Главная страница » Публикации » №1 (49) » Проблемы формирования и развития небанковского сегмента финансового рынка Республики Таджикистан

Проблемы формирования и развития небанковского сегмента финансового рынка Республики Таджикистан

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF BANKING SEGMENT FINANCIAL MARKET OF REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Авторы

Шарипов Бахром Махмудович
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Республика Таджикистан, Института экономики и демографии АН Республики Таджикистан
b_sharipov@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования и развития небанковского сегмента финансового рынка Республики Таджикистан в переходной период, выявлены предпосылки формирования небанковского сегмента финансового рынка. Проанализирован процесс развертывания и усложнения его структуры, охватывающий рынок ценных бумаг, включая вторичное их обращение, страхование, развитие лизинга, а также иных нефинансовых организаций. Выявлен вклад данного сегмента финансового рынка на поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, динамику экономического роста.

Ключевые слова

Республика Таджикистан, финансовый рынок, небанковский сегмент финансового рынка, рынок ценных бумаг, страхование, лизинг

Рекомендуемая ссылка

Шарипов Бахром Махмудович

Проблемы формирования и развития небанковского сегмента финансового рынка Республики Таджикистан// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4931. Дата публикации: 03.03.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4931/

Authors

Sharipov Bahrom Mahmudovich
PhD, Leading Researcher
Republic of Tajikistan, Institute of Economics and Demography of Academy of Sciences of Republic of Tajikistan
b_sharipov@mail.ru

Abstract

The article deals with the problems of formation and development of the non-bank segment of the domestic financial market of Tajikistan during the transition period, identified the prerequisites of forming the non-banking segment of the financial market. It analyzes the process of deployment and complexity of its structure, covering the securities market, including its secondary treatment, insurance, leasing, development, as well as other non-financial institutions. The contribution of this segment of the financial market to maintain financial and macroeconomic stability, economic growth dynamics.

Keywords

Republic of Tajikistan, the financial market, the non-banking segment of the financial market, the securities market, insurance, leasing

Suggested Citation

Sharipov Bahrom Mahmudovich

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF BANKING SEGMENT FINANCIAL MARKET OF REPUBLIC OF TAJIKISTAN// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Art. #4931. Date issued: 03.03.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/4931/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Двадцать пять лет назад Республика Таджикистан провозгласила независимость и вступила в новый этап исторического развития. Таджикистан находился в сложной ситуации в  первые годы независимости,  так как наряду с унаследованными пороками, присущими  советской системе с ее централизованным планированием и распределительным механизмом, положение осложнили  необходимость формирования  современного  рыночного  типа    отечественного  финансового  сектора, включая   ее   банковский и  небанковский сегменты, позволяющие обеспечить финансирование национальной экономике на качественно новой, рыночной основе, гражданская война, разрушительно повлиявшая на национальную экономику.  Так, посредством формирования  финансового рынка создаются основы для  качественно новых  регулятивных  возможностей государства  для   функционирования в  рыночных условиях,   по мобилизации внутренних и внешних сбережений,  их перетока  от субъектов и отраслей , где имеется  их избыток  (государство, частный сектор, домохозяйства, внешний мир)  к тем субъектам, которые  испытывают потребность в дополнительном финансировании,  трансформации свободных сбережений  в инвестиционные ресурсы, минимизируются  риски и издержки субъектов рынка, диверсифицируются каналы финансирования и доходов  и т.д.

Актуальность данной статьи обусловлено тем, что за годы независимости формирование финансового сектора (или рынка) привело к тому, что в  настоящее время  в его  структуре  доминирующее положение  приходится на  банковский сегмент, где сосредоточены более 95 %  активов. Только  незначительная доля в 5%  приходится   на   небанковский сегмент финансового рынка (НСФР). Иными словами, сложившийся  дисбаланс в развитии финансового сектора  отрицательно   влияет   как на его собственное  развитие,   так и устойчивость и динамичность  национальной экономики Таджикистана . Как показывает мировой опыт , являясь   важнейшим   сегментом  финансового рынка и экономики в целом, становление, формирование, и эффективное  функционирование НСФР [По классификации МВФ «Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистики» к небанковским финансовым организациям относятся: институты рынка  ЦБ, включая вторичный  рынок, депозитарии, клиринговые палаты, дилеры и брокеры, реестро-держатели и  андеррайтеры ЦБ);  страховые компании и  пенсионные фонды;  лизинговые компании,  инвестиционные фонды и институты развития;   специализированные финансовые посредники: фонды  финансирования экспорта и импорта, венчурного финансирования, ломбарды ит.д.] оказывает  весомое влияние на общую эффективность и результативность национальной экономики [1].

В этой связи выявление проблем  связанные с зарождением  и формированием  НСФР  и их преодоление является   исключительно важной задачей, особенно для  суверенного государства находящееся на стадии  перехода к развитым рыночным отношениям. Другими словами,  посредством формирования современного НСФР, наряду с банковской системой,  обеспечивается  мобилизация и  перелив свободных финансовых ресурсов  от одних отраслей и секторов  экономики к другим,  тем самым формируя прогрессивную структуру экономики,  следуя за рыночным  спросом и предложением.  Соответственно,  становление и формирование НСФР играет важнейшую роль в формировании всей  совокупности макроэкономических  пропорций, формировании источников финансирования  устойчивого развития национальной экономики, функционирующей на рыночных принципах.

 

Развитие небанковского сектора финансового рынка Республики Таджикистан  с 1991 по 1995 годы

Анализ выявил, что путь, пройденный за годы независимости отечественным  НСФР, состоит из  нескольких   исторических этапов.  Прежде всего, особо значимо  историческое место первого  этапа (с 1991 по 1995 годы)  — этапа первоочередных преобразований и формирования основ НСФР в рамках переходного периода. Так, ключевым, принципиальным фактором рыночных реформ в Таджикистане стал переход от административной планово-распределительной системы в вопросах финансирования экономического роста на рыночные отношения, обеспечиваемый на качественно новой основе  — посредством  рыночных методов и финансового рынка, где особая роль отводится ее  небанковскому  сегменту.

На  начальном этапе  формирования   НСФР  основной проблемой было то , что он был  представлен  ограниченно такими  элементами, как обращение узкого перечня  видов  государственных ценных бумаг, а также доминированием государственного  страхования.  Государственные ценные бумаги, в виде государственных займов и облигаций размещались только среди  населения, имели аккумулирующий, но  некоммерческих характер,  так как их доходность  имела минимально фиксированную величину, и не могла обращаться свободно.  Их размещение осуществлялось посредством сети функционирующих  сберегательных касс. Другими словами, обращение государственные виды ценных бумаг ограничивалось  распространением государственных ЦБ  среди населения, основной целью которого было устранение необеспеченного товарами денежного излишка, частично  покрытие дефицита бюджета и   финансирование важных государственных проектов.   Соответственно, рынок ценных бумаг, как часть небанковской финансовой системы, призванный   обеспечить эффективное использование капитала в интересах всех субъектов национальной экономики, как механизм  финансирования экономического  роста, помимо банковского сегмента, имел атрофированное развитие. Так, отсутствовала  фондовая биржа, его инфраструктура, включая  торговые площадки  и автоматизированные торговые системы,  сеть специализированных депозитариев , клиринговых  расчетных систем,  включая и  многообразие  видов ценных бумаг.  Другими словами, полноценный рынок ЦБ  не существовал, не было вторичного обращения, а  стоимость и режим облуживания государственных облигаций и займов  были жестко фиксированными, независимыми  от складывающейся ситуации и конъюнктуры. Кроме того, область применения ЦБ  была весьма ограниченной, включая и  невозможность  использования  как средство платежа.

Становление страхового сегмента  НБФС первоначально происходило путем трансформации  прежней централизованно функционирующей  страховой  системы,    находящейся в процессе  развала единой  страховой  системы СССР, в рыночную.   Так, на первом этапе становления НБФС страховой сегмент был представлен единственной государственной страховой компанией «Таджикгострах», монопольно оказывающей совокупность как обязательных, так и добровольных видов страхования.  Новые  страховые субъекты НСФР  создавались преимущественно в форме кооперативных, коммерческих,  акционерно-коммерческих, смешанных и частных учреждений. Этот процесс стал основой появления конкуренции на страховом рынке, роста разнообразия страховых услуг, повышения их качества  и снижения издержек для потребителей.

Проблемы связанные с ростом финансовой и макроэкономической нестабильности оказали различное влияние на формирование и режим функционирования   НБФС.  Так, например, мобилизованные финансовые ресурсы преимущественно были использованы   на покрытие дефицита  государственного бюджета и поддержания  бюджетного  финансирования экономики.  При  этом,  большая доля  страховых накоплений  централизовано изымалась  государством  и использовались централизованно.    Это  было обусловлено резким  сокращением  поступления  доходов, включая  и налоги,  связанные с паданием объемов ВВП,  прекращением  дотаций из союзного   бюджета и т.д.

Учитывая ограниченные возможности НБФС по использованию сбережений, для устранения отрицательного  воздействия  излишнего денежного навеса были использованы  и административные меры, в том числе  путем ввода ограничений на снятие денег населением с  вкладов  как  в банках , так и страховых компаниях. Широко применялась  принудительный перевод большей части зарплаты работников в банковские вклады, выпуск имущественных облигаций в счет будущих поставок товаров  и т.д.  Однако эти меры достижения финансовой стабильности  сопровождались одновременным  принятием  ошибочных  подходов к развитию НБФС, что было обусловлено   отсутствием  опыта и   теоретических разработок.   Так, например, это подтверждается практикой периодической компенсацией денежных накоплений населения, размещенных  в банковские вклады,  в ценных  бумагах, страховых  накоплениях  путем их индексации государством за счет инфляционных источников как эмиссия дополнительных денег . Последнее стало причиной еще большего возрастания денежной массы необеспеченных товарами, так как увеличение объемов  сбережений населения сосредоточенных в финансовых институтах , использовалась последними как ресурсная  база и   увеличения кредитования экономики, еще больше  усиливая  дисбалансы в экономики и на потребительском рынке.

Хотя проведение   экономических преобразований предусматривало на первом этапе  приоритетное  развитие  НБФС, особенно  рынка ценных бумаг, что подтверждается тем, что  в 1991 и 1992 гг.,  были приняты Законы РТ “ Об акционерных обществах” и  “О ценных бумагах и фондовых биржах” [Сравнение: Закон  «О банках и банковской деятельности » был принят только в 1997г.]. Принятие данных законов были  направленных на  создание правовой базы и    формирования   инфраструктуры рынка ценных бумаг на базе формируемых акционерных предприятий. Так, предприняты меры по  использованию таких видов ЦБ как  приватизационные чеки , использованные при  проведении массовой приватизации активов,  находящихся в собственности государства, как  жилье, торговые точки, промышленные и  сельскохозяйственные предприятия, а также  объекты  социального назначения и т.д. Тем самым , посредством развития рынка ценных бумаг намеривались  решить   триединую  задачу: во-первых,  по  пополнению   доходов  государственного бюджета за счет поступления средств от приватизации государственной собственности; во- вторых,   сокращения бюджетных   расходов  направляемых на  содержание и финансирование деятельности государственных предприятий; в-третьих,  привлечение и направление сбережений населения , включая сбережения  работников акционируемых предприятий,    для компенсации нехватки бюджетного финансирования, включая  финансирование их дальнейшего  развития.   Для дополнительной  активизации  развития  рынка ЦБ была разработана и   предпринята к реализации  государственная программа  по    акционированию  государственных предприятий реального сектора, в первую очередь малых и средних размеров,  ориентированных  на внутренний   рынок с использованием механизма выпуска в обращение ценных бумаг.

Эти меры, одновременно  обеспечивали  переход деятельности  госпредприятий, включая колхозы и совхозы, с  гарантированного государством бюджетного финансирования их  затрат на  деятельность с  ориентацией   на рынок и его инструменты.   Хотя данный рыночный процесс и начал набирать обороты, однако проблемы связанные с началом   гражданской войны  отбросили  на десятилетия  усилия в данном направлении.  Так, были использованы, альтернативные рыночным  административные методы, в частности  бюджетное    финансирование   экономики  и решение иных задач военного времени  за счет использования безресурсной эмиссии денег национальным банком страны.  Эмиссия денег, не обеспеченной товарами, стала основным механизмом как восполнения  дефицита госбюджета, так и роста кредитования национальной экономики. Однако,  использование эмиссионного    механизма   бюджетного  финансирования и кредитования национальной экономики в годы гражданской войны, вызвали новые проблемы как небывалый рост инфляции,  а в дальнейшем,    ее  переход    в гиперинфляцию.

Из таблицы 1 видно, что дефицит бюджета, даже  с учетом внешнего финансирования государственных  инвестиций,  был высоким  и колебался от 17,8 % ВВП в 1991 г. до  максимального значения 30,6% ВВП в 1992 г,  с дальнейшей тенденцией сокращения в 1995 г. до 15,0% ВВП. Одновременно происходил рост индекса потребительских цен. Так, в 1992 году при дефиците бюджета 30,6 % ВВП, рост индекса цен составил 2147,0 %. Такая практика применялась периодически  до 1999 года, когда   высокий  уровень дефицита бюджета сопровождался  высоким  темпом  роста цен.   Использование без ресурсной эмиссии НБТ обусловило  обесценение сбережений и реальных доходов населения.

 

Таблица 1 — Дефицит бюджета и инфляция (индекс потребительских цен) в начальные годы рыночных реформ.[2.,c. 88]

Годы 1991 1992 1993 1994 1995
Широкий показатель дефицита бюджета, в % от ВВП 17,8 30,6 24,7 20,l 15,0
Индекс потребительских цен,  в % к предыдущему году 212,0 2147,0 2236,1 339,5 543,1

 

Гражданская  война оказала  сильное влияние  и на затягивание  процесса   перехода на собственную национальную валюту.   Так, на территории республики до конца 1993 года находилась в обращении валюта периода Советского Союза.  Это обстоятельство породило целый ряд серьёзных социально-экономических проблем  для национальной экономики и для развития НБФС в частности. Так, выход большинства  бывших стран СССР из рублевой зоны и их переход на использование собственных национальных денег,  за исключением России и Таджикистана,  привело  к тому , что вышедшие из обращения советские рубли стали поступать в больших размерах в денежное обращение в Таджикистан, переполняя ее обесценившимися рублями. Это еще больше усугубило положение на потребительском  рынке, привело к росту инфляции.  Активизация инфляционных процессов  создала «благоприятные» условия для предприятий, особенно  ориентированных на внутренний спрос. Последние начали  получать дополнительные доходы за счет инфляции и роста цен,  сопровождаемое  одновременным сокращением  рабочих мест,  физических  объемов производства, снижением  качества  товаров, и мало нуждались в дополнительном финансировании, что сдерживало развитие рынка ценных бумаг. При этом, полученные дополнительные финансовые ресурсы из-за роста инфляционных ожиданий не были направлены на инвестирование  расширенного  воспроизводства, а использовались на цели текучего  потребления.

Проблемой сдерживающий  развитие  рынка   ценных бумаг стала   высокая  инфляции и  рост  цен на имущество акционируемых предприятий  из-за переоценки их основных  фондов. Эта стало одной из  причин того, что   акционирование предприятий государственной собственности происходило минуя выпуск и  обращение ЦБ через  альтернативные формы, включая  аукционы, тендеры, выпуск внутренних инвестиционных чеков и их распределения среди коллектива предприятий.  Тем самым, на первом периоде формирования небанковского финансового сектора, развитие  рынка акций и облигаций, особенно  корпоративные ценные бумаги,    поддерживала  процесс  акционирования,   не позволяя  снизить нагрузку на государственный бюджет, а также   привлечь дополнительные финансовые ресурсы от эмиссии акций.

Не решила кардинально вышеперечисленных проблем и первая денежная реформа в Таджикистане,   связанная с вводом в денежное обращение с  1 января 1994 года новых рублей  Российской Федерации. Основной целью данной денежной реформы было снижение  отрицательных последствий  от роста поступлений обесценившихся советских рублей. Однако, данный обмен одних денежных знаков на другие , в частности  на рубли РФ не дал существенного положительного эффекта, и негативные тенденции продолжали наращиваться.       Фактически, инерционно, предыдущая схема «стока» российских рублей  в Таджикистан, хоть и в усеченном варианте, но сохранилась. Так, если инфляция в  1994 г. и снизилась по отношению  1993 г. в 73 раза , и с четырехзначных цифр перешла в трехзначные, о чем  свидетельствуют данные таблицы 2, в месте с тем , в последующем она опять существенно выросла.

 

Таблица 2 — Индексы потребительских цен на товары и платные услуги за 1991-1995гг. (в %, декабрь к декабрю предыдущего года) [3, c. 258]

Индексы 1992 1993 1994 1995
На все товары 1420,0 7425,5 101,0 2483,7
Продовольственные 1430,0 9914,8 84,4 3108,1
Непродовольственные 920,0 5180,5 112,3 1639,6
Платные услуги 1130,0 2635,9 298,9 1055,4

 

Краткосрочный эффект денежной реформы 1994 г. был связан в основном  дефицитом наличных российских рублей в денежном обращении страны, тогда как объемы безналичных денег на счетах предприятий и организаций, в том числе финансовых посредников  достигали астрономических размеров. То есть, появилась проблема дисбаланса между наличными и безналичными денежными ресурсами.  Такая ситуация создавала неблагоприятные условия для развития экономики, создавая ложные ориентиры и оценки, противоречащие реализации  основных социально-экономических  задач по развитию. Это привело к существенному  сокращению  реального объема  ВВП,  снижением объемов производства в большинстве отраслей реальной экономики, сокращением рабочих мест и  ростом безработицы, и в конечном итоге падением уровня жизни населения.

Однако, в первоначальный  период становления  НБФС, который совпал с  ухудшением  макроэкономических показателей, получил  бурное развитие, которое отразилось в росте  объемов  операций с ценными бумагами и увеличении  страховых  услуг.  Прирост вкладов, приобретение облигаций и других ценных бумаг населения  выросло за рассматриваемый период в 21  раз- с 1 881 млн. рублей в 1991 г. до 39 323 млн. рублей в 1994 г..  При этом, только  объемы банковских вкладов населения выросли с 4 515,6 млн. рублей в 1991 г. до 182 290 млн. рублей в 1994 г. или в  40,3 раз.  Объемы  страховых платежей за рассматриваемый период выросли с 177,5 млн. рублей  до 16 125 млн. рублей , или  в 90,1 раза, в том числе – по совокупности предприятий и организаций- на 143 раз, а от населения – в 23 раза.      За этот период наблюдается увеличение  не только вклада, но и рост  доли  финансового сектора в объеме  ВВП. Так, финансовая деятельность (кредитование, страхование и операции с недвижимостью) в 1992 г. обеспечила вклад в рост объеме  ВВП на  сумму  3,1 млрд. рублей, с  долей  4,8 % ВВП, а  в 1994 г. рост показателей составил соответственно —  195,5 млрд. рублей, с  долей  —  10,9 % ВВП.  (на 6,1 пункта,). То есть, только за два года объемы операций увеличились в 63,1 раза, а рост доли сектора в ВВП повысился в  2,3 раза.      В этот  период  развития НФС увеличилось и количество  финансовых посредников, так как  рентабельность и отдача на капитал в данной отрасли были наиболее высокими на фоне его падения в реальном секторе экономики. Так, например, количество организаций,  занимающихся финансовым посредничеством за 1991-1994 гг. выросло с 266 ед. до 344 ед. , или в 1,3 раз.   Иными словами, финансовый сектор имеет возможности  для своего развития и  в неблагоприятных условиях, тем самым формируя новую проблем, у связанную с ростом дисбаланса в его  собственном  развитии  и реального сектора экономики.

Ввод в обращение национальной валюты позволил перейти к формированию   современных рыночных  основ национальной экономики и финансового сектора, включая и его   небанковский сегмент. Проведенная жесткая денежная реформа 1995 г., несмотря на ее тяжелые последствия, связанные с утратой населением своих  сбережений вложенных во  вклады  и ценные бумаги, а также  накоплений  предприятиями  и организациями, включая и финансовыми  посредниками  ( банки, страховые  компании и т.д.) в краткосрочном периоде способствовали достижению финансовой стабильности и  постепенному снижению инфляции. Начиная с 1997 г. был предотвращен   спад в экономике и экономика  перешла  на    траекторию динамичного экономического развития.

Для финансового сектора в целом, а также для НБФС основным  приоритетом деятельности стало  поддержание  финансовой стабильности  и постепенное  снижение  уровня инфляции.  Однако,  в рамках программы достижения финансовой стабильности в экономике  встала новая проблема – снижение  уровня монетизации экономики —  с 83 % в 1994 г.  до 6%  в 1995 г.    Это обусловило снижение  потенциала финансового  посредничества. Так, выпуск   ценных корпоративных бумаг связи с резким сокращением сбережений населения упал, как и реальные доходы населения.    Узкая финансовая  база  предприятий в последствии  денежной реформы , обусловило их высокую потребность  во внешнем   финансировании где доминирующую позицию заняло  кредитование.

 

Развитие небанковского сектора финансового рынка Республики Таджикистан  с 1995 по настоящее время

Основным  кредитором экономики, в том числе для банков,  стал  Национальный Банк Таджикистан, осуществляющий кредитование отраслей реальной экономики. Для  поддержания   инфляции на низком уровне был осуществлен  переход к финансированию дефицита бюджета на принципиально новой основе – кредитной. Он предусматривал использование и   новых инструментов виде государственных ценных бумаг, включая  Государственные  векселя  НБТ и казначейские бумаги  Минфина.  Первый выпуск Государственных казначейских векселей (ГКВ), осуществлен Минфином РТ в соответствии с ПП РТ «О выпуске в обращение Государственных казначейских векселей Республики Таджикистан» от 17.11.2009 г, в пределах объема, указанном в Госбюджете РТ на 2009 год.

Приоритетными задачами  для рынка ценных бумаг является   поддержание долгосрочной макроэкономической и финансовой стабильности в национальной экономике, достаточной ликвидности в финансовом секторе в целом.  Этот механизм используется до  настоящего времени, несмотря на то, что   оборот ценных бумаг в Таджикистане ограничен узкими рамками взаимоотношений на коммерческой  основе между госбюджетом и  банковским сегментом финансового сектора. Имея небольшие  объемы  совершаемых сделок, с целью восполнения  кассовых разрывов бюджета, поддержания достаточной  ликвидности кредитных организаций,  он используется и как инструмент стерилизации излишних денег в обращении, поддерживая  профицит  бюджета.  т.д.

В настоящее время в республике  создается  нормативно-правовая база по развитию сегмента по  ЦБ,   зарегистрированы две фондовые  биржи, несколько брокерских контор, депозитарии и реестродержатели. Так, на 2015 г.  со стороны регулятора, для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг,  выдано 17 лицензий , в том числе 4 лицензии для осуществления деятельности по ведению регистра владельцев ценных бумаг, 11 лицензий для осуществления брокерской и дилерской  деятельности , 2 лицензии для депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.   В 1996 году было образовано  Агентство по рынку ценных бумаг при Министерстве финансов, которой были   приданы  полномочия на  разработку и утверждение  нормативных актов, регулирующие отношения, возникающие на рынке ценных бумаг. В настоящий момент Агентством   разработано более  100 нормативных правовых актов,

Важнейшей задачей развития инфраструктуры рынка ЦБ является организация деятельности фондовой биржи.  12 октябри  2015 г. была  регистрация и  открытие  “ Центральноазиатской Фондовой биржи” в г. Душанбе, которая открывает широкие возможности для развития этого рынка.

За период с 2008 -2015 гг. наблюдается увеличение  эмиссии ценных бумаг, в том числе  как за счет создания новых акционерных обществ, так и выпуска дополнительных акций  акционерными  обществами,  функционирующими   в   банковской системе, строительной отрасли, энергетике, промышленности и сфере услуг.

С учетом вышеизложенного можно отметить, что в Таджикистане сформирована законодательная база, регулирующая отношения субъектов на рынке ценных бумаг, которая позволит в ближайшей перспективе сформировать альтернативный канал по финансированию реального сектора, помимо кредитного.

Важно устранить проблему на рынке ценных бумаг через  активизацию вторичного его сегмента,  тем самым повысив  уровень   доступности  финансирования  реального сектора экономики, особенно в долгосрочных ресурсах .

В настоящее одним из крупных  составляющих НБФС стал и его    страховой сегмент,  состоящий из 17 единиц страховых компании,  из которых одна иностранная. Ими оказываются различные услуги по страхованию, в том числе и предприятиям реального сектора. Только за 2000-2015 гг. объем предоставленных страховых услуг  увеличивался весьма высокими темпами, а объем страховых взносов возрос более 200 раза. Быстрое развитие страхового рынка способствовало возрастанию роли этой отрасли в экономике страны, и  за рассматриваемый период доля страховых взносов в валовом внутреннем продукте возросла с 0,05% до 0,47%, т.е. на 0,42 процентных пункта или в 8,4 раза. Однако ,  следует отметить, что отечественный  страховой сегмент не достиг уровня ,  характерного развитым и развивающимся экономикам.  К тому же, сохраняются проблемы с    низкой капитализацией сектора, наличием  высокого уровня монополизма. Так, на рынке страховых услуг, среди страховщиков, функционирующих на страховом рынке Республики Таджикистан, только Государственная страховая компания «Точиксугурта» имеет относительно большой размер уставного капитала, который составляет 12,2 млн. сомони или же 2,8 млн. долл. США. Средним размером активов располагают такие предприятия, как Государственное унитарное предприятие «Точиксармоягузор» (8,0 млн. сомони или 1,8 млн. долл. США) и страховые компании «Кафил» и «М-полис» (по 1,0 млн. сомони или 0,2 млн. долл. США). Уставные капиталы остальных компаний еще не достигли даже 0,75 млн. сомони или 0,17 млн. долл. США монопольное положение занимают две государственные страховые компании — «Точиксугурта» и «Точиксармоягузор» [«Точиксугурта» — «Таджстрах», «Точиксармоягузор» -«Таджинвест»],  а остальные страховые компании занимают незначительную долю рынка.  На   сегменте страхования функционирует и Фонд страхования сбережений физических лиц, которое призван  осуществлять страхование  депозитов населения привлеченных  кредитными  организациями,  создавая   необходимые  резервы  для покрытия обязательств вкладчикам в случае  банкротства банков и МДО.

Важнейшим направлением деятельности страховых организаций  в перспективе  будет ее сближение с иными сегментами финансового рынка,  особенно с банковской.  Это взаимодействие будет направлено как на страхование банковских рисков, так и за счет массового характера этих страховых операций или как взаимная  поддержка развития.  В частности,  использование новых инновационных страховых продуктов оказываемых для  банков и микрофинансовых организаций позволит перейти к стимулированию использования ими преимущественно финансовых инструментов, номинированных в национальной валюте. Это позволит  снизить сложившийся уровень  долларизации как денежном, так и реальном секторах экономики.   Так, ныне как привлечения депозитов населения банками (более 70%) , так и выдаваемые кредиты реальному сектору (до 65%) преобладающе осуществляются с использованием иностранной валюты. Кроме того,  это направление, с учетом использования  современных инструментов по хеджированию и страхованию рисков страховыми компаниями, позволит развить объемы операций и инструментов  по перестрахованию  рисков на внешних рынках, углубляя интеграцию глобального и отечественного финансовых секторов  между собою.

Важным направлением развитие страхования будет формирование их  как активных  участников  рынка ценных бумаг в виде  крупных портфельных инвесторов. Большие перспективы развития НБФС связаны и с принятием Закона « О негосударственных пенсионных фондах» от 15 декабря 2005г № 127 (в редакции Закона РТ от 28.06.2011г. №737, от 27.11.2014г.№1162), который  формирует условия по созданию и  функционированию негосударственных пенсионных фондов. Появление новых субъектов в  НБФС ,  выступающих  виде  специализированных  некоммерческих  организаций по пенсионному обеспечению граждан на добровольной основе, позволяя не только сократить удельные расходы  бюджета  на социальное обеспечение граждан, но и создать основу долгосрочных финансовых  ресурсов, снижая уязвимость экономики от внешних финансовых  источников.   Это позволит  в ближайшей перспективе, развить  сеть  не   частных пенсионных фондов, но и  формированию  паевых инвестиционных компаний, фондов коллективного инвестирования, хедж-фондов и   иных финансовых институтов, которые в настоящее время отсутствуют. Их появление   позволит генерировать   долгосрочные ресурсы в национальной валюте, кардинально улучшить доступность долгосрочных вложений в реальную экономику.    Институциональное  развитие   НБФС позволит  дополнительно активизировать  деятельность и стимулы по  мобилизации свободных сбережений населения, одновременно содействовать  росту их   вклада в развитие национальной экономики и повышении благосостояния населения.

На отечественном НБФС, учитывая формирующийся благоприятный инвестиционный климат,  появляются  и иные новые виды финансовых посредников.  Так,  например,  с июля  2014 года в Таджикистане зарегистрирована новая финансовая компания ООО «Партнерство по поддержке кредитов в Таджикистане» занятая  поддержкой реализуемых   инвестиционных проектов.  Оказывая гарантийные услуги, компания  предлагает разделение кредитного риска,  а так же усиление потенциала финансового сектора в Таджикистане с целью улучшения доступа к финансам для представителей малого и среднего бизнеса для  развития  частного сектора,  создания  рабочих мест и  увеличения их доходов.

Гарантийная деятельность  компании   осуществляется в двух  основных направлениях. Первая,  связана с предоставлением  кредитных гарантий финансовым институтам страны. Так, компания  покрывает 60% остаточной стоимости кредитов. Сумма кредита которую может гарантировать фонд это от  10 000 до 500 000 долларов США. Второе направление , связано  с оказанием технической поддержки партнерам,   направляемая  на усиление их потенциала виде оказания  специфичной для каждой отрасли и вида бизнеса  технической поддержкой  в управлении рисками, коучинге и тренингах для сотрудников, разработке новых кредитных продуктов и т.д.

Использование новых финансовых инструментов в виде кредитных гарантий обеспечивают как банкам и МФО, так и самим клиентам–заемщикам  снижать   риски за счет того, что  часть кредита при не возврате будет покрываться гарантией. Этот механизм позволяет  увеличить объемы кредитования малого и среднего бизнеса , так как выдаваемые гарантии уменьшают  требования к  залогам по  обеспечению, тем самым  увеличивая  выдачу  кредитов  новым секторам экономики, при этом  увеличивается и  сумма  кредитов.

Другим важнейших элементов небанковского сегмента финансового рынка  является лизинг. Лизинг  важен для  финансирования реальной экономики, когда у субъектов рынка нет достаточных  накоплений и  существенных финансовых ресурсов для  активизации их  инвестиционной деятельности. На НБФС лизинговые компании получили   развитие в  последнее десятилетие (с 2008 г.). На  2015 г.  количество функционирующих лизинговых компаний в Таджикистане составило  7 единиц. Если  первоначальное развитие лизинга происходило в рамках крупных коммерческих банков, то в последующем, лизинг начал развиваться и среди средних и мелких  банков.  После 2005 г. при крупных банках  начали появляться специализированные дочерние подразделения -лизинговые компании.  Дополнительным каналом по развитию лизинга  выступают микрофинансовые организации. Так, в рамках международных программ по поддержке развития аграрного сектора,  посредством использования филиальной сети крупных микрофинансовых организаций, охватывающими  большую  часть сельской территории страны, увеличивается  финансовые ресурсы для развития микролизинга в микрофинансовом секторе. Их использование  способствовало  улучшению доступности финансирования в сельской местности, росту использования  мини-техники и иного производственного оборудования в  малых и средних дехканских хозяйствах,  частными  предпринимателями  работающими в сельской местности. Так, за период с 2006г. по 2014г. объемы лизинговых сделок в микрофинансовых организациях увеличились с 60 тыс. сомони до  2 472 тыс сомони,  или в 41 раза [6, с. 51, 57].

Развитие лизинга поддерживает расширение деятельности   отечественного  машиностроения.  Так,  завод по производству тракторов «Точирон», с участием иранского капитала,  позволил через лизинговые схемы  улучшить  обеспечение сельского хозяйства не только современными видами тракторов ( больших и малых по размеру и мощностям) , дополнительными средствами механизации,   наладив  производство запасных частей,  проводя  качественно и недорого  все  виды ремонта и технического облуживания техники, повышая их общую эффективность.

Привлекательность этого сегмента финансового бизнеса стало основой для создания  компаний по реализации лизинговых операций с чисто иностранным капиталом. Например,  созданная  иностранным  капиталом   компания  ООО «Сароб», по мимо поставки и реализации разнообразной  импортной  сельскохозяйственной техники, дополнительных механизмов  и запасных частей, оказывает и лизинговые услуги.  Кроме того, ею  оказывается техническая и консультативная помощь на платной основе, помогающая  дехканским хозяйствам более  эффективно использовать  используемое оборудование и технику. Имея доступ  к использованию   более дешевых финансовых  ресурсов на   развитых международных финансовых рынках,  лизинг может явиться фактором дальнейшего применения новых нестандартных технологий в развитии промышленности и сельского хозяйства в Таджикистане.

В  перспективе должны получить  развитие и  иные ее  виды, включая  возвратный, компенсационный, бартерный лизинги. Для этого предусматривается применение специальных льгот в налогообложении стимулирующих   расширение и обновление производственной  базы материального  производства на базе лизинга. Важным направлением является и дальнейшее территориальное развитие филиальной сети лизинговых компаний. Эти возможности позволят в перспективе повысить вклад небанковского  финансового сектора в развитии  реальных  секторов национальной экономики.

Другим направлением институционального развития  НБФС выступило создание   Фонда государственной поддержки предпринимательства,  а также  Центров  по реализации инвестиционных проектов. Их деятельность в финансировании экономики Таджикистана весома, учитывая их роль в повышении   эффективности  использования бюджетных средств. Они способствуют не только повышению эффективности использования государственных средств при реализации крупных инвестиционных проектов и развития малого  и среднего производственного предпринимательства по всей территории страны, но и формируют основы для эффективного использования бюджетных средств.

Так, Государственное учреждение «Фонд поддержки предпринимательства», который призван осуществлять финансовую поддержку для развития предпринимательства, особенно производственного  на селе. Этот небанковский финансовый институт является пионером будущего венчурного финансирования, который  обязан  поддержать частное предпринимательство с момента их создания, то есть является бизнес-инкубатором. Деятельность Фонда государственной поддержки предпринимательства основывается на коммерческих принципах возвратности, платности, эффективности бюджетного финансирования с учетом активизации  частной инициативы и привлечения иных коммерческих  ресурсов, включая банки, инвестиционные фонды, средства пенсионных фондов, таджикских диаспор находящихся за рубежом  и т.д.   Так, деятельность Фонда обеспечивается за счет денежных средств бюджета и внебюджетных средств и других денежных средств. Для этих целей  из госбюджета страны была израсходовано в 2013 г. 28 мил. сомони,  в  2014 г. — 30 млн., в 2015 г. объем его активов вырос до 120 млн. сомони., т.е. в 4,3 раза.

Увеличить ресурсы Фонда предполагается за счет  привлечения   иностранных инвестиций и кредитов  из средств ВБ, АБР, ИБР, финансовых институтов Японии, Кореи, КНР, других зарубежных банков и инвесторов, включая таджикские диаспоры за рубежом. Это позволит  внести  существенный вклад в финансировании реальной экономики, повышая доступность финансирования. Дополнительно это будет  содействовать снижению средних рыночных процентов по долгосрочным  кредитам, создавая основу  для  реализации совокупности инвестиционных проектов по территории страны, обеспечивая комплексное и сбалансированное развитие  территорий, повышение  уровня жизни населения а сельской местности .

Созданы новые виды финансовых  институтов развития виде Центров  управления проектами (ЦУП),  реализации проектов (ЦРП) и координации проектов (ЦКП), которые призваны повысить   эффективность  использования бюджетных средств,  включая государственные  иностранные   кредиты и   гранты  для  реализации инвестиционных проектов.         Так, в настоящее время    созданы 30 правительственных агентств, из которых 21 являются центрами, через которые реализуются 48  инвестиционных  проектов, источниками  финансирования являются  средства Программы государственных инвестиций.   Именно их деятельность на НБФС способствовало обновлению  производственной инфраструктуры, развитию энергетики, сельского хозяйства.   В перспективе, по мере свертывания льготных ресурсов выделяемых международными финансовыми институтами, их деятельность претерпит качественные изменения, и  они будут полностью   трансформированы в рыночные финансовые институты.

 

Выводы

Резюмируя, в заключении  можно сделать вывод, что современный   этап  развития НБФС связан с  периодом  устойчивого развития экономики  в 2000-2015 гг.  Если первый этап развития  ( 1991-1995 гг.)  как и второй   период ( 1996-1999гг.) были связаны с созданием рыночных основ для его функционирования, то третий ( 2000-2015 гг)  характеризовался  преимущественно   развитием НБФС ,  основанным  на   росте  притока внешних финансовых ресурсов, включая международную финансовую помощь в рамках программ развития,   частных иностранных инвестиций, увеличения  экспортной выручки и  денежных переводов мигрантов.  Одновременно данный этап можно оценить как этап активного обновления, углубления реформ и модернизации  небанковского финансового сектора страны.  Дополнительно , он  связан с дальнейшим  институциональным  развитием небанковского финансового сектора ,  когда   получили    развитие  новые  виды   финансовых  посредников, включая  лизинговые компании (2008 г.), новые  страховые компании, в том числе иностранных (2013 г), гарантийные фонды, институты развития виде  центров управления проектами, Фонд поддержки предпринимательства, и субъекты инфраструктуры ценных бумаг, включая  сети  брокеров, дилеров , второй фондовой  биржи и т.д.

На базе современного финансового рынка, включая небанковский его сегмент,  создается устойчивая основа  для   реализации   поставленных  целей  и решения задач, направленных   на поступательный и устойчивый   рост экономики и повышение уровня и качества жизни.

 

Библиографический список:

  1. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический ежегодник: Агентство по статистике при Президенте РТ, Душанбе, 2011, с.832.
  2. Умаров Х., Зарифова З. Денежно-кредитные проблемы развития национальной экономики. -Душанбе: «Ирфон», 2005, с.121.

 

References:

  1. Tajikistan: 20 years of independence [Tadzhikistan: 20 let gosudarstvennoj nezavisimosti. Statisticheskij ezhegodnik]. Statistical Yearbook: Statistical Agency under the President of Tajikistan, Dushanbe, 2011, p.832.
  2. Umarov H., Zarifova Z. Monetary problems of the national economy [Denezhno-kreditnye problemy razvitija nacional’noj jekonomiki]. -Dushanbe «Irfon», 2005, p.121.

Еще в рубриках

Таджикистан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *