К вопросу государственного и муниципального регулирования предпринимательской деятельности (на примере Приморского края)
On issue of state and municipal regulation of entrepreneurial activity (on an example of Primorye Territory)
Авторы
Аннотация
Авторы исследовали проблемы формирования нового экономического института, основанного на нормативно закрепленных правилах, инструкциях, призванного повысить эффективность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России. Предметом статьи являются формы и методы государственного регулирования деятельности малого и среднего бизнеса путем формирования института оценки регулирующего воздействия. Целью работы является выявление проблем в сфере государственного регулирования и обоснование факторов, сдерживающих развитие предпринимательства. В ходе анализа было выявлено, что формирующийся институт должен способствовать повышению эффективности предпринимательства и усилить государственное косвенное регулирование. Одним из перспективных направлений работы института оценки регулирующего воздействия должно стать развитие молодежного бизнеса, способного задействовать молодые ресурсы и обеспечить создание миллионов новых рабочих мест.
Ключевые слова
институт оценки регулирующего воздействия, оценка эффективности государственного воздействия, Приморский край, предпринимательская активность, государственные и муниципальные органы власти, государственное регулирование предпринимательской деятельности
Рекомендуемая ссылка
К вопросу государственного и муниципального регулирования предпринимательской деятельности (на примере Приморского края)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4929. Дата публикации: 27.02.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4929/
Authors
Abstract
The authors studied the problem of forming a new economic institutions based on fixed regulatory rules, regulations, designed to increase the effectiveness of state regulation of business activity in Russia. The subjects of the article are the forms and methods of state regulation of the activity of small and medium-sized businesses through the formation of the regulatory impact assessment of the institute. The aim is to identify problems in the sphere of state regulation and support of the factors hindering the development of entrepreneurship. The analysis revealed that the emerging institution should enhance the effectiveness of entrepreneurship and strengthen public indirect regulation. One of the promising directions of the Institute of Regulatory Impact assessment should be the development of youth business, able to involve young resources and ensure the creation of millions of new jobs.
Keywords
Institute of regulatory impact assessment, evaluation of the effectiveness of state influence, Primor, entrepreneurial activity, state and municipal authorities, government regulation of business activity
Suggested Citation
On issue of state and municipal regulation of entrepreneurial activity (on an example of Primorye Territory)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Art. #4929. Date issued: 27.02.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/4929/
Введение
Государственное регулирование представляет собой комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, призванных обеспечить развитие и стабилизацию предпринимательской деятельности в России. Современное развитие предпринимательства в условиях кризиса и экономических санкций в значительной степени зависит от участия государства в регулировании социально-экономических процессов. К основным методам регулирования можно отнести: прямое, косвенное и ВЭД. В статье авторы попытались дать оценку косвенным методам государственного регулирования, представляющим собой систему проектов, направленных на предоставление льгот, преференций, регулирование занятости и трудовых отношений, профессиональную подготовку, информационное обеспечение и др.
На наш взгляд, государственное регулирование предпринимательской деятельности призвано создать наиболее благоприятные условия для функционирования бизнеса и повышения его эффективности. При этом усиление государственного управленческого воздействия ориентировано на рост предпринимательской активности за счет формирования нового экономического института, призванного координировать деятельность экономических агентов. Попытки системной трансформации плановой экономики без стратегии создания институтов и инфраструктуры, как показала практика в России, обречены на провал. Наиболее полно и четко определение институтов дано в работе Дугласа Норта, в которой автор отмечает, что институт представляет собой набор правил, процедур соответствий, моральное и этическое поведение индивидуумов в интересах максимизации богатства [3].
К институту, имеющему приоритетное значение в условиях формирования такого сложного и неоднозначного явления, как предпринимательство, можно отнести новый институт оценки регулирующего воздействия (далее — ОРВ), который призван обеспечить экспертизу нормативно-правовых актов, позволяющих повысить качество принимаемых решений государственными органами. Развитие национальной экономики невозможно без реализации государственной политики создания благоприятных условий для предпринимательства, которое продуцирует экономический рост, вследствие взаимосвязи между предпринимательством и экономическим развитием страны. В современных условиях предпринимательство исследуется по различным направлениям, среди которых авторы выделили наиболее значимое на этапе формирования института ОРВ — предпринимательство как объект государственного регулирования. Этим объясняется актуальность темы исследования и объект в рамках исследовательского поля.
Оценка проектов по регулированию деятельности предпринимательства
Несмотря на значимость и своевременность института ОРВ, количество проектов по данному направлению составляет всего лишь 13% от общего количества нормативных актов по развитию предпринимательства в Российской Федерации. Для количественной оценки проектов, авторами было решено обратиться к электронному ресурсу официального сайта Федерального портала проектов нормативно-правовых актов, в котором нормативные акты по оценке регулирующего воздействия в области предпринимательства составляют 13 проектов из 97 имеющихся на портале записей [5]. При этом большинство законодательных актов и проектов затрагивают проблемы исключительно контроля и надзора за деятельностью малого и среднего предпринимательства (далее — МСП).
Это свидетельствует о том, что проблема оценки эффективности государственного воздействия на уровень развития предпринимательства в России требует своего незамедлительного решения, а также имеет методологическую и практическую значимость. Обозначенное в рамках исследовательского поля направление обусловлено также объектом исследования, к которому можно отнести процессы взаимодействия государства и предпринимательства, позволяющие устранить пробелы в федеральном регулировании, обеспечении стабильности прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Рассмотрим и проанализируем состояние нормативной базы и проектов, характеризующих сущность института ОРВ, выявление признаков и особенностей проектов по развитию предпринимательства в России. Для оценки эффективности государственного регулирования и воздействия ОРВ на развитие предпринимательства была применена авторская систематизация и классификация проектов за 2014-2016 гг., разработанных для субъектов малого и среднего предпринимательства. Вначале все проекты были систематизированы в хронологическом порядке. Далее классификация была построена по основаниям, характеризующим проекты развития МСП в России: название проекта; цель регулирования и характеристика соответствующих общественных отношений, формирующихся под влиянием внедрения проекта (табл.1). Это позволило выявить основные проблемы, связанные с развитием предпринимательства в российской экономике. При проведении анализа проектов оценки регулирующего воздействия авторы использовали наиболее авторитетный источник — официальный сайт Федерального портала проектов нормативных правовых актов. Анализ проектов оценки регулирующего воздействия показал, что процедуры, позволяющие повысить качество принимаемых государственными органами решений, как правило, затрагивают проблемы внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты.
Таблица 1 — Анализ проектов по оценке регулирующего воздействия за 2014-2016гг.
Проект (нормативный документ) | Цель регулирования | Характеристика общественных отношений |
1. Правовое регулирование трудовых отношений (ФЗ РФ от 27.07.2007 №209-ФЗ «О развитии МСП) | Решение вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений работников | Освобождение работодателей от ряда обязанностей, возлагаемых на них трудовым законодательством |
2. Участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг | 1) Выделение доли для субъектов МСП в общем объеме закупок;
2) Установление требований по критериям закупки |
Повышение доли МСП (в настоящее время доля составляет не более 10 %) |
3. О внесении изменений в ст. 19 Федерального закона «О рекламе» и Кодекс РФ об административных правонарушениях | Разработка единого порядка проведения торгов, открытость информации о процедурах и участниках в сфере распространения наружной рекламы | Равные права МСП в сфере распространения наружной рекламы |
4. О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ («Экономическое развитие и инновационная экономика» от 15 апреля 2014 г. № 316) | Совершенствование правового регулирования компаний (не более 15 человек) | Предоставление работодателю права не принимать локальные нормативные акты |
5. О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (в части организации нестационарной торговли-НТО) | Устранение пробелов в законодательстве, обеспечение прав и законных интересов субъектов, урегулирование правил размещения НТО. | Повышение эффективности организации торговой деятельности с использованием НТО |
6. Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ | Построение прозрачной и доверительной системы взаимоотношений; стимулирование конкуренции; определение четких границ государственного регулирования; эффективное использование бюджетных средств | Унификация видов, форм, методов контроля, определение надзорных функций, уполномоченных должностных лиц, их прав, обязанностей и ответственности |
7. О закупке отдельными видами юридических лиц инновационной продукции | Обязать заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность проводить закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в определенном объеме | Положительные отношения в формировании инновационного климата в РФ |
8. О порядке проведения ОАО «Федеральная корпорация по развитию МСП» мониторинга планов закупки товаров, работ, услуг, инновационной и высокотехнологичной продукции | Повышение эффективности мониторинга планов закупки товаров, работ, услуг, инновационной и высокотехнологичной продукции | Формирование отношений между органами исполнительной власти субъектов РФ |
9. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 | Проект разрабатывается в целях расширения доступа субъектов МСП к закупкам, а также устранения проблем, выявленных в ходе реализации Постановления РФ от 11.12 2014 г. № 1352 | Формирование доверительных отношений между субъектами, осуществляющими закупки |
10. О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами | Проектом предлагается рассчитывать квоту закупок у малого и среднего предпринимательства суммарно для всех организаций, если они образуют холдинг (не по каждой организации отдельно, а в целом по холдингу) | Упрощение расчета квоты закупок субъектов Закона № 223-ФЗ в холдинговых компаниях |
11. О внесении изменений в акты РФ в части совершенствования процедур привлечения к ответственности субъектов МСП за впервые совершенные правонарушения | Проект предусматривает совершенствование процедур привлечения к ответственности субъектов МСП за впервые совершенные правонарушения и исключения проведения необоснованных проверок на основании анонимных обращений. | Расширение института предупреждения правонарушений. Использование надзорными органами превентивных мер, что даст возможность устранить нарушения без выплаты штрафа |
12. О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 | Увеличение спроса на товары, работы, услуги субъектов малого и среднего предпринимательства | Проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта и антикоррупционная экспертиза |
13. О внесении изменений в постановление Правительства РФ «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП» | Расширение перечня исключений для расчета квоты закупок у малого и среднего предпринимательства | На данном этапе проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта и антикоррупционная экспертиза |
Источник: таблица составлена авторами на основании [5]
Это, в частности, относится: к проведению государственного и муниципального контроля (надзора) за МСП; организации проверок и закупок; унификации видов, форм и методов контроля; снижению административной нагрузки на предпринимателей; регулировании планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у малого и среднего бизнеса. В качестве целей регулирования можно отметить: решение вопросов трудового законодательства; выделение доли в общем объеме закупок для МСП; установление критериев госзакупок; открытость информации в торгах на заключение договоров; совершенствование правового регулирования; расширение института предупреждения правонарушений; упрощение расчета квоты закупок у субъектов МСП и др.
Недостатком анализируемых проектов, на наш взгляд, является слабая характеристика общественных отношений, призванная снизить противоречия между государством и бизнесом, что является следствием неэффективных институтов, неспособных построить развитую инфраструктуру. Стоит отметить, что в нормативных актах отсутствуют такие форму регулирования как прогнозы и моделирование ситуаций предпринимательской активности на уровне государственных и муниципальных органов. Это свидетельствует о том, что исследованию динамики и проблем развития малого предпринимательства не уделяется должного внимания на этапе формирования института ОРВ. На наш взгляд, невнимание к проблемам прогнозирования и моделирования ситуаций развития МСП на уровне государства может негативно отразится на макропоказателях, характеризующих динамику развития региональной экономики.
Опыт регионального института оценки регулирующего воздействия в Приморском крае
В Приморском крае институт ОРВ внедрен с 2013г, а с 2014г. проводится экспертиза нормативно-правовых документов органами исполнительной власти. Решением Общественного экспертного совета утверждено Положение «Об Общественном экспертном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в Приморском крае». Определён уполномоченный орган в области оценки регулирующего воздействия — Департамент экономики и стратегического развития Приморского края, в структуре которого создан отдел оценки регулирующего воздействия. На наш взгляд, формирование регионального института ОРВ особенно актуально в свете реализации такого крупномасштабного инвестиционного проекта в Приморском крае, как свободный порт Владивосток.
Для поддержания МСП принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае», в котором отражены основные положения и регулируются отношения между исполнительной и законодательной властью; определены формы, условия и порядок информационной, имущественной, финансовой, консультативной поддержки субъектов предпринимательства, а также прописаны другие виды поддержки по отраслям и областям деятельности субъектов. Данный закон помогает в регулировании и налаживании отношений между представителями малого и среднего бизнеса и органами государственной власти Приморского края [2].
Кроме того, с целью поддержки малого предпринимательства в Приморском крае создан Центр развития предпринимательства, который является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Управлением экономики и развития предпринимательства администрации г. Владивостока. Деятельность Центра направлена на реализацию проектов и мероприятий по поддержке и развитию МСП. Это способствует созданию благоприятного предпринимательского климата и повышению его влияния на социально-экономическое развитие Приморского края. С 2014 г. вступила в силу новая муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Владивостоке на 2014-2018гг», в которой сохраняются основные виды субсидий, поскольку они направлены на развитие малого и среднего наукоемкого и инновационного промышленного предпринимательства. Также предусмотрены новые виды поддержки по возмещению части затрат, связанных с проведением обязательной аттестации рабочих мест, открытием новых видов деятельности, развитием социального предпринимательства, созданием Интернет-сайтов. Такой подход позволит использовать в научном анализе новые характеристики, оценивающие уровень предпринимательства «…в целях совершенствования государственного и рыночного регулирования» [4, с.67]
Влияние института оценки регулирующего воздействия на развитие молодежного предпринимательства
Необходимо отметить, что успешность работы института ОРВ во многом будет влиять на численность и активность начинающих (ранних) предпринимателей, которая в России составляет в среднем 5% [1, с.30]. К ранним предпринимателям в соответствие с национальным отчетом по мониторингу предпринимательства (далее – GEM (GEM (англ.) — “Global Entrepreneurship Monitor”)) относят молодых предпринимателей в возрасте до 35 лет, однако в российском законодательстве о молодёжном предпринимательстве возрастной ценз составляет 30 лет. Проанализируем возрастную динамику молодёжного предпринимательства в Росси в группах от 18 до 24 лет и от 25 до 34 лет (рис.1).
Динамика развития молодежного предпринимательства свидетельствует о том, что к 2013г. возросла активность молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет (с 14,5% до 22%) и, соответственно, снизилась активность предпринимателей от 25 до 34 лет (с 33,7% до 26,2%). На динамику активности молодых предпринимателей положительно повлияли Федеральные и региональные программы развития МСП, которые позволяют начать бизнес, используя государственные субсидии.
Рисунок 1 — Динамика развития молодежного предпринимательства в России до 35 лет, %
Источник: Диаграмма построена на основе данных портала [1]
Так, например, с 1 января 2014 года в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны закупать у представителей малого бизнеса не менее 15% совокупного годового объема необходимых товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Введение данной нормы Закона позволит молодежному предпринимательству расширить возможности доступа к процедуре государственных закупок, а Правительству проводить политику закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего бизнеса.
Следовательно, основными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в России, являются: 1. Неэффективность государственных институтов регулирования и контроля; 2. Слабая государственная поддержка МСП; 3. Неразвитость общественных институтов по поддержке предпринимательства; 4. Невнимание исследователей к проблемам развития предпринимательства и его мотивации.
К наиболее важным факторам мотивации ранних предпринимателей можно отнести: увеличение дохода; независимость; смешанная мотивация, поддержание дохода (табл.2).
Таблица 2 — Динамика изменения мотивации молодых предпринимателей в России за 2010-2013гг., в процентах
Мотив | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Изменение 2013/2010 |
1. Увеличение дохода | 23,5 | 24 | 18,7 | 24,8 | 1,3 |
2. Независимость | 21,2 | 20 | 13,3 | 18,6 | -2.6 |
3. Смешанная мотивация | 28,9 | 29 | 28 | 16,8 | -12,1 |
4. Поддержание дохода | 26,4 | 27 | 40 | 39,8 | 13,4 |
Источник: Таблица составлена на основе данных портала [1]
На сновании данных таблицы 2 можно проанализировать динамику изменения мотивации молодых предпринимателей и дать основные направления процессов, характеризующих изменения в их поведении. К наиболее важным мотивам открытия бизнеса можно отнести увеличение и поддержание дохода (1 и 4 мотивы). Удельный вес данной мотивации в 2013г. составляет, соответственно, 24,8% и 39,8%.
Однако за отчетный период снизился такой мотивационный фактор как независимость на 2,6 п.п. Нельзя не отметить снижение мотива «смешанная мотивация» на 12,1 п.п. Это свидетельствует о том, что молодые предприниматели в настоящее время (доля мотива составила в 2013г. всего лишь 16,8%), в состоянии определить истинные мотивы, побуждающие их к открытию и ведению своего бизнеса.
В целом следует отметить, что молодежное предпринимательство в России пока развивается достаточно медленно. Доля малого бизнеса составляет в российской экономике от 16 до 22%, а в развитых странах этот показатель доходит до 60%. Невысокий уровень молодежного предпринимательства связан, прежде всего, с высокими барьерами по выходу на высокорентабельные сегменты рынка, которые определяются как административными барьерами, так и высокой стоимостью долгосрочных финансово-кредитных ресурсов [6]. Кроме того, большую роль играет высокоразвитый рынок наемного труда, который привлекает выпускников учебных заведений гораздо более быстрой материальной отдачей от трудовой деятельности.
Заключение
В статье авторов был рассмотрен один из важнейших институтов государственного контроля и оценки предпринимательства в России – институт оценки регулирующего воздействия. Это тем более актуально, что институт оценки регулирующего воздействия должен способствовать разработке методики оценки предпринимательской активности и определению направлений развития малого и среднего бизнеса. Анализ нормативных документов также свидетельствует, что возникновение данной проблематики связано с вопросами качественной оценки эффективности предпринимательской деятельности. При этом важнейшими характеристиками современного этапа изучения предпринимательской деятельности являются развитие исследований, связанных с разработкой качественных критериев оценки предпринимательской активности.
Таким образом, дальнейшее развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности будет способствовать созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения предпринимательской активности населения. Формирование и развитие института ОРВ будет также способствовать повышению предпринимательской активности в России за счет снижения административных барьеров по открытию малого и среднего бизнеса и предоставлению МСП финансовой помощи и субсидий. Но гораздо более важным в государственной поддержке, является формирование институциональной среды, способствующей согласованию государственных и предпринимательских интересов, что должно найти отражение в эмпирических исследованиях предпринимательства.
Список литературы:
- Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013 [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://gsom.spbu.ru/images/cms/data/faculty/gem_2013 (дата обращение 15 декабря 2016).
- Закон Приморского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае (с изменениями на 22.12.2015)». [Электронный ресурс]. — режим доступа: http: http://docs.cntd.ru/document/494220137 (дата обращения 18 ноября 2016).
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Перевод на русский язык: А. Н. Нестеренко. — М.: 1997. [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6310 (дата обращения 05 декабря 2016).
- Смирнов В.П. Теоретическая основа современных исследований предпринимательства // Современная конкуренция / Том 9. № 1 (49) 2015. С. 58-74.
- Официальный сайт Федерального портала проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://regulation.gov.ru/ (дата обращения 24 декабря 2016).
- Хлыстова, О.В. Механизм оценки предпринимательской активности // Сибирская финансовая школа, 2014, № 5 (106). С.69-73.
REFERENCES:
- Global Entrepreneurship Monitor. Russia 2013 [Global’nyj monitoring predprinimatel’stva. Rossija 2013]. — Access mode: http://gsom.spbu.ru/images/cms/data/faculty/gem_2013 (date of circulation December 15, 2016).
- Law of the Primorsky Territory «On the development of small and medium business in Primorsky Krai (as amended on 12.22.2015).» [O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Primorskom krae (s izmenenijami na 22.12.2015)]. — Access mode: http: http://docs.cntd.ru/document/494220137 (reference date of November 18, 2016).
- Nort D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance [Instituty, institucional’nye izmenenija i funkcionirovanie jekonomiki]. Translations into Russian: A. N. Nesterenko. — M .: 1997. [electronic resource]. — Access mode: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6310 (reference date of December 5, 2016).
- Smirnov V.P. The theoretical basis of modern research enterprise competition [Teoreticheskaja osnova sovremennyh issledovanij predprinimatel’stva]// Modern Competition / Volume 9. 1 number (49) 2015 S. 58-74.
- The official website of the Federal Portal draft regulations [electronic resource]. — Access mode: http://regulation.gov.ru/ (reference date of December 24, 2016).
- Hlystova, O.V. The mechanism of assessment of entrepreneurial activity [Mehanizm ocenki predprinimatel’skoj aktivnosti]// Siberian financial school, 2014, number 5 (106). S.69-73.
Еще в рубриках
Приморский край
Государственное и муниципальное управление