Дата публикации: 13.10.2015
По словам заместителя руководителя департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Алексея Горобцова, на IT -рынке кризис пока не отразился: «Новых имен не слышно, а все старые остались. Сейчас спрос на продукцию этого сегмента только растет».
Собеседник полагает, что объем заказов у разработчиков остался примерно такой же, как и в прошлом году, по крайней мере в той части, что реализуется за счет бюджета. «Департамент является консолидатором средств для заказчиков – для образования, медицины, социальной сферы. Мы привлекаем разработчиков, экспертиза любого технического задания также проходит у нас», — сообщил Горобцов.
Председатель совета директоров некоммерческого партнерства «Сибакадемсофт» Ирина Травина отмечает, что физический объем регионального рынка разработки увеличился, а в рублевом эквиваленте выручка IT-компаний стала существенно выше, чем в прошлом году. В неуспешный год рынок прирастает минимум на 10%, в успешный – на 30%, говорит она.
«Тот год тишина была на рынке до августа – все затаились и, видимо, ждали как развернется ситуация в экономике, а к концу года начали «срабатывать» государственные заказы, пошли частные. В этом году, я так понимаю, в государственном секторе денег существенно меньше, российский рынок сократился именно с точки зрения заказов на IT», — сказала
Травина говорит, что в среднем зарплаты в IT-секторе выросли не менее чем на 10%. «Довольно много компаний в Новосибирске работает на экспорт, соответственно часть людей получает эквивалентные валютному курсу зарплаты. В тоже время в компаниях есть и рублевые доходы, которые совершенно не выросли, зато увеличились издержки – иностранные комплектующие существенно подорожали», — сказала она.
Генеральный директор «Дата Ист» Вячеслав Ананьев акцентировал внимание на том, что в Новосибирске помимо большого организованного рынка разработки есть множество фрилансеров, часть из них работает на западных заказчиков. Они не взаимодействуют ни с органами власти, ни с коллегами, не входят в ассоциации, но периодически наблюдаются на различных отраслевых мероприятиях, говорит он.
«Эта часть чувствует себя в этом году вообще хорошо, потому что резко вырос курс доллара. Фрилансер, который в начале прошлого года за свою работу получал, условно говоря, 600 рублей в час, стал получать 1200. Относительно тех разработчиков, которые работают в компаниях, он приобрел явное преимущество, и многие начали переходить из компаний во фрилансеры. Все больше таких людей уходят в условную «тень». Может, они и платят налоги, мы просто об этом не знаем, они регистрируют это как некий доход физлица. Эту часть рынка невозможно подсчитать, она значительно выросла, и ее доля продолжает увеличиваться», — сказал он.
Ананьев отметил, что в рублевом эквиваленте средняя зарплата разработчика выросла минимум в 2-2,5 раза за счет изменения курса доллара, а в долларовом она подросла сначала года примерно на 20%.
«Этот рост, прежде всего, обеспечили зарубежные заказы. Российский рынок чувствует себя не так хорошо, многие потеряли большое количество клиентов. В первом полугодии у некоторых был абсолютный ноль заказов со стороны российских компаний. Но ситуация к концу года может резко измениться – в четвертом квартале начинают поступать бюджетные средства. Но на сентябрь ситуация пока плачевная», — сообщил он.
По словам собеседника, из-за кризиса и санкций география зарубежных заказчиков и партнеров не поменялась, количество заказов тоже не уменьшилось, интерес к российским разработчикам остается прежний.
Глава «Сибакадемсофта» отметила, что государство могло бы способствовать развитию информационных технологий не только финансово.
«Мы видим, как развиваются китайские интернет-магазины, они за очень короткое время достигли 25% мирового рынка интернет-торговли. В том числе из-за того, что таким компаниям была предоставлена помощь государства в доставке товаров – она бесплатная. Мы можем так работать на Китай или на Штаты? Да никогда в жизни. И не только из-за того, что помощи государства нет, а в том числе из-за наших правил валютного контроля, документов, которые мы должны предоставлять. Мы же каждый чих, если получаем экспортную выручку, должны обложить бумажками. Пытаемся по этим вопросам работать с государством. Надо менять и требования к документам, так как изменились способы ведения бизнеса», — сказала Травина.
В результате, сообщила собеседница, большая масса программистов просто не заводят получаемые от зарубежных заказчиков либо полученные в онлайн-магазинах приложений типа App Store деньги в Россию.
Источник: nsk.rbc.ru