Главная страница » Публикации » №4 (40) » Управление развитием региональной автодорожной инфраструктуры

Управление развитием региональной автодорожной инфраструктуры

Managing the development of regional road infrastructure

Авторы

Еремеева Анна Стефановна
младший научный сотрудник
Россия, Вологодский институт социально- экономического развития территорий РАН
ase-90@bk.ru

Аннотация

В статье представлены основные результаты исследования управления развитием региональной автодорожной инфраструктуры. Выделена роль автодорожной инфраструктуры в экономическом развитии региона и страны в целом, повышении уровня жизни населения. В представленных материалах раскрыто содержание понятий «инфраструктура», «автодорожная инфраструктура» «инновационная автодорожная инфраструктура». По мнению автора, первостепенной задачей в управлении развитием региональной автодорожной инфраструктуры является выравнивание уровней дорожной обеспеченности регионов страны с учетом особенностей их территориальной организации. В рукописи выделен ряд проблемных вопросов, сдерживающих инновационную деятельность в развитии автодорожной инфраструктуры. Подчеркнута роль региональных автомобильных дорог, стимулирующих развитие большинства отраслей экономики, что в свою очередь способствует созданию новых производств и образованию дополнительных рабочих мест. Сделаны аргументированные выводы о необходимости развития региональной автодорожной инфраструктуры, соответствующей транспортным и грузовым потокам региона и страны в целом.

Ключевые слова

инфраструктура, автодорожная инфраструктура, автодорога, дорожный фонд, инновационная деятельность.

Рекомендуемая ссылка

Еремеева Анна Стефановна

Управление развитием региональной автодорожной инфраструктуры// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (40). Номер статьи: 4012. Дата публикации: 19.11.2014. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4012/

Authors

Eremeeva Anna Stefanovna
Junior Researcher
Russia, Vologda Institute of Socio-Economic Development of RAS
ase-90@bk.ru

Abstract

This paper presents the main results of the study of regional development management of road infrastructure. Highlighted the role of road infrastructure in the economic development of the region and the country as a whole, raising living standards. The submissions revealed the concept of "infrastructure", "road infrastructure," "innovative road infrastructure." According to the author, the primary task in managing the development of regional road infrastructure is the leveling of the road of the regions of the country, taking into account the characteristics of their territorial organization. The manuscript has identified a number of problematic issues impeding innovation in the development of road infrastructure. The role of regional roads, enabling the development of most sectors of the economy, which in turn contributes to the creation of new businesses and the creation of additional jobs. Made reasoned conclusions on the need for regional road infrastructure corresponding to the transport and freight flows in the region and the country as a whole.

Keywords

infrastructure, road infrastructure, road, road fund innovation.

Suggested Citation

Eremeeva Anna Stefanovna

Managing the development of regional road infrastructure// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (40). Art. #4012. Date issued: 19.11.2014. Available at: https://eee-region.ru/article/4012/ 

Print Friendly, PDF & Email

Развитие автодорожной инфраструктуры является одним из важных факторов, влияющих на промышленное производство и повышение конкурентоспособности производимой продукции. Политика в сфере транспорта в целом, автомобильного транспорта и автодорожного хозяйства в частности призвана решать экономические и социальные задачи общенационального масштаба, поэтому развитие этих отраслей является одной из ключевых проблем.

Главной  целью развития автодорожной инфраструктуры является выравнивание уровней автодорожной обеспеченности регионов страны с учетом особенностей их территориальной организации. Для достижения поставленной цели, необходимо  решение следующих задач в области экономики и социальной сфере:

  • расширение сфер деятельности и усложнение структуры экономики, обеспечивающей жизнестойкость транспортной инфраструктуры;
  • сокращение потерь и упущенной выгоды от бездорожья,
  • увеличения валового общественного продукта и доходов бюджета за счет сокращения эксплуатационных затрат пользователей дорог;
  • повышение жизненного и культурного уровня населения путем удовлетворения спроса на автомобильные перевозки, снижение стоимости товаров и услуг, повышение мобильности населения;
  • снижения социальной напряженности в обществе за счет развертывания общественных работ с созданием дополнительных рабочих мест в дорожном секторе, других областях общественного производства и сфере услуг, с привлечением к этим работам лиц, потерявших работу в других отраслях;
  • сокращения дорожно-транспортных происшествий и отрицательного воздействия на окружающую среду за счет повышения уровня качества дорожного покрытия, применения альтернативных видов топлива и экологичного общественного транспорта.

Развитая инфраструктура – индикатор уровня общественного развития, определяющий в значительной степени «качество жизни» населения [6] (В.Н. Федоров). В настоящее время выделяются  производственная,  институциональная, социальная и ряд других инфраструктур.  Автодорожная инфраструктура обладает признаками, которые раскрывают ее назначение, особенность формирования и целевой характер [3] (Кузнецова А. И.). К основным признакам следует отнести (рис.1):   производственные,  социальные и экономические [3].

По мнению автора,  уровень показателей социально-экономического развития регионов напрямую зависит от ряда факторов влияющих на     производственные,  социальные  и экономические признаки автодорожной инфраструктуры (рис.1):

  1. Затраты на содержание, ремонт и реконструкцию автодорог ведут к улучшению качества автомобильных дорог.  Уменьшение транспортных расходов имеет прямую связь с количеством автомобилей в собственности населения, что является одним из показателей социального признака от улучшения состояния сети автодорог.   Понижение (или повышение) транспортных расходов оказывает прямое влияние на уровень цен на продукцию. Состояние автодорог отражается  на качестве работы автотранспорта, интенсивности, скорости движения, пассажирообороте. Износ автотранспорта имеет влияние на расход горючего, что сказывается на состоянии окружающей среды и  уровне жизни населения.
  2. Продолжительность доставки грузов и продолжительность поездки, т.е. время, потраченное пассажирами на поездку,  прямо пропорционально связаны со скоростью движения, обеспечиваемой качественным состоянием дорожной сети. От фактора времени напрямую зависит необходимость создания дополнительных запасов промышленным предприятием, вероятность простоя по вине организации – грузоотправителя, а следовательно, и дополнительные затраты, вероятность потери скоропортящихся грузов. Все эти факторы отражаются на экономическом развитии региона  и на производственной деятельности предприятий.
  3. Уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), гибели и травматизма людей, уровень   социально-экономического состояния региона  (уменьшение потери грузов, порчи автотранспорта, сокращение количества ДТП) зависит от  улучшения  качества автомобильных дорог.
  4. Автомобильные дороги стимулируют развитие большинства отраслей экономики в регионах, что способствует  развитию новых производств  и  образованию дополнительных  рабочих мест. В строительстве автомобильных дорог,  кроме дорожных организаций, принимают участие   предприятия строительных материалов,   нефтепереработки, транспорта и ряда других отраслей, обеспечивающих поставку и транспортировку продукции для выполнения дорожных работ.

Основные признаки и факторы, влияющие на управление развитием региональной автодорожной инфраструктуры

Рис.1 Основные признаки и факторы, влияющие на управление развитием региональной автодорожной инфраструктуры
(составлено автором)

Важным направлением в управлении развитием региональной автодорожной инфраструктуры является создание эффективной и современной системы обслуживания автомобильных перевозчиков на маршрутах, проходящих по территории области (техническое обслуживание, заправочная инфраструктура и наличие гостиниц и охраняемых стоянок и т.д.).

На основании выше изложенного можно сделать вывод (рис.2): региональная автодорожная инфраструктура — это автодороги включающие искусственные сооружения и объекты обустройства дорог, элементы придорожного сервиса, а также автодорожные службы, осуществляющие их обслуживание.

Схема региональной  автодорожной инфраструктуры

Рис. 2   Схема региональной  автодорожной инфраструктуры
(составлено автором)

Современное состояние региональной экономики, повышение ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, создание условий для перехода на инновационный путь развития, успешная интеграция России в мировое хозяйство, сглаживание дифференциации развития субъектов РФ зависят от развитости  инновационной автодорожной инфраструктуры.

«Инновационная инфраструктура» — подсистема региональной инновационной системы, представленная в виде совокупности определенных организаций, способствующая развитию инновационного бизнеса на разных стадиях его жизненного цикла, а также реализации инновационного процесса в регионе [4].

В свою очередь «Региональная инновационная автодорожная инфраструктура»  – это один из элементов играющий важную роль  в  устойчивом поступательном экономическом развитии региона  и страны в целом,  повышении уровня жизни населения,  интеграции автодорожной сети области в международную транспортную систему и систему федеральных дорог.

Основной  проблемой  в развитии федеральной и региональной автодорожной инфраструктуры является несоответствие  между уровнем  развития экономики и качеством функционирования  существующей сети автомобильных дорог. На сегодняшний день существующая сеть автомобильных дорог не соответствует по своим параметрам социально-экономическим потребностям и, в первую очередь,  темпам развития  автомобилизации. Не до конца используется транзитный потенциал   страны в целом,  основные фонды в виде специализированной дорожной техники обновляются недостаточными темпами, их износ  достиг 55-70 % и продолжает нарастать.  Ухудшение технического состояния автодорог и снижение их пропускной  способности способствует  росту дорожно-транспортных происшествий.

Необходимо подчеркнуть, что недостаточный уровень развития автодорожной инфраструктуры в РФ сдерживает расширение хозяйственного освоения территории региона и ограничивает доступ к новым потенциальным источникам природных ресурсов [1]. Имеется целый ряд проблемных вопросов, сдерживающих развитие инновационной деятельности в автодорожном хозяйстве, создание полноценного рынка высоких технологий, к которым относятся:

  • отсутствие системы эффективного экономического планирования и прогнозирования инновационной деятельности в среднесрочной перспективе;
  • нерешенность вопроса полноценного организационно‑экономического и правового регулирования в среде инновационной деятельности, стимулирующего заказчиков, подрядчиков дорожных работ, проектные  технологии и материалы;
  • отсутствие в отрасли центров передачи новых технологий, обеспечивающих применение прогрессивных технологий, материалов, техники в конкретных условиях строительства и эксплуатации дорог.

Во многих регионах Российской Федерации, в том числе и Северо-Западном, отсутствуют автомобильные дороги с твердым покрытием между соседними населенными пунктами (Рис.3) и связь осуществляется через дороги районных центров, что приводит к перепробегу автотранспорта и перегрузке дорог. Прочностные характеристики территориальных дорог и мостовых сооружений не позволяют осуществлять движение тяжеловесных транспортных средств, в свою очередь, увеличение объемов автомобильных перевозок при плохом качестве дорог негативно влияет на окружающую среду.  Наличие природно-сырьевых ресурсов и ограниченность их освоения   из-за отсутствия автомобильных дорог требует  принятия неотложных мер по изменению состояния автодорожной сети, росту её протяженности, капитальности покрытий, как на федеральном, так и региональном уровне.

Выше перечисленные проблемы  создают угрозу замедления  экономического роста  и  социального развития региона, их решение позволит достигнуть следующих результатов в процессе управления развитием региональной автодорожной инфраструктуры:

  • снижения уровня транспортных издержек;
  • рост мобильности  населения;
  • снижение аварийности на дорогах;
  • повышение уровня  доступности населения и хозяйствующих субъектов к основным транспортным коммуникациям;
  • увеличение вклада автомобильно- дорожного комплекса в формирование ВРП.

Удельный вес автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования

Рис.3.  Удельный вес автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования (% на конец года) [5]

На основании выше изложенного необходимо отметить, что автодорожная деятельность – это деятельность, требующая серьезных финансовых вложений, т.к. она связанна с   проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным  ремонтом, а также ремонтом и содержанием автомобильных дорог [2]. В этой связи от 27.07.2010 г. было принято решение Президентом РФ о создании Федерального дорожного фонда, который  и в дальнейшем будет  аккумулировать средства на создание, и строительство дорог [Вести:http://www.vesti.ru].

В соответствии с  Законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и  2016 годов»  с 1 января 2014 года установлены нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей в федеральный бюджет  по нормативу 28 %, а в бюджеты субъектов РФ по нормативу 72 %. В ближайшее время вносятся изменения в закон об автомобильных дорогах, которые создают правовые основы возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод:

Поддержание такой важной для всей экономики РФ отрасли, как автодорожная инфраструктура, способствует росту устойчивости и качества жизни членов гражданского общества, доминированию в структуре экономики области отраслей (машиностроение, металлургия, лесопромышленный комплекс), ориентированных на автомобильные грузоперевозки.

Перспективы развития регионов РФ во многом зависят от состояния дорог и в первую очередь необходимо провести обновление региональной автодорожной инфраструктуры, существенно увеличить объём ассигнований на дорожное строительство и содержание автодорог, добиться ритмичного финансирования  работ, перейти к применению новых материалов, позволяющих кардинально увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия.

Важным направлением в управлении развитием региональной автодорожной инфраструктуры   является создание придорожного сервиса — эффективной и современной системы обслуживания автомобильных перевозчиков на маршрутах, проходящих по территории региона (техническое обслуживание, заправочная инфраструктура и наличие гостиниц и охраняемых стоянок и т.д.).

Чтобы осуществить перестройку  автодорожной инфраструктуры на инновационные методы необходимо включать следующие факторы: стимулировать рост знаний, умений, навыков принимать системные решения;    стимулировать применение современных технологий, в связи с этим повысить роль дорожных фондов.

Список литературы:

  1. Гасилов В.В. Влияние вахтового метода осуществления дорожно-строительных работ на качество объектов [Текст] / Гасилов В.В., Григораш Е.В., Шибаева М.А. // Межд. ж-л «Предпринимательство». – 2006. — № 6. – С. 64-67.
  2. Еремеева А.С. Актуальные проблемы финансового обеспечения дорожной отрасли [Электронный ресурс] / Еремеева А.С. // Экономические исследования. 2012. — №3. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-finansovogo-obespecheniya-dorozhnoy-otrasli (дата обращения:13.03.2014) Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-finansovogo-obespecheniya-dorozhnoy-otrasli#ixzz2voeREvvQ
  3. Кузнецова А. И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход [Текст]: Монография   – М.: КомКнига, 2010. — 456 с.
  4. Миронов А.В. Тенденции развития региональной транспортной системы [Текст] // Журнал ФГБУН ИСЭРТ РАН «Проблемы развития территории».- Вып. 6(68).- 2013. — С. 30-37.
  5. Основные показатели развития регионов Северо-Западного Федерального округа // Статсборник, г. Вологда, 2013. — С. 203.
  6. Федоров В.Н. Социально-экономический потенциал инфраструктуры: содержание, оценка и анализ развития [Текст] / Федоров В.Н. – Ульяновск: УлГПУ, 2000. – 195 с.

References:

  1. Gasilov V.V. Influence shift method implementation of road construction works on the quality of objects [Vlijanie vahtovogo metoda osushhestvlenija dorozhno-stroitel’nyh rabot na kachestvo ob#ektov]. Int. Well-l Entrepreneurship. 2006. № 6. pp. 64-67.
  2. Eremeeva A.S. Actual problems of financial support road sector [Aktual’nye problemy finansovogo obespechenija dorozhnoj otrasli].  Economic Research. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-finansovogo-obespecheniya-dorozhnoy-otrasli (date accessed: 03/13/2014) Scientific Library KiberLeninka: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-finansovogo-obespecheniya-dorozhnoy-otrasli#ixzz2voeREvvQ
  3. Kuznecova A. I. Infrastructure. Issues of theory, methodology and applied aspects of modern infrastructural arrangement. Geo-economic approach. Monograph [Infrastruktura. Voprosy teorii, metodologii i prikladnye aspekty sovremennogo infrastrukturnogo obustrojstva. Geojekonomicheskij podhod. Monografija].  M., KomKniga, 2010. 456 p. KomKniga, 2010. 456 p.
  4. Mironov A.V. Trends in the development of the regional transport system [Tendencii razvitija regional’noj transportnoj sistemy]. Journal FGBUN ISEDT RAS Problems of development of the territory . Vol. 6(68) . 2013.  pp. 30-37.
  5. Key indicators of development of the regions of the North-West Federal District [Osnovnye pokazateli razvitija regionov Severo-Zapadnogo Federal’nogo okruga]. Statsbornik, Vologda, 2013. 203 p.
  6. Fedorov V.N. Socio-economic potential of infrastructure maintenance, evaluation and analysis of [Social’no-jekonomicheskij potencial infrastruktury soderzhanie, ocenka i analiz razvitija]. Ulyanovsk, UlGPU, 2000. 195 p.

Еще в рубриках

Отраслевая экономика регионов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *