Главная страница » Публикации » №4 (28) » Исследование и проектирование системы управления региональными программами и проектами развития региональной производственной кооперации

Исследование и проектирование системы управления региональными программами и проектами развития региональной производственной кооперации

Research and design of the system of management of regional development programs and projects of regional industrial cooperation

Авторы

Скопин Алексей Олегович
кандидат экономических наук, доцент
Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru
Черняева Ульяна Сергеевна
Вятский государственный университет

Аннотация

В статье дается экспресс-оценка системы управления промышленной кооперацией региона, которая представляет систему управляющих воздействий, постоянного мониторинга, корректировки управляющих воздействий с целью повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий на основе рыночной конъюнктуры и экономической целесообразности с учетом целей развития промышленности и региона в целом. Принципами построения такой системы должны быть учет долгосрочной рыночной конъюнктуры, наличие развитой производственной инфраструктуры, наличие высококвалифицированной рабочей силы и возможностей для ее воспроизводства, концентрация внимания, сил и ресурсов на приоритетных отраслях, учет экологической ситуации.

Ключевые слова

система управления, региональные проекты, региональные программы, производственная кооперация, субконтрактинг

Рекомендуемая ссылка

Скопин Алексей Олегович , Черняева Ульяна Сергеевна

Исследование и проектирование системы управления региональными программами и проектами развития региональной производственной кооперации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (28). Номер статьи: 2802. Дата публикации: 25.12.2011. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2802/

Authors

Skopin Alexej Olegovich
PhD, Associate Professor
Vyatka State University
mim@mcnip.ru
Chernyaeva Juliana
Vyatka State University

Abstract

In article the express estimation of a control system is given by industrial cooperation of region which represents system of operating influences, constant monitoring, updating of operating influences for the purpose of increase of competitiveness of production of the industrial enterprises on the basis of market conditions and economic feasibility taking into account the purposes of development of the industry and region as a whole. The account of long-term market conditions, presence of the developed industrial infrastructure, presence of highly skilled labour and possibilities for its reproduction, concentration of attention, forces and resources on priority branches, the account of an ecological situation should be principles of construction of such system.

Keywords

a control system, regional projects, regional programs, industrial cooperation

Suggested Citation

Skopin Alexej Olegovich , Chernyaeva Juliana

Research and design of the system of management of regional development programs and projects of regional industrial cooperation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (28). Art. #2802. Date issued: 25.12.2011. Available at: https://eee-region.ru/article/2802/ 

Print Friendly, PDF & Email

Отраслевые программы в промышленности являются одним из основных механизмов эффективного управления производственной кооперацией региона и инструментом осуществления целевых структурных сдвигов.

Основными принципами разработки и реализации отраслевых программ в промышленности должны быть:

  • принцип соответствия разрабатываемых отраслевых программ в промышленности приоритетам развития промышленности, характеру и уровню развития производства, интересам субъектов экономической деятельности;
  • принцип формирования пакета программ, адекватных реальной структуре наиболее острых региональных проблем в промышленности и соответствующих реальным возможностям органов государственной власти региона;
  • принцип тщательного отбора проблем для программной проработки.

Попытки организации промышленной кооперации в Кировской области начались еще в начале 2000-х годов. Так, Областной Совет хозяйственных руководителей летом 2002 года принял решение о создании сроком на один год рабочую группу из числа директоров-пенсионеров и привлеченных специалистов для выработки предложений по развитию внутриобластной кооперации промышленных предприятий. Группа необходима для изучения возможностей предприятий, предложения норм общих фиксированных накладных расходов, подготовки законодательных инициатив по снижению местных налогов для предприятий, участвующих в кооперации.

В сентябре 2005 года итальянский концерн с мировым именем CANDY приобрёл кировский завод «Веста». С января 2006 года завод уже наладил параллельно с производством «Вятки-Автомат» выпуск стиральных машин бренда CANDY В 2006 году в Кирове планировалось выпустить 140 тысяч машин, а впоследствии довести объёмы до 250 тысяч штук в год. По словам руководителя производственного проекта «CANDY в России» г-на Лорана Дюбоша, при условии сотрудничества с местными поставщиками комплектующих завод может легко выйти и на изготовление 700-800 тыс.единиц бытовой техники в год. Производственных площадей на «Весте» достаточно.

Потребность налаживания кооперации между крупным и малым бизнесом возрастает с каждым годом. И если до сих пор эта проблема зачастую рассматривалась под углом недостаточного использования возможностей развития малого предпринимательства, то в сложившихся условиях укрепление такой кооперации способно стать важным фактором развития крупных организаций и повышения их конкурентоспособности.

Сегодня по данным участников заседания, указанные процессы мало развиты среди бизнес-сообщества области. Есть конкретные примеры, но их, к сожалению, недостаточно: сотрудничество предприятий «ДимАл» и «Димет» с Машзаводом им. 1 Мая, ОАО «Лепсе» и ООО «ВЭНТА», ОАО «Искож» и ОАО «Веста» и другие.

Генеральный директор ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат» Сергей Дриневский отметил, что рынок услуг аутсорсинга в Кировской области не создан [4]. Очень трудно, например, по словам С.Дриневского, найти механиков, которые смогли бы обслуживать оборудование предприятия. «Возникает ряд других проблем, в частности, что выделение отдельных служб в дочерние предприятия не повышает качество предоставляемых услуг. На сегодняшний день можно констатировать, если мы хотим дальше развиваться, нам необходимо придерживаться концепции, что на заводе должен работать основной персонал, а все остальное — отдать на аутсорсинг», — подытожил С.Дриневский.

Опыт кировского комбината «Искож» показывает, что при освобождении предприятия от вспомогательных служб, значительно снижаются издержки и сокращается штат сотрудников. Так, с 1995 г. до 2010 г. численность сотрудников комбината с 4000 человек снизилась до 538 человек. Уровень предоставляемых услуг возрастает, цена на них падает из-за свободной конкуренции. В нашей области это особенно заметно на рынке транспортных услуг. Многие предприятия сегодня транспортные цеха выделили в самостоятельные компании.

В феврале 2002 года в Кировской области на базе Вятской ТПП был создан «Кировский центр промышленной субконтрактации и партнерства [6]», который является региональным центром Межрегионального центра промышленной субконтрактации. Основная цель Кировского центра промышленной субконтрактации — содействие предприятиям Кировской области в дозагрузке и развитиии имеющихся промыщленных мощностей через привлечение заказов из других регионов.

Также 16 декабря в рамках программы поддержки ОАО «ВПМЗ «Молот» был создан ОАО «Промышленный парк» на базе Правительства КО в лице Департамента гос.собственности КО [7].

Система управления промышленной кооперацией региона представляет систему управляющих воздействий, постоянного мониторинга, корректировки управляющих воздействий с целью повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий на основе рыночной конъюнктуры и экономической целесообразности с учетом целей развития промышленности и региона в целом. Принципами построения такой системы должны быть учет долгосрочной рыночной конъюнктуры, наличие развитой производственной инфраструктуры, наличие высококвалифицированной рабочей силы и возможностей для ее воспроизводства, концентрация внимания, сил и ресурсов на приоритетных отраслях, учет экологической ситуации.

Объектом управления в регионе являются производственные предприятия Кировской области. Производственные возможности региона представлены различными отраслями [6].

Субъектами системы развития производственной кооперации являются органы исполнительной, законодательной власти, как на местном, так и на уровне субъектов, различные центры, объединения(табл.2).

Управляющее воздействие на систему оказывается с помощью:

  • нормативных актов,
  • планов развития региона и отрасли.

Хотелось бы отметить, что из всех нормативных актов на данный момент косвенно регулирует деятельность коопераций только Закон КО от 31.12.2002 N 125-ЗО «О Промышленной политике в Кировской области».

Закон, регулирующий деятельность на федеральном уровне находится на стадии разработки. Прежде деятельность коопераций регулировал ФЗ «О кооперации в СССР». Данный закон устарел в связи с изменением структуры производств, но имеет место быть в многочисленных редакциях. Вопрос о разработке нового закона находится на стадии рассмотрения уже больше 5 лет.

Экспресс-оценка позволяет оценить реальное состояние системы управления проектами развития ПК и определить желаемые изменения. Также она помогает выявить плюсы и минусы реального состояния системы.

Таблица  – Экспресс оценка системы управления проектами развития ПК

Элементы системы управления

Характеристики системы управления

1. Функции управления Уровень функций управления в системе представлен на критически низком уровне. Данный параметр оказывает влияние на эффективность управленческих решений. Причинами таких показателей служить недостаточно четкое разделение полномочий и координации их выполнения, вследствие чего можно наблюдать «пробелы» в организации системы управления развитием ПК. Размытость базирования целей приводит к размытости функциональной подсистемы. Вследствие это вероятно дублирование действий, бюрократизация и усложнение процесса управления системой. Дублирование в свою очередь приводит к нерациональному расходу средств и снижению общей эффективности от всех мероприятий и проектов. В первую очередь от такого нерационального управления страдает качество реализации проектов и их продуктивность.
2.Организационная структура управления Уровень организационной структуры управления представлен на низком уровне.
Проблема орг.структуры имеет свои корни в распределении функций между элементами системы. При огромном объеме информации, поступающей в нее, ее состав носит переменный характер. Неизменным остается лишь высший орган принятия решения – Правительство КО. Далее по иерархии нет четкого прикрепления функций и обязательств. Отсутствие нормативных актов, регулирующих деятельность кооперации приводит к низкой степени регламентации процедур управления.
Слабые взаимосвязи между элементами – еще один недостаток структуры рассматриваемой системы.
3.Персонал управления В данном случае, под элементом системы персонал рассматривается управленческие органы как источник действия. Рассматривается уровень квалификации каждого отдельного органа управления. Несмотря на управленческий опыт и знание производственной сферы, в Кировской области наблюдается необходимость специалистов в управленческом аппарате с конкретной спецификацией по производственной кооперации. Это необходимо в первую очередь для возможности разъяснения, как органам управления, так и производственным предприятиям методов развития кооперации, и ее выгодность для каждого участника. Также квалификация в области кооперации позволит организовать и наладить эффективную систему управления проектами развития производственной кооперации. Данные экспресс-анализа говорят о недостаточности эффективности работы аппарата управления. Это объясняется также не только необходимостью квалификации, но и медленным принятием решений. К тому же данные решения применительно к реальной ситуации не всегда обоснованны.
4.Технические средства управления Уровень технических средств управления находится на среднем уровне. Это объясняется низким уровнем автоматизации и устареванием способов сбора и обработки информации.
Для эффективной работы системы необходимо переходить на новый уровень организации работы. Автоматизация процессов позволит уменьшить объем обрабатываемой вручную информации и сконцентрироваться на принятии эффективных решений по созданию программ развития ПК.
5. Информация Нэффективные способы получения и обработки информации.  В первую очередь это связано с огромным потоком информации и ее дифференциации. В результате при выработке, какого либо проекта или программы учитываются не все факторы и важные моменты. Возможно при создании проекта «Промышленный парк» нехватка и недостаточный анализ всей информации также послужил его нерациональному созданию.
6. Методы управления Методы управления используются на очень низком уровне. Это связано со многими факторами, которые оказывают влияние не только на этот элемент:
— недостаток нормативных документов
— отсутствие системы четкого контроля
— недостаток квалификации для применения того или иного метода
— образовавшееся мнение об отсутствии необходимости в стимулировании предприятий
— низкий уровень правового обеспечения
Все эти факторы в совокупности служат причиной низкой эффективности и недостаточности применения методов управления системой программ развития.
7.Технология управления Уровень технологии управления находится на среднем уровне. Это объясняется тем, что в системе не описаны процессы управления, и при принятии или совершении любой операции начинается хаос, не определены четко и не закреплены ответственные за операции или процессы.
Частичная обработка информации приводит к недостатку данных для принятия решения, а, следовательно, и для разработки действенных программ.
Отсутствие документально закрепленных основ функционирования производственной кооперации в регионе не дает возможность инициатив и проявления интереса со стороны производственных компаний в вовлечении в процесс разработки программ.
8. Финансы Один из элементов стандартных систем управления – финансы – достаточно сложно анализируется, применительно к региональной системе проектов развития ПК. В первую очередь, это связано с невозможность точного расчета эффекта и эффективности того или иного действия. Региональная система – система, в которой взаимосвязано и взаимозависимо очень большое число элементов. Соответственно при малейшем изменении того или иного элемента эффект может быть непредсказуем. Однако, с точки зрения системы, рассматриваемой в данной работе, можно отметить, что при влиянии на ее элементы возможно как изменение состояния производственной отрасли(как микроуровень), так и изменение всей региональной системы(как макроуровень)
9.Управленческие решения Уровень принятия управленческих решений находится на среднем уровне. На данный показатель в рамках рассматриваемой системы влияет как скорость принятия решений, их своевременность, так и причины по которым эти решения не были применены. И также на данный элемент и его эффективность влияют как характер и четкость распределения функций, регламентированность их принятия так и их квалификационная обоснованность.

В целом экспресс-анализ является хорошим индикатором выявления проблем и подтверждения информации о состоянии системы управления.

Эффективность реализации производственных программ зависит от эффективности организации взаимодействия субъектов экономической деятельности в производственной сфере. Появление качественно новых отраслей производства, увеличение дифференциации и специализации отдельных производств, развитие малого бизнеса, углубление международного разделения труда – все это предопределяет поиск новых путей повышения эффективности взаимодействия экономических субъектов.

Исследование системы управления проектами развития ПК с точки зрения целостности системы и ее подсистем и взаимодействия ее с внешней средой позволяет сделать  следующие выводы:

  1. в Кировской области ведутся мероприятия по разработке программ развития ПК.
  2. очевидна проблема незавершенности и непоследовательности действий по развитию ПК.
  3. в регионе отмечается рефлексивное отношение власти к необходимости развития ПК.
  4. подсистемы управления частично взаимосвязаны и функционируют, но реальная ситуация в их функционировании не соответствуют уровню, определяемому нормативными документами.
  5. ответственность за выполнение функций часто перекладывается с одного субъекта (управляющего органа) на другой.

Достаточно часто предприятия закупают комплектующие, упаковку за пределами области, а компаниям, заинтересованным в реальной кооперации, не удается построить отношения с местными производителями.

Для развития производственной внутриобластной кооперации необходимы продуманные формы экономического стимулирования: введение для предприятий-участников льготных систем кредитования, субсидирование процентных ставок по кредитам и др.

Необходимо также проведение масштабных маркетинговых исследований – производство какой продукции на принципах субконтрактации может быть наиболее востребовано и экономически обосновано.

Необходима организация более тесной связи науки и производства, использование возможностей кировских НИИ и вузов.

Возможно также создание крупными предприятиями области единого инженерного центра по разработке новых изделий.

В качестве мероприятий по развитию кооперации в регионе предлагается повышение эффективности регионального центра кооперации, это поможет решить ряд значительных вопросов по поиску партнеров и информации и облегчить работу производственным компаниям.

Целями данного центра являются:

  • Содействие малым и средним производственным предприятиям Кировской области в поиске партнёров по производственной кооперации — заказчиков и поставщиков, потребителей производственных услуг.
  • Информационная поддержка субъектов малого бизнеса в системе производственной кооперации.
  • Подготовка предложений по продвижению субконтрактации, кооперации и аутсорсинга на промышленных предприятиях г. Кирова.
  • Оказание помощи предприятиям в снижении издержек производства, загрузке технологического оборудования, оптимизации производственных процессов.
  • Рост числа предприятий занятых производственной деятельностью
  • Активизация деятельности центров прикладных услуг (информационных, консультативных, инжиниринговых, проектных, конструкторских и др.) для промышленных предприятий

Организация и успешное функционирование в Кировской области промышленной кооперации приведет к:

  • повышению конкурентоспособности промышленного сектора Кировской области за счет инновационной и импортозамещающей продукции;
  • вовлечению в производство научно-технического потенциала республики;
  • созданию условий для широкого привлечения инвестиционных ресурсов в производственную сферу Кировской области;
  • развитию исследовательской деятельности в высших учебных заведениях республики при кооперации с промышленностью.

Библиографический список:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. (Федеральный закон от 30.11.94 г. N 52-ФЗ).
  2. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.96 г. N 41-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 14.05.2001 г. N 53-ФЗ).
  3. Закон Кировской области от 31.12.2002 N 125-ЗО «О промышленной политике в Кировской области»
  4. Сайт газеты «Вятский наблюдатель», «Кировские предприятия не могут найти на местном рынке партнеров по аутсорсинугу и производственной кооперации» URL: http://www.nabludatel.ru/index.php?modul=news&id=54994 (Дата обращения 20.10.2011)
  5. Промышленная кооперация в малом и среднем бизнесе URL: http://www.dist-cons.ru/modules/PromCoop/index.html (дата обращения 15.10.2011)
  6. Сайт ВТПП http://www.vcci.ru/cps/index.php
  7. Сайт Программы ОАО «Промышленный парк» URL: http://www.xn--43-6kc4bilgcge.xn--p1ai/index.php

References:

  1. The Civil Code of the Russian Federation. Part one. (Federal Law of 30.11.94, N 52-FZ).
  2. Federal Law «On the production cooperatives» from 08.05.96, N 41-FZ. (in the red. Federal Law of 14.05.2001, N 53-FZ).
  3. Law of the Kirov region of 31.12.2002 N 125-ZO «Industrial Policy in the Kirov region»
  4. The site of the newspaper «Vyatka Observer», «Kirov company can not find in the local market partners autsorsinugu and industrial cooperation» URL: http://www.nabludatel.ru/index.php?modul=news&id=54994 (Date of treatment 10/20/2011 )
  5. Industrial cooperation in small and medium business URL: http://www.dist-cons.ru/modules/PromCoop/index.html (date accessed 10/15/2011)
  6. website VTPP
  7. Program Web site of «Industrial Park»

Еще в рубриках

Экономика инноваций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *