Главная страница » Публикации » №2 (14) » Экологические аспекты экономического роста региона

Экологические аспекты экономического роста региона

Environmental aspects of economic growth in the region

Авторы

Ендонова Лариса Цыденовна
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
lara890@mail.ru

Аннотация

Республика Бурятия несет основную ношу затрат по поддержанию экологических функций региона озера Байкал, имеющих мировое значение. Главная задача – сделать так, чтобы эти издержки приняли форму инвестиций, чтобы ужесточение экологических требований было синхронизировано с основными инвестиционными этапами технической модернизации экономики.

Ключевые слова

развитие, Байкал, экология, туризм, инвестиции, модернизация производств, инвестиции

Рекомендуемая ссылка

Ендонова Лариса Цыденовна

Экологические аспекты экономического роста региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (14). Номер статьи: 1407. Дата публикации: 07.06.2008. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/1407/

Authors

Endonova Larisa Tsydenovna
Saint Petersburg State University of Economics and Finance
lara890@mail.ru

Abstract

Republic Buryatiya carries the basic burden of expenses on maintenance of ecological functions of region of lake Baikal, having world(global) value. The main task - to make so that these costs have taken the form of investments that toughening of ecological requirements has been synchronized with the basic investment stages of technical modernization of economy.

Keywords

development, Baikal, ecology, tourism, investment, modernization of production, investment

Suggested Citation

Endonova Larisa Tsydenovna

Environmental aspects of economic growth in the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (14). Art. #1407. Date issued: 07.06.2008. Available at: https://eee-region.ru/article/1407/ 

Print Friendly, PDF & Email

Добиться комфортных условий жизни для населения невозможно без создания благоприятной экологической обстановки.

Если думать о здоровье народа, будущего поколения, о конкурентоспособности нашей экономики, инновациях, то ответ на вопрос, нужно ли менять нынешнюю ситуацию в области эколого-экономических отношений, очевиден.

Издержки на экологию в республике Бурятия велики и, скорей всего, будут увеличиваться в перспективе. Доля прямых убытков в валовом региональном продукте, обусловленных «байкальским фактором», составляла в последние годы 16-17 %.

Республика Бурятия несет основную ношу затрат по поддержанию экологических функций региона озера Байкал, имеющих мировое значение. Это сохранение ассимиляционного потенциала в целях поддержания глобальной устойчивости биосферы Земли; сохранение лесов как важного регулятора баланса парниковых газов в атмосфере; сохранение уникальной экологической системы озера Байкал – хранилища мирового генофонда эндемиков и Участка мирового природного наследия.

Главная задача – сделать так, чтобы эти издержки приняли форму инвестиций, чтобы ужесточение экологических требований было синхронизировано с основными инвестиционными этапами технической модернизации экономики.

Столь сложная задача может быть решена за счет:

Во-первых, адресной поддержки приоритетных экологических проектов.

Объемы финансирования природоохранных мероприятий в рамках двух федеральных целевых программ «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 гг.» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 гг.» не позволяют в полной мере решать поставленные задачи по совершенствованию инженерной инфраструктуры очистных сооружений, доочистке сточных вод, завершению строительства мусороперерабатывающего завода в г. Улан-Удэ, строительству причальных сооружений, пунктов сбора и утилизации сбросов и отбросов с плавсредств на озере Байкал и пр. Большинство мероприятий действующей Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010гг.» имеют социальный характер. Объем финансирования по программе также не позволяет существенно сократить отставание Республики Бурятия в уровне развития от других субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, привлечения масштабных инвестиций в целях внедрения эколого-безопасных, энергоэффективных и ресурсо-сберегающих технологий. Самое главное здесь — создать благоприятный инвестиционный климат, снизить уровень предпринимательских рисков, создать правила игры, равные для всех. Для привлечения в экономику крупных инвесторов, вертикально интегрированные компаний национального масштаба необходимо заключать специальные соглашения со стратегическими партнерами в интересах республики.

Правительством Республики Бурятия прорабатываются в органах исполнительной власти Российской Федерации предложения по инвестиционным проектам, предполагающим использование наилучших технологий, по развитию производств экологически чистой продукции, реконструкции/модернизации действующих производств и развитию экологически безопасных производств.

В-третьих, поддержки развития малого и среднего предпринимательства в области туризма и использования местных ресурсов и отходов. Сложившаяся система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства требует коренной перестройки, а значит и средств на ее развитие.

Важной составной частью экономики республики должен стать туризм. Для этого требуется обратить особое внимание на вопросы формирования нормативно-правовой базы его развития, динамично развивать региональную инфраструктуру.

Туризм как фактор развития общества заинтересован в сохранении природы, в регулировании антропогенных воздействий на природу, в экологизации всех сфер деятельности человека, создании экологически эффективных технологий, в формировании нового экологического мировоззрения людей. Все факторы отрицательного воздействия туристского предприятия на окружающую природную среду, нарушение экологических и природоохранных требований будут сознательно или подсознательно восприниматься современным цивилизованным туристом как экологический дискомфорт, и наоборот, соблюдение экологической гармонии, будет восприниматься комфортно.

Туризм, как ни одна другая отрасль, заинтересован в ре­гулировании антропогенных воздействий на природные комплексы, создании производственных и бытовых экологически эффективных технологий.

Туризм является экологически эффективной отраслью хозяйства. Труд работников туризма направлен не на природу, как в большинстве других отраслей хозяйства, а прямо на человека, на восстановление его физических, психологических и интеллекту­альных сил.

Туризм играет ведущую роль в деле экологического обра­зования и просвещения населения, является наиболее действенным инструментом формирования у людей глобального экологического мировоззрения.

Байкал является уникальным ресурсом, имеющим мировой уровень известности. По некоторым оценкам, в год Байкал посещают около 1 миллиона человек (преимущественно «дикарями»), что близко к критической численности, которую Байкал способен принять без ущерба. Кроме того, это уникальный с научной и культурной точек зрения объект. В целом можно говорить о низкой эффективности использования Байкала именно в качестве ресурса развития.

В связи с созданием на Байкале туристско-рекреационных особых экономических зон вопросы землепользования в центральной экологической зоне Байкальской природной территории приобретают особую актуальность, так как развитие туризма предполагает интенсивную хозяйственную деятельность: строительство спортивно-оздоровительных сооружений, гостиничных комплексов, развитие инфраструктуры и т.д.

Необходим пересмотр ограничений для обеспечения эффективного развития экономики субъектов Российской Федерации, на территории которых располагается центральная экологическая зона, без ущерба для экологической системы озера Байкал.

Создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на побережье озера Байкал, способной ежегодно принимать свыше 1 млн. туристов даст большой мультипликативный эффект.

В результате в структуре экономики значительно увеличится доля секторов с высокой добавленной стоимостью: по прогнозам, вклад туристического сектора и смежных с ним отраслей в ВРП увеличится к 2026 г. до 30%.
Запрет добычи полезных ископаемых в центральной экологической зоне БПТ определяет необходимость опережающего развития минерально-сырьевого комплекса в буферной экологической зоне БПТ и за ее границами на северо-востоке республики.

Результаты предварительных расчетов по прогнозу дотационности консолидированного бюджета Республики Бурятия, показывают, что при реализации туристско-рекреационного сценария и крупных инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе, коэффициент дотационности бюджета снизится за 10 лет более чем в 2 раза. Кроме того, создание особых экономических зон позволит снизить объем упущенных выгод из-за экологических ограничений в 3,2 раза, а соотношение упущенных выгод к ВРП снизится с 11,1% до 2,5%.

Следует ускорить темпы интеграции республики в мировую экономическую систему, используя выгодное геополитическое положение и большой внутренний потенциал развития. Речь идет об углублении и расширении международного сотрудничества по рациональному использованию недр на сопредельных территориях Республики Бурятия и Монголии (Хубсугул-Джида-Восточно-Саянский регион).

Перспективы развития Республики Бурятия в будущем во многом будут определяться тенденциями развития мирового сообщества, процессами, происходящими в экономике, социальной сфере и политической системе Российской Федерации. Но какой бы благоприятной или сложной не была внешняя среда, решающее значение будет иметь то, насколько организованно и эффективно построена система власти по использованию имеющегося потенциала развития, сформированного в сферах научно-инновационной деятельности и экономике в целом.

Литература:

  1. Севастьянова С.А. Экологический менеджмент в туризме: Учеб. пособие. -СПб.: СПбГИЭУ, 2004. – 219с.
  2. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010гг.»
  3. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010)» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 1952-р)

Еще в рубриках

Экономика природопользования и землеустройства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *