Жилищный рынок в регионах Украины: анализ угроз экономической безопасности государства
The housing market in the regions of Ukraine: analysis of threats to economic security of the state
Авторы
Аннотация
В статье проанализированы условия льготной компенсации государством процентов по ипотечным кредитам, соотношение стоимости типового жилья и средней заработной платы в регионах Украины, возможности обеспечения жильём одиноких граждан и семей с детьми с учётом цен и прожиточных минимумов. Автором выделены долларизация трансакций и ценообразования, неэффективное налогообложение и неблагоприятное соотношение стоимости жилья и доходов населения как основные угрозы экономической безопасности государства; представлены инструменты противодействия этим угрозам.
Ключевые слова
рынок жилья, ипотечный кредит, регионы Украины, экономическая безопасность государства, угрозы.
Рекомендуемая ссылка
Жилищный рынок в регионах Украины: анализ угроз экономической безопасности государства// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (41). Номер статьи: 4107. Дата публикации: 24.01.2015. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4107/
Authors
Abstract
The aim of the paper is to give an overview of the issues related to threats to economic security of state in real estate market in Ukrainian regions. The article sets out the state preferences and standard conditions of mortgage lending in Ukraine. The author discloses the potential impact of dollarization, ineffective housing taxation, corruption schemes and unfavorable price-income ratio in real estate market on economic security of Ukraine. The paper provides abundant and hard evidence of growing danger of social and economic crisis and potential unrest in Ukraine. The author identifies the main instruments of counteraction and minimization of consequences of the pointed out threats.
Keywords
housing market, mortgage credit, Ukrainian regions, economic security of state, threats.
Suggested Citation
The housing market in the regions of Ukraine: analysis of threats to economic security of the state// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (41). Art. #4107. Date issued: 24.01.2015. Available at: https://eee-region.ru/article/4107/
Введение
Жилищный рынок является одним из важнейших элементов современной рыночной экономики, выступая основой формирования и стабилизации среднего класса собственников, доля которого в составе населения служит одним из индикаторов эффективности функционирования национальной социально-экономической модели. Именно в постсоветских странах проблема обеспечения жильем населения стоит особенно остро в связи с сочетанием анахронизмов эпохи «развитого социализма» в виде льготного распределения жилья по необъяснимым критериям и «дикого капитализма» для большинства населения со значительным риском пострадать от «теневых» схем, потерять инвестированные ресурсы, не получить обещанное жилье и одновременно оказаться фактически пожизненным должником финансовых структур. Подобная ситуация безусловно угрожает экономической безопасности постсоветских государств, в том числе Украине, актуализируя необходимость анализа соответствующих угроз на рынке ипотечного кредитования и разработки возможных инструментов противодействия или минимизация последствий.
Общая характеристика жилищного рынка в регионах Украины в контексте экономической безопасности государства
Проблематика жилищного рынка в регионах Украины активно обсуждается на уровне научных публикаций, статей в периодической прессе и предвыборных платформах политиков, но практическое решение накопленных за период 1991-2014 гг. сложных вопросов осуществляется в лучшем случае за счёт паллиативов. Например, сохранена система бесплатного распределения жилья среди избранных представителей государственного аппарата (депутаты, представители силовых структур, судьи и т. д.) и в исключительных случаях – многодетных семей; спорным критерием получения домохозяйствами бесплатного недвижимого имущества является не экономическая активность родителей, а их репродуктивная деятельность.
Более жесткие условия предусмотрены для получения льготного ипотечного кредитования для отдельных категорий населения. В этой схеме, успевшей обрасти коррупционной составляющей, государство берёт на себя обязательство компенсировать 13,0 % от общей ставки ипотечного кредитования. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья» (далее – Постановление КМУ) право на получение льготного кредита имеют следующие категории [8]: 1) семья, в которой возраст мужа или жены не превышает 35 лет; 2) неполная семья, в которой возраст матери (отца) не превышает 35 лет и имеются несовершеннолетние дети (ребенок), т.е. дети (ребенок) до 18 лет; 3) одинокие молодые граждане, возраст которых не превышает 35 лет. В Постановлении КМУ указывается, что кредит предоставляется на срок до 30 лет, но не более срока достижения старшим из супружеской пары пенсионного возраста. Размер кредита на строительство (реконструкцию) жилья определяется, исходя из нормы 21 квадратный метр обще площади жилья на одного члена семьи и дополнительно 20 квадратных метров на семью.
В дальнейшем изложении материала используются различные денежные единицы для более адекватного отображения реальной ситуации; в тексте приняты соответствующие сокращения: доллар США – долл., российский рубль – р., украинская гривна – грн. Нестабильность на валютных рынках Украины и Российской Федерации обусловливает целесообразность указания денежных показателей в двух валютах согласно официальному курсу Центрального Банка Российской Федерации по состоянию на 19 декабря 2014 г.
Государственный Фонд Содействия Молодёжному Жилищному Строительству (далее – ГФСМЖС) на практике ограничивает размер непогашенной части основного долга по ипотечному кредиту для предоставления рефинансирования на уровне 282,4 тыс. р. – 6,0 млн. р. (75,0 тыс. грн. – 1,6 млн. грн.) [3]. Ежемесячный платеж по кредитному договору не должен превышать 50,0 процентов совокупного среднемесячного дохода семьи. При этом оставшаяся сумма должна быть не меньше одного прожиточного минимума на должника и каждого члена его семьи. В 2014 г. объемы рефинансирования по программе льготного кредитования составили 384,1 млн. р. (102,0 млн. грн.), что на практике означает оказание финансового содействия 349 семьям. Таким образом, незначительность объёмов деятельности, сложность процедуры и широкие возможности создания коррупционных схем вызывают серьёзные сомнения в необходимости сохранения такой программы. Программа льготного ипотечного кредитования содержит в себе постоянную угрозу невыполнения государством взятых на себя обязательств. В этом случае заёмщик обязан взять на себя полную оплату процентов по ипотечному кредиту, что фактически означает его неплатежеспособность и потенциальную опасность выселения.
В свою очередь основная часть населения Украины поставлена в достаточно сложные условия на рынке ипотечного кредитования. Серьёзную угрозу экономической безопасности Украины представляет валютное противоречие. Несмотря на официальный запрет рекламы и купли-продажи на территории страны товаров и услуг с использованием иностранной валюты, в Украине, как и в большинстве постсоветских стран, долларизация охватила все стадии воспроизводства. По данным Национального банка Украины, доля валютных кредитов в ипотечном кредитовании стабильно находится на уровне не ниже 80 процентов от общего числа [6]. Цены на недвижимость, как правило, фиксируются в долларах США, а затем трансформируются в ценники в национальной валюте по товарному курсу, который превышает официальный на 10-15 процентов.
Средняя цена в Украине за 1 квадратный метр колеблется в зависимости от таких факторов, как флуктуации на валютном рынке, тип жилья, регион, местоположение и другие рыночные факторы (табл. 1).
Таблица 1 — Средняя цена 1 кв. м. жилой недвижимости на вторичном рынке отдельных регионов Украины по состоянию на 19.12.2014 г.
Регион |
1-комнатные |
2-комнатные |
3-комнатые |
|||
долл. |
р. |
долл. |
р. |
долл. |
р. |
|
Винница |
782 |
46609,47 |
733 |
43688,90 |
852 |
50781,70 |
Днепропетровск |
760 |
45298,20 |
902 |
53761,80 |
967 |
57636,00 |
Житомир |
861 |
51318,10 |
945 |
56324,70 |
884 |
52689,00 |
Запорожье |
622 |
37073,00 |
657 |
39159,10 |
701 |
41781,60 |
Киев |
1435 |
85530,16 |
1640 |
97748,80 |
1700 |
101325,00 |
Кировоград |
611 |
36417,37 |
628 |
37430,60 |
651 |
38801,50 |
Львов |
1446 |
86185,79 |
1131 |
67410,90 |
950 |
56622,80 |
Николаев |
651 |
38801,49 |
670 |
39933,90 |
508 |
30278,30 |
Одесса |
1174 |
69973,80 |
1161 |
69199,00 |
1246 |
74265,20 |
Харьков |
1004 |
59841,31 |
987 |
58828,10 |
1087 |
64788,40 |
Черкассы |
780 |
46490,26 |
666 |
39695,50 |
932 |
55549,90 |
Источник: рассчитано и составлено автором на основании данных [1; 11]
Стабильное функционирование рынка жилья зависит от общего уровня благосостояния населения конкретной страны или региона, одним из индикаторов которого является средняя заработная плата, которая в Украине по состоянию на 01.11.2014 г. составила 13213,28 р. (табл. 2).
Таблица 2 — Средняя зарплата в отдельных регионах Украины по состоянию на 01.11.2014 г.
Регион |
Средняя зарплата |
Регион |
Средняя зарплата |
||
грн. |
р. |
грн. |
р. |
||
Винница |
2908 |
10950,19 |
Львов |
3042 |
11454,77 |
Днепропетровск |
3786 |
14256,33 |
Николаев |
3337 |
12565,61 |
Житомир |
2825 |
10637,65 |
Одесса |
3135 |
11804,97 |
Запорожье |
3559 |
13401,56 |
Харьков |
3168 |
11929,23 |
Киев |
5427 |
20435,59 |
Черкассы |
2948 |
11100,81 |
Кировоград |
2866 |
10792,04 |
Украина |
3509 |
13213,28 |
Источник: рассчитано и составлено автором на основании данных [10; 11]
Классическим подходом к оценке состояния рынка жилья предусматривается расчёт соотношений заработной платы к стоимости 1 квадратного метра, а также расчет количества лет, необходимых для выплаты стоимости модельного (типового) жилья. Независимой Ассоциацией Банков Украины в качестве типового жилья используется 1-комнатная квартира общей площадью 40 квадратных метров [7]. Беря за основу такой подход, выясняется, что соотношение средней заработной платы к стоимости жилья по регионам Украины находится в пределах 0,17-0,36, а срок покупки типового жилья составляет 9,2-25,1 лет (табл. 3).
Таблица 3 — Соотношение средней зарплаты и стоимости жилья для одиноких граждан в разрезе отдельных регионов Украины по состоянию на 19.12.2014 г.
Регион |
К стоимости 1 квадратного метра |
Срок покупки 1-комнатной квартиры (40 квадратных метров), годы |
Винница |
0,23 |
14,2 |
Днепропетровск |
0,31 |
10,6 |
Житомир |
0,21 |
16,1 |
Запорожье |
0,36 |
9,2 |
Киев |
0,24 |
14,0 |
Кировоград |
0,30 |
11,2 |
Львов |
0,13 |
25,1 |
Николаев |
0,32 |
10,3 |
Одесса |
0,17 |
19,8 |
Харьков |
0,20 |
16,7 |
Черкассы |
0,24 |
14,0 |
Источник: рассчитано и составлено автором на основании данных [1; 10; 11]
Вышеуказанный подход характеризуется многими недостатками с практической точки зрения государственного управления и формирования стратегий развития частных предприятий. Прежде всего, необходимо учитывать прожиточный минимум, сокращающий реальный платежеспособный спрос. В ст. 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» для разных категорий граждан установлены соответствующие прожиточные минимумы, в том числе для работоспособных лиц – на уровне 4586,43 р. и детей в возрасте 6-18 лет – 4842,48 р. (табл. 4).
Таблица 4 — Прожиточный минимум и минимальная заработная плата в Украине в 2014 г.
Показатель |
Сумма в месяц |
|
грн. |
р. |
|
Прожиточный минимум, в т. ч.: |
1176 |
4428,28 |
Дети до 6 лет |
1032 |
3886,04 |
Дети в возрасте 6-18 лет |
1286 |
4842,48 |
Работоспособные лица |
1218 |
4586,43 |
Лица, утратившие работоспособность |
949 |
3573,50 |
Минимальная зарплата |
1218 |
4586,43 |
Источник: рассчитано и составлено автором на основании данных [4; 11]
С учётом прожиточного минимума для работоспособных лиц соотношение средней заработной платы одиноких граждан к стоимости жилья в регионах Украины уменьшается до 0,08-0,21, а срок покупки типового жилья соответственно возрастает до 14,0-41,8 лет (табл. 5).
Таблица 5 — Соотношение средней зарплаты одиноких граждан и стоимости жилья с учетом прожиточного минимума для работоспособных лиц в разрезе отдельных регионов Украины по состоянию на 19.12.2014 г.
