Главная страница » Публикации » №1 (65) » Совершенствование и цифровизация системы налогообложения и учета внешних трудовых мигрантов в России

Совершенствование и цифровизация системы налогообложения и учета внешних трудовых мигрантов в России

Improvement and automation of the taxation and accounting system of foreign labor migrants in Russia

Авторы

Ненашев Алексей Владимирович
доцент кафедры управления и системного анализа теплотехнических и социотехнических комплексов
Россия, Самарский государственный технический университет
alexvlnenashev@gmail.com
Барсуков Ярослав Витальевич
Россия, Самарский государственный технический университет
varsukov2016@yandex.ru

Аннотация

Рассматриваются источники и причины проблем миграционного контроля и налогообложения иностранных рабочих в России. Предлагаются способы совершенствования системы налогообложения и учета внешних трудовых мигрантов за счет ее цифровизации. Предложенные к реализации функции государственной информационной системы создают возможности для существенного снижения нагрузки на исполнительные органы государственной власти, либерализации рынка труда России для иностранных рабочих и их работодателей.

Ключевые слова

миграция, международная миграция, нелегальная миграция, миграционный контроль, цифровизация, налогообложение, трудовые мигранты в России.

Рекомендуемая ссылка

Ненашев Алексей Владимирович , Барсуков Ярослав Витальевич

Совершенствование и цифровизация системы налогообложения и учета внешних трудовых мигрантов в России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6502. Дата публикации: 15.01.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6502/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-2

Authors

Nenashev Aleksey Vladimirovich
Associate Professor of the Department of Management and System Analysis of Thermal and Socio-Technical Complexes
Russia, Samara State Technical University
alexvlnenashev@gmail.com
Barsukov Yaroslav Vitalyevich
Russia, Samara State Technical University
varsukov2016@yandex.ru

Abstract

The sources and causes of the migration control and taxation problems of foreign workers in Russia are considered and improving the system of taxation and accounting of external labor migrants through its automation are proposed. The state information system which proposed in paper for development and implementation opens opportunities for significant reduction in the burden on the executive bodies of state power and the liberalization of the Russian labor market for foreign workers and their employers.

Keywords

migration, international migration, illegal migration, migration control, automation, taxation, labor migrants in Russia.

Suggested Citation

Nenashev Aleksey Vladimirovich , Barsukov Yaroslav Vitalyevich

Improvement and automation of the taxation and accounting system of foreign labor migrants in Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Art. #6502. Date issued: 15.01.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6502/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-2

Print Friendly, PDF & Email

Введение

С начала 90-х годов двадцатого века Россия переживает период резкого снижения рождаемости и продолжительности жизни. Меры, принимаемые правительством с 2007 года и по настоящее время, направленные на улучшение демографической ситуации, хотя и дали ощутимый результат, во-первых, не смогли до конца решить проблему рождаемости, а во-вторых, дают отложенный результат [1]. От рождения до вступления человека в трудоспособный возраст проходит не меньше 16 лет. В результате современная Россия – крупнейший импортер рабочей силы. Внутренние трудовые ресурсы страны не способны в полной мере удовлетворить потребности экономики, и страна вынуждена привлекать иностранную рабочую силу. Основными источниками которой служат страны – члены Содружества Независимых Государств (СНГ), в первую очередь Узбекистан, Таджикистан и Украина, а также Китай [2]. При этом из 5.5 миллионов иностранных граждан, заявивших целью приезда в Россию работу, только около 1.9 млн. оформили разрешение на работу или патент [2, 3]. Внутренние же трудовые ресурсы продолжают сокращаться, как в силу сложившейся демографической ситуации, так и за счет оттока трудоспособного населения (примерно 0,5 млн. человек в год) из страны [3], а спрос на работников пусть незначительно, но растет [4, 5]. Помимо учтенных мигрантов в России по разным оценкам находится от 2 до 5 миллионов нелегальных мигрантов [6, 7]. Страна стала фактически одним из мировых лидеров по уровню нелегальной миграции. Для сегодняшней России весьма актуален вопрос влияния миграции на экономику. Статистика показывает, что большая часть трудовых мигрантов, хотя и пользуется государственной социальной инфраструктурой (медициной, образованием, транспортными артериями и правоохранительной системой), никак не участвует в ее финансировании, всячески уклоняясь от уплаты налогов, предпочитая работать нелегально. По нашему мнению, назрела насущная необходимость реформ в миграционной политике, реформирования системы контроля трудовой деятельности мигрантов и обеспечения неукоснительного исполнения внутреннего налогового законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства.

 

Результаты исследований

Структура внешней миграции в Россию

Ежегодно в Россию легально въезжает порядка 16,8 миллионов иностранцев [2]. Большинство иностранных граждан приезжает в Россию из государств, с которыми у страны заключены соглашения о безвизовом передвижении [2]. Основной поток мигрантов формируют страны СНГ (рис. 1). На протяжении последних лет по количеству приезжающих иностранных граждан в РФ первое место занимает Узбекистан, который экспортирует 14,1% своего населения. На втором месте Таджикистан, 30,2% населения этого государства ежегодно приезжает в Россию. Несмотря на напряженность между нашими странами, в Россию ежегодно приезжает каждый двадцать пятый украинец. Год от года возрастает количество граждан Китая, которые, в основном, приезжают как туристы и формируют существенную долю внешнего туристического потока в России.

 

Национальная структура внешнего миграционного потока

Рис 1. Национальная структура внешнего миграционного потока

 

Наиболее популярные регионы среди иностранцев: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Краснодарский край. На них приходится суммарно 34% миграционного потока или 5.6 миллионов человек. Остальные 66% приходятся на другие регионы России [2]. По возрасту в Россию приезжают в основном лица трудоспособного возраста (71%). На молодежь приходится 18% миграционного потока. И 11% составляют пожилые люди [8].

Средняя заработная плата (рис.2) в основных странах, формирующих внешний миграционный поток, существенно ниже российского уровня [9]. Это основная причина, по которой российский рынок труда выглядит весьма привлекательным для граждан этих государств. Также стоит отметить, что индекс стоимости жизни в России на 2019 г. составляет 35,52%. Тогда как за аналогичный период индекс стоимости жизни в странах СНГ составляет 29,11% [10].

 

Среднемесячная номинальная заработная плата в странах СНГ 2016-2019 гг.

Рис 2. Среднемесячная номинальная заработная плата в странах СНГ 2016-2019 гг.

 

Проблема нелегального труда и налогообложения мигрантов

В России иностранные граждане, за исключением граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, имеют право работать только при наличии разрешения на работу или патента [11]. Доход иностранца, работающего на основании разрешения на работу, с которым заключено трудовое соглашение, облагается налогом на доходы физического лица. Стоимость трудового патента для иностранца варьируется в зависимости от региона и примерно соответствует среднему месячному налогу на доходы гражданина РФ, имеющего статус самозанятого лица или индивидуального предпринимателя. В 2019 году по данным Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД России [2] с целью прибытия “работа” въехало в РФ 5.5 миллионов человек. Из них оформили разрешение на работу или патент 1.9 миллионов человек.

По данным федеральной службы государственной статистики РФ (ФСГС РФ) [12] свыше 70% трудовых мигрантов, прибывших в страну в 2019 году, имеют временную регистрацию по одному месту жительства на срок от 9 месяцев и более, 99% мигрантов находятся на территории России больше 3 месяцев. ФСГС РФ учитывает в своем исследовании только мигрантов, которые указали целью прибытия работу по найму. Таких людей в 2019 году, по данным службы, 4.5 миллионов, включая граждан стран ЕАЭС. Из них только 67% обладали действительными документами для трудоустройства, остальные 1.5 миллионов фактически работали нелегально, а с учетом расхождения между данными ГУВМ МВД РФ [2] и ФСГС РФ [12] в 1 миллион человек, будет справедливо считать реальное количество иностранцев, работающих на территории РФ нелегально, равным как минимум 2.5 миллионов человек. Здесь и далее более справедливыми будем считать статистические данные, опубликованные ГУВМ МВД России, поскольку министерство это первоисточник статистических данных по вопросам миграции.

Среди граждан Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы и Азербайджана, которые заявили причину приезда в Россию, прибыли на работу 67%. Более 3.7 миллионов приезжих из стран СНГ (в основном это граждане Узбекистана и Таджикистана) [2] не указывают причину прибытия в страну. Будет справедливо считать, что как минимум 67% из них или 2.5 миллионов человек прибыли в Россию на работу. Таким образом, мы получаем как минимум 5 миллионов человек, работающих в России нелегально и фактически уклоняющихся от уплаты налогов. С учетом средней стоимости трудового патента в России, примерно равной 50 тысяч рублей в год [13], сумма недополученных налоговых платежей в бюджет России составляет около 250 миллиардов рублей в год, что составляет чуть больше 1.2% бюджета Российской Федерации в 2018 году [14]. Это годовой объем финансирования, выделенный, например, на защиту окружающей среды или на финансирование жилищно-коммунального хозяйства.

 

О причинах низкой эффективности мер по борьбе с нелегальной миграцией

Полученные цифры показывают фактическое отсутствие эффективной системы контроля трудовой деятельности иностранных граждан, несмотря на усилия государства. На самом деле в течении последнего десятилетия в России принят целый комплекс мер, направленный на вывод иностранной рабочей силы из тени. В значительной степени упрощен процесс получения разрешений на работу и патентов. Усилена ответственность работодателя за использование нелегальной рабочей силы [15]. С первого января 2014 года вступили в силу редакция федерального закона [16], которая устранила лазейку, которая позволяла одним днем выехать из РФ и вновь въехать [17], «обнуляя» тем самым счетчик 90 дневного безвизового пребывания. Внедрена система квотирования иностранной рабочей силы [11], которая с одной стороны ограничивает количество выдаваемых патентов и разрешений на работу, с другой стороны позволяет любому работодателю, включая физическое лицо, в простой форме в дистанционном режиме участвовать в формировании квот на иностранную рабочую силу. Внедрена система медицинского и санитарного контроля иностранцев. Введены требования на владение трудовыми мигрантами русским языком, знание российской истории и культуры [11].

На постоянной основе проводится работа по борьбе с нелегальной миграцией силами МВД РФ. Так только в 2019 году ГУВМ МВД России было проведено около 420 тысяч мероприятий по выявлению иностранных граждан, работающих в РФ нелегально. Большинство нарушений было связано с нарушениями правил въезда-выезда, правил пребывания на территории РФ (превышается срок пребывания в 90 суток), а также нарушения в трудовой сфере, когда иностранные граждане работают без разрешительных документов либо российский работодатель не уведомляет ГУВМ МВД России о том, что у него на предприятии трудится иностранный гражданин. Всего за 2019 год с территории России было выдворено свыше 800 тысяч «нелегалов» [18]. Запретили въезжать в РФ — 250 823 человек. С учетом 5 миллионной армии нелегальных мигрантов в России, вероятность быть привлеченным к ответственности за нарушение миграционного законодательства для нелегалов и их работодателей не превышает 16%. В действительности эта вероятность в разы ниже, так как проверки чаще всего проводятся на стройках, рынках, торговых центрах или местах массового проживания мигрантов. Шанс что выборочному контролю будет подвергнуто, например, частное домохозяйство или отдельно стоящая торговая точка стремится к нулю.

Работать нелегально не выгодно и самим мигрантам, поскольку нелегальная работа ставит их в бесправное положение, из-за чего они часто становятся жертвами недобросовестных работодателей [19]. Чаще всего нелегальные мигранты сталкиваются с повышенной продолжительностью рабочего дня, полным либо частичным лишением заработка, плохой санитарно-гигиенической обстановкой по месту временного проживания, отсутствием положенных средств индивидуальной защиты, что приводит к серьезным травмам, а иногда и к смерти [20, 21, 22].

Несмотря на принятые меры и кажущуюся заинтересованность самих иностранцев ситуация с нелегальной трудовой миграцией не улучшается. По нашему мнению, тут действует целый комплекс причин.

С точки зрения работодателей, действующая система доступа к труду иностранных мигрантов абсолютно не учитывает их потребности. Процесс привлечения иностранной рабочей силы забюрократизирован и сложен для подавляющего числа потенциальных работодателей, потому что основными нанимателями для мигрантов выступают представители среднего и малого бизнеса, а также частные домохозяйства, для которых исполнение всех требований закона [11, 15, 16] трудноосуществимо, либо несет дополнительную непродуктивную административную и финансовую нагрузку. Не всегда на рынке труда присутствует достаточное количество россиян или иностранцев, которые оформили необходимые для трудовой деятельности документы, что вынуждает работодателей нанимать нелегалов.

Для самих мигрантов система трудовых патентов имеет 3 основных недостатка. Во-первых, это дорого, при среднем месячном заработке около 30 тысяч рублей [23], именно столько зарабатывает подавляющее большинство иностранцев, ежемесячная стоимость патента составляет 16% дохода. Первоначальные затраты на его получение с учетом затрат на прохождение медицинского обследования и получения сертификата о знании русского языка, основ истории и законодательства России могут достигать размера одного месячного заработка. Во-вторых, ограничивает мобильность, поскольку трудовой патент позволяет работать только в том регионе, где он выдан. Если иностранец выбрал регион, в котором его профессия оказалась невостребованной, процесс получения патента приходится повторять снова уже в другом регионе России. В-третьих, далеко не все приезжие знают русский язык на уровне, достаточном для того, чтобы сдать экзамены на знание языка, законов и истории России. И если требование на получение сертификата о знании русского языка, основ истории и законодательства России для иностранцев – соискателей российского гражданства понятно и обоснованно, то для циклических трудовых мигрантов оно выглядит абсолютно избыточным, если они не претендуют на работы, требующие постоянных коммуникаций с местными жителями, помимо взаимодействия с работодателем. Проще говоря, если работодатель готов объясняться с работником на его родном языке, на плохом русском или языке жестов, это его частное дело.

При этом МВД РФ, что доказывают статистические данные, физически не способно обеспечить стопроцентный контроль каждого потенциального рабочего места для нелегалов. Поэтому подразделения полиции проводят выборочный контроль, невысокая результативность которого дополнительно снижается за счет коррупции в их рядах [24, 25, 26, 27]. С учетом низкой вероятности быть привлеченным к ответственности и обозначенных проблем многие работодатели и иностранные рабочие предпочитают работать нелегально.

 

Возможные способы совершенствования контроля налогообложения и труда мигрантов

В настоящей работе в основном рассматриваются статистические данные за 2019 год. Это сделано осознанно. Нами проанализированы данные во временном промежутке с 2016 по 2019 год. Ситуация повторяется из года в год в этом промежутке [2] с незначительными изменениями. 2020 год был исключен из анализа в связи с особым экономическим и социальным положением, которое сложилось из-за пандемии COVID-19. Как показывает многолетняя статистика применение административно – репрессивных методов к работодателям и иностранным рабочим абсолютно не эффективно [28]. В России только субъектов малого и среднего предпринимательства более 5 миллионов [29] и более 50 миллионов частных домохозяйств [30] и каждый из них может оказаться работодателем нелегального мигранта. Это более чем по 61 потенциальному нарушителю миграционного законодательства без учета мигрантов на абсолютно каждого человека в штате МВД РФ, включая обслуживающий персонал.

По нашему мнению, ситуацию можно переломить, если перестроить процесс контроля с учетом интересов и возможных сценариев поведения непосредственных участников процесса – мигрантов и их работодателей. И начать с создания специализированной государственной информационной системы (СГИС), в которой любой российский работодатель сможет поместить оферту — заказ на труд приезжих рабочих с указанием трудовых задач и требований к исполнителям, а любой иностранный гражданин сможет эту оферту принять, независимо от того находится он уже на территории России или нет. Принятие оферты должно иметь юридическую силу трудового или гражданско-правового договора в зависимости от типа оферты. При принятии иностранным гражданином оферты, СГИС в автоматическом режиме должна проверять наличие у иностранного гражданина запретов и ограничений на въезд в РФ, в том числе и по медицинским основаниям. Все необходимые медицинские процедуры иностранный гражданин, по нашему мнению, должен проходить у себя на родине. Актуальность такого подхода подтвердила ситуация с COVID-19. Существующий подход, когда иностранец сначала въезжает в страну и только затем проходит медицинскую комиссию, в том числе и на наличие инфекционных заболеваний, выглядит весьма странно, так как к этому моменту он уже от нескольких дней до нескольких недель контактирует с местным населением. Требование на прохождение медицинской комиссии до въезда в РФ должно касаться всех без исключения иностранцев, а не только тех, кто планирует работать на территории РФ.

Работодателей, заключивших договор с иностранными работниками и выполняющих свои финансовые обязательства через СГИС, можно освободить от каких-либо дополнительных бюрократических процедур. Обязанности налогового агента для этих работников также допустимо переложить на СГИС, для чего ее дополнительно следует оснастить функцией сопровождения лицевого счета иностранца на территории России с возможностью выбора обслуживающего банка — резидента РФ. Если каждого иностранца при въезде в Россию оснастить банковской картой в системе “МИР”, привязанной к лицевому счету в СГИС, назначить ее единственным средством любых безналичных расчётов на территории страны, обеспечить неукоснительный контроль за финансовыми транзакциями (входящими и исходящими), строго ограничить международные транзакции иностранца на период его пребывания на территории РФ, оставив возможность вывода и ввода денег через иностранные платежные сервисы исключительно через лицевой счет СГИС, то станет возможным однозначно проконтролировать наличие у иностранного гражданина дохода, полученного на территории России по разнице приходных операций из российских и иностранных источников.           Это позволит обеспечить возможность автоматического взыскания налогов с иностранного гражданина при выезде, либо по завершении отчетного периода. В современных условиях такая автоматизация однозначно реализуема с технической и правовой точки зрения. Дополнительно следует учесть возможность перемещения денежных средств через границу в наличной форме. Функцию контроля трансграничного перемещения наличных средств в России выполняют таможенные органы, которые следует обязать вносить данные о перемещении наличности через таможенную границу в СГИС. Норму на свободное перемещение наличных денег через границу необходимо снизить с текущих 10 тысяч долларов США в эквиваленте до 1 тысячи долларов США в эквиваленте. Суммы, превышающие установленный норматив, в этом случае должны быть указаны в таможенной декларации и внесены в СГИС.

Внедрение в СГИС такой функции, во-первых, позволит существенно повысить собираемость налога на доходы с иностранных рабочих с сумм, превышающих 1 тысячу долларов США в эквиваленте. Конечно, остаются иные возможности вывода денег из страны и тем самым уклонения от уплаты налогов, например с применением криптовалют или по договоренности с гражданами России, которые смогут выполнять переводы в адрес родственников иностранца от своего имени и проч. Анализ таких возможностей и их перекрытие требует отдельного исследования. По нашему мнению, у государства есть возможности если не перекрыть эти каналы, то сделать их использование максимально некомфортным и экономически необоснованным.

Во-вторых, внедрение СГИС позволит упразднить систему трудовых патентов и перейти к системе уведомлений об изменении статуса иностранца в цифровой форме. Фактически для получения статуса работника и трудовой визы (если требуется) будет достаточно принять оферту от любого работодателя, зарегистрированного в СГИС, на срок действия такой оферты плюс поисковый период. Наличие такого периода необходимо для иностранцев, которые работают по разовым краткосрочным контрактам. В случае, если работодатель не имеет возможности или желания регистрировать контракт в СГИС, иностранцу следует предоставить возможность самостоятельно заявить себя как работника. Для этого, как мы считаем, было бы достаточно приложения необходимых документов и личного заявления в электронной форме, а также внесения суммы обеспечения налоговых платежей в размере эквивалентном установленной стоимости патента. Если работа получена в обход СГИС и иностранец не зарегистрировался как работник, автоматическая система контроля доходов и расходов иностранца позволит учесть его как работающего и взыскать с него положенные налоги. Таким образом, полностью устраняется основной мотив (экономия на налогах) нелегальной работы, а сам процесс легализации становится максимально простым для иностранного гражданина.

С точки зрения государства внедрение СГИС с предложенным функционалом позволит существенно сократить нагрузку на миграционные центры в части выдачи патентов/разрешений на работу, высвободить силы и средства, направленные на контроль нелегального труда иностранцев. Если СГИС дополнительно оснастить функцией автоматического контроля сроков пребывания и автоматического оповещения иностранцев о истечении сроков пребывания/нарушения установленного региона пребывания, совмещенной со встроенной функцией геолокации устройства с зарегистрированной клиентской системой доступа в СГИС, привязанной к конкретному иностранному гражданину, становится возможным в автоматическом режиме проводить профилактику нарушений миграционного законодательства, связанных с нарушением правил въезда — выезда и регистрации по месту жительства.

 

Заключение

Предложенные меры по автоматизации и цифровизации миграционного контроля позволяют сделать рынок труда России доступнее и привлекательнее для иностранцев, что позволит решить существующие в России проблемы с рабочей силой, упростить найм иностранных рабочих для широкого круга российских работодателей и снять с них любую административную нагрузку, связанную с привлечением иностранной рабочей силы. И одновременно, усилить контроль за мигрантами на территории России и повысить собираемость налогов с этой категории работников.

 

Список литературы

  1. Рыбаковский, Л. Л., Кожевникова, Н. И. Депопуляция в России, ее этапы и их особенности//Народонаселение. 2018. №2.
  2. Статистические сведения по миграционной ситуации//МВД России URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения:             11.2020).
  3. Российский статистический ежегодник: Стат. Сборник. – М.: // Росстат. 2018
  4. Вергунова, А. В. Статистический анализ состава, структуры и динамики занятого населения России//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. Т. 34. С. 92–96.
  5. Сарычева, Т.В. Структура занятости по видам экономической деятельности в России и динамика ее изменений // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. – №4   (48). Номер статьи: 4821. Дата публикации: 2016-11-30. Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4821/
  6. Петров, И. В МВД назвали число нелегальных мигрантов в России//Российская газета. URL: https://rg.ru/2018/12/21/v-mvd-nazvali-chislo-nelegalnyh-migrantov-v-rossii.html (дата обращения: 21.11.2020)
  7. Трифонова, Е. Всех мигрантов посчитать никак не удается//Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/politics/2018-12-05/3_7456_migrant.html (дата обращения: 21.11.2020)
  8. Распределение мигрантов по возрастным группам (число прибывших)//Федеральная служба государственной статистики URL: https://showdata.gks.ru/report/278984/?filter_1_0=2017-01-01+00%3A00%3A00%7C-52%2C2018-01-01+00%3A00%3A00%7C-52%2C2019-01-01+00%3A00%3A00%7C-52&filter_2_0=130236%2C130144%2C130267&filter_3_0=13035&rp_submit=t (дата обращения:            11.2020)
  9. Среднемесячная номинальная заработная плата (в расчете на одного работающего). Мониторинг показателей качества жизни населения в Странах Содружества Независимых государств 2016-2019//Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2020. 82с.     
  10. Cost of Living Index by Country 2019 Numbeo [Электронный ресурс] URL: https://www.numbeo.com/cost-of-living/rankings_by_country.jsp?title=2019&displayColumn=0 (дата обращения: 21.11.2020)
  11. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 07.2002 N 115-ФЗ.
  12. Итоги выборочного статистического наблюдения за использованием труда мигрантов. Выборочное наблюдение труда мигрантов 2019//Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (дата обращения: 21.11.2020)
  13. Стоимость патента на работу для иностранцев в 2019 году//Legal Labor [Электронный ресурс] URL: http://legallabor.ru/sobytiya-i-informatsiya/171-stoimost-patenta-na-rabotu-dlya-inostrantsev-v-2019-godu (дата обращения: 21.11.2020)
  14. Финансы России 2018. Федеральная служба государственной статистики//Финансы России. 2018: Стат.сб./ Росстат. — М., 2018. — 439 c.
  15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  16. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 389-ФЗ.
  17. Про 90/180, или стоит ли обновлять миграционку? //Вестник Мигранта [Электронный ресурс] URL: https://migrant.lameroid.ru/2017/08/90-180.html (дата обращения: 21.11.2020)
  18. Стало известно, сколько нелегальных мигрантов выдворили из России за 2019 год // Sputnik [Электронный ресурс] URL: https://tj.sputniknews.ru/migration/20200128/1030616293/nelegalnye-migranty-extraditsia-Russia-2019.html (дата обращения: 21.11.2020)
  19. Мухаметшина Е., Никольский А. После ликвидации ФМС число нарушений прав мигрантов резко выросло//Ведомости [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/06/30/702387-narushenii-prav-migrantov (дата обращения: 21.11.2020)
  20. Семенов,м И.В. Факторы и модели развития социального страхования трудовых мигрантов из стран — участниц Содружества Независимых государств//Пробелы в российском законодательстве. 2014. №2.
  21. Леденёва, В.Ю. Эффективность контроля в сфере трудовой миграции: способы преодоления нелегальной миграции // Вестник ГУУ. 2013. №20.
  22. Русова, С. «Будешь права качать». В Россию перестали приезжать трудовые мигранты, но местных на освободившиеся рабочие места не берут//Такие дела [Электронный ресурс] URL: https://takiedela.ru/news/2020/10/29/budesh-prava-kachat/ (дата обращения: 21.11.2020)
  23. Исследование ВШЭ: сколько на самом деле зарабатывают мигранты в России// Новые Известия [Электронный ресурс] URL: https://newizv.ru/news/economy/09-03-2018/issledovanie-vshe-skolko-na-samom-dele-zarabatyvayut-migranty-v-rossii (дата обращения: 21.11.2020)
  24. Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация//МВД России URL: https://мвд.рф/anticorr/statistics (дата обращения: 21.11.2020)
  25. Никоноров, Е.А. Коррупция в органах внутренних дел, как разновидность коррупционной преступности//Вестник Московского университета МВД России. 2016. №2.
  26. Тадтаев, Г. Генпрокуратура подсчитала осужденных за взятки силовиков//РБК URL: https://www.rbc.ru/society/23/04/2018/5add8b6a9a794753f141c37c (дата обращения: 21.11.2020)
  27. СК представил статистику по обвинениям в коррупции//Известия URL: https://iz.ru/952449/2019-12-09/sk-nazval-sotrudnikov-liderami-po-obvineniiam-v-korruptcii (дата обращения: 21.11.2020)
  28. Рубинская, Э.Д. Международное миграционное сотрудничество в противодействии нелегальной миграции: анализ практики и система мер//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки 2016. №1.
  29. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства//ФНС РФ URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 21.11.2020)
  30. Частные домохозяйства по размеру домохозяйства по субъектам Российской Федерации//Всероссийская перепись населения 2010 URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 11.2020)

 

Bibliography

  1. Rybakovsky, L. L., Kozhevnikova, N. I. Depopulation in Russia, its stages and their features [Depopulyatsiya v Rossii, yeye etapy i ikh osobennosti]// Population. 2018. No. 2.
  2. Statistical information on the migration situation [Statisticheskiye svedeniya po migratsionnoy situatsii]// Ministry of Internal Affairs of Russia URL: https: //xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya (date of access: 21.11.2020).
  3. Russian statistical yearbook [Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik]: Stat. — M .: // Rosstat. 2018
  4. Vergunova, AV Statistical analysis of the composition, structure and dynamics of the employed population of Russia [Statisticheskiy analiz sostava, struktury i dinamiki zanyatogo naseleniya Rossii]// Scientific-methodical electronic journal «Concept». — 2016.Vol. 34, pp. 92–96.
  5. Sarycheva, T.V. The structure of employment by types of economic activity in Russia and the dynamics of its changes [Struktura zanyatosti po vidam ekonomicheskoy deyatel’nosti v Rossii i dinamika yeye izmeneniy]// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — No. 4 (48). Article number: 4821. Publication date: 2016-11-30. Access mode: http://eee-region.ru/article/4821/
  6. Petrov, I. The Ministry of Internal Affairs named the number of illegal migrants in Russia [V MVD nazvali chislo nelegal’nykh migrantov v Rossii]// Rossiyskaya Gazeta. URL: https://rg.ru/2018/12/21/v-mvd-nazvali-chislo-nelegalnyh-migrantov-v-rossii.html (date accessed: 11/21/2020)
  7. Trifonova, E. All migrants can not be counted [Vsekh migrantov poschitat’ nikak ne udayetsya]// Nezavisimaya gazeta. URL: http://www.ng.ru/politics/2018-12-05/3_7456_migrant.html (date accessed: 11/21/2020)
  8. Distribution of migrants by age groups (number of arrivals) [Raspredeleniye migrantov po vozrastnym gruppam (chislo pribyvshikh)]// Federal State Statistics Service URL: https://showdata.gks.ru/report/278984/?filter_1_0=2017-01-01+00%3A00%3A00%7C- 52% 2C2018-01-01 + 00% 3A00% 3A00% 7C-52% 2C2019-01-01 + 00% 3A00% 3A00% 7C-52 & filter_2_0 = 130236% 2C130144% 2C130267 & filter_3_0 = 13035 & rp_submit = t (date accessed: 21.11.2020 )
  9. Average monthly nominal wages (per employee). Monitoring of indicators of the quality of life of the population in the countries of the Commonwealth of Independent States 2016-2019 [Srednemesyachnaya nominal’naya zarabotnaya plata (v raschete na odnogo rabotayushchego). Monitoring pokazateley kachestva zhizni naseleniya v Stranakh Sodruzhestva Nezavisimykh gosudarstv 2016-2019]// Interstate Statistical Committee of the CIS. M., 2020.82s.
  10. Cost of Living Index by Country 2019 Numbeo [Cost of Living Index by Country 2019 Numbeo] // URL: https://www.numbeo.com/cost-of-living/rankings_by_country.jsp?title=2019&displayColumn=0 (date accessed: 21.11.2020)
  11. Federal Law «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» [O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii] dated 25.07.2002 N 115-FZ.
  12. Results of selective statistical observation of the use of labor of migrants. Selective observation of migrant labor in 2019 [Itogi vyborochnogo statisticheskogo nablyudeniya za ispol’zovaniyem truda migrantov. Vyborochnoye nablyudeniye truda migrantov 2019]// Federal State Statistics Service URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/imigr18/index.html (date accessed: 11/21/2020)
  13. The cost of a patent for a job for foreigners in 2019 [Stoimost’ patenta na rabotu dlya inostrantsev v 2019 godu]// Legal Labor [Electronic resource] URL: http://legallabor.ru/sobytiya-i-informatsiya/171-stoimost-patenta-na-rabotu-dlya-inostrantsev-v -2019-godu (date accessed: 21.11.2020)
  14. Finance of Russia 2018. Federal State Statistics Service [Finansy Rossii 2018. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki]// Finance of Russia. 2018: Statistical collection / Rosstat. — M., 2018 .— 439 p.
  15. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses [Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh]. from 30.12.2001 N 195-FZ.
  16. Federal Law «On Amendments to Article 27 of the Federal Law» On the Procedure for Exiting the Russian Federation and Entering the Russian Federation «and Article 5 of the Federal Law» On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation » [O vnesenii izmeneniy v stat’yu 27 Federal’nogo zakona «O poryadke vyyezda iz Rossiyskoy Federatsii i v»yezda v Rossiyskuyu Federatsiyu» i stat’yu 5 Federal’nogo zakona «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii] dated 28.12.2013 N 389-FZ.
  17. About 90/180, or is it worth updating the migration system? [Pro 90/180, ili stoit li obnovlyat’ migratsionku?]// Bulletin of Migrant [Electronic resource] URL: https://migrant.lameroid.ru/2017/08/90-180.html (date accessed: 11/21/2020)
  18. It became known how many illegal migrants were expelled from Russia in 2019 [Stalo izvestno, skol’ko nelegal’nykh migrantov vydvorili iz Rossii za 2019 god]// Sputnik [Electronic resource] URL: https://tj.sputniknews.ru/migration/20200128/1030616293/nelegalnye-migranty-extraditsia-Russia-2019.html (date of access: 21.11.2020)
  19. Mukhametshina E., Nikolsky A. After the liquidation of the Federal Migration Service, the number of violations of migrants’ rights increased sharply [Posle likvidatsii FMS chislo narusheniy prav migrantov rezko vyroslo]// Vedomosti [Electronic resource] URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/06/30/702387-narushenii -prav-migrantov (date accessed: 11/21/2020)
  20. Semenov, M. I. Factors and models of the development of social insurance for labor migrants from member countries of the Commonwealth of Independent States [Faktory i modeli razvitiya sotsial’nogo strakhovaniya trudovykh migrantov iz stran — uchastnits Sodruzhestva Nezavisimykh gosudarstv]// Gaps in Russian legislation. 2014. No. 2.
  21. Ledeneva, V.Yu. The effectiveness of control in the field of labor migration: ways to overcome illegal migration [Effektivnost’ kontrolya v sfere trudovoy migratsii: sposoby preodoleniya nelegal’noy migratsii]// Vestnik GUU. 2013. No. 20.
  22. Rusova, S. «You will rock the right.» Labor migrants have ceased to come to Russia, but locals are not hired for vacated jobs [«Budesh’ prava kachat’». V Rossiyu perestali priyezzhat’ trudovyye migranty, no mestnykh na osvobodivshiyesya rabochiye mesta ne berut]// Takie delo [Electronic resource] URL: https://takiedela.ru/news/2020/10/29/budesh-prava-kachat/ (date of appeal : 11/21/2020)
  23. HSE study: how much migrants actually earn in Russia [Issledovaniye VSHE: skol’ko na samom dele zarabatyvayut migranty v Rossii]// Novye Izvestia [Electronic resource] URL: https://newizv.ru/news/economy/09-03-2018/issledovanie-vshe-skolko-na-samom -dele-zarabatyvayut-migranty-v-rossii (date accessed: 11/21/2020)
  24. Reports, reports, reviews, statistical information [Doklady, otchety, obzory, statisticheskaya informatsiya]// Ministry of Internal Affairs of Russia URL: https: //mv.d.rf/anticorr/statistics (date of access: 21.11.2020)
  25. Nikonorov, E.A. Corruption in the internal affairs bodies as a kind of corruption crime [Korruptsiya v organakh vnutrennikh del, kak raznovidnost’ korruptsionnoy prestupnosti]// Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 2.
  26. Tadtaev, G. The Prosecutor General’s Office has counted those convicted for bribing security officials [Genprokuratura podschitala osuzhdennykh za vzyatki silovikov]// RBK URL: https://www.rbc.ru/society/23/04/2018/5add8b6a9a794753f141c37c (date of access: 21.11.2020)
  27. The UK presented statistics on allegations of corruption [SK predstavil statistiku po obvineniyam v korruptsii]// Izvestia URL: https://iz.ru/952449/2019-12-09/sk-nazval-sotrudnikov-liderami-po-obvineniiam-v-korruptcii (date accessed: 21.11 .2020)
  28. Rubinskaya, E. D. International migration cooperation in countering illegal migration: analysis of practice and system of measures [Mezhdunarodnoye migratsionnoye sotrudnichestvo v protivodeystvii nelegal’noy migratsii: analiz praktiki i sistema mer]// State and municipal administration. Scientific notes 2016. No. 1.
  29. Unified register of small and medium-sized businesses [Yedinyy reyestr sub»yektov malogo i srednego predprinimatel’stva]// Federal Tax Service of the Russian Federation URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (date of access: 21.11.2020)
  30. Private households by household size by constituent entities of the Russian Federation [Chastnyye domokhozyaystva po razmeru domokhozyaystva po sub»yektam Rossiyskoy Federatsii]// All-Russian population census 2010 URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (date accessed: 21.11.2020)

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *