Организация информационно-коммуникационной площадки управления инвестиционной деятельностью в регионе
Organization of the information and communication platform for investment management in the region
Авторы
Аннотация
Для формирования эффективного механизма сопровождения инвестиционной деятельности и развития государственно - частного партнерства в регионах РФ предлагается реализовать принцип постоянного повышения качества управления на основе мониторинга и оценки деятельности субъектов управления, основным инструментом которого является информационно - коммуникационная площадка. Предложены принципы ее организации, сбора данных и формирования информационного ресурса – рейтинга привлекательности инвестиционных проектов субъекта РФ по отраслям и объектам инфраструктуры.
Ключевые слова
информационно-коммуникационная площадка управления, информационно-коммуникационные ресурсы управления, управление инвестиционной деятельностью, инвестиционные процессы в регионе, государственно-частное партнерство
Рекомендуемая ссылка
Организация информационно-коммуникационной площадки управления инвестиционной деятельностью в регионе// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4949. Дата публикации: 31.03.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4949/
Authors
Abstract
To form the effective mechanism of investing activities and development of public private partnership in regions of the Russian Federation the principle of fixed improvement of management quality is offered. The base of this principle is monitoring and assessment of management activities using information and communication platform. The principles of its organization, data collection and forming of information resource – the rating of territorial investment projects appeal on industries and infrastructure facilities are offered.
Keywords
Information and communication platform of management, information and communication resources of management, management of investment activity, investment processes in the region, public-private partnership
Suggested Citation
Organization of the information and communication platform for investment management in the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Art. #4949. Date issued: 31.03.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/4949/
Введение
На современном этапе главными стратегическими целями социально — экономического развития Российской Федерации, заявленными в документе «Стратегия 2020: Новая модель роста – новая социальная политика» являются обеспечение макроэкономической и социальной стабильности, улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов, стимулирование инноваций. Современными механизмами достижения поставленных целей являются:
- стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного в контексте майских указов Президента РФ (2012г.) (далее инвестиционный стандарт) [1];
- методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно — частного партнерства (далее ГЧП) в субъектах РФ «Региональный ГЧП — стандарт», разработанные Центром развития государственно — частного партнерства под эгидой Минэкономразвития РФ (далее РГЧП — стандарт) [2].
Указанные механизмы обладают особенностями, которые отвечают задачам новой государственной инвестиционной политики, так инвестиционный стандарт дает возможность бизнесу влиять на решения власти на базе эффективной площадки для коммуникации, какой по сути и является Стандарт, а развитие ГЧП посредством внедрения РГЧП — стандарта способствует повышению роли предпринимательской инициативы в поиске новых методов взаимодействия с органами государственной власти и развитию диалога между властью и бизнесом [1, 2].
Период внедрения указанных механизмов управления (с 2013 — 2014 гг. по настоящее время) выявил не только проблемы, возникающие в ходе их реализации, но и позволил накопить позитивные данные, достаточные для анализа и поиска путей совершенствования механизмов и отдельных инструментов, используемых в их составе.
Информационно-коммуникационные ресурсы управления инвестиционной деятельностью в регионах
В рамках рассматриваемых современных механизмов управления инвестиционной деятельностью в регионах большое внимание уделено организации информационного и коммуникационного взаимодействия субъектов региональной системы управления и бизнес — сообщества посредством интернет-коммуникаций. Основные информационно — коммуникационные ресурсы в рамках рассматриваемых методик, организованные в Интернет-пространстве представляют собой:
- инвестиционные порталы субъектов РФ;
- сайты методического сопровождения процесса внедрения инвестиционного Стандарта и РГЧП- стандарта, например, сайты Минэкономразвития РФ), Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Центра развития государственно — частного партнерства РФ;
- специализированную систему управления «Диалог» системы управления проектами ADVANTA для сопровождения деятельности Экспертной группы по мониторингу внедрения инвестиционного Стандарта в субъектах РФ [3].
Анализ информационно — коммуникационных ресурсов управления инвестиционной деятельностью и развитием ГЧП в субъектах РФ позволил выделить такие проблемы их реализации как [4]:
- наличие перекрестных ссылок для совокупности объектов, что препятствует обеспечению простоты использования информационной площадки, усложняет реализацию средств оптимизации поиска/мониторинга информации;
- наличие «нерабочих» ссылок;
- неисполнение рекомендации РГЧП — стандарта о размещении на инвестиционных порталах регионов отдельного раздела, посвященного ГЧП;
- снижение активности аналитического и коммуникационного инструмента экспертной группы, включающей представителей бизнес — сообщества, общественных и научных организаций — cпециализированной системы управления «Диалог» системы управления проектами ADVANTA.
Безусловно, результативные коммуникации являются одним из главных конкурентных преимуществ организации, поэтому, применяя данное утверждение к региональной системе государственного управления, можно сделать вывод, что коммуникации формируют отношения между региональными органами государственного управления и конечным потребителем – частными инвесторами и становятся конкурентным преимуществом региона по отношению к другим субъектам РФ, что является весьма значимы моментом в процессе привлечения инвестиций [5]. Этим и обоснована необходимость поиска новых подходов к организации эффективного взаимодействия всех субъектов региональной системы государственного управления, в том числе к реализации информационно-коммуникационных инструментов.
Принципы организации информационно-коммуникационной площадки управления инвестиционной деятельностью
Основной концепцией повышения эффективности действующих механизмов управления инвестиционной деятельностью и развитием ГЧП в регионе предлагается рассматривать реинжиниринг бизнес — процесс постоянного повышения качества управления инвестиционной деятельностью, основными принципами которого являются мониторинг и оценка качества управления, а также обеспечение диалога власти и предпринимательского сообщества [6]. Важную роль в реинжиниринге бизнес-процесса играет организация информационно — коммуникационной площадки.
Учитывая обозначенные выше проблемы и требования новой государственной политики, ее создание предлагается осуществлять с соблюдением принципов, представленных далее [4].
- Обеспечение доступности для максимального числа участников информации о процессе создания/функционирования/использования инфраструктуры инвестиционной деятельности и развития ГЧП в регионе вместе с обеспечением оптимального уровня информационной безопасности передаваемой информации и ограничения входов на площадку нежелательных лиц;
- Наличие средств оптимизации поиска/мониторинга информации на внешних ресурсах, в том числе, по актуальным проблемам;
- Контроль эффективности сайтов, поддерживающих принятие/реализацию бизнес-решений, связанных с обеспечением благоприятного инвестиционного климата в регионе. Это касается не только автоматического мониторинга фактов изменения информации на таких сайтах, но и контроля фактической востребованности пользователями информации, размещенной на сайтах;
- Участие в процессе оценки деятельности субъектов региональной системы государственного управления как можно большего числа ответственных лиц.
- Закрепление правил участия субъектов региональной системы публичного управления (в том числе экспертов и представителей бизнес — сообщества), алгоритмов взаимодействия и правил информационной безопасности в регламенте бизнес — процесса ««Постоянное совершенствование и контроль качества управления на основе системного и регулярного мониторинга и оценки деятельности субъектов системы регионального управления»;
- Формирование управленческой информации о ходе процессов в соответствии с следующим алгоритмом:
- формирование владельцем бизнес-процесса (экспертной группой) формализованных данных для оценки качества управления инвестиционными процессами;
- сбор опросных данных для оценки региональным бизнес — сообществом качества управленческой деятельности в регионе посредством анкетирования предпринимательского сообщества, проводимого на базе информационно — коммуникационной площадки;
- формирование рейтинга привлекательности инвестиционных проектов в субъекте РФ по отраслям и объектам инфраструктуры;
- сбор опросной информации на региональном уровне управления для аналитической детализации оценочных данных через дополнительные форматы;
- исключение входа «случайных лиц». Вход на сайт может осуществляться по ИНН организации или предпринимателя, общественной организации.
Оценка факторов инвестиционной привлекательности в рамках реализации информационно-коммуникационной площадки
Информацию о качестве управления инвестиционными процессами в регионе предлагается сгруппировать по двум факторам: «Привлекательность отрасли реализации инвестиционного инфраструктурного проекта для частных инвесторов» и «Привлекательность объектов инфраструктуры размещения производств частных инвесторов».
Отраслевой фактор привлекательности региональных инвестиционных проектов основывается на оценке степени внимания региональных органов государственной власти к таким отраслям социальной инфраструктуры как транспортная инфраструктура и связь, социальная инфраструктура, коммунальная и энергетическая инфраструктура. Он формируется на основании отражения формализованных статистических данных модератором площадки в специальный формат по таким показателям состояния инфраструктуры как: количество автобусов общего пользования на 100 000 человек населения; число квартирных телефонов сети общего пользования и абонентских устройств сотовой связи на 1000 человек населения; число больничных коек на 10 000 человек населения; численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры; количество предприятий и организаций по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг на душу населения; потребность в услугах в пенитенциарной сфере, пропорциональная числу преступлений на душу населения; количество объектов культурного наследия на душу населения; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя и т.п.
В качестве объектов региональной инфраструктуры для размещения частных инвестиций рассматриваются объекты с особыми налоговыми режимами, объекты, обеспечивающие предоставление резидентам государственной поддержки в виде субсидий, преференций, тарифных льгот (ЗЭБы, ТОСЭРы, технопарки, индустриальные парки, бизнес — инкубаторы), как механизмы управления развитием ГЧП в регионе.
Фактор привлекательности объектов региональной инфраструктуры для размещения частных инвестиций предлагается оценивать по совокупности критериев, формируемых опросным путем, таких как:
- оценка качества взаимодействия с региональными органами государственной власти (в том числе получение государственной поддержки всех видов), отражающий степень внимания со стороны системы регионального управления к развитию и поддержке объектов инфраструктуры;
- степень обеспеченности кадрами, характеризующий качество управления образовательной инфраструктурой инвестиционной деятельности в регионе и достаточность квалифицированных кадров для реализации инвестиционных проектов;
- эффективность работы УК, позволяющий наблюдать изменения в эффективности работы УК ЗЭБ, ТОСЭР, индустриальных парков и т.д. для принятия необходимых управленческих решений региональными органами государственного управления.
В рамках реализации инструмента информационно-коммуникационной площадки фактор привлекательности объектов региональной инфраструктуры для размещения частных инвестиций формируется на основании опроса.
По совокупности оценок двух факторов, характеризующих важные вопросы процесса инвестирования, в какую отрасль и где разместить, определяется интегральный рейтинг привлекательности инвестиционных проектов в субъекте РФ, являющийся основой для принятия решений, как частными инвесторами, так и региональными органами государственной власти.
Модель информационно-коммуникационной площадки
На основе изложенных принципов организации и содержания, сформирована модель информационно-коммуникационной площадки как инструмента постоянного повышения качества управления инвестиционной деятельностью в регионе, она представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель информационно — коммуникационной площадки управления инвестиционной деятельностью в субъекте РФ
В схеме использованы следующие сокращения: ВДЛС – высшее должностное лицо субъекта РФ, РОИВ – региональные органы исполнительной власти субъекта РФ.
В данной модели отражен состав участников, обеспечивающих процесс мониторинга качества управления инвестиционной деятельностью и развитием ГЧП, формы участия и взаимодействия, а также основные программные элементы.
Заключение
Обеспечение эффективности механизма управления инвестиционной деятельностью и развитием ГЧП в регионе возможно на основе реинжиниринга бизнес-процесса постоянного повышения качества управления инвестиционной деятельностью в регионе; основным инструментом механизма управления является мониторинг качества деятельности субъектов регионального управления и формирование оперативной информации о ходе процессов; механизм мониторинга реализуется на основе эффективных принципов организации информационно — коммуникационной площадки, представленных в работе; информацию для частных инвесторов и региональных органов государственной власти предлагается представлять в виде оперативной (ежеквартальной) презентации рейтинга привлекательности инвестиционных проектов региона по факторам привлекательности отраслей и объектов инфраструктуры региона.
Библиографический список
- Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе /АНО Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://investstandart.ru/resources/uploads/about.pdf.
- Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно — частного партнерства в субъектах РФ «Региональный ГЧП — стандарт» / под ред. П. Л. Селезнёва. – М.: Центр развития государственно — частного партнерства РФ, 2014.
- Адванта – программа для управления бизнесом онлайн. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //d-russia.ru/upravlenie-proektami-v-organax-vlasti.html
- Метелева, М. А. Использование инфокоммуникационных технологий и информационного моделирования бизнес — процессов для совершенствования управления инфраструктурным обеспечением инвестиционной деятельности в регионе // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – № 3. – 2016. – С. 29 — 41.
- Тюнюкова, Е. В. Управление коммуникационным процессом организации // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2016. – № 3. – С. 47 – 51.
- Метелева, М. А. Адаптация принципов программы управления качеством Э. Деминга к процессу управления инфраструктурным обеспечением инвестиционной деятельности на мезоуровне // Фундаментальные исследования. – 2016. – Ч.1. – № 9. – С. 156-161.
References
- Standard of activity of the executive authorities of the constituent entity of the Russian Federation on ensuring a favorable investment climate in the region [Standart dejatel’nosti organov ispolnitel’noj vlasti sub#ekta RF po obespecheniju blagoprijatnogo investicionnogo klimata v regione]/ ANO Agency for Strategic Initiatives for the Promotion of New Projects. — Access mode: http://investstandart.ru/resources/uploads/about.pdf.
- Methodological recommendations on the development of the institutional environment in the sphere of public-private partnership in the subjects of the Russian Federation «Regional PPP — Standard» [Metodicheskie rekomendacii po razvitiju institucional’noj sredy v sfere gosudarstvenno — chastnogo partnerstva v sub#ektah RF «Regional’nyj GChP — standart»]/ Ed. P. L. Seleznjov. — Moscow: Center for Development of Public-Private Partnership of the Russian Federation, 2014.
- Advanta is a program for business management online. [Advanta – programma dlja upravlenija biznesom onlajn]. — Access mode: http: //d-russia.ru/upravlenie-proektami-v-organax-vlasti.html
- Meteleva, M. A. Use of infocommunication technologies and information modeling of business processes to improve the management of infrastructure support for investment activities in the region [Ispol’zovanie infokommunikacionnyh tehnologij i informacionnogo modelirovanija biznes — processov dlja sovershenstvovanija upravlenija infrastrukturnym obespecheniem investicionnoj dejatel’nosti v regione] / / Pre-Caspian Journal: Management and High Technologies. — No. 3. — 2016. — P. 29 — 41.
- Tjunjukova, E. V. Management of the communication process of the organization [Upravlenie kommunikacionnym processom organizacii]// Bulletin of the Siberian State University of Railway Transport. — 2016. — No. 3. — P. 47 — 51.
- Meteleva, M. A. Adaptation of the principles of the quality management program E. Deming to the process of managing the infrastructure support of investment activities at the meso level [Adaptacija principov programmy upravlenija kachestvom Je. Deminga k processu upravlenija infrastrukturnym obespecheniem investicionnoj dejatel’nosti na mezourovne] // Fundamental Research. — 2016. — Part 1. — No. 9. — P. 156-161.
Еще в рубриках
Государственное и муниципальное управление