Главная страница » Публикации » №3 (43) » Региональные инновационные кластеры

Региональные инновационные кластеры

Regional innovative clusters

Авторы

Агафонов Владимир Анатольевич
д.э.н., профессор кафедры «Системный анализ в экономике»
Россия, Финансовый университет при Правительстве РФ, с.н.с. ЦЭМИ РАН
v-agafonov@yandex.ru

Аннотация

В настоящей статье рассматривается региональный аспект инновационного развития. Это обусловлено важнейшей ролью регионального фактора в реализации общенациональной социально-экономической стратегии. В качестве основного инструмента повышения эффективности государственного управления предлагается формирование инновационно-ориентированных кластеров.
Важным инструментом реализации экономической политики, совмещающей активизацию рыночных механизмов и использование потенциальных эффектов участия государства в реализации комплексных социально-экономических решений являются региональные инновационно-ориентированные экономические кластеры. Основными особенностями кластерного подхода к обеспечению инновационной активности в регионе является концентрация ресурсов и факторов производства на данной территории. Кластеры, диктуя окружающей среде потребности в получении факторов для своего развития, стимулируют создание на территории региона своеобразного каркаса, отражающего направления развития всех секторов экономики и выступают современным инструментом управления территорией. 
В статье рассматриваются условия и предпосылки и стратегические направления формирования инновационно ориентированных кластерных систем

Ключевые слова

Cтратегическое планирование на региональном уровне, инновационная стратегия развития региона, социально-экономическая система региона, инновации, целеориентированные системы (ЦРС), проблемная ситуация, инновационные кластерные системы

Рекомендуемая ссылка

Агафонов Владимир Анатольевич

Региональные инновационные кластеры// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (43). Номер статьи: 4301. Дата публикации: 15.07.2015. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4301/

Authors

Agafonov Vladimir Anatol'evich
Doctor of Economics, professor of "System analysis in economics"
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation, Senior Scientist CEMI
v-agafonov@yandex.ru

Abstract

In present clause the regional aspect innovations of development is considered. It is caused by a major role of the regional factor in realization of national socio economic strategy. As the basic tool of increase of efficiency of state management the formation innovative - focused clusters is offered.
The important tool of realization of economic policy combining activation of market mechanisms and use of potential effects of participation of the state in realization of the complex socio economic decisions are regional innovative-focused economic clusters. By the basic features cluster”s of the approach to maintenance of innovative of activity in region is the concentration of resources and factors of manufacture in the given territory. Clusters , dictating an environment of requirement in reception of the factors for the development, stimulate creation in territory of region of an original framework of a reflecting direction of development of all sectors of economy and act by the modern tool of management of territory. 
In clause the conditions both preconditions and strategic directions of formation innovative- focused claster of systems are considered.

Keywords

Strategic planning at a regional level, social economic system of region, target oriented systems (TOS), solving of problems, problem situation, system concept of innovative development, innovative - focused clusters.

Suggested Citation

Agafonov Vladimir Anatol'evich

Regional innovative clusters// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (43). Art. #4301. Date issued: 15.07.2015. Available at: https://eee-region.ru/article/4301/ 

Print Friendly, PDF & Email

1. Задачи государственного регулирования на региональном уровне

Основная цель государственного участия в негосударственном секторе экономики обусловлена попыткой компенсировать локальную неэффективность рыночного механизма в отдельных областях хозяйственной деятельности, и, тем самым, способствовать развитию или снизить издержки структурных изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. В современных условиях необходимости ускоренной модернизации экономики, на государственном уровне легче преодолеть объективную сложность процессов управления в отдельных сферах деятельности. При этом создаются предпосылки для существенного повышения ответственности законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации за принимаемые управленческие решения.

Каждое действие, планируемое органами исполнительной власти, частным бизнесом или являющееся результатом  общественных инициатив,  реализуется на вполне конкретной территории, конкретными хозяйствующими субъектами, (в качестве которых могут выступать и государственные и муниципальные предприятия, действующими в собственных интересах), в интересах государства и конкретного населения, проживающего на данной территории.  Поэтому, когда мы говорим об импортозамещающем сценарии развития необходимо учитывать его территориальный разрез. Это обусловлено тем, что в реализации инновационной или импортозамещающей стратегии различные регионы смогут участвовать в различной степени. Степень участия будет зависеть от потенциала региона и конкретных социально-экономических условий.

Регионы очень различаются по своим ресурсным, природно-климатическим, социальным, экологическим, демографическим, инфраструктурным и др. условиям, а самое главное различаются по уровню развития человеческого потенциала. В этих условиях актуальна задача формулирования политики участия государства в разработке и реализации модернизационного  (импортозамещающего) сценария.

Обеспечение баланса между регулирующей деятельностью органов государственного управления и рыночными механизмами конкуренции в кризисных регионах и в регионах с развитой рыночной инфраструктурой, промышленным потенциалом и конкурентной средой будет различным. Глобальные проблемы социально-экономического развития, которые не могут быть устранены за счет рыночных механизмов саморегулирования имеют очевидную региональную специфику и требуют методов решения адекватных конкретным территориальным особенностям.  Перспективные производства, нуждающиеся в государственной поддержке, в первую очередь инновационные проекты, мимо которых проходит частный бизнес в силу высоких рисков,  также сильно различаются по различным территориям.

В ходе достижения приоритетных целей социально-экономического развития, обеспечения экономической безопасности общества органы управления вынуждены ориентироваться на негосударственные инвестиции. Следовательно, необходимо  в конкретных регионах создать такие условия, такую экономическую среду реализации проектов, выполняемых в соответствии с государственными целевыми приоритетами, чтобы в ходе их реализации удовлетворялись  коммерческие, социальные и общеэкономические интересы участников, в роли которых выступают: население, суверенные хозяйственные субъекты (бизнес-элита, а также малый и средний бизнес) и региональные администрации. Таким образом, из сказанного следует, что исполнение функций регулирования экономических процессов со стороны государства в современных рыночных условиях не только не означает ослабление рыночных механизмов, а напротив, предполагает значительное повышение их эффективности.

2. Понятие кластера и кластерная стратегия

Важным  инструментом реализации экономической политики, совмещающей активизацию рыночных механизмов и использование потенциальных эффектов участия государства в реализации комплексных социально-экономических решений являются региональные инновационно-ориентированные экономические кластеры. Формирование территориально-отраслевых кластеров на базе ведущих отраслей внутри регионов является, своего рода, защитной реакцией территорий на обострение международной конкуренции. Кластер представляет собой интеграцию группы предприятий, ориентированных на обеспечение стабильного положения на рынке определенных продуктов и услуг, а также связанных с данным видом деятельности  структур, обеспечивающих ресурсы ее развития. По мере осознания роли кластеров в достижении и поддержании конкурентоспособности регионов, правительства и региональные администрации во всем мире все шире проводят целенаправленную политику на выращивание и развитие кластеров, главным образом, посредством инвестиций в ресурсы развития.

В основе всех вариантов понимания кластера, как объективного феномена экономической жизни, лежит определение  Майкла Портера, (Портер, 1993),  которое признается базовым в огромном числе публикаций, посвященных кластерной тематике: “Кластер или промышленная группа,- это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга”. В работах М.Энрайта, в частности, (Энрайт, 1996, 2000),   внимание было сфокусировано на региональном аспекте экономического развития национальных экономик и показана роль кластеров в развитии экономики регионов. Им была сформулирована точка зрения, что конкурентные преимущества создаются на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и образовательный потенциал. Им были сформулирован также ряд принципов государственной поддержки процессов формирования кластеров.

Во многих работах зарубежных и отечественных ученых и специалистов были сформулированы основные значимые характеристики кластеров, описаны механизмы реализации  определенных эмерджентных эффектов, подчеркиваются те или иные аспекты категорий взаимосвязей, фигурирующих в данном определении описаны практические результаты формирования кластеров в различных странах. Например, (Калошин и др., 2009), (Клейнер, Качалов, Нагрудная ….2007), (Кондратьев,  2007), (Мигранян,  2002), (Цихан, 2003), ,  и др.

Если обобщить специфические черты, приписываемые кластерам в  данных и многих других определениях, то можно выделить следующие:  географическая локализация;  сплоченность вокруг «ядра» производителей конкурентоспособной продукции; взаимосвязь и взаимодополняемость предприятий и организаций, образующих кластер на основе взаимных поставок продукции и услуг (факторов производства); вхождение в кластер предприятий и организаций разного вида деятельности, в частности, научных и образовательных учреждений, а также предприятия инфраструктуры; сочетание кооперации и конкуренции; реализация эффекта взаимосодействия участников.

Из вышеприведенных определений следует, что понятие кластера имело тенденцию к расширению, по сравнению с исходным определением. Необходимо заметить, что при понимании кластера, соответствующему приведенным выше  определениям различных авторов, получается, что понятие кластеров «поглощает» значительную часть производственно-экономической системы страны. Как только устанавливается факт взаимодействия предприятий и организаций, расположенных на некоторой ограниченной территории, так данная группа предприятий подпадает по определение кластера. Тогда возникает вопрос не «Что такое кластер?», а что такое «не кластер». При этом можно задаться вопросом, где проходят границы кластера. То есть, где кончается кластер и начинается окружающая его среда, обеспечивающая функционирование входящих в него предприятий необходимыми ресурсами, факторами производства, реализующая функции институционального  обеспечения и т.д. Данный вопрос носит сугубо практический характер, так как в ходе реализации политики стимулирования и поддержки процессов формирования подобных структур необходимо определить объекты поддержки, а для этого необходимо сформулировать соответствующие критерии.

Потенциальные и реальные кластеры можно классифицировать различным образом, в частности, на вертикально и горизонтально структурированные. Кроме этого, их можно различать по ориентированности на традиционные и высокие технологии, а также по видам деятельности. Естественно, каждый тип кластера имеет свою специфику с точки зрения задач и методов анализа.

Горизонтально организованные  кластеры образованы группой однородных предприятий локализованные на определенной (достаточно) ограниченной территории. В качестве примера можно привести группу предприятий текстильной промышленности машиностроения существующих в настоящее время на территории Ивановской области.  Системный эффект горизонтальной агломерации заключается в том, что предприятия образующие кластер могут проводить согласованную политику на рынке факторов производства, а также единую маркетинговую политику по отношению к другим предприятиям, не входящим в кластер.

Структура вертикально организованного  кластера несколько иная. В основе ее лежит некоторое базовое производство, играющее роль «ядра» кластера. В состав вертикальной структуры включены также организации, обеспечивающее ядро различными факторами производства, причем эти обеспечивающие производства в свою очередь имеют структуру технологических цепочек.  Вертикальные кластеры являются, на наш взгляд дальнейшим развитием горизонтальных кластеров. Их системная эффективность глубже и более комплексна.   Наиболее эффективной является вертикальная структура кластера, интегрирующая производство продуктов и услуг от сферы образования и переподготовки кадров, а также фундаментальной науки до производства продукции, имеющей устойчивый потенциал роста спроса на внешнем рынке. В частности, может реализовываться  принцип справедливых, сбалансированных цен на продукцию в рамках единой технологической цепочки; возможность формулирования общих требований со стороны группы однотипных  предприятий к системе образования, к предприятиям сферы НИОКР, объектам рыночной инфраструктуры, поставщикам сырья и комплектующих; в рамках кластера, как правило, формируется общая производственная инфраструктура. Примером вертикально организованного кластера является автомобильный кластер  Поволжья, космический комплекс Московской области, телекоммуникационный кластер, сформировавшийся в Финляндии.  Для наиболее эффективных кластеров характерна  хорошая сбалансированность развития как основных, так и связанных производств и специализированного сервиса, высокая внутренняя конкуренция, научно-исследовательский и инновационный потенциал мирового уровня, интенсивное внутрикластерное взаимодействие в рамках совместных проектов и работы межотраслевых организаций.   Заметим, что вертикальные структуры могут  развиваться из горизонтально организованных, путем формирования в своем составе обеспечивающих  производств и услуг.

В работе (Агафонов, 2010) под кластерной промышленной системой (КПС) понимается  территориально локализованная социально-экономические система, образованная группой экономических субъектов, (предприятий и организаций), организациями органов исполнительной власти и гражданского общества, стабильно взаимодействующих друг с другом путем обмена продуктами и услугами, людьми, информацией и получающих, в результате этого взаимодействия, определенные конкурентные преимущества перед аналогичными «несистемно организованными» экономическими субъектами. При этом, для КПС характерно наличие «ядра» в виде базового производства, производящего конкурентоспособную продукцию и услуги, университетов или других научных организаций, ориентированных на достижение общих целей и решение проблем социально-экономического развития. В КПС можно выделить три группы взаимосвязанных   предприятий. Первые две группы образованы предприятиями «ядра» и поставщиками необходимых факторов производства, представляющих, в совокупности, технологическую цепочку. Отличительная особенность – довольно жесткая зависимость поставщиков от спроса на продукцию и услуги, производимые предприятиями ядра. Третья группа представлена предприятиями, обеспечивающими предприятия первых двух групп факторами производства. Характерная особенность организаций этой группы заключается в том, что они связаны, как с предприятиями первых двух групп, так и с «внешним миром». То есть они не полностью зависят от ядра и могут формировать собственные взаимоотношения с потребителями. Им невозможно диктовать условия и эффект доминирования по (Перру, 2000), здесь ослаблен. Это  в свою очередь мощный стимул постоянного осуществления инноваций для предприятий первых двух групп, с целью обеспечения статуса привлекательного потребителя для организаций третьей группы. К таким подсистемам относятся, как производственные предприятия, так и организации социальной сферы, науки, образования, здравоохранения, инфраструктуры.  Каждое из предприятий этих групп функционирует в «обрамлении» комплекса  предприятий малого и среднего бизнеса, выполняющих обеспечивающие функции. В состав КПС, что весьма существенно, могут входить предприятия, находящиеся вне пределов  рассматриваемой территории локализации «ядра».

Суть кластерного подхода к формированию стратегии социального и экономического развития региона заключается в создании определенной группы географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и бизнес услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских центров, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга в достижении системного хозяйственного эффекта и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний, локализованных на территории региона и, следовательно, региона в целом. Кластерный подход позволяет повысить эффективность взаимодействия частного сектора, органов государственного управления, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений, послужить основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства с целью выявления проблем развития науки и производства, путей наиболее эффективной реализации имеющихся инвестиционных возможностей и необходимых мер государственной политики.  В рамках кластерного подхода должен обеспечиваться баланс интересов между основными агентами социально-экономического развития – Администрации, бизнеса и населения региона.

В настоящее время «кластерная» тематика прикладных и научных исследований становится все более актуальной и популярной. Это связано с рядом обстоятельств:

  • Кластеры, как территориально локализованные группы тем  или иным образом взаимосвязанных и взаимозависимых производств реально существуют;
  • На региональном уровне ощущается проблема разобщенности,  несогласованности, отсутствия единой политики в развитии ряда взаимосвязанных и взаимозависимых производств, расположенных на одной территории.
  • В контексте регионального  или территориального разреза стратегии развития страны  все более актуальными становятся вопросы организации межрегионального сотрудничества, региональной специализации и кооперации, поиска конкурентных преимуществ тех или иных Субъектов Федерации. При этом кластеры могут и должны стать структурообразующим инструментом организации такого сотрудничества.
  • В ходе разработки и реализации стратегии   отдельных регионов возникает задача определения и активизация территориальных точек роста, роль которых могут играть кластерные структуры.

В прикладных исследованиях, связанных с разработкой стратегий,  концепций, программ и территориальных схем регионального развития возникает ряд вопросов требующих методического обоснования и практического решения:

  • Как необходимо проектировать  кластеры в различных секторах экономики, применительно к конкретной территории и виду деятельности;
  • Как соотносятся между собой понятия кластера и точки роста: является ли кластер точкой роста, и при каких условиях, и наоборот, образует ли точка роста ядро кластера или сама представляет собой нечто «кластерообразное»
  • В чем эффект «кластеризации» и механизмы реализации этого эффекта.

3.  Понятие инновационного кластера и кластерного подхода в развитии региона

Типологии кластеров достаточно разнообразны, например (Марков, Ягольницер, 2008), (Агафонов, 2010) и др. Один из важнейших классификационных признаков, предлагаемых в (Агафонов, 2010)  – принадлежность кластерной структуры к инновационным «центрам развития». В свою очередь, развитие многоаспектное понятие: развитие может быть социальным, научным, политическим и пр., в зависимости от того, какая функциональная подсистема региона совершенствуется и в ней появляются новые качества. С этой точки зрения можно говорить об инновационных центрах развития и об инновационных кластерах в различных областях социальной и экономической сферы и именно образование кластеров является наиболее приемлемым вариантом в осуществлении современной политики социально-экономического развития территории. Необходимость разработки инновационной стратегии социально-экономического развития различных регионов выдвигает вопрос о возможности и эффективности кластерного подхода в данном направлении. Критерии эффективности инновационной стратегии вытекают из принятого понимания инновационного процесса. По определению, инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, выражающийся, (проявляющийся) в виде новых или усовершенствованных продуктов, реализуемых на рынке, использовании новых форм и способов целенаправленной деятельности любых субъектов социально-экономической системы, включая процессы управления на всех уровнях, что особенно актуально для нашей страны, внедрение новых или усовершенствованных технологий, применяемых в производственной и непроизводственной сферах и т.п. Конечной целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества удовлетворения различных общественных потребностей во всем их спектре.  При этом, инновации рассматриваются с разных точек зрения относительно различных функциональных подсистема СЭС:  с производственно-технологических, информационно-управленческих, организаций социальной среды, рыночной инфраструктуры, объектов транспортно-энергетической инфраструктуры, организаций, осуществляющих политико-правовые функции и т.п. Инновационная деятельность, таким образом — процесс создания, освоения и распространения инноваций. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в различных элементах социально-эконо мической системы.

В контексте инновационной стратегии развития, естественно рассматривать кластеры, миссия которых связана с «производством» инноваций. Результаты деятельности  таких инновационных кластеров могут иметь самое разное материальное или информационное воплощение: от новых научных теорий и геополитических концепций, до новых источников энергии и методик образования. Структура инновационного кластера  определяется, таким образом, технологической схемой создания инновационных продуктом и услуг: от фундаментальной идеи до ее экспансии в сферу практического применения.

Если спроецировать понятие КПС на понятие  инновационной деятельности, то структура инновационного кластера может быть различной в зависимости от предметной сферы, но обязательно должны присутствовать две подсистемы: во-первых, креативная, ориентированная на производство технологий. В ее состав входят научно-исследовательские организации, образовательные учреждения, организации инновационной рыночной инфраструктуры, экспериментальные производства. Результатом функционирования является обеспечение возможности для определенных подсистем социально-экономической системы региона к внедрению  новшеств, подпадающих под понятие инноваций. Вторую подсистему можно определить, как имплементную. Результатом ее функционирования является распространение новшеств в соответствующих сферах. Основным элементом этой подсистемы является определенный вид деятельности,  для которого использование данного новшества обеспечивает конкурентные преимущества.

Основными отличиями кластерного подхода к обеспечению инновационной активности в регионе по сравнению с традиционным отраслевым подходом заключается в том, что он ориентирован на перегруппировку производительных сил и факторов производства и рост совокупной капитализация территории. Кластеры, диктуя окружающей среде потребности в получении факторов для своего развития, стимулируют создание на территории региона своеобразного каркаса, отражающего направления развития всех секторов экономики и выступают современным инструментом управления территорией.   Системный эффект создания региональных кластеров направлен на повышение экономической активности депрессивных регионов, поддержанию внутрирегионального обмена продуктами и услугами, формирования потенциала специалистов высокой квалификации и проявляется в проведении  единой политики на рынках факторов производства, в сфере научных исследований и разработок, обмене людьми, идеями и капиталами, в единой политике на рынках сбыта производимой на рынке продукции и услуг и др.

Один из важнейших вопросов, который возникает в отношении реальных и потенциальных инновационных кластеров – в какой мере и на основе каких механизмов федеральные и региональные органы исполнительной власти  могут участвовать в поддержке их формировании и функционировании. На наш взгляд одна из первоочередных задач в области реализации кластерного подхода в управлении социально-экономическим развитием на региональном уровне заключается в том, чтобы добиться реального системного результата. Само по себе желание Администрации области создать кластер на «своей» территории еще не гарантирует получения какого-либо дополнительного эффекта.  Невозможно чисто волевым решением  сформировать в конкретном регионе произвольный кластер.  Далеко не в каждом регионе складываются предпосылки для формирования того или экономического кластера.

Активная инновационная кластерная политика со стороны государственной власти предполагает оказание различных государственных услуг:

  • определение наиболее перспективных направлений развития, в которых могут быть созданы и развиты инновационно-ориентированные кластеры с целью обеспечения максимального синергетического социально-экономического эффекта, с учетом абсолютных и относительных конкурентных преимуществ региона;
  • организация взаимодействия между участниками, обеспечение необходимыми документами стратегического и территориального развития;
  • формирование инновационной инфраструктуры, консультационно-методические услуги в сфере маркетинга, менеджмента, рекламы, финансирование фундвментальных исследований, потенциально содействующих развитию кластера;
  • оказание образовательных услуг, организация обучения, обмена опытом и повышения квалификации;
  • содействие процессам рапространения инноваций;
  • организация эффективной работы всех государственных органов, организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность организаций в составе кластера.
  • создание инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для развития кластера;
  • предоставление максимально возможного объема преференций, льгот и других мер государственной поддержки в целях стимулирования развития соответствующего кластера.

В результате реализации инновационной  кластерной политики планируется достичь таких целей, как: создание новой экономики, основанной на знаниях; увеличение конкурентоспособности реального сектора экономики; увеличение доли малых и средних предприятий; опережающий рост уровня занятости и доходов населения; расширение межотраслевой и межрегиональной кооперации; создание условий для формирования человеческого потенциала нового качества.

Инновационный кластер может устойчиво существовать в том случае, если во-первых, он производит конкурентоспособную продукцию или услуги. Отсюда следует, что важнейшими  элементами имплементной подсистемы являются наличие в одной или нескольких ведущих компаний, имеющих устойчивые рыночные позиции (на мировом или региональном рынках); во-вторых, существует множество малых и средних предприятий, обслуживающих основные предприятия (компании) в рамках действующей маркетинговой политики; в-третьих, эффективность производств, обеспечивающих базовое производство факторами производство должна быть адекватной базовому, чтобы избежать ситуации «отставания» и обеспечивать стабильность функционирования предприятий и организаций кластера, организованных в технологические цепочки. Что касается  креативной подсистемы,  то для нее важнейшим фактором является наличие научно-образовательного ядра и инфраструктуры обеспечивающей трансфер идей, технологий и ноу-хау, опытных образцов и других результатов научных разработок.

4.  Внешняя среда инновационного кластера

Внешнюю среду инновационного кластера и образующих его предприятий  целесообразно структурировать на социальную, государственно-политическую, технологическую и макроэкономическую составляющие.

Социальная среда формируется населением, жизнедеятельность которого так или иначе связана с деятельностью предприятия. Например, для градообразующего предприятия социальная среда характеризуется половозрастной структурой городского населения, его общим уровнем образования, образом жизни, доминирующими мотивациями в производственном и потребительском поведении, общим менталитетом, уровнем социальной напряженности. Важны также производственное и потребительское поведение населения и существующие тенденции в этой сфере. Если, скажем, в ближайшем будущем ожидается уменьшение предложения рабочей силы, то это может стимулировать предприятия к осуществлению мер, направленных на повышение производительности труда, повышение эффективности труда лиц зрелого и пожилого возрастов, вложению дополнительных средств в обучение при дефиците рабочей силы. Рост численности населения пенсионного возраста может ориентировать предприятия на производство дешевых товаров невысокого качества.

Государственная и политическая среда для каждого предприятия, входящего в кластер, проявляется, как правило, в следующем. Государство устанавливает правила игры, то есть генерирует правовую среду. Кроме того, государство играет регулирующую роль для частного сектора, формулируя определенную политику, направленную на развитие отдельных сфер и секторов экономики и в соответствие с этой политикой может оказывать поддержку различным предприятиям. Это может принимать формы субсидий, налоговых льгот, юридического контроля за событиями на нерегулируемом рынке, регулирование избыточного производства, ставки процента. Очевидна также роль государства в макроэкономическом регулировании, то есть государство в значительной степени формирует и макроэкономическую среду. Наконец, государство может быть заказчиком и потребителем производимых предприятием продуктов и услуг. Многие частные фирмы жестко связаны с государственным сектором: это производители военной и специальной техники и снаряжения, другие поставки для государственных нужд, в частности для сфер образования и медицины, вообще для обеспечения деятельности всей бюджетной сферы. Важнейшее значение для инновационных кластеров имеет организация с государственной поддержкой научных исследований и разработок общего назначения, осуществляемых на ключевых, прорывных технологических направлениях. А это требует принятия соответствующих управленческих решений в государственно-политической и правовой сфере. В значительной степени это близко к институту технологических платформ который получил серьезное развитие за рубежом и формируется у нас. По крайней мере перечень платформ опирающийся на использование технологий Форсайта в нашей стране существует.

В правовой среде для каждого предприятия основное значение имеют блоки законодательства, регламентирующие отношения собственности, контрактные отношения, права потребителей, антимонополистическое законодательство и регулирование деятельности естественных монополий, налоговое законодательство.

Технологическая среда. Под технологической средой мы будем понимать множество технологических процессов, влияющих на возможности производства и потребления продукции и услуг, производимых предприятием. В технологической среде можно выделить следующие основные подмножества: возможные технологии, с помощью которых может осуществляться производство сырья и материалов, необходимых для деятельности предприятий кластера; множество технологий собственно производственной деятельности кластера; возможные технологии производства продуктов-заменителей; множество технологий потребления производимой продукции и услуг.

Технологическая среда имеет тенденцию к изменениям, создавая для предприятия, как дополнительные возможности, так и ограничения. В частности, влияние технологических изменений на возможности роста проявляются в изменениях в спросе на выпускаемые продукты и услуги, а также в возможностях изменения используемых технологических процессов. Например, развитие производства компакт-дисков открыло новые возможности для фирм, производящих программное обеспечение, аудиоаппаратуру и аудиопродукцию, а развитие Интернета создает определенные сложности для производителей компакт-дисков информационно-справочного характера.

Технологические изменения влияют на численность и качественный состав рабочей силы. К примеру, процесс компьютеризации управления и новые информационные технологии уменьшили численность собственно управляющего персонала, однако увеличили потребность в увеличении численности высококвалифицированного обслуживающего персонала, создали потребность в специально подготовленной пользовательской среде и увеличили требования, предъявляемые к управленческим кадрам. В то же время, автоматизация процессов производства и применение новых технологий уменьшают потребность в высококвалифицированных рабочих, но увеличивают потребности в специалистах по наладке и программному обеспечению.

Макроэкономическая среда. Макроэкономическая среда определяет тот экономический фон, на котором разворачивается деятельность предприятия, осуществляющих инновации и характеризуется уровнем инфляции, уровнем занятости, общим уровнем жизни, темпами экономического роста экономики в целом и в отдельных секторах, системой налогообложения, курсом национальной валюты.

Уровень занятости с одной стороны влияет на наличие на рынке труда рабочей силы и уровень цен ее предложения, с другой стороны на совокупный уровень платежеспособного спроса населения. На деятельность предприятия могут оказывать влияние меры, которые могут быть приняты на макроэкономическом уровне для снижения темпов безработицы или ее номинального уровня, поскольку эти меры могут непосредственным образом коснуться предприятия (например, это могут быть льготы, снятие ограничений, ослабление налогового бремени, ослабление торговых регулирующих мер и т.д.).

Влияние инфляции на конкретное инновационное предприятие следует рассматривать в контексте возможного снижения покупательной способности потребителей производимых ею продуктов и услуг, а также возможностей инвестирования. Кроме того, необходимо учитывать влияние инфляционного налога на коммерческую эффективность деятельности данных организаций. Оценки эффективности инноваций в условиях инфляции становятся более неопределенными, увеличивается величина премии за риск для инвесторов и кредиторов. Это в свою очередь отражается на принимаемых стратегических решениях. На деятельность предприятий кластера могут также оказывать влияние методы борьбы с инфляцией, предпринимаемые государством. В частности, методы сдерживания объемов денежной массы, увеличения налогового бремени и увеличения учетной ставки приводят к уменьшению доходов, затруднению привлечения заемных средств, падению продаж, снижению инвестиционной активности и т.д.

Систему налогообложения целесообразно рассматривать, прежде всего, как объект возможных управляющих воздействий со стороны органов власти федерального и регионального уровня, направленных на поддержание деятельности данной проблемной системы. Тенденции в экономическом росте учитываются в ходе анализа факторов при построении сценариев динамики развития рынка ресурсов, потребляемых проблемной системой и рынка производимой ею продукции и услуг. Поскольку экономический рост сопровождается ростом издержек в связи с ростом заработной платы, ростом стоимости ресурсов за счет вовлечения в эксплуатацию все менее эффективных источников (производителей) данный эффект тоже может являться объектом рассмотрения.

В соответствие со структурой внешней среды и составом используемых ресурсов мы можем подразделять факторы инновационного процесса на ресурсные, производственно-технологические, макроэкономические, общехозяйственные, социально-демографические, внешнеполитические, внешнеэкономические, экологические и т.п.

5. Основные факторы развития инновационного кластера

Внутренняя среда инновационного кластераобразована его функциональными подразделениями, ориентированными на обеспечение базового производства всеми необходимыми ресурсами и их эффективное использование. Традиционно в ходе экономического анализа предприятий выделяются подразделения, обеспечивающие реализацию его следующих основных функций: система управления, информационное обеспечение; снабжение и логистика; производственно-технологическое обеспечение, научно-исследовательские разработки; маркетинг и сбыт; управление финансами, управления персоналом.

В социально-экономическом развитии каждого региона действует целый ряд устойчивых тенденций связанных с социально-психологическим обликом населения, историей формирования промышленного потенциала, культурными и социальными традициями, производственные традиции, стиль жизни, самоидентификация населения и пр.  Все эти тенденци весьма устойчивы, они не могут изменяться одномоментно. Они также образуют внутреннюю среду инновационного кластера, куда «погружены» образующие его предприятия и организации. Факторы внутренней среды обусловливают преимущественно эволюционный характер возможных изменений в кластере и в регионе в целом. Например, представляется весьма  сложным превратить Ивановскую область в центр электронного машиностроения, а Брянскую область —  в центр текстильной промышленности. Необходимо рассматривать  следующие факторы формирования инновационного кластера.

Исторические факторы, рассматриваются как социоформирующие и определяющие такой важный фактор эффективности производства, как культура производства и трудовой менталитет населения.

Экономико-географический фактор проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, географическая концентрация предприятий, взаимосвязанных в рамках полного производственного цикла от формирования потенциала факторов производства (материально-производственная база, человеческий потенциал, инфраструктура и т.п.) до производства конечной инновационной продукции. Во-вторых, географическая близость к важнейшим рынкам потребления результатов исследований и разработок, а также инновационной продукции. В частности регионы ЦФО обладают таким конкурентным преимуществом, как территориальная близость к европейским рынкам, а также к крупнейшим внутренним рынкам Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и другим «регионам-локомотивам». То есть тем, регионам, которые в наибольшей степени готовы к восприятию потенциальной продукции инновационных кластеров. Здесь должны оптимально складываться два фактора. Во-первых, стоимости транспортировки готовой продукции, во-вторых, обусловленная территориальным фактором, возможность быстро реагировать на изменения конъюнктуры в части потребительских предпочтений.

Маркетинговые факторы формирования кластера выражаются:

  • во-первых, в наличии и сохранении  инновационного бренда  региона локадизации в нашей стране и за рубежом, а также во встроенности  соответствующих производств в межрегинальные и международные кооперационные связи;
  • во-вторых, в наличии устойчивой внешней потребности в инновационной продукции и услугах, выпускаемых предприятими кластера.

Технологическая среда определяетсясложившимся научно-производственным потенциалом региона, который определяется наличием технологической цепочки: фундаментальные исследования — опытно-конструкторские разработки — подготовка необходимого персонала — создание промышленных технологий.

Особое значение имеет потенциал рыночной инфраструктуры, под которой понимается как интеграция тех институтов, которые традиционно относятся к “рыночной инфраструктуре”   и  органов государственных управления, выполняющих регулирующие для рыночной экономики функции, которые способствуют  деятельности рыночных механизмам или даже заменяют их,  если частный бизнес де-факто исключает данную сферу из рыночных взаимодействий.

6.  Основные стратегические направления формирования кластера

Стратегические направления формирования инновационных кластерных систем определяются необходимостью обеспечения благоприятных условий для его возникновения и последующего развития. В соответствие с определением стратегии, данным автором в (Агафонов, 1990), стратегия формирования кластера должна содержать мероприятия, направленные на устранение проблем мешающих его эффективному развитию.

1. Формирование эффективных потребителей инноваций. В данном случаае речь идет о многообразии и обширности круга предприятий и организаций, определяющих потребность в инновациях в каждом из видов деятельности. Уровень технологий, используемых потребителями должен быть достаточен для формирования жестких требований к уровню инноваций.

2. Поддержка малого бизнеса,который, как правило, должен создавать экономическую обеспечивающую среду для деятельности основных предприятий кластера. Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий (сейчас в малом бизнесе доминируют предприятия торговли и общественного питания, сферы услуг).

3. Развитие инновационной инфраструктуры, в первую очередь венчурного капитала, технопарков и инновационно-ориентированных бизнес-инкубаторов, совершенствование системы межпроизводственных коммуникаций, научно-технической информации, консалтинговых услуг в научно-технической сфере.

4. Совершенствование системы высшего и среднего специального образования. В процессе обучения необходимо добиваться ориентации студентов на конечный результат практической деятельности.

5. Осуществление мер направленных на повышение эффективности научно-прикладных разработок, в частности, укрепление матриальной базы научно-исследовательских и образовательных учреждений, повышение материальной заинтересованности персонала в результатах исследований

6. Особенно важное значение  имеет поддержание и дальнейшее повышение квалификации работников, занятых на производстве инновационных продуктов. Это требует не только высокого уровня специального образования,  которое способствует быстрому освоению передовых технологий и методов управления,  но и обеспечения постоянно высокого общеобразовательного уровня населения, что само по себе является значительным конкурентным преимуществом по сравнению с зарубежными конкурентами.

7. Необходимо обеспечить  оптимальный уровень тарифной защиты  внутреннего рынка относительно внешних конкурентов.

8. Формирование конкурентного рынка, который должен формировать у менеджмента предприятий и организаций стимулов к повышению эффективности своей деятельности. Создание нормативно-правовой среды, обеспечивающей прозрачность имущественных отношений, в частности соблюдения прав собственности, в том числе интеллектуальной.

9. Создание государственных инвестиционных компаний, принимающих долевое участие в реконверсии кризисных и создании новых предприятий; создание в депрессивных регионах инновационных центров и научно-технических парков; стимулирование малых высокотехнологичных фирм; улучшение их инфраструктурного обеспечения и т.п.

10. Сохранение такого конкурентного преимущества, как благоприятная конъюнктура на рынках факторов производства. Цены на энергоресурсы по-прежнему в России остаются ниже мировых. Также уровень заработной платы в РФ существенно ниже, чем в развитых странах конкурирующих с РФ на рассийском и мировых рынках. Однако, это конкурентное преимущество может быть реализовано только в условиях роста производительности труда до современного уровня.

Мероприятия, направленные на формирование региональных инновационных кластеров являются, в настоящее время, одним из важнейших направлений деятельности региональных органов исполнительной власти в области стимулирования и активизации технологической составляющей экономического развития регионов.

Список литературы:

  1. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Наука, 1990.
  2. Агафонов В.А. Кластерная стратегия: системный подход. //Экономическая наука современной России,  № 3,  М.:   2010
  3. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии //Регион: экономика и социология, 2008. № 1.
  4. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров. Политанализ. Ру 2009.
  5. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластеров на системно интеграционной основе //Альманах Наука, Инновации, Образование, //Выпуск 7 «Кластеризация предприятий: состояние и перспективы. Минобрнауки, РИЭПП, Федеральное агенство по науке и инновациям. М.: «Языки славянской культуры», 2008.
  6. Кондратьев В.Б. Проблемы регионального промышленного развития России сайт «Перспективы» Фонд исторической перспективы. Опубликовано на сайте 2007-07-07.
  7. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой Вестник КРСУ №3. —  2002.
  8. Портер М. Международная конкуренция. — М., Международные отношения, 1993.
  9. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития, //«Теория и практика управления», №5. — 2003г.
  10. Enright Michael. Survey on the characterization of regional clusters: Initial Results. Working Paper // Institute of Economic Policy and Business Strategy, Competitiveness Program, University of Hong Kong. 2000.

References:

  1. Agafonov V.A. Analysis of strategies and the development of integrated programs [Analiz strategij i razrabotka kompleksnyh programm]. M . Nauka, 1990.
  2. Agafonov V.A. Cluster strategy: a systematic approach [Klasternaja strategija. sistemnyj podhod]. Economic science of modern Russia, number 3, M. 2010.
  3. Markov L.S., Jagol’nicer M.A. Meso-economic systems: issues of typology [Mezojekonomicheskie sistemy: problemy tipologii]. Region Economics and Sociology, 2008. № 1.
  4. Koloshin A., Razguljaev K., Timofeeva Ju., Rusinov V. Analysis of foreign experience to increase the sectoral, regional and national competitiveness through cluster development [Analiz zarubezhnogo opyta povyshenija otraslevoj, regional’noj i nacional’noj konkurentosposobnosti na osnove razvitija klasterov]. Politanaliz. En 2009.
  5. Klejner G.B., Kachalov R.M., Nagrudnaja N.B.  Synthesis strategy of clusters on the basis of system integration [Sintez strategii klasterov na sistemno integracionnoj osnove]. Almanac Science, Innovation, Education, Issue 7  Clustering of enterprises, tate and prospects. Ministry of Education, RIEPP, Federal Agency for Science and Innovation. M . Languages of Slavic culture, 2008.
  6. Kondrat’ev V.B. Problems of regional industrial development of Russia [Problemy regional’nogo promyshlennogo razvitija Rossii]. website Perspectives Foundation for Historical Perspective. Published online 2007-07-07.
  7. Migranjan  A.A. Theoretical aspects of the formation of competitive clusters in countries with economies [Teoreticheskie aspekty formirovanija konkurentosposobnyh klasterov v stranah s perehodnoj jekonomikoj]. in transition KRSU Bulletin №3, 2002.
  8. Porter M. International competition [Mezhdunarodnaja konkurencija]. M., International Relations, 1993.
  9. Cihan T.V. The cluster theory of economic development [Klasternaja teorija jekonomicheskogo razvitija]. The theory and practice of management, №5, 2003.
  10. Enright Michael. Survey on the characterization of regional clusters: Initial Results. Working Paper  Institute of Economic Policy and Business Strategy, Competitiveness Program, University of Hong Kong. 2000.

Еще в рубриках

Экономика инноваций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *