Главная страница » Публикации » №1 (9) » Комплексное развитие региональной производственной кооперации и кластерных проектов

Комплексное развитие региональной производственной кооперации и кластерных проектов

Integrated development of regional industrial cooperation and cluster projects

Авторы

Скопина Ирина Васильевна
доктор экономических наук, профессор
Вятский государственный университет
Скопин Алексей Олегович
Нижегородский университет им. Н.И.Лобачевского
mim@mcnip.ru

Аннотация

Кооперация - действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и более совершенному использованию имеющихся ресурсов. Наиболее актуальным в настоящее время в регионах РФ является вопрос о производственной кооперации, в развитии процессов которой имеется достаточно проблем. В статье дан анализ правовых основ кооперации на федеральном уровне, раскрыта сущность форм производственной кооперации, сформулированы проблемы внутрирегиональной производственной кооперации и предложены основные программные меры по ее развитию.

Ключевые слова

кооперация, регион, формы производственной кооперации, управление, внутри региональная кооперация

Рекомендуемая ссылка

Скопина Ирина Васильевна , Скопин Алексей Олегович

Комплексное развитие региональной производственной кооперации и кластерных проектов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (9). Номер статьи: 901. Дата публикации: 25.03.2007. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/901/

Authors

Skopina Irina V.
Doctor of Economic Sciences, Professor
Vyatka State University
Skopin Alex O.
Nizhni Novgorod University. Lobachevsky
mim@mcnip.ru

Abstract

Co-operation - an efficient and modern method, which allows enterprises to achieve high efficiency by the rational use of installed capacity and better utilization of available resources. The most relevant at the present time in Russia's regions is the question of industrial cooperation in the development process which has enough problems. The article analyzes the legal framework of cooperation at the federal level, revealed the essence of forms of industrial cooperation and formulated the problem of intra-industrial cooperation, and proposed major policy measures for its development.

Keywords

cooperation, the region, forms of industrial cooperation, governance, regional cooperation

Suggested Citation

Skopina Irina V. , Skopin Alex O.

Integrated development of regional industrial cooperation and cluster projects// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (9). Art. #901. Date issued: 25.03.2007. Available at: https://eee-region.ru/article/901/ 

Print Friendly, PDF & Email

Актуальность

Кооперация — от лат. cooperatio — в дословном переводе означает сотрудничество. Кооперация представляет собой форму сотрудничества между различными предприятиями. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и более совершенному использованию имеющихся ресурсов. Бесспорны возможности и эффективность кооперации, однако в настоящее время существующая законодательная база не обеспечивает устойчивого ее развития в России в рыночных условиях. Не определены в действующем законодательстве и вопросы государственного регулирования, конкретные формы и механизмы содействия органов государственной власти и местного самоуправления развитию кооперации.

Не отвечают сегодняшним потребностям развития кооперации положения Гражданского кодекса Российской Федерации [1] о кооперативах, регламентирующих также деятельность кооперативов, как добровольных объединений граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт производственной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива).

Налоговое законодательство [2] также не в полной мере учитывает специфику отдельных видов кооперативов и не стимулирует создание новых — по сбыту, снабжению, совместному использованию техники, вовлечению в кооперативы личных подсобных хозяйств, др. Наряду с улучшением законодательства в данной сфере для развития кооперации первостепенное значение приобретает государственная поддержка кооперативной формы собственности и предпринимательской деятельности граждан.

В настоящее время в стадии разработки находится ФЗ «О кооперации в РФ» (ранее действовал Закон СССР «О кооперации в СССР» [3] , регламентирующий деятельность кооперативных предприятий (организаций) (производственных и потребительских), являющихся основным звеном единого народнохозяйственного комплекса). Решение о подготовке указанного законопроекта было принято на заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса России при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совета по вопросам АПК) по вопросу: «О состоянии законодательства по регулированию кооперативного движения в России и предложениях по его совершенствованию» 21 декабря 2004 г. В 2005 г. по договору № 123/05 с Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ГНУ ВНИЭТУСХ) разработана концепция проекта федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», которая была обсуждена на состоявшейся в Совете Федерации 15-16 декабря 2005 г. Всероссийской конференции «Законодательное обеспечение и проблемы развития кооперации». Работа над проектом федерального закона «О кооперации в Российской Федерации» включена в План основных мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, на весеннюю сессию 2006 г.

В июле 2006 г. Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации объявлен конкурс на разработку проекта федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», который должен отвечать следующим требованиям: содержать единые правовые нормы, регулирующие организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования и прекращения деятельности всех действующих и вновь создаваемых в Российской Федерации кооперативов и их объединений с учетом общепризнанных мировым сообществом кооперативных принципов и ценностей. Победителем конкурса признан Институт государства и права Российской Академии наук (второй претендент — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии) [4]. Согласно контракта — срок представления работы: 10 ноября 2006г.

Закон «О кооперации в Российской Федерации» позволит активизировать развитие кооперативных форм деятельности. Речь идет о создании двухуровневой системы законодательства, регулирующего деятельность кооперативов. Первый уровень будет представлен федеральным законом «О кооперации в Российской Федерации». Второй уровень, фактически уже сформированный, представлен отраслевыми законами о кооперации («О сельскохозяйственной кооперации» [5], «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [6], «О кредитной кооперации» [7], «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [8]; имеет силу Соглашение стран СНГ «Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств — участников Содружества независимых государств» [9]). Однако второй уровень нормативных актов также требует совершенствования и снятия противоречий.

Разработка и принятие федерального закона «О кооперации в Российской Федерации» будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, способствовать росту занятости, а значит улучшению социальной ситуации, в первую очередь, на селе и в малых городах. Разрабатываемый закон создаст необходимые условия удовлетворения материальных, социальных и иных потребностей граждан путем участия в деятельности кооперативов и управления ими, реализации и использования свойственных кооперативам возможностей для экономического и социального развития страны, создания новых рабочих мест, в том числе для наименее защищенных слоев населения (инвалидов, женщин, молодежи).

Закон позволит ввести единые правовые нормы, регулирующие все виды кооперативов, определить организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания и функционирования кооперативов с другими хозяйствующими субъектами и государством. Будут определены общие для всех действующих и вновь создаваемых в Российской Федерации кооперативов и их объединений основы организации и деятельности с учетом общепризнанных мировым сообществом кооперативных принципов и ценностей.

При разработке законопроекта исходят из необходимости поддержки государством развития в стране кооперативного движения во всех формах и видах. Закон будет распространяться на отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности (реорганизации, ликвидации) производственных, сельскохозяйственных, кредитных, страховых кооперативов, кооперативов по удовлетворению социальных, бытовых и культурных потребностей членов (жилищные, дачные, гаражные и др.), потребительских обществ, союзов кооперативов (ассоциаций), некоммерческих партнерств и других объединений.

К сожалению, в данный момент времени, не ясно, будет ли законом регламентироваться разнообразие форм кооперации, в частности межрегиональной и внутрирегиональной. Решит ли все вопросы новый закон?

Производственная кооперация

Для регионов России в условиях перехода к развитым рыночным отношениям наиболее актуальны вопросы производственной кооперации. Производственная кооперация в широком своем значении определяется как отношения между предприятиями, базирующиеся на долговременной общности интересов [10].

Производственная кооперация позволяет повышать эффективность бизнеса за счет использования преимуществ специализации. Основные задачи производственной кооперации заключаются в том, чтобы:

  • наиболее эффективно загрузить производственные мощности предприятий-производителей заказами;
  • сформировать рациональные хозяйственные связи путем правильного «прикрепления» потребителей к поставщикам;
  • обеспечить полную, своевременную и комплексную поставку готовой продукции в соответствии с имеющимся спросом и доступными организационными и материально-техническими ресурсами.

Виды производственной кооперации

Наиболее распространенными видами производственной кооперации для предприятий малого и среднего бизнеса являются аутсорсинг, субконтрактинг и франчайзинг.

Аутсорсинг (outsourcing) — использование внешних ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг способствует: фокусировке собственных ресурсов на основных целях бизнеса, снижению себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру, получению доступа к ресурсам, которых нет у компании, доступ к новейшим технологиям, передаче ответственности за выполнение конкретной функции, большей свободе направления инвестиций в инфраструктуру компании.

Нормативно деятельность аутсорсинга закреплена только в Санкт-Петербурге, где создана специальная программа «Финансовый аутсорсинг» [11], направленная на оказание услуг по содействию в обеспечении внешнего бухгалтерского обслуживания субъектов малого предпринимательства, размещенных на базе бизнес-инкубаторов, а также для кризисных субъектов малого предпринимательства.

Субконтрактинг – способ организации производства, использующий разделение труда между: заказчиком (контрактором) и субконтракторами (поставщиками). В соответствии с принятой в практике международной производственной кооперации терминологией к субконтрактации относят следующие виды производственной деятельности:

  • изготовление и поставка заказчику компонентов и комплектующих машинотехнической продукции, производимых в соответствии с международными (российскими) стандартами и поставляемых большими партиями (например, крепежные изделия, упаковочный материал и др.);
  • изготовление и поставка узлов и отдельных деталей (изделий), производимых по спецификациям заказчика и поставляемых ему, как правило, в ограниченных количествах и в строго определенные сроки;
  • проектирование, изготовление и поставка заказчику узлов, блоков и отдельных деталей (изделий) в соответствии с согласованным техническим заданием.

Субконтрактация осуществляется на конкурсной основе. Конкурс в рамках субконтрактации важен как для заказчика, так и для поставщика.

Целесообразность для Заказчика:

  • наиболее конкурентный способ закупки. Есть возможность выбора из большого числа предложений. Основная цель – повышение эффективности закупок;
  • строго регламентированный вид закупки. Решение о победителе принимает Конкурсная комиссия. Злоупотребления в процессе закупки сведены до минимума;
  • инструмент организации производства: выявляет все недостатки в планировании и организации закупок и требует их исправления;
  • способ повышения производительности труда: закупочная деятельность в рамках строго очерченного временного графика. Соблюдение сроков требует повышения эффективности работы.

Целесообразность для Поставщика:

  • соревнование за заказ. Способствуя развитию конкуренции, стимулирует совершенствование производства;
  • игра по четким, твердым, заранее прописанным правилам, которые не должны меняться во время игры. Цивилизованный способ ведения бизнеса. Механизм противодействия коррупции;
  • инструмент организации производства: выявляет все недостатки в планировании и организации сбыта продукции и требует их исправления;
  • способ повышения производительности труда: маркетинг продукции в рамках строго очерченного временного графика. Соблюдение сроков требует повышения эффективности работы.

Достижением последнего десятилетия реформирования экономики в России явилось создание ЗАО «Межрегиональный Центр производственной субконтрактации и партнерства» – четко отлаженной структуры, действующей на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM), располагающей внедренной системой менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000. Методическая и информационная основа для работы, созданная центром положена в основу деятельности большинства и региональных центров субконтрактации. Такие центры созданы в настоящее время во многих субъектах Федерации, в т.ч. и в Кировской области, лучшие из них объединились в Национальное Партнерство развития субконтрактации (основными целями Партнерства являются [12]: создание благоприятных условий для развития предпринимательства в промышленности; повышение конкурентоспособности малых и средних промышленных предприятий; развитие наиболее эффективных форм субконтрактных и партнерских отношений между малыми, средними и крупными промышленными предприятиями), прошли аттестацию и работают в единой общероссийской системе, реализуют совместные проекты.

В настоящее время сформирован мощный информационный канал для установления кооперационных отношений. В системе Центров субконтрактации отработан до уровня технологии механизм поиска и отбора поставщика, который предлагается под названием «Биржа субконтрактов». Это совместная работа многих центров, и такое объединение усилий дает практический результат.

В настоящее время предпринимаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства за счет участия в государственных и муниципальных закупках с учетом изучения имеющегося передового международного опыта, подтверждение тому – Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[13], в котором сделана попытка решения данной проблемы, хотя многие вопросы так и остались неосвещенными.

Субконтрактинг – наиболее эффективный путь развития малого предприятия в машиностроении. При возрастающей стоимости материальных и людских ресурсов, он обеспечивает жизнедеятельность предприятия. Поэтому, чтобы выдержать конкуренцию малым и средним предприятиям в машиностроении необходимо входить в систему субконтрактинга.

Российский рынок субконтрактных отношений уже имеет выраженный потенциал, проясняющиеся перспективы развития и настойчиво требует соответствующей инфраструктуры. Этот рынок будет наполняться новыми игроками, причем «основной состав» будет в конечном итоге сформирован из гибко специализированных малых и средних предприятий. Этот рынок заслуживает внимания органов власти, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Этот рынок в конечном итоге будет отстроен в соответствии с общими законами и интегрирован в международную экономическую систему.

Поддержка бизнеса путем развития субконтрактации предусмотрена законодательством многих регионов России (в их числе: Московская область [14], Удмурдская республика [15], Свердловская область [16], Ставропольский край [17], республика Башкоторстан [18], Волгоградская область [19], Кировская область [20], Саратовская область [21], Санкт-Петербург [22], Пермская область [23]). Однако механизм поддержки субконтрактации в нормативных актах этих регионов не предусмотрен.

Специальные нормативные акты по развитию субконтрактации разработаны в Воронежской области [24], [25], Республике Татарстан [26], [27], Ярославской области [28].

Франчайзинг – еще один метод кооперации. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж, а поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует его по своему фирменному стилю и особенностям работы с франчайзером. Именно поэтому для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности. При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность франчайзи [29]. Работа в рамках кооперации предъявляет к участникам сотрудничества повышенные требования в отношении качества производимой продукции (выполняемых работ) и четкого соблюдения ритмичности поставок (производства). Наиболее актуальна деятельность на условиях франчайзинга в пищевой промышленности.
Преимущества, которые получает франчайзи:

  • отсутствие у предпринимателя основных и специализированных знаний преодолевается благодаря программе обучения, проводимой франчайзером. К тому же франчайзи приобретает навыки работы по стандартам высокого качества;
  • франчайзи, являясь владельцем собственного предприятия, в то же время имеет возможность пользоваться услугами и получать постоянную поддержку головной организации;
  • использование имени и репутации, уже получивших признание у потребителя;
  • на создание предприятия в системе франчайзинга потребуется меньше средств по сравнению с открытием аналогичного самостоятельного бизнеса, так как франчайзер, используя накопленный опыт, устраняет ненужные затраты. Кроме того, франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам;
  • возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, проводимых франчайзером;
  • доступ к возможностям франчайзера и всей его сети в области закупок, снабжения, ведения переговоров;
  • возможность пользоваться результатами научных разработок и маркетинговых исследований франчайзера, его программами развития, направленными на совершенствование и повышение конкурентоспособности бизнеса.

Франчайзер, в свою очередь, кроме получения финансовой прибыли в виде франчайзинговых платежей, получает при создании системы франчайзинга целый ряд дополнительных выгод:

  • быстрое расширение рынков сбыта;
  • небольшие затраты на персонал;
  • низкий уровень собственных капиталовложений;
  • возможность разработки систем регионального и областного масштаба ускоренными темпами;
  • расширение признания торговой марки фирмы и признания со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции данной фирмы.

Как видим, франчайзинг представляет собой взаимовыгодную форму кооперации предприятий, как правило, крупных с малыми.
Комплексному развитию вышеперечисленных форм производственной кооперации: аутсорсингу, субконтрактации, франчайзингу — уделяется значительное внимание в Ямало-Ненецком автономном округе [30] и Республике Татарстан [31].

Помимо уже рассмотренных видов кооперации выделяются следующие формы промышленного сотрудничества:

  • поставки комплектных предприятий и оборудования с последующей оплатой их стоимости продукцией, которую предстоит изготовить на их основе;
  • предоставление лицензий и (или) производственного опыта, а также знаний с последующей оплатой их стоимости поставками продукции, полученной в результате их использования;
  • совместное производство, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
  • совместные предприятия;
  • совместные проекты.

Приведенное распределение является условным и далеко не исчерпывает всего разнообразия форм промышленного сотрудничества, которые используются в зависимости от конкретных целей и интересов партнеров, их возможностей и потребностей, специфики отраслей экономики. К тому же в различных соглашениях о той или иной форме кооперирования часто содержатся отдельные элементы других форм. В особенности это касается более сложных видов кооперирования, таких как совместные предприятия или многосторонняя кооперация, которые могут включать субподрядные отношения и прочие формы.

Более совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры, представляющие собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Взаимодействие предприятий, входящих в кластер, — это симбиоз кооперации и конкуренции. Развитие производственных кластеров и поиск направлений их развития определены в утвержденной Правительством Российской Федерации Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) [32] одним из путей мобилизации ресурсов в регионах для повышения экономического роста.

В отличие от обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса, кластерные системы характеризуются следующими особенностями:

  • наличие крупного предприятия — лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;
  • территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы;
  • устойчивость хозяйственных связей хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;
  • долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках её производственных программ, инновационных процессов; основных систем управления, контроля качества и пр.

В целом различаются три вида кластеров, каждый из которых подчеркивает тот или иной приоритет его функционирования:

  • региональные (территориальные) группы внутри одного или родственных секторов промышленности, часто привязанные к тем или иным научным школам (научно-исследовательским институтам, университетам и т. д.);
  • вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка “поставщик — сборщик — сбытовик — клиент”). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
  • промышленные объединения большого масштаба, определенные относительно какой-либо [основной] отрасли (например, “химический кластер”, “агропромышленный кластер”).

Формированию промышленных конкурентоспособных кластеров в настоящее время уделяется внимание, как на федеральном, так и на региональном уровне. Например, 12 декабря 2006 г. на «круглом столе» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Вопросы реализации кластерной политики в регионах Севера Российской Федерации»[33] были представлены рекомендации по разработке и реализации федеральной и региональных программ содействия формированию и функционированию кластерных образований, развитие в этом направлении частно-государственного партнерства. В Удмурдской Республике ведется создание предпосылок для развития конкурентоспособных региональных кластеров по производству автомобилей и автокомпонентов, апробация методики создания и развития региональных промышленных кластеров [34]. В Омской области в машиностроительном комплексе в средне- и долгосрочной перспективе планируются, с одной стороны, процессы формирования региональных промышленных кластеров, а с другой, — процессы вхождения в вертикально-интегрированные структуры и расширения участия области в межрегиональном разделении труда [35]. В Республике Татарстан предусматриваются мероприятия по созданию и развитию инновационно активных образований, основанных на кооперации: профильных региональных технопарков, технополисов, индустриальных парков, промышленных кластеров и округов [36]. В результате предусматривается формирование интегрированных бизнес-групп и организация совместной формы ведения бизнеса на основе сложившейся индустриальной базы, что позволит оптимизировать процессы производства и повысить конкурентоспособность продукции.

Бизнес-инкубатор – еще одна схема кооперации, которая применяется для стимулирования развития малого и среднего бизнеса на территории некоторого региона, либо для развития конкретных, необходимых данному региону видов бизнеса. В соответствии с этой схемой бизнес-инкубатор обеспечивает предприятия, участвующие в данном виде кооперации, единым финансированием (например, предлагая им кредиты под фиксированный низкий процент), территорией, офисными и производственными помещениями, секретарскими и бухгалтерскими услугами и т.д. – до тех пор, пока предприятие-клиент не «встанет на ноги» и не будет способно обеспечивать себя этими услугами самостоятельно. Бизнес-инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы.

Специальная программа «Бизнес-инкубатор (техноцентр)» [37] разработана в Санкт-Петербурге и предусматривает размещение начинающих и развивающихся субъектов малого предпринимательства на условиях пониженной арендной платы с предоставлением комплекса услуг на срок не более 5 лет. Создание и функционирование бизнес-инкубатора осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе путем субсидирования части арендной платы, подлежащей перечислению субъектами малого предпринимательства, размещаемыми на базе бизнес-инкубаторов.

Технопарк — это также структура кооперации, созданная, как правило, на базе высшего учебного заведения с целью использования его научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие имеющихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Технопарки поддерживают только фирмы, специализирующиеся на использовании высоких технологий, так называемый технологический бизнес.

Согласно распоряжению Правительства РФ «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» технопарки [38] должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на их территории, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности. В технопарках в сфере высоких технологий могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов.

Программы развития технопарков, как форм кооперации бизнеса разрабатываются и в регионах. Например, в настоящее время в Воронежской области разработана нормативная база в области поддержки развития технопарков [39], способствующая развитию кооперационных связей в промышленности.

Реальная кооперация в регионе

Положительный опыт развития кооперационных связей есть и в Кировской области. В сентябре 2005 г. итальянский концерн с мировым именем Candy приобрел кировский завод «Веста». С января 2006 г. завод уже наладил параллельно с производством «Вятки-Автомат» выпуск стиральных машин брэнда Candy. В 2006 г. в Кирове планировалось выпустить 140 тысяч машин, а впоследствии довести объемы до 250 тысяч штук в год. По словам руководителя производственного проекта «Candy в России» г-на Лорана Дюбоша, при условии сотрудничества с местными поставщиками комплектующих завод может легко выйти и на изготовление 700-800 тыс. единиц бытовой техники в год. Производственных площадей на «Весте» достаточно.

Можно отметить успешный пример взаимодействия компании Candy с ОАО «Кировский ордена Отечественной войны I степени комбинат искусственных кож», на производственных площадях которого планируется наладить выпуск резинотехнических изделий для стиральных машин. При этом производство будет выстроено практически с нуля за счет приобретения нового оборудования общей стоимостью несколько десятков млн. руб., которое будет профинансировано компанией Candy.

В Кировской области имеется положительный опыт ряда предприятий в сфере аутсорсинга и передачи непрофильных направлений деятельности специализированным предприятиям, примером такой кооперации может служить сотрудничество ООО «КорпусГрупп Кирово-Чепецк» и компаний ЗАО «МЦ-5», ОАО «Кирово-чепецкий химический комбинат» и пр., которые делегировали непрофильные направления деятельности, такие как общественное питание и уборка территорий и производственных объектов. При этом предприятиям удалось освободиться от нестратегических активов, снизить издержки на их содержание, а за счет соответствующей специализации и имеющегося у ООО «КорпусГрупп Кирово-Чепецк» оборудования повысился уровень оказываемых услуг.

Но в настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в Кировской области имеется еще достаточно проблем:

  • отсутствие системного подхода со стороны федеральных и региональных структур, отвечающих за развитие промышленности и поддержку предпринимательства, к развитию субконтрактных отношений с участием субъектов малого предпринимательства и, как следствие, отсутствие системы стимулов для крупных предприятий развивать указанные отношения;
  • недостаточная привлекательность малых предприятий в качестве партнеров для крупных предприятий
  • недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий Кировской области и степени их участия в производственной кооперации. Необходимо пересмотреть систему мероприятий по диагностике промышленного потенциала региона;
  • несовершенство системы сбора, распространения и обмена информацией о производственных заказах предприятий области;
  • неразвитость прикладных услуг (информационных, консультативных, инжиниринговых, проектных, конструкторских и др.) для предприятий, заинтересованных в субконтрактации;
  • недостаточная информированность и компетентность менеджмента предприятий области в вопросах субконтрактации, франчайзинга, аутсорсинга и других технологий кооперации. Отделы кооперации практически не используют услуги структур поддержки промышленности в своей деятельности. Низкий интерес к вопросам кооперации со стороны многих предприятий вызван недостаточной подготовкой кадров;
  • недостаточное количество специализированных выставок и ярмарок, направленных на выявление технологического потенциала промышленных предприятий области и установление кооперационных связей;
  • отсутствие механизма стимулирования участия предприятий области в процессах производственной кооперации. В настоящее время развитию этих процессов практически никак не способствуют мероприятия производственной политики, налоговые стимулы, государственный и муниципальный заказ;
  • отсутствие эффективной системы финансирования субконтрактных отношений (специализированных гарантийных фондов, кредитной кооперации), обеспечивающей потребности малых предприятий;
  • отсутствие специализированной системы страхования рисков, возникающих в процессе субконтрактных отношений с участием малых предприятий (страхование рисков как крупных, так и малых предприятий);
  • реструктуризация крупных предприятий в настоящее время осуществляется в большинстве случаев хаотично и бессистемно. Зачастую реструктуризация предприятия осуществляется не с целью повышения эффективности работы предприятия, а в качестве прикрытия для передела собственности;
  • отсутствие координации в работе различных структур поддержки промышленности на областном и муниципальном уровне.
  • отсутствие четко выраженных инициатив по формированию промышленных кластеров.

Для реализации всех указанных направлений необходимо формирование системы поддержки процессов производственной кооперации в Кировской области, которая должна включать в себя создание и работу консультационного совета по вопросам производственной кооперации при Правительстве области, развитие регионального центра субконтрактации, функционирующего на базе Вятской торгово-производственной палаты, выполнение программных мероприятий по развитию комплексной кооперации в регионе.

Предложения

Анализ существующей ситуации в Кировской области показывает необходимость разработки и реализации областной программы комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов. Основанием для разработки программы являются Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)[40] и Программа деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2007-2011 годы [41]. Программа может взаимоувязываться и координироваться на межрегиональном уровне, и это станет серьезным стимулом для развития межрегиональных кооперационных связей.

Программа комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов должна базироваться на мониторинге производственно – технологических возможностей промышленных предприятий, уровня загрузки мощностей и ценообразования. Мониторинг должен проводиться по единым методикам, результаты такого мониторинга должны служить основой для принятия решений, направленных на развитие промышленности на уровне региона.

Цель программы:
Основная цель программы – формирование на территории эффективной модели промышленного производства, базирующейся на использовании потенциала кооперационного взаимодействия крупных предприятий и предприятий малого производственного и научно – производственного бизнеса, содействие формированию и функционированию кластерных образований.

Ожидаемые результаты:

  • систематизация, оптимизация и расширение кооперационных связей малых, средних и крупных предприятий территории;
  • повышение эффективности производственно–хозяйственной деятельности промышленных предприятий, улучшение показателей производственно–хозяйственной деятельности;
  • повышение конкурентоспособности и уровня технико-технологической вооруженности предприятий.

В связи с тем, что все указанные результаты находятся в сфере интересов многих организаций, необходимым условием успешности программы является разделение зон ответственности, работ и ресурсного обеспечения между участниками программы и совместное использование результатов.

Механизм реализации и ожидаемые результаты мероприятий:
Механизм реализации Программы должен предусматривать выполнение двух основных этапов: I — информационного; II – реализации.
Этап I — сбор информации, развитие информационного обмена, оптимизация кооперационных связей.
Сбор информации должен предусматривать:

  • инвентаризацию производственно-технологических возможностей производственных предприятий (сбор, обработку, внесение информации в информационную систему субконрактации), сбор планов предприятий по технологическому перевооружению и потребностей в поддержке;
  • мониторинг расценок предприятий на субконтрактное производство (нормо-часы, станко-часы по отдельным производственным процессам);
  • анализ потребностей производственных предприятий в производственной кооперации (сбор, обработка, внесение информации о заказах предприятий в информационную систему субконтрактации), включая среднесрочные планы предприятий.
  • инвентаризацию и подготовку франчайзинговых пакетов промышленных предприятий;
  • и т.п.

Организация информационного обмена должна предусматривать:

  • информационный обмен с применением информационной системы субконтрактации;
  • целевые мероприятия, обеспечивающие развитие кооперационных связей (проведение регулярных «Бирж субконтрактов», целевых встреч по обеспечению потребностей отдельных промышленных предприятий, и т.п.).

По результатам I этапа необходимо проведение анализа эффективности информационного обмена, выработка предложений по конкретизации плана мероприятий I этапа.

ЭТАП II — повышение эффективности производства предприятий и кооперационных связей, развитие обеспечивающей инфраструктуры, формирование промышленных кластеров в регионе. Этот этап должен предусматривать:

  • формирование программ долговременного партнерства предприятий (создание кооперационных цепочек);
  • создание условий, обеспечивающих расширение участия субъектов малого предпринимательства в конкурсных торгах по размещению государственного заказа, в том числе на условиях субконтрактации;
  • создание технопарков (субконтрактных зон МП) и инженерно — технологических центров коллективного пользования;
  • подготовка специалистов по организации кооперационных отношений, по вопросам управления качеством и внедрению современных методов организации производства, проведение семинаров и тренингов;
  • внедрение современных методов организации производства (Just-in-Time, Kaizen, Lean Manufacturing, 5 S;
  • разработка и внедрение системы мер, направленных на повышение качества продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, внедрение интегрированных систем менеджмента в области качества, экологической безопасности и охраны труда;
  • внедрение PDM–систем на основе CALS – технологий, систем трехмерного проектирования CAD/CAM/CAE;
  • мониторинг потребностей промышленных предприятий в инновациях и новых технологиях, организация взаимодействия инновационных предприятий и технопарков (включая региональные) с московскими предприятиями. Разработка и внедрение механизма информационного обмена;
  • мониторинг потребностей предприятий в квалифицированной рабочей силе, организация взаимодействия с системой профессионально – технического образования;
  • маркетинговые мероприятия, обеспечивающие поступление дополнительных кооперационных заказов (выставочные мероприятия, «Биржи субконтрактов» и др.);
  • анализ конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями региона, и на этой основе определение точек экономического роста, которые могли бы стать основой для создания кластеров;
  • способствование консолидации участников кластерных инициатив, реализации программ содействия выходу предприятий кластера на межрегиональные и внешние рынки, проведению совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, кооперации предприятий и региональных научных и образовательных учреждений;

План мероприятий второго этапа формируется на основании результатов первого этапа, с учетом среднесрочных программ развития малого предпринимательства, развития производственной деятельности и фактических выявленных потребностей предприятий территории. Мероприятия второго этапа Программы реализуются с привлечением средств заинтересованных предприятий с выходом на самоокупаемость.

В результате реализации областной программы комплексного развития производственной кооперации и кластерных проектов будет реализована возможность крупному бизнесу повысить производительность труда и эффективность производства, а малым предприятиям — загрузить имеющееся оборудование производственными заказами, автоматически решив при этом проблему сбыта. В целом производственная кооперация будет способствовать дальнейшей структурной перестройке экономики области, повышению конкурентоспособности промышленных предприятий, улучшению социально-экономического положения региона.

Библиографический список

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2006)
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 02.02.2006); «Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 03.06.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.07.2006)
  3. Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) «О кооперации в СССР»
  4. Протокол № 5 -КОТ/06 заседания единой конкурсной, аукционной и котировочной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению и оценке котировочных заявок от «10»июля 2006 года.
  5. Федеральный Закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 11.06.2003) «О сельскохозяйственной кооперации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995)
  6. Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 21.03.2002) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
  7. Проект Федерального Закона N 70443-3 «О кредитной кооперации» (внесен Правительством РФ)
  8. Федеральный Закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 30.06.2006) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (принят ГД ФС РФ 11.03.1998)
  9. Соглашение стран СНГ от 23.12.1993 «Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств — участников Содружества независимых государств»
  10. Промышленная кооперация в малом и среднем бизнесе. // http://www.dist-cons.ru
  11. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2006 N 106-р «Об утверждении специальной программы «финансовый аутсорсинг»
  12. Устав «Национального Партнерства развития субконтрактации»
  13. Федеральный Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят ГД ФС РФ 08.07.2005).
  14. Решение Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и МО от 10.10.2002 N 11-ок «О расширении сотрудничества Москвы и Московской области в сфере поддержки и развития малого предпринимательства»
  15. Постановление Государственного Совета УР от 28.10.2003 N 108-III (ред. от 26.09.2006) «О республиканской целевой программе по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004 — 2008 годы»
  16. Постановление Правительства Свердловской области от 03.10.2002 N 1262-ПП (ред. от 18.07.2006) «О концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 — 2020 годы»
  17. Приказ Министерства экономического развития и торговли СК от 28.03.2006 N 38/од «О ведомственной целевой программе «развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006 — 2008 годы»
  18. Постановление Правительства РБ от 17.07.2006 N 202 «О концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 — 2010 годы»
  19. Постановление Волгоградской областной Думы от 09.06.2005 N 11/233 (ред. от 13.07.2006) «Об областной целевой программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области» на 2005 — 2010 годы»
  20. Постановление Правительства Кировской области от 20.09.2004 N 15/205 «О концепции политики Правительства Кировской области по развитию малого предпринимательства на 2004 — 2010 годы»
  21. Постановление Саратовской областной Думы от 15.12.2004 N 30-1324 (ред. от 24.05.2006) «Об областной целевой программе «развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005 — 2007 годы»
  22. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.01.2005 N 52 (ред. от 29.08.2006) «О плане мероприятий по развитию промышленного потенциала Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы»
  23. Постановление ЗС Пермской области от 17.10.2002 N 430 «О концепции политики Пермской области по развитию малого предпринимательства на 2002 — 2006 годы»
  24. Постановление Воронежской областной Думы от 15.12.2005 N 295-IV-ОД «Об областной целевой программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Воронежской области на 2006 — 2009 годы»
  25. Распоряжение Администрации Воронежской обл. от 25.06.2004 N 1253-р «О развитии региональной системы промышленной субконтрактации и инновационного предпринимательства в Воронежской области»
  26. Закон РТ от 27.12.2005 N 133-ЗРТ «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 — 2010 годы» (принят ГС РТ 24.11.2005)
  27. Постановление КМ РТ от 21.12.2000 N 875 «О дополнительных мерах по развитию производственной субконтрактации в Республике Татарстан»
  28. Областная целевая программа поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области в промышленной сфере путем развития производственной кооперации на 2005 — 2006 гг.
  29. А.О.Скопин, И.В.Балышева. Франчайзинг, как альтернатива самостоятельному независимому бизнесу // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права — [Электронный ресурс]. – Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2007. — Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru
  30. Закон ЯНАО от 29.03.2005 N 23-ЗАО «Об окружной целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005 — 2007 годы» (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 16.03.2005)
  31. Постановление КМ РТ от 02.04.2004 N 162 «О программе развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004 — 2008 годы»
  32. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)»
  33. Рекомендации «круглого стола» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Вопросы реализации кластерной политики в регионах Севера Российской Федерации», 12 декабря 2006 г.
  34. Постановление Государственного Совета УР от 13.12.2005 N 545-III «О республиканской целевой программе «развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской республике на 2006 — 2010 годы»
  35. Указ Губернатора Омской области от 13.02.2006 N 18 «О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года»
  36. Закон РТ от 21.10.2005 N 105-ЗРТ (ред. от 17.07.2006) «Об утверждении программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005 — 2010 годы» (принят ГС РТ 09.09.2005)
  37. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2006 N 107-р «Об утверждении специальной программы «бизнес-инкубатор (техноцентр)»
  38. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 N 328-р «О государственной программе «создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»
  39. Закон Воронежской области от 05.06.2006 N 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области»
  40. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)»
  41. Программа деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2007-2011 годы, Проект от 09.06.06.

References

  1. «The Civil Code of the Russian Federation (Part One)» from 30.11.1994 N 51-FZ (as adopted by the State Duma on 10/21/1994) (as amended on 27.07.2006) (as amended. And add. Coming into force of 01.09. 2006)
  2. «Tax Code of the Russian Federation (Part One)» from 31.07.1998 N 146-FZ (as adopted by the State Duma on 7/16/1998) (as amended on 02.02.2006), «The Tax Code of the Russian Federation (Part Two)» from 05.08. 2000 N 117-FZ (as adopted by the State Duma on 7/19/2000) (as amended on 03/06/2006) (amended. and add., come into force from 08.07.2006)
  3. The Law of the USSR of 26.05.1988 N 8998-XI (as amended on 07.03.1991, as amended. From 15.04.1998) «On Cooperation in the USSR»
  4. Minutes of meeting № 5 -KOT/06 single tender, auction and bidding commissions for placing orders for goods, works and services to the Federation Council of Federal Assembly of Russian Federation for the consideration and evaluation of bids from the «10» in July 2006.
  5. Federal Law of 08.12.1995 N 193-FZ (as amended on 11.06.2003) «On Agricultural Cooperation» (adopted by the State Duma on 11/15/1995)
  6. The law of the Russian Federation from 19.06.1992 N 3085-1 (as amended on 03.21.2002) «On consumer cooperatives (consumer societies and their unions) in the Russian Federation»
  7. Draft Federal Law N 70443-3 «On the credit co-operatives» (introduced by the Government of the Russian Federation)
  8. The Federal Law of 15.04.1998 N 66-FZ (as amended on 30.06.2006) «On the horticultural, gardening and country-profit associations of citizens» (adopted by the State Duma on 11/03/1998)
  9. Agreement of the CIS countries from 23.12.1993 «On the general conditions and the mechanism to support the development of industrial cooperation between enterprises and sectors of states — members of the Commonwealth of Independent States»
  10. Industrial cooperation in small and medium businesses. / / Http://www.dist-cons.ru
  11. Order of the Committee for Economic Development, Industrial Policy and Trade of St. Petersburg of 31.08.2006 N 106-p «On approval of the special program» financial outsourcing «
  12. Statutes of the «National Partnership of subcontracting»
  13. Federal Law of 21.07.2005 N 94-FZ (as amended on 31.12.2005) «On placing orders for goods, works and services for state and municipal needs» (adopted by the State Duma on 08.07.2005).
  14. Decision of the Joint Board of the executive authorities of Moscow and Moscow from 10.10.2002 N 11-c «On the extension of cooperation between Moscow and the Moscow region in support and development of small business»
  15. Decree of the State Council on the SD 28.10.2003 N 108-III (as amended on 26.09.2006) «On the republican target program for government support and small business development in the Udmurt Republic in 2004 — 2008»
  16. Resolution of the Government of Sverdlovsk region dated 03.10.2002 N 1262-PP (as amended on 18.07.2006) «On the concept of public policy support and development of small enterprises in the Sverdlovsk region in 2002 — 2020»
  17. Order of the Ministry of Economic Development and Trade Insurance from 28.03.2006 N 38/od
    «On the departmental target program» Development of small business in the Stavropol Territory in 2006 — 2008 years «
  18. Resolution of the Government of the Republic of Belarus 17.07.2006 N 202 «On the Concept of development of small business in the Republic of Bashkortostan in 2006 — 2010»
  19. Resolution of the Volgograd Regional Duma of 09.06.2005 N 11/233 (as amended on 13.07.2006) «On the regional target program» Development and support of small business in the Volgograd region «in the 2005 — 2010»
  20. Resolution of the Government of the Kirov region of 20.09.2004 N 15/205 «On the Concept of Government policy on development of the Kirov region of small business for 2004 — 2010»
  21. Resolution of the Saratov Regional Duma of 15.12.2004 N 30-1324 (as amended on 24.05.2006) «On the regional target program» Development of small business in the Saratov region in 2005 — 2007 «
  22. Resolution of the Government of St. Petersburg of 25.01.2005 N 52 (as amended on 29.08.2006) «Action plan to develop the industrial potential of St. Petersburg for 2005-2008»
  23. Resolution of the AP of the Perm region of 17.1

Еще в рубриках

Кировская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *