Государственное регулирование импорта и экспорта в аграрной сфере в Азербайджанской Республике в современных условиях
State regulation of imports and exports in the agricultural sector in the Republic of Azerbaijan in the present conditions
Авторы
Аннотация
В статье подчеркивается необходимость осуществления государственного регулирования импорта и экспорта в аграрной сфере Азербайджанской Республики в условиях формирования новых экономических отношений. С этой точки зрения анализируется современное состояние импорта и экспорта, а также были определены некоторые проблемы. В статье, использованы опыты развитых стран и учитывая специфические особенности сельского хозяйства, выдвинуты предложении по решению существующих проблем.
Ключевые слова
импорт, экспорт, государство, регулирование, аграрная сфера.
Рекомендуемая ссылка
Государственное регулирование импорта и экспорта в аграрной сфере в Азербайджанской Республике в современных условиях// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (25). Номер статьи: 2505. Дата публикации: 25.03.2011. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2505/
Authors
Abstract
In this article in conditions formation new economic relationship considered necessity implemented state regulation import and export agrarian area of Azerbaijan Republic. From this point of view analyzed current conditions import and export also defined some problems. In this article used experienced developed countries and taking into account specific features agrarian sector and put forward recommendation for solving exist problems.
Keywords
imports, exports, state, regulation, the agrarian sector.
Suggested Citation
State regulation of imports and exports in the agricultural sector in the Republic of Azerbaijan in the present conditions// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (25). Art. #2505. Date issued: 25.03.2011. Available at: https://eee-region.ru/article/2505/
В современных условиях для развития экономики страны необходимо обеспечить ее интеграцию в мировую экономику. В результате осуществляемой в Азербайджанской Республике внешнеэкономической политики налажены широкие связи с многими странами мира, разными структурами и сообществами [1, 2]. Превышение объема производства в стране сельскохозяйственной продукции над спросом на эту продукцию обуславливает выход страны на мировой рынок. Для этого государство регулирует внешнеэкономические связи путем осуществления оптимальной торговой политики. Приоритеты соотношений спрос-предложение на внутреннем рынке определяются за счет регулирования внешнеэкономических связей. При формировании любых оптимальных структур в сфере национальной экономики необходимо наличие соответствующих материальных благ (природных ресурсов, рабочей силы, инвестиционных вложений и прочих производственных факторов). Взаимозаменяемость этих факторов способствует экспорту. При этом, не следует допускать экспорт сельскохозяйственной продукции в виде природного сырья.
Экспорт из республики сельскохозяйственного природного сырья, прошедшего через соответствующие производственные процессы, считается более целесообразным. Следовательно, для увеличения экспорта необходимо, в первую очередь, обеспечить развитие перерабатывающей промышленности с формированием новых структурных отраслей в аграрной сфере. Если дальнейшее развитие республики в аграрной сфере произойдет изолированно, то есть без усиленного развития перерабатывающей промышленности, тогда не может быть и речи об экспорте сельскохозяйственной и пищевой продукции. Несмотря на дефицит на мировом рынке сельскохозяйственной продукции с необходимыми свойствами по упаковке, ассортименту, рекламе и др., в зарубежных странах спрос на ту же продукцию, отличающуюся экологической чистотой, весьма высок. Именно для успешного решения подобных проблем и вступили в силу «Правила регулирования импортно-экспортных операций в Азербайджанской Республике», утвержденные Указом Президента Азербайджанской Республики «О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской Республике» от 24.06.1997 г.
Недостаточное развитие оптовых закупок в нашей республике – отдельная проблема, которая приводит к серьезным трудностям, связанным с реализацией продукции по самостоятельным каналам сбыта. В начальный период экономических реформ, когда применялись экспортные сборы и импортные субсидии, внешнеторговая политика государства еще больше усугубляла проблемы аграрной сферы. Лишь в последнее время приняты меры по защите местных производителей, хотя применение подобных мер оправдывает себя только в начальные этапы реформ. В соответствии с Указом Президента страны «О применении Закона Азербайджанской Республики «О государственном бюджете Азербайджанской Республики на 2001-й год» от 28.11.2000 года, Кабинет министров Азербайджанской Республики утвердил «Ставки импортных пошлин по товарам, ввозимым на территорию Азербайджанской Республики», «Перечень товаров, облагаемых экспортным таможенным сбором при вывозе их из Азербайджанской Республики, и ставки экспортных пошлин», «Размеры таможенных сборов, взимаемых за таможенное оформление» и принял Постановление «О ставках таможенных сборов по экспортно-импортным операциям и о размерах таможенных сборов, взимаемых за таможенное оформление в Азербайджанской Республике» от 12.04.2001 года (со времени принятия этого Постановления в него внесены разные дополнения и изменения).
Для развития внешней торговли в нашей стране необходимо, в первую очередь, обеспечить государственное регулирование экспортных операций. В последнее время, в результате развития рыбоводства, являющегося одним из приоритетных сфер экономики нашей страны, производятся высококачественные морские продукты, предназначенные для экспорта. В этих экономических условиях, 6.07.2005 года Президент Азербайджанской Республики подписал Указ о внесении дополнений в указы Президента Азербайджанской Республики в связи с применением Указа Президента Азербайджанской Республики от 1.04.2005 года «О регулировании экспорта из Азербайджанской Республики в страны Европейского Союза рыбы и других морских продуктов».
По данным Государственного Комитета по статистике Азербайджанской Республики, объем экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в 2009 году был выше соответствующих показателей за 2003-й год. Так, если в 2003-м году сумма экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции составляла 127,6 миллионов долларов США, то в 2009-м году соответствующий показатель вырос до 526,2 миллионов долларов США. Несмотря на динамический рост объема экспорта, в 2008-м году значение этого показателя зарегистрировано на уровне 533 миллионов долларов США. Это было связано со снижением объема внутреннего производства сельскохозяйственной и пищевой продукции в стране. За последнее время наблюдаются заметные изменения доли экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в общем объеме экспорта. Основная причина этих изменений связана с ростом экспорта нефти. Это привело к тому, что удельный вес сельскохозяйственной и пищевой продукции в общем объеме экспорта, составлявший в 2003-м году 4,9%, в 2008-м году снизился до 1,1%, а в 2009-м составил 3,6%. Согласно прогнозам, в ближайшие несколько лет ожидается продолжение нынешней тенденции изменения разницы между импортом и экспортом (сальдо) в пользу импорта, однако темпы роста доли экспорта будут выше темпов роста доли импорта .
При расчете прогнозных параметров импорта следует иметь в виду, что при определении этого показателя сумма иностранных инвестиций может меняться за счет ранее импортированных технологий. Следовательно, импорт современной техники и технологий, влияющих на рост импорта, необходимо учитывать только за период их импорта. Эти расчеты основаны на принципах, которые действительно приводят к росту экспорта и сокращению импорта, а в конечном итоге – к положительному сальдо внешней торговли (разницы между экспортом и импортом). Пока трудно рассчитать на то, что упомянутые выше задачи будут решены в ближайшее время. В частности, достаточно сложно придать соответствующий мировым стандартам современный внешний вид сельскохозяйственной продукции, произведенной в нашей республике с применением старой материально-технической базы, подвергшейся физическому и моральному износу. Такое состояние материально-технической базы негативно сказывается на ассортименте производства и конкурентоспособности разных видов сельскохозяйственной продукции. До тех пор, пока техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции в республике не будет отвечать требованиям мировых стандартов, объем импорта сельскохозяйственной продукции будет выше объема ее импорта.
По данным Государственного Комитета по статистике Азербайджанской Республики, в 2005-2009 гг. произошли определенные изменения в структуре экспорта из нашей страны сельскохозяйственной и пищевой продукции [3]. Так, если в 2005-м году объем экспорта свежих овощей из нашей республики составлял 34 тыс. тонн, то в 2009-м году соответствующий показатель был равен 63 тыс. тонн, иными словами, объем экспорта свежих овощей возрос на 85%. То есть, объем экспорта свежих овощей в 2009-м году возрос на 29 тыс. тонн по сравнению с соответствующим показателем за 2005-й год. Объем экспорта чая в 2009-м году составил 6,3 тыс. тонн, что больше соответствующих показателей за 2005-й год на 1,1 тыс. тонн, или на 21,2%. В 2009-м году объем экспорта растительных масел из республики также возрос и составил 21,1 тыс. тонн против 18,1 тыс. тонн, то в 2005-м году. Таким образом, в 2009-м году объем экспорта растительных масел возрос на 3 тыс. тонн или на 16,6% по сравнению с соответствующим показателем за 2005-й год. Объем экспорта виноградного вина в 2009-м году возрос в 2,9 раза по сравнению с соответствующим показателем за 2005-й год. Наряду с отмеченными выше положительными явлениями, в 2009-м году наблюдалось снижение объема экспорта сахарной свеклы, икры осетровых, крепких спиртных напитков, табака, фруктовых и овощных соков по сравнению с соответствующими показателями за 2005-й год. Так, в 2009-м году объем экспорта из республики сахарной свеклы составил всего 2,6 тыс. тонн, что на 47,1 тыс. тонн меньше соответствующего показателя за 2005-й год. В результате анализа стало известно, что в 2009-м году объема экспорта из республики сахарной свеклы сократился на 94,8 % по сравнению с соответствующими показателями за 2005-й год.
В 2009-м году объем экспорта из республики икры осетровых составил всего 0,003 тыс. тонн, что на 70 % меньше соответствующего показателя за 2005-й год. В 2009-м году объемы экспорта крепких спиртных напитков и табака оказались ниже соответствующих показателей за 2005-й год. Так, в 2009-м году объем экспорта крепких спиртных напитков составил 322,9 тыс. тонн, а объем экспорта табака – 1,8 тыс. тонн. Таким образом, в 2009-м году экспорт спиртных напитков сократился на 45%, а экспорта табака – на 76 % по сравнению с соответствующим показателем за 2005-й год.
С 2005 по 2009 год в Азербайджанской Республике наблюдался рост суммарного объема экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции. Так, если в 2005-м году суммарный объем экспорта этих видов продукции составлял 326,9 тонн, то в 2009-м году соответствующий показатель был равен 526,2 тыс. тоннам. Таким образом, в 2009-м году экспорт сельскохозяйственной и пищевой продукции возрос на 61% по сравнению с соответствующим показателем за 2005-й год. Следовательно, в 2005-2009 гг. в республике наблюдалось развитие экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции. В целом, за эти годы, несмотря на негативное влияние ряда макроэкономических факторов (мирового экономического кризиса), наблюдался определенный прогресс.
Проведенные нами анализы позволяют сделать вывод о том, что виды сельскохозяйственной и пищевой продукции, как свежие овощи, чай, растительные масла и виноградные вина, ныне преобладающие в структуре экспорта из Азербайджана, и в дальнейшем останутся приоритетными. Для того, чтобы сохранять стабильный на эту продукцию на рынках России (СНГ), необходима устойчивая стабильность. Зависимость сельскохозяйственной и пищевой продукции только от рынках России (СНГ) приводит к возникновению серьезных рисков. В структуре экспорта из Азербайджанской Республики доля стран СНГ составляет всего 8%, а доля других стран мира – 92% [3]. Для устранения подобного риска на уровне государства должны быть приняты меры по обеспечению экспорта азербайджанской сельскохозяйственной и пищевой продукции на рынки США, европейских стран, Японии и других государств.
Сегодня уровень экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции из нашей республики ниже уровня импорта. Структура внешней торговли в республике сельскохозяйственной и пищевой продукцией в 2009-м году наглядное свидетельство этим реалиям.
Исходя из вышеперечисленных проблем, необходимо добиться выхода на новые рынки, имеющие собственную аудиторию потребителей. Об основных направлениях аграрной сферы, следует отметить, что поскольку сельское хозяйство отличается специфическими особенностями, не присущими другим сферам экономики, суть государственной политики в аграрной сфере должна заключаться в следующем:
- Произведенная сельскохозяйственная продукция, в первую очередь, привлекается для выхода на рынки в условиях конкурентной борьбы. В таких экономических условиях экономические доходы большинства крестьянских (фермерских) хозяйств приближаются к нулевой отметке;
- Спрос на сельскохозяйственную продукцию отличается своей неэластичностью. Это означает, что, несмотря на значительную себестоимость произведенной продукции, производитель старается не повышать цену реализации готовой продукции. Поэтому в подобных условиях вполне возможно, что доходы крестьянских (фермерских) хозяйств не покрывают их затраты на производство сельскохозяйственной продукции;
- Сроки выращивания сельскохозяйственной продукции, как правило, на целый год отстают от возникновения спроса на эту продукцию. Иными словами, высокие цены на какую-либо дефицитную на рынке сельскохозяйственную продукцию, стимулируют крестьянские (фермерские) хозяйства на повышение объема производства этой продукции в следующем хозяйственном году. В итоге, в следующем хозяйственном году объем этой продукции, произведенный крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, превышает спрос на нее, что немедленно приводит к снижению цены. В этой ситуации доходы крестьянских (фермерских) хозяйств не покрывают их затраты на производство и они подвергаются банкротству;
- В результате неблагоприятных климатических условий, непогоды и рисков заболевания хозяйственный год в аграрной сфере завершается как неурожайный.
В развитых странах применяются разные формы государственной политики, цель которой заключается в поддержании крестьянских (фермерских) хозяйств [4, 5, 6, 7]. Эти меры позволяют добиться следующих целей: повышение доходности крестьянских (фермерских) хозяйств; причинение ущерба потребителям сельскохозяйственной и пищевой продукции сопровождаются серьезными общими экономическими потерями.
Применение одних из вышеперечисленных форм государственной политики с целью поддержания сельскохозяйственного производства приводит к сокращению объема производства, а применение других форм – к росту доходов государства. Одновременно, в результате проводимой государством политики, создаются условия для реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. В частности, увеличение внутреннего производства за счет государственного поддержания цен приводит к сокращению доходов государственного бюджета из этой сферы, иными словами, улучшается торговый баланс.
В развитых странах уровень доходов местных производителей регулируется путем повышения таможенных сборов с целью воздействия на рыночную среду. И в нашей республике государство регулирует внешнеэкономические связи в соответствии с интересами местных производителей.
Поскольку Азербайджанская Республика является небольшим государством, она не в состоянии благодаря своей политике влиять на мировую экономику в целях регулирования внешнеэкономических связей. Стимулирование экспорта производимой в Республике сельскохозяйственной и пищевой продукции считается приоритетом сегодняшней внешнеэкономической политики нашего государства. Стимулирование экспорта приводит к притоку иностранной валюты в нашу республику. По годовому объему производств сельскохозяйственной и пищевой продукции Азербайджанская Республика занимает одно из последних мест в мире.
По данным Государственного Комитета по статистике Азербайджанской Республики, в 2009-м году объем производства в нашей стране разных видов сельскохозяйственной продукции оказался ниже среднемировых показателей [3]. Поэтому, у Азербайджанской Республики нет возможности влиять экспортом своей продукции на мировую экономику. В отличие от развитых стран, обладающих огромными территориями, Азербайджанская Республика по состоянию собственного производства опережает многие страны СНГ. В 2009-м году показатели объема производства зерна в Азербайджанской Республике составили 2,7% от соответствующих показателей России. Аналогичные данные по сравнению с соответствующими показателями по другим странам составили: по сравнению с Австралией — 12,4%, по сравнению с Австрией — 63,4%, по сравнению с Беларусью — 32,7%, по сравнению с Болгарией — 93,4%, по сравнению с Великобританией — 14,6%, по сравнению с Венгрией — 21,04%, по сравнению с Германией — 6,9%, по сравнению с Италией — 14,2%, по сравнению с Казахстаном — 18,8%, по сравнению с США — 0,7%, по сравнению с Украиной — 5,6%, по сравнению с Францией — 4,9%, по сравнению с Японией — 24,3%. Подобная ситуация наблюдается и в сферах производства других сельскохозяйственных продуктов — картофеля, мяса (в живом весе), молока, мяса сливочного, яиц. По уровню производства зерна в 2009-м году Азербайджанская Республика опережала Армению — в 7,4 раза, Грузию — в 4,3 раза, Таджикистан – в 3,6 раза. Подобная ситуация наблюдается и в сферах производства других сельскохозяйственных продуктов — картофеля, мяса (в живом весе), молока, мяса сливочного, яиц.
Наиболее важными моментами при государственном регулировании внешнеэкономической деятельности в аграрной сфере заключается в поэтапном сокращении импорта и увеличении экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции. Для осуществления этой политики государство должно обеспечить принятие следующих мер регулирования:
- для защиты национальных производственников импортно-экспортные операции должны регулироваться таможенными тарифами в рамках международных норм. При необходимости государством должны быть установлены квоты на импорт разных видов продукции;
- для импорта некоторых видов сельскохозяйственной и пищевой продукции необходимо сформировать дифференцированный таможенный режим. В этой связи необходимо обеспечить льготные условия импорта машин и оборудования, инструментов, технологических средств, необходимых для производства и переработки продовольственной продукции, а также оборудования сельскохозяйственного машиностроения, которые не производятся в нашей республике;
- в целях интеграции и кооперации связей для формирования аграрного рынка необходимо осуществлять меры государственной поддержки;
- необходимо стимулировать кооперационные и интеграционные связи с зарубежными партнерами, в частности, усиливать связи с производственными комплексами в аграрной сфере в государствах-членах СНГ;
- необходимо увеличить объем экспорта производимой в стране сельскохозяйственной продукции и совершенствовать инфраструктуру экспорта.
Для развития внешнеэкономических отношений республики в аграрной сфере необходимо предусмотреть расширение научно-технических и экономических связей с каждым государством-партнером. Поэтому, представляется целесообразным налаживать тесное сотрудничество со всеми странами, с которыми возможно поддерживать экономические связи, обеспечить развитие сельскохозяйственного производства за счет импорта технического оборудования (машин), которые не производятся в нашей стране. Этот процесс должен осуществляться с учетом защиты экономических интересов национальных производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции. Для этого государство должно применять следующие меры:
- для устранения дефицита на внутреннем рынке сельскохозяйственной продукции, производимой в нашей стране, необходимо осуществлять протекционистскую политику, позволяющую добиться сокращения импорта в страну сельскохозяйственной и пищевой продукции по сравнению с экспортом;
- в целях стимулирования экспорта необходимо увеличить объем производства в республике сельскохозяйственной и пищевой продукции, и совершенствовать таможенное законодательство, не нарушающее стабильность внутреннего рынка. Применяя подобные меры защиты, необходимо установить конкретные сроки начала и окончания этих мер, определить ставки таможенных пошлин исходя из наименьших цен на продукцию с применением конкретной формы государственного регулирования. При определении наименьших цен необходимо исходить из реальных цен, действующих на внутреннем рынке республики. При осуществлении мер регулирования государство должно направить часть импортных таможенных пошлин на развитие сельскохозяйственного производства в качестве государственной поддержки данной отрасли.
Для развития сельскохозяйственного производства в республике необходимо обеспечить поддержку экспорту на государственном уровне и совершенствовать структуру импорта. В частности, в структуру импорта необходимо включить не только те виды пищевой продукции, которые не производятся в нашей республике, но и машины, оборудование, технику, удобрения и иные средства, необходимые для производства пригодной для экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Сельскохозяйственная и пищевая продукция, поставляемая Азербайджанской Республикой на мировой рынок, отличается, в первую очередь, своей экологической чистотой. Жесткий государственный контроль над внешней торговлей основных видов сельскохозяйственной и пищевой продукции, произведенную в аграрной сфере, и меры регулирования экспорта оказывают, в основном, стимулирующее воздействие на предпринимателей, производящих продукцию, предназначенную для экспорта.
Библиографический список:
-
Гулиев Р.Р. Проблемы агропромышленной интеграции в СНГ. М.: МСХА, 2003, 160с.
-
Мамедова М.А. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений в аграрном секторе Азербайджана / Научные труды АзНИИЭ и ОСХ , 4 части, Ы ч., Баку: Ел — Алянс, 2005, с.166-175
-
Статистические данные Азербайджана / Государственный Статистический Комитет Азербайджанской Республики. Баку: Сада, 2010, 840 с.
-
Беркович Д.Б. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства.
-
Коробейников М.Р. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора // АПК: экономика, управление, № 6, 2000, с. 29-36
-
Лукинов И. Механизмы государственного и рыночного регулирования социально-экономических процессов в Украине // Общества Экономика, 1999, № 10-11, с. 131-138
-
Серова Е.В. Особенности государственной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы экономики, 1999, № 8, с. 88-100
Еще в рубриках
Мировая экономика