Регион |
К стоимости 1 квадратного метра |
Срок покупки 1-комнатной квартиры (40 квадратных метров), годы |
Винница |
0,14 |
24,4 |
Днепропетровск |
0,21 |
15,6 |
Житомир |
0,12 |
28,3 |
Запорожье |
0,24 |
14,0 |
Киев |
0,19 |
18,0 |
Кировоград |
0,17 |
19,6 |
Львов |
0,08 |
41,8 |
Николаев |
0,21 |
16,2 |
Одесса |
0,10 |
32,3 |
Харьков |
0,12 |
27,2 |
Черкассы |
0,14 |
23,8 |
Источник: рассчитано и составлено автором на основании данных [1; 4; 10; 11]
В Украине длительное время продолжается демографический кризис, угрожающий национальной безопасности страны, что обусловливает необходимость анализа способности семей с детьми приобрести типовое жильё с учётом прожиточных минимумов. В качестве модельных типов семьи приняты следующие предположения. Домохозяйство состоит из двух взрослых, старше 18 лет, получающих среднюю заработную плату в соответствующем регионе Украины. В семье есть 1-3 ребёнка в возрасте 6-18 лет. На основании представленных условий в большинстве регионов даже теоретически невозможным является расширенное воспроизводство населения (3 детей) (табл. 6).
Таблица 6 — Соотношение средней зарплаты и стоимости 1 квадратного метра жилья для полной семьи с детьми в возрасте 6-18 лет с учетом прожиточных минимумов в отдельных регионах Украины по состоянию на 19.12.2014 г.
Регион |
Количество детей в возрасте 6-18 лет |
||
1 |
2 |
3 |
|
Винница |
0,17 |
0,07 |
-0,04 |
Днепропетровск |
0,32 |
0,21 |
0,11 |
Житомир |
0,14 |
0,05 |
-0,05 |
Запорожье |
0,34 |
0,21 |
0,08 |
Киев |
0,31 |
0,26 |
0,20 |
Кировоград |
0,21 |
0,07 |
-0,06 |
Львов |
0,10 |
0,05 |
-0,01 |
Николаев |
0,29 |
0,16 |
0,04 |
Одесса |
0,14 |
0,07 |
-0,00 |
Харьков |
0,17 |
0,08 |
0,00 |
Черкассы |
0,18 |
0,07 |
-0,03 |
Источник: рассчитано и составлено автором на основании данных [1; 4; 10; 11]
Учитывая среднюю ожидаемую продолжительность жизни в Украине и постоянное повышение минимального пенсионного возраста, можно сделать вывод про практическую невозможность преодоления демографического кризиса в Украине. Даже без учёта платежей по ипотечным кредитам срок оплаты за типовое жильё составляет для семей в регионах Украины: с одним ребёнком – 9,7-32,3 лет; с двумя детьми – в большинстве случаев превышает допустимый срок активной экономической деятельности и ожидаемой продолжительности жизни, а в оставшихся случаях составляет 13,0-39,9 лет; с тремя детьми – только в двух регионах (Днепропетровская область и г. Киев) теоретически возможным является выплата за 16,6 и 31,4 года соответственно (табл. 7).
Таблица 7 — Соотношение средней зарплаты и стоимости 1-комнатной квартиры площадью 40 квадратных метров для полной семьи с детьми в возрасте 6-18 лет с учетом прожиточных минимумов для работоспособных лиц в разрезе отдельных регионов Украины по состоянию на 19.12.2014 г., годы
Регион |
Количество детей в возрасте 6-18 лет |
||
1 |
2 |
3 |
|
Винница |
19,7 |
51,0 |
Х |
Днепропетровск |
10,4 |
15,6 |
31,4 |
Житомир |
23,6 |
70,8 |
Х |
Запорожье |
9,7 |
15,6 |
40,0 |
Киев |
10,6 |
13,0 |
16,6 |
Кировоград |
16,0 |
44,5 |
Х |
Львов |
32,3 |
70,9 |
Х |
Николаев |
11,6 |
20,6 |
90,4 |
Одесса |
24,3 |
49,1 |
Х |
Харьков |
20,3 |
39,9 |
1261,3 |
Черкассы |
18,9 |
46,3 |
Х |
Источник: рассчитано и составлено автором на основании данных [1; 4; 10; 11]
На последнем этапе оценки состояния жилищного рынка в регионах Украины воспользуемся информацией о возможности получения и условиях ипотечного кредитования физических лиц коммерческими банками. При среднем сроке ипотечного кредитования на уровне 10 лет, цене жилья 1,506 млн. р. (400,0 тыс. грн.), первоначальном взносе 30,0 процентов от стоимости – 451,9 тыс. р. (120,0 тыс. грн.) покупка жилья с учётом средней заработной платы и прожиточных минимумов в регионах Украины не возможна (табл. 8).
Таблица 8 — Ипотечные кредиты на покупку жилья на вторичном рынке в регионах Украины по состоянию на 14.11.2014 г.
Банк |
Разовая комиссия |
Ежемесячный платёж |
Переплата |
|||
р. |
грн. |
р. |
грн. |
р. |
грн. |
|
Ощадбанк |
10 544 |
2 800 |
20 375 |
5 411 |
1 401 304 |
372 139 |
Укргазбанк |
10 544 |
2 800 |
20 936 |
5 560 |
1 468 787 |
390 060 |
UniCredit Bank |
13 179 |
3 500 |
21 215 |
5 634 |
1 504 586 |
399 567 |
Марфин Банк |
10 438 |
2 772 |
21 787 |
5 786 |
1 570 400 |
417 045 |
Пиреус Банк |
15 815 |
4 200 |
21 795 |
5 788 |
1 576 639 |
418 702 |
Укрэксимбанк |
12 652 |
3 360 |
21 938 |
5 826 |
1 590 726 |
422 443 |
Банк Киевская Русь |
15 815 |
4 200 |
22 153 |
5 883 |
1 619 845 |
430 176 |
Кредобанк |
0 |
0 |
23 437 |
6 224 |
1 758 195 |
466 917 |
Правэкс-Банк |
0 |
0 |
23 911 |
6 350 |
1 815 024 |
482 009 |
ОТП Банк |
10 438 |
2 772 |
26 558 |
7 053 |
2 142 901 |
569 082 |
Источник: рассчитано и составлено автором на основании данных [2; 11]
Высокие цены на жилье в Украине поддерживаются также достаточно условным налогообложением недвижимого имущества. Базой налогообложения является не рыночная или оценочная стоимость недвижимого имущества, что соответствует международной практике, а общая площадь в квадратных метрах. Ставка налогообложения привязана в процентном отношении к минимальной заработной плате, действующей с 1 января текущего фискального года. В соответствии с подпунктом 265.4.1 ст. 265 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) физическое лицо имеет право на уменьшение базы налогообложения не зависимо от количества объектов [5]: для квартир — на 120 квадратных метров; для жилых домов — на 250 квадратных метров; для возможной комбинации жилых домов и квартир — на 370 квадратных метров. Формальный запрет распространять вышеуказанные льготы на объекты налогообложения, используемые для получения доходов (аренда, лизинг, предпринимательская деятельность) на практике не действует, так как эффективный контроль со стороны налоговых органов за реальным использованием недвижимого имущества физическими лицами не возможен. Такая ситуация не стимулирует владельцев квартир и/или жилых домов активно включать их в деловой оборот как объекты купли-продажи и/или аренды.
Таким образом, долларизация хозяйственной деятельности, высокие цены на жильё, низкие заработные платы и налогообложение недвижимого имущества, а также коррупционные схемы распределения льготного жилья и кредитов, – по отдельности представляют угрозу экономической безопасности Украины, а их сочетание в сложившихся условиях ставит под сомнение целесообразность и эффективность существующей модели социально-экономического развития.
Инструменты противодействия угрозам экономической безопасности государства на жилищном рынке в регионах Украины
Долларизация хозяйственной жизни в Украине в целом и на рынке жилья в частности является постоянным дестабилизирующим фактором, угрожающим экономической безопасности государства. Изменение конъюнктуры на внешних товарных рынках или внутренние спонтанные реакции юридических и физических лиц в любой момент способны подорвать хрупкое динамическое равновесие на валютном рынке и привести к девальвации национальной валюты. Противодействие этой угрозе предусматривает ответственность как со стороны государственных органов управление, так и со стороны хозяйствующих объектов и непосредственных потребителей соответствующих услуг. Несмотря на формальный запрет номинации стоимости недвижимости в иностранной валюте, на практике взаимодействующие контрагенты фиксируют стоимость, как правило, в долларах США с последующим перерасчётом в гривневый эквивалент на день совершения трансакции. В данном контексте необходим полный запрет кредитования в иностранной валюте на территории Украины, что уменьшит возможности для валютных спекуляций. В то же время уточнения требуют обязанности Национального банка Украины по обеспечению стабильности национальной валюты, а именно законодательные акты должны чётко указать пороговые значения инфляции и курсов валют по отношению к ключевым резервным валютам (табл. 9).
Таблица 9 — Основные угрозы экономической безопасности государства на рынке жилья в регионах Украины и соответствующие инструменты противодействия
Угрозы |
Потенциальный негативный результат |
Инструменты противодействия |
Долларизация ценообразования и трансакций |
Панические настроения на валютном рынке; девальвация национальной валюты; банкротство финансовых учреждение; кризис платежей физических и юридических лиц |
Запрет ценообразования и кредитования в иностранной валюте; конкретизация ответственности НБУ за уровень инфляции и обменный курс гривны по отношению к резервным валютам; введение института банкротства физического лица |
Непрозрачность льгот в распределении жилья и компенсаций в оплате процентов по ипотечным кредитам |
Увеличение уровня коррупции; распространение иждивенческих настроений |
Отмена бесплатного распределения; монетизация части льгот; рыночный механизм распределения жилья |
Неблагоприятное соотношение стоимости жилья и доходов населения |
Исчезновение мотивации к активной экономической деятельности; распространение депрессивных настроений; взрыв социальных протестов; усиление демографического кризиса |
Комплекс мероприятий, направленных на кардинальное увеличение производительности труда, в том числе: развитие производств пятого и шестого технологических укладов |
Отсутствие эффективного налогообложения недвижимого имущества |
Монополизация рынка жилья; неэффективное использование активов; замораживание части активов; барьеры к переходу активов к эффективным собственникам |
Внедрение прогрессивного налогообложения недвижимого имущества в зависимости от рыночной (оценочной) стоимости зарубежных и внутренних активов, принадлежащих физическим и юридическим лицам |
Неблагоприятное соотношение цен на жильё и реальных доходов населения является основной комплексной угрозой экономической безопасности на рынке жилья в регионах Украины. Ключевым инструментом уменьшения угрозы является кардинальное увеличение производительности труда, что возможно только при условии активного развития на территории Украины производств пятого и шестого технологических укладов: существующая структура производства не позволяет даже теоретически решить поставленные задачи.
Серьёзным препятствием на пути реформирования социально-экономической модели Украины выступает сохранение иждивенческих настроений среди широких слоёв населения и желания государственных чиновников использовать служебное положение для решения личных, в том числе жилищных проблем. В создавшейся ситуации целесообразно отменить существующие льготы, как в распределении, так и в кредитовании покупки (реконструкции) жилья. В этом случае сочетание монетизации льгот и переход на рыночные механизмы позволит уменьшить коррупционную составляющую и в какой-то мере снизить цены. Недостаточная финансовая грамотность населения Украины спровоцировала возрастание задолженности физических лиц по ипотечным и потребительским кредитам. Рекордное падение стоимости гривны по отношению к иностранным валютам превратило даже добросовестных заёмщиков в безнадёжных должников. Ответственность за создавшуюся ситуацию также несут финансовые учреждения, не оценившие в достаточной мере возможный валютный риск. Физические лица – должники часто оказываются в безвыходной ситуации: потеря работы в связи с кризисом, жилья из-за неуплаты и долги по процентам, которые невозможно погасить за всю оставшуюся жизнь. Одним из инструментов уменьшения последствий является распространение норм банкротства на физических лиц, которые смогут, несмотря на ухудшение кредитной истории, вернутся к активной экономической деятельности без неподъёмной задолженности.
Вопрос налогообложения недвижимого имущества активно обсуждался в предыдущих публикациях с предложением 0,15-0,5 % ставки налогообложения от рыночной стоимости недвижимого имущества [9], но, к сожалению, ситуация ухудшилась с точки зрения наполнения доходной части бюджета и формирования фонда для решения социально-экономических задач, в том числе в сфере жилищного строительства.
Заключение
Результаты исследования состояния рынка жилья в регионах Украины позволяет констатировать наличие таких основных угроз экономической безопасности государства в этой сфере: долларизация ценообразования и трансакций; непрозрачность льгот в распределении жилья и компенсаций в оплате процентов по ипотечным кредитам; неблагоприятное соотношение стоимости недвижимого имущества и доходов населения; отсутствие эффективного налогообложения недвижимого имущества. В совокупности данные угрозы потенциально могут вызвать панические настроения на валютном рынке; девальвацию национальной валюты; банкротство финансовых учреждение; кризис платежей физических и юридических лиц; увеличение уровня коррупции; распространение иждивенческих настроений; исчезновение мотивации к активной экономической деятельности; распространение депрессивных настроений; взрыв социальных протестов; усиление демографического кризиса и монополизацию рынка жилья.
Перспективными для дальнейших исследований являются следующие возможные инструменты противодействия угрозам экономической безопасности государства на рынке жилья в регионах Украины: имплементация международного опыта функционирования института банкротства физического лица; монетизация льгот отдельных категорий граждан и система мероприятий, направленных на переориентацию производственного комплекса на товары и услуги пятого и шестого технологических укладов.
Список литературы
- Агент.ua. Недвижимость. Новости рынка недвижимости. Каталог-рейтинг сайтов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://agent.ua.
- Где выгоднее оформить ипотечный кредит? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sravnibank.com.ua/ipoteka.
- Государственный Фонд Содействия Молодежному Жилищному Строительству [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.molod-kredit.gov.ua/cms/zdeshevlennya-ipoteki/5-krokiv-dlya-otrimannya.
- Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 № 719-VII [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/719-18/print1391620012653756.
- Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/print1390736105414704.
- Национальный банк Украины [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bank.gov.ua.
- Независимая Ассоциация Банков Украины [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nabu.com.ua/rus/.
- Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья» от 29.05.2001 г. № 584 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/584-2001-%D0%BF/print1390736105414704.
- Токарь В.В. Реформирование налогообложения недвижимого имущества в регионах Украины // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2012 год, №4 (32). Номер статьи: 3209. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3209.
- Финансовый портал МИНФИН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://index.minfin.com.ua.
- Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/currency_base.
References
- Agent.ua. Real Estate. Real Estate Market News. Catalog-Rating of Sites [Agent.ua. Nedvizhimost’. Novosti rynka nedvizhimosti. Katalog-rejting sajtov] Available at: http://agent.ua.
- Where Is the Most Favorable Mortgage Credit? [Gde vygodnee oformit’ ipotechnyj kredit?]. Available at: http://sravnibank.com.ua/ipoteka.
- State Assistance Fund of Youth Home Construction Activity [Gosudarstvennyj Fond Sodejstvija Molodezhnomu Zhilishhnomu Stroitel’stvu]. Available at: http://www.molod-kredit.gov.ua/cms/zdeshevlennya-ipoteki/5-krokiv-dlya-otrimannya.
- Law of Ukraine On State budget of Ukraine 2014 from 16.01.2014 № 719-VII [Zakon Ukrainy O Gosudarstvennom bjudzhete Ukrainy na 2014 god ot 16.01.2014 № 719-VII]. Available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/719-18/print1391620012653756.
- Tax Code of Ukraine from 02.12.2010 № 2755-VI [Nalogovyj kodeks Ukrainy ot 02.12.2010 № 2755-VI]. Available at: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/print1390736105414704.
- National Bank of Ukraine [Nacional’nyj bank Ukrainy]. Available at: http://www.bank.gov.ua.
- Independent Association of Banks of Ukraine [Nezavisimaja Associacija Bankov Ukrainy]. Available at: http://www.nabu.com.ua/eng/.
- Regulation of the Cabinet of Ministers of Ukraine On Order of Provision of Lax Long-term Credits for Young Families and Single Young Citizens to Build (Reconstruct) and Purchase Dwelling Units from 29.05.2001 № 584 [Postanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainy O porjadke predostavlenija l’gotnyh dolgosrochnyh kreditov molodym sem’jam i odinokim molodym grazhdanam na stroitel’stvo (rekonstrukciju) i priobretenie zhil’ja ot 29.05.2001 g. № 584]. Available at: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/584-2001-%D0%BF/print1390736105414704.
- Tokar’ V.V. Reforming the Taxation of Real Estate in the Regions of Ukraine [Reformirovanie nalogooblozhenija nedvizhimogo imushhestva v regionah Ukrainy]. Regional Economy and Management: Electronic Scientific Journal. 2012, № 4 (32). Art. #3209. Available at: https://eee-region.ru/article/3209/.
- Financial Portal MINFIN [Finansovyj portal MINFIN]. Available at: http://index.minfin.com.ua.
- Central Bank of the Russian Federation [Central’nyj Bank Rossijskoj Federacii]. Available at: http://www.cbr.ru/currency_base.
Еще в рубриках
Отраслевая экономика регионов