Методология определения потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества (в условиях развития региона «Ростовская область»)
Methodology for determining the potential economic and intermunicipal cooperation treaty (in the «Rostov region» under development in the region)
Авторы
Аннотация
В статье на примере Ростовской области рассматриваются основные проблемы социально-экономического развития муниципальных образований, для решения которых автором предлагается использование механизма межмуниципального сотрудничества. Для того, чтобы организация и развитие процесса кооперации между территориями были более эффективными, в работе приводится методологическое описание и анализ потенциала взаимодействия на базе структурно-логической модели экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества. Апробация подобной модели будет способствовать решению проблем безработицы населения, совершенствованию транспортной инфраструктуры, поднятию агропромышленного и животноводческого комплексов в муниципальных хозяйствах, а также совершенствованию системы функционирования муниципальных хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова
потенциал, межмуниципальное сотрудничество, ресурсы, социально-экономическое развитие, модель.
Рекомендуемая ссылка
Методология определения потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества (в условиях развития региона «Ростовская область»)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (47). Номер статьи: 4704. Дата публикации: 20.09.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4704/
Authors
Abstract
The article on the example of the Rostov area the basic problems of socio-economic development of municipalities, for which the author proposes the use of inter-municipal cooperation mechanism. In order to organize and develop a process of cooperation between the territories were more effective in the work is a methodological description and analysis of the interaction potential on the basis of structural-logical model of economic and labor potential intermunicipal economic and contractual cooperation. Testing of such a model will help to solve the unemployment problems of the population, improvement of transport infrastructure, raising livestock and agro-industrial complexes in the municipal economy, as well as improving the functioning of the system of municipal entities.
Keywords
potential, inter-municipal cooperation, resources, socio-economic development model.
Suggested Citation
Methodology for determining the potential economic and intermunicipal cooperation treaty (in the "Rostov region" under development in the region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (47). Art. #4704. Date issued: 20.09.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4704/
Ростовская область как самостоятельный субъект в рамках пространственного экономического развития Российской Федерации занимает позицию управленческого и инновационно-технологического центра Юга и части Центрально-Черноземного региона России, а также граничащих с ней территорий СНГ, обеспечивающий устойчивое экономическое и пространственное развитие, высокий уровень и качество жизни населения Ростовской области.[1] Однако, на современном этапе времени для Ростовской области как региона существует ряд социально-экономических проблем: демографической направленности ─ наблюдается прогрессирующая динамика показателей естественной и миграционной убыли жителей субъекта РФ, а также отмечается старение населения; социальной направленности ─ высокий процент изношенности учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения; недостаточность в обеспечении населения учреждениями здравоохранения, культуры, образования, спорта; кадровый дефицит в сфере здравоохранения; направленности жилищно-коммунального хозяйства и городского благоустройства ─ высокий уровень износа водопроводных сетей, дефицит в доброкачественной воде, использование водоисточников и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние существующих канализационных сооружений и сетей или полное отсутствие централизованных систем канализации в муниципальных образованиях Ростовской области; экологической направленности ─ загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами; недостаточный уровень технической безопасности гидротехнических сооружений; разрушение берегов, вызванное природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водоемы; транспортной направленности ─ инфраструктурные ограничения реализации транспортно-логистического потенциала развития Ростовской области.
Для решения обозначенного ряда социально-экономических проблем региона органам местного самоуправления и властным структурам регионального уровня необходимо использовать механизм межмуниципального сотрудничества, т.е. комплекс процедур, связанных с созданием и совершенствованием связей горизонтального и вертикального уровня между территориальными образованиями, формирующих базис для оказания государственных и муниципальных услуг населению на более высоком и комплексном уровне и выступающих одним из катализаторов социально-экономического развития муниципальных образований региона.
Тем более, что создание и развитие системы местного хозяйства предполагает, что рациональная организация деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения населения включает кооперирование между субъектами управления различных уровней (федерального, субфедерального и муниципального), специализирующимися на исполнении тех или иных функций [с.2].[3]
Ключевым моментом в развитии межмуниципального сотрудничества на территории Ростовской области является выявление потенциала муниципальных образований к кооперированию, исходя из сложившейся системы экономического районирования региона. К тому же, для совершенствования системы управления на муниципальных образований процессами межмуниципальной кооперации необходимо разработать методику, позволяющую идентифицировать потенциал взаимодействия муниципальных образований, в которой бы учитывалась дифференциация в уровнях социально-экономического развития территорий, т.е. применялся системный подход, учитывающий объем трудовых, природных, бюджетных ресурсов, а в целом, комплексно весь потенциал региона.
В рамках исследования целесообразно ввести в научный оборот определение «потенциал межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества» как совокупности определенных ресурсов и организационных возможностей территорий к общественному воспроизводству или созданию добавленной стоимости в валовом муниципальном продукте в контексте межмуниципального взаимодействия. С точки зрения автора, этот потенциал представлен совокупностью разнообразных потенциалов муниципальных образований, которые могут быть использованы органами местной власти в управленческих процессах при решении социально-экономических проблем и задач.
Известны частные примеры межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества, разнообразные концептуальные подходы к использованию ресурсов муниципальных образований для достижения общего положительного социально-экономического результата, которые представлены в работах Л.Ю. Падилья Сароса, А.В. Негодуйко, Л.Н.Джек.
В работе Л.Ю. Падилья Сароса рассмотрен практический опыт реализации экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества. Так, хозяйственное взаимодействие между промышленно-перерабатывающими комплексами, расположенными на территории Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов обеспечило улучшение социально-экономической ситуации, существенно снизив уровень безработицы на данных территориях. «Городское население с большей покупательской способностью обеспечивает стабильный спрос на молочные и мясные продукты, сельчанам же гарантированы новые рабочие места и сбыт произведенной продукции. Свиноводческий комплекс интенсивного кормления «Новомалыклинский», открытый в январе 2007 г., обеспечил 122 рабочих места, планируется увеличить поголовье свиноматок с 605 до 11 000 и организовать переработку на давно действующем предприятии в Димитровграде [с.131]». [5]
В научном исследовании А.В. Негодуйко приводится теоретическое обоснование и раскрытие практической значимости внедрения типового межмуниципального инвестиционного проекта, ориентированного на промышленно-аграрный сектор экономики, в частности, предлагается создание комплекса производств по выращиванию и переработке масличных культур (рапса и подсолнечника). «Его реализация позволит создать около 400 новых рабочих мест в организациях сельского хозяйства и переработки, обеспечить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней в объеме около 240 млн рублей. При выращивании и переработке 125 тысяч тонн масличных культур посевные площади увеличатся на 110 тысяч гектар [с.22]».[4]
Л. Н. Джек предлагает для улучшения социально-экономического положения муниципальных образований предлагает использовать механизм межмуниципального сотрудничества в направлении решения проблемы безработицы среди населения, что подтверждается результатами проведенного исследователем социально-экономического анализа муниципальных районов Тюменской области. «В частности, наибольший потенциал межмуниципального сотрудничества для решения проблем на локальных рынках труда существует для Заводоуковского, Ялуторовского и Упоровского муниципальных образований в силу их территориальной расположенности вблизи Тюмени. В данном случае можно, с одной стороны, наладить более регулярное транспортное сообщение для доставки работников в Тюмень, а с другой – шире использовать территории данных муниципальных образований для выноса предприятий из самой Тюмени или развития программ по кооперации производства» [с.18].[2]
Однако, на современном этапе развития в практике экономик регионального и муниципального сектора до сих пор не сложилась система общих методологических подходов к оценке потенциала межмуниципального сотрудничества, в связи с чем, предлагается авторский подход к идентификации экономико-трудового потенциала хозяйственно-договорного взаимодействия муниципальных образований, который направлен на обоснование необходимости консолидации общих усилий при реализации и совершенствовании механизма межмуниципального сотрудничества с использованием конкурентных преимуществ конкретной группы территории.
Основой для формализации экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества является определение направлений деятельности органов местной и региональной власти через объединение ресурсов (трудовых, инвестиционных, инфраструктурных, сырьевых, финансовых) в процесс межмуниципального сотрудничества, т.е. экономико-управленческий механизм, способствующий решению определенных вопросов местного значения посредством использования договорных и хозяйственных форм данного механизма. Для этого необходимо выявить взаимосвязи и взаимозависимости, позволившие предложить системный, ресурсный и управленческий подходы в моделировании экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества (рис.1).
Вертикальные связи между конструктами в структурно-логической модели экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества отражают системный подход, сущность которого заключается в строительстве совместных хозяйствующих субъектов, продуцировании элементов производственной инфраструктуры, формировании благоприятных конъюктурообразующих факторов для инвестиционной и предпринимательской среды муниципальных территорий.
Ресурсный подход заключается в наличии и распределении консолидированных ресурсов и мощностей различного вида потенциалов для организации процесса межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества.
Управленческий подход раскрывается через наличие организационных возможностей и властных полномочий органов местного самоуправления использовать собственные ресурсы и привлекать дополнительные ресурсы из источников других территорий на базе договорных и хозяйственных форм сотрудничества.
Рис. 1. Структурно-логическая модель экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества
Промышленно-предпринимательский, сельскохозяйственный, трудовой потенциалы являются базисом социально-экономического развития территорий, поэтому их идентификация и оценка имеют большое значение в управлении муниципальным сектором экономики. В процессе корреляции составных элементов экономического и трудового потенциалов происходит вовлечение в хозяйственный оборот местной сырьевой базы и трудовых ресурсов, что обуславливает усовершенствование производственной инфраструктуры, обеспечение загрузки производственных мощностей, формирование условий для поддержания и развития благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
От обеспеченности муниципальных хозяйствующих субъектов трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования средств труда и как результат объем производства продукции, себестоимость, прибыль и ряд других значимых результатов субъектов в финансово-хозяйственной деятельности. Вследствие чего, трудовой потенциал напрямую взаимосвязан с промышленно-предпринимательским и сельскохозяйственным потенциалами муниципальных образований.
Возможность возникновения устойчивых взаимосвязей между сельскохозяйственным и промышленно-предпринимательским потенциалами и их слияние в экономический потенциал обосновываются близостью сырьевой базы и рынков сбыта для предприятий. В целом же, промышленно-предпринимательский потенциал учитывает насыщенность территории факторами производства (топливно-энергетическими ресурсами, основными фондами, объектами бизнес-инфраструктуры и т.д.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в экономический сектор муниципального образования.
С позиции экономико-математического моделирования, экономико-трудовой потенциал межмуниципального сотрудничества является агрегированной величиной, включающей в себя набор индивидуальных показателей или следующих видов потенциалов: трудовой и экономический, объединяющий в себе сразу несколько видов ─ промышленно-предпринимательский и сельскохозяйственный.
Каждый из обозначенного набора элементов потенциала межмуниципального сотрудничества определяется системой статистических показателей, позволяющих раскрыть сущность каждого потенциала в отдельности. Перейдем к более детальному рассмотрению совокупности потенциалов межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества.
Экономический потенциал ─ это синтез промышленно-предпринимательского и сельскохозяйственного потенциалов. Промышленно-предпринимательский потенциал характеризуется рядом следующих абсолютных показателей:
- обрабатывающие производства;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- оборот розничной торговли по всем каналам реализации;
- оборот общественного питания;
- инвестиции в основной капитал без учета микропредприятий;
- финансовые результаты крупных и средних предприятий (прибыль).
Сельскохозяйственный потенциал сформирован следующими блоками экономических показателей:
Блок, характеризующий уровень развития сферы «животноводства» и сферы «птицеводства»
- Поголовье коров в хозяйствах всех категорий
- Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий
- Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий
- Производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий
- Производство молока в хозяйствах всех категорий
- Производство яиц в хозяйствах всех категорий
Блок, характеризующий уровень развития сферы «растениеводства»
- Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий
- Валовой сбор семян подсолнечника в хозяйствах всех категорий
- Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий
- Валовой сбор овощей открытого грунта в хозяйствах всех категорий
Трудовой потенциал ─ это ряд статистических показателей, содержащих данные о среднесписочной численности работников и о безработных, а также информацию о естественном и миграционном движении населения:
- Среднесписочная численность работников без внешних совместителей и работников несписочного состава (человек)
- Численность населения
- Численность безработных
- Естественный прирост (убыль) населения (человек)
- Прирост (убыль) населения за счет миграции (человек).
Структурное содержание потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества и его формирующие блоки статистических показателей обосновываются приоритетными направлениями в совместной деятельности муниципальных образований. Показатель «производства и распределения электроэнергии, газа и воды» в промышленно-предпринимательском потенциале раскрывает резервы энергетических мощностей, необходимые для создания и развития промышленных объектов. Блоки показателей, формирующие сельскохозяйственный потенциал, содержат необходимую информацию об объеме сырьевых ресурсов, которые являются базой для развития промышленно-предпринимательского потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества. Развитие в свою очередь промышленно-предпринимательского потенциала, т.е. увеличение доли обрабатывающих производств, расширение объемов розничной торговли и общественного питания, обуславливает перспективы создания новых рабочих мест, а значит уменьшение численности безработных.
Роль выявления и усиления потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества обуславливается потребностью в повышении уровня социально-экономического развития региона, т.е. благодаря эффективному использованию механизма межмуниципального сотрудничества со стороны организационных структур региональных и местных властей возможно достижение в целом на уровне всего региона и по его муниципальным образованиям в отдельности более инновационного и интенсивного развития сельского хозяйства, энергетического комплекса, транспортной системы, промышленности и т.д. Таким образом, активизация процессов межмуниципального сотрудничества на территории Ростовской области будет способствовать решению проблем безработицы населения, совершенствованию транспортной инфраструктуры, поднятию агропромышленного и животноводческого комплексов в муниципальных хозяйствах, а также совершенствованию системы функционирования муниципальных хозяйствующих субъектов, предоставляющих общественные благи населению и т.д. В силу чего, помимо разработки методики оценки потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества необходима также разработка программно-проектной документации в сфере интеграции территорий по кооперированию промышленными, инфраструктурными, транспортными, трудовыми, инвестиционными ресурсами для достижения муниципальными образованиями общего положительного социально-экономического эффекта.
Список литературы
- Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».
- Джек Л.Н. Межмуниципальное экономическое взаимодействие как условие регулирования локальных рынков труда (на примере Тюменской области): автореф. дис.. канд. экон. наук/Л.Н. Джек. -Екатеринбург, 2011. -29 с.
- Игнатова Т.В. Теория управления ресурсами многоотраслевого местного хозяйства: межмуниципальное сотрудничество и кооперирование // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. №3(46). 2014.
- Негодуйко А.В. Управление межмуниципальным экономическим сотрудничеством в регионе: автореф. дис.. канд. экон. наук / А.В. Негодуйко. — Иркутск, 2008. — 23 с.
- Падилья-Сароса Л.Ю. Межмуниципальное сотрудничество — перспективы развития // Городской альманах. Вып. 3. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. С. 125-131.
References
- Resolution of the Legislative Assembly of the Rostov region from 30.10.2007 number 2067 On approval of the Strategy of socio-economic development of the Rostov region for the period till 2020 [Postanovlenie Zakonodatel’nogo Sobranija Rostovskoj oblasti ot 30.10.2007 № 2067 Ob utverzhdenii Strategii social’no-jekonomicheskogo razvitija Rostovskoj oblasti na period do 2020 goda].
- Dzhek L.N. Inter-municipal cooperation as a condition for economic regulation of local labor markets (for example, the Tyumen region) [Mezhmunicipal’noe jekonomicheskoe vzaimodejstvie kak uslovie regulirovanija lokal’nyh rynkov truda (na primere Tjumenskoj oblasti)]. Dis .. PhD. ehkon. Science Ekaterinburg, 2011. 29 p.
- Ignatov T.V. Management Theory diversified local economy: inter-municipal cooperation and cooperation [Teorija upravlenija resursami mnogootraslevogo mestnogo hozjajstva: mezhmunicipal’noe sotrudnichestvo i kooperirovanie]. Science and Education. Agriculture and economics, entrepreneurship. law and governance. №3 (46). 2014.
- Negodujko A.V. Manage inter-municipal economic cooperation in the region [Upravlenie mezhmunicipal’nym jekonomicheskim sotrudnichestvom v regione]. Dis . PhD. ehkon. Science Irkutsk, 2008. 23 p.
- Padil’ja-Sarosa L.Ju. Inter-municipal cooperation — development prospects [Mezhmunicipal’noe sotrudnichestvo — perspektivy razvitija]. Urban Almanac. Vol. 3. M . Fund Institute of Urban Economics, 2008. P. 125-131.