К вопросу о взаимосвязи и взаимовлиянии транспортной отрасли и экономики России
On the question of the relationship and mutual influence of the transport industry and the Russian economy
Авторы
Аннотация
Целью работы является исследование и выявление динамической взаимосвязи показателей валового внутреннего продукта России и грузооборота транспорта. Проведен анализ соответствующих статистических показателей за период 1991-2016 гг., по результатам которого выявлена тесная корреляционная связь показателей ВВП и грузооборота транспорта. Дана характеристика динамики ВВП и грузооборота транспорта страны с учетом сложившихся в соответствующий период геополитических факторов. Сформированы выводы о наличии динамической связи между рассматриваемыми показателями, обоснован тезис о первичности в указанной связи транспортной отрасли при реализации глобальных инновационных транспортных проектов.
Ключевые слова
модернизация национальной экономики, Россия, транспортный сектор, инновационные транспортные проекты, грузооборот, государственное управление
Рекомендуемая ссылка
К вопросу о взаимосвязи и взаимовлиянии транспортной отрасли и экономики России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (53). Номер статьи: 5301. Дата публикации: 07.02.2018. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5301/
Authors
Abstract
The aim of the work is to study and identify the dynamic interrelation between the indicators of Russia's gross domestic product and freight turnover of transport. The analysis of the relevant statistical indicators for the period 1991-2016, based on the results of which a close correlation between GDP and freight turnover indicators was revealed. The characteristics of the dynamics of GDP and freight turnover of the country's transport are given, taking into account the geopolitical factors that developed in the relevant period. Conclusions are drawn about the presence of a dynamic link between the indicators under consideration, the thesis about the primary importance in this connection of the transport industry in the implementation of global innovative transport projects is substantiated.
Keywords
modernization of the national economy, Russia, transport sector, innovative transport projects, freight turnover, public administration
Suggested Citation
On the question of the relationship and mutual influence of the transport industry and the Russian economy// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (53). Art. #5301. Date issued: 07.02.2018. Available at: https://eee-region.ru/article/5301/
Введение
Валовой внутренний продукт является интегральным показателем, отражающим эффективность функционирования национального хозяйства и совокупно всех процессов, происходящих в экономике страны.
Что касается транспорта, то по его функционированию можно судить о состоянии всего хозяйственного комплекса России. Он является универсальным индикатором, отображающим текущее состояние экономики. Этапы материального производства не могут быть реализованы без транспортного обеспечения. Следовательно, транспорт является сферой материального производства, он продолжает процесс производства и заканчивает его перевозками произведенной продукции к месту потребления. Работники транспортной отрасли участвуют в создании валового общественного продукта и способствуют увеличению национального дохода.
В современной России спрос на грузоперевозки возникает и поддерживается грузообразующими секторами экономики. Он растет при: активизации и интеграции международных рынков; реализации новых логистических концепций; росте производства сырьевой продукции; увеличении выпуска промышленной продукции; росте продаж и доходов. Другими словами, с появлением необходимости перевозить массовые грузы [1]. По темпу роста перевозок и грузообороту можно судить о загрузке отраслей и функционировании сферы услуг.
Если проанализировать распределение ВВП России по секторам экономики за 2016 г., то видно, что большая часть (до 70%) приходится на отрасли, производство в которых однозначно нуждается в перевозках, как составной части производственных процессов: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, сельское хозяйство, торговля и др., Таблица 1.
Таблица 1. ВВП России за 2016 г. по секторам экономики [2, 3]
Отрасли | % |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 3,95 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,26 |
Добыча полезных ископаемых | 8,64 |
Обрабатывающие производства | 12,34 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2,56 |
Строительство | 4,65 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 14,20 |
Гостиницы и рестораны | 0,80 |
Транспорт и связь | 6,84 |
Финансовая деятельность | 4,43 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 15,52 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование | 7,37 |
Образование | 2,37 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 3,74 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1,50 |
Деятельность домашних хозяйств | 0,66 |
Чистые налоги на продукты | 10,18 |
Непосредственно доля транспорта в ВВП России также достаточно высока, и в последние годы составляет около 5%, при том она должна постепенно возрастать до 11-12% к 2030 [4].
Таким образом, изучение взаимосвязи и взаимовлияния транспортного сектора и экономики России представляется актуальным направлением исследования, позволяющим проводить анализ процессов, происходящих в сложном хозяйственном комплексе страны.
Анализ взаимосвязи транспортной отрасли и экономики России
В отечественной экономической литературе идея о взаимосвязи и взаимовлиянии транспорта и экономики, а также споры о первичности в этой парной связи, в явном виде встречается со второй половины 20-х годов [5].
С тех пор было проведено много научных исследований, убедительно доказывающих существование динамической связи между состоянием национальной экономики и развитием транспортной отрасли страны. Так, Гольц Г.А. восстановил (реконструировал) динамические ряды ВВП и сопоставил их с транспортными показателями на протяжении длительного исторического периода: с 1685 г. (Русское государство) – дореволюционная Российская империя – СССР – по 2000 г. (Российская Федерация). Корректное соответствие динамик показателей транспорта и ВВП было получено ученым при введении всего двух факторов: объема перевозок грузов и скорости их доставки [5].
Динамику грузооборота автомобильного транспорта и ее связь с ростом ВВП России исследовали Эйхлер Л.В. и Зоткина М.А. Ученые пришли к выводу, что перевозки грузов отражают состояние всей экономики в части вещественно-материальных потоков по всем видам транспорта, а сам транспорт – является важным фактором влияющим на формирование ВВП. При этом, изменение макроэкономических показателей национальной экономики первично по отношению к спросу на транспорт, так как в динамике имеет место запаздывающая реакция грузооборота автомобильного транспорта на изменения темпов роста ВВП [6, 7] Наличие долгосрочной количественной зависимости ВВП России от грузооборота автомобильного транспорта было подтверждено и другими исследованиями, например, Щербанина Ю.А.[1], Никонорова В.М. и Тютюкина В.К. Ими были определены и параметры этой зависимости [8].
Большой интерес представляет анализ зависимости рассматриваемых показателей в разрезе фактора времени и глобальных экономических преобразований с начала 90-х годов прошлого столетия и до нашего времени. В этот период произошёл распад СССР, сопровождавшийся масштабным спадом экономики. Были проведены крупные экономические реформы во всех сферах хозяйственного комплекса страны, в том числе и в транспортной отрасли. Россия перешла от плановой экономики к рыночной. Период интересен не только этапами переходной экономики, но и наличием множества циклов колебаний экономической активности: спадов, рецессий, депрессий, подъёмов, кризисов, в том числе и глобального экономического кризиса 2008 – 2010 гг.
Произведем выборку показателей грузооборота и индексов физического объема ВВП, в процентах к 1990 г., за период с 1991 по 2016 гг. По этим статистическим данным строим графики, которые позволяют проанализировать и сопоставить динамику изменения интересующей нас парной связи, рис. 1.
Рис. 1. Динамика грузооборота всего транспорта и ВВП России (1990 г. = 100%) [9]
С распадом Советского Союза разрушился единый народнохозяйственный комплекс и сложившиеся за десятилетия экономические (транспортные) связи между огромными территориями некогда единой страны. Произошло резкое уменьшение грузооборота всеми видами транспорта, изменение его структуры и переориентация с внутрироссийского на международный («дальнее зарубежье»). Работа транспортной отрасли России проходила в условиях общеэкономического («трансформационного») [10] кризиса, сопровождавшего радикальные реформы при переходе к рыночной экономике. В структуре ВВП сократилась составляющая промышленного производства и возросла составляющая торговли и услуг. На долю данных факторов приходилась большая часть прироста всего ВВП. А услугам требуется гораздо меньше грузовых перевозок, чем промышленности. Этим объясняется «обрывистое» падение грузооборота и ВВП России вплоть до дефолтного 1998 г. В своей динамике анализируемые показатели абсолютно синхронны и при росте, и при падении. Следовательно, можно сделать вывод о существовании прямой зависимости транспортной отрасли от состояния экономики.
В последующий период, с 1999 г. и до начала мирового экономического кризиса в 2008 г., российская экономика находилась в стадии постоянного и устойчивого роста. При росте ВВП наблюдается также рост грузооборота, но более низкими темпами, особенно в период с 2004 по 2008 гг. Таким образом, можно сделать вывод, что в периоды интенсивного роста экономики транспортная отрасль отстает от промышленных отраслей. Она более инерционна и ей требуется некоторый предварительный этап для стабилизации темпов роста.
В кризисный период 2008 – 2009 гг. в связи с падением производства и продажи товаров грузоперевозки упали значительнее, чем ВВП. В целом транспортной отрасли России удавалось поддерживать достаточно хорошую динамику благодаря высокому спросу на сырьевые товары (нефть, руда, уголь), а затем и росту промышленного производства. Транспортный сектор в целом подтвердил свою роль как достаточно чувствительного индикатора медленного, но уверенного восстановления экономики [11].
Аналогичное падение ВВП и грузооборота в 2014 г. было вызвано общей негативной ситуацией в экономике страны, обусловленной кризисом в Украине и введением зарубежных санкций в отношении российских компаний, что повлекло за собой стагнацию в промышленном секторе экономики.
Представленные на рис. 1 статистические графики показывают, что когда экономика России стабильно развивается, либо же, устойчиво падает – динамика перевозок практически тождественна динамике ВВП. Визуально графики достаточно похожи между собой и по динамике, рис. 1, практически повторяют друг друга. Ускорение темпов роста ВВП сопровождается ростом темпов грузооборота, а при падении ВВП – снижается и статистический показатель грузооборота.
Для определения степени зависимости транспортной отрасли от экономики воспользуемся одним из основных методов обработки и анализа статистических данных – методом корреляционного анализа. Численное значение коэффициента корреляции указывает на степень и характер зависимости грузооборота всего транспорта от ВВП страны. Сопоставление анализируемых показателей за один и тот же отрезок времени показывает, что статистические диаграммы хорошо коррелируют между собой, рис. 2.
Рис. 2. Корреляционная связь изменения грузооборота с изменением ВВП
Теснота корреляционной связи изменений грузооборота с изменением ВВП составляет 92%.
Заключение
В соответствии с проведенным анализом можно сделать вывод, что грузооборот страны является индикатором динамического мониторинга развития производственной сферы и той части сферы услуг, где прибавка выпуска порождает рост перевозок, а уменьшение выпуска – приводит к падению спроса в транспортной отрасли. Нельзя перевезти товаров больше, чем их произведено, а сырья больше, чем того требуется для производства. Интенсивность грузооборота отражает объективную ситуацию о наличии потребительского спроса на транспортные перевозки сырья, материалов и готовой продукции.
Cпор о первичности в данной динамической связи не вполне корректен, так как она имеет свойство меняться местами в зависимости от экономической ситуации и аналитических подходов. В периоды интенсивного экономического роста, экономических подъемов после кризисов и при увеличении добычи сырьевых ресурсов – первичной будет экономика, инициирующая развитие транспортной отрасли для удовлетворения потребительского спроса.
Однако, при реализации глобальных инновационных транспортных проектов с большим мультипликативным эффектом – первичность, безусловно, будет за транспортной отраслью, которая будет стимулировать интенсивное экономическое развитие регионов и в целом экономики страны на долгие годы вперед. Примером такого проекта, в ближайшем будущем может стать проект под условным названием «Дальний Восток — Европа», или же – «Евразийский сухопутный мост», или же, в своем роде высокотехнологичный «Шелковый путь XXI века».
Литература:
- Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011 г. Режим доступа: http://www.eabr.org/general/upload/docs: (Дата обращения: 16.02.2017г.).
- ВВП России на 2017 год (номинал, ППС, рубль, доллар). Режим доступа: seosait.com (Дата обращения: 18.02.2017 г.).
- Аналитика. Какова структура ВВП России? Режим доступа:ru›. (Дата обращения: 18.02.2017г.).
- Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734 (ред. от 11 июня 2014 г. № 1032-р).
- Гольц Г.А. Долговременные исторические тренды как фактор экономического прогнозирования: транспорт, экономика, демография – М.: Институт географии РАН, 2003.
- Эйхлер Л.В., Зоткина М.В. Организационно-экономические аспекты модернизации системы управления грузовым автотранспортным комплексом. Режим доступа: be5.biz›ekonomika1/r2012/2004.htm (Дата обращения 17.02.2017г.).
- Эйхлер Л.В. Теоретическое осмысление интеграционных процессов на транспорте // Экономика, 19.09. 2012 г. Режим доступа: http://journals.tsu.ru: (Дата обращения 05.02.2017г.).
- Никоноров В.М., Тютюкин В.К. Долгосрочная количественная зависимость ВВП России от грузооборота грузового автомобильного транспорта. Режим доступа: http://docplayer.ru/ (Дата обращения 05.02.2017г.).
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (Дата обращения: 19.02.2017г.).
- Ясин Е. Сегодня российской экономики в контексте прошлого и будущего. Режим доступа: liberal.ru. (Дата обращения: 19.02.2017г.).
- Российский транспорт на волне экономического развития // Аналитический обзор ООО «ATON» (Bloomberg). Режим доступа: www.aton‐ru (Дата обращения: 18.02.2017г.).
References:
- Shherbanin Ju.A. Transport and economic growth: the relationship and influence [Transport i jekonomicheskij rost: vzaimosvjaz’ i vlijanie]// Eurasian Economic Integration, No. 3 (12), August 2011 Access mode: http://www.eabr.org/general/upload/docs: (Date of circulation: 16.02.2017).
- GDP of Russia for 2017 (nominal, PPP, ruble, dollar) [VVP Rossii na 2017 god (nominal, PPS, rubl’, dollar)]. Access mode: seosait.com (Date of call: February 18, 2017).
- Analytics. What is the structure of Russia’s GDP? [Analitika. Kakova struktura VVP Rossii?] Access mode: investbrothers.ru (Date of circulation: February 18, 2017).
- On approval of the Transport Strategy of the Russian Federation for the period until 2030 [Ob utverzhdenii Transportnoj strategii Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda]. Order of the Government of the Russian Federation of November 22, 2008 No. 1734 (as amended on June 11, 2014 No. 1032-r).
- Gol’c G.A. Long-term historical trends as a factor of economic forecasting: transport, economics, demography [Dolgovremennye istoricheskie trendy kak faktor jekonomicheskogo prognozirovanija: transport, jekonomika, demografija] — M.: Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, 2003.
- Jejhler L.V., Zotkina M.V. Organizational and economic aspects of the modernization of the management system of a freight motor complex [Organizacionno-jekonomicheskie aspekty modernizacii sistemy upravlenija gruzovym avtotransportnym kompleksom]. Access mode: be5.biz> ekonomika1 / r2012 / 2004.htm (Date of circulation 17.02.2017).
- Jejhler L.V. Theoretical interpretation of integration processes in transport [Teoreticheskoe osmyslenie integracionnyh processov na transporte]. «Economy» 19.09. 2012 Access mode: http://journals.tsu.ru: (The date of circulation is 05.02.2017).
- Nikonorov V.M., Tjutjukin V.K. Long-term quantitative dependence of Russia’s GDP on freight turnover of freight road transport [Dolgosrochnaja kolichestvennaja zavisimost’ VVP Rossii ot gruzooborota gruzovogo avtomobil’nogo transporta]. Access mode: http://docplayer.ru/ (Date of circulation 05.02.2017).
- Official website of the Federal State Statistics Service. Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (Date of circulation: 19.02.2017).
- Jasin E. Today is the Russian economy in the context of the past and the future [Segodnja rossijskoj jekonomiki v kontekste proshlogo i budushhego]. Access mode: liberal.ru. (Date of circulation: 19.02.2017).
- Russian transport on the wave of economic development [Rossijskij transport na volne jekonomicheskogo razvitija] // Analytical review of LLC «ATON» (Bloomberg). Access mode: www.aton-line.ru (Date of circulation: February 18, 2017).
Еще в рубриках
Транспорт и логистика
Отраслевая экономика регионов