Главная страница » Публикации » №4 (48) » Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в России в 2013-2015 гг.

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в России в 2013-2015 гг.

State support of agricultural production in Russia in 2013-2015

Авторы

Котилко Валерий Валентинович
главный научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
Россия, Совет по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития РФ и РАН
kotilko@yandex.ru
Вишнякова Вера Сергеевна
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, Совет по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития РФ и РАН
vishnykova@sops.ru

Аннотация

В статье представлен анализ мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в частности растениеводства, животноводства, а также рыбохозяйственного комплекса России в разрезе федеральных округов и отдельных регионов в условиях экономических санкций. Подчеркнута важность эффективности реализации процессов импортозамещения и определения экспортного потенциала.

Ключевые слова

федеральные округа, регионы России, сельскохозяйственное производство, агропромышленный комплекс, рыбохозяйственный комплекс, государственная поддержка сельскохозяйственного производства, государственные программа.

Рекомендуемая ссылка

Котилко Валерий Валентинович , Вишнякова Вера Сергеевна

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в России в 2013-2015 гг.// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4811. Дата публикации: 16.11.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4811/

Authors

Kotilko Valerij Valentinovich
Chief Scientist, Doctor of Economics, professor, Academy of Natural Sciences
Russia, Council for Study of Productive Forces, Ministry of Economic Development and the Russian Academy of Sciences
kotilko@yandex.ru
Vishnjakova Vera Sergeevna
PHD, Leading Researcher
Russia, Council for Study of Productive Forces, Ministry of Economic Development and the Russian Academy of Sciences
vishnykova@sops.ru

Abstract

The article presents an analysis of the measures of state support of agricultural production, particularly crop production, animal husbandry and fishery complex of Russia by federal districts and individual regions in terms of economic sanctions. The importance of effective implementation of the import substitution process and the definition of export potential.

Keywords

Federal District, Russian regions, agricultural production, agro-industry, fishing industry, state support for agricultural production, government program.

Suggested Citation

Kotilko Valerij Valentinovich , Vishnjakova Vera Sergeevna

State support of agricultural production in Russia in 2013-2015// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4811. Date issued: 16.11.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4811/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В целях ускоренного снижения зависимости внутреннего рынка от поставок импортной продукции в условиях введения продуктовых санкций в соответствии с планом мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014 — 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1948-р), недопущения ухудшения положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях экономических санкций, а также в целях стимулирования сельскохозяйственного производства постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421 утверждены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее — Государственная программа), включающие новые меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, предусматривающие мероприятия, стимулирующие привлечение инвестиций, направленные на развитие производства отечественной сельскохозяйственной продукции, в том числе предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов:

  • плодохранилищ;
  • картофелехранилищ и овощехранилищ;
  • тепличных комплексов;
  • животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм);
  • селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционносеменоводческих центров в растениеводстве;
  • оптово-распределительных центров (создание).

 

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства

Государственной программой на реализацию данного вида поддержки предусмотрен объем средств в размере 112 368,4 млн. рублей, в том числе на 2015 год — 11428,3 млн. рублей.

В целях реализации указанных мероприятий постановлением Правительства Российской от 24 июня 2015 г. № 624 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее — Правила).

Правилами предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются инвестиционные проекты, направленные на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса.

Субсидии предоставляются по итогам конкурсного отбора инвестиционных проектов, проводимого Минсельхозом России в соответствии с Порядком отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, утвержденным приказом Минсельхоза России от 24 июля 2015 г. № 318 (далее — Порядок).

Получателям средств компенсируется 20 процентов затрат на создание (модернизацию) вышеперечисленных объектов, кроме объектов селекционно-генетических центров по разведению и трансплантации эмбрионов крупного рогатого скота молочного направления, по которым предусмотрено возмещение 30 процентов затрат, но не более предельного значения нормативных затрат, определяемого Минсельхозом России в соответствии с приказом Минсельхоза России от 23 июля 2015 г. № 317 «Об утверждении предельных значений стоимости единицы мощности объектов агропромышленного комплекса и предельных значений суммарной мощности объектов агропромышленного комплекса в целом по Российской Федерации, принятых и планируемых к приемке за счет создания и модернизации объектов агропромышленного комплекса».

Правилами учитывается приоритетное и опережающее развитие агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В соответствии с разделом II протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № ДМ-П16-24пр «О выполнении задач по ускоренному развитию Дальнего Востока в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах» для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа компенсация затрат составляет соответственно — 25 процентов и 35 процентов сметной стоимости объекта. Возмещение части прямых понесенных затрат осуществляется после представления акта приемки объекта.

 

Государственной поддержки растениеводства

В 2015 г. из 5800 инвестиционных проектов, отобранных Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса (на общую сумму кредитных средств 277,1 млрд руб.), приходилось 4604 инвестиционных проекта, на общую сумму кредитных средств в размере 91,3 млрд руб., или 33% от общей суммы (таблица 1).

 

Таблица 1 — Инвестиционные кредиты, направленные на развитие растениеводства по федеральным округам в 2015 г.

Федеральный округ Число кредитных договоров Сумма кредитных договоров, млн руб.
Российская Федерация 4604 91 316,78
Центральный 1128 39 691,99
Северо-Западный 53 696,41
Южный 905 16 534,19
Северо-Кавказский 114 8921,35
Приволжский 1221 14 531,28
Уральский 225 4035,94
Сибирский 862 5251,52
Дальневосточный 96 1654,11

 

Если в 2014 г. около 32% вновь отобранных инвестиционных проектов в растениеводстве было сосредоточено в регионах Центрального федерального округа, то в 2015 г. его доля повысилась до 43%. Доля Приволжского федерального округа, наоборот, сократилась на 4 п.п.

Распределение инвестиционных проектов в растениеводстве по направлениям представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 — Инвестиционные кредиты в растениеводстве в 2015 г.

Подотрасли растениеводства Количество кредитных договоров Сумма кредитных договоров, млн руб. Доля кредитования, %
Всего 4604 91 316,78 100
Овощеводство 36 24 405,26 26,7
Овощехранилища 30 2 448,61 2,7
Переработка высокопротеиновых сельскохозяйственных культур 28 11 942,59 13,1
Переработка плодоовощной и ягодной продукции 7 579,74 0,6
Подработка, хранение, перевалка зерновых и масличных культур 51 2 902,60 3,2
Предприятия масложировой и мукомольной промышленности 29 2 776,23 3
Садоводство 36 599,96 0,7
Сахарная промышленность 50 10 117,65 11,1
Техническая и технологическая модернизация 4 327 35 358,23 38,7
Переработка льна и льноволокна 1 19,00 0,0
Мелиорация 5 95,33 0,1
Семеноводство 1 49,80 0,1
Логистические центры в растениеводстве 3 21,79 0,0

 

Так, наибольшая доля одобренных инвестиционных кредитных договоров приходилась на техническую и технологическую модернизацию 4327 договоров на сумму 35,4 млрд руб. (38,7% общего объема кредитования в растениеводстве).

По направлению «Овощеводство» было одобрено 36 договоров с общей суммой кредитования 24,4 млрд руб. (26,7%). Лидерами по данному направлению являются Ростовская область (проект ООО «Донская усадьба») и Ставропольский край (проект ООО «Овощи Ставрополья» (таблица 3).

 

Таблица 3 — Инвестиционные кредиты в овощеводстве в 2015 г.

Регион Количество кредитных договоров Сумма кредитных договоров, тыс. руб.
Ростовская область 3 5 374 000
Ставропольский край 3 5 135 000
Белгородская область 3 2 806 751
Липецкая область 1 2 375 214
Челябинская область 1 1 646 000
Московская область 1 1 558 000
Курская область 1 1 270 000
Тюменская область 1 1 019 000

 

По направлению «Овощехранилища» было одобрено 30 договоров с общей суммой кредитования – 2,4 млрд руб. Лидерами по данному направлению являются Кабардино-Балкарская Республика (1,3 млрд руб.) с крупными проектами ООО «Хладокомбинат» и ООО «Фрукт-Трейд» и Вологодская область (400 млн руб. – ООО «Вологодская ягода») (таблица 4).

 

Таблица 4 — Инвестиционные кредиты на строительство овощехранилищ в 2015 г.

Регион Количество кредитных договоров Сумма кредитных договоров, тыс. руб.
Кабардино-Балкарская Республика 6 1 315 313
Вологодская область 1 400 000
Рязанская область 3 195 900
Белгородская область 1 165 544
Брянская область 2 88 111
Омская область 2 81 574
Чувашская Республика 4 62 335
Ставропольский край 1 35 000
Калининградская область 1 25 000
Республика Мордовия 1 23 520
Саратовская область 3 15 700
Владимирская область 1 13 000
Республика Татарстан 1 8 000
Костромская область 1 7 094
Пензенская область 1 6 523
Республика Марий Эл 1 6 000
Итого 30 2 448 614

 

В 2015 году наиболее активную политику в области инвестиционного кредитования растениеводства занимал АО «Россельхозбанк», его доля составила 54%, ПАО Сбербанк – 43%, АО «Газпромбанк» – 1%, Банка ВТБ (ПАО) – 2%.

Сложившаяся ситуация на финансовых рынках в конце 2014 г. и последствия негативных изменений в российском банковском секторе привели к значительному ухудшению условий банковского кредитования в 2015 г. В целях стабилизации ситуации на рынке аграрного кредитования Минсельхозом России были изменены правила субсидирования. Был уточнен порядок расчета размера возмещения по краткосрочным и инвестиционным кредитам в 2015 г. с учетом изменения ключевой ставки Банка России. Благодаря изменению правил субсидирования кредитования в АПК конечную стоимость кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей удалось значительно снизить. Так, краткосрочные кредитные ресурсы на условиях субсидирования обходились заемщикам от 4% до 7% годовых, инвестиционные кредитные ресурсы – от 5% до 8% годовых.

Благодаря этому в 2015 г. совокупный объем, выданных кредитных ресурсов в АПК, по сравнению с 2014 г. увеличился на 9% и составил 1 трлн 129,74 млрд руб., по краткосрочным кредитам рост составил 18%, а по инвестиционным произошло снижение на 2%. Это было обусловлено увеличением потребности товаропроизводителей именно в краткосрочных кредитах в целях обеспечения своей текущей деятельности из-за значительного  роста цен на сырье и материалы. Если в 2014 г. соотношение между краткосрочными и инвестиционными ресурсами составляло 70% к 30%, то в 2015 г. объемы краткосрочного повысились до 74%.

Снижение инвестиционной активности в отрасли было связано, главным образом, с отсутствием определенности в макроэкономической ситуации в стране и увеличением стоимости заемных ресурсов.

В связи с увеличением размеров возмещения существенно возросла потребность в бюджетных ассигнованиях на субсидирование краткосрочных кредитов, что потребовало выделения дополнительных средств федерального бюджета.

На субсидирование части процентной ставки по кредитам за счет консолидированного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям было перечислено 109,3 млрд руб. На субсидирование производителей в подотрасли растениеводства было перечислено – 39% всех субсидий по кредитам, в подотрасли животноводство, включая молочное и мясное скотоводство, – 51%. Подавляющая часть субсидий по кредитам в животноводстве приходилась на поддержку птицеводства и свиноводства. На такие важные направления, как мясное и молочное скотоводство, в 2015 г. было направлено всего около 9% господдержки кредитования. С учетом того, что подпрограмма «Развитие молочного скотоводства» была выделена в отдельную подпрограмму в 2015 г., и до этого субсидии выделялись в рамках подотрасли животноводства в целом, доля двух направлений (мясного и молочного скотоводства) экспертно в 2015 г. составляла около 13-14% от всех перечисленных субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам, что является явно недостаточным для развития этих подотраслей и обеспечения импортозамещения по данным направлениям.

Одна треть бюджетных субсидий была перечислена на субсидирование краткосрочных кредитов, 2/3 – инвестиционных.

В 2015 г. по краткосрочным кредитам доля софинансирования за счет региональных бюджетов была ниже (уровень софинансирования – 12-13%), чем по инвестиционным кредитам (около 15%). Основную нагрузку по субсидированию процентной ставки продолжает нести федеральный бюджет.

Большая часть субсидий по кредитам (от 60% до 70% по разным направлениям кредитования) была получена производителями Центрального и Приволжского федеральных округов.

На 1 января 2016 г. в АПК субсидируются:

  • 37146 краткосрочных кредитов на общую сумму кредитных средств 1263,2 млрд руб. с остатком ссудной задолженности в размере 420,4 млрд руб.
  • 32326 инвестиционных проекта на общую сумму кредитных средств 1523 млрд руб. с остатком ссудной задолженности в размере 800,2 млрд руб.

В 2015 г. наиболее активную политику в области кредитования занимало АО «Россельхозбанк», его доля достигла 56%, доля ПАО «Сбербанк» была 27%, АО «Газпромбанк» – 12%, ГК «Внешэкономбанк» – 4%, Банк ВТБ (ПАО) – 1%.

В 2015 г. Комиссией по кредитованию АПК Минсельхоза России было одобрено 5800 инвестиционных проектов на общую сумму кредитных средств 277,1 млрд руб., в том числе на подотрасль животноводства приходилось 481 инвестиционный проект на общую сумму кредитных средств в размере 129,8 млрд руб., на подотрасль растениеводства приходилось 4604 инвестиционных проекта, на общую сумму кредитных средств в размере 91,3 млрд руб.

 

Государственная поддержка животноводства

В целях осуществления государственной поддержки кредитования животноводства, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (при условии софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. На субсидирование части процентной ставки по кредитам за счет консолидированного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям в подотрасли животноводство, включая молочное и мясное скотоводство из 109,3 млрд руб. было перечислено всего 51%. Подавляющая часть субсидий по кредитам в животноводстве приходилась на поддержку птицеводства и свиноводства. На такие важные направления, как мясное и молочное скотоводство, в 2015 г. было направлено всего около 9% господдержки кредитования. С учетом того, что подпрограмма «Развитие молочного скотоводства» была выделена в отдельную подпрограмму в 2015 г., и до этого субсидии выделялись в рамках подотрасли животноводства в целом, доля двух направлений (мясного и молочного скотоводства) экспертно в 2015 г. составляла около 13-14% от всех перечисленных субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам, что также является явно недостаточным для развития этих подотраслей и обеспечения импортозамещения по данным направлениям.

Возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам и займам является ключевым направлением государственной поддержки в обеспечении доступности оборотных заемных средств, необходимых для развития подотрасли животноводства. Соотношение краткосрочных и инвестиционных кредитных ресурсов на развитие животноводства, выданных в 2015 г., составляло 66:34 (в целом по АПК – 77:23).

Наиболее активную политику в области краткосрочного кредитования животноводства занимало ПАО Сбербанк, его доля составила почти 45%, доля АО «Россельхозбанк» – 39, АО «Газпромбанк» – 13, Банка ВТБ (ПАО) – 3%.

В целях осуществления государственной поддержки инвестиционного кредитования животноводства, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, субсидии предоставлялись из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (при условии софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

В целях обеспечения доступности кредитных ресурсов для организаций и предприятий агропромышленного комплекса в Правила № 1460 внесены изменения в части корректировки механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам (займам), в том числе определен новый порядок распределения и предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за 2015 г. по инвестиционным кредитам (займам). Так, в 2015 г. предусмотрено увеличение доли субсидирования инвестиционных кредитов (займов) до 100 процентов ставки рефинансирования Банка России. Кроме того, была предусмотрена пролонгация инвестиционных кредитов на срок до 1 года, по которым соглашение о продлении срока пользования кредитами (займами) заключено с 1 января по 31 декабря 2015 г. включительно.

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в области животноводства в 2015 году предусмотрено 23,1 млрд. руб.

В соответствии с Планом выделены дополнительные бюджетные ассигнования на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в области животноводства в объеме 6,1 млрд руб.

Таким образом, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в области животноводства в 2015 году предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 29,2 млрд руб.

В течение года с учетом требований к необходимому пакету документов для предоставления субсидий была скорректирована потребность субъектов Российской Федерации в средствах федерального бюджета.

С учетом потребностей регионов Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 25 декабря 2015 г. № 2679-р, в соответствии с которым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, направлено 28,9 млрд руб. Фактически сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального бюджета было доведено 27,9 млрд руб., что связано с непредставлением в установленном порядке сельскохозяйственными товаропроизводителями необходимых для получения субсидий документов (таблица 5). Неиспользованные средства федерального бюджета в объеме 1,3 млрд руб. были возвращены в доход федерального бюджета.

Из средств региональных бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям фактически доведено 5,4 млрд руб.

В целом уровень софинансирования затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие животноводства за счет средств региональных бюджетов составил 15% (со значительной региональной дифференциацией: от 24,6% регионального софинансирования в Дальневосточном федеральном округе до 11% в Центральном федеральном округе). По сравнению с предыдущим годом уровень софинансирования повысился на 1,2 п.п.

 

Таблица 5 — Выделение субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие животноводства, млрд руб. 

Годы Предусмотрено

соглашениями

Фактически

перечислено

Исполнение, %
всего федераль-ный бюджет* региональный бюджет всего федераль-ный бюджет региональный бюджет федераль-ный бюджет региональный бюджет
2013 35,9 28,7 7,2 40,5 34,8 5,7 121 80
2014 58,1 50,1 8,0 53,6 46,2 7,4 92 92
2015 34,8 28,9 5,9 36,3 27,9 5,4 96,5 92
2015 к 2014, % 60 58 74 68 60 73

* В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации  от 25 декабря 2015 г. № 2679-р.

 

Около 70% субсидий по инвесткредитам, выданным на развитие подотрасли животноводства, было получено организациями и предприятиями Центрального (46%) и Приволжского (24%) федеральных округов.

В 2015 г. объем выданных инвестиционных кредитов в животноводстве составил 88,9 млрд руб., или на 21% меньше, чем в 2014 г. Остаток ссудной задолженности по инвестиционным кредитам за год уменьшился на 1% и составил 662,3 млрд руб. (таблица 6).

 

Таблица 6 — Объемы инвестиционного кредитования в подотрасли животноводства, млрд руб.

Показатели 2013 2014 2015 2015 к 2014, %
Объем выданных кредитных ресурсов 147,5 111,9 88,9 79
Остаток ссудной задолженности по АПК 646,9 667,1 662,3 99

 

В отчетном году сокращение объемов инвестиционного кредитования было обусловлено сложившимися финансово-экономическими рисками, увеличением стоимости кредитных ресурсов и сложностью в их получении.

По состоянию на 01.01.2016 в подотрасли животноводства общая сумма инвестиционных договоров составляла 840,5 млрд руб. Остаток ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционным кредитам по данному направлению равнялся 409,7 млрд руб. (таблица 7).

 

Таблица 7 — Объемы инвестиционного кредитования, принятого к субсидированию развития животноводства, в 2015 году

Показатели Млрд руб.
Сумма по инвестиционным договорам 840,5
Остаток ссудной задолженности

(по субсидируемым кредитам, займам)

409,70

 

Более 70% остатков ссудной задолженности по животноводству приходится на регионы Центрального федерального округа (43,8%) и Приволжского федерального округа (26,3%).

В структуре субсидируемой ссудной задолженности наибольший удельный вес занимали кредиты, направленные на производство продукции животноводства.

В 2015 г. из 5800 инвестиционных проектов, отобранных Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса, на отрасль животноводства приходится 481 инвестиционный проект на сумму 129,8 млрд руб., или 46,8% от общей суммы кредитных средств (таблица 8).

 

Таблица 8 — Инвестиционные кредиты, направленные на развитие животноводства, по федеральным округам в 2015 г.

Федеральный округ Число кредитных

договоров

Сумма кредитных

договоров, млн руб.

Российская Федерация 481 129 770,33
Центральный 126 40 149,75
Северо-Западный 23 1482,62
Южный 40 25 154,64
Северо-Кавказский 24 4355,44
Приволжский 170 29 922,56
Уральский 28 19 602,38
Сибирский 59 7588,10
Дальневосточный 11 1514,84

 

Если в 2014 г. около 50% вновь отобранных инвестиционных проектов в подотрасли животноводства было сосредоточено в регионах Центрального федерального округа, то в 2015 г. его доля снизилась до 31%, с одновременным увеличением доли кредитования по данному направлению в Южном и Уральском федеральных округах.

Около 88% одобренных кредитов приходилось на птицеводство и свиноводство. В 2015 г. начато кредитование направления «Логистические центры в животноводстве». Одобрено 2 договора на общую сумму кредитных договоров – 426,8 млн руб. (таблица 9).

 

Таблица 9 — Инвестиционные кредиты, направленные на развитие отдельных подотраслей животноводства и их технико-технологическую модернизацию в 2015г.

Отраслевое направление Количество кредитных договоров Сумма кредитных договоров, млн руб. Доля направления кредитования, %
Всего 481 129 770,33 100
Животноводство прочее 54 8 180,83 6,3
Кормопроизводство 15 4258,34 3,3
Приобретение племенной продукции 40 1864,33 1,4
Птицеводство 84 58 217,43 44,9
Свиноводство 61 55 312,65 42,6
Техническая и технологическая модернизация 225 1509,94 1,2
Логистические центры в животноводстве 2 426,81 0,3

 

В 2015 году наиболее активную политику в области инвестиционного кредитования животноводства занимал АО «Россельхозбанк», его доля составила почти 59%, ПАО Сбербанк – 30%, АО «Газпромбанк» – 5%, ГК Внешэкономбанк – 4% и Банка ВТБ (ПАО) – 1%.

Итоги развития подотрасли свиноводства в 2015 г. показали, что благодаря реализации инвестпроектов и вводу новых мощностей прирост производства свиней в живом весе в сельскохозяйственных организациях составил 236,5 тыс. т. По расчетам Национального союза свиноводов, выходящие на полную мощность уже построенные и находящиеся в процессе реализации проекты дадут в 2016-2017 гг. прирост производства свиней в живом весе в объеме 500 тыс. т. Также ожидается, что вновь одобренные Комиссией АПК в декабре 2015 г. инвестпроекты в области свиноводства обеспечат в 2018 г. прирост в размере еще 250 тыс. т.

Таким образом, в 2016-2018 гг. за счет создания новых мощностей дополнительный прирост производства свиней в живом весе в сельскохозяйственных организациях может составить около 750 тыс. т, а с учетом 2015 г. за четыре года удастся достичь дополнительных приростов в размере 1 млн т свиней в живом весе. Потребность в инвестициях для производства этого объема свинины, включая создание племенной базы, комбикормовых производств, убойных и разделочных мощностей составит 245 млрд руб. (без учета макроэкономических рисков), что потребует выделения дополнительных субсидий из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок на сумму 65 млрд руб. Свиноводство находится в самой середине инвестиционной фазы развития, и в ближайшие 3-4 года будут осуществляться максимальные выплаты по основному телу инвесткредитов. Постепенно потребность в субсидировании инвесткредитов, выданных ранее будет снижаться. Однако нужно отметить, что без адекватной господдержки срок окупаемости инвестпроектов в существующих макроэкономических условиях может увеличиться с 7-8 лет до 12-14 лет.

В 2015 г. были введены в строй крупные инвестиционные проекты в Смоленской области (ЗАО «Тропарево»), в Тамбовской области (ОАО «Русагро»), в Белгородской области (ООО «Промагро») общей мощностью 4,7 млн голов в год.

Птицеводческий союз отмечает, что в птицеводстве основная масса производителей завершила инвестиционную фазу, реализация крупных инвестпроектов осуществляется только на нескольких предприятиях. В то же время есть потребность в привлечении инвестиционных ресурсов для обновления производственных мощностей и расширения инфраструктуры.

Что касается краткосрочного кредитования, то в силу существенного роста себестоимости продукции (из-за значительного увеличения стоимости кормов и других составляющих) потребность в них увеличилась. Однако привлечение кредитов для пополнения оборотных средств под текущий банковский процент (без субсидирования части процентной ставки за счет бюджетных средств) экономически недоступно и ставит под угрозу финансовую устойчивость предприятий подотрасли.

 

Меры государственной поддержки в целях увеличения предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Правительство Российской Федерации Постановлением от 7 августа 2014 г. №778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.08.2014 № 830, от 25.06.2015 № 625, от 13.08.2015 № 842,от 16.09.2015 № 981) во исполнение указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановило ввести до 5 августа 2016 г. (включительно) запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн.

Правительство Российской Федерации поручило Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием объединений товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью недопущения роста цен.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации распоряжением от 28 марта 2015года №24р, в целях реализации пункта 41 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р утвердило Перечень инвестиционных проектов, реализация которых способствует импортозамещению по приоритетным мероприятиям в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717. (таблица 10)

 

Таблица 10 — Инвестиционные проекты, реализация которых способствует импортозамещению

Направления Единицы измерения мощности Количество проектов Сумма кредитного договора млн.рублей Прирост мощностей (факт)
всего 2015 год 2016 год.
Овощеводство (защищенный грунт) га 49 31013,55 344,59 341,64 2,96
Овощехранилища тыс. тонн единовременного хранения 48 10716,82 857,35 856,55 0,79
Переработка плодов и ягод тыс. тонн плодоовощной и ягодной продукции 4 718,71 22,35 22,35
Молочное скотоводство и переработка молочной продукции тыс. тонн молока 166 24 260,12 291,12 232,57 58,55
Свиноводство тыс. тонн мяса в живом весе 79 124 197,37 612,5 281,06 331,44
Птицеводство тыс. тонн мяса в живом весе 65 64 862,72 455,35 315,64 139,7
Мясное скотоводство тыс. тонн мяса в живом весе 53 10 167,85 24,04 24,04
ВСЕГО 464 265 937,14

 

В целях стимулирования роста сельскохозяйственного производства, увеличения темпов импортозамещения были введены новые формы и механизмы бюджетной поддержки отрасли, а также введен механизм проектного финансирования.

В рамках Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044) в 2015 году было отобрано 12 проектов в сфере АПК на общую сумму кредитов 45,52 млрд рублей – 20% от общей суммы кредитов по отобранным проектам (данные на 23 декабря 2015 года). Отобранные проекты направлены на развитие молочного скотоводства, овощеводства (тепличные комплексы), птицеводства, свиноводства и переработки продукции растениеводства (сахарный завод и переработка сои).

АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) (по состоянию на 20 ноября) в 2015 году предоставило предприятиям АПК 439 гарантий на общую сумму 3,54 млрд рублей, в том числе ПАО «Сбербанк» выдано 409 гарантий на сумму 3,27 млрд рублей, АО «Россельхозбанк» — 30 гарантий на сумму 0,27 млрд рублей.

Предложен механизм возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.

В 2015 г. были одобрены 138 инвестиционных проектов на общую сумму субсидий 12,97 млрд руб., в том числе по направлениям:

  • плодохранилища – 13 проектов на сумму субсидий 812,44 млн руб.;
  • картофелехранилища и овощехранилища – 19 проектов на сумму субсидий 275,6 млн руб.;
  • тепличные комплексы – 25 проектов на сумму субсидий 6652,1 млн руб.;
  • животноводческие комплексы молочного направления (молочные фермы) – 70 проектов на сумму субсидий 4426,68 млн руб.;
  • селекционно-генетические и селекционно-семеноводческие центры – 10 проектов на сумму субсидий 378,6 млн руб.;
  • оптово-распределительные центры (создание) – 1 проект на сумму субсидий 426,44 млн руб.

В 2015 г. из федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса направлены средства в объеме 1348,25 млн руб., в том числе по направлениям:

  • тепличные комплексы – 5 проектов на сумму 945,95 млн. руб.;
  • животноводческие комплексы молочного направления (молочные фермы) – 7 проектов на сумму 402,3 млн руб.

 

Государственная поддержка рыбохозяйственного комплекса

В настоящее время в России мало рыбоперерабатывающих производств, выпускающих широкий ассортимент рыбной продукции, соответствующий международным стандартам качества. На большинстве береговых перерабатывающих предприятий прекратилась замена технологического оборудования, внедрение новых технологий производства, что и послужило одними из основных причин низкого уровня использования сырья, ухудшения качества рыбной продукции, слабого использования отходов основного производства. Так, например, производственные мощности по консервному производству задействованы в настоящее время на 44,8 %, кулинарному – на 42,1 %, коптильному – на 23,4 %, морозильному – на 26 %. Существенно снизилось производство непищевой продукции – более чем в 3 раза, в том числе кормовой рыбной муки – со 116 тыс. т в 2000 г. до 75,3 тыс.т в 2014 г., что привело к значительному уменьшению объемов производства кормов для животноводства и птицеводства.

Внешнеторговая деятельность рыбохозяйственного комплекса, экспорт и импорт рыбныхтоваров являются исторически традиционными для России. В последнее время внешняя торговля не уступает внутреннему рынку России и занимает весомое место по объемам товарооборота. Экспорт рыбных товаров в последние годы превалирует над импортом, хотя и незначительно. Для экспорта отечественных рыбных товаров характерна, прежде всего, сырьевая направленность. Активное развитие экспорта рыбных товаров из России не является свидетельством достижения равновесия между экспортом и импортом. Напротив, экспорт продукции, в которой ощущается потребность на внутреннем рынке, стимулирует импорт той же самой продукции из-за рубежа, но уже по более высоким ценам.

Производителям становится невыгодно поставлять товары на внутренний рынок, растут цены на продукцию (в особенности из-за многочисленных посредников), увеличивается ее экспорт.

В 2010-2015 гг. в рыбной отрасли России в целом произошли некие позитивные изменения: завершилось административное преобразование отрасли; осуществлено принятие целого ряда государственных решений, нацеленных на преобразование рыбохозяйственного комплекса страны и его функционирование; инициировано принятие порядка трех десятков нормативно-правовых актов и более полусотни поправок к закону о рыболовстве; реализовано распределение рыбопромысловых участков на два десятилетия и квот добычи водных биоресурсов для Российской Федерации на десятилетие. Впервые в истории российского рыболовства принята Федеральная программа по развитию отрасли на 2009-2013 гг. с объемом финансирования 62 млрд рублей. Правительством России была также одобрена Концепция развития рыбного хозяйства страны до 2020 г., принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». (см. табл. 11)

 

Таблица 11 — Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»

Объемы бюджетных ассигнований (млрд. рублей), годы
Наименование подпрограмм Всего 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
92,48 10,57 10,23 13,41 13,59 12,80 10,25 10,64 10,99
Подпрограмма 1 «Организация рыболовства» 0,36 0,04 0,04 0,04 0,04 0,05 0,05 0,05 0,05
Подпрограмма 2 «Развитие аквакультуры» 23,69 3,11 3,15 3,32 3,27 2,90 2,53 2,65 2,76
Подпрограмма 3 «Наука и инновации» 28,83 3,54 3,17 4,26 3,78 3,61 3,29 3,50 3,68
Подпрограмма 4 «Охрана и контроль» 8,84 1,14 1,03 1,07 1,07 1,01 1,13 1,18 1,21
Подпрограмма 5 «Модернизация и стимулирование» 0,38 0,15 0,01 0,19 0,02 0,01 0,00 0,00 0,00
Подпрограмма 6 «Обеспечение создания условий для реализации государственной программы» 21,61 2,61 2,83 2,88 2,88 2,55 2,60 2,62 2,64
Подпрограмма 7 «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» 3,89 0,00 0,00 0,63 1,53 1,73 0,00 0,00 0,00
Подпрограмма 8 «Развитие осетрового хозяйства» 4,90 0,00 0,00 1,01 0,99 0,95 0,65 0,65 0,65

 

Таким образом, принятие необходимого пакета нормативных правовых актов вместе с долгосрочным закреплением квот добычи водных биоресурсов дало позитивный толчок развитию отрасли и нивелировало негативное влияние мирового финансового кризиса на отрасль.

Основные результаты проведенных изменений:

  • отечественный вылов водных биоресурсов составил около 3,7 млн тонн, при этом произошел рекордный за последние сто лет вылов лососевых видов рыб – около 540 тыс. тонн;
  • с 2009 г. наделение рыбаков долями квот на 10 лет, закрепление рыбопромысловых участков на 20 лет;
  • с 2009 г. началась осуществляться обязательная доставка улова и продукции из водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию, также был сокращен перечень видов водных биоресурсов, вылов которых регулируется путем установления объемов допустимых уловов;
  • утверждение Концепции развития рыбохозяйственной науки в РФ до 2020 г. согласно приказу Росрыболовства от 13 апреля 2010 г. № 330;
  • принятие Концепции развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 г.;
  • начало действия Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годы», в рамках которой началась работа по модернизации портовой инфраструктуры, реконструкции заводов по воспроизводству рыбных запасов, строительству научных и рыбоохранных судов;
  • впервые за последние годы заработали экономические меры поддержки рыбохозяйственного комплекса;
  • в 6,5 раз снижены ставки платы за пользование водных биоресурсов;
  • на цели субсидирования процентных ставок по кредитам выделено более 1,1 млрд рублей бюджетных средств;
  • для малых предприятий решен вопрос по уплате единого сельскохозяйственного налога;
  • осуществление Росрыболовством рекламной компании «Рыба ждет», открытие международной рыбохозяйственной выставки Interfish, начало действия программы по открытию специализированных магазинов «Океан» (их открыто уже более 60 в 32 регионах страны), разработка проекта организации в г. Мурманске регионального оптово-розничного рыбного рынка «Нептунея»;
  • активное продолжение работы Общественного Совета при Росрыболовстве, большой вклад в развитие рыбохозяйственного комплекса вносят общественные профильные союзы и ассоциации;
  • Росрыболовство активно продолжило работу по развитию международного сотрудничества, были заключены новые международные меморандумы и соглашения в области развития рыбного хозяйства;
  • активное освещение темы рыбной отрасли СМИ, профильными агентствами и общественными союзами, аналитическими группами и экспертами.

Низкая инвестиционная привлекательность. Анализ показывает, что практически все звенья рыбохозяйственного комплекса нуждаются в государственной инвестиционной поддержке. При этом речь идет не столько о прямом государственном участии в проектах, но, прежде всего, о механизмах субсидирования процентных ставок и льготного кредитования. Привлечение кредитов сдерживается сегодня из-за высоких банковских ставок и невозможности оформления кредитов на длительный срок.

Важную роль здесь могли бы сыграть государственные финансовые институты развития, а также значительным фактором стала бы комплексная лизинговая программа обновления основных фондов отрасли, особенно малого и среднего флота.

Значительное упрощение процедуры и сокращение сроков принятия и оформления рыболовецких судов в конечном итоге послужит действенным стимулом в доставке российских уловов на российский берег.

Нормативный срок в три часа для проверки судов, в общем, сегодня исполняется, но есть еще много вопросов, которые не отработаны. В частности, постановление правительства предусматривает уведомительный характер оформления выловленной рыбы, однако по факту весь улов подвергается проверкам, и на это уходит слишком много времени.

Неэффективное таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта (включая пошлины, надзор за безопасностью и качеством и т.п.). В настоящее время в области таможенно-тарифного регулирования, являющегося мощным инструментом инвестиционной привлекательности отрасли, приняты следующие правительственные Постановления: об освобождении от таможенных пошлин импортного оборудования для модернизации рыболовецкого флота; о вывозе за рубеж сырья только через российские порты.

Необходимо в ближайшее время принять постановление правительства, которое освободит от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при ввозе на территорию страны продукции морского промысла, добытой или произведенной в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе. Это связано с тем, что введенная норма об обязательной доставке улова на таможенную территорию РФ привела к издержкам непроизводственного и финансового характера, которые несут рыбопромышленные предприятия.

Более 33 % внутреннего потребления рыбных товаров в нашей стране обеспечивается за счёт импорта, существенная часть которого является переработанными водными биоресурсами, выловленными российскими промысловыми судами, и поставленными зарубежным компаниям в виде сырья. Доля российского экспорта обработанной продукции крайне низка и не превышает 15-20 %.

В данных условиях существует острая необходимость корректировки ставок таможенных пошлин в сторону повышения экспортных пошлин на рыбное сырье и импортных пошлин на рыбную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

 

Библиографический список

  1. Доктрина продовольственной безопасности Утверждена указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120. м., Ось-89, с.16, 2010 г.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»
  3. План реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов (от 16 декабря 2014 г. № 510)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2015 г. № 319 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»
  5. Данные об уровне среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца). – Российский статистический ежегодник. Официальное издание – М.: 2014. – с.101
  6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: URL:http://www.mcx.ru (Дата обращения 28.03.2016)
  7. Доклад об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации. URL:http://minfin.ru/ru/document/?id_4=113905&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#
  8. Ворожбит О.Ю. Конкурентоспособность рыбной продукции: теория, методология, практика: Монография / Владивосток: Дальнаука, 2007. 180 с. – 10,2 п.л.
  9. Котилко В.В. Проблемы импортозамещения на рынках основных видов продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов: снижения импортозависимости: методы оценки: Издательские решения, 2016. — 190 с.
  10. Котилко В.В. Пространственная безопасность и риски регионов России : анализ и прогноз: Издательские решения, 2016. — 170 с.
  11. Минсельхоз. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
  12. Снитко Д., Рубанов И., Фомин А. Импортозамещение в агропромышленном комплексе России URL: http://qje.su/agrarnaya-ekonomika/perspektivy-importozameshheniya-v-agropromyshlennom-komplekse-rossii/
  13. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

 

References

  1. Food Security Doctrine (approved by Presidential Decree of 30 January 2010) [Doktrina prodovol’stvennoj bezopasnosti Utverzhdena ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30 janvarja 2010 g]. №120. m., is about 89, p.16, 2010 g.
  2. Decision of the Government of the Russian Federation from April 15, 2014 № 314 g Rev. On approval of the state program of the Russian Federation «Development of the Fisheries Industry» [Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelja 2014 g. № 314 Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii Razvitie rybohozjajstvennogo kompleksa].
  3. Plan for implementation of the state program of the Russian Federation «Development of the Fisheries Industry for 2014 and the planning period of 2015 and 2016 (from December 16, 2014 № 510) [Plan realizacii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii Razvitie rybohozjajstvennogo kompleksa na 2014 g. i na planovyj period 2015 i 2016 godov (ot 16 dekabrja 2014 g. № 510)].
  4. Russian Federation Government Resolution dated 04.03.2015, № 319 «On amendments to the state program of the Russian Federation» Development of the Fisheries Industry » [Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 03.04.2015 g. № 319 O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuju programmu Rossijskoj Federacii Razvitie rybohozjajstvennogo kompleksa].
  5. Data on per capita consumption of fish and fish products in live weight (weight of raw). [Dannye ob urovne srednedushevogo potreblenija ryby i ryboproduktov v zhivom vese (vese syrca)]. Statistical Yearbook. Official edition. M . 2014.  p.101
  6. Ministry of agricultural sector of the Russian Federation [Ministerstvo sel’skogo hozjajstva Rossijskoj Federacii]. URL: http: //www.mcx.ru (circulation date 03/28/2016)
  7. The report on the main directions of increase of efficiency of budget expenditures in the Russian Federation [Doklad ob osnovnyh napravlenijah povyshenija jeffektivnosti bjudzhetnyh rashodov v subektah Rossijskoj Federacii]. URL: http: //minfin.ru/ru/document/? Id_4 = 113905 & area_id = 4 & page_id = 2104 & popup = Y #
  8. Vorozhbit O.Ju. The competitiveness of fishery products: the theory, methodology, practice: Monograph [Konkurentosposobnost’ rybnoj produkcii, teorija, metodologija, praktika. Monografija]. Vladivostok. Dal’nauka, 2007. 180 p. 2 PL
  9. Kotilko V.V. Problems ymportozameschenyya on the markets of major species and production ahropromыshlennoho rыbohozyaystvennoho complexes, ymportozavysymosty Reduction Methods comments [Problemy importozameshhenija na rynkah osnovnyh vidov produkcii agropromyshlennogo i rybohozjajstvennogo kompleksov, snizhenija importozavisimosti, metody ocenki]. Yzdatelskye solutions, 2016. 190 p.
  10. Kotilko V.V. Prostranstvennaya Security and risk regions of Russia, analysis and forecast [Prostranstvennaja bezopasnost’ i riski regionov Rossii, analiz i prognoz]. Yzdatelskye solutions, 2016. 170 p.
  11. Ministry of Agriculture. National report on the progress and results of the implementation in 2015 of the State program of agricultural development and regulation of agricultural markets, raw materials and food for 2013-2020. [Minsel’hoz. Nacional’nyj doklad o hode i rezul’tatahrealizacii v 2015 godu Gosudarstvennoj programmy razvitija sel’skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel’skohozjajstvennoj produkcii syr’ja i prodovol’stvija na 2013-2020 gody].
  12. Snitko D., Rubanov I., Fomin A. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia [Importozameshhenie v agropromyshlennom komplekse Rossii] URL: http://qje.su/agrarnaya-ekonomika/perspektivy-importozameshheniya-v-agropromyshlennom-komplekse-rossii/
  13. The state program of agricultural development and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 [Gosudarstvennaja programma razvitija sel’skogo hozjajstva i regulirovanie rynkov sel’skohozjajstvennoj produkcii, syr’ja i prodovol’stvija na 2013-2020 gody].

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *