Дата публикации: 01.10.2015
Алексей Тютин был назначен директором Кавказского филиала «МегаФона» в начале сентября этого года. Ранее он возглавлял Сибирский филиал компании. Тютин родился в 1963г. в Оренбургской области. Имеет два высших образования по специальностям «Промышленное и гражданское строительство» и «Экономическое и социальное планирование». В компании «МегаФон» на различных позициях работает с 2001г.
Алексей Леонидович, вы возглавили филиал совсем недавно. У вас уже определена какая-то стратегия, главная задача, которую вам предстоит решить?
Стратегия «МегаФона» состоит в том, чтобы постоянно расти, удерживая лидерство по доле рынка, мобильной выручке и качеству услуг. Это актуально и для Кавказского филиала, обслуживающего сегодня более 10 млн абонентов в 14 регионах России. Наши клиенты могли бы стать населением второго по величине мегаполиса страны, ну после Москвы, разумеется. И все они довольно неплохо разбираются в связи. Задача «МегаФона» удовлетворить ожидания клиентов по качеству мобильного сервиса.
Отраслевые эксперты утверждают, что доходы от «голоса» перестали расти. Абоненты «МегаФона» стали говорить меньше?
Нет, наши абоненты говорят примерно в том же объёме, что и пару лет назад. Просто идет смена драйверов развития — если раньше «голос» был основной услугой для клиента и источником дохода для операторов, то теперь мобильный интернет успешно конкурирует с голосовым общением. Мобильной передачей данных точно будут пользоваться активней — этот тренд усиливается. К примеру, уровень проникновения услуг мобильного интернета в регионах юга России составляет порядка 70%, то есть для операторов и их услуг потенциал колоссальный. Мобильный интернет, став частью жизни миллионов людей, помогает им быстро решить множество ежедневных задач — всех и не перечислишь. А у «МегаФона» все-таки развитая сеть 4G в стране, и нас выбирают за качество, широту покрытия и оптимальные цены.
И все же, очевидно, что в кризис люди начинают экономить. Как это отражается на операторах?
Мобильная связь уже стала предметом первой необходимости. Это подтверждают многочисленные исследования. Но сейчас все стремятся экономить, что актуально и для бизнес-сегмента. Все хотят тратить деньги разумно. И мы даем такую возможность, запуская на рынок тарифы для оптимизации расходов. К примеру, массовому рынку адресован новый тариф-конструктор «Все включено», аналогичное предложение действует и для бизнес-рынка — «Корпоративный безлимит». В таких тарифах цены на связь сбалансированы, клиенты общаются выгодно, а мы сохраняем объёмы потребления трафика.
Если говорить об улучшении качества услуг, какие планы развития сетей связи уже реализованы Кавказским «МегаФоном»?
Завершен крупный трёхлетний инвестпроект по развитию и модернизации действующей мобильной сети на территории нескольких регионов – в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Дагестане и Чечне. Число базовых станций «МегаФона», обслуживающих столицы этих регионов и прилегающие населённые пункты, увеличено на 70%. Сейчас связь в филиале обеспечивают порядка 17 тыс. базовых станций, из них более 2 тыс. — станции 4G / LTE
Распространение сетей LTE среди операторов идет более быстрыми темпами, чем когда-то развивались сети 3G. Как в этом направлении обстоят дела у Кавказского «МегаФона»?
Темпы строительства новых станций с поддержкой LTE могу назвать рекордными: с августа 2014 года филиал увеличил их число более чем в 5 раз. Жители более 50 крупных населённых пунктов на территории Кавказского филиала обеспечены высокоскоростным интернет-доступом в сетях 4G. К примеру, за полгода «МегаФон» обеспечил максимальное мобильное покрытие сетей четвёртого поколения в Ростовской области, построив около 500 объектов связи LTE в восьми крупнейших городах региона. И знаковый итог проекта — в историческом центре Ростова-на-Дону введена в тестовую эксплуатацию сеть LTE-Advanced, обеспечивающая абонентам интернет-доступ на самой высокой скорости в России — до 300 Мбит/c.
Каковы планы филиала по инвестициям в сети LTE в текущем и будущем году?
Инвестплан по LTE на 2015-2016 гг. финансово ёмкий и сопоставим с затратами прошлых лет. В 2013 году мы первыми в России запустили сети LTE, а сегодня они позитивно влияют на мобильную выручку. Мы отмечаем высокий рост потребления интернет-услуг в сетях нового поколения, повышение продаж 4G-устройств в собственной рознице. В Краснодарском крае, к примеру, за последние три года уровень потребления интернет-трафика увеличился в 6 раз.
Мы намерены по-прежнему удерживать лидерство в предоставлении услуг высокоскоростного мобильного интернета и увеличивать свою долю рынка в этом сегменте — в первую очередь за счёт качества работы сети. Для этого «МегаФон» планирует в 2015-2016 гг. расширить географию мобильного покрытия сети LTE, провести плановую модернизацию действующих объектов связи для улучшения качества и скоростей интернета до 100 Мбит/с в крупных городах юга России, Северного Кавказа, Центрального Черноземья. «МегаФон» строит новые сети с высокими показателями эффективности капзатрат. Мы не просто строим связь, чтобы она была везде, а строим так, чтобы понимать, какова окупаемость каждого элемента сети. Это значит, что сеть LTE обязательно появится там, где уже есть или прогнозируется соответствующий объём трафика или потребность в большой пропускной способности.
А инвестиции в инфраструктуру в целом, включая и голосовую связь, и передачу данных по каналам 3G выросли или сократились, учитывая сегодняшнюю нестабильность в экономике?
«МегаФон» не сокращал капитальные затраты во время кризиса. Позиция оказалась рациональной — сейчас по стране компания является лидером «большой тройки» по количеству базовых станций (по данным Роскомнадзора). Кавказский филиал за последние три года инвестировал в развитие собственной технической инфраструктуры порядка 37 миллиардов рублей. В 2015 году мы не снижаем планку по инвестициям, наоборот наращиваем их объём к будущему году в пределах 5-6%.
Такие серьёзные вложения оправдывают ваши ожидания в части привлечения новых клиентов, развития доли рынка?
Безусловно. За год абонентская база филиала даже с учётом высоко конкурентного рынка увеличилась на 5%. Более 20% наших абонентов активно пользуются интернетом 4G, а за год их количество увеличилось в 5 раз. Абоненты генерируют в сетях четвертого поколения 40% всего потребляемого интернет-трафика филиала. Вывод очевиден — наши клиенты будут постепенно мигрировать в сети 4G, выбирая лучшие возможности по-настоящему скоростного интернета.
Вы будете участвовать в предстоящем Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015»? Есть мнение, что сейчас вообще не время говорить об инвестициях. Кризис на дворе…
Я конечно буду принимать участие. Как и прежде, эта статусная деловая площадка объединит для общения представителей бизнеса и власти. А для нас это отличная возможность увидеться со многими действующими корпоративными клиентами и заключить контракты с новыми. В рамках деловой программы у нас запланированы открытые презентации авангардных продуктов, которые обеспечат новый уровень бизнес-коммуникаций наших клиентов. Прежде всего, это услуги на базе технологий M2M и BIG DATA — удобные инструменты повышения эффективности многих управленческих и бизнес-процессов. Для клиентов юга России и Северного Кавказа мы представим эти сервисы впервые.
Для чего предназначены эти сервисы?
Это сервисы для эффективности. К примеру, геопространственная аналитика «МегаФона» на основе технологии BIG DATA — это не просто классическая аналитика по выделенным параметрам. Это автоматизированная система обработки данных на базе технологий мобильной связи, которая оперативно анализирует нужные параметры. Результаты таких точных аналитических исследований помогают бизнесу лучше ориентироваться в предпочтениях клиентов, снижать операционные затраты, повышать эффективность и получать более высокую прибыль. Такой анализ все чаще используется для построения моделей поведения больших групп людей, что бывает необходимо для принятия верных решений как бизнесу, так и власти.
Работает это просто. К примеру, анализ абонентов сотовой связи позволяет сделать выводы о структуре населения города и характере взаимодействия его жителей с городской средой. Наша услуга BIG DATA делает такой анализ быстро и точно, что важно для решения вопросов экономического или городского планирования на уровне местной администрации. Например, правительство Москвы уже успешно использует геопространственную аналитику «МегаФона» для эффективного планирования развития транспортной системы и застройки новых территорий в рамках программ градостроительства. Такие решения нужны и применимы в любом регионе страны.
А сам «МегаФон» использует такую аналитику в оценке собственных проектов?
Да, мы начали собственные разработки в области геопространственного анализа еще в 2013 году. И сегодня мы успешно используем BIG DATA при модернизации собственной сетевой инфраструктуры, при открытии новых торговых точек, и в целом для снижения издержек и оценки эффективности инвестиций в то или иное направление бизнеса.
Какие новые тенденции в спросе отмечаются у корпоративных клиентов? Давайте не будем делать оговорку на кризис. В любом случае технологии развиваются. Что сегодня больше всего востребовано бизнесом в сфере телеком-услуг?
Основной интерес клиентов сегодня сосредоточен на услугах передачи данных и связанных с ней сервисами M2M-телематики (технология Machine-to-machine). Мониторинг транспорта, банкоматы, кассы приема платежей, управление городским освещением, охранные сигнализации — все это сегодня работает либо по каналам мобильной передачи данных, либо через SMS по sim-карте. Все больше клиентов бизнес-рынка и госсектора стремятся управлять процессами с помощью таких «умных» сервисов.
В последние годы мы внимательно следим за развитием федерального и регионального рынков M2M-услуг, попутно реализуя индивидуальные решения для корпоративных клиентов. Все это позволило накопить необходимую компетенцию для запуска собственных «коробочных» продуктов, особенно удобных для клиентов. В сфере услуг удалённого наблюдения и контроля различных объектов особенно востребованы сегодня сервисы «Контроль автопарка», «Контроль кадров», «Радар» и «M2M-мониторинг».
В качестве основного потребителя m2m-услуг вы видите обычного абонента, бизнес-сегмент или сегмент госзаказчиков?
Развитие M2M в России сегодня и в ближайшие годы наиболее перспективно в сфере B2B, и именно на бизнес-клиентов ориентированы текущие и будущие M2M-проекты «МегаФона». На данный момент М2М-решениями «МегаФона» среди корпоративных клиентов Кавказского филиала уже успешно пользуются более 100 тысяч абонентов. И тенденция такова, что этот ёмкий рынок будет ежегодно увеличиваться в 2-3 раза, потому что растёт количество «умных» устройств в бизнесе.
Главный фактор, который влияет на востребованность М2М-сервисов — это понимание руководством предприятий и организаций, что внедрение таких услуг позволит существенно упростить рабочий процесс и сделать их более эффективными. «МегаФон» не просто предоставляет канал передачи данных, но и предлагает клиентам пакет М2М-сервисов «под ключ», способный оптимизировать бизнес-процессы, сделать их более комфортными и экономичными: это как раз упомянутые выше «Управление удаленными объектами», «Контроль кадров» и «Контроль автопарка». Это высокотехнологичные услуги, включающие в себя не только каналы передачи данных, но и специально разработанное программное обеспечение. В регионах Кавказского филиала «МегаФон» обладает самой скоростной мобильной сетью и без труда может запустить M2M-решения любого уровня сложности.
Источник: rostov.rbc.ru