Региональная политика как современный механизм государственного управления (на примере Северо-Кавказского федерального округа)
Regional policy as a modern mechanism for public administration (by the example of the North Caucasian Federal District)
Авторы
Аннотация
В статье рассматривается Северо-Кавказский регион, который занимает особое место в стратегии регионального развития Российской Федерации. Показано, что для реализации существующего потенциала и развития более успешной и конкурентоспособной экономики в регионе необходима четкая стратегия, последовательная политика и общественная поддержка. Исследуются проблемы, связанные с высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения, а в связи с этим активизацией этнополитических процессов, локализированных в Северо-Кавказском регионе, определены главные целевые показатели социально-экономического развития республик Северного Кавказа.
Ключевые слова
региональная политика, стратегия регионального развития, социально-экономическое развитие, инновационное развитие, Северо-Кавказский федеральный округ, Северо-Кавказский регион
Рекомендуемая ссылка
Региональная политика как современный механизм государственного управления (на примере Северо-Кавказского федерального округа)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4849. Дата публикации: 23.12.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4849/
Authors
Abstract
The article considers with the North Caucasus region, which occupies a special place in the strategy of regional development of the Russian Federation. It is shown that the implementation of the existing potential and the development of a successful and competitive economy in the region requires a clear strategy, a consistent policy and public support. The problems associated with high unemployment and a low standard of living, and therefore the activation of ethno-political processes localized in the North Caucasus region, identified the main targets of socio-economic development of the North Caucasus republics.
Keywords
regional policy, regional development strategy, the social and economic development, innovative development, North Caucasian Federal District, North-Caucasus region
Suggested Citation
Regional policy as a modern mechanism for public administration (by the example of the North Caucasian Federal District)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4849. Date issued: 23.12.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4849/
Введение
Сегодня в стране накопилось множество социальных проблем, требующих решения на основе выбора приоритетов, которые предстоит решать государству и обществу. Приоритеты должны определяться исходя из состава реальной взаимосвязи и остроты важнейших социальных проблем. Принцип выделения приоритетов предполагает ранжирование мероприятий в рамках социальной политики, выделение долговременных, среднесрочных и экстренных мер.
В настоящее время можно выделить отчётливую тенденцию повышения внимания органов государственного управления к социальным проблемам.
В последних посланиях Федеральному Собранию, других программных документах Президент Российской Федерации сформулировал приоритеты российской социальной политики на ближайшую перспективу.
Одной из общероссийских приоритетных проблем социальной политики является налаживание эффективного взаимодействия федеральной и региональных социальных политик.
Место Северо-Кавказского региона в стратегии регионального развития Российской Федерации
Региональная политика как современный механизм государственного управления в рыночных отношениях, отличается сложным внутренним строением. Его нельзя ограничивать лишь экономическим или социальным направлением. Она направлена на регулирование всех процессов жизнедеятельности людей.
Региональная политика имеет интегральную структуру, обусловленную функциональными сферами социума – территориальных общностей людей. Многообразие этих сфер находит отражение в разнообразии направлений региональной политики. Наиболее актуальными и востребованными являются следующие виды региональной политики: социальная, демографическая, национально-этническая, экономическая, экологическая, инновационная, бюджетно-финансовая, инвестиционная.
Особое место в стратегии регионального развития Российской Федерации занимает Северо-Кавказский регион. Это обусловлено, прежде всего, его геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство обеспечения целостности государства, укрепления экономики России, упрочения ее позиций в Каспийском регионе и ликвидации очагов политической напряженности. Объективно возникает необходимость в разработке стратегии регионального развития проблемных территорий (северокавказских республик), которая, не нарушая целостности и единства российского государства, его экономического пространства, обеспечивала бы в русле инновационных преобразований устойчивые темпы роста экономики, адекватный рост уровня жизни местного населения, экологическую безопасность и, как следствие, стабилизацию общественно-политической жизни в Северокавказском регионе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 2408-р (в новой редакции от 27 февраля 2016 года № 148) утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. Госпрограмма включает в себя 11 подпрограмм, реализация которых предполагает обеспечить формирование условий для развития реального сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа, а также повышения качества жизни и благосостояния граждан. Реализация мероприятий подпрограмм также предполагает увеличить инвестиционный поток, увеличить поддержку промышленности и агропромышленного комплекса, создать новые высокопроизводительные рабочие места, улучшить социально-экономическое положение в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
По информации Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа о реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года и социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа за первое полугодие 2016 года1 в регионе происходило последовательное замедление экономического спада. Если в I квартале снижение ВВП составляло — 1,2% к соответствующему периоду прошлого года, то во II квартале оно составило, по оценке Минэкономразвития России, — 0,6%. Темп спада ВВП сократился с — 0,8% в апреле, до — 0,6% в мае и — 0,5 % в июне. Практически остановился сезонно очищенный спад ВВП: апрель — 0,2%, май — 0,1%, июнь – 0%.
По оценке Минэкономразвития России снижение ВВП за первое полугодие составило — 0,9% к соответствующему периоду прошлого года.
Основное влияние на замедление экономического спада во II квартале оказали промышленность, транспорт, сельское хозяйство, но продолжают оказывать отрицательное влияние строительство и розничная торговля. Июньская статистика по промышленному производству свидетельствует об определенном улучшении ситуации: сезонно очищенный показатель, рассчитываемый Минэкономразвития России, вырос на 0,3% по сравнению с июнем 2015 года (в мае — 0,2%). Отмечен рост во всех трех компонентах: добыча полезных ископаемых выросла на 0,1% по сравнению с июнем 2015 года, обрабатывающие производства продемонстрировали темпы прироста в 0,5% по сравнению с июнем 2015 года, производство и распределение электроэнергии, газа и воды возросло на 0,2% по сравнению с июнем 2015 года.
Производство сельскохозяйственной продукции продолжает показывать положительную динамику. Темп прироста производства сельскохозяйственной продукции с исключением сезонности в июне составил 0,1%.
В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу в январе-мае 2016 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника по данным Росстата составила 21647 рублей, что составляет 61,57% от среднероссийского показателя (35157 рублей). Рост по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составил 3,3%, тогда как в среднем по Российской Федерации он составил 7,5%. Уровень реальных денежных доходов населения за январь-май 2016 года составил, по данным Росстата, в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу оценочно 97,1% к соответствующему периоду предыдущего года, тогда как в аналогичном периоде 2015 года уровень реальных денежных доходов населения составлял 95,9%. Число высокопроизводительных рабочих мест в Северо-Кавказском федеральном округе, по оценкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, составляет 517,3 тыс. мест.
Количество малых и средних предприятий в Северо-Кавказском федеральном округе в расчёте на тысячу человек по предварительным данным составило в январе-июне 2016 году 6,3 единицы.
Проблемы социально-экономического развития республик Северо-Кавказского федерального округа
Но несмотря на определённую положительную динамику, одной из острых социальных проблем региона является проблема безработицы. Положение, когда человек не может найти работу, угнетает его не только материально, но и морально, провоцируя негативные социальные явления: преступность, алкоголизм, наркомания и др.
Численность официально зарегистрированных безработных в Северо- Кавказском федеральном округе на 1 июля 2016 г. составила 161,2 тыс. чел., или 83,65% от уровня аналогичного периода прошлого года (192,7 тыс. чел.). Уровень зарегистрированной безработицы составил 3,6%, что в 2,77 выше среднероссийского показателя — 1,3%. Отметим, что год назад уровень зарегистрированной безработицы в Северо-Кавказском федеральном округе был в 3,23 раза выше среднероссийского показателя (4,2 и 1,3 соответственно). Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) по состоянию на 1 июля 2016 г. составил 11,2%. Во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уровень безработицы превышает среднероссийский уровень. Исключением является уровень зарегистрированной безработицы в Ставропольском крае.
Таблица 1 — Динамика уровня безработицы безработных в Северо- Кавказском федеральном округе в 2015-2016 гг.*
На 01.07. 2015 г. | На 01.01.2016 | На 01.07.2016 | ||||
Число безработных тыс.чел. |
Уровень безработииы % | Число безработных тыс. чел |
Уровень безработииы % | Число безработных тыс.чел |
Уровень безработииы % | |
РФ | 973,9 | 1,3 | 1001,1 | 1,3 | 967,8 | 1,3 |
СКФО | 192,7 | 4,2 | 168,0 | 3,7 | 161,2 | 3,6 |
Республика Дагестан | 27,2 | 2,1 | 27,1 | 2,0 | 28,3 | 2,2 |
Республика Ингушетия | 33,4 | 15,8 | 29,6 | 14,0 | 28,3 | 12,7 |
Кабардино–Балкарская Республика | 8,8 | 2,0 | 8,9 | 2,0 | 8,2 | 1,9 |
Карачаево–Черкесская Республика | 4,4 | 1,9 | 3,9 | 1,7 | 4,0 | 1,9 |
Республика Северная Осетия–Алания | 8,4 | 2,5 | 8,1 | 2,4 | 8,5 | 2,6 |
Чеченская Республика | 95,6 | 15,1 | 74,8 | 11,8 | 69,7 | 11,3 |
Ставропольский край | 15,0 | 1,1 | 15,6 | 1,1 | 14,2 | 1,0 |
* http://www. gks.ru/bgd/regl/blб0l/IssWWW.exe/Stg/d06/trud3.doc
http://www.gks.ru/bgd/regl/bl601/IssWWW.exe/Stg/d06/trud2.doc
http://www.gks.ru/bgd/regl/Ы6
Особую тревогу с высоким уровнем безработицы вызывает Республика Ингушетия — уровень регистрируемой безработицы на 01.07.2016 г. составил 12,7%.
Для ликвидации проблем, связанных с высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения, а в связи с этим активизацией этнополитических процессов, локализированных в этом регионе, в настоящее время важнейшим видится необходимость разработки приоритетов социально-экономического развития республиканских хозяйственных комплексов, где должны учитываться следующие принципиальные направления:
- обеспечение стабильности через содействие экономическому развитию республик;
- качественное изменение уровня жизни через содействие социальному развитию населения.
Внедрение механизмов стимулирования для проведения в жизнь стратегических приоритетов социально-экономического развития республик Северного Кавказа потребует использования внутренних потенциалов каждой республики, при чем необходимо учитывать следующие факторы:
- многоукладный характер экономики республик, специфические условия и природно-климатические особенности, имеющуюся ресурсную базу, уровень индустриального развития;
- решение вопросов занятости и профессиональной подготовки трудоспособного населения для ликвидации безработицы;
- поднятие уровня развития резко различающихся по социально-экономическому положению слоев населения, качественное изменение их жизни, социальную защиту беднейших слоев населения.
Таким образом, возникает безальтернативная задача: определение путей и методов достижения стратегических приоритетов социально-экономического развития республик Северного Кавказа для преодоления кризисной социально-экономической ситуации на этой территории, где главными целевыми показателями социально-экономического развития республик должны являться:
- снижение уровня безработицы и повышение среднедушевых денежных доходов населения;
- рост валового регионального продукта;
- рост инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования.
Чтобы обеспечить достижение стратегических приоритетов развития, направленных на социально-ориентированную перестройку всего хозяйственного комплекса, необходим учёт всех условий для эффективного использования существующих в республиках ресурсов: материальных, демографических, интеллектуальных, финансовых, информационных и т.д.
Ориентир на инновационное развитие республик Северо-Кавказского федерального округа
Исходя из этого и складывающейся хозяйственной ситуации внутри России, характеризующейся переходом на инновационный путь развития, должны выстраиваться направления развития и модернизации экономики регионов в составе Северо-Кавказского федерального округа, одним из которых является Республика Ингушетия.
Сегодня Ингушетия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития — обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли региона как одного из лидеров, определяющих национальную политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития, что означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Решение задач ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на республику ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в ингушской экономике и инновационной системе проблем. Ключевыми из таких вызовов в части инновационного развития являются:
- ускорение технологического развития мировой экономики;
- усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем, в первую очередь, за высококвалифицированную рабочую силу и «умные» деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов;
- вызовы, с которыми сталкивается все человечество в целом — изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе;
- внутренние вызовы, способствующие диспропорциям в развитии республики: неразвитая система образования; низкое качество, недостаточность и неравномерность распределения информации в экономической и общественной жизни региона; низкая конкурентоспособность экономики и неэффективность ее интеграции в российскую и мировую экономическую систему; слабый уровень развития рыночных отношений, который определяет широкий спектр негативных явлений, создающих барьеры для успешного социально-экономического развития Ингушетии.
Эти вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.), по многим из которых в республике нет существенных заделов.
Для того, чтобы ответить на эти вызовы, республике необходимо радикально интегрироваться в российскую и мировую инновационную систему, преодолеть сохраняющуюся изоляцию.
Неспособность Ингушетии ответить на данные вызовы означает сужение «окна возможностей» для перехода к инновационной экономике, утрату сохраняющегося научного потенциала, ослабление геополитических позиций, переход в категорию регионов с инновационной системой имитационного типа, не способных к производству нового знания и достижению лидерства по ключевым технологическим направлениям, долговременное закрепление сырьевого характера национальной экономики, низкие темпы экономического развития. Это означает невозможность достижения целей и задач долгосрочного развития.
Регионам, для того чтобы стать инновационными, в первую очередь необходимо думать об экономике, оценивая конкурентные преимущества территории и с их учетом формулировать приоритеты развития.
Сегодня Республика Ингушетия является самым молодым субъектом Российской Федерации, социально-экономическое развитие которого характеризуется как достаточно сложное.
Сложившаяся к настоящему времени отраслевая структура производства Республики Ингушетия имеет в основном экспортную ресурсно-сырьевую направленность. Основной ее базой является топливно-энергетический комплекс. Развитие Республики Ингушетия в долгосрочной перспективе должно сопровождаться переходом региональной экономики, ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов, к развитию наукоемких отраслей, основанных на технологиях.
Для реализации существующего потенциала и развития более успешной и конкурентоспособной экономики не только в Ингушетии, но и во всех республиках региона необходима четкая стратегия, последовательная политика и общественная поддержка.
В системе программного развития республик региона инновационная стратегия должна определять приоритеты в сфере экономического развития и рассматривать комплексные и целевые программы развития отраслей экономики региона в качестве механизмов реализации этих приоритетов, необходима работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности, должны быть определены механизмы стимулирования развития инновационной деятельности на различных уровнях. Необходимо стимулировать существующие региональные компании к использованию инноваций, то есть содействовать существующим компаниям в активном использовании инноваций всего спектра направлений: технологические инновации, инновации в области менеджмента, маркетинга, финансов и др. Данное направление обладает наибольшим потенциалом для достижения целей Инновационной стратегии, позволяет в сравнительно короткие сроки получить результаты, поскольку использует ресурс действующих компаний и не требует затрат в создании нового бизнеса. Республика Ингушетия обладает достаточными условиями для успешной реализации этого приоритетного направления. Так, например, большие перспективы имеются у республики в области легкой промышленности2. Ингушским предприятием ООО «Шади» разработана инновационная технология создания эксклюзивного материала из отходов рыбного промысла, который искусные мастера используют для пошива оригинальных сапог, курток, а также различных кожаных аксессуаров.
Несколько лет ушло на совершенствование процесса выделки кожи сазана, семги и осетра, и снижение затрат на него. Материал получился ноский, влагоустойчивый, эстетичный и, что важно, недорогой в производстве.
Кроме выделки кожи рыб, которую покупают мастера из других городов и регионов, предприятие занимается изготовлением нескольких видов аксессуаров: обложек на паспорт, кошельков, чехлов на телефон, ремней. За месяц в цехе производится около двух с половиной тысяч изделий. Но это далеко не предел. Технология позволяет производить 300 тысяч рыбьих шкурок ежемесячно. А шить из такого материала можно все что угодно. Сейчас в г.Назрани планируют освоить пошив верхней одежды. Есть перспективы отправлять рыбью кожу из Ингушетии в Казахстан, Францию и другие страны.
Данное необычное производство планируется активно развивать. Так, власти региона помогут бизнесмену открыть сеть небольших мастерских по изготовлению изделий из экзотического материала. С этой целью предпринимателю будет оказываться финансовая поддержка по линии регионального министерства экономики. Проект курируется республиканским фондом поддержки малого и среднего предпринимательства и торгово-промышленной палатой, специалисты которой помогли разработать бизнес-план и оказали юридическую помощь по оформлению договоров с зарубежными партнерами. На реализацию инновационного проекта предпринимателю выделяются безвозмездные субсидии на возмещение затрат, которые будут направлены на приобретение патента на изобретение и покупку оборудования для расширения производства.
Субсидия от государства позволит выйти на выпуск десяти-двадцати тысяч рыбьих шкурок ежемесячно и создать сотни новых рабочих мест. Между тем ингушский изобретатель продолжает экспериментировать: в настоящее время он приступил к работе над выпуском пробных образцов продукции из нового сырья — шкур «морского воробья» (рыбы пинагор), которая водится в Белом море.
В республике имеются разработки в области современного двигателестроения — проект «Инновация в области новейших разработок современного двигателестроения — роторные двигатели внутреннего сгорания и компрессоры роторного типа».
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано в качестве гидравлических, вакуумных, пневматических насосов. Техническим результатом является повышение долговечности и устранение вибраций двигателя. Задачей предлагаемого технического решения является повышение долговечности работы двигателя за счет устранений действия центробежных сил поршней на внутреннюю криволинейную поверхность корпуса, улучшение качества уплотнений камер переменного объема, снижение трения поршней с каркасом ротора, создание контроля движения поршней, а также устранение вибраций двигателя. Данная конструкция позволит повысить долговечность двигателя, устранить его вибрацию.
Конструкция двигателя может быть также использована в качестве вакуумных, пневматических и гидравлических насосов. Использование предлагаемой конструкции роторного двигателя внутреннего сгорания позволит, по сравнению с прототипом, повысить его долговечность, улучшить работу уплотнений камер переменного объема, снять действие центробежных сил поршней на внутреннюю рабочую криволинейную поверхность корпуса двигателя, производить контроль движения поршней и устранить вибрации двигателя.
Получены патенты, вопрос о внедрении в производство будет рассматриваться после изготовления и стендовых испытаний опытного образца. Достигнута договоренность о разработке опытного образца на базе Гжецкого компрессорного завода Тверской области.
Активное использование инноваций существующими компаниями обеспечит повышение их эффективности и конкурентоспособности, поможет компаниям ускорить свой рост, освоить новые рынки, создать новые рабочие места, что, в конечном счете, определяет экономическое развитие региона, рост налоговой базы, повышение качества жизни.
Внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере позволит значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить «обратную связь» в отношении контроля своевременности и качества, повысить их доступность.
В этих целях необходимо осуществить разработку концепций инновационного развития сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, а также обеспечить отражение приоритетов инновационного развития в составе стратегий и государственных программ развития соответствующих секторов (отраслей) экономики и социальной сферы.
В концепциях инновационного развития соответствующих секторов целесообразно предложить необходимые меры по внедрению технологических и организационных инноваций, направленных, в том числе на обеспечение ресурсо- и энергосбережения, повышение эффективности управленческих процессов, оперативности и качества предоставления услуг населению, формированию системы непрерывного образования и «управления знаниями», системы управления интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии, ноу-хау).
Выводы и предложения
Для реализации концепций предлагается сформировать необходимые управленческие механизмы, включая:
- определение структурных подразделений в исполнительных органах государственной власти Республики Ингушетия, ответственных за инновационное развитие соответствующей сферы и создание при них экспертных советов, с участием заинтересованных научных, образовательных организаций, представителей бизнеса и общественности;
- определение состава и целевых значений основных показателей инновационного развития соответствующей сферы, включая объем финансирования НИОКР, для всех управленческих уровней;
- совершенствование механизмов планирования исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения новых технологий, повышение качественных характеристик предоставляемых услуг, с учетом лучшего мирового опыта, учета предложений профессиональных ассоциаций;
- формирование (или конкурсный отбор) и обеспечение поддержки деятельности организационных структур (центров компетенции), отвечающих за содействие внедрению технологических и организационных инноваций на отраслевом уровне;
- формирование баз данных технологических и организационных инноваций в соответствующей сфере, создание необходимых Интернет-ресурсов для их публикации и обсуждения;
- формирование технологических дорожных карт для планирования разработки конкретных технологий/продуктов, формирование перспективных «технологических платформ».
При этом можно обеспечить проведение экспертизы (в том числе с привлечением иностранных экспертов) новизны и инновационности предлагаемых технологий относительно мирового уровня.
Для успешной реализации мер, направленных на поддержку и стимулирование инноваций в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере, можно провести работу по снятию регуляторных ограничений на распространение инноваций, включая:
- принятие новых или пересмотр технических регламентов, стандартов, требований к качественным характеристикам закупаемой (финансируемой) продукции и услугам в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд и государственных заданий, увязка планов внедрения новых технологий государственными и муниципальными учреждениями с устанавливаемыми требованиями;
- формирование правовых механизмов передачи в частное управление клиник, учреждений образования и культуры, иных объектов социальной инфраструктуры, при гарантированном обеспечении частными управляющими компаниями выполнения государственных заданий;
- совершенствование и широкое распространение механизмов передачи в лизинг дорогостоящего оборудования для нужд медицины, образования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры.
_____________
1 Информация о реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года и социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа за 1 полугодие 2016 года. Департамент территориального развития, г.Ессентуки, август 2016 г.
2 Отчёт Министерства экономического развития Республики Ингушетия о социально-экономическом развитии Республики Ингушетия за январь-октябрь 2015 года.
Литература
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, (утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р.
- Информация Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа о реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.
- Стратегия инновационного развития Республики Ингушетия на период до 2025 года / (утв. распоряжением Правительства Республики Ингушетия от «30» июня 2012 г. N 433-р).
- Концепция федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1490-р.
- Отчет Министерство экономического развития Республики Ингушетия о социально–экономическом развитии Республики Ингушетия за январь-октябрь 2015 года.
- Скворцов И.П. Социальная политика региона: теория и практика. М.: Кнорус, 2010.
- Региональная экономика — Regional economich: теория и практика: научно-практический и аналитический журнал. 2014. № 46 (373).
Еще в рубриках
Северо-Кавказский федеральный округ
Государственное и муниципальное управление