасности региона обусловлено стремлением автора не только дать характеристику региона и сделать выводы о его сильных и слабых сторонах, но и определить направление деятельности для развития способности к самообеспеченности (и самообслуживанию) региона. При оценке регионов по данной методике можно, выявив проблемы и трудности, их устранить путем организации межрегионального взаимодействия, позволяющего укрепить слабые стороны одного региона за счет помощи сильных сторон другого, тем самым достигая баланса. В устранении выявленных слабых сторон региона заключается задача государства как института.
Процесс гармонизация торговой и промышленной политики
Большинство регионов не имеют возможности выполнять дополнительные функции для повышения экономической безопасности страны в целом (например, из-за отсутствия расположенных на ее территории полезных ископаемых, иных сырьевых ресурсов), однако задачей муниципальных органов власти при проведении региональной политики в первую очередь является достижение высокого уровня экономической безопасности в самом регионе.
В формировании и реализации грамотной политики большую роль играет межведомственное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, как на горизонтальном, так и вертикальном уровнях. Гармонизация политики, независимо от области, в которой она реализуется, достигается путем обмена опытом между всеми субъектами взаимодействия, она выражается в эффективности методов управления, устранении существующих проблем и разработке мероприятий для дальнейшего развития, снижении уровня коррупции, повышении уровня компетенции руководящих кадров. Сложность межведомственного взаимодействия часто зависит от масштабности государственного аппарата и функциональной определенности его составляющих. Реализация государственной политики должна основываться на жестком закреплении функций за органом власти с дальнейшим распределением задач в пределах полномочий должностных лиц, соответствующим им закреплением финансовых и иных ресурсов, закреплении приоритетных направлений развития, а также актуализации законодательной базы.
Политика, проводимая органами государственной власти, охватывает все сферы жизнедеятельности общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. Так как важнейшим институтом экономической сферы являются производственные отношения, включающие в себя производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление, торговая и промышленная политика является значимым элементом в обеспечении экономической безопасности региона.
Главной целью проводимой торговой и промышленной политики региона должна стать ориентация торговли на обслуживание интересов промышленности, а промышленности – на удовлетворение интересов торговли. Реализация этой цели возможна путем продвижения регионального продукта в продаже на территории региона и за его пределами, сбора информации о торговой привлекательности товаров, производства более конкурентоспособной продукции, на основе маркетинговых исследования, а также урегулирования ценовой политики.
При разработке региональных программ необходимо не только учитывать особенности каждого региона (географические, климатические, ресурсные), но и анализировать состояние унаследованной экономики, уровень безработицы, уровень развитости инфраструктуры, разработанность законодательной базы, уровень конкурентоспособности производимых товаров и продукции, уровень инновационности промышленности, энергоемкость производств, уровень монополизации экономики, уровень коррупции, дефицит или профицит бюджета, уровень предпринимательской активности, наличие теневой экономики, результативность ранее примененных мер и т.д.
Алгоритм составления государственных программ и определения направления развития торговой и промышленной политики региона представлен на рис.1.
Рисунок 1. Алгоритм достижения гармонизации торговой и промышленной политики на уровне региона
Также предлагаем организацию консультационного совета – постоянно действующий экспертно-консультативный орган при Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка региона, который будет служить переговорной платформой для ведения конструктивного диалога представителей органов государственной власти, торговли и промышленности.
Рисунок 2. Организационная система функционирования участников в процессе формирования регионального продукта
Только совместными силами, путем гармонизации торговой и промышленной политики, разработкой и вводом инновационных технологий в производство, усовершенствованием законодательной базы, снижением административных барьеров, борьбой с коррупцией можно обеспечить экономическую безопасность в регионе.
Заключение
Залогом успешного экономического развития страны в целом является благосостояние и экономическая безопасность каждого региона в отдельности. Для достижения высокого уровня экономического развития региона важно гармонизировать торговую и промышленную политику, т.е. направить торговлю на обслуживание интересов промышленности, а промышленность – на обслуживание интересов торговли.
Для решения этой задачи предложено создать Консультационный совет региона – постоянно действующий экспертно-консультативный орган при Комитете (Департаменте) по развитию предпринимательства и потребительского рынка, который будет служить переговорной платформой для ведения конструктивного диалога представителей органов государственной власти, торговли и промышленности. Также разработан алгоритм достижения гармонизации торговой и промышленной политики на уровне региона с участием Консультационного совета.
Указанные меры позволят добиться устойчивого, постоянного развития и совершенствования экономики региона, а также успешно противодействовать внешним и внутренним угрозам.
Список литературы
- Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. — 384 с.: ил С-210.
- Доклад Сергея Глазьева от 17.09.2015 г. «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития». URL: http://www.glazev.ru/upload/iblock/797/79731df31c8d8e5ca59f491ec43d5191.pdf
- Лаврут Н. С. Экономическая безопасность регионов как основа безопасности страны // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
- Найденов Н.Д., Чесноков В.П. Основные понятия менеджмента/ Глоссарий, 2007.
- Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России// Вопросы экономики. – 1995. — №1.
- Тарасов М.Е. Безопасность в сфере экономики и финансов: курс лекций : электрон. учеб. пособие. 2013
- Феофилова Т.Ю. Модель управления экономической безопасностью региона// Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — № 6 (25). — С. 123.
- Феофилова Т.Ю. Экономическая безопасность в обеспечении развития социально-экономической системы региона: теория и методология: диссертация … д.э.н.: 08.00.05., Спб., 2015. С273.
References
- Vechkanov G. S. Economic security [Jekonomicheskaja bezopasnost’]: A textbook for high schools. — St. Petersburg: Peter, 2007. — 384 p..
- Sergei Glazyev’s report of 17.09.2015 «On Urgent Measures to Strengthen Russia’s Economic Security and Putting the Russian Economy on a Trajectory of Advanced Development [O neotlozhnyh merah po ukrepleniju jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii i vyvodu rossijskoj jekonomiki na traektoriju operezhajushhego razvitija]».
- Lavrut N. S. Economic security of regions as the basis of the country’s security [Jekonomicheskaja bezopasnost’ regionov kak osnova bezopasnosti strany]// Economics and modern management: theory and practice: a collection of articles on the materials of XXII intern. Scientific-practical. Conf. — Novosibirsk: SibAK, 2013.
- Najdenov N.D., Chesnokov V.P. Main concepts of management. Glossary. [Osnovnye ponjatija menedzhmenta], 2007.
- Senchagov V. About the essence and fundamentals of the strategy of economic security of Russia [O sushhnosti i osnovah strategii jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii]/ / Issues of economics. — 1995. — №1.
- Tarasov M.E. Safety in the field of economics and finance: a course of lectures: electron [Bezopasnost’ v sfere jekonomiki i finansov]. Training. Allowance. 2013.
- Feofilova T.Ju. Model of economic security management in the region [Model’ upravlenija jekonomicheskoj bezopasnost’ju regiona]// Internet-journal Naukovedenie. — 2014. — No. 6 (25). — P. 123.
- Feofilova T.Ju. Economic security in the development of the socio-economic system of the region: theory and methodology [Jekonomicheskaja bezopasnost’ v obespechenii razvitija social’no-jekonomicheskoj sistemy regiona: teorija i metodologija]: the thesis … PhD in Economic sciences: 08.00.05., St. Petersburg., 2015. P. 273.
Еще в рубриках
Экономическая безопасность
Отраслевая экономика регионов