Главная страница » Публикации » №1 (65) » Особенности развития малого и среднего предпринимательства во Франции

Особенности развития малого и среднего предпринимательства во Франции

Features of the development of small and medium-sized businesses in France

Авторы

Кальчук Андрей Юрьевич
обучающийся кафедры мировой экономики
Россия, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
andrei-ka495@yandex.ru
Ромашкина Валерия Анатольевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики
Россия, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Romashkina.VA@rea.ru

Аннотация

Статья отражает комплексное исследование особенностей малого и среднего предпринимательства во Франции, его места и роли в развитии национальной экономики. Выделены стимулирующие и сдерживающие факторы роста предпринимательской активности, а также позиции Франции в международных бизнес-рейтингах. Проанализированы динамика, отраслевая и географическая структура сектора малого и среднего бизнеса, в том числе тенденции развития инновационных предприятий и стартапов. Определено влияние пандемии COVID-19 на развитие французского предпринимательства и оценены механизмы государственной поддержки в кризисный период.

Ключевые слова

малый и средний бизнес; предпринимательство; государственная поддержка; НИОКР.

Рекомендуемая ссылка

Кальчук Андрей Юрьевич , Ромашкина Валерия Анатольевна

Особенности развития малого и среднего предпринимательства во Франции// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6504. Дата публикации: 20.01.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6504/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-4

Authors

Kalchuk Andrey Yuryevich
student of the Department of World Economy
Russia, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
andrei-ka495@yandex.ru
Romashkina Valeriya Anatolyevna
PhD in Economics, Associate Professor of the Department of World Economy
Russia, Plekhanov Russian University of Economics
Romashkina.VA@rea.ru

Abstract

The article describes the features of the development of small and medium-sized businesses in France. The main purpose of the paper is to determine the role of these entities in the national economy. The paper draws our attention to the incentives and disincentives for business development, as well as the position of France in international business ratings. It gives a detailed analysis of dynamics, industry and geographical structure of the small and medium-sized business, including trends in the development of innovative enterprises and startups. Much attention is given to the government support for small businesses, COVID-19 pandemic and its impact on the development of the economic entities.

Keywords

small and medium-sized businesses; entrepreneurship; government support; R&D.

Suggested Citation

Kalchuk Andrey Yuryevich , Romashkina Valeriya Anatolyevna

Features of the development of small and medium-sized businesses in France// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Art. #6504. Date issued: 20.01.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6504/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-4

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Сектор малого и среднего предпринимательства играет важную роль в социально-экономическом развитии общества, концентрируя в себе инвестиционную привлекательность, коммерческий потенциал, новейшие технологии и финансовую доступность. Малые и средние предприятия (МСП) признаны эффективным инструментом расширения прав и возможностей граждан и фундаментом роста благосостояния общества, поскольку предоставляют не только возможности трудоустройства различным слоям общества, но и обеспечивают приток денежных средств в экономику государства.

Вклад малых и средних предприятий в социально-экономическое развитие индустриально развитых стран значителен: они составляют 70-99% зарегистрированных компаний, обеспечивают 60-75% ВВП и 60-70% занятости. В Европейском союзе вклад МСП в экономику стран выше среднемировых показателей — на них приходится порядка 99% всех предприятий, около 85% новых рабочих мест и две трети общей занятости в частном секторе [18]. Будучи незаменимыми элементами современной рыночной экономики, МСП играют значительную роль в увеличение общих объёмов производства, стимулировании розничной торговли, развитии новых технологий и, как следствие, устойчивом экономическом росте. Кроме того, малый бизнес быстрее адаптируется к меняющейся конъюнктуре рынков товаров и услуг, обладая высокой экономической гибкостью и мобильностью, и служит своего рода «триггером» для привлечения иностранных инвестиций.

 

Вклад МСП в ВВП и занятость, 2019 год, в %.

Рисунок 1. Вклад МСП в ВВП и занятость, 2019 год, в %.

Источник: составлено авторами по источникам: European Commission, Statista, SBA, OECD

 

Во Франции количество МСП в 2019 году составило 3,13 миллионов единиц или 99,9% от общего числа зарегистрированных предприятий. На долю малого и среднего бизнеса пришлось 55,8% добавленной стоимости и 64,1% общей занятости, что несколько ниже средних показателей по ЕС  — 56,4% и 66,6%, соответственно. Средняя численность занятых на малых и средних предприятиях также чуть меньше, чем в среднем по ЕС — 3,4 человека против 3,9, соответственно. При этом французские МСП более производительны, добавленная стоимость на одного занятого во Франции на 21,2% выше среднего показателя по ЕС — 54 000 евро против 44 600 евро [10].

 

Франция в международных бизнес-рейтингах

Согласно рейтингу легкости ведения бизнеса Всемирного Банка Doing Business, в 2020 году Франция заняла 32 место в мире и 12 место в Европейском союзе, сохранив свои прежние позиции по сравнению с 2019  годом [10] (таблица 1). По оценке Doing Business, важную роль в развитии французской экономики играют новые технологии, поскольку правительство активно инвестирует средства в сферу НИОКР, создавая благоприятную основу для инновационного предпринимательства. Так, технологический парк Sophia Antipolis в Париже имеет самую высокую концентрацию сотрудников за пределами Силиконовой долины [3]. Наряду с крупнейшими технологическими гигантами страны — Accenture, Cisco, Intel, IBM, Air France и Orange — множество малых и средних предприятий установили свое присутствие в технопарке. К наиболее слабым сторонам деловой инфраструктуру во Франции можно отнести сложности с доступом к кредитованию и регистрацией собственности.

 

Таблица 1. Место Франции в международных рейтингах, 2019-2020 гг.

Год Doing Business Global Competitiveness Index Digital Competitiveness Index Paying Taxes
Место в рейтинге Очки Место в рейтинге Очки Место в рейтинге Очки Место в рейтинге Очки
2019 32 76,80 15 78,8 24 82,52 62 78,7
2020 32 77,29 24 76,98 61 79,2

Источник: составлено авторами по источникам: The World Bank, International Institute for Management Development, World Economic Forum.

 

Другим фактором, сдерживающим развитие бизнеса в стране является достаточно высокий уровень налогового и административного бремени — текущая ставка корпоративного налога во Франции составляет 28% [23]. В рейтинге Paying Taxes, фиксирующем средний уровень налогов и обязательных взносов, подлежащих уплате или удержанию, Франция заняла 61 место в 2020 году, поднявшись за год на один пункт. В рейтинге по индексу глобальной конкурентоспособности Франция заняла 15 место в мире и 8 место в ЕС [26] благодаря последовательным государственным мерам, направленным на повышение производительности труда и увеличение благосостояния граждан. Вместе с тем, остаются нерешенными проблемы достаточно высокого уровня безработицы, особенно среди молодежи, большого государственного долга и отрицательного сальдо торгового баланса. Ставку французская экономика делает на рост научного потенциала и готовность внедрять цифровые технологии в бизнес-среду, государственные структуры и жизнь общества в целом. Так, в рейтинге Digital Competitiveness Index Франция заняла 24 место в мире и 9 в ЕС [12]. Одним из ключевых факторов экономических и технологических преобразований в бизнесе явились именно субъекты малого и среднего предпринимательства.

 

Критерии, динамика и структура МСП во Франции

В странах-членах ЕС действует единая классификация для микро-, малых и средних предприятий, рекомендованная Европейской комиссией [8]. Критериями для отнесения предприятия к одной из групп являются численность работников, годовой оборот и годовая балансовая ведомость.

 

Таблица 2. Критерии определения микро-, малых и средних предприятий во Франции

Категория бизнеса Число занятых, человек Годовой оборот, млн евро Сумма баланса, млн евро
Средние предприятия 10 50 43
Малые предприятия 10 10 10
Микроперприятия 10 2 2

Источник: составлено авторами на основе данных Insee. URL: https://articlekz.com/article/14174 (дата обращения: 3.12.2020)

 

Во Франции микропредприятие имеет менее 10 сотрудников и годовой оборот менее или равный 2 миллионам евро, малое предприятие — не более 50 сотрудников и годовой оборот, не превышающий 10 миллионов евро, среднее предприятие — не более 250 сотрудников и годовой оборот менее или равный 50 миллионам евро (таблица 2).

В 2019 году доля микропредприятий составила 95,5% от числа зарегистрированных компаний, доля малых предприятий — 3,8%, средних — 0,6%, крупных — лишь 0,1% (рисунок 2). По числу занятых сектор МСП также в совокупности лидировал, обеспечив работой 64,1% трудоустроенного населения: микропредприятия — 31,5% занятых, малые – 18,3%, средние —14,3%.

 

Структура Французского бизнеса по категориям предприятий и занятости за 2019 год, %

Рисунок 2. Структура Французского бизнеса по категориям предприятий и занятости за 2019 год, %

Источник: составлено авторами на основе данных European Commission — 2019 SBA Fact Sheet by country URL: https://ec.europa.eu (дата обращения: 28.12.2020)

 

Крупные компании трудоустроили в 2019 году почти 36% занятых и обеспечили наибольший вклад в ВВП (44,2%) и НИОКР (60%). Помимо этого, в экспорте показатели предприятий с численностью занятых свыше 250 человек традиционно превосходят МСП (376 млн долл. против 104 млн долл.) за счет эффекта масштаба производства [20]. Вместе с тем, сектор малых и средних предприятий традиционно является значимым работодателем во французской экономике. По данным Еврокомиссии, на МСП занято свыше 10 миллионов человек [10]. Прирост числа субъектов МСБ с 2010 года по 2020 год составил почти 30% — с 2 488 542 до 3 130 000 предприятий (таблица 3). Динамика уровня безработицы относительно коррелирует с данными по численности МСП с 2011 года по 2020 год: заметно увеличение уровня безработицы и спад численности субъектов МСБ в 2015 году, что связано с хлынувшим потоком беженцев из Сирии в Европу и последовавшими вслед за этим структурным и конъюнктурным кризисами. В целом, за 10 лет уровень безработицы снизился незначительно — на 0,8%.

 

Таблица 3. Экономические показатели Франции за 2011-2020 гг., %

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Темпы роста ВВП 2,21 0,31 0,60 0,97 1,12 1,10 2,25 1,74 1,50 -9,4
Темпы роста безработицы -1,08 6,52 5,10 0,00 0,97 -3,85 -6,00 -4,26 -5,56 5,88
Темпы роста МСП 2,14 12,27 4,66 5,68 -8,76 5,14 -8,97 7,42 3,35 2,30

Источник: составлено авторами по источникам: Insee, Europa Comission, UNCTADstat

 

На основе проведенного корреляционного анализа, сделан вывод об обратной связи между темпами экономического роста Франции и темпами роста уровня безработицы (коэффициент корреляции -0,5710) в то время как темпы роста уровня безработицы умеренно коррелирует с темпами роста количества МСП (коэффициент корреляции 0,3354).

 

Динамика темпов роста ВВП, темпов роста безработицы и темпов роста числа МСП во Франции, 2011-2020 гг., %

Рисунок 3. Динамика темпов роста ВВП, темпов роста безработицы и темпов роста числа МСП во Франции, 2011-2020 гг., %

Источник: составлено авторами по источникам: Insee, Europa Comission, UNCTADstat

В отраслевой структуре распределения наибольшее число французских МСП сконцентрировано в области СМИ, коммуникаций и программирования — 15% от общего числа. Среди прочих отраслей специализации малого и среднего бизнеса можно выделить следующие сферы: профессиональные и личные услуги, развлечения и отдых, гостиничное дело, здравоохранение и общественное питание (рисунок 4).

 

Основные отрасли специализации малых и средних предприятий во Франции в 2018 году, %

Рисунок 4. Основные отрасли специализации малых и средних предприятий во Франции в 2018 году, %

Источник: составлено автором на основе данных Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/701501/monthly-sme-industry-sectors-france/ (дата обращения: 20.12.2020)

 

В региональной структуре малого и среднего бизнеса очевидна неравномерная дифференциация в пользу столичного региона — лидирует Иль-де-Франс (Парижский регион), аккумулирующий 662 674 предприятий или 23% от общего числа МСП в стране. За ним следуют регионы: Рона-Альпы – 295 885 предприятий (10,2%); Прованс-Альпы-Лазурный Берег – 283 106 предприятий (9,86%); Аквитания – 148 959 предприятий (5,19%); Юг-Пиренеи – 131 705 предприятий (4,59%) [14].

 

Тенденции развития инновационных малых и средних предприятий

Отличительной чертой МСП во Франции является их довольно высокий уровень вовлеченности в инновационную деятельность. За последнее десятилетие существенно выросло число компаний информационно-коммуникационного сектора, 18% из которых относятся к категории малого и среднего бизнеса [16]. К тому же, 48% французских МСП отдают инновациям решающую роль в развитии своего бизнеса, в 11% фирм данного сектора занимаются инновационными исследованиями в качестве основного вида деятельности. Расходы Франции на НИОКР составили 56,8 млрд долл. в 2017 году благодаря возросшему вкладу французских фирм в научно-исследовательские проекты — 33 млрд долл. или 58,1% от всех затрат научно-исследовательские работы [5]. Тремя крупнейшими регионами по внутренним расходам на НИОКР являются Иль-де-Франс, Овернь-Рона-Альпы и Окситания. На них приходится 68% национальных затрат на НИОКР и  65% от численности персонала, занятого в  научных исследованиях [16].

В целом по отраслям экономики доля затрат на НИОКР от годового оборота в малых предприятиях практически ровна аналогичной доле в крупном бизнесе  — 3,9% и 4%, соответственно [15]. В промышленном секторе малые фирмы с численностью сотрудников менее 50 человек инвестировали в среднем 3,5% годового оборота на НИОКР, что превысило показатели средних и крупных фирм — 2,7% и 2,9%, соответственно. В сфере услуг затраты на НИОКР малых и средних фирм превысили долю крупных в 2,3 раза, что частично объясняется активным использованием и покупкой товарных знаков для защиты своих интеллектуальных активов.

Вместе с тем, сложился определенный «французский парадокс», заключающийся в том, что усилия и инвестиции МСП в области НИОКР  не соответствуют уровню инновационного производства, измеряющемуся количеством выданных патентов. Так, доля и среднее количество патентов, поданных малыми и средними фирмами в возрасте до 5 лет, во Франции ниже среднего показателя по ОЭСР, за исключением услуг в бизнес-секторе. На микро-, малые и средние предприятия в 2017 году пришлось 24% от общего числа поданных заявок на патенты, в то время как на компании с численностью персонала свыше 250 человек — 76% (рисунок 5).

 

Количество поданных заявок на патенты в зависимости от размера фирмы (число человек) во Франции в 2017 году, единицы

Рисунок 5. Количество поданных заявок на патенты в зависимости от размера фирмы (число человек) во Франции в 2017 году, единицы

Источник: составлено автором на основе данных BpiFrance Abroad. URL: https://twitter.com/BpifranceAbroad/status/1148849486606884866 (дата обращения: 13.12.2020)

 

За последнее десятилетие 20% малых и средних предприятий во Франции внедрило по крайней мере один инновационный продукт и около 21%  — одну технологическую инновацию. Для крупных компаний эти показатели выше — 55% и 49%, соответственно. По уровню инноваций в продукции и процессах французские МСП не отстают от средних показателей ЕС [15]. Отметим, что современные показатели во многом явились результатом активной инновационной политики, начавшейся во Франции еще в конце XX века с подписания «Закона об инновациях и научных исследованиях  №99-587 от 12 июля 1999 года», затем дополненного Законом №2006-450 от 18 апреля 2006 года о руководстве исследованиями. Благодаря сформированной и проработанной нормативно-правовой базе французские МСП активно стремятся к сотрудничеству как друг с другом, так и с более крупными фирмами в рамках проектов НИОКР кластерных объединений предпринимателей.

 

Методы государственной поддержки МСП во Франции

Благодаря стремлению французского правительства догнать страны-лидеры по научно-технологическому развитию, в конце XX века был создан ряд государственных институтов и механизмов поддержки инновационных и экспортных предприятий, в частности — Агентство поддержки инноваций OSEO Innovation и СOFACE (Compagnie Française d’Assurance pour le Commerce Extérieur). В 2013 году Французский государственный банк по развитию и поддержке малых и средних предприятий (BPI France) сменил OSEO Innovation в результате заключенного с агентством соглашения о сотрудничестве. BPI France располагает расширенным портфелем финансовых инструментов и консультаций, которые могут быть привлечены в любой момент процесса развития бизнеса. Банк предоставляет гарантии, совместное финансирование, прямые займы и управляет от имени государственных органов мерами поддержки инноваций и сферы услуг. Помимо этого, сфера его деятельности была расширена до предоставления гарантий по экспортным кредитам. Благодаря посредничеству BPI France малые и средние предприятия получили доступ к 8,7 млрд. евро в виде гарантированных кредитов, 7,5 млрд. евро инвестиционных кредитов, 10,3 млн. евро в виде краткосрочных кредитов и 1,2 млрд. евро в поддержку инноваций в 2018 году [21].

Задачей COFACE является страхование экспортных кредитов с целью покрытия задолженности фирм на международных рынках за счет предоставления государственных гарантий. Целью создания компании изначально являлось стимулирование и расширение возможностей французских фирм для выхода на внешние рынки. На данный момент объём страховой задолженности фирм перед данной организацией находится на уровне 540 млрд евро, что свидетельствует о востребованности продуктов страхования [7].

В числе приоритетных видов мер государственной поддержки МСП во Франции выделим следующие: льготные или беспроцентные кредиты; гранты на физические инвестиционные проекты и НИОКР; снижение затрат на недвижимость, налоговые послабления; освобождение от уплаты взносов работодателя на социальное обеспечение (используется редко); покрытие определенных расходов (например, на обучение новых сотрудников и др.); государственные гарантии; стимулирование экспортной деятельности; участие государства в капитале венчурных фондов; упрощенный и приоритетный доступ к государственным заказам. Помимо прочего, постепенно снижаются процентные ставки по кредитам как для МСП, так и для крупных фирм в ответ на политику Европейского центрального банка. Так, в период с 2011 по 2018 годы процентные ставки для МСП сократились практически в 2 раза с 3,11%  до 1,48%. Для крупных предприятий произошло аналогичное снижение с 2,23% до 1,03% [21].

При этом наблюдается отрицательная динамика гарантированных государством кредитов для МСП — с 2011 по 2018 годы их число снизилось с 4,2 млрд евро до 3,7 млрд евро. Одновременно выросло число непогашенных бизнес-кредитов для малого бизнеса – с 210 млрд евро до 254 млрд евро. В 2018 году их доля от общего объема непогашенных бизнес-кредитов превысила 20%. В связи с чем, малый и средний бизнес все активнее пользуется небанковскими способами привлечения денежных средств: венчурный капитал в данном секторе во Франции возрос с 3,5 млрд евро до 5,1 млрд евро с 2011 по 2018 год, операции лизинга составили 8,1 млрд евро, факторинг — 37,6 млрд евро в 2018 году. Коллективные усилия факторинговых компаний по ориентации на сотрудничество с МСП обеспечили рост за счет создания упрощенных предложений без временных ограничений и с возможностью покрытия части торговой дебиторской задолженности. Увеличилось и количество фирм, финансирующихся через венчурные фонды:  с 1 694 в 2017 году до более чем 2 200 в 2018 году, при этом МСП и стартапы составили 78% из них. Расширились и средства, привлеченные краудфандинговыми платформами с 2015 по 2018 год, — с 167 млн евро до 402 млн евро, из которых  МСП получили 294 млн евро, стартапы — 30 млн евро19.

 

Влияние пандемии COVID-19 на развитие МСП во Франции

Кризис COVID-19 в 2020 году привел к высокому уровню смертности и разрушительным последствиям для французской экономики. В первом и втором кварталах 2020 года ВВП Франции сократился на 5,9% и 13,8%, соответственно. Согласно прогнозу Европейской комиссии, годовое снижение экономического роста составит 9% по сравнению с 2019 годом [11]. По мнению ряда экспертов  такие «огромные экономические потери Франции в значительной степени связаны с мерами антиковидной политики, избранными правительством» [2]. Карантинный период длился дольше, чем у стран-партнеров в ЕС. При этом введенные жесткие ограничения привели к трудностям в деятельности компаний и организаций всех форм собственности. И хотя общенациональный весенний локдаун негативно отразился на экономической активности практически всего населения страны, наиболее пострадавшим сектором экономики в результате принятых мер стал  уязвимый малый и средний бизнес.

 

Распределение увольнений сотрудников по размеру фирмы в Франции в апреле 2020 года, %

Рисунок 6. Распределение увольнений сотрудников по размеру фирмы в Франции в апреле 2020 года, %

Источник: составлено автором на основе данных OECD. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/coronavirus-covid-19-sme-policy-responses-04440101/ (дата обращения: 28.12.2020)

 

Сильное негативное воздействие пришлось на те сферы деятельности, где традиционно и прочно закрепились МСП: гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт и логистика, развлечения и отдых, личные и профессиональные услуги. Малым предприятиям пришлось пойти на массовое сокращение сотрудников в связи с неспособностью выплатить заработную плату, также под сокращение попали заболевшие сотрудники, не имевшие возможность выйти на рабочее место. Наибольший процент сокращений наблюдался на малых предприятиях с числом сотрудников до 19 человек — 42%, обладающих небольшими суммами ликвидных активов (рисунок 6).

Количество МСП в первом и втором кварталах 2020 года сократилось на 3% и 18%, при этом число созданных МСП в третьем квартале 2020 года выросло на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года до 229 018 единиц. Эффект деблокирования экономики явился следствием прекращения действия мер, введенных санитарной комиссией с середины марта до середины мая [6]. Аналогичная динамика наблюдалась по количеству банкротств предприятий — число банкротств в сентябре 2020 года снизилось на 30% до 36 573 фирм по сравнению с аналогичным периодом 2019 года [24], что связано с адаптацией новых правил, временно увеличивших сроки для оценки состояния банкротства и сообщения о нем в государственные органы.

Примечательно, что ряд французских фирм, преимущественно стартапов, «выстрелили» в период пандемии. Крупнейшая в мире сеть международного сотрудничества в области исследований, разработок и инноваций EUREKA запустила проект «Международный вызов COVID-19» — конкурс идей, победители которого получили всестороннюю поддержку и финансирование. Победителями конкурса стали французские стартапы, предложившие разработку специального медицинского оборудования для лечения пациентов с коронавирусным заболеванием с целью снижения нагрузки на персонал в медицинских учреждениях; помощь в диагностике и разработке вакцин; обеспечение рабочего пространства инструментами, позволяющимися соблюдать социальную дистанцию в офисах и промышленных помещениях с целью сохранения производственной деятельности компаний.

Со стороны правительства были введены меры содействия МСП в кризисных условиях путем выделения субсидий на заработную плату сотрудникам, внедрения налоговых и арендных каникул и моратория на задолженность. Также были разработаны финансовые инструменты, среди которых: кредитные гарантии, прямое кредитование МСП и гранты. Для борьбы с возросшим уровнем безработицы внедрены государственные программы поиска новых рынков сбыта и переобучения персонала [19]. Однако, ухудшение эпидемиологической обстановки в четвертом квартале 2020 года привело ко второму локдауну в конце октября, вынудившему в очередной раз закрыться рестораны, магазины, тренажерные залы, косметологические салоны, театры и др. По оценкам консалтинговой компании McKinsee and Company, к концу 2021 года могут закрыться около 55% фирм, если доходы МСП не выйдут в  рост и останутся на текущем уровне[17]. При этом не стоит исключать влияние внешнеторговых факторов на работоспособность бизнеса и макроэкономические показатели – кризис пандемии COVID-19 особенно сильно затронет Францию, «если мировая экономика станет слабее, а сбои в глобальных цепочках создания стоимости более серьезными, чем ожидалось» [2].

 

Заключение

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью французской экономики, о чем свидетельствует их подавляющая доля от общего числа предприятий, высокий вклад в ВВП и занятость населения. Со стороны государства созданы и поддерживаются благоприятные условия и деловая инфраструктура для предпринимательской активности и внедрения инноваций в бизнес. С 2010 года число малых и средних предприятий выросло на 30% и составило в 2020 году свыше 3 млн единиц. Также за 10 лет существенно выросло число компаний информационно-коммуникационного сектора, 18% из которых относятся к категории малых и средних. Однако, в результате сложившегося «французского парадокса» инвестиции МСП в НИОКР не привели к существенному долевому росту сектора в инновационном производстве, измеряющемуся количеством выданных патентов. К числу других факторов, сдерживающих рост предпринимательской активности во Франции, по-прежнему относятся сложности с доступом к кредитованию и жесткая система налогообложения. Поддержка МСП во Франции осуществляется как на государственном уровне с использованием льготных кредитов, открытого доступа к государственным заказам и налоговым послаблениям, так и с помощью альтернативных источников финансирования, в числе которых: венчурный капитал, факторинг и краудфандинг. Отмечена сложившаяся тенденция постепенного сокращения ставок по кредитам для малых и средних предприятий.

В 2020 году Франция, как и весь мир, столкнулась с разрушительными для общества и экономики последствиями пандемии COVID-19. Несмотря на широкий спектр введённых правительственных мер, отрасли, где активно функционируют малые и средние предприятия серьезно пострадали, темпы роста безработицы за год выросли в 10 раз, подавляющее число увольнений пришлось на малые фирмы с числом занятых до 19 человек. Однако, пандемия коронавирусного заболевания и введенные в связи с ней локдаун и ограничения принесли с собой не только негативные последствия, выросла активность МСП и стартапов в сферах телекоммуникаций, фармакологии и медицины. Согласно теории экономических кризисов, текущая рецессия поможет санировать экономику от неликвидных предприятий и задать вектор развития малого и среднего предпринимательства в направлении цифровизации, электронной коммерции и архитектуры мобильных решений. Предприятия, сумевшие преодолеть технологическую перестройку, станут новыми лидерами в своих отраслях во Франции, а, в перспективе, и в мире.

 

Список литературы

  1. Захарова Н.В., Золотова Е.В., Тюрина О.А., Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В., Разумнова Л.Л., Мелконян В.А., Ромашкина В.А. Мировая экономика №8 // Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2020, №8, с. 4.
  2. Захарова Н.В., Захарова Е.В., Тюрина О.А., Золотова Е.В., Герман Е.И., Кузьмина Т.И., Подбиралина Г.В., Мигалева Т.Е., Ромашкина В.А., Филькевич И.А. Мировая экономика №9 // Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2020, №9, с. 8.
  3. Маркова Н. И. Технопарки различных стран мира или международный опыт // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2020. — №1(40). – С. 3.
  4. Усенков И. А. Правовое регулирование и государственная поддержка малого бизнеса во Франции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – 0,3 п. л.
  5. BPI France — Annual report on SME trends, 2019. URL: https://lelab.bpifrance.fr/enquetes/rapport-sur-l-evolution-des-pme-2019/annual-report-on-sme-trends-2019 (дата обращения: 28.12.2020)
  6. BpiFrance – La Creation D’entreprise en France. URL: https://bpifrance-creation.fr/system/files/OCE_NAT_2020Tpdf (дата обращения: 28.12.2020)
  7. COFACE – Key Figures. URL: https://www.coface.com/Group (дата обращения: 8.01.2021)
  8. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises (Text with EEA relevance) (notified under document number C(2003) 1422). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32003H0361 (дата обращения: 20.12.2020)
  9. Doing Business 2020 – France, P. 4. URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/country/f/france/FRA.pdf (датаобращения: 20.12.2020)
  10. European Commission – 2019 SBA Fact Sheet – France. URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/38662/attachments/11/translations/en/renditions/native (дата обращения: 20.12.2020)
  11. Europa Commission — Economic forecast for France. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/economic-performance-and-forecasts/economic-performance-country/france/economic-forecast-france_en (дата обращения: 28. 12.2020)
  12. IMD World Competitiveness Centre — The IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020. URL: https://www.imd.org/globalassets/wcc/docs/release-2020/digital/digitalpdf (дата обращения: 20.12.2020)
  13. Insee. URL: https://www.insee.fr/fr/accueil (дата обращения: 13.12.2020)
  14. JDN — Les entreprises par région en France. URL: http://www.journaldunet.com/management/repere/entreprises_france_type.shtml (дата обращения: 20.12.2020).
  15. KfW — SME Investment and Innovation – France, P. 29-30. URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/Research/PDF-Dokumente-Studien-und-Materialien/SME-Investment-and-Innovation-October-2015.pdf (дата обращения: 28.12.2020)
  16. Le ministère de l’Enseignement supérieur, de la Recherche et de l’Innovation — La R&D dans les PME, les ETI et les grandes entreprises. URL: https://publication.enseignementsup-recherche.gouv.fr/eesr/FR/T093/la_r_d_dans_les_pme_les_eti_et_les_grandes_entreprises/#ILL_EESR13_R_43_01 (дата обращения: 28.12.2020)
  17. McKinsee and Company URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/covid-19-and-european-small-and-medium-size-enterprises-how-they-are-weathering-the-storm (дата обращения: 28.12.2020)
  18. National Action Plans on Business and Human Rights – Small and medium-sized enterprises. URL: https://globalnaps.org/issue/small-medium-enterprises-smes/ (дата обращения: 28.11.2020)
  19. OECD — Coronavirus (COVID-19): SME policy responses. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/coronavirus-covid-19-sme-policy-responses-04440101/ (дата обращения: 28.12.2020)
  20. OECD data — Exports by business size – France. URL: https://data.oecd.org/trade/exports-by-business-size.htm (дата обращения: 28.12.2020)
  21. OECD iLibrary – Financing SMEs and Entrepreneurs 2020 : An OECD Scoreboard — France. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/06c748ec-en/index.html?itemId=/content/component/06c748ec-en (дата обращения: 28. 12.2020)
  22. URL: https://www.statista.com/statistics/701501/monthly-sme-industry-sectors-france/ (дата обращения: 7.12.2020)
  23. Trading Economics – France Corporate Tax Rate. URL: https://tradingeconomics.com/france/corporate-tax-rate (дата обращения: 20.12.2020)
  24. The Banque De France — Business failures – France 2020. URL: https://www.banque-france.fr/en/statistics/business-failures-france-2020oct (дата обращения: 28.12.2020)
  25. UNCTADstat. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 28.12.2020)
  26. World Economic Forum – The Global Competitiveness Report 2019, P. 16. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (дата обращения: 20.12.2020)

 

References

  1. Zakharova N. V., Zolotova E. V., Tyurina O. A., Kuznetsova G. V., Podbiralina G. V., Razumnova L. L., Melkonyan V. A., Romashkina V. A. World Economy No. 8 [Mirovaya ekonomika №8]/ / Plekhanov Russian University of Economics, 2020, №8, p. 4.
  2. Zakharova N. V., Zakharova E. V., Tyurina O. A., Zolotova E. V., German E. I., Kuzmina T. I., Podbiralina G. V., Migaleva T. E., Romashkina V. A., Filkevich I. A. World Economy No. 9 [Mirovaya ekonomika №9]// Plekhanov Russian University of Economics, 2020, №9. 9, p. 8.
  3. Markova N. I. Technoparks of various countries of the world or international experience [Tekhnoparki razlichnykh stran mira ili mezhdunarodnyy opyt]/ / Scientific and practical electronic journal Alley of Science. – 2020. — №1(40). – P. 3.
  4. Usenkov I. A. Legal regulation and government support of small business in France [Pravovoye regulirovaniye i gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa vo Frantsii]/ / Scientific and methodological electronic journal «Concept». – 2018. – №7 (July). – 0,3 п. л.
  5. BPI France — Annual report on SME trends, 2019. URL: https://lelab.bpifrance.fr/enquetes/rapport-sur-l-evolution-des-pme-2019/annual-report-on-sme-trends-2019 (дата обращения: 28.12.2020)
  6. BpiFrance – La Creation D’entreprise en France. URL: https://bpifrance-creation.fr/system/files/OCE_NAT_2020Tpdf (дата обращения: 28.12.2020)
  7. COFACE – Key Figures. URL: https://www.coface.com/Group (дата обращения: 8.01.2021)
  8. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises (Text with EEA relevance) (notified under document number C(2003) 1422). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32003H0361 (дата обращения: 20.12.2020)
  9. Doing Business 2020 – France, P. 4. URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/country/f/france/FRA.pdf (датаобращения: 20.12.2020)
  10. European Commission – 2019 SBA Fact Sheet – France. URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/38662/attachments/11/translations/en/renditions/native (дата обращения: 20.12.2020)
  11. Europa Commission — Economic forecast for France. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/economic-performance-and-forecasts/economic-performance-country/france/economic-forecast-france_en (дата обращения: 28. 12.2020)
  12. IMD World Competitiveness Centre — The IMD World Digital Competitiveness Ranking 2020. URL: https://www.imd.org/globalassets/wcc/docs/release-2020/digital/digitalpdf (дата обращения: 20.12.2020)
  13. Insee. URL: https://www.insee.fr/fr/accueil (дата обращения: 13.12.2020)
  14. JDN — Les entreprises par région en France. URL: http://www.journaldunet.com/management/repere/entreprises_france_type.shtml (дата обращения: 20.12.2020).
  15. KfW — SME Investment and Innovation – France, P. 29-30. URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/Research/PDF-Dokumente-Studien-und-Materialien/SME-Investment-and-Innovation-October-2015.pdf (дата обращения: 28.12.2020)
  16. Le ministère de l’Enseignement supérieur, de la Recherche et de l’Innovation — La R&D dans les PME, les ETI et les grandes entreprises. URL: https://publication.enseignementsup-recherche.gouv.fr/eesr/FR/T093/la_r_d_dans_les_pme_les_eti_et_les_grandes_entreprises/#ILL_EESR13_R_43_01 (дата обращения: 28.12.2020)
  17. McKinsee and Company URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/covid-19-and-european-small-and-medium-size-enterprises-how-they-are-weathering-the-storm (дата обращения: 28.12.2020)
  18. National Action Plans on Business and Human Rights – Small and medium-sized enterprises. URL: https://globalnaps.org/issue/small-medium-enterprises-smes/ (дата обращения: 28.11.2020)
  19. OECD — Coronavirus (COVID-19): SME policy responses. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/coronavirus-covid-19-sme-policy-responses-04440101/ (дата обращения: 28.12.2020)
  20. OECD data — Exports by business size – France. URL: https://data.oecd.org/trade/exports-by-business-size.htm (дата обращения: 28.12.2020)
  21. OECD iLibrary – Financing SMEs and Entrepreneurs 2020 : An OECD Scoreboard — France. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/06c748ec-en/index.html?itemId=/content/component/06c748ec-en (дата обращения: 28. 12.2020)
  22. URL: https://www.statista.com/statistics/701501/monthly-sme-industry-sectors-france/ (дата обращения: 7.12.2020)
  23. Trading Economics – France Corporate Tax Rate. URL: https://tradingeconomics.com/france/corporate-tax-rate (дата обращения: 20.12.2020)
  24. The Banque De France — Business failures – France 2020. URL: https://www.banque-france.fr/en/statistics/business-failures-france-2020oct (дата обращения: 28.12.2020)
  25. UNCTADstat. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 28.12.2020)
  26. World Economic Forum – The Global Competitiveness Report 2019, P. 16. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (дата обращения: 20.12.2020)

Еще в рубриках

Мировая экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *