Бизнес – инкубация как форма поддержки малого предпринимательства
Business — incubation as a form of small business support
Авторы
Аннотация
Опыт развития мировой экономики показывает, что в условиях экономической нестабильности политика, ориентированная на поддержку развития малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в направлении увеличения темпов экономического роста. Российское малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной. В этой связи значимым является поиск наиболее эффективных путей такой поддержки. Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес – инкубаторов во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, в том числе для борьбы с результатами кризисных явлений.
Ключевые слова
бизнес-инкубатор, малый бизнес, поддержка.
Рекомендуемая ссылка
Бизнес – инкубация как форма поддержки малого предпринимательства// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (28). Номер статьи: 2804. Дата публикации: 09.12.2011. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2804/
Authors
Abstract
Experience of development of world economy shows that in the conditions of economic instability the policy focused on support of development of small business, which influences increases in rates of economic growth. The Russian small business needs comprehensive support, including the state. Thereupon search of the most effective ways of such support is significant. Prompt development and rapid growth of number business – incubators in many countries of the world proves efficiency of use of this model for the decision of variety of problems, including for struggle against results of the crisis phenomena.
Keywords
business incubator, small business, support.
Suggested Citation
Business - incubation as a form of small business support// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (28). Art. #2804. Date issued: 09.12.2011. Available at: https://eee-region.ru/article/2804/
Говоря об относительно новом, но прочно вошедшим в употребление термине «бизнес–инкубатор», для начала дадим определение данному понятию.
Бизнес–инкубатор (БИ) – это специально создаваемые структуры для поддержки предпринимателей и малых предприятий на начальном этапе их деятельности, путем предоставления оборудованных помещений под офисы и производства, возможности доступа к сети реализации продукции и широкого спектра других услуг, а также оказания информационной и консалтинговой помощи по всем аспектам предпринимательства.[1] Бизнес – инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др.
В 1997 году в России образовано некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес – инкубаторов», объединившее более 20 бизнес – инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.
В настоящее время, по данным Национального содружества бизнес-инкубаторов, в России функционирует более 80 бизнес-инкубаторов. По данным Президиума Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года на период до 2012 года предлагалась реализация проектов по ежегодному созданию 30-40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов.
Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес–инкубаторов в мире свидетельствуют об их эффективности в решении таких задач, как повышение деловой активности регионов через развитие внутренних рынков, диверсификацию регионов, рост числа малых предприятий и повышение их жизнеспособности, наиболее полное использование ресурсов и расширение налогооблагаемой базы регионов, повышение инновационной активности, создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики, а также межрегиональных и международных связей, рост занятости и уровня жизни населения. В условиях переходной экономики России весьма актуальным является то, что бизнес–инкубаторы не только способствуют развитию малых предприятий, но также могут стать инструментами «конверсии» экономического потенциала (включающего ресурсы, знания и технологии) крупных неконкурентоспособных предприятий в сферу малого бизнеса. [3]
В целом картину взаимодействие бизнес–инкубатора и малого предприятия можно отобразить следующим образом:
Первоочередной проблемой, с которой сталкиваются начинающие бизнесмены является огромное количество бюрократических процедур, связанными как с организационными и оформительскими моментами, так и с необходимостью найти площадь, обеспечить безопасность и т.д., что, в свою очередь, требует большого количества трудо- и времязатрат. Сервисная поддержка выражается в предоставление малым предприятиям основных видов рабочих помещений, конторских и деловых услуг, которые осуществляются практически в каждом бизнес-инкубаторе, снижая финансовые и временные затраты малого предприятия на ведение бизнеса. Организация услуг в бизнес-инкубаторах направлена на уменьшение временных затрат и повышение качества выполнения вспомогательных работ предприятий.
К примеру, качественное обслуживание предприятия за счет инновационной техники, способной во многом сократить как трудовые, так и финансовые издержки – задача, посильная только крупному бизнесу, ввиду дороговизны как приобретения, так и дальнейшего сопровождения вышеупомянутого оборудования. К тому же, относительно редкое использование дорогостоящего оборудования просто не выгодно. Однако, большое сосредоточение малых предприятий в стенах одного бизнес–инкубатора делает это возможным.
Еще одна, немаловажная проблема на пути начинающего предпринимателя – теоретическая неподготовленность и информационная неосведомленность. Ввиду чего, учебно-методическая поддержка малых предприятий занимает основополагающее место в функционировании бизнес-инкубаторов.
Чаще всего предприниматели сталкиваются с трудностями управления, такими как подбор персонала, профессиональная подготовка, организационное планирование, ввиду чего становится как никогда актуальным вопрос совершенствования менеджмента, стратегии сотрудничества и планирования.
Бизнес-инкубаторы способны консультативно помочь в решении такого рода вопросов, и как показывает практика, наиболее эффективным является помощь по ходу работы, которая оказываются непосредственно сотрудниками бизнес-инкубатора. Кроме того, стратегия партнерства между клиентами бизнес-инкубатора также способствует развитию знаний и опыта бизнесменов. Все это в совокупности может помочь «вырастить» адаптированное к выживанию предприятие, способное занять на рынке прочную позицию.
Отсутствие первоначального капитала и боязнь вкладывать накопленный минимум средств, при угрозе разорения под тяжестью конкурентной борьбы – первоочередная проблема желающих открыть собственное дело. Финансовая пддержка малого бизнеса – еще одно направление деятельности бизнес-инкубаторов.Однако, бизнес инкубаторы чаще выступают в качестве посредников в предоставление МП таких услуг, как кредитование, инвестирование, лизинг, ввиду отсутствия большого фонда собственного капитала, а также организационных сложностей.
Финансовые услуги МП в БИ могут быть разделены на услуги, осуществляемые самим БИ и опосредованные финансовые услуги, которые заключаются в продвижении МП к финансированию другими финансовыми институтами, предоставлении гарантий, поиске инвесторов, партнеров, помощи в составлении заявок на финансирование и пр. Первая из этих категорий услуг может быть очень эффективна в развитии МП, со временем может окупить затраты на ее организацию и приносить прибыль, хотя первоначально требует привлечения капитала и серьезных организационных усилий, вторая категория подразумевает наличие в регионе каких-либо финансовых институтов, готовых работать с БИ и МП.[3]
Психологическая поддержка также, несомненно, способствует поддержанию и повышению психологической устойчивости предпринимателей к адекватному восприятию трудностей, возникающих в процессе работы.
Любой предприниматель, ставший клиентом БИ, может рассчитывать на психологическую поддержку в БИ, которая проявляется во внимательном отношении к клиентам и их нуждам, в готовности персонала БИ прийти на помощь, просто в создании благоприятной, доброжелательной деловой атмосферы в БИ. Этот вид услуг является необходимой частью БИ, которая составляет основное отличие БИ от других организаций, предоставляющих услуги или сдающих площади. Частью реализации этого вида услуг может стать проведение в БИ презентаций новых клиентов, совместных мероприятий для персонала БИ и МП клиентов как делового так и неформального характера, праздников для детей сотрудников МП и пр. Небольшие расходы на организацию подобных мероприятий могут частично финансироваться за счет доходов от других видов услуг.[3]
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что инкубация бизнеса – это помощь непосредственно тем, кто имеет желание, но не может, ввиду различных причин начать свое дело. Все желающие организовать собственный бизнес – как ученые, изобретатели, так и просто активные и инициативные личности, могут получить в БИ льготный доступ ко всему необходимому для реализации своих идей. БИ предоставляет возможность пользования не только производственными помещениями, но и оборудованием, фондами венчурного капитала, а также различными услугами. Более того, команда бизнес–инкубатора (эксперты, консультанты) также помогает в приобретении статуса, создания положительного имиджа.
Бизнес инкубаторы существуют на средства, выделяемые местными органов власти, субсидии правительства, на средства от арендной платы предпринимателей, на проценты от продаж вышедших из «инкубаторов» и функционирующих самостоятельно малых предприятий, на средства учебных заведений, предоставляющих учебно-методическую поддержку малых предприятий за счет венчурного капитала.
Разрабатывая политику эффективного использования бизнес –инкубаторов в России, нельзя не принимать во внимание достаточно длительный и успешный опыт в области развития и государственной поддержки малого предпринимательства стран с рыночной экономикой. В условиях глобализации и тесной взаимосвязи современных экономик стран на различных уровнях (государственных, общественных и научных структур), в том числе по вопросам государственного регулирования условий ведения бизнеса, существенно расширились представления о развитии и поддержке малого предпринимательства за рубежом, о мерах по содействию и увеличению вклада малых форм хозяйствования в решение конкретных экономических и социальных проблем. Безусловно, этот опыт имеет большое значение для России, особенно с точки зрения выработки долговременной стратегии развития и поддержки малого предпринимательства.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об основных инструментах, используемых БИ в поддержке малого бизнеса, а именно:
-
бесплатное предоставление необходимой информации;
-
консультационные услуги;
-
помощь в обучении персонала и повышении его квалификации;
-
финансовая поддержка, предоставление кредитов с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями погашения;
- налоговые льготы;
-
помощь в инновационной сфере, при проведении НИОКР;
-
поддержка экспортной деятельности, содействие участию в международных выставках;
-
защита мелких предприятий от поглощения крупными;
-
стимулирование роста собственного капитала и т. д.
Важной формой поддержки малого предпринимательства в развитых странах являются инкубаторы бизнеса, которые представляют собой первичный элемент технопарков. Они составляют организационную основу инновационных процессов, играют важную роль в переносе высоких технологий из области фундаментальных разработок в производство и способствуют коммерциализации науки, позитивным структурным сдвигам в экономике, росту конкурентоспособности продукции на мировом рынке.[2]
Бизнес–инкубаторы признаны одним из наиболее результативных элементов поддержки предпринимательства в мире, которые способствуют ускорению развития малых предприятий в 7–22 раза, снижая риск в бизнесе до 20%. [3] Однако следует отметить отсутствие единой методологии создания и функционирования данной структуры.
Подводя итоги, нельзя не отметить, что для нашей страны бизнес–инкубация является достаточно новым, но весьма перспективным инструментом поддержки малого бизнеса. Об этом свидетельствует и мировой опыт эффективного использования данной модели, что бесспорно является весомым аргументом на стороне поддержки обсуждаемой темы. Нацеленный на развитие малых предприятий, бизнес–инкубатор сам способен функционировать как независимая бизнес единица, что позволяет (при грамотной политике) обходиться без постоянных дотаций со стороны государства [5], что безусловно очень актуально в посткризисный период, ощущающийся как в России, так и во всем мире. В то же время возможность использования незадействованных региональных ресурсов посредством бизнес-инкубации способствует высокой выживаемости малых предприятий, что, в свою очередь, подтверждается высокими показателями эффективности уже действующих российских программ инкубации в развитии предпринимательства в долгосрочной перспективе.
Библиографический список:
- Официальный сайт некоммерческого партнерства «Национальное содружество бизнес – инкубаторов» URL: http://www.nsbi.org/node/23
- Попков В.П., Евстафьева Е.В., Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. – СПб.: Питер, 2007 год. – 352 с. – c.78, 290.
- Ломоносова Т.В., Горбунов В.Л., Бизнес–инкубаторы и рыночная экономика: Учеб. метод. пособие. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001 год, – 128 с. – с.3–5, 95-98.
- Концепция развития сети бизнес – инкубаторов в Российской Федерации. [Электронный ресурс] – интернет–портал некоммерческой организации «Ресурсный центр малого предпринимательства». URL: http://www.rcsme.ru
- M. John Wojciechowski, «Russian business incubator program. Prospect development and strategic plan», 2002, – p.40. – p.33. URL: http://www.aucc.ca/_pdf/english/programs/cepra/Rus%20Business_Incubators_text.pdf
References:
-
An official site of noncommercial partnership «National commonwealth business – incubators» URL: http://www.nsbi.org/node/23
-
Popkov V. P, Evstafeva E.V., the Organization of enterprise activity. Schemes and tables. – SPb.: Peter, 2007. – 352 with. – c.78, 290.
-
Lomonosov Т.В., Humpbacks of Century Л, Business incubators and market economy. The grant. – М: Institute of business and investments, 2001, – 128 with. – s.3-5, 95-98.
-
The concept of development of a network business – incubators in the Russian Federation. [An electronic resource] – an Internet portal of the noncommercial organization «Resource center of small business». URL: http://www.rcsme.ru
-
M. John Wojciechowski, «Russian business incubator program. Prospect development and strategic plan», 2002, – p.40. – p.33. URL: http://www.aucc.ca / _ pdf/english/programs/cepra/Rus%20Business_Incubators_text.pdf