Фискальная интеграция как необходимый фактор стабилизации новых регионов
Fiscal integration as a necessary factor for stabilizing new regions
Авторы
Аннотация
Статья посвящена анализу фискальной интеграции как ключевого элемента стабилизации новых регионов в составе России. Вхождение этих регионов в экономическое пространство страны требует разработки эффективных подходов для их устойчивого развития. Рассматриваются методологические подходы к фискальной интеграции в постконфликтный период, с акцентом на особенности фискальной политики и отличие новых регионов России от стран, пострадавших от военных конфликтов. Описание организации бюджетного процесса, анализ бюджетной обеспеченности и формирования доходов позволяет выработать рекомендации по использованию преференциальных налоговых режимов для стимулирования экономической активности. Сделан вывод о необходимости поэтапной интеграции новых регионов через развитие фискальных институтов, что является основой для их долгосрочной стабилизации.
Ключевые слова
фискальная интеграция, региональная стабилизация, бюджетный процесс, новые регионы России, постконфликтный период, налоговые режимы, фискальная политика, бюджетная обеспеченность.
Финансирование
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета
Рекомендуемая ссылка
Фискальная интеграция как необходимый фактор стабилизации новых регионов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (81). Номер статьи: 8102. Дата публикации: 20.01.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8102/
Authors
Abstract
The article is dedicated to the analysis of fiscal integration as a key factor in the stabilization of new regions within Russia. The integration of these regions into the economic space of the country necessitates the development of effective approaches for their sustainable development. Methodological approaches to fiscal integration in the post-conflict period are discussed, with a focus on the specifics of fiscal policy and the differences between new Russian regions and countries affected by military conflicts. The organization of the budget process, the analysis of budget security, and revenue generation are examined to develop recommendations for using preferential tax regimes to stimulate economic activity. The article concludes that phased integration of new regions through the development of fiscal institutions is essential for their long-term stabilization.
Keywords
fiscal integration, regional stabilization, budget process, new regions of Russia, post-conflict period, tax regimes, fiscal policy, budget security.
Project finance
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds under the state assignment of the Financial University
Suggested Citation
Fiscal integration as a necessary factor for stabilizing new regions// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (81). Art. #8102. Date issued: 20.01.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8102/
Введение
Современные тренды в изучении проблем регионального развития характеризуются повышенным вниманием к исследованию всей совокупности факторов, которые оказывают на них стабилизирующее воздействие.
Вхождение новых регионов в состав России Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Запорожской и Херсонской областей обусловило необходимость осмысления вопросов региональной стабилизации в постконфликтный период. Актуальность данной проблематики чрезвычайно высока, так как требует разработки научно обоснованной комплексной программы интеграции новых регионов в экономическое пространство Российской Федерации с учетом имеющегося ресурсного и экономического потенциала, особенностей постконфликтного миротворчества и геополитической ситуации.
В российской научной литературе тематика регионального развития в постконфликтный период исследуется недостаточно, основные научные труды представлены западными исследователями, рассматривающими процесс регионального восстановления в странах после военных конфликтов на фоне формирования государственного суверенитета. В связи с этим возникает потребность в изучении вопросов стабилизации присоединившихся регионов и механизмов государственного регулирования, создающих условия для ее достижения. Существенная роль отводиться фискальной политике, бюджетно-налоговым инструментам и институтам, реализующим государственную политику центра.
Фискальная политика, обеспечивающая интеграцию регионов в контексте государственных геополитических стратегий, одновременно решает проблемы их стабилизации.
Фискальная стабилизация является необходимым условием обеспечения региональной стабилизации, так как от наличия собственных и распределяемых ресурсов непосредственно зависит возможность нормального функционирования региона, его развития и обеспечение полномочных функций региональных и местных органов власти.
Результаты и методы исследования
Проблемой изучения стабилизации в постконфликтных регионах является многообразие геополитических условий, приведших к конфликту и его разрешению. Экономический уровень развития регионов и стран, восстанавливающих свою экономику и возрождающих социум, также существенно различается по регионам, странам и континентам. Научные работы в этой области можно дифференцировать по обзорам, приходящимся на период после двух мировых войн и заканчивая процессами территориального деления в различных государствах, получивших независимость в современный период после гражданских войн и военных конфликтов. Множество публикаций приходиться на молодые государства африканского и азиатского континентов, где активно происходят процессы государственного становления [1-4]. Мировое сообщество осознавая необходимость стабилизации таких регионов оказывает финансовую поддержку и методологическую помощь в формировании национальных институтов.
Региональную стабильность можно определить как устойчивое функционирование всей региональной экономической системы, ликвидирующей ослабляющие ее угрозы и шоки и воспроизводящей комплекс превентивных мер для нивелирования последствий различного рода кризисных явлений. Аспекты экономической стабилизации и роли фискальных инструментов в процессе восстановления активно рассматриваются в различных научных работах последних лет.
Но то, что безусловно, является константой всех проводимых реформ, это предоставление существенной финансовой помощи и организация соответствующих финансовых институтов фискальной политики, обеспечивающей финансирование необходимых мероприятий и предусматривающей на первоначальном этапе стабилизацию региона.
В серии научных исследовании, выполняемых Всемирным институтом исследований экономики развития при ООН (The United Nations University World Institute for Development Economics Research (UNU-WIDER)), посвященных стратегии восстановления финансовых институтов, делается вывод: «Важным компонентом программы стабилизации является
восстановление потенциала государства в области макроэкономического управления и фискальных операций. Сразу после
кризиса также существует острая необходимость укрепить способность государства генерировать внутренние ресурсы за счет налогообложения для финансирования восстановления экономики и обеспечения предоставления основных услуг» [5;1].
Достижение региональной стабильности в постконфликтный период невозможно без устойчивой финансовой поддержки, обеспечивающей покрытие не только текущих потребностей, но и закладывающей институциональный фундамент для дальнейшего развития [6-7].
Создание и формализация финансовых институтов, обеспечивающих планирование и исполнение бюджета, процедуры фискального администрирование формируют условия не только для наращивания собственной финансовой базы, но и прозрачности и подотчетности финансовых потоков.
Процесс фискальной стабилизации для четырех новых регионов, вошедших в состав России, имеет принципиальное отличие от применяемого механизма финансовой помощи, оказываемой международными финансовыми организациями странам, пострадавшим в военных конфликтах.
Финансовая поддержка предоставляется в рамках реализации общей бюджетной политики единого федеративного государства. Государство берет на себя обязательства по стабилизации экономической и социальной среды, организует обучение и коммуникации в рамках бюджетного процесса и налогового администрирования. Фискальный федерализм в этой ситуации выполняет антикризисную роль за счет усиления фискальной централизации и интеграции новых региональных субъектов.
Наиболее удачным решением для быстрого и эффективного восстановления для регионов, вошедших в состав сильного государства, является проецирование действующих фискальных институтов на новые территории. Этот процесс можно определить как процесс региональной фискальной интеграции в общем экономическом пространстве государства.
Основной посыл фискальной интеграции в пределах новых регионов – распространение действующего бюджетно-налогового законодательства для последовательного вхождения в единое экономическое пространство России на основе единых институтов и правил для достижения более высокого уровня социально-экономического развития и целей безопасности [8;16].
В связи с этим современное государство должно не только создать условия для гармоничного развития нового региона с предоставлением всех конституциональных гарантий, но и выработать такую бюджетно-налоговую политику, которая бы позволила обеспечить его успешное развитие.
Опыт осуществления фискальной интеграции в присоединившихся регионах достаточно наглядно демонстрирует, что переходный период в бюджетно-налоговой сфере может осуществляться неравномерно. Регионы проходят поэтапно все стадии правового процесса, обеспечивающего интеграцию, которая длиться на протяжении нескольких лет, постепенно вливаясь в общий бюджетный процесс. Вхождение в бюджетно-налоговое пространство усугубляется существенными различиями в налоговом законодательстве, применении бюджетных процедур, учете налогооблагаемых баз и субъектов хозяйствования и т.п.
В связи с этими подходами со дня принятия новых российских субъектов и до окончания переходного периода определены особые фискальные условия, упрощающие организацию бюджетного процесса и стимулирующие наращивание экономического потенциала путем предоставления льготных и преференциальных режимов налогообложения и привлечения инвестиций. Применяемые бюджетные процедуры позволяют в упрощенном порядке составлять и исполнять региональные бюджеты, а также формировать бюджетную отчетность.
Если проанализировать специфику бюджетного процесса и организации межбюджетных отношений в новых регионах можно отметить, что в 2023-2024 годах в связи с недостатком кадров и наличием финансовой неопределенности, выделялись следующие особенности, отличающие организацию бюджетного процесса на этих территориях:
- Региональные бюджеты действовали в течение года, процедура их составления и исполнения происходила ежегодно.
- Местные бюджеты для консолидации региональных бюджетов не составлялись.
- Бюджетная роспись, находящаяся в ведении соответствующего финансового органа, также составляется и исполняется на год.
- Бюджеты субъектов имеют право на зачисление налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
- Прогнозы социально-экономического развития регионов разрабатываются сроком на один год.
- Бюджетный процесс для новых территорий организован в рамках Бюджетного кодекса, как и для прочих высокодотационных регионов. Исключение составляет запрет на установление и исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
- Приостановлен ряд положений Бюджетного кодекса, которые предусматривают взаимодействие с местными бюджетами: предоставление бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, а также процедуру установления нормативов отчислений от налоговых и неналоговых доходов. [9].
Вхождение в состав России на фоне постконфликтных процессов несмотря на наличие значительного экономического потенциала вызывают необходимость существенной финансовой поддержки со стороны центра.
На начало 2024 года новые регионы оказались в группе наиболее дотационных российских регионов, имеющих объем дотаций более 40%. Наименее обеспеченными регионами, имеющими незначительный налоговый потенциал, являются Запорожская и Херсонская области (см. табл.1).
Таблица 1– Уровень бюджетной обеспеченности в новых регионах в 2024 году
Субъект РФ | Уровень бюджетной обеспеченности | Место по РФ | |
до распределения дотаций | после распределения дотаций | ||
Донецкая Народная Республика | 0,459 | 0.849 | 50 |
Луганская Народная Республика | 0,459 | 0.849 | 51 |
Запорожская область | 0,340 | 0.725 | 21 |
Херсонская область | 0,320 | 0.725 | 23 |
Источник: составлено авторами на основе [10].
Уровень дотационности, отражающий долю федеральных дотаций в объеме собственных доходов этих субъектов, еще раз подчеркнул как недостаточность собственной доходной базы, так и проблемы администрирования налоговых платежей.
Основная задача для реализации успешной политики бюджетно-налоговой интеграции — совершенствование механизма финансовой поддержки новых регионов, направленного на преодоление межрегионального экономического и фискального дисбаланса. С этой целью предусмотрено обеспечение доходной базы региона за счет налоговых и неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов (см. табл.2)
Таблица 2 – Плановые показатели доходной части бюджетов новых регионов на 2024 год
Показатели | ДНР | ЛНР | Запорожская область | Херсонская область |
Доходы
Всего, млн. руб. |
209 530,9 | 146 657,6 | 55 924,7 | 44 860,3 |
Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб. | 72 117,8 | 54 063,9 | 15 618,9 | 11 593,6 |
в % к общей сумме доходов | 34,4 | 36,8 | 27,9 | 25,8 |
Межбюджетные трансферты, млн. руб. | 137 413,1 | 92 593,7 | 40 305,8 | 33 266,7 |
% к общей сумме доходов | 65,6 | 61,2 | 72,1 | 74,2 |
Из них дотации млн. руб. | 96 929,5
|
70 671,5
|
23 383,6
|
23 209,1
|
% к общей сумме доходов | 46,3 | 48,2 | 41,8 | 51,7 |
Источник: составлено авторами на основе [10].
Межбюджетные трансферты варьируются от 61, 2 процентов в ЛНР до 74,2 в Херсонской области. Больше всего из четырех регионов налоговых и неналоговых платежей собирает ЛНР.
Собственные налоговые источники представлены более чем на 80 процентов налогом на доходы от физических лиц. Среди прочих можно выделить налог на совокупный доход, налог на прибыль и доходы от уплаты акцизов. По разным регионам их доля в общем объеме налоговых поступлений различается, если для ДНР и ЛНР налог на прибыль занимает более 13 процентов (13,6 и 13,4 соответственно), то в двух областях Запорожской и Херсонской налог на прибыль незначителен и составляет менее 1 процента в общем объеме налоговых поступлений. Для этих двух регионов больший удельный вес приходиться на акцизы и налог на совокупный доход (см. рис.)
Рисунок 1 – Структура налоговых доходов в новых регионах в 2024 г (прогноз)
Источник: составлено авторами на основе [11-14].
Введение особых налоговых преференций для субъектов хозяйствования в новых регионах является основной мерой стимулирования бизнеса на присоединившихся территориях. Налоговые преференции допускают более льготный режим чем в других российских регионах, чаще всего в виде пониженных ставок при использовании специальных режимов налогообложения на этих территориях: упрощенной системы налогообложения (УСН), единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) и патентной системы налогообложения. [15].
Применение преференциальных форм налогообложения и создание специальных территорий, имеющих благоприятный налоговый и инвестиционный режим, также является реальной мерой по расширению экономического потенциала. В частности, свободная экономическая зона (СЭЗ), начавшая функционировать с июля 2023 года, стартовала с достаточно привлекательными налоговыми и инвестиционными условиями. Целью ее создания является не только привлечь инвестиции, но и обеспечить реформирование бизнес среды и использовать сэкономленные налоговые ресурсы на дальнейшее развитие предпринимательского сектора. Действующая на территории четырех новых регионов СЭЗ имеет наряду с общими фискальными преимуществами режим применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны [16]. В качестве дополнительных инвестиционных выгод применяемая модель СЭЗ включает предоставление консультационной помощи инвесторам, упрощенный порядок в землепользовании и градостроительной деятельности для реализации участниками инвестиционных проектов либо обеспечения функционирования зоны.
Предпринимаемые меры по обеспечению фискальной интеграции для новых регионов условно можно представить в виде четырех основных блоков:
- Меры, направленные на развитие и расширение экономического потенциала:
- наращивание налоговых и неналоговых доходов, расширение налоговой базы;
- разработка дорожной карты увеличения доходного потенциала субъекта РФ,
- реализация плана по установлению и применению налоговых льгот и преференций;
- достижение определенных показателей экономического развития (увеличение инвестиционных вложений и приток инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса).
- Меры, направленные на бюджетную консолидацию:
- реструктуризация просроченной кредиторской задолженности на основании утвержденной дорожной карты реализации мероприятий;
- выполнение нормативов формирования расходов на ОГВ;
- соблюдение режима «первоочередных расходов» по казначейскому сопровождению бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ;
- оптимизация расходов субъекта РФ, с целью их сокращения и повышения эффективности использования бюджетных средств;
- мониторинг с целью ревизии бюджетных учреждений субъекта РФ.
- Административные меры:
- реализация плана мероприятий по повышению эффективности расходования бюджетных средств и улучшению качества управления финансовыми потоками;
- координирование нормативно-правовых актов региона, реализующих выполнение публичных нормативных обязательств;
- проецирование аналогичных мер на деятельность муниципальных образований.
- Мероприятия по выполнению бюджетного законодательства с учетом особенностей переходного периода:
- соблюдение ограничений в части государственного долга субъекта РФ;
- выполнение требований в рамках ограничения бюджетного дефицита субъекта РФ;
- утверждение плана мероприятий по проведению взвешенной долговой политики.
Выводы
Комплексная программа интеграции новых регионов должна быть институционализированной, предусматривать последовательность (этапность) действий, оценивать возможные риски на основе постоянного мониторинга и сбора статистической информации, включать весь спектр механизмов государственного регулирования. Важнейшим первым шагом на пути к более гармонизированным усилиям по стабилизации является согласование основных принципов самой концепции стабилизации и развития.
Несмотря на значительный международный опыт последних десятилетий, применение фискальных инструментов для стабилизации постконфликтных территорий имеет существенные различия, обусловленные их социально-экономическим развитием и механизмом приобретения суверенитета. Основой достижения эффективности фискальной стабилизации является применение хорошо налаженных фискальных институтов и оказание достаточной финансовой поддержки для восстановления экономической и социальной инфраструктуры.
Фискальные институты, в частности система управления государственными расходами и налоговое администрирование
являются неотъемлемой частью институциональных инвестиций, которые обеспечивают успешное развитие фискальной интеграции.
Фискальная интеграция новых регионов в экономическое пространство России на начальном этапе в первую очередь призвана максимально ликвидировать последствия военных действий, уменьшить причиненных регионам ущерб, обеспечить выравнивание социально-экономического состояния региона. Последующие этапы фискальной интеграции региона предусматривают наращивание его финансового потенциала и встраивание в институциональную систему бюджетно-налоговых отношений.
Таким образом успех фискальной интеграции новых регионов в экономическое пространство России как фактор и условие обеспечения стабилизации региона лежит в области результативности мер, направленных на фискальную консолидацию, снижение уровня дотационности и наращивание налогового потенциала.
Список литературы
- Atuma, E., Eze, O. M. (2017). Fiscal instruments and economic growth in Nigeria. Open Journal of Business and Management, 9 (19), pp. 105–120.
- Azimi, Nassrine, Matt Fuller, Hiroko Nakayama, eds. (2002). Post-Conflict Reconstruction in Japan, Korea, Vietnam, Cambodia, East Timor and Afghanistan, UNITAR Hiroshima Series in Post-Conflict Reconstruction, P. 324, ISBN 9211010578
- Nkalu, C. N., Ugwu, S. C., Asogwa, F. O., Kuma, M. P., Onyeke, Q. O. (2020). Financial development and energyconsumption in Sub-Saharan Africa: Evidence from panel vector error correction model. Sage Open, 10, pp. 1–12. https://doi.org/ 10.1177/2158244020935432
- Yoshin, N., Taghizadeh-Hesary, F., Mizoguchi, T. (2018). Fiscal policy conditions for government budget stability and economic recovery: Comparative analysis of Japan and Greece. Asian Development Bank Institute
- Gupta, S., Tareq, S., Clements, B., Segura-Ubiergo, A., Bhattacharya, R. (2009). Post-Conflict Countries: Strategy for Rebuilding Fiscal Institutions. In: Addison, T., Brück, T. (eds) Making Peace Work. Studies in Development Economics and Policy. Palgrave Macmillan, London. https://doi.org/10.1057/9780230595194_8
- Музаффарли, Н., Иманов, Н.К вопросу о восстановлении постконфликтных территорий / Н. Музаффарли Иманов, Э. Исмаилов // Кавказ и глобализация. – 2009. – Т. 3, № 2-3. – С. 7-28.
- Fritz, Verena, Hedger, Edward and Lopes, Ana Paula Fialho, (2011), Strengthening Public Financial Management in Postconflict Countries, World Bank — Economic Premise, issue 54, p. 1-7, https://EconPapers.repec.org/RePEc:wbk:prmecp:ep54.
- Киреева, Е.Ф. Фискальная интеграция: особенности функционального развития / Е. Ф. Киреева, А. Ф. Хузина // Налоговая система в условиях современных трансформаций : материалы XXIII-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической интернет-конференции, Донецк, 23 ноября 2023 года. – Донецк: ФГБОУ ВО «ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского», 2023. – С. 15-19.
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2022 N 2377 (ред. от 22.12.2023) «Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности на 2023 — 2025 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/145100 (дата обращения: 12.04.24).
- Электронный бюджет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.budget.gov.ru/Регионы (дата обращения: 12.04.24).
- Закон Донецкой Народной Республики от 31.12.2023 № 44-РЗ «О бюджете Донецкой Народной Республики на 2024 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/docum (дата обращения: 12.04.24).
- Закон Луганской Народной Республики от 29.12.2023 № 30-I «О бюджете Луганской Народной Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/8100202312290009 (дата обращения: 12.04.24).
- Закон Запорожской области от 29.12.2023 N 14 «Об областном бюджете на 2024 год с изменениями и дополнениями» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/408333893/(дата обращения: 12.04.24).
- Закон Херсонской области от 28.12.2023г. №20-ЗХО «О бюджете Херсонской области на 2024 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/408348023/ (дата обращения: 12.04.24).
- Налогоплательщикам новых регионов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/new_region (дата обращения: 12.04.24).
- Федеральный закон от 24 июня 2023 г. N 266-ФЗ «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306240004 (дата обращения: 12.04.24).
References
- Atuma, E., Eze, O. M. (2017). Fiscal instruments and economic growth in Nigeria. Open Journal of Business and Management, 9 (19), pp. 105–120.
- Azimi, Nassrine, Matt Fuller, Hiroko Nakayama, eds. (2002). Post-Conflict Reconstruction in Japan, Korea, Vietnam, Cambodia, East Timor and Afghanistan, UNITAR Hiroshima Series in Post-Conflict Reconstruction, P. 324, ISBN 9211010578
- Nkalu, C. N., Ugwu, S. C., Asogwa, F. O., Kuma, M. P., Onyeke, Q. O. (2020). Financial development and energyconsumption in Sub-Saharan Africa: Evidence from panel vector error correction model. Sage Open, 10, pp. 1–12. https://doi.org/10.1177/2158244020935432
- Yoshin, N., Taghizadeh-Hesary, F., Mizoguchi, T. (2018). Fiscal policy conditions for government budget stability and economic recovery: Comparative analysis of Japan and Greece. Asian Development Bank Institute
- Gupta, S., Tareq, S., Clements, B., Segura-Ubiergo, A., Bhattacharya, R. (2009). Post-Conflict Countries: Strategy for Rebuilding Fiscal Institutions. In: Addison, T., Brück, T. (eds) Making Peace Work. Studies in Development Economics and Policy. Palgrave Macmillan, London. https://doi.org/10.1057/9780230595194_8
- Muzaffarli, N., Imanov, N.K. On the Restoration of Post-Conflict Territories. [Voprosu o vosstanovlenii postkonfliktnykh territoriy]. // Caucasus and Globalization. – 2009. – Vol. 3, No. 2-3. – P. 7-28.
- Fritz, Verena, Hedger, Edward and Lopes, Ana Paula Fialho, (2011), Strengthening Public Financial Management in Postconflict Countries, World Bank — Economic Premise, issue 54, p. 1-7, https://EconPapers.repec.org/RePEc:wbk:prmecp:ep54.
- Kireeva, E.F., Khuzina, A.F. Fiscal Integration: Features of Functional Development. [Fiskal’naya integratsiya: osobennosti funktsional’nogo razvitiya]. // Tax System in the Context of Modern Transformations: Proceedings of the XXIII All-Russian (with international participation) Scientific-Practical Internet Conference, Donetsk, November 23, 2023. – Donetsk: DonNUET named after Mikhail Tugan-Baranovsky, 2023. – P. 15-19.
- Government of the Russian Federation Resolution No. 2377 dated December 22, 2022 (as amended on December 22, 2023) «On the Features of the Preparation, Review, and Approval of Budget Drafts for the Donetsk People’s Republic, Luhansk People’s Republic, Zaporizhzhia Region, Kherson Region, Draft Budgets for Territorial State Extra-Budgetary Funds and Local Budgets, as well as the Execution of These Budgets and the Formation of Budget Reporting for 2023–2025» [Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 22.12.2022 N 2377 (red. ot 22.12.2023) «Ob osobennostyakh sostavleniya, rassmotreniya i utverzhdeniya proyektov byudzhetov Donetskoy Narodnoy Respubliki, Luganskoy Narodnoy Respubliki, Zaporozhskoy oblasti, Khersonskoy oblasti, proyektov byudzhetov territorial’nykh gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov i mestnykh byudzhetov, a takzhe ispolneniya ukazannykh byudzhetov i formirovaniya byudzhetnoy otchetnosti na 2023 — 2025 gody»] [Elektronnyy resurs]. Access mode: http://government.ru/docs/all/145100(accessed: 12.04.24).
- Electronic Budget [Elektronnyy byudzhet] [Elektronnyy resurs]. Access mode: https://www.budget.gov.ru/Regions(accessed: 12.04.24).
- Law of the Donetsk People’s Republic No. 44-RZ dated December 31, 2023, «On the Budget of the Donetsk People’s Republic for 2024» [Zakon Donetskoy Narodnoy Respubliki ot 31.12.2023 N 44-RZ «O byudzhete Donetskoy Narodnoy Respubliki na 2024 god»] [Elektronnyy resurs]. Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/docum(accessed: 12.04.24).
- Law of the Luhansk People’s Republic No. 30-I dated December 29, 2023, «On the Budget of the Luhansk People’s Republic for 2024 and the Planning Period for 2025 and 2026» [Zakon Luganskoy Narodnoy Respubliki ot 29.12.2023 N 30-I «O byudzhete Luganskoy Narodnoy Respubliki na 2024 god i na planirovannyy period 2025 i 2026 godov»] [Elektronnyy resurs]. Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/document/8100202312290009(accessed: 12.04.24).
- Law of Zaporizhzhia Region No. 14 dated December 29, 2023, «On the Regional Budget for 2024 with Amendments and Additions» [Zakon Zaporozhskoy oblasti ot 29.12.2023 N 14 «Ob oblastnom byudzhete na 2024 god s izmeneniyami i dopolneniyami»] [Elektronnyy resurs]. Access mode: https://base.garant.ru/408333893/(accessed: 12.04.24).
- Law of Kherson Region No. 20-ZHO dated December 28, 2023, «On the Budget of Kherson Region for 2024» [Zakon Khersonskoy oblasti ot 28.12.2023g. N 20-ZHO «O byudzhete Khersonskoy oblasti na 2024 god»] [Elektronnyy resurs]. Access mode: https://base.garant.ru/408348023/(accessed: 12.04.24).
- Taxpayers of New Regions of Russia [Nalogoplatel’shchikam novykh regionov Rossii] [Elektronnyy resurs]. Access mode: https://www.nalog.gov.ru/rn77/new_region(accessed: 12.04.24).
- Federal Law No. 266-FZ dated June 24, 2023, «On the Free Economic Zone in the Territories of the Donetsk People’s Republic, Luhansk People’s Republic, Zaporizhzhia Region, and Kherson Region» [Federal’nyy zakon ot 24 iyunya 2023 g. N 266-FZ «O svobodnoy ekonomicheskoy zone na territoriyakh Donetskoy Narodnoy Respubliki, Luganskoy Narodnoy Respubliki, Zaporozhskoy oblasti i Khersonskoy oblasti»] [Elektronnyy resurs]. Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306240004(accessed: 12.04.24).
Еще в рубриках
Херсонская область
Запорожская область
Финансы регионов