Организация экономического государственного стимулирования развития туристско-рекреационных зон на территории Российской Федерации
The Organization for Economic state stimulation of tourism and recreational areas in the territory of the Russian Federation
Авторы
Аннотация
Одним из основных аспектов, усиливающим приток инвестиций в туристский сектор экономики является государственная политика по усилению активности туризма. Здесь предусмотрено разграничение инвестиционных потоков и типов инвестиций. Позитивные изменения для российской экономики заключаются в создании туристско-рекреационных зон и формировании в них связей по типу туристских кластеров, а также в обращении к заграничному опыту.
Ключевые слова
Туристско-рекреационные зоны, туристские кластеры, стимулирование инвестиций в туризм
Рекомендуемая ссылка
Организация экономического государственного стимулирования развития туристско-рекреационных зон на территории Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (25). Номер статьи: 2504. Дата публикации: 25.03.2011. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2504/
Authors
Abstract
One of basic aspects, strengthening inflow of investments is state policy on amplification of activity of tourism in tourist sector of economy. It is provided here differentiation of investment flows and types of investments. Positive changes are concluded for Russian economics in creation of tourist recreational zones and formation on them basis of tourist clusters, and also in reference to foreign experience.
Keywords
Tourist recreational areas, tourist clusters, stimulation of investments in tourism
Suggested Citation
The Organization for Economic state stimulation of tourism and recreational areas in the territory of the Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (25). Art. #2504. Date issued: 25.03.2011. Available at: https://eee-region.ru/article/2504/
Туристская сфера экономики в последнее время весьма привлекательна для исследователей, бизнесменов и инвесторов различных уровней. На активность инвестиций в экономику туризма оказывают влияние множество факторов. Одним из основных аспектов, усиливающим приток инвестиций в данный сектор экономики является государственная политика по усилению туристской активности.
Согласно исследованиям туристической экономики российскими и зарубежными учеными, государственное регулирование инвестиционной деятельности в туризме осуществляется путем проведения эффективной амортизационной, кредитной и ценовой политики; предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета (субсидии, ссуды) на развитие производств, территорий, отраслей; целевым государственным финансированием на конкурсной основе [6] (гранты и т. п.); изменениями в налоговой политике; антимонопольными мерами, прямым управлением государственными инвестициями [6].
Государственная политика по усилению инвестиционной активности в экономике туризма может заключаться в установлении льготных налогов на прибыль в турбизнесе и различных поощрений. Многие страны при выборе туристической деятельности как приоритетного направления экономического развития территорий выдвинули ряд законопроектов, способствующих развитию туризма и привлечению туристских инвестиций. Так, например, в Турции существует «Закон о поддержке туризма», на Украине разрабатывается кадастр территорий приоритетного развития, в Казахстане — «Закон о туристической деятельности», согласно которому осуществляется освобождение от налогов туристической деятельности по привлечению иностранных туристов, в Тунисе — долгосрочные налоговые льготы, низкая плата за аренду земли.
Исследователь в области туристских инвестиций Edward Inskeep в наиболее популярной своей книге «National and regional tourism planning: methodologies and case studies» по поводу экономического стимулирования туристского бизнеса, делает выводы, что обычно государство должно финансировать основные проекты, связанные с инфраструктурой и общественными туристическими предприятиями [3, с. 207]. Часть или все эти инвестиции, такие как: плата за электричество, воду, канализацию и бытовые отходы, в том числе и даже зрелищные услуги, могут быть покрыты за счет платы, взимаемой с туристов. Финансирование же инфраструктуры принадлежащей объекту, таких объектов как гостиницы или курорта обычно производится за счет частного заказчика или корпорации, если таковые задействованы в проекте.
Частные инвестиции в гостиничный бизнес и другие коммерческие структуры будут зависеть от ситуации в месте их функционирования. Если есть достаточное количество частных инвестиций, то тогда проблем не будет [4, с. 475]. Если частного капитала недостаточно, и туристический бизнес вынужден конкурировать с другими сферами за его получение, то необходимо искать международные инвестиции. Международный капитал может финансировать проекты в полном объеме или могут быть созданы совместные предприятия с местными организациями. Совместные предприятия более предпочтительные, так как в этом случае часть прибыли будет оставаться в стране.
Как отмечает Эдвард Инскип, для того чтобы привлечь частный капитал, зачастую необходима государственная поддержка стимулирования инвестиций [3, с. 206]. Можно назвать некоторые общие методы стимулирования инвестиций, которые могут быть предложены по отдельности и вместе. Это следующие методы: обеспечение участком земли или соединение нескольких участков земли в один, требуемый по размеру, по средней цене или бесплатно; предоставление доступа к городской инфраструктуре (который, так или иначе, будет предоставлен) или предоставление бесплатного доступа к инфраструктуре объекта; полное или частичное освобождение от таможенных платежей на импортируемые товары, которые будут использоваться в развитии и работе туристических объектов и услуг. Сюда можно отнести строительные материалы, машины, оборудование, материалы и транспортные средства для перевозки туристов, такие как автобусы; полное или частичное освобождение предприятия или его собственности от налогов на определенное количество лет и предоставление благоприятных скидок по снижению налогов; предоставление финансовой помощи — кредитование с применением обычной или пониженной ставки, увеличение сроков погашения кредита, скидки по платежам по кредитам частным лицам или гарантии правительства по кредитам частным лицам. Также возможно предоставление открытых грантов; неограниченное возвращение всех видов зарубежного капитала, доходов, дивидендов и процентов, после уплаты всех налогов; гарантии того, что не будет произведена национализация и экспроприация инвестиций.
Очень важно, чтобы стимулировались только одобренные проекты, которые соответствуют плану развития и программам и которые правильно оформлены. Стимулирование инвестиций может быть ограничено определенными типами развития, которые правительство хочет развивать, например определенный уровень качества гостиниц, определенный типы сервисов, такие как предоставление туров и развитие туризма в отдаленных районах. Предлагаемые методы стимулирования должны регулярно пересматриваться и приспосабливаться к текущим инвестиционным требованиям. Так, методы стимулирования, используемые на начальном этапе развития, на дальнейшем этапе развития могут быть не нужны и должны будут изменены, для того чтобы соответствовать текущим нуждам.
Во многих местах, как считает Э. Инскип, стимулирование не требуется [3, с.210] и выгода от туристических услуг является гарантированной. В таких случаях правительство может потребовать, чтобы заказчики делали платежи, возможно через ассоциации, для того чтобы равномерно распределить нагрузку по развитию инфраструктуры района. Кроме этого, можно потребовать чтобы заказчик платил и другие платежи: такие как плату за экологические и социальные последствия застройки и освоения территории. Такие платежи, например, могут включать плату за покупку земли и озеленение участков земли, равноценных участкам уничтоженных во время строительства, переселение владельцев домов, пострадавших в результате строительства.
Не так давно, в России не существовало никаких особых льгот и условий, способствующих развитию туристского бизнеса. Теперь принятые в 2006 году поправки к Федеральному Закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1] вводят понятие нового вида особых экономических зон — туристско-рекреационных [2]. Также внесены поправки в часть 2 Налогового кодекса и статью 1 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Создание особых экономических туристско-рекреационных зон поспособствует тому, что значимость туристской отрасли и масштабы развития туризма возрастут в n-кратном размере.
По оценке МЭРТ, создание особых экономических зон туристского типа будет способствовать: благоприятному инвестиционному и предпринимательскому климату в субъектах России; повышению качества и разнообразия туристских и санаторно-курортных услуг; стимулированию развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; развитию инновационной и транспортной инфраструктуры в регионе [5].
Для того чтобы особые экономические зоны туристского типа получили дальнейшее развитие и совершенствование, развитие системы поддержки создания туристско-рекреационных зон наиболее целесообразно осуществлять в порядке выполнения целевой программы. Кроме того, должно быть определено развитие системы поддержки малого бизнеса именно в туристической деятельности, также в порядке выполнения целевой программы. Здесь целесообразно осуществлять поддержку по следующим направлениям: организация маркетинговых исследований на предмет выявления незанятых, либо недостаточно заполненных ниш в сфере туризма и смежных отраслях; подготовка рекомендаций для субъектов малого предпринимательства; организация консультационной работы для начинающих предпринимателей; разработка бизнес-планов; создание льготных условий для получения инвестиционных ресурсов и поиск инвестиций под конкретные проекты; оказание помощи в аренде земельных участков под объекты туризма, оказание помощи в аренде помещений для офисов; юридическое сопровождение бизнеса; оказание помощи в продвижении услуг; содействие в формировании профессиональных ассоциаций. Это даст дополнительные преимущества и повысит перспективы формирования в регионах туристско-рекреационных кластеров.
Система стимулирования развития особых экономических туристско-рекреационных зон должна функционировать на основе государственного агентства по поддержке предпринимательства, либо на основе деятельности некоммерческой туристской организации, выполняющей государственный заказ в рамках целевой программы развития малого предпринимательства в сфере туризма. К тому же, на мой взгляд, было бы неплохо ориентироваться на опыт развития подобных направлений бизнеса в странах, в которых туристский бизнес занимает одно из приоритетных направлений экономического развития. А также в разработке стратегии развития туристско-рекреационных зон на территории Российской Федерации обратиться к научным трудам зарубежных исследований.
Библиографический список:
-
Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.garant.ru
-
Федеральный закон от 03.06.2006 N 76-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19.05.2006) [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.garant.ru
-
National and regional tourism planning: methodologies and case studies / Edward Inskeep [Текст] – Great Britain. – 2005.
-
John Tribe. Economics of leisure and tourism [Текст] – 2nd ed. – Great Britain. – 2003.
-
Министерство Экономического развития Российской федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main/
-
Государственное регулирование инвестиционного процесса в гостиничном комплексе [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.mirrabot.com/work/work_71246.html.
Еще в рубриках
Отраслевая экономика регионов