Главная страница » Публикации » №4 (68) » Развитие транспортно-логистических узлов Восточно-Казахстанской области

Развитие транспортно-логистических узлов Восточно-Казахстанской области

Development of transport and logistics hubs of the East Kazakhstan region

Авторы

Найзабаева Шахризада Хафизкызы
аспирант кафедры экономической географии и картографии Института географии
Россия, Алтайский государственный университет
waxo_94@mail.ru
Борисенко Максим Александрович
старший преподаватель кафедры физической географии и ГИС Института географии
Россия, Алтайский государственный университет
maxi.borisenko@mail.ru
Маменов Сергей Даниярович
старший преподаватель кафедры физической географии и ГИС Института географии
Россия, Алтайский государственный университет
mamenov@mc.asu.ru
Ротанова Ирина Николаевна
кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры физической географии и ГИС Института географии
Россия, Алтайский государственный университет
rotanova@mail.asu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются развивающиеся транспортно-логистические узлы Восточно-Казахстанской области (ВКО) Республики Казахстан. Проанализированы основные межрегиональные и международные транспортные коридоры ВКО. Обосновывается формирование транспортно-логистических узлов ВКО на примере городов Семей и Шемонаиха.

Ключевые слова

Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, транспортная инфраструктура, транспортные коридоры, транспортно-логистические узлы, транспортная связность территорий.

Финансирование

Исследование выполнено в рамках реализации Программы поддержки научно-педагогических работников ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», проект «Современное состояние и оценка транспортно-географического потенциала в контексте развития геоэкономического пространства Алтайского края и Восточно-Казахстанской области».

Рекомендуемая ссылка

Найзабаева Шахризада Хафизкызы , Борисенко Максим Александрович , Маменов Сергей Даниярович , Ротанова Ирина Николаевна

Развитие транспортно-логистических узлов Восточно-Казахстанской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Номер статьи: 6822. Дата публикации: 07.12.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6822/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-468-22

Authors

Nayzabayeva Shahrizada Hafizkyzy
postgraduate student of the department of Economic Geography and Cartography, Institute of geography
Russia, Altai State University
waxo_94@mail.ru
Borisenko Maxim Alexandrovich
senior lecturer, department of Physical geography and GIS, Institute of geography
Russia, Altai State University
maxi.borisenko@mail.ru
Mamenov Sergey Daniyarovich
senior lecturer, department of Physical geography and GIS, Institute of geography
Russia, Altai State University
mamenov@mc.asu.ru
Rotanova Irina Nikolaevna
candidate of geographical sciences, associate professor, associate professor of the department of Physical geography and GIS, Institute of geography
Russia, Altai State University
rotanova@mail.asu.ru

Abstract

The article discusses the developing transport and logistics hubs of the East Kazakhstan region (EKR) of the Republic of Kazakhstan. The main interregional and international transport corridors of the EKR region have been analyzed. The formation of transport and logistics hubs of the EKR is substantiated by the example of the cities of Semey and Shemonaikha.

Keywords

Republic of Kazakhstan, East Kazakhstan region, transport infrastructure, transport corridors, transport and logistics hubs, transport connectivity of territories.

Project finance

The study was carried out as part of the implementation of the Program for the Support of Scientific and Pedagogical Workers of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Altai State University", the project "Current state and assessment of transport and geographical potential in the context of the development of the geo-economic space of the Altai Territory and East Kazakhstan region."

Suggested Citation

Nayzabayeva Shahrizada Hafizkyzy , Borisenko Maxim Alexandrovich , Mamenov Sergey Daniyarovich , Rotanova Irina Nikolaevna

Development of transport and logistics hubs of the East Kazakhstan region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Art. #6822. Date issued: 07.12.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6822/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-468-22

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Необходимым элементом социально-экономического комплекса любой страны и любого региона является развитая транспортная сеть. Она обусловливает как функционирующую транспортную структуру (ядра, узлы и коридоры), так и перспективы социально-экономического развития в системе межрегиональных и межгосударственных связей. Каждый регион характеризуется определенным уровнем связности через транспортную инфраструктуру, территориальную организацию путей сообщения, транспортных узлов и коридоров.

Необходимость совершенствования транспортной сети Республики Казахстан очевидна. За последние 10 лет в развитие транспортной отрасли Республики Казахстана (РК) вложено порядка 30 млрд. долларов США. Построено более 2 тыс. км железных дорог, реконструировано около 20 тыс. км автомобильных дорог, увеличены портовые мощности на Каспийском море до 26 млн. тонн в год, проведена реконструкция взлётно-посадочных полос в 15 аэропортах. По территории страны проходят 11 международных транспортных коридоров, из них 5 железнодорожных и 6 автомобильных [1].

Через территорию Казахстана проходят следующие международные транспортные коридоры:

  • Северный и Южный коридоры Трансазиатский железнодорожной магистрали;
  • Северный коридор: Западная Европа – Китай, Корея, Япония через Россию и Казахстан (участок Достык – Астана – Петропавловск);
  • Южный коридор: Юго-Восточная Европа – Китай – Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан (участок Достык – Сарыагаш);
  • Среднеазиатский коридор. Центральная Азия – Россия и страны ЕС (участок по РК Сарыагаш – Арысь – Кандагач – Озинки);
  • коридор «Север-Юг»: Северная Европа – страны Персидского залива через Россию и Иран с участием Казахстана на участке морской порт Актау – регионы Урала и Актау – Атырау);
  • программа международного сотрудничества ТРАСЕКА: Восточная Европа – Южный Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия [2].

Для координации деятельности всех видов транспорта и участников транспортной связности территорий необходимо создание транспортно-логистических узлов (ТЛУ), организующих взаимодействие всех партнеров и направленных на единую цель – организацию качественных грузопотоков с наименьшими потерями и оптимальной прибылью для всех сторон транспортного процесса.

Сегодня развивающимися ТЛУ ВКО становятся административные субъекты: Семей, Шемонаиха, Бахты, Зайсан.

 

Результаты исследований

Рассмотрим условия и перспективы развития первостепенных транспортных узлов ВКО, к которым относятся города Семей и Шемонаиха.

Город Семей исторически является транспортным узлом с развитой торговлей, благодаря своему географическому положению. Это создает благоприятные условия для развития транспортной специализации, повышения деловой активности и привлечения мигрантов из сельских территорий. Общая протяженность дорог в городе составляет 756 км, из них с асфальтобетонным покрытием – 291,2 км, гравийным покрытием – 22,8 км, грунтовым покрытием – 442 км [5].

Семей – крупный промышленный узел с разноплановым набором отраслей специализации. Возможности развития отраслей экономики г. Семей обусловлены следующими факторами:

  • наличие транзитных коридоров для расширения рынков сбыта как внутри региона и Казахстана, так в России, и развитие приграничного сотрудничества;
  • высокий внутренний спрос на продукцию фирм-производителей строительных материалов и конечную продукцию переработки сельскохозяйственной продукции, произведенной в соседних сельских районах;
  • наличие эксплуатируемых и перспективных месторождений полезных ископаемых;
  • относительно развитый сектор инфраструктуры и услуг, в том числе транспортный.

В 2020 году увеличены объемы выполнения работ по текущему ремонту асфальтированных подъездных дорог к населенным пунктам Озерского, Иртышского, Знаменского, Приречного, Новобаженовского сельских округов и пос. Шульбинск. В целом, на проведение ремонта подъездных дорог данных населенных пунктов определена сумма в размере 62,8 млн. тенге, что составляет площадь ремонта 18 148,0 м² [3].

По состоянию на 25.09.2020 года завершены работы по текущему ремонту асфальтированных подъездных дорог к населенным пунктам Знаменка, Мукур, Мурат, Семей-Талица, Жаркын, пос. Шульбинск.

В организации перевозок принимают участие 8 перевозчиков – ТОО «Семавтопарк», ТОО «Азия Combi», ТОО «Автомигди», ТОО «Таксомоторный парк», ТОО «Семдортехника – 2», ТОО «Семей Көлігі TRAST», ТОО «Автобусный парк Семей» и ИП «Мусапиров».

Обладая современной транспортно-логистической системой, соответствующей экономическому уровню окружающих стран, Семей сможет приобрести международный статус транспортного узла, что намного важнее простого участия в транспортных экономических коридорах. Выгодное транспортно-географическое положение г. Семей на пересечении транснациональных магистралей предопределяет возможность устройства транспортно-логистического центра для перераспределения грузовых и пассажирских потоков как внутри страны, так и за ее пределы. Это будет иметь значение, в первую очередь, для обслуживания грузопотоков между Китаем, Казахстаном и Россией [4].

Планируемый ТЛУ в г. Семей, предполагает комплексный подход к развитию транспортной логистики. Применение данного подхода позволит согласовать между собой развитие как отдельных частей транспортной отрасли – железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, аэропортов, складских терминалов и др., так и необходимых транспортных функций, включая организацию работы служб, вовлеченных в транспортный процесс – таможенных, санитарных, безопасности и др.

Транспортно-логистический комплекс позволит значительно снизить стоимость товаров, так как через регион пойдут грузопотоки из России и Китая. Строительство комплекса начнется в ближайшем будущем. Анализ технической, правовой документации по созданию комплекса констатирует факт, что инвесторы и место для строительства есть, инфраструктуру город обеспечит, следовательно, необходимое начать строительство центра.

Отделом предпринимательства акимата ВКО началось формирование состава функций логистических терминалов на базе прогнозирования развития грузопотоков, анализа рыночного окружения и маркетинговых исследований, прогнозирования экономических показателей работы терминалов и их влияния на конкурентоспособность окружающей транспортной системы. Предлагаемый подход позволяет формировать этапы создания логистической системы из отдельных, но согласованных проектов.

Роль транспортно-логистического центра в г. Семей будет сложно переоценить. Транспортно-логистический центр в г. Семей – это терминал, планируемый как интермодальный транспортно-логистический центр, имеющий необходимый сортировочный парк и техническое оборудование, оказывающий стандартный комплекс услуг (выполнение погрузо-разгрузочных работ, контейнеризация, пакетирование, паллетирование и другие услуги с добавленной стоимостью, выполнение всех требований госорганов по прохождению таможенных, карантинных и других процедур и т.п.).

Важной специализацией терминала должны являться контейнерные операции, для чего он должен иметь собственную железнодорожную станцию или сортировочно-накопительный парк, в том числе и для хранения груза в вагонах. Основными функциями будущего комплекса являются распределительная, накопительная, перегрузочная функции и логистическое обслуживание торговых сетей региона.

Проект по созданию транспортно-логистического центра в г. Семей предполагает решение нескольких задач. Одна из них заключается в том, что создание центра разгрузит дороги города и области, освободит Семей от складских помещений, и это позволит снизить себестоимость товаров и остановит большегрузные контейнеры на подходе к городу. Нельзя не учитывать, что новый центр – это еще и новые рабочие места для города, и увеличение доходной части местного бюджета.

Формирующийся транспортно-логистический центр Семей имеет возможности для развития речного судоходства и открытия транспортного коридора Китай-Казахстан-Россия проекта NELTI, для этого необходимо произвести обновление и модернизацию имеющегося обстановочного и вспомогательного речного флота, дноуглубительной техники и прочих машин, и оборудования.

Склaдывaющaяся транспортно-коммуникационная система может обеспечить не только транзит внешних грузов и перевозку сырья крупных товароотправителей на экспорт, но и способствовать интеграции города в республиканский и внешние рынки (рис.1).

 

Транспортно-логистические центры Восточно-Казахстанской области

Рисунок 1 – Транспортно-логистические центры Восточно-Казахстанской области

Составлено авторами по данным [5]

 

Для систематизации межрегиональных транспортных потоков и стимулирования роста экономической активности ВКО необходимо создание ТЛУ, включающего в себя следующие элементы:

  • транспортный узел – г. Семей;
  • центры по обработке грузов, их консолидация по разбивке на партии должны размещаться в г.Зайсане для грузов из Китая;
  • центры по обработке грузов, их консолидации по разбивке на партии для грузов из России в городах Семей и Шемонаиха;
  • центр по оценке качества грузов, поступающих из Китая, должен располагаться в Бахты и в г. Зайсане, поступающих из России – в городах Семей и Шемонаихе.

Так как ТЛУ должны находиться в пунктах пересечения основных грузопотоков, центром будет являться г. Семей, а это, в свою очередь, даст возможность сформировать в ВКО торгово-логистический центр регионального уровня.

Другим важным транспортным узлом может стать г. Шемонаиха, являющийся центром Шемонаихинского района. Город расположен в северо-восточной части ВКО, в 105 км от областного центра города Усть-Каменогорск. Имеется крупная железнодорожная станция. Через Шемонаиху проходят автодороги республиканского значения по направлению города Семей и Российской Федерации. Расстояние до границы с Российской Федерацией 17 км, до города Семей 140 км.

Город Шемонаиха по своей инфраструктуре является транспортно-логическим центром района, особенностью, которой является наличие 3-х основных дорог. Через город проходит дорога республиканского значения Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница Российской Федерации.

Расстояние от г. Шемонаиха до областного центра – 110 км, до г. Семей – 130 км, до границы с Российской Федерации – 18 км.

Город располагает сетью внутригородских дорог, дорог промышленной зоны и дорог, связывающих город с поселками и промышленной зоной. Общая протяженность городских улиц 120 км, (140 улиц и переулков), в том числе 45 км с чернощебеночным покрытием, 30 км тротуаров, железные дороги 20 км, три автомобильных моста через реки. Уба, Березовка, и Шемонаиха, 7 пешеходных мостов.

Город является транзитным населенным пунктом на пересечении автодорог областного значения (в Семей и Усть-Каменогорск) и республиканского значения (в Российскую Федерацию). По улицам города осуществляется проезд большегрузных автомобилей, так как объездная дорога за пределами границ города отсутвует.

В городе функционирует одна автостанция. Через город проходит железнодорожная ветка: Риддер – Локоть, Семей – Нур-Султан.

Население города обеспечено пассажирскими перевозками по четырём внутригородским маршрутам.

Пассажирские перевозки из г. Шемонаиха в областной центр осуществляются 11 маршрутами в день, с г. Семей – 5, с Российской Федерации в среднем 10 маршрутов в день, в Риддер и Жезкент по 1 маршруту. Организовано ежедневное транспортное сообщение со всеми населенными пунктами Шемонаихинского района.

Восточный Казахстан, в силу особенностей географического положения и достаточно высокого потенциала развития реально может выступить торгово-логистическим центром в качестве базы формирования, эффективно развивающейся зоны экономической активности на востоке Казахстана.

Существующие и формируемые коммуникационные коридоры должны образовать ключевую инфраструктурную составляющую Восточно-Казахстанского торгово-экономического коридора, формируемых в рамках стратегических осей развития Казахстана. Данный процесс будет способствовать интеграции Казахстана с региональными и глобальными рынками (включая реализацию транзитного потенциала), так и процессу развертывания торгово-логистических центров в качестве базы формирования эффективно развивающихся зон экономической активности.

Зона экономической активности Восточно-Казахстанского торгово-экономического коридора, формируемого в рамках стратегических осей развития Казахстана, должна дополниться обоснованием и созданием транспортно-логистического кластера ВКО.

Высокие темпы роста экономики ВКО доказывают эффективность построения и реализации собственной модели развития, основанной на долгосрочном планировании. Обеспечение устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, рост конкурентоспособности региональной экономики, формирование условий для перехода региона и страны на инновационный путь развития, стимулирование процесса регионального развития в значительной степени зависят от наличия и качества инфраструктуры, важной составляющей которой является сеть автодорог.

В настоящее время имеет место отставание дорожной инфраструктуры от потребностей общества – следствие несбалансированного роста автопарка и финансирования отрасли. Отсталость дорожной сети в условиях интенсификации внешнеэкономических связей выступает фактором, ограничивающим реализацию транзитного потенциала Казахстана в качестве логистического центра между европейским и азиатско-тихоокеанским глобальными экономическими кластерами. Строительство и реконструкция автодорог международного класса является необходимым условием успешной интеграции Казахстана в мировое экономическое пространство. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл развивать в исследуемом регионе транспортные узлы, такие как Шемонаиха (узел, связывающий РФ и РК), Зайсан и Бахты (узлы, связывающие РК и Китай) [3].

 

Выводы

Основными задачами развития транспортной инфраструктуры области являются повышение качества транспортно-логистических услуг до мирового уровня и доступности глобальных путей сообщения для казахстанского экспорта, увеличение транзита через территорию области (через транспортно-логистические центры: Семей, Шемонаиха, Зайсан, Бахты), сокращение транспортной составляющей и повышение конкурентоспособности ВКО на глобальном рынке в целом.

 

Список литературы

  1. Маменов, С.Д, Ротанова, И.Н. Алтайский регион в пространстве трансконтинентальных железнодорожных коридоров: от Турксиба к трансъевразийским мегапроектам// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Номер статьи: 6414. Дата публикации: 12.11.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6414/.
  2. Овчаренко, Н., Титюхин, Н. Модель транспортно-логистической системы Казахстана [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lobanov-logist.ru/library/353/55594/ (дата обращения – 06.10.2021).
  3. Развитие и интеграция транспортно-логистической системы РК в мировую транспортную систему [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kao-a.kz/ru/news/294-razvitije_i_integracija_transportno_logisticheskoj_sistemy_respubliki_kazahstan_v_mirovuju_transportnuju_sistemu/ (дата обращения – 10.10.2021).
  4. Ван Вэй. Проблемы и перспективы развития трехстороннего сотрудничества Китая, России и Индии. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/FullText/konfe/PIK-2014/pdf (дата обращения – 27.10.2021).
  5. Статистический ежегодник [Электронный ресурс]//Агентство по статистике Республики Казахстан. – Режим доступа: – http://www.stat.gov.kz (дата обращения – 07.10.2021).

 

References

  1. Mamenov, S.D., Rotanova, Ir.N. Altai region in the space of transcontinental railway corridors: from Turksib to trans-Eurasian megaprojects [Altayskiy region v prostranstve transkontinental’nykh zheleznodorozhnykh koridorov: ot Turksiba k trans»yevraziyskim megaproyektam] // Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Art. #6414. Date issued: 12.11.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6414/.
  2. Ovcharenko, N., Tityukhin, N. // Model of the transport and logistics system of Kazakhstan [Model’ transportno-logisticheskoy sistemy Kazakhstana] [Electronic resource]: Access mode: https://www.lobanov-logist.ru/library/353/55594/ (Date of appeal: 06/10/2021).
  3. Development and integration of the transport and logistics system of the Republic of Kazakhstan into the world transport system [Razvitiye i integratsiya transportno-logisticheskoy sistemy RK v mirovuyu transportnuyu sistemu] [Electronic resource]: http://kao-a.kz/ru/news/294-razvitije_i_integracija_transportno_logisticheskoj_sistemy_respubliki_kazahstan_v_mirovuju_transportnuju_sistemu/ (Date of appeal: 10/10/2021).
  4. Van Vjej. Problems and prospects for the development of trilateral cooperation between China, Russia and India [Problemy i perspektivy razvitija trehstoronnego sotrudnichestva Kitaja, Rossii i Indii] [Electronic resource] // Access mode: http://www.spsl.nsc.ru/FullText/konfe/PIK-2014/pdf (Date of appeal: 27/10/2021).
  5. Statistical Yearbook [Statisticheskiy yezhegodnik] [Electronic resource] //Agency on Statistics of the Republic of Kazakhstan Access mode to the site: http://www.stat.gov.kz (Date of appeal: 07/10/2021).

Еще в рубриках

Казахстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *