Региональные и локальные рынки
Рынок: понятие и суть
В экономике рынок является координационным механизмом, который использует цены для передачи информации между экономическими субъектами (такими как фирмы, домашние хозяйства и отдельные лица) для регулирования производства и распределения.
Рынок является одной из многих разновидностей систем, институтов, процедур, социальных отношений и инфраструктур, посредством которых стороны участвуют в обмене. В то время как стороны могут обмениваться товарами и услугами по бартеру, большинство рынков полагаются на продавцов, предлагающих свои товары или услуги (включая рабочую силу) в обмен на деньги от покупателей. Можно сказать, что рынок — это процесс, посредством которого устанавливаются цены на товары и услуги. Рынки облегчают торговлю и позволяют распределять и распределять ресурсы в обществе. Рынки позволяют оценивать и оценивать любой товар, который можно продать. Рынок иногда возникает более или менее спонтанно или может быть преднамеренно сконструирован человеческим взаимодействием, чтобы обеспечить обмен правами (ср. право собственности) на услуги и товары.
Региональные и локальные рынки
Рынки различаются по форме, масштабу (объему и географическому охвату), местоположению и типам участников, а также типам торгуемых товаров и услуг.
Региональные рынки — рынки отдельного региона, имеющие характерные для данного региона признаки, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров.
Региональный рынок осуществляет функции, вытекающие из его основного содержания, как непосредственные, так и опосредованные.
К непосредственным функциям относятся: обмен и распределение товаров и услуг; реализация сущностных отношений собственности, конкуренции, индивидуального воспроизводства, развитие внутренней структуры и другие; а опосредованным функциям — способствование к развитию межрегиональных хозяйственных отношений, национальной экономики, межнациональных экономических связей, влияние на социальные, надстроечные отношения.
Региональный рынок или мезорынок, исходя из масштаба территории, будет подразделяться на:
- внурирегиональный рынок: микрорынок, представляющий вид рынка на территории города или района области,
- минирынок — рынок района города или населенных пунктов, поселений,
- локальный рынок — рынок конкретной местности,
- нанорынок — рыночные отношения купли-продажи на конкретном месте или точке процесса.
Если рассматривать территориальное деление Российской Федерации, то в региональный рынок войдут рынки субъектов республик, экономических зон и т.д.
Под региональным рынком обычно понимают либо субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования, либо города, сельского поселения, т.е. это рынок конкретной административно-территориальной единицы.
Так, в частности, А.Г. Гранберг под региональным понимает рынок отдельного региона, отличающийся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров. В этом определении прослеживается, во-первых, признак территориальной ограниченности, т.е. некая привязка к конкретной местности, и, во-вторых, воспроизводственная составляющая, поскольку автор в качестве определяющих параметров таких рынков называет, в дополнение к территориальной ограниченности, и «представленные на них товары». Очевидно, что речь идет о товарах, которые и производятся, и продаются на данной конкретной территории. А наличие на какой-либо ограниченной территории отношений производства, распределения, обмена и потребления товаров, произведенных на этой территории, является доказательством того, что здесь (на этой территории) имеет место воспроизводственный процесс. Следовательно, в определении А.Г. Гранберга зафиксированы условия для самосохранения региона как системы. И, наконец, в-третьих, в определении регионального рынка, предложенного А.Г. Гранбергом, присутствует и признак конъюнктурной составляющей, что предполагает возможность некоего управляющего воздействия на этот рынок как со стороны официальных властей, так и со стороны предпринимательских организаций.
Структура регионального рынка по видам реализуемых товаров и услуг подразделяется на рынок потребительских товаров, рынок инвестиционных товаров: рынок средств производства, земельных ресурсов, рынок рабочей силы (труда); территориальный финансовый рынок, который имеет подвиды: рынок ценных бумаг, валютно-денежный, ипотечный, кредитный рынок; также можно выделить рынок недвижимости, прав собственности; рынок информаций: знаний, ноу-хау и другие.
Локальные рынки представляют собой рынки, где производственная, распределительная сферы и сфера обмена и потребления ограничены административными границами и являются гарантом экономического роста и поддержания экономической независимости региона.
Иногда локальный и региональный рынки отождествляют, называя последний высоколокализованным местным рынком. Так, в частности, В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова региональный рынок обозначают как совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обращения, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия решений. В приведенном определении на первом месте стоит признак локализации (причем в высокой степени!) процессов и отношений, имеющих место быть в сфере обращения, а на втором — необходимость регулирования конъюнктуры рынка. Первое обстоятельство позволяет предположить, что, возможно, понятия «региональный рынок» и «локальный рынок» тождественны (или в чем-то тождественны), как многие и утверждают. А второе обстоятельство заключается в следующем: поскольку конъюнктура как ситуация на конкретном (локальном) рынке, определяющаяся соотношением спроса и предложения, товарными запасами, уровнем цен, заказами, инвестициями, производственными мощностями местных предприятий, однозначно предполагает если и не управление в полном смысле этого слова, то, как минимум, возможность некоторого определенного воздействия на все эти параметры с целью использования складывающейся специфики конъюнктуры для развития региона.
Очевидно, что между понятиями регионального и локального рынков есть очень много общего, но между ними есть и одно весьма существенное различие, которое в управлении объектами региональной экономики не учитывать никак нельзя и которое пока не принимается во внимание в теории и практике региональной экономики.
Механизмы и методы регулирования рынков
Механизмы государственного регулирования
- Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
- Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
Методы государственного регулирования
Методы регулирования разделяются на:
- административный метод: лицензирование отдельных видов деятельности, применение экспортных и импортных квот, квотирование рабочих мест, замораживание цен и т. д.;
- правовой метод: гражданское и хозяйственное законодательство, устанавливающее систему норм и правил;
- прямой метод: безвозмездное и льготное субсидирование, предоставление субвенций, дотаций, доплат, налоговых льгот, льготных кредитов и государственных гарантий;
- косвенный метод: денежная политика, налоговая политика, социальная политика, валютная политика, таможенно-тарифная политика.
Рекомендуемая литература
- Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика : [рус.] = Economics: Principles, Problems, and Policies. — М. : Республика, 1992. — Т. 1. — С. 61. — ISBN 5-250-01486-0.
- Википедия.
Статьи в журнале по теме: Региональные и локальные рынки
Посмотреть еще в категории: Локальные экономические системы