Реализация государственной отраслевой политики: проблемные аспекты и направления совершенствования
Implementation of the state branch policy: problematic aspects and directions of improvement
Авторы
Аннотация
В публикации рассмотрены проблемные аспекты государственной отраслевой политики, возникающие на этапе ее реализации. Анализируются причины ее неэффективности, связанные, например, с недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы, нехваткой кадров, несогласованностью действий различных ведомств, ограниченностью ресурсного обеспечения и вопросами налаживания обратной связи между различными участниками. Предлагаются пути решения указанных проблем реализации государственной отраслевой политики, направленные на повышение ее результативности, увеличение устойчивости развития ключевых отраслей экономики, рост конкурентоспособности страны в целом. В результате, разработана Дорожная карта совершенствования реализации отраслевой политики в Луганской Народной Республике на 20262030 годы.
Ключевые слова
Государственная отраслевая политика, реализация, совершенствование, проблема, эффективность, нормативно-правовая база, межведомственное взаимодействие, ресурсное обеспечение, обратная связь.
Рекомендуемая ссылка
Реализация государственной отраслевой политики: проблемные аспекты и направления совершенствования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (84). Номер статьи: 8401. Дата публикации: 31.10.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8401/
Authors
Abstract
The publication examined problematic aspects of the state sectoral policy that arise at the stage of its implementation. The reasons for its inefficiency are analyzed, for example, related to insufficient elaboration of the regulatory framework, lack of personnel, inconsistency in the actions of various departments, limited resource backing and issues of establishing feedback between various participants. The author suggests ways of solving problems of implementing state sectoral policy aimed at improving its effectiveness, increasing the sustainability of key sectors of the economy, and increasing the competitiveness of the country as a whole. As a result, a Roadmap has been developed to improve the implementation of sectoral policy in the Luhansk People's Republic for 2026-2030.
Keywords
State branch policy, implementation, improvement, problem, effectiveness, regulatory framework, interagency cooperation, resource provision, feedback.
Suggested Citation
Implementation of the state branch policy: problematic aspects and directions of improvement// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (84). Art. #8401. Date issued: 31.10.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8401/
Введение
Государственная отраслевая политика является важнейшим инструментом регулирования экономики, направленным на стимулирование развития отдельных отраслей, повышение их конкурентоспособности и обеспечение устойчивого экономического роста. Эффективность отраслевой политики способствует решению важных социально-экономических задач, таких как создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения, развитие технологий, обеспечение национальной безопасности и суверенитета.
Однако процесс реализации государственной отраслевой политики зачастую сопряжен с рядом сложностей, которые снижают ее результативность и могут привести к нежелательным последствиям. Среди основных проблемных аспектов стоит указать вопросы, связанные с несовершенством системы стратегического планирования, недостаточной согласованностью действий между различными ведомствами, ограниченностью финансовых и иных ресурсов, неэффективностью механизмов мониторинга и оценки, а также влиянием внешних факторов, таких как глобализация и технологические изменения [4; 7]. В связи с этим, анализ таких вопросов как систематизация современных факторов риска при реализации государственной отраслевой политики ЛНР, проблемных аспектов ее реализации, а также поиск возможных путей решения вышеназванных задач, представляются крайне актуальными.
Вопросы разработки, реализации и совершенствования государственной отраслевой политики привлекают внимание исследователей и практиков на протяжении многих лет. Существует большое количество научных работ, посвященных теоретическим аспектам отраслевой политики, анализу инструментов ее реализации и оценке эффективности. С переходом к рыночной экономике проблематике развития отраслевой политики стали уделять все большее внимание [3, с. 1].
Среди отечественных и зарубежных ученых, внесших значительный вклад в изучение отраслевой политики, можно выделить работы В. В. Ивантера, А. А. Дынкина, С. Ю. Глазьева, М. Маццукато, М. Портера, Д. Родрика и др. В трудах А. А. Дынкина и С. Ю. Глазьева рассматриваются необходимость стратегического планирования и прогнозирования работы отраслей, проблемный аспект их технологического развития, подчеркивается роль государства в стимулировании экономического роста страны, а также совершенствовании отраслевой политики. В публикациях Д. Родрика и М. Маццукато выделена роль государства как инновационного предпринимателя, подчеркивается необходимость адаптации отраслевой политики к специфическим условиям каждой страны.
Несмотря на многочисленность научных исследований, изучение современных проблем реализации и совершенствования государственной отраслевой политики по-прежнему остается актуальным и требует дальнейшего рассмотрения. В частности, необходимо более глубокое понимание влияния глобальных процессов на эффективность реализации государственной отраслевой политики, технологических, политических и иных факторов на развитие отраслей.
Цель и методы исследования
Целью данной статьи является выявление и анализ проблемных аспектов реализации государственной отраслевой политики, а также разработка рекомендаций по повышению её эффективности.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- обобщить проблемные аспекты реализации государственной отраслевой политики;
- исследовать факторы, влияющие на степень выполнения отраслевых программ в Луганской Народной Республике;
- разработать Дорожную карту совершенствования реализации государственной отраслевой политики в Луганской Народной Республике.
В основу методологии исследования вошли положения о государственном и муниципальном управлении, теории экономики и управления инновационным развитием.
В процессе научного исследования использовались общенаучные и специальные методы, среди которых: анализ и синтез; исторический; аналитический; сравнений; абстрактно-логический; абстрагирование.
Результаты исследования
Государственная отраслевая политика — это комплексное направление экономической политики, представляющее собой систему мер по управлению развитием отраслей народного хозяйства и межотраслевых связей [2, с. 9].
В качестве целей отраслевой политики ставятся, прежде всего [8, с. 100]:
- обеспечение экономического роста страны;
- оптимизация структуры экономики по видам экономической деятельности;
- поощрение инвестиций, стимулирование экономического роста и технологической оснащенности отдельных отраслей.
Используя современные механизмы регулирования и контроля, государство, при необходимости, вмешивается в работу различных секторов экономики, определяя, например, правила деловых операций экономических агентов, распределяя потоки товаров и ресурсов в экономике, поддерживая в той или иной деятельности определенные социальные группы и институты экономической системы или препятствуя им.
В случае появления отклонений в работе этих механизмов, возникают сложности на этапе реализации отраслевой политики. Ниже проанализированы современные факторы риска при реализации государственной отраслевой политики Луганской Народной Республики (табл. 1).
Таблица 1 — Современные факторы риска при реализации государственной отраслевой политики ЛНР
| Группа факторов | Конкретные проявления | Последствия |
| Законодательство | Неточность формулировок, несовершенство правовой базы | Низкая степень предсказуемости и эффективности принятых решений |
| Институциональные факторы | Несогласованность действий органов управления, дублирование функций | Потеря управляемости |
| Кадры | Дефицит квалифицированных специалистов в системе управления | Снижение качества реализации программ |
| Ресурсы | Ограниченные объемы ресурсного обеспечения | Устаревшее оборудование, недостаточность инвестирования, низкая скорость развития отраслей |
Все, представленные в таблице 1, факторы риска при реализации государственной отраслевой политики ЛНР разбиты на четыре группы: законодательство, институциональные факторы, кадры, ресурсы. Основными причинами отставания Луганской Народной Республики от других субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной отраслевой политики являются: фрагментарность развития и несовершенство нормативной базы, институциональная незрелость, кадровый дефицит и недостаточная квалификация персонала, ограниченность ресурсов, последствия от проведения на территории Республики специальной военной операции.
Если говорить о более конкретных цифрах в этой сфере, то в таблице 2 представлен сравнительный анализ уровня выполнения отраслевых программ в Луганской Народной Республике и Ростовской области за 2024 год.
Таблица 2 — Выполнение отраслевых программ в Луганской Народной Республике и Ростовской области (по данным Минэкономразвития ЛНР, Правительства Ростовской области за 2024 год) [11; 12]
| Отрасль | % программ, выполненных в срок | Разрыв, комментарий | |
| ЛНР | Ростовская область | ||
| Образование
и наука |
62 | 85 | Разрыв 23 п. п. — выше кадровый потенциал и цифровизация в Ростовской области |
| Здравоохранение | 43 | 79 | Разрыв 36 п. п. — износ оборудования и дефицит медицинских работников в ЛНР |
| ЖКХ
и строительство |
38 | 72 | Разрыв 34 п. п. — слабый подрядный сектор и коррупционные риски, преобладающие в ЛНР |
| Социальная защита | 70 | 92 | Разрыв 22 п. п. — в Ростовской области выше автоматизация услуг (ЕПГУ, ГИС СО) |
| Экономическое развитие | 50 | 80 | Разрыв 30 п. п. — недостаточность инвестирования в экономику ЛНР и низкая степень проработки проектов |
| Транспорт
и связь |
55 | 83 | Разрыв 28 п. п. — логистические ограничения и санкции для РФ, в том числе для ЛНР |
| Сельское хозяйство | 48 | 76 | Разрыв 28 п. п. — износ техники и зависимость от погоды в ЛНР |
| Культура
и спорт |
65 | 88 | Разрыв 23 п. п. — выше финансирование и общественный контроль в Ростовской области |
| Средний показатель | 53,9 | 81,9 | Общий разрыв составил 28 процентных пунктов |
Примечание. Разрыв равен разнице в процентных пунктах выполненных в срок программ между Ростовской областью и Луганской Народной Республикой.
Таким образом, наибольший разрыв между Луганской Народной Республикой и Ростовской областью в развитии таких отраслей, как здравоохранение (36 пунктов), ЖКХ и строительство (34 пункта) и экономическое развитие (30 пунктов). В целом, общий разрыв в уровне реализации государственных программ между двумя субъектами Российской Федерации составил 28 процентных пунктов.
Указанные в таблице 2 проблемные аспекты реализации государственной отраслевой политики можно разделить на несколько общих групп:
- Проблемы целеполагания и стратегического планирования:
- недостаточная четкость и конкретность целей отраслевой политики может снизить ее результативность и привести к неэффективному распределению ресурсов;
- отсутствие долгосрочного стратегического планирования не позволит решать задачи развития отраслей в долгосрочной перспективе;
- недостаточный учет глобальных тенденций и технологических изменений приведет к снижению конкурентоспособности отдельных секторов экономики;
- в связи с участием многих министерств и ведомств в реализации различных программ и проектов, основными проблемами отраслевой политики становятся также отсутствие координации между различными ведомствами и уровнями власти и необходимость определения ответственности различных участников, что приводит к дублированию усилий и появлению противоречий в отраслевой политике [6, с. 6].
- Проблемы выбора инструментов и механизмов реализации:
- неэффективность используемых инструментов, например, таких как субсидии и налоговые льготы, может приводить к искажению данных о работе отраслей, если они не основаны на четких критериях и не сопровождаются должным контролем;
- недостаточная гибкость применяемых инструментов регулирования и контроля способствует недостаточной адаптации отраслей к быстро меняющимся рыночным условиям;
- недостаточная прозрачность и доступность информации снижает эффективность мер государственной поддержки отдельных секторов экономики;
- коррупционные риски при распределении ресурсов могут создавать почву для различных нарушений (например, в случае непрозрачных процедур распределения субсидий, грантов и других мер поддержки возникают различные мошеннические схемы и сговор, что может привести к выбору недобросовестных партнеров и невыгодным условиям для государства).
- Проблемные аспекты оценки эффективности отраслевой политики и мониторинга ее реализации:
- отсутствие четких индикаторов эффективности работы отраслей снижает результативность государственной отраслевой политики (необходимо разрабатывать конкретные, измеримые и достижимые показатели);
- нерегулярность механизмов мониторинга и сбора информации о работе отраслей и отсутствие обратной связи от участников рынка затрудняет своевременную корректировку отраслевой политики;
- политизация оценки эффективности реализации отраслевой политики (её подверженность политическому давлению) снижает объективность ее оценки.
- Институциональные и организационные проблемы:
- недостаточная компетентность государственных служащих приводит к снижению эффективности реализации отраслевой политики, неэффективному принятию управленческих решений, серьезным экономическим и социальным проблемам;
- сложные административные процедуры и избыточное регулирование могут препятствовать развитию бизнеса и реализации инвестиционных проектов;
- недостаточное вовлечение представителей бизнеса, научных кругов и общественности в процесс разработки и реализации политики снижает ее легитимность и эффективность;
- зависимость государственных органов, ответственных за реализацию политики, от политических решений и лоббистских групп, может искажать цели отраслевой политики.
- Финансовые и ресурсные проблемы:
- недостаточное бюджетное финансирование ограничивает возможности реализации государственной отраслевой политики;
- неэффективное распределение бюджетных средств приводит к нецелевому использованию ресурсов, развитию коррупции и, как следствие, к невыполнению запланированных мероприятий по реализации целей отраслевой политики;
- зависимость государственной отраслевой политики от внешних факторов (например, от конъюнктуры мировых рынков, от изменений в торговой политике других стран, от глобальных экономических кризисов или введения экономических санкций со стороны западных стран) способствует развитию проблем, связанных с непредсказуемостью и нестабильностью, что, в свою очередь, подрывает долгосрочное планирование и инвестиционную привлекательность отдельных отраслей или экономики страны в целом.
Чтобы снизить степень влияния негативных факторов на уровень реализации государственных программ в Луганской Народной Республике, необходимо усовершенствовать ее отраслевую политику, создать подходящие условия для её реализации. С этой целью разработана Дорожная карта совершенствования реализации отраслевой политики в Луганской Народной Республике на 2026-2030 годы (рис. 1).

Рисунок 1 — Дорожная карта совершенствования реализации отраслевой политики в Луганской Народной Республике на 2026-2030 годы (авторская разработка)
Примечание. ЕЦПУП — Единая цифровая платформа управления программами. Дашборд — визуальный интерфейс, предоставляющий наглядное и интерактивное представление ключевых показателей деятельности по реализуемым государством отраслевым программам.
Реализация Дорожной карты предполагается в 2026-2030 годах в четыре этапа: 1-й этап будет проводиться в 2026 году и содержать основные мероприятия, среди которых: разработка законодательных инициатив и запуск пилотного проекта в трех министерствах ЛНР в рамках объединения их работы в сфере реализации отраслевой политики на базе Единой цифровой платформы управления программами; 2-й этап — 2027 год, на этом этапе запланировано проведение таких мероприятий, как перевод всех региональных программ на ключевые показатели эффективности (KPI) и их интеграция на базе Единой цифровой платформы управления программами с федеральными программами, обучение персонала министерств работе с новым программным продуктом; на 3-м этапе к 2028 году предлагается внедрение публичных цифровых интерфейсов (дашбордов) для всех реализуемых министерствами программ и цифровизация внутренних процессов, а также создание Координационного совета при Главе ЛНР; на заключительном этапе (2029-2030 годы) — внедрение искусственного интеллекта для прогнозирования рисков и лучших практик в другие новые регионы РФ.
Таким образом, внедрение такой Дорожной карты будет способствовать увеличению числа выполненных государственных отраслевых программ и проектов, повысит квалификацию персонала государственных органов и сделает процесс реализации государственной политики более эффективным.
Заключение
Реализация государственной отраслевой политики является сложным и многогранным процессом, который сопряжен с рядом вызовов, таких как недостаточная четкость целеполагания, неэффективность инструментов регулирования и контроля, слабость механизмов оценки, институциональные барьеры и финансовые ограничения, правовые вопросы, кадровые проблемы и другие. Эти факторы снижают результативность отраслевой политики и могут привести к нежелательным последствиям.
Для повышения эффективности реализации государственной отраслевой политики и решения проблемных вопросов в этой сфере необходимо разработать ряд рекомендаций, среди которых можно выделить следующие:
- Совершенствование системы целеполагания и стратегического планирования. Для этого необходимо формулировать четкие, измеримые и достижимые цели, ориентированные на долгосрочное развитие отраслей, с учетом глобальных тенденций и технологических изменений.
- Необходимость обеспечения эффективной межведомственной координации. С этой целью была разработана Дорожная карта совершенствования реализации отраслевой политики в Луганской Народной Республике на 2026-2030 годы, в основе которой лежит создание Единой цифровой платформы управления программами для обмена информацией и согласования действий между различными министерствами и ведомствами, отвечающими за работу смежных отраслей или сфер. Здесь важно соблюдать поэтапность реализации Дорожной карты и очередность предложенных мероприятий на каждом этапе, а также следует разработать механизмы регулярного мониторинга и оценки выполнения стратегических целей, используя для этого гибкие инструменты их корректировки в случае изменения внешних условий или выявления неэффективности применяемых мер.
- Развитие более гибких и эффективных инструментов поддержки государственной отраслевой политики. Можно использовать разнообразные инструменты, адаптированные к специфике отраслей, с прозрачными механизмами их применения и контроля. Например, стоит минимизировать коррупционные риски в сфере государственного и муниципального управления, для этого нужно усилить меры ответственности должностных лиц, повысить прозрачность и открытость процессов принятия решений, усилить общественный контроль, перейти на цифровизацию услуг и многое другое [9; 10].
- Создание действенных систем оценки и мониторинга. Для этого необходимо разрабатывать четкие индикаторы эффективности работы отраслей (ключевые показатели эффективности — KPI), проводить регулярный мониторинг реализации отраслевой политики и организовать обратную связь от участников для своевременной ее корректировки. При этом нужно не забывать и об обеспечении объективности такой оценки.
- Укрепление институциональной базы. С этой целью нужно повышать компетентность государственных служащих (организовав для них, например, курсы повышения квалификации или различные семинары, тренинги и другие мероприятия; стоит также объяснять персоналу изменения в действующем законодательстве, в случае возникновения сложностей в этой сфере), сокращать бюрократические барьеры (упрощая и стандартизируя административные процедуры), налаживать эффективное взаимодействие с бизнесом и обществом (применяя механизмы государственно-частного партнерства), обеспечивать независимость органов, ответственных за реализацию политики.
- Обеспечение достаточного объема финансирования отраслевой политики и эффективности использования бюджетных средств. Государство должно гарантировать достаточность бюджетного финансирования мероприятий по реализации государственной политики, оптимизируя при этом свои расходы и распределяя бюджетные средства тем отраслям, которые являются для него приоритетными. Например, рост финансирования в таких ведущих для государства отраслях, как биотехнологии или искусственный интеллект, может привести к прорыву в создании новых технологий, повышению конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке, созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни граждан за счет внедрения инновационных решений в медицине, сельском хозяйстве и других сферах [1; 5].
Решение указанных выше проблем позволит повысить результативность государственной отраслевой политики, обеспечить устойчивое развитие ключевых отраслей экономики, увеличить конкурентоспособность страны на мировом рынке и достичь поставленных социально-экономических целей.
Несмотря на проведенный анализ и предложенные рекомендации, ряд аспектов реализации государственной отраслевой политики, особенно в условиях Луганской Народной Республики, требуют более углубленного изучения и дальнейшего научного осмысления.
Ключевые направления для последующих исследований включают:
- Цифровизацию как инструмент совершенствования государственной отраслевой политики на этапе ее реализации в ЛНР. Развитие Единой цифровой платформы управления программами и внедрение дашбордов открывают широкие возможности для повышения прозрачности информации, эффективности мониторинга государственных программ и проектов, координации действий между всеми участниками процесса реализации отраслевой политики. Однако необходимы исследования по разработке и апробации алгоритмов на основе искусственного интеллекта для прогнозирования рисков реализации программ и оптимизации распределения ресурсов на базе Единой цифровой платформы управления программами, оценке влияния цифровизации на снижение коррупционных рисков и бюрократических барьеров.
- Кадровый потенциал и институциональную культуру. Дефицит квалифицированных специалистов и институциональная незрелость являются системными проблемами в сфере государственного управления. Поэтому в дальнейшем необходимо сфокусироваться на механизмах эффективного привлечения, обучения и удержания талантов в органах власти ЛНР, включая программы переподготовки, наставничества и создание стимулов для высококвалифицированных специалистов.
- Межотраслевую координацию и системные эффекты. Проблема рассогласованности действий ведомств требует более тщательного изучения. Целесообразно в дальнейших исследованиях предложить механизмы функционирования межведомственных комиссий или советов (аналогично предложенному в Дорожной карте Координационному совету) в условиях ЛНР.
- Адаптацию международного опыта к условиям ЛНР. Необходимо изучить практический опыт реализации отраслевой политики в странах, столкнувшихся с разрушительными конфликтами, экономическими блокадами или необходимостью быстрой реинтеграции (например, опыт стран Балтии, Юго-Восточной Азии, других постсоветских государств).
Исследование этих направлений позволит не только углубить понимание теоретических аспектов реализации отраслевой политики в современных условиях, но и разработать более конкретные и эффективные практические решения для ускорения социально-экономического развития Луганской Народной Республики как субъекта Российской Федерации.
Список литературы и источников
- Беланова, Н. Н. Развитие конкурентной среды и государственная промышленная политика / Н. Н. Беланова, Е. А. Трубчанинова // Экономика, предпринимательство и право. — 2021. — Т. 11. — № 4. — С. 799–814.
- Беляев, А. В. Вопросы отраслевой политики государства / А. В. Беляев, А. А. Павлова, А. Ю.Шевяков // Вопросы отраслевой экономики. — 2025. — № 1 (9). — С. 8–13.
- Болиева, И. А. Механизм реализации промышленной политики // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Mеждунар. науч. конф., декабрь 2016г., г.Санкт-Петербург. — СПб.: Издательский дом «Свое издательство», 2016. — С. 1–3.
- Деев, А. А. Проблемы реализации государственной промышленной политики России / А. А. Деев, М. С. Соколов // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 5. — С. 585–596.
- Искандаров, Д. З. Функциональная модель реализации проектов развития промышленности в контексте приоритетов государственной политики Российской Федерации / Д. З. Искандаров // Экономика, предпринимательство и право. — 2023. — Т. 13. — № 8. — С. 2519–2536.
- Отраслевые инструменты инновационной политики: монография / Отв. ред. — акад. Н. И. Иванова. — М.: ИМЭМО РАН, 2016. — 161 с.
- Устинович, Е. С. Государственная отраслевая политика как проблемное поле исследований в политической науке / Е. С. Устинович // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2021. — Т. 11. — № 2. — С. 88–94.
- Филипцов, А. М. Отраслевая политика : учебное пособие /
А. М. Филипцов. — Минск : БГЭУ, 2018. — 264 с. - Фролов, В. Г. Модель согласования и реализации экономических интересов субъектов промышленной политики в условиях цифровой экономики / В. Г. Фролов, Д. И. Каминченко // Креативная экономика. — 2020. — Т. 14. — № 12. — С. 3411–3426.
- Фролов, В. Г. Системные эффекты реализации инновационно-инвестиционно сбалансированной промышленной политики в условиях цифровой экономики / В. Г. Фролов, А. А. Павлова // Экономические отношения. — 2019. — Т. 9. — № 4. — С. 2919–2936.
- Отчет о реализации государственных программ в Ростовской области за 2024 год (раздел «Государственные программы») / Открытый бюджет Ростовской области. – Текст : электронный. – Ростов-на-Дону : Правительство Ростовской области, 2024. — URL: https://openbudget.donland.ru/ (дата обращения: 24.09.2025).
- Отчет о ходе реализации государственных программ в Луганской Народной Республики за 2024 год. – Текст : электронный. – Луганск : Министерство экономического развития Луганской Народной Республики, 2024. — URL: https://minec-rso.lugansk.ru/ (дата обращения: 24.09.2025).
References
- Belanova, N.N., Trubchaninova, E.A. Development of Competitive Environment and State Industrial Policy [Razvitie konkurentnoy sredy i gosudarstvennaya promyshlennaya politika] // Economics, Entrepreneurship and Law. – 2021. – Vol. 11. – No. 4. – P. 799–814.
- Belyaev, A.V., Pavlova, A.A., Shevyakov, A.Yu. Issues of State Sectoral Policy [Voprosy otraslevoy politiki gosudarstva] // Issues of Sectoral Economics. – 2025. – No. 1 (9). – P. 8–13.
- Bolieva, I.A. Mechanism for Implementing Industrial Policy [Mekhanizm realizatsii promyshlennoi politiki] // Problems and Prospects of Economics and Management: Proceedings of the V International Scientific Conference, December 2016, St. Petersburg. Petersburg: Publishing House «Svoe Izdatel’stvo», 2016. – P. 1–3.
- Deev, A.A., Sokolov, M.S. Problems of Implementing State Industrial Policy in Russia [Problemy realizatsii gosudarstvennoy promyshlennoi politiki Rossii] // Russian Entrepreneurship. – 2016. – Vol. 17. – No. 5. – P. 585–596.
- Iskandarov, D.Z. Functional Model for Implementing Industrial Development Projects in the Context of Priorities of the State Policy of the Russian Federation [Funktsional’naya model’ realizatsii proektov razvitiya promyshlennosti v kontekste prioritetov gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii] // Economics, Entrepreneurship and Law. – 2023. – Vol. 13. – No. 8. – P. 2519–2536.
- Ivanova, N.I. (Ed.). Sectoral Tools of Innovation Policy: Monograph [Otraslevye instrumenty innovatsionnoy politiki: monografiya] // Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences, Moscow, 2016. – 161 p.
- Ustinovitch, E.S. State Sectoral Policy as a Problem Field of Research in Political Science [Gosudarstvennaya otraslevaya politika kak problemnoe pole issledovaniy v politicheskoy nauke] // Bulletin of the South-West State University. Series: History and Law. – 2021. – Vol. 11. – No. 2. – P. 88–94.
- Filippov, A.M. Sectoral Policy: Textbook [Otraslevaya politika: uchebnoe posobie] // Belarusian State Economic University, Minsk, 2018. – 264 p.
- Frolov, V.G., Kaminchenko, D.I. Model for Coordinating and Implementing Economic Interests of Subjects of Industrial Policy in the Digital Economy [Model’ soglasovaniya i realizatsii ekonomicheskikh interesov sub»ektov promyshlennoi politiki v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki] // Creative Economy. – 2020. – Vol. 14. – No. 12. – P. 3411–3426.
- Frolov, V.G., Pavlova, A.A. Systemic Effects of Implementing an Innovation-Investment Balanced Industrial Policy in the Digital Economy [Sistemnye effekty realizatsii innovatsionno-investitsionno sbalansirovannoy promyshlennoi politiki v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki] // Economic Relations. – 2019. – Vol. 9. – No. 4. – P. 2919–2936.
- Report on the Implementation of State Programs in the Rostov Region for 2024 (Section «State Programs») [Otchet o realizatsii gosudarstvennykh programm v Rostovskoy oblasti za 2024 god] // Open Budget of the Rostov Region. – Electronic text. – Government of the Rostov Region, Rostov-on-Don, 2024. – URL: https://openbudget.donland.ru/(accessed: 24.09.2025).
- Report on the Progress of Implementing State Programs in the Luhansk People’s Republic for 2024 [Otchet o khode realizatsii gosudarstvennykh programm v Luganskoy Narodnoy Respubliki za 2024 god] // Electronic text. – Ministry of Economic Development of the Luhansk People’s Republic, Luhansk, 2024. – URL: https://minec-rso.lugansk.ru/(accessed: 24.09.2025).
Еще в рубриках
Государственное и муниципальное управление
