Региональная политика Испании на современном этапе
Regional policy of Spain at the present stage
Авторы
Аннотация
В статье рассматриваются механизм, направления и результаты региональной политики Испании за последние три десятилетия, направленной на решение многочисленных старых и новых проблем, обусловленных диспропорциональным экономическим и социальным развитием ее территорий, нарастающим демографическим вызовом (депопуляцией земель, старением населения и др.), заметно снижающим потенциал экономического роста страны. Несмотря на усилия испанского правительства, опирающегося на значительную финансовую поддержку структурных фондов ЕС, пока трудно говорить о достижении заметных результатов в плане реализации главной целевой установки региональной политики - гармонизации и экономической конвергенции «богатых» и «бедных» регионов, уменьшения их диспропорционального развития. Ныне действующий План регионального развития Испании на 2021-2027 гг., ориентированный на ее новые направления(зеленую энергетику, цифровизацию, комплексное территориальное развитие и социальную интеграцию) призван придать ускоренную динамику роста отстающим территориям страны, в том числе за счет усиления использования их внутреннего ресурсного потенциала.
Ключевые слова
региональная политика, гармонизация, экономическая конвергенция, демографические проблемы, зеленая энергетика, цифровизация, социальная интеграция.
Рекомендуемая ссылка
Региональная политика Испании на современном этапе// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7637. Дата публикации: 10.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7637/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-37
Authors
Abstract
The article examines the mechanism, directions and results of Spanish regional policy over the past three decades aimed at solving both numerous traditional and relatively new problems caused by economic and social contrasts in the development of its territories, as well as the strengthening demographic challenge(desertification of land,aging population,etc). Despite the efforts of the Spanish government, relying on significant financial support from the EU, it is still difficult to talk about achieving noticeable results in terms of harmonization and economic convergence of “rich”and “poor”regions, reduction of their disproportional development. The current Spanish Regional Development Plan for 2021-2027, focused on its new directions (green energy, digitalization,complex territorial development, social integration), is aimed to accelerate growth dynamics to the lagging territories, primarily by increasing their own resource potential.
Keywords
regional development, harmonization, economic convergence, demographic problems, green energy, digitalization.
Suggested Citation
Regional policy of Spain at the present stage// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7637. Date issued: 10.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7637/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-37
Введение
Испания традиционно принадлежит к числу стран с наиболее ярко выраженными региональными, экономическими и социальными контрастами, страной «богатых» и «бедных» регионов (Автономных Сообществ-АС), в которых соответственно проживают 30 и 70% населения с почти двукратной разницей в показателях подушевого ВВП между ними, уровня бедности регионального населения(Relative property rate) (Доля регионального населения (в %) с уровнем дохода ниже 60% средненационального уровня), составляющим 20% (против 18% для стран ОЭСР), другим финансово-экономическим показателям (по производительности труда, занятости, безработице, заработной плате, транспортной, социальной, жилищной инфраструктуре, развитию широкополосной NET сети, качеству и уровню жизни населения).
Особую озабоченность вызывает прогрессирующие негативные демографические тенденции, связанная с возрастной структурой и со старением населения, усилением региональных диспропорций по плотности его проживания на территории страны( на 90% АС с 27% от общей численности населения приходится 84% национальной территории). И это, не говоря уже, о многочисленных особенностях развития отдельных территорий страны, обусловленных ее веками создававшимся историко-культурным наследием, оказывающим серьезное влияние на скорость и эффективность решения региональных проблем, на настроениях самих испанцев.
Результаты исследований
Испанская конституция 1978 г. ( ст.20) основывается на нерасторжимом единстве испанской нации, общего и неделимого государства всех испанцев, что фактически означает унитарный характер государства. В то же время конституция декларирует, что в рамках единого целого существуют национальности, этнические группы и регионы, имеющие право на автономию и взаимную солидарность. Согласно Конституции (раздел 9, ст.143-158) страна в зависимости от социально-экономического и культурного фактора разделена на 17 « Автономных Сообществ» (АС) с одной и более провинций в каждом (По своей территориально-административной структуре Испания разделена территориально разделена на 17 Автономных Сообществ, 2 Автономных города(Сеута и Мелилья, африканские анклавы Испании), 50 провинций и 8113 муниципалитетов). Кроме 17 АС статус «автономных городов» получили испанские анклавы в северной Африке –Сеута и Мелилья. Все автономные образования имеют свой языковой и территориальный статус, собственную структуру и объем полномочий органов власти и т.д. Распределение полномочий и ресурсов между центром и автономией осуществляется на основе Соглашения об автономных сообществах (Pactos Autonomicos), подписанного в 1992г. ведущими политическими силами страны -– Испанской Социалистической Рабочей партией (ИСРП) и Народной партией (НП), более известном как Соглашение о «Кофе для всех»(Café para todos). При всей широте региональных полномочий Пакт предусматривает и возможность их дальнейшего расширения, чем неоднократно пользовались каталонцы и баски, всегда наиболее активно стремившиеся к национальной идентификации.
Согласно Пакту в компетенцию регионов в соответствии с их индивидуальными уставами переданы вопросы развития городского, сельского, жилищного, лесного и водного хозяйства, регионального планирования, начального и среднего образования, здравоохранения, культуры, туризма, спорта. Финансовая автономия АС обеспечивается, с одной стороны, трансфертами центрального правительства по линии Фонда межтерриториальной компенсации (ФМК), созданного специально для финансирования регионального развития, а с другой — собственными налогами и сборами АС.
Начиная с 1986 г., после вступления Испании в ЕС, последний стал решающим фактором реализации ее региональной политики. Уже в первые годы членства отстающие испанские регионы получали средства по финансовым квотам европейских структурных фондов(по так называемым « интегрированным средиземноморским программам»), составлявшим от 1 до 3% валового регионального продукта, а позднее в рамках общенациональной программы и собственно региональных планов развития в пределах выделяемых им европейских ассигнований в соответствии с новой моделью региональной политики.
В основе этой модели лежит достаточно эффективный механизм увязки и координации интересов властей различных уровней – наднационального, национального и, что особенно важно подчеркнуть, регионального и муниципального. Со стороны государства за региональную политику в Испании отвечает созданный в рамках министерства экономики и финансов генеральный директорат структурных фондов ЕС и региональных финансов. Он работает на основе кооперации и разделения ответственности с другими структурными подразделениями центрального и региональных правительств. В их числе : Совет по фискальной и финансовой политике, который осуществляет распределение, отбор и мониторинг ресурсов центрального бюджета, Конференция представителей центрального и регионального правительств (обмен информацией и обсуждение региональных проблем, поиск их общих решений), а также Саммит президентов АС, который на высшем уровне устраняет инвестиционное дублирование, осуществляет отбор более перспективных проектов.
Несмотря на усиливающееся с 1994 года участие АС в европейской региональной политике (создание в Брюсселе региональных офисов, Европейского комитета регионов и др.), ее основным проводником по-прежнему остается центральное правительство, которое решает все вопросы макроэкономического регулирования, основы налоговой и бюджетной систем, финансово-кредитного механизма, отраслевые и региональные приоритеты помощи, формы межрегиональных хозяйственных связей.
Центр является единственным партнером Европейской Комиссии на верхнем уровне принятия решений о предоставлении коммунитарной финансовой помощи, принимает в окончательном виде национальную программу структурного реформирования, включающую региональные программы, согласованные с социальными партнерами на местном уровне. Именно с Центром на основе национальной программы Европейская комиссия подписывает партнерское соглашение о размерах и направлениях финансовых ассигнований европейской структурных фондов, определяет регионы и объемы выделяемых им средств на среднесрочный (семилетний) период. Наконец, именно Центр обеспечивает координацию и контроль над реализацией национальной программы в целом и отдельных региональных проектов, в частности, являясь их обязательным со-инвестором в форме невозвратных субсидий (до 75% стоимости проекта), льготного кредитования, налогообложения, технического содействия. В общем объеме внутренних ассигнований средства центрального бюджета в среднем составляют 53%, автономий -35%. муниципальных властей 12% [1].
За годы членства в ЕС испанское правительство смогло не только создать весьма эффективный механизм мобилизации внутренних ресурсов, но и добиваться для себя максимально возможных объемов коммунитарной финансовой помощи, составлявшей до 57% государственных инвестиций. Только в 1994-2013 гг. Испания получила в три раза больше ассигнований, чем вся послевоенная помощь европейским странам по Плану Маршала. При внесенных ею в в бюджет ЕС 111 млрд.евро ( в ценах 2004 г.), она получила из него 211 млрд., что означает 94 млрд.чистых поступлений или 1.85 евро на каждый внесенный 1 евро [10].
Первоначально основной объем ассигнований европейских структурных фондов(регионального и социального), а также Фонда сплочения (между прочим созданного под давлением Испании) направлялся в производственные сектора экономики ( их диверсификацию и технологическое развитие), энергетическую и особенно транспортную инфраструктуру, в меньшем объеме — в торговлю, городское коммунальное и водное хозяйство, рыболовство, туристический бизнес, на помощь фермерским хозяйствам и компаниям пищевой и кустарной промышленности( на улучшение структуры производства и качества продукции, развитие систем ее переработки, сбыта и хранения), на развитие системы профессионально-технического образования, экологические проекты В большинстве случаев получателями этих средств являлись 11 наиболее отсталых АС ( с годовым объемом ВВП на душу населения ниже 75% среднего уровня ЕС) : Андалусия, Галисия, Кастилия-Леон, Валенсия, Кастилия – Ла- Манча, а также Астурия, Эстремадура, Канарские острова, Мурсия, Сеута и Мелилья.
На фирменном уровне помощь направлялась малым и средним предприятия в форме субсидий на приобретение земли, строительство предприятий, инженерно-коммуникационные работы, приобретение оборудования, техническую экспертизу проектов, повышение квалификации персонала и научно-исследовательские работы. Размер субсидий определяется по критериям местонахождения предприятия, числа создаваемых рабочих мест, типу инвестиционного проекта и его вкладу в экономическое развитие региона.
Принятие в 2005 г. лиссабонской системы стратегического планирования и расширение ЕС, привело к изменению приоритетов (в сторону оптимизации развития человеческого фактора и инновационной сферы, дальнейшей децентрализации полномочий национальных и региональных властей) и объемов европейской региональной помощи в сторону новых бенефициаров – восточноевропейских стран. Испании дали ясно понять, что она не сможет больше рассчитывать на ее прежние размеры, хотя все же останется одним из главных ее получателей.
По региональной программе ЕС на 2007-2013 гг. «Конвергенция. Конкурентоспособность. Занятость и кооперация» выделенная Испании финансовая квота составила 45.2 млрд.евро. или 550 евро на человека, почти в 2-3 раза меньше аналогичных показателей по восточноевропейским получателям помощи. Самая примечательная черта новой программы – более чем двукратное увеличение (до 60%) ассигнований в сферы образования и НИОКР (с 11.3 до 23.3 млрд.евро), а их распределение приобретает все более ярко выраженное региональное измерение, требующее от местных властей новых инициатив, идей и ресурсов направленных на реализацию проектов устойчивого развития их территорий.
Третий план регионального развития на 2014-2020 гг., продолжив линию на развитие человеческого капитала, свидетельствовал о дальнейших изменениях в целевой направленности европейского регионального финансирования в сторону инновационных проектов, связанных с климатическими изменениями, зеленой энергетикой и городским хозяйством.
Следует отметить, что двадцатилетний период действия трех испанских региональных программ (2000-2006 гг., 2007-2013 гг. и 2014-2020 гг.) результативно, хотя и с разной степенью эффективности, способствовал экономическому и социальному развитию АС. Согласно новой классификации ЕС, обращает на себя внимание численное уменьшение группы «бедных» испанских регионов. Сегодня из прежних 11 семь отнесены к переходным регионам. Это — Мурсия, Мелилья, Астурия, Галисия (со средним годовым доходом равным 83% уровня ЕС-27), Кастилия-Ла – Манча, Андалусия(78%) и Эстремадура (67%). Фактически только одну Эстремадуру в настоящее время можно отнести к группе менее развитых европейских регионов с годовым доходом на душу населения ниже 75% в среднем по ЕС.
Экономическое развитие регионов за первые два десятилетия регионального планирования характеризовалось сдвигами в отраслевой структуре хозяйства. Во всех без исключения АС значение аграрного сектора как источника формирования ВВП и рабочих мест постоянно снижалось, а роль промышленности и особенно сферы услуг неизменно росла. Наиболее отчетливо эта тенденция проявлялась именно в отсталых сельскохозяйственных регионах, где производительность труда в результате более эффективного использования земли, улучшения водоснабжения и реконструкции водопроводных (в том числе опреснительных) сооружений, ускоренной механизации, модернизации и диверсификации производства росла опережающими темпами.
Значительный вклад в увеличение объемов региональных ВВП внесла реализация проектов транспортной инфраструктуры: строительство, модернизация и электрификация автомагистралей и железнодорожных линий, половина из которых –высокоскоростные. В 1986 г. таковых в стране вообще не было. . По этому показателю Испания лидирует в мире. По оценкам, из каждых 100 евро, вложенных в транспортную инфраструктуру страны, 36 профинансированы Евросоюзом [2]. Предполагается, что к концу 20-х годов 95% населения страны будет жить на расстоянии менее 30 км от автомагистралей, а 90% – на расстоянии менее 50 км от высокоскоростных железных дорог. Серьезной реконструкции подверглись основные национальные аэропорты, в первую очередь в Пальма –де-Майорка и Малаге. Их общая пропускная способность составила более 30 млн.авиапассажиров в год (второе место в Европе). Экономической конвергенции регионов способствовала также начавшаяся структурная перестройка кризисных отраслей промышленности и особенно переход к зеленой энергетике, на газ и возобновляемые альтернативные энергоресурсы. Основным и постоянно растущим источниками вредных углеродных выбросов в Испании является транспорт (29.6%). За ним следует промышленность и энергетика, снизившая свои показатели с 28.7% в 2005 г. до сегодняшних 14.3%(при 27.6% в среднем по ОЭСР) за счет перехода на альтернативные энергоресурсы. К 2022 г. доля последних в структуре энергобаланса баланса страны увеличилась с 5.9% в 2005 г. до 16.2% (против 12.0% для ОЭСР), а на душу населения, наоборот, сократились . на 20% — до 6 тонн (против 10.6 тонн в среднем по ОЭСР). За последнее десятилетия по показателям выбросов 14.3%(28.7% в 2005 г.) испанская энергетика занимает гораздо более высокие позиции по сравнению с 27.6% в среднем по ОЭСР [8].
Ускорению экономического развития регионов способствовало увеличение числа занятых, особенно значительное в строительстве, транспортной инфраструктуре, высокотехнологичных отраслях промышленности и сфере услуг. В 2023 г. впервые в истории страны количество занятого населения составило 21 млн.человек, 51% экономически активного населения (против 57.5% в ОЭСР). И что особенно важно подчеркнуть, значительная часть новых рабочих вакансий была оформлена на постоянной контрактной основе. Доля временных трудовых контрактов за последние два года сократилась с 25.3% до 17.4% [8], а среди молодежи (до 30 лет) – с 55.4% до 37.0%. И хотя этот положительный результат был во многом достигнут благодаря проведенной в 2021 г. реформы трудовых отношений, а также активным антикризисным мерам правительства ИСРП в период пандемии, все же в решающей степени он был обусловлен другими более глубинными причинами. Речь идет о двух предшествующих десятилетий масштабных реформ в системе образования всех уровней, принятии в 2020 – 2022 гг. Плана модернизации ранее созданной модели профессионального образования. Последняя представляла собой систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров, обучения дефицитным профессиям людей, страдающих от безработицы –молодежи до 25 лет, рабочих старше 45 лет в депрессивных районах, длительно безработных, женщин ( в тех секторах экономики, где их представительство ниже существующих нормативов), инвалидов, потерявших работу сельскохозяйственных рабочих и иммигрантов. Как правило, образовательные программы разрабатывались по специальной методике региональной администрацией в сотрудничестве с местными образовательными учреждениями, предпринимательскими ассоциациями и профсоюзами с учетом местных условий. Особое значение имело также обучение местных чиновников по общеевропейским программам подготовки высшего и среднего управленческого звена с целью повышения его способности решать широкий круг местных хозяйственных и социальных проблем, профессионально участвовать в подготовке конкретных региональных проектов. На все предпринимательские инициативы по организации курсов переподготовки или производственных стажировок, созданию новых рабочих мест распространялась государственная экономическая и внеэкономическая поддержка (в форме прямого бюджетного финансирования, льготного кредитования и налогообложения, сокращения социальных отчислений и т.д.).
Главным итогом реформирования системы образования в период действия первых трех региональных планов стал переход Испании из страны средиземноморского типа с преобладанием неквалифицированного труда и ставкой на ценовой фактор конкурентоспособности в страну со значительно возросшим образовательным уровнем коренного населения, его профессиональной квалификации и стоимости рабочей силы, понижательной тенденцией низко квалифицированного труда в структуре занятости, более высокой долей молодежи с высшим образованием – 41.1% (по сравнению с 40.% в среднем по ОЭСР).
План модернизации профессионального образования (VET) 2020-2022 гг. предусматривает расширение и объединение всей системы профессионального обучения под эгидой Министерства образования, создание его новой интегрированной модели, адаптированной к требованиям времени, гарантирующей возможность получения необходимой профессиональной квалификации для всех возрастных категорий граждан страны. В настоящее время среднее профессиональное образование в Испании имеют только 12% занятых (против 25% в среднем по ОЭСР и 40% в Германии). Главная целевая установка плана – поднять статус профессионально-технического обучения, самого слабого звена образовательной системы страны, способствуя тем самым более эффективному решению ключевой социальной проблемы страны – проблеме безработицы. Несмотря на снижение, ее уровень -12.9% (14.1 % в 2019 г.) по-прежнему остается самым высоким в странах ОЭСР, а среди молодежи ( 15– 24 лет.), в большинстве своем малоквалифицированной, и длительно безработных (более года) он составляет 29.8% (против 10.9% в среднем по ОЭСР) и — 5.0% (против 1.2%) соответственно. Еще большая разница в этих показателях на региональном уровне. В Каталонии, например, безработица достигает 20%, а в Андалусии и Эстремадуре 35% [4].
Наряду с безработицей самых решительных действий требуют и другие обостряющиеся социальные проблемы страны, в первую очередь проблема ее демографического «опустынивания». Сегодня 80% испанского населения концентрируется в средних и особенно в крупных городах, занимающих всего 15% территории страны [6]. (Для сравнения в среднем по странам ОЭСР этот показатель составляет 49%) [6]. А остальные 85% территории страны, страдают от острой нехватки человеческих и финансовых ресурсов, нуждаются в предоставлении им дополнительной помощи, чтобы остановить этот процесс деградации и сохранить свой экономический потенциал. По оценкам, только за последнее десятилетие каждые три из четырех муниципалитетов потеряли значительное количество своих жителей, в основном молодежи. Среди них особенно сильно Сориа, Теруэль, Куэнка, Хаен, Самора и др.
Проблема депопуляции значительной части испанских территорий усугубляется другой демографической проблемой – старением населения. Несмотря на общенациональный характер этой проблемы, она особенно чувствительно именно для обезлюдевших муниципалитетов страны с населением от 1 тыс. до 5 тыс.чел., при том что 70 % жителей этих поселений – старики возрасте 65 лет и выше. В создавшихся условиях единственный способ, гарантирующий выживание сельской среды – это ее репопуляция, принятие срочных мер по удержанию и сохранению здесь молодого поколения, его экономической интеграции ( увеличение занятости, заработной платы, создание новых рабочих мест, строительство социального жилья, развитие транспортной, социальной и культурной инфраструктуры).
О сохраняющемся и даже усиливающемся характере негативных тенденций в региональном развитии Испании свидетельствует и начавшаяся с 2007 года 15- летняя стагнация и сокращение ВВП на душу населения почти на 15% ( против 4.6% во Франции и 14.8% в Италии.) [5], а разница между этими показателями для самого богатого испанского региона (34.8 тыс.евро- Мадрид) и самого бедного (18.9 тыс.евро -Андалусия) в 2021 г. составила почти 60%. Согласно статистике «Регионального учета за 2021г.» только два АС (Мадрида и Страны Басков) превышают по своему подушевому доходу среднегодовые показатели ЕС.
О дальнейшем усилении диспропорционального развития отдельных испанских АС за последние два года свидетельствуют также и существенные различия в темпах их роста ( от 10.4% до 4%) [7] и, конечно, увеличение общей финансовой задолженности АС до 23% государственного внешнего долга, размер которого в 2022 г. достиг своего исторического максимума в 117.7% ВВП, что вообще ставит под сомнение выполнение последней (четвертой) Комплексной программа регионального развития Испании на 2021-2027 гг. [4].
Цель программы – гармонизация и сокращение диспропорций в уровнях развития отдельных испанских регионов, поддержка их устойчивого и комплексного развития, экономической, социальной и территориальной конвергенции путем развития устойчивой конкурентоспособности, научно-исследовательских и инновационных разработок, ускорения перехода к зеленой и цифровой экономике. Программа предусматривает реализацию одной национальной и 19 региональных программ экономического и социального развития АС с общим объемом ассигнований из фондов ЕС в размере 52.6 млрд евро [3]. Почти 50% этих средств получат Андалусия, Эстремадура, Кастилья-Ла Манча, Сеута и Мелилья. Канарские острова, как более отдаленный от ЕС регион, будут дополнительно профинансированы в размере 673 млн евро. Основными направлениями инвестирования этих средств, наряду с зеленым переходом и цифровизацией, станут системы образования, здравоохранения, социальная интеграция, территориальное комплексное развитие.
Основной объем(67%) европейской помощи будет выделен Испании по линии Европейского фонда регионального развития (ERDF), а главным целевым приоритетом использования этих средств станут инвестиции в «зеленый» переход испанских регионов к ресурсо-эффективной, климатически нейтральной и конкурентоспособной экономике. Доля возобновляемых источников в энергетических мощностях должна увеличиться с 16.2% до 74% к 2030 г. и 100% к 2050 г., а их энергоэффективность на 40%. Среди других европейских фондов, софинансирующих региональную политику Испании и ее переход к зеленой экономике — Фонд справедливого перехода (Just Transition Fund), который выделит 870 млн евро на поддержку регионов, где уже закрыли или собираются закрывать угольные шахты и другие углеродоемкие предприятия, включая электростанции, работающие на угле в провинциях Ла Корунья, Астурии, Леоне, Теруэле, Кордобе, Альмерии, Кадисе и других районах.
По линии ERDF Испании выделяется 8.5 млрд евро на финансирование мер по стимулированию роста, конкурентоспособности и производительности малого и среднего бизнеса, на развитие цифровой связи, на исследовательские и инновационные проекты в секторах с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, значительные средства будут инвестированы в улучшение систем управления водными ресурсами, повышение безопасности и устойчивости территорий к стихийным бедствиям(наводнениям, пожарам, засухам) и их предотвращению, решение других весьма острых для Испании проблем нехватки и качества воды, экономии ее потребления, более широкому использованию нетрадиционных источников (повторному использованию и опреснению), помощи биохозяйству (экстенсивному животноводству и лесоустройству, защите природы и ее биоразнообразия ).
Европейский фонда морского рыболовства и агрокультуры (European Maritime Fisheries and Aquqculture – EMFAF) направит 1 млрд евро на поддержку устойчивого развития рыболовства, аквакультуры и обрабатывающей промышленности . Программа фонда в качестве приоритетной цели выделяет финансирование устойчивого управления рыбными ресурсами, адаптацию к климатическим изменениям, защиту окружающей среды, .диверсификацию прибрежных территорий, муниципалитетов и предприятий, занимающихся рыболовством и аквакультурой в соответствии с целями зеленого перехода Испании.
Европейская помощь будет выделена и на обеспечение равного доступа и качественных услуг в сфере образования( повышение уровня цифровизации обучения и квалификационной подготовки учителей, оказание помощи молодежи студентам из неблагополучных семей в получении среднего и высшего образования и т.д.), переходу к интегрированной(двойной) системе образовательно-производственных кластеров особенно по инженерно-техническим специальностям с расширенным (до 80% финансирования) участием частных компаний, региональной администрации и университетов. Наряду с уже существующей практикой профессионально-технической подготовки кадров в текущем региональном плане акцент делается на усилении предпринимательского духа и инициативы в молодежной среде (В 2022 г. владельцами собственных предприятий были только 0.4% молодежи в возрасте 18-24 лет и 2%-в возрасте 25-34 лет) [8], введении специальных предмета по основам финансовой грамотности в средней школе, создании широкой сети предпринимательских школ, обучающих молодое поколение деловым навыкам, созданию и ведению собственного бизнеса. В 2022 г. несколько таких образовательных программ были запущены Банком Испании и Национальной комиссией по рынку ценных бумаг, а на региональном уровне — в Стране Басков.
События последних лет(пандемия Covid — 19 и ее тяжелые последствия для испанского населения) обнажили серьезные структурные проблемы в национальной системе здравоохранения, связанные с отсталостью ее региональных служб ( острой нехваткой больничных коек, медицинского оборудования и обслуживающего персонала). Приоритетная цель национальной и некоторых региональных программ — обеспечение равного доступа к системе здравоохранения, повышение качества и устойчивости его первичного звена. Поддержка будет оказана также строительству, реновации и модернизации оборудования центров здравоохранения, больниц, оказывающих специализированную медицинскую помощь.
Европейский Социальный Фонд (European Social Fund, ESF) инвестирует 11.3 млрд евро на реализацию программ, способствующих увеличению занятости и снижению структурной безработице, сокращению количества временных контрактов, решению множества других проблем в системе трудовых отношений, связанных с нестабильностью трудовых договоров, отсутствием гарантий занятости и с серьезными трудностями поиска работы и выхода на рынок труда особенно для безработных старшего возраста и т.д.), а также социальной интеграции уязвимых слоев населения. Приоритетным направления распределения средств станут персонализированные (от 9 до 18 тыс.участников) молодежные программы профориентации (Careers Guidance), гарантирующие трудоустройство для уже получивших профессиональную квалификацию безработных, а также желающих работать в системе государственного администрирования в случае подтверждения ими необходимых компетенций в области зеленого и цифрового перехода.
Одним из важнейших направлений региональной политики 2021-2027 гг. становится внедрение( путем предоставления грантов и других финансовых инструментов) комплексных стратегий устойчивого развития городов, реализующих различные модели городской инфраструктуры, усиления их исторического разнообразия, а также сельских местностей, направленных на борьбу с депопуляцией и решением других демографических и социальных проблем. Неотъемлемой частью комплексных стратегий устойчивого развития должно стать введение гарантированного минимум социальных услуг(обеспечение доступа к образованию, службам здравоохранения, информационным и юридическим услугам) для всех граждан и территорий страны, повышение роли культуры и туризма.
Заключение
Среди других новшеств европейской региональной политики становится движение к созданию более эффективного механизма мониторинга и оценки результативности проводимой региональной политики. В частности, региональная программа 2021-2027 гг. впервые предусматривает создание специального комитета, на который возлагается мониторинг и главная ответственность за выполнения проектов. Комитет объединяет представителей Европейской Комиссии ( с совещательным голосом), государственных компетентных органов, а также всех заинтересованных сторон (представителей гражданского общества, социально-экономических агентов и т.д.), действующих на условиях взаимного партнерства. Результаты деятельности этого комитета могут стать важным шагом на пути осмысления всех этапов проводимой в Испании региональной политики, а главное в плане поиска новых возможностей и более эффективных направлений достижения гармоничного и устойчивого развития отстающих территорий не только и не столько за счет внешних источников финансирования, сколько на базе использования их собственного потенциала роста.
Список используемой литературы
- De Gregorio Hurtado, S., Tomàs, M. (2022): Spain //URL: https://www.arl-international.com/knowledge/country-profiles/spain
- Chislett, W. Forty years of democratic Spain Political, economic, foreign policy and social change, 1978-2018//URL: https://media.realinstitutoelcano.org/wp-content/uploads/2021/11/wp1-2018-chislett-forty-years-democratic-spain.pdf
- Cohesion open data platform//URL: https://cohesiondata.ec.europa.eu/countries/ES/21-27
- Regional Policy // URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/home_en
- 50 años perdidos. Los españoles somos igual de pobres que en 1970 respecto al resto de occidente // URL: https://www.elblogsalmon.com/entorno/50-anos-perdidos-espanoles-somos-igual-pobres-que-1970-respecto-al-resto-occidente
- Gallello, N. Solucionar el reto demográfico: «Vamos con mucho retraso, pero no es tarde» // URL: https://www.huffingtonpost.es/entry/solucionar-el-reto-demografico-vamos-con-mucho-retraso-pero-no-es-tarde_es_632c2c14e4b05db5206b3db0.html
- El Instituto Nacional de Estadística // URL: https://ine.es/
- OECD Economic Surveys: Spain 2023 // URL: https://read.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-economic-surveys-spain-2023_5b50cc51-en#page1
- OECD Regions and Cities at a Glance 2022 // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/oecd-regions-and-cities-at-a-glance-2022_14108660-en
- Saraceno, F., Cerniglia, F. (eds), A European Public Investment Outlook// Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2020, https://doi.org/10.11647/OBP.0222
- Prota, F., Viesti, G., Bux, M., The Contribution of European Cohesion Policy to Public Investment // URL: https://www.researchgate.net/publication/342278399_The_Contribution_of_European_Cohesion_Policy_to_Public_Investment
Bibliography
- De Gregorio Hurtado, S., Tomàs, M. (2022): Spain //URL: https://www.arl-international.com/knowledge/country-profiles/spain
- Chislett, W. Forty years of democracy Spain Political, economic, foreign policy and social change, 1978-2018//URL: https://media.realinstitutoelcano.org/wp-content/uploads/2021/11/wp1-2018 -chislett-forty-years-democratic-spain.pdf
- Cohesion open data platform//URL: https://cohesiondata.ec.europa.eu/countries/ES/21-27
- Regional Policy // URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/home_en
- 50 years lost. We Spaniards are just as poor as in 1970 compared to the rest of the West // URL: https://www.elblogsalmon.com/entorno/50-anos-perdidos-espanoles-somos-igual-pobres-que-1970-respecto- to-the-rest-west
- Gallello, N. Solving the demographic challenge: «We are very late, but it is not too late» // URL: https://www.huffingtonpost.es/entry/solucionar-el-reto-demografico-vamos-con- long-delay-but-it’s-not-late_it_632c2c14e4b05db5206b3db0.html
- The National Institute of Statistics // URL: https://ine.es/
- OECD Economic Surveys: Spain 2023 // URL: https://read.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-economic-surveys-spain-2023_5b50cc51-en#page1
- OECD Regions and Cities at a Glance 2022 // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/oecd-regions-and-cities-at-a-glance- 2022_14108660-en
- Saraceno, F., Cerniglia, F. (eds), A European Public Investment Outlook// Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2020, https://doi.org/10.11647/OBP.0222
- Prota, F., Viesti, G., Bux, M., The Contribution of European Cohesion Policy to Public Investment // URL: https://www.researchgate.net/publication/342278399_The_Contribution_of_European_Cohesion_Policy_to_Public_Investment