![](https://eee-region.ru/wp-content/uploads/2024/12/freepik__bold-inkbased-illustrations-strong-lines-and-high-__9063-180x180.jpeg)
Межрегиональная дифференциация регионов РФ: методические подходы к оценке
Interregional differentiation of regions of the Russian Federation: methodological approaches to assessment
Авторы
Аннотация
В статье предложен алгоритм расчета динамического коэффициента поляризации регионов по показателям социально-экономического развития. За основу разработанного метода взят интегральный коэффициент структурных изменений экономики. Разработанная методика позволяет оценить степень дифференциации и резкие изменения показателей развития регионов. Апробация методики проведена на статистических данных всех регионов РФ в период с 2000 по 2021 гг. по четырем показателям: ВРП на душу населения, среднедушевым доходам, коэффициенту естественного прироста населения и удельному весу убыточных организаций. Полученные результаты хорошо интерпретируются и позволяют оценить меры государственного воздействия с целью сглаживания диспропорций регионального развития в динамике. Также рассматриваемая методика позволяет проводить оценку по любым группам показателей социально-экономического развития и различным временным промежуткам.
Ключевые слова
оценка поляризации, региональное развитие, территориальная дифференциация, регион, валовой региональный продукт на душу населения, межрегиональное выравнивание.
Рекомендуемая ссылка
Межрегиональная дифференциация регионов РФ: методические подходы к оценке// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8023. Дата публикации: 09.12.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8023/
Authors
Abstract
The article proposes an algorithm for calculating the dynamic coefficient of polarization of regions based on indicators of socio-economic development. The developed method is based on the integral coefficient of structural changes in the economy. The developed methodology allows us to assess the degree of differentiation and sudden changes in regional development indicators. The methodology was tested using statistical data from all regions of the Russian Federation from 2000 to 2021. according to four indicators: GRP per capita, average per capita income, natural population growth rate and the share of unprofitable organizations. The results obtained are well interpreted and make it possible to evaluate measures of government influence in order to smooth out imbalances in regional development over time. Also, the methodology under consideration makes it possible to carry out assessments for any groups of indicators of socio-economic development and various time periods.
Keywords
assessment of polarization, regional development, territorial differentiation, region, gross regional product per capita, interregional alignment.
Suggested Citation
Interregional differentiation of regions of the Russian Federation: methodological approaches to assessment// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8023. Date issued: 09.12.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8023/
Введение
Межрегиональная дифференциация регионального развития многие десятилетия представляет одну из труднейших задач социально-экономической политики государства. Экономисты во многих странах предлагают различные пути преодоления межрегиональной дифференциации. В силу существующих объективных причин невозможно абсолютное устранение региональных неравенств. Однако чрезмерная региональная поляризация обостряет экономическую и политическую ситуацию в стране. Основной задачей региональной политики является поиск механизмов сглаживания поляризации социально-экономического развития регионов, которые уменьшали бы влияние факторов, связанных с разностью экономических потенциалов субъектов РФ [Волкова А.В.,2023].
Проблема дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития еще со времен СССР находилась под пристальным вниманием и контролем государства. Механизмы выравнивания социально-экономического положения регионов применялись характерные для административно-плановой системы, включающие в себя: плановые цены, прямое финансирование и регулирование социально-экономической сферы регионов, различные дотации и субвенции. Но, не смотря на эти мероприятия, между регионами сохранялись существенные социально-экономические различия, усилившиеся в период перехода к новым экономическим отношениям и ослабления роли государства в экономике [Волкова А.В., 2023].
В настоящее время государство разрабатывает и применяет различные инструменты сглаживания социально-экономической дифференциации как стимулирующего, так и выравнивающего характера. Для финансовой поддержки региональных систем, проведения инвестиционной политики, развития инфраструктуры, реализации мероприятий в сфере образования и науки, содействию малому и среднему бизнесу, реализации социальной поддержки и продвижения экологической повестки расходуются бюджетные средства в виде дотаций, субсидий, субвенций, государственных инвестиций.
Материалы и результаты
Поэтому для достижения стратегических целей и решения приоритетных задач регионального развития важно не только применение самих инструментов сглаживания, но и осуществление своевременного и постоянного мониторинга уровня поляризации социально-экономического развития регионов, для корректировки и оценки результативности применяемых мер и программ. Оценки региональной дифференциации социально-экономического развития проводятся для объективной диагностики и корректировки выбранной региональной политики.
Еще одно преимущество предлагаемой методики, это возможность оценки поляризации по любому показателю социально-экономического развития. Таким образом, рассматриваемая методика позволяет судить о реализуемой политике сглаживания в различных сферах регионального развития.
За основу разработанного динамического коэффициента поляризации регионов взят методологический подход для расчета структурных изменений экономики [Елисеева И.И., 2002]. Формула интегрального коэффициента структурных различий адаптирована к оценке поляризации социально- экономического развития регионов.
Для расчета уровня поляризации в i-ом году разработана формула динамического коэффициента поляризации:
;
где — значение показателя i-ого региона в t году, где i ∈ (1; n) ;
— значение показателя i-ого региона в t-1 году, где i ∈ (1; n);
— среднероссийское значение показателя;
– количество регионов РФ.
Разработанная методика позволяет отследить изменение уровня поляризации по отдельным показателям социально-экономического развития регионов в динамике за выбранный временной период.
Алгоритм методики можно условно разбить на следующие этапы:
- Отбор показателей, по которым планируется оценка степени дифференциации регионального развития.
- Далее рассчитывается вариация от среднего значения соответствующего года по каждому показателю i-ого региона. Например,
и
Таким образом, мы находим отклонение i—ого региона от среднероссийского значения в данном году.
- Затем найденные отклонения показателя по каждому году для i-ого региона подставляем в формулу и рассчитываем коэффициент отображающий изменение уровня поляризации показателей социально-экономического развития текущего года по отношению к предыдущему.
- Значение динамического коэффициента может варьировать от 0 и выше, т.е. KП ∈ [0; ∞ ). Чем больше значение динамического коэффициента, тем более существенно разнится значение показателя по регионам, а значит указывает на усиление межрегиональной дифференциации по соответствующему показателю.
Апробация авторской методики оценки уровня поляризации социально – экономического развития осуществлялась на материалах субъектов Российской Федерации. Информационной базой исследования стали данные федеральной службы государственной статистики по всем регионам РФ из Сборника Регионы России за 2000-2021 гг. [Регионы России, 2002; Регионы России, 2003; Регионы России, 2004; Регионы России, 2005; Регионы России, 2012; Регионы России, 2014; Регионы России, 2015; Регионы России, 2020; Регионы России, 2022;]. Данные по показателям, имеющим стоимостное выражение в текущих ценах, приведены к постоянным ценам 2021г.
В таблице 1 представлены показатели, по которым производился расчет динамического показателя поляризации (см.табл. 1). Выбор данных факторов был не случаен, т.к. ВРП на душу населения не в полной мере отражает социально-экономическую ситуацию в регионе. Существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП не в полной мере отображают экономическое благополучие населения и качество бизнес-среды [Бухарский В. и др., 2024]. Исходя из этого, в рассмотрение были добавлены показатели среднедушевого дохода и естественного прироста населения и показатель доли убыточных организаций.
Таблица 1. Показатели для оценки уровня поляризации социально-экономического развития регионов
Показатель | Содержание показателя |
1.ВРП на душу населения, руб. (Y1) | Обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования и демонстрируя уровень жизни в регионе. |
2.Среднедушевой доход, руб. (Y2) | Показывает месячный доход семьи в расчете на каждого ее члена. |
3.Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек населения), (Y3) | Отражает изменение (увеличение или уменьшение) численности населения за счет естественных факторов (рождаемости и смертности) в расчете на 1000 человек. |
4. Удельный вес убыточных организаций (в процентах от общего числа организаций), (Y4) | Отражает отношение количества убыточных организаций к общему числу организаций. |
Примечание. Расчеты автора.
Обозначим:
КПY1 – динамический коэффициент поляризации по показателю ВРП на душу населения;
КПY2 – динамический коэффициент поляризации по показателю среднедушевого дохода;
КПY3 – динамический коэффициент поляризации по показателю коэффициента естественного прироста;
КПY4 – динамический коэффициент поляризации по показателю удельного веса убыточных организаций.
Результат расчетов приведен в таблице:
Таблица 2. Динамический коэффициент уровня поляризации социально – экономического развития регионов по соответствующим показателям в период 2000-2021 гг.
Год | КПY1 | КПY2 | КПY3 | КПY4 |
2001 | 0,08 | 0,05 | 0,05 | 0,06 |
2002 | 0,60 | 0,04 | 0,05 | 0,07 |
2003 | 0,02 | 0,06 | 0,05 | 0,06 |
2004 | 0,64 | 0,04 | 0,06 | 0,06 |
2005 | 0,08 | 0,04 | 0,06 | 0,06 |
2006 | 0,04 | 0,04 | 0,11 | 0,06 |
2007 | 0,10 | 0,03 | 0,28 | 0,12 |
2008 | 0,05 | 0,07 | 0,17 | 0,11 |
2009 | 0,18 | 0,04 | 0,17 | 0,10 |
2010 | 0,14 | 0,03 | 0,14 | 0,09 |
2011 | 0,04 | 0,03 | 0,48 | 0,07 |
2012 | 0,03 | 0,03 | 1,18 | 0,07 |
2013 | 0,03 | 0,02 | 0,53 | 0,09 |
2014 | 0,04 | 0,03 | 0,07 | 0,07 |
2015 | 0,03 | 0,06 | 0,18 | 0,07 |
2016 | 0,05 | 0,03 | 0,75 | 0,08 |
2017 | 0,05 | 0,02 | 1,09 | 0,10 |
2018 | 0,06 | 0,03 | 0,38 | 0,06 |
2019 | 0,05 | 0,01 | 0,25 | 0,09 |
2020 | 0,14 | 0,02 | 0,54 | 0,11 |
2021 | 0,14 | 0,02 | 0,66 | 0,08 |
Примечание. Расчеты автора.
Наглядно изменение значений коэффициента по показателям представлено в виде графиков.
Рис. 1.: Динамический коэффициент поляризации регионов РФ по показателю ВРП на душу населения
Примечание. Расчеты автора.
Из рис.1 видно, что по уровню ВРП на душу населения нарастание диспропорции развития регионов происходило вплоть до 2005 года, затем путем активной работы по преодолению усиления дифференциации удалось стабилизировать процесс. Значительных колебаний не происходило с 2005 по 2008 год. Незначительный подъем коэффициента объясняется мировым финансовым кризисом, который разразился в эти годы и разной адаптацией регионов в его условиях, что и послужило усилением расслоения по уровню ВРП на душу населения.
Так же увеличение коэффициента по показателю ВРП на душу населения было отмечено в 2010 и 2011 годах, что также может говорить о неоднородном восстановлении экономик регионов на фоне кризисных явлений. Затем на протяжении с 2012 до 2019 гг. значительных колебаний динамического коэффициента уровня поляризации отмечено не было. В 2020 и 2021 годах наблюдается незначительное увеличение коэффициента поляризации, характеризующееся экономическим спадом в условиях пандемии коронавирусной инфекции и разным уровнем адаптации региональных систем к антиковидным ограничениям.
Таблица 3. Маржинальные значения ВРП на душу населения по субъектам с 2000 по 2021 гг.
Год | мах | Субъект с максимальным значением показателя | min | Субъект с минимальным значением показателя | Размах | Динамический коэффициент по показателю |
2001 | 1316544,2 | Тюменская область | 55927,1 | Республика Ингушетия | 1260617 | 0,08 |
2002 | 9075449 | г. Москва | 17434,4 | Республика Ингушетия | 9058014 | 0,60 |
2003 | 9891557 | г. Москва | 19535,3 | Республика Ингушетия | 9872021,3 | 0,02 |
2004 | 2087114 | Тюменская область | 45640,3 | Республика Ингушетия | 2041474 | 0,64 |
2005 | 2194290 | Тюменская область | 50673,1 | Республика Ингушетия | 2143617,1 | 0,08 |
2006 | 2347766 | Тюменская область | 52424,3 | Республика Ингушетия | 2295342 | 0,04 |
2007 | 2223389 | Тюменская область | 80187,1 | Республика Ингушетия | 2143202 | 0,10 |
2008 | 2197216 | Тюменская область | 90195,6 | Республика Ингушетия | 2107021 | 0,05 |
2009 | 2013057 | Чукотский АО | 111242,9 | Волгоградская область | 1901814 | 0,18 |
2010 | 1974208 | Сахалинская область | 104228,1 | Республика Ингушетия | 1869980 | 0,14 |
2011 | 2267459 | Сахалинская область | 116464,6 | Республика Ингушетия | 2150994 | 0,04 |
2012 | 2342771 | Тюменская область | 139535,5 | Чеченская Республика | 2203236 | 0,03 |
2013 | 2360501 | Тюменская область | 146834,7 | Чеченская Республика | 2213666 | 0,03 |
2014 | 6336065 | Ненецкий АО | 154988,1 | Чеченская Республика | 6181077 | 0,04 |
2015 | 6585882 | Ненецкий АО | 122604 | г. Севастополь | 6463278 | 0,03 |
2016 | 7289362 | Ненецкий АО | 133673,4 | Республика Ингушетия | 7155689 | 0,05 |
2017 | 7681944 | Ненецкий АО | 140292,7 | Республика Ингушетия | 7541652 | 0,05 |
2018 | 8140532 | Ненецкий АО | 131825,9 | Республика Ингушетия | 8008706 | 0,06 |
2019 | 8563035 | Ненецкий АО | 165704,1 | Республика Ингушетия | 8397331 | 0,05 |
2020 | 5643615 | Ненецкий АО | 154144,5 | Республика Ингушетия | 5489471 | 0,14 |
2021 | 9149623 | Ненецкий АО | 148586,8 | Республика Ингушетия | 9001037 | 0,14 |
Примечание. Расчеты автора.
В таблице 3 представлены максимальные и минимальные значения ВРП на душу населения в период с 2001 по 2021 гг. и регионы, которым эти значения принадлежат. Увеличение размаха по показателю за текущий период по сравнению с предыдущим, вызывает соответствующий отклик в виде увеличения динамического коэффициента.
Динамический коэффициент поляризации по уровню среднедушевых доходов в целом не имел значительных скачков, что может характеризовать политику в области выравнивания региональных доходов как успешную. Однако имели место колебания в 2003, 2008, 2015 годах. Эти скачки могут быть объяснены недостаточным периодом осуществления сглаживающей политики в 2003 году, влиянием мирового финансового кризиса в 2008 году и как следствие обеднение малозащищенных слоев населения и введением санкционных ограничений в 2015 году, что сказалось на колебании региональных среднедушевых доходов.
Рис. 2.: Динамический коэффициент поляризации регионов РФ по показателю среднедушевого дохода
Примечание. Расчеты автора.
В целом в указанный период с 2000 по 2021 гг. на рис. 2 можно наблюдать тенденцию снижения значения коэффициента, что означает стабильность в уровне получаемого среднедушевого дохода. В отличие от ВРП на душу населения среднедушевые доходы имеют меньший размах, что свидетельствует о тщательной политике сглаживания средних доходов по регионам.
По показателю естественного прироста усиление поляризации наблюдалось, незначительно начиная с 2007 года, а с 2011 по настоящий момент расслоение регионов по этому показателю можно считать существенным.
Рис. 3.: Динамический коэффициент поляризации регионов РФ по показателю естественного прироста населения
Примечание. Расчеты автора.
Значения динамического коэффициента поляризации по показателю естественного прироста в 2012 и 2017 годах больше единицы. Демонстрируя тем самым продолжающиеся структурные изменения в сфере демографии и сохраняющуюся тенденцию демографического сжатия в регионах РФ.
Коэффициент уровня поляризации по удельному весу убыточных организаций не имеет каких-либо значимых отклонений, а незначительные колебания по годам объясняются процессами, происходившими в мировой экономике.
Рис. 4.: Динамический коэффициент поляризации регионов РФ по показателю удельного веса убыточных организаций
Примечание. Расчеты автора.
В течение всего рассматриваемого периода коэффициент поляризации по показателю удельного веса убыточных организаций близок к 0,1, что может свидетельствовать о незначительных различиях в качестве бизнес-среды по регионам.
Выводы
Таким образом, представленная методика расчета динамического коэффициента поляризации регионов РФ позволяет проводить всесторонний мониторинг влияния инструментов применяемых государством в целях сглаживания социально-экономического развития и судить о динамике рассматриваемого процесса. Оценки региональной дифференциации социально-экономического развития проводятся для объективной диагностики и корректировки выбранной региональной политики. Мониторинг с помощью данного коэффициента может проводиться по любым показателям социально-экономического развития. Результат мониторинга понятен и хорошо интерпретируется.
Список литературы
- Волкова, А.В. Типологизация регионов в аспекте целей сглаживания поляризации социально-экономического развития субъектов РФ Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии — 2023 — №12 (часть 3), – с. 207-212.
- Волкова, А.В. Социально-экономическое развитие регионов РФ: проблемы и тенденции Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2023. – Т. 25, № 4, –С.43-54 DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2023.4.4
- Социальная статистика. / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 480 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Р32 Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2002. — 863 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Р32 Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2003. — 863 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Р32 Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2004. — 863 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Р32 Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2005. — 863 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Р32 Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2006. — 863 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Р32 Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2007. — 991 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Р32 Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2008. — 999 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2009. — 990 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 996 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2011. — 990 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2012. — 990 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2013. — 990 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2014. — 900 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. — 1266 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2016. — 1326 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2017. — 1402 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2018. — 1162 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2019. — 1204 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2020. — 1242 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2021. — 1112 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2022. — 1122 с.
- Экономическое здоровье российских регионов / В. Бухарский, Т. Тирских. — Текст: непосредственный // Деловой аналитический журнал «Эксперт». — 2024 — № 6(7) — С. 90-104.
References
- Volkova, A.V. Typologization of Regions in the Aspect of Goals for Mitigating the Polarization of Socio-Economic Development of Subjects of the Russian Federation. [Typologization of Regions in the Aspect of Goals for Mitigating the Polarization of Socio-Economic Development of Subjects of the Russian Federation]. Competitiveness in the Global World: Economy, Science, Technology — 2023 — No. 12 (Part 3), – pp. 207-212.
- Volkova, A.V. Socio-Economic Development of Regions of the Russian Federation: Problems and Trends. [Socio-Economic Development of Regions of the Russian Federation: Problems and Trends]. Bulletin of Volgograd State University. Economics. – 2023. – Vol. 25, No. 4, – pp. 43-54 DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2023.4.4
- Social Statistics. / Ed. I.I. Eliseeva. – Moscow: Finance and Statistics, 2002 – 480 pp.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2002: R32 Statistical Collection / State Committee of the Russian Federation on Statistics. – Moscow, 2002. – 863 pp.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2003: R32 Statistical Collection / State Committee of the Russian Federation on Statistics. – Moscow, 2003. – 863 pp.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2004: R32 Statistical Collection / State Committee of the Russian Federation on Statistics. – Moscow, 2004. – 863 pp.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2005: R32 Statistical Collection / State Committee of the Russian Federation on Statistics. – Moscow, 2005. – 863 pp.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2006: R32 Statistical Collection / State Committee of the Russian Federation on Statistics. – Moscow, 2006. – 863 pp.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2007: R32 Statistical Collection / State Committee of the Russian Federation on Statistics. – Moscow, 2007. – 991 pp.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2008: R32 Statistical Collection / State Committee of the Russian Federation on Statistics. – Moscow, 2008. – 999 pp.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2009: R32 Statistical Collection / State Committee of the Russian Federation on Statistics. – Moscow, 2009. – 990 pp.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2010: R32 Statistical Collection / Federal State Statistics Service. – Moscow, 2010. – 996 pp
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2011: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2011. — 990 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2012: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2012. — 990 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2013: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2013. — 990 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2014: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2014. — 900 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2015: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2015. — 1266 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2016: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2016. — 1326 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2017: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2017. — 1402 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2018: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2018. — 1162 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2019: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2019. — 1204 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2020: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2020. — 1242 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2021: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2021. — 1112 p.
- Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2022: R32 Stat. Collection / Rosstat. — Moscow, 2022. — 1122 p.
- Bukharsky V., Tirskih T. Economic Health of Russian Regions / Business Analytical Journal «Expert». — 2024. — No. 6(7). — pp. 90-104.
Еще в рубриках
Регионы России
Региональная экономика