Оценка социально-экономической эффективности региональных инвестиционных проектов
The estimation of the socio-economic efficiency of regional investment projects
Авторы
Аннотация
Любой регион заинтересован в привлечении инвестиций в свою экономику. Однако реализация крупномасштабных инвестиционных проектов может иметь существенные социально-экономические последствия для региона, носящие как положительный, так и отрицательный характер. В связи с этим возникает необходимость оценки социально-экономической эффективности таких инвестиционных проектов. Поэтому целью проведенного исследования является разработка методологического подхода к оценке социально-экономической эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов для региона.
В представленной статье анализируется существующий методологический инструментарий оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и раскрывается содержание предлагаемого подхода. Предлагаемый подход к оценке социально-экономической эффективности инвестиционных проектов обеспечивает полноту учета социально-экономических эффектов реализации проекта, позволяет провести оценку инвестиционного проекта во взаимосвязи с особенностями территории его реализации и взаимодействии с другими инвестиционными проектами, реализуемыми в регионе, а также сопоставить полученные результаты с целями социально-экономического развития региона.
Ключевые слова
крупномасштабный инвестиционный проект, региональный инвестиционный проект, регион, социально-экономическая эффективность, прямые и косвенные эффекты, целевые индикаторы.
Рекомендуемая ссылка
Оценка социально-экономической эффективности региональных инвестиционных проектов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4804. Дата публикации: 05.11.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4804/
Authors
Abstract
Any region is interested in investment attracting into its economy. However the realization of large-scale investment projects can have considerable social and economic effects of both positive and negative nature for the region. So it is necessary to estimate social and economic efficiency of such investment projects. Therefore the purpose of the carried out research is development of methodological approach to the estimation of social and economic efficiency of large-scale investment projects for the region.
In the present article the existing methods for estimating the socio-economic efficiency of investment projects are analyzed and the content of the suggested approach is revealed. The suggested approach to the estimation of socio-economic efficiency of investment projects provides the completeness of the inclusion of socio-economic effects of the project, allows to estimate the investment project in interrelation with features of the territory of its realization and in interaction with other investment projects realized in the region and also to compare the obtained results with the purposes of socio-economic development of the region.
Keywords
large-scale investment project, regional investment project, region, socio-economic efficiency, the direct and indirect effects, target indicators.
Suggested Citation
The estimation of the socio-economic efficiency of regional investment projects// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4804. Date issued: 05.11.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4804/
Введение
Крупномасштабными региональными инвестиционными проектами являются те проекты, реализация которых оказывает существенное долгосрочное влияние на социальную, экономическую и экологическую ситуацию в регионе. При этом последствия реализации таких проектов могут иметь как положительный, так и отрицательный характер для региона.
Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов затрагивает различные сферы экономической системы региона, влияет на развитие производственной и транспортной инфраструктуры, усиливает инвестиционную активность в регионе, изменяет региональный деловой климат. Реализация данных проектов требует, как правило, привлечения значительных трудовых ресурсов, что не может не сказаться на уровне жизни населения территории. С другой стороны, возможно нарушение привычного уклада, разрушение территорий проживания коренного населения, усиление антропогенного воздействия на окружающую среду.
Социально-экономические эффекты реализации крупномасштабных проектов имеют как прямой, так и косвенный, опосредованный характер. При этом, косвенные эффекты часто гораздо более значимые чем прямые.
Все сказанное обусловливает необходимость оценки социально-экономической эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов для региона их реализации.
Существующий методический инструментарий оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов
На сегодняшний день вопрос об оценке социально-экономической эффективности реализации крупных инвестиционных проектов не получил достаточного методического и научного обоснования. Так, например, в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов наиболее разработанными являются вопросы оценки коммерческой и бюджетной эффективности проектов. Также Рекомендации содержат общие положения об общественной и региональной эффективности инвестиционных проектов, однако методика их оценки осталась не разработанной [1].
Более детальное развитие проблема оценки социально-экономической эффективности крупных региональных инвестиционных проектов получила в «Методике расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 30.10.2009 № 493. Согласно данной методике эффективность региональных инвестиционных проектов определяется на основе совокупности следующих групп показателей эффективности:
- показатели экономической эффективности – рассчитываются как часть суммарного за все годы реализации инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте РФ, который может быть обеспечен в результате реализации указанного проекта;
- показатели финансовой эффективности – определяются как чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности проекта;
- показатели бюджетной эффективности – определяются как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, обусловленных реализацией данного проекта, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований Фонда.
- показатели социального эффекта – определяются как повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте; улучшение состояния окружающей среды; повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем; повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства [2].
Несмотря на попытку систематизации и количественной оценки социально-экономических эффектов реализации крупных региональных инвестиционных проектов, следует указать на ряд существенных недостатков данной методики: предложенные показатели охватывают далеко не все социально-экономические эффекты реализации инвестиционных проектов, не выделена группа показателей экологической эффективности, методика не учитывает отрицательные социально-экономические последствия реализации инвестиционных проектов, а также косвенные эффекты.
В методике, предлагаемой Е.М. Синдяшкиной, значительное внимание уделяется оценки отдельных видов социально-экономических эффектов реализации инвестиционных проектов. Однако оценка интегральной социально-экономической эффективности в большей мере носит формализованный характер [3].
Т.С. Новикова использует для оценки общественной эффективности проекта такие же показатели, что и для коммерческой эффективности: чистый дисконтированный доход, дисконтированный срок окупаемости, индекс доходности и внутреннюю норму доходности. При этом денежные потоки проекта, на основе которых оценивается его коммерческая эффективность, корректируются на теневые цены, перераспределительные, внешние и косвенные эффекты. Затем накопленное сальдо скорректированного денежного потока дисконтируется с помощью экзогенно задаваемой нормы дисконта [4].
Аналогичную методику оценки общественной эффективности проекта на основе скорректированных денежных потоков предлагают П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц и С.А. Смоляк [5]. Однако, представляется, что оценка коммерческой эффективности и оценка социально-экономической эффективности проекта преследуют разные цели. Оценка коммерческой эффективности призвана оценить отдачу на вложенный капитал для частного инвестора, в то время как оценка социально-экономической эффективности должна оценить экономические, социальные и экологические последствия реализации проекта для территории. В связи с этим оценки этих двух видов эффективности должны производиться по различным методикам.
Наиболее комплексной в плане учета прямых и косвенных эффектов от реализации инвестиционного проекта является методика, разработанная коллективом ученых ИЭ и ОПП СО РАН. Авторы этой методики предлагают оценивать влияние реализации крупного инвестиционного проекта на основе модифицированной динамической оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели, расширенной за счет учета проекта. Данная методика позволяет оценить экономические эффекты от реализации проекта на региональном и национальном уровне с выделением изменения объемов валового внутреннего продукта, валового регионального продукта, выпуска продукции каждой отрасли, конечного потребления, объемов межрегиональных и внешнеэкономических связей [6]. Однако следует отметить, что в данной методике в недостаточной мере учитываются социальные эффекты от реализации проекта.
Таким образом, несмотря на значительное количество работ по вопросам регулирования инвестиционной деятельности, инвестиционной политики и стимулирования инвестиционной активности в регионе, проблеме оценки региональной социально-экономической эффективности инвестиционных проектов, на наш взгляд, уделено недостаточное внимание. Не получили должного рассмотрения вопросы комплексной оценки экономических, социальных и экологических эффектов от реализации проектов, а также оценки косвенных эффектов.
В связи с вышеизложенным требуется дальнейшее развитие методических подходов к оценке социально-экономической эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов для региона их реализации.
Основные положения предлагаемого подхода к оценке социально-экономической эффективности инвестиционных региональных проектов
Под социально-экономической эффективностью инвестиционного проекта в данной статье понимается соответствие социально-экономических последствий его реализации целям устойчивого социально-экономического развития региона.
Предлагаемый методический подход к оценке социально-экономической эффективности инвестиционных проектов базируется на следующих принципах:
- обеспечение полноты учета эффектов, появляющихся в экономике и социальной сфере региона при реализации инвестиционного проекта, носящих как положительный, так и отрицательный характер;
- проведение оценки инвестиционного проекта во взаимосвязи с особенностями территории его реализации и взаимодействии с другими инвестиционными проектами, реализуемыми в регионе;
- обеспечение учета не только прямых, но и косвенных эффектов реализации проекта.
Все эффекты от реализации проекта можно разделить на прямые и косвенные. Прямые эффекты – это те эффекты, которые порождаются непосредственно самим проектом без учета межотраслевых взаимосвязей. К прямым социально-экономическим эффектам от реализации проекта можно отнести следующие:
- объем товаров, работ и услуг, произведенных и выполненных в рамках проекта;
- добавленная стоимость, создаваемая проектом;
- количество созданных в рамках реализации проекта рабочих мест;
- средняя заработная плата работников, занятых в проекте;
- объем налоговых поступлений в региональный бюджет от реализации проекта;
- величина экономии ресурсов в результате реализации проекта;
- социальная и транспортная инфраструктура, созданная в рамках проекта;
- прямой экологический ущерб, обусловленный реализацией проекта (нарушение земель, истощение ресурсной базы, выбросы загрязняющих веществ и т. д.).
Количество и состав прямых эффектов определяется особенностями и спецификой самого проекта. Социально-экономические эффекты могут быть как универсальными, возникающими при реализации любого инвестиционного проекта, так и специфическими, обусловленными определенными типами проектов и особенностями региона, на территории которого реализуется проект. Однако, чем масштабнее проект, тем больше и значительные прямые и косвенные эффекты его реализации.
Косвенные эффекты возникают в результате опосредованного влияния проекта на социально-экономическую систему региона через воздействие на другие проекты и отрасли экономики региона. Косвенный эффект также возникает вследствие направления налоговых поступлений от реализации проекта на развитие социальной сферы, транспортной инфраструктуры, приоритетных сфер экономической деятельности и т.д. В результате инвестиции, вложенные непосредственно в проект, инициируют дополнительный прирост инвестиций в различных отраслях экономики региона.
Следует также отметить, что социально-экономические эффекты, возникающие вследствие реализации проекта могут носить как положительный, так и отрицательных характер. Так социально-экономическими издержками реализации проекта могут, например, выступать:
- разрушение природных комплексов и истощение природно-ресурсного потенциала;
- рост социального неравенства в результате повышения доходов у работников, занятых в проекте;
- разрушение исторически сложившихся территориальных общностей населения и изменение привычных условий жизни населения, проживающего на территории реализации проекта;
- обострение социальных проблем вследствие привлечения для реализации проекта значительного количества вахтовиков и временных занятых;
- увеличение нагрузки на транспортную инфраструктуру;
- ухудшение экологической ситуации на территории реализации проекта.
Таким образом, оценка социально-экономической эффективности инвестиционного проекта предполагает:
- Сопоставление социально-экономических выгод и издержек реализации проекта. В случае если социально-экономические издержки реализации проекта превышают его социально-экономические выгоды, то проект следует признать неэффективным с точки зрения интересов региона.
- Выявление соответствия результатов реализации проекта целям социально-экономического развития региона. Иными словами, необходимо оценить, насколько реализация проекта способствует достижению социально-экономической системой региона целевых индикаторов.
Учитывая все сказанное, проведение комплексной оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и обоснование их государственной поддержки предлагается осуществлять на основе имитационной экономико-математической модели.
Предлагаемая модель включает в себя три основных блока:
- блок инвестиционных проектов, позволяющий учитывать особенности отдельных инвестиционных проектов;
- блок социально-экономической системы региона;
- блок целевых показателей социально-экономического развития региона и расчета полного социально-экономического эффекта.
Блок инвестиционного проекта моделирует финансовые потоки проекта и позволяет оценить коммерческую эффективность проекта и прямые социально-экономические эффекты от его реализации.
Модель позволяет рассчитать такие широко применяемые показатели коммерческой эффективности проекта, как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс рентабельности и дисконтированный срок окупаемости.
При этом в необходимых случаях оценка коммерческой эффективности проекта проводится в двух вариантах: с учетом и без учета государственной поддержки проекта.
На социально-экономическую эффективность реализации инвестиционного проекта влияет ряд факторов, обусловленных, с одной стороны, особенностями самого инвестиционного проекта, с другой – особенностями территории, на которой данный проект реализуется.
Предлагаемая модель позволяет учесть следующие особенности инвестиционного проекта, определяющие социально-экономические последствия его реализации:
- ресурсоемкость проекта (необходимые для его реализации трудовые, природные и финансовые ресурсы);
- сфера реализации проекта;
- срок реализации проекта;
- применяемая технология создания инвестиционного объекта;
- особенности технологического цикла;
- планируемая к использованию производственная технология;
- субъект реализации проекта.
Каждый инвестиционный проект включается в общую модель в виде отдельного подблока. При этом, модель позволяет провести оценку социально-экономической эффективности реализации проекта во взаимосвязи с другими инвестиционными проектами, реализуемыми на территории региона.
Косвенные социально-экономические эффекты от реализации проекта предлагается оценивать с помощью имитационной модели социально-экономической системы региона, в которой учитываются соответствующие взаимосвязи инвестиционного проекта с различными подсистемами социально-экономической системы региона.
Предлагаемый методический подход позволяет учитывать следующие направления воздействия инвестиционного проекта на социально-экономическую систему региона:
- финансовое воздействие, проявляющееся в изменении доходной базы бюджета региона, влиянии на бюджетные расходы и изменении финансовых ресурсов предприятий, функционирующих на территории региона;
- экономическое воздействие, связанное с влиянием на валовой региональный продукт, расширением спроса на местные товары и услуги, ростом занятости, активизацией производственной деятельности в сопряженных отраслях, развитием региональной инфраструктуры, повышением инвестиционной активности в регионе;
- социальное воздействие, в результате которого возможно целенаправленное решение конкретных социальных проблем региона (повышение уровня жизни населения, расширение услуг социальной сферы и.т.п.) или же появление новых проблем и обострение старых;
- экологическое воздействие, проявляющиеся либо в уменьшении природно-ресурсного потенциала региона и усилении антропогенной нагрузки на окружающую среду, либо, наоборот, в снижении вредного воздействия вследствие применения более прогрессивных и экологичных технологий.
Косвенные социально-экономические эффекты реализации проекта в модели отражены посредством межотраслевых взаимосвязей и через механизм мультипликатора.
Исходные данные модели разделяются на три типа:
- показатели, отражающие текущие состояние социально-экономической системы региона, а также некоторые макроэкономические показатели (неизменяемые параметры);
- входные характеристики предполагаемых к реализации инвестиционных проектов;
- варьируемые параметры, отражающие будущие внешние условия и внутренние характеристики (уровень цен, ставки налогообложения и.т.д.). С помощью варьируемых переменных задаются также управленческие решения по повышению социально-экономической эффективности предполагаемых к реализации инвестиционных проектов.
С помощью модели социально-экономической системы региона осуществляется прогноз регионального развития без учета реализации проекта (базовый вариант) и с учетом реализации проекта. Изменение целевых показателей в варианте с учетом реализации проекта по сравнению с базовым вариантом и представляет собой количественную оценку социально-экономических эффектов проекта.
Оценка полного социально-экономического эффекта реализации проекта и его соответствия целям ресурсно-инновационного развития региона осуществляется в третьем блоке модели.
Результирующие показатели модели отражают общее влияние реализации инвестиционного проекта на социально-экономическое развитие региона по различным направлениям воздействия.
В модель встроены следующие целевые показатели социально-экономического развития региона:
- экономические – отражающие величину ВРП в расчете на душу населения региона, а также долю добавленной стоимости, созданную в приоритетных секторах экономики;
- социальные – включающие размер среднедушевых доходов населения, уровень занятости и размер бюджетных доходов в расчете на душу населения, который отражает общую способность региональных властей решать социально-экономические проблемы территории;
- экологические – характеризующие состояние окружающей среды региона.
Критериальные показатели социально-экономической эффективности проекта являются расчетными коэффициентами, характеризующими степень достижения целевых показателей ресурсно-инновационного развития региона:
K(t) = F(t)/Ц, где
K(t) – критериальный показатель социально-экономической эффективности проекта в t-ом году; F(t) – фактический показатель социально-экономического эффекта от реализации проекта в t-ом году; Ц – соответствующий целевой показатель ресурсно-инновационного развития региона.
Таким образом, комплексная оценка социально-экономической эффективности региональных инвестиционных проектов предполагает осуществление следующих этапов:
- определение основных параметров инвестиционного проекта (необходимые ресурсы, применяемая технология и т.п.);
- анализ текущего состояния социально-экономической системы региона и прогноз ее развития без учета влияния инвестиционного проекта;
- оценка коммерческой эффективности проекта для частного инвестора;
- определение совокупности прямых социально-экономических эффектов реализации проекта;
- оценка косвенного воздействия проекта на социально-экономическую систему региона;
- сопоставление положительных и отрицательных эффектов реализации инвестиционного проекта и получение интегрированной оценки социально-экономической эффективности проекта;
- оценка соответствия проекта целям ресурсно-инновационного развития региона;
- разработка мероприятий, позволяющих снизить или нивелировать отрицательные последствия реализации проекта и повышающих положительные социально-экономические эффекты реализации проекта;
- проведение оценки социально-экономической эффективности реализации инвестиционного проекта с учетом предлагаемых мероприятий.
- Принятие окончательного решения.
При этом, инвестиционный проект может быть одобрен к реализации на региональном уровне только в случае его положительной оценки, то есть тогда, когда социально-экономические выгоды существенно превышают социально-экономические издержки реализации данного проекта с учетом реализации всех мер по повышению его социально-экономической эффективности.
Предлагаемый подход был апробирован для оценки социально-экономической эффективности некоторых крупномасштабных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края.
Заключение
Таким образом, предлагаемый методический подход позволяет провести комплексную оценку региональной социально-экономической эффективности инвестиционных проектов с учетом прямых и косвенных эффектов и оценить соответствие проекта целям устойчивого социально-экономического развития региона с помощью количественных показателей.
На основе результатов полученной оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов возможно принятие обоснованного решения об отнесении анализируемого проекта к приоритетным и о его государственной поддержке на региональном уровне, а также разработка мероприятий по повышению положительных социально-экономических эффектов реализации проекта и снижению отрицательных.
Список литературы
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 №ВК 477.
- Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 30.10.2009 №493.
- Синдяшкина Е.Н. Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации инвестиционных проектов // Проблемы прогнозирования — №1. С.140-147.
- Новикова Т.С. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. – Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2005. – 221с.
- Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учеб пособие. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 1104с.
- Михеева Н.Н., Новикова Т.С., Суслов В.И. Оценка инвестиционных проектов на основе комплекса межотраслевых межрегиональных моделей // Проблемы прогнозирования. № 4. С. 78-90.
References
- Methodical recommendations about the estimation of investment projects efficiency [Metodicheskie rekomendacii po ocenke ehffektivnosti investicionnyh proektov]. Are approved by Ministry of Economics of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the State committee of the Russian Federation on building, architectural and housing politics 21.06.1999. No. BK 477.
- A method of calculation of indicators and using criteria of efficiency of the regional investment projects applying for getting the state support within budgetary appropriations of the Investment fund of the Russian Federation [Metodika rascheta pokazatelej i primeneniya kriteriev ehffektivnosti regional’nyh investicionnyh proektov, pretenduyushchih na poluchenie gosudarstvennoj podderzhki za schet byudzhetnyh assignovanij Investicionnogo fonda Rossijskoj Federacii]. Is approved by the order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation. 30.10.2009. No. 493.
- Sindyashkina E. N. The questions of estimation of social effect types of realization of investment projects [Voprosy ocenki vidov social’nogo ehffekta pri realizacii investicionnyh proektov]// Problems of prognostication. 2010. No. 1. P. 140-147.
- Novikova T. S. Analysis of social efficiency of investment projects [Analiz obshchestvennoj ehffektivnosti investicionnyh proektov]. – Novosibirsk: Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS, 2005. – 221 p.
- Vilensky P. L., Livshits V. N., Smolyak S.A. The estimation of investment projects efficiency: Theory and practice: textbook [Ocenka ehffektivnosti investicionnyh proektov: Teoriya i praktika: uchebnoe posobie.]. – Moscow.: The publishing house «Business» ANH, 2008. – 1104 p.
- Mikheyeva N. N., Novikov T. S., Suslov of V. I. The estimation of investment projects on the basis of complex of cross-industry interregional models [Ocenka investicionnyh proektov na osnove kompleksa mezhotraslevyh mezhregional’nyh modelej] // Problems of prognostication. 2011. No. 4. P. 78-90.
Еще в рубриках
Государственное и муниципальное управление