Главная страница » Публикации » №3 (63) » Анализ методов и инструментов поддержки экологических проектов: лучшие практики и оценка эффективности

Анализ методов и инструментов поддержки экологических проектов: лучшие практики и оценка эффективности

Analysis of methods and tools for supporting environmental projects: best practices and performance evaluation

Авторы

Аникина Ирина Дмитриевна
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и экономической безопасности
Россия, Волгоградский государственный университет
anikina@volsu.ru
Аникин Андрей Андреевич
аспирант кафедры прикладной информатики и математических методов в экономике
Россия, Волгоградский государственный университет
theandnk@yahoo.com

Аннотация

Целью исследования явился анализ и оценка эффективности методов и финансового инструментария поддержки и стимулирования проектов «зеленой» экономики, применяемых в мировой практике. В статье выделены особенности системы государственной поддержки и стимулирования зарубежных стран, проводящих активную политику в области защиты окружающей среды и стимулирования инноваций в сфере «зеленой» экономики. Определена ведущая роль государств в поддержке экологических программ и выделены проблемы сдерживания «зеленого» роста мировой экономики. Показано, что элементы российской системы поддержки эко-проектов соответствуют мировой практике, а сама система находится на ранней стадии развития. Оценка эффективности российской системы поддержки и стимулирования «зеленой» экономики не позволила выявить адекватную модель зависимости объёмов выбросов загрязняющих веществ от проводимой государственной политики, но декаплинг-анализ по показателям выбросов загрязняющих веществ и экономического роста показал наличие эффекта декаплинга относительно выбросов загрязняющих атмосферу веществ и объемов сброса сточных вод, что свидетельствует об эффективности комплекса методов и инструментов эколого-экономической политики государства, в тоже время отсутствие декаплинг-эффекта относительно отходов производства и потребления говорит о проблемах с этой сфере.

Ключевые слова

региональная экономика, устойчивое развитие, финансовая поддержка эко-проектов, зарубежный опыт, оценка эффективности эколого-экономической политики, декаплинг-анализ.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00356 «Совершенствование методологии оценки эколого-экономического развития регионов на основе концепции устойчивого развития»

Рекомендуемая ссылка

Аникина Ирина Дмитриевна , Аникин Андрей Андреевич

Анализ методов и инструментов поддержки экологических проектов: лучшие практики и оценка эффективности// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Номер статьи: 6319. Дата публикации: 03.09.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6319/

Authors

Anikina Irina Dmitriyevna
Doctor of Economics, Professor, Head of the Accounting and Economic Security Department
Russia, Volgograd State University
anikina@volsu.ru
Anikin Andrey Andreyevich
Postgraduate, Applied Mathematics and Mathematical Methods in Economics Department
Russia, Volgograd State University
theandnk@yahoo.com

Abstract

The purpose of the study was to analyze and evaluate the effectiveness of methods and financial tools for supporting and stimulating green economy projects used in the world practice. The article highlights the features of the system of state support and incentives for foreign countries that pursue an active policy in the field of environmental protection and stimulating innovation in the field of "green" economy. The leading role of States in supporting environmental programs is defined and the problems of restraining the "green" growth of the world economy are highlighted. It is shown that elements of the Russian system of support for eco-projects correspond to world practice, and the system itself is at an early stage of development. The assessment of the effectiveness of the Russian system of support and stimulation of the "green" economy did not reveal an adequate model for the dependence of pollutant emissions on the state policy, but the decoupling analysis on indicators of pollutant emissions and economic growth showed the presence of a decoupling effect on the emissions of air pollutants and the volume of wastewater discharge, which indicates the effectiveness of a set of methods and tools of environmental and economic policy of the state, but the absence of the decoupling effect in terms of waste production and consumption speaks about the problems with this area.

Keywords

regional economy, sustainable development, financial support for eco-projects, foreign experience, assessment of the effectiveness of environmental and economic policy

Project finance

The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-010-00356.

Suggested Citation

Anikina Irina Dmitriyevna , Anikin Andrey Andreyevich

Analysis of methods and tools for supporting environmental projects: best practices and performance evaluation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Art. #6319. Date issued: 03.09.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6319/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В современном мире экологические факторы становятся одними из ключевых в экономической деятельности человека. ООН в 2016 году приняла 17 целей устойчивого развития (ЦУР) в области устойчивого развития до 2030 года. Достижение целей направлено на ликвидацию бедности, борьбу с неравенством, решение климатических проблем, защиту окружающей среды. Россия также присоединилась к Повестке дня в области устойчивого развития и формирует национальную систему целей устойчивого развития [Данные по показателям ЦУР, 2020]. Объем средств, необходимый для достижения ЦУР ООН оценивается в 30 трлн. долл. [Концепция организации в России, 2019, с.6]. Для аккумулирования и распределения необходимых финансовых средств создается глобальная система «зеленых» финансов – экосистема зеленого финансирования. В основу систему положено единство трех факторов: экологических, экономических, социальных (ESG- факторы) Под «зеленым» финансированием понимается финансирование, учитывающих воздействие последствий хозяйственной деятельности в результате реализации инвестиционных проектов на окружающую среду и здоровье человека, влияние на вопросы неравенства, дискриминации, всеобщего и равного доступа к благам, влияние качества корпоративного управления [Европейская комиссия, 2020]. Субъектами системы эко-финансирования являются надзорные и регулирующие органы в области финансовых рынков, охраны окружающей среды; субъекты финансовых рынков (эмитенты финансовых инструментов, инвесторы, получатели финансовых средств, финансовые посредники, брокеры, управляющие компании, др.), субъекты инфраструктуры финансового рынка (организаторы биржевой торговли, юридически и оценочные компании, верификаторы, сертифицирующие компании, экспертные агентства, др.), к объектам относятся: «зеленые» инструменты финансирования, такие как облигации, кредиты, займы, лизинговые продукты и др., отвечающие разработанным стандартам, методы и средства оценки риска (рейтинги, системы верификации, показатели), методы и инструменты стимулирования и поддержки проектов «зеленой» экономики. Изучение опыта стран, которые уже прошли определенный путь стимулирования развития «зеленой» экономики представляется полезным для возможности его адаптации в российской экономике. Рассмотрим специфику методов и инструментов поддержки и стимулирования экологических проектов, получивших широкое применение в различных странах (табл. 1).

 

Таблица 1 — Особенности системы поддержки и стимулирования «зеленой» экономики в разных странах

Параметры системы Характеристика
Бразилия
Особенности системы значительные экологические проблемы в области охраны лесов, водных ресурсов, эксплуатации минерально-сырьевых, сопровождающиеся бедностью населения, важная роль неправительственных институтов;

ключевой триггер – уничтожение лесов в районе реки Амазонка в 1970 гг., экологические проблемы – вырубка лесов, опустынивание земель

Государственные меры стимулирования и поддержки наличие системы законов в области охраны окружающей среды,

системы экологических налогов, гарантий и штрафов за экологический вред,

практика обязательного проведения ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) при реализации инвестиционных проектов

Великобритания
Особенности системы понимание ответственности за экологические проблемы на уровне не только государства, но и общества, и производителей, системный подход к принятию решений;

ключевой триггер – комплексный закон борьбе с загрязнением окружающей среды, 1974 г., экологические проблемы – загрязнение атмосферы и гидросферы загрязняющими веществами от производства металлургической и   химической промышленности

Государственные меры стимулирования и поддержки исторически существовавшая традиция принятия разрозненных нормативных актов по отдельным вопросам окружающей среды, в настоящее время заменена системным подходом,

стандарты производства и изделий вместо нормативов выбросов вредных веществ,

развитая система налогового стимулирования эко-потребления,

большая просветительская работа в области экологии,

вариативность инструментов стимулирования ответственного производства и потребления,

использование понятий «экологические права» и «экологические обязанности»,

поддержка банковских институтов «зеленого» финансирования (например, Британский Зеленый Инвестиционный Банк (ныне Green Investment Group) являлся вневедомственной государственной организацией BEIS, в настоящее время — независимая организация)

Германия
Особенности системы акцент на программы энергоэффективности и энергосбережения,

стимулирование системы возобновляемых источников энергии (ВИЭ), сокращение программ ядерной энергетики4

ключевой триггер — нефтяной кризис 1970 гг., экологические проблемы – смог, загрязнение воздуха промышленными предприятиями, применение пестицидов в сельском хозяйстве

Государственные меры стимулирования и поддержки жесткое государственное регулирование с помощью повышения налоговых ставок на бензин, мазут, природный газ, электроэнергию, налоговые льготы для покупателей,

указы на запрет использования веществ, разрушающих озоновый слой, государственные программы развития ВИЭ,

стандарты энергоэффективности,

государственные законы, программы, концепции, стратегии, направленные на переход к устойчивому развитию,

финансовая поддержка проектов через национальный инвестиционный банк с госучастием (гарантии, информационная и организационная поддержка, целевые субсидии на повышение энергоэффективности, целевые субсидии)

Индия
Особенности системы развитая система экологического законодательства, децентрализованное принятие решений;

ключевой триггер — техногенная катастрофа в г. Бхопал (1984)

Государственные меры стимулирования и поддержки развитое экологическое законодательство, ответственность за экологические нарушения (система штрафов и ограничений), государственный концепции в области сельского хозяйства, охраны окружающей среды, охраны водной среды, демографии и экологии,

наличие государственных институтов регулирования и контроля за охраной окружающей среды

Канада
Особенности системы активное участие субфедеральных органов власти в решении экологических вопросов,

применение широкого круга административных и финансовых инструментов для решения экологических вопросов

Государственные меры стимулирования и поддержки широкий круг инструментов государственного регулирования: стандарты качества окружающей среды, экологические лицензии на строительство, ответственность за нарушение природоохранного законодательства;

активное использование стандартов корпоративной ответственности,

значительная роль общественных институтов,

использование финансовых инструментов: налоги, платежи за пользование ресурсами, субсидии, экологическое законодательство, «зеленые» облигации провинций, государственные инвестиционные фонды, специальные тарифные программы поддержки «зеленой» энергии

Китайская Народная республика
Особенности системы декларирование «зеленого» роста в качестве ключевого принципа развития экономики, развитие ВИЭ;

ключевой триггер – высокая степень загрязнения городов (ядовитый смог), дефицит питьевой воды

Государственные меры стимулирования и поддержки охрана окружающей среды в качестве одного из приоритетов государственной политики, государственные стратегии,

дорожная карта «зеленого развития»,

отсутствие комплексной нормативно-правовой системы в области разработки и контроля окружающей среды,

фрагментарность в решении задач, а именно — по отдельным экологическим направлениям, приоритет государства в решении экологических проблем,

развитие «зеленых» облигаций в качестве одного из приоритетных источников финансирования эко-программ,

замена платы за выбросы загрязняющих веществ налогом на защиту окружающей среды

США
Особенности системы значимость региональных органов власти при принятии решений по вопросам экологии, развитая система добровольных инициатив,

активизация принятия превентивных мер, защита национальных экономических интересов (выход из Парижских соглашений)

ключевой триггер – «шоссейные» бунты, 1960-е; разлив нефти в Санта Барбаре, 1969; экологические проблемы — загрязнение атмосферы и гидросферы промышленными предприятиями, проблема ТБО

Государственные меры стимулирования и поддержки обязательная процедура ОВОС для крупных проектов, выполняемых с привлечением госфинансирования,

сочетание административных (стандарты и нормы) и рыночных (субсидии частному бизнесу, льготные займы и кредиты, льготные ставки по налогам, режим ускоренной амортизации, льготные тарифы, штрафы и др.) методов регулирования вопросов экологии,

развитие превентивных мер посредством системы экологической экспертизы,

система квот на допустимые эмиссии, торговля квотами

Япония
Особенности системы развитая система государственного регулирования защиты окружающей среды, активная позиция населения в ее создании,

активное участие местных органов власти в решении вопросов защиты окружающей среды, значительная доля расходов компаний в общем объеме финансирования природоохранных мероприятий (более 50 %), автоматизация контроля за состоянием окружающей среды;

ключевой триггер – принятие закона «Основной закон по противодействию загрязнению окружающей среды», 1967

Государственные меры стимулирования и поддержки острые экологические проблемы в середине 20 в. в связи с бурным развитием промышленности,

законодательство предусматривает большую финансовую ответственность компаний за загрязнение окружающей среды,

разработка региональных, наряду с национальными, планов развития с учетом состояния окружающей среды,

жесткие экологические стандарты,

законы о защите здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды и компенсация лечения и реабилитации,

обязательная экологическая экспертиза при создании предприятий, в т.ч. малых,

развитая система экологического налогообложения

Южная Корея
Особенности системы активная позиция государства, включение вопросов «зеленого» роста в национальные стратегии развития, акцент на строительство крупных объектов в соответствии с наилучшими технологиями (здания, высокоскоростные железные дороги, восстановление рек);

ключевой триггер – объявление президентом национальной стратегии «низкоуглеводного зеленого роста», 2008, одна из основных экологических проблем – загрязнение воздуха

Государственные меры стимулирования и поддержки разработка государственных планов развития экономики, предусматривающих госинвестиции и стимулирующих вовлечение частного бизнеса в проекты «зеленой» экономики посредством поощрения НИОКР в области ВИЭ,

развитие высокотехнологичного экспорта,

создание финансовой инфраструктуры для частного бизнеса

Источник: сост. авторами на основе Green Investment Group: сайт // https://www.greeninvestmentgroup.com/ (дата обращения: 03.08.2020), Ecologyproblems.ru: сайт // http://ecologyproblems.ru/299-ekologicheskie-problemy (дата обращения: 03.08.2020), Ecoportal: сайт // https://ecoportal.info/(дата обращения: 03.08.2020), данные НИР НИФИ // https://minfin.gov.ru (дата обращения: 06.01.2020), Кабир Л.С. Государственная поддержка «зеленых» инвестиций и рыночное «зеленое» финансирование : зарубежный опты // Инноватика и экспертиза. 2019, выпуск 1 (26), с.97-108; Раков И.Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т 11, № 2, с. 67-82; Громов В.В., Малинина Т.А. Перспективы экологизации налоговой системы Российской Федерации. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 84 с. – (Научные доклады: налоги).

 

Анализ показывает, что в рассматриваемых странах в поддержке внедрения экологических программ и проектов ведущую роль играет государство, применяются идентичные методы и инструменты поддержки и стимулирования программ «зеленой» экономики. Со стороны государства такими являются: системы экологических налогов, налоговые преференции для развития наилучших технологий и повышенные ставки при использовании «бурых» технологий, прямой запрет на использование веществ, разрушающих озоновый слой,  сворачивание программ развития отраслей и технологий, наносящих значительный вред окружающей среде или опасных для человечества (такие как ядерная энергетика), предоставление льготных тарифов при использовании «зеленых» технологий (например, в энергетике), развитие просветительских и образовательных программ, поддержка «зеленого» сегмента финансового рынка посредством выпуска «зеленых» облигаций, прямое государственное финансирование эко-проектов через инвестиционные фонды, банки с госучастием, а также  предоставление госгарантий, целевых субсидий, грантов, информационной и организационной поддержки, выполнение посреднических функций в нахождении финансовых инвесторов.

Система частных инвестиций в «зеленую» экономику представлена: фондами социального ответственного инвестирования, банками, поддерживающими проекты экологической направленности и разрабатывающими экологически ориентированные финансовые продукты (депозиты, счета, кредитование, т.п.), наличием «зеленых» секторов на финансовых рынках.

Проблемами сдерживания «зеленого» роста мировой экономики являются: фрагментарность законодательства многих стран в отношении вопросов экологии, высокие риски экологических проектов, сложность прогнозирования доходов, дополнительные затраты на соответствие экологическим стандартам и технологиям, низкая доля частных инвестиций в экологические проекты в общем объеме финансирования. Эти проблемы обуславливают необходимость активной роли государства в становлении рынка «зеленого» финансирования и принятия стимулирующих мер поддержки экологических проектов.

Российская «повестка дня» в области «зеленой» экономики соответствует мировым тенденциям. Россия активно участвует в международных соглашениях в области борьбы с изменением климата: так, в сентябре 2019 г. было подписано постановление Правительства РФ о принятии Россией Парижского соглашения по климату [Постановление Правительства РФ № 1228, 2019], в Российской Федерации активно формируется законодательная и нормативная база в области охраны окружающей среды и регулирования климатической политики. К основополагающим документам в этой сфере можно отнести: Концепцию  перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Указ Президента РФ N 440,  1996], Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» [Федеральный закон N 7-ФЗ, ред. 2019], Национальный проект «Экология» [Паспорт национального проекта «Экология», 2016], Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Основы государственной политики, 2012]. К методам и инструментам поддержки «зеленой» экономики, применяемым в российской экономике, относятся следующие:

  • прямое бюджетное финансирование природоохранных проектов;
  • субсидии на возмещение затрат по купонным доходам по финансовым инструментам, связанным с финансированием экологических проектов, а также по проектам наилучших доступных технологий;
  • гарантии, поручительства, льготное кредитование со стороны институтов развития и госкорпораций (Внешэкономбанк, госкорпорация «Роснанотех», госкорпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Росинфокоминвест», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и другие);
  • дифференцированные коэффициенты, применяемые при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (значения коэффициентов от 0 до 100),
  • снижение суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду при реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду на величину затрат на эти мероприятия.

Таким образом в мировой экономике сложилась система поддержки и стимулирования «зеленой» экономики, которая представлена прямыми и косвенными методами и инструментами поддержки и стимулирования «зеленой» экономики. Система динамично развивается, что связано, во-первых, с осознанием важности климатических изменений, как на уровне государства, что выражается в формулировании и реализации соответствующей государственной политики, так и на уровне каждого человека, изменяя его поведенческие привычки и шаблоны потребления; во-вторых, с быстрым развитием технологий, в т.ч. и под влиянием мер стимулирования и поддержки, которые изменяют окружающую среду и качество жизни человека; в третьих, с «молодостью» системы, в силу чего отсутствует целостность и комплексность в подходах и методах решения задач; в-четвертых, со сложностью и комплексностью решаемых задач в силу двойственной природы объекта управления – как экологической и экономической систем.

 

Методика. Результаты и обсуждение

Для развития системы поддержки и стимулирования «зеленой» экономики важно оценить эффективность принимаемых государством мер. Анализ эффективности механизмов поддержки финансирования «зеленых» проектов во Великобритании, Южной Корее, Германии, России, проведенный Рыковым И.Д. показал эффективность мер государственной поддержки и стимулирования экологических проектов по анализируемым странам, за исключением России [Рыков И.Д., 2017, с. 77]. Исследование Рыкова И.Д. показало отсутствие адекватного регрессионного уравнения зависимости между «зелеными» инвестициями бизнеса и объемами государственных расходов на защиту окружающей среды, но анализ выявил высокую зависимость «зеленых» инвестиций от внешней конъюнктуры. По нашему мнению, актуально провести анализ не только динамики и объемов «зеленых» инвестиций в зависимости от государственной поддержки, но и влияния мер государственной поддержки на снижение объемов выбросов загрязняющих веществ, как одного из важных целевых показателей в стратегии перехода к «зеленой» экономике.

Анализ динамики выбросов загрязняющих атмосферу веществ и объемов сброса сточных вод показывает их стабильное снижение в расчете на душу населения за анализируемый период 2005-2018 гг., что отражает положительные тенденции в сфере охраны окружающей среды; как негативный факт отметим отсутствие устойчивой динамики снижения по отходам производства и потребления (рис. 1-3).

 

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в России, кг/чел.

Рис.1. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в России, кг/чел.

Сост. авторами по: Единая межведомственная информационно-статистическая база (ЕМИСС): сайт. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/45341; Федеральная служба государственной статистики.: сайт. Режим доступа: https://www.gks.ru/accounts#;  https://www.gks.ru/folder/11194

 

Динамика объема сброса сточных вод в России, млн. куб. м/чел.

Рис.2. Динамика объема сброса сточных вод в России, млн. куб. м/чел.

Сост. авторами по: Единая межведомственная информационно-статистическая база (ЕМИСС): сайт. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/45341; Федеральная служба государственной статистики.: сайт. Режим доступа: https://www.gks.ru/accounts#;  https://www.gks.ru/folder/11194

 

Динамика отходов производства и потребления в России, кг/чел.

Рис.3. Динамика отходов производства и потребления в России, кг/чел.

Сост. авторами по: Единая межведомственная информационно-статистическая база (ЕМИСС): сайт. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/45341; Федеральная служба государственной статистики.: сайт. Режим доступа: https://www.gks.ru/accounts#;  https://www.gks.ru/folder/11194

 

Для оценки влияния мер государственной поддержки на изменение объемов выбросов загрязняющих веществ были проведены расчеты множественной регрессии. Модели имеют следующий вид: Y1 = f (X1; X4); Y2 = f (X2; X5); Y3 = f (X3; X4). В качестве независимых переменных были взяты следующие показатели: выброшено загрязняющих атмосферу веществ, кг /чел – Y1; объем сброса сточных вод, млн. куб. м / чел.– Y2; разница образовавшихся отходов производства и потребления и утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления, кг/чел –Y3. В качестве зависимых переменных выбраны следующие показатели: инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: на охрану атмосферного воздуха, млн. руб. в постоянных ценах – Х1, на охрану водных ресурсов, млн. руб., в пост. ценах – Х2, на охрану земель, млн. руб., в пост. ценах – Х3;  индекс физического валового регионального продукта по Российской Федерации на душу населения, %  –Х4; валовая добавленная стоимость в постоянных ценах; в % к предыдущему году – X5. Анализ проводился за период с 2005-2018 гг.  – для Y1 и Y3 и с 2003-2018 гг. – для Y2.

Были получены следующие результаты: значимая регрессионная модель зависимости объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Y1) от инвестиций на охрану атмосферного воздуха (R1 = — 0,77) и экономического роста (R2 = 0,68). Увеличение объемов инвестиций на 1п.п. приводит к уменьшению выбросов загрязняющих атмосферу веществ на душу населения на 0,051 п.п., экономический рост (рост на 1 п.п. индекса физического объема ВРП) сопровождается ростом выбросов на 124,14 п.п. Статистическая значимость уравнения проверена с помощью коэффициента детерминации и критерия Фишера. Установлено, что в исследуемой ситуации 76,07% общей вариабельности Y объясняется изменением факторов X1 и Х2, выявлена автокорреляция в остатках. Относительно зависимости Y2 = f (X2; X5) не удалось получить статистически значимого уравнения по показателям X2; X5. Установлено, что наибольшее влияние на вариацию Y2 оказывает фактор Х2, но полученное уравнение Y2 = f (X2) имеет автокорреляцию остатков. По показателю Y3 выявлена низкая корреляция с факторами Х3 и Х4 (R= 0,37; R2 = 0,137), не получено статистически значимой зависимости.

В рамках исследования были также проанализированы такие показатели как: в качестве результирующего показателя – образование опасных отходов производства и потребления, млн. т; в качестве факторных показателей – плата за негативное воздействие на окружающую среду, млрд. руб.; сведения о материальном ущербе от экологических преступлений (по оконченным уголовным делам), млрд. руб.; динамика экологических правонарушений, количество. Подтвердить достаточную корреляционную зависимость между результирующими и факторными признаками не удалось.     Таким образом, можно отметить слабую зависимость изменения выбросов вредных веществ от проводимых мер государственной поддержки для стимулирования развития «зеленой» экономики. По нашему мнению, такое состояние вызвано инерционностью экологической системы и необходимостью значительных затрат на замену «бурых» технологий и восстановление окружающей среды; важны также не только усилия государства, но и корпораций, каждого индивида, изменение потребительских привычек, поведения и мировоззрения по отношению к окружающей среде.

Для более объективной оценки эффективности мер государственной поддержки и стимулирование «зеленой» экономики считаем целесообразным провести декаплинг-анализ. Декаплинг-анализ показывает динамику совместного изменения двух показателей, один из которых в нашем случае – показатель, характеризующий загрязнение окружающей среды, а второй – показатель экономического роста. Эффективным является опережающая динамика экономического роста при росте динамики загрязнения окружающей среды, а в идеальном варианте – должно наблюдаться снижение загрязнения окружающей среды при экономическом росте. Методология авторского подхода к декаплинг-анализу и методика его проведения изложены в [Аникина И.Д., Аникин А.А., 2019]. Результаты анализа представлены в таблице 2 и на рис.4.

 

Таблица 2 — Результаты декаплинг-анализа для оценки эффективности мер государственной поддержки и стимулирования «зеленой» экономики

Год Y1 Y2 Y3 Y4 X1 X2
2005 35,84 50,9 3734,7 1738,1 108 143,8
2006 35,51 51,4 4303,3 1990,7 108,6 143,2
2007 35,53 51,4 5007,9 2348,1 108,5 142,8
2008 33,95 52,1 5152,8 2043,6 105,7 142,8
2009 32,75 47,7 5168,3 2357,2 92,4 142,7
2010 32,35 49,2 5060,2 2685,1 104,6 142,9
2011 32,63 48,1 5441,3 3243,7 105,3 142,9
2012 32,47 45,5 6220,6 3264,6 102,9 143,0
2013 32,06 42,9 7266,1 3818,4 101,6 143,3
2014 31,23 43,9 7750,9 3881,9 99,5 143,7
2015 31,27 42,9 2613,5 1342,7 99,2 146,3
2016 31,62 42,9 2644,3 1140,9 100,6 146,5
2017 32,07 42,6 3035,5 1265,7 101,7 146,8
2018 32,33 40,06 3519,4 1395,8 102,8 146,9

Примечание:   Y1- выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, млн. т; Y2 — объем сброса сточных вод, млрд. тонн;          Y3 — образование отходов производства и потребления, млн. т.;      Y4 — утилизация и обезвоживание отходов производства и потребления, млн. тонн; X1- индекс физ. объема ВРП на душу населения, в %;     X2 — численность населения, млн. чел.

Сост. авторами по:   Единая межведомственная информационно-статистическая база (ЕМИСС): сайт. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/45341; Федеральная служба государственной статистики: сайт. Режим доступа: https://www.gks.ru/accounts#; https://www.gks.ru/folder/11194.

 

Эффект декаплинга в России

Рис.4. Эффект декаплинга в России

Сост. авторами

Примечания: Темп прироста Y1 – базисные темпы прироста выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ на душу населения, отн. ед.; Темп прироста Y2 – базисные темпы прироста объема сброса сточных вод на душу населения, отн ед.; Темп прироста (Y3 – Y4)– базисные темпы прироста образованных за минусом утилизированных и обезвоженных отходов производства и потребления на душу населения, отн. ед.;  Темп прироста физического объема ВВП  — базисные темпы прироста физического объема ВВП  на душу населения, отн. ед. 2005 г. – базисный год.

 

Анализ показывает наличие эффекта декаплинга по отношению к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу и объемам сброса сточных вод – темпы прироста загрязняющих веществ меньше темпов экономического роста, что говорит об проведении эффективной эколого-экономической политике государством. Но по отношению к отходам производства и потребления ситуация иная – эффект декаплинга отсутствует в девяти периодах из 13 анализируемых.

 

Выводы

Системы поддержки и стимулирования «зеленой» экономики активно формируются во многих странах мира, как развитых, так и развивающихся, что связано с ростом экологических проблем, ухудшением качества жизни населения, угрозе жизни человека как вида. Системы включает общие методы, использующиеся во всех странах, к которым относятся административные методы: формирование институционального каркаса поддержки (стратегии, концепции, национальные проекты, законы,  др. нормативные акты в сфере экологии и защиты окружающей среды), формирование организационно-информационной системы поддержки (поддержка научно-исследовательских работ по соответствующей тематике, разработка методических документов по оценке рисков, информационная поддержка), система запретов применения «бурых» технологий и санкций за нарушение экологического законодательства, а также рыночные методы: косвенные (системы льгот (экологические налоги и сборы, субсидирование процентных ставок, гарантии, государственное страхование, др.)) и прямые (стратегические выпуски облигаций (выпуск суверенных и муниципальных облигаций, банковских облигаций), прямое государственное участие на этапах проектирования и подготовки проектов, субсидии, гранты; госзакупки с приоритетом экологических составляющих; снижение рисков посредством выпуска обеспеченных облигаций, секьюритизации ценных бумаг).

В российской экономике внедряются методы и инструменты, аналогичные применяемым в мировой практики, но имеется и специфика их использования: российская система рыночного «зеленого» финансирования только начала работать, сложно делать прогноз ее развития и оценки эффективности и рисков. Анализ эффективности российской системы поддержки и стимулирования «зеленой» экономики показал следующее: отсутствие устойчивой формы взаимосвязи между выбросами загрязняющих веществ и такими факторами как объемы инвестиций на охрану окружающей среды и показатели экономического роста; декаплинг-анализ свидетельствует о наличии эффекта декаплинга по показателям выбросов в атмосферу и сточным водам и целесообразности продолжения проводимой государственной политики на принципах устойчивого экономического роста и переходу к «зеленой» экономики, но выявлены проблемы в политике управления утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления. Таким образом требуется дальнейшее совершенствование системы поддержки и стимулирования «зеленой» экономики, а также мониторинг и оценка эффективности используемых средств и инструментов.

 

Литература

  1. Аникина И.Д., Аникин А.А. Оценка эколого-экономического состояния Волгоградской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (60). Номер статьи: 6004. Дата публикации: 2019-10-22. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6004/
  2. Громов В.В., Малинина Т.А. Перспективы экологизации налоговой системы Российской Федерации. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 84 с. – (Научные доклады: налоги).
  3. Данные по показателям ЦУР. Росстат. Режим доступа: https://www.gks.ru/sdg/data.
  4. Европейская комиссия. Режим доступа: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/banking-and-finance/green-finance_en#hleg.
  5. Единая межведомственная информационно-статистическая база (ЕМИСС). Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/45341.
  6. Кабир Л.С. Государственная поддержка «зеленых» инвестиций и рыночное «зеленое» финансирование: зарубежный опыт. // Инноватика и экспертиза. – 2019. – Выпуск 1 (26). – С.97-108.
  7. Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования. // Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России. – М. 2019, 87 с.
  8. Минфин РФ. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/international/cooperation/G20/green/.
  9. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012). – КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1220835955003344427124358296&cacheid=B20E94C8832B8402951F60A94A1A2368&mode=splus&base=LAW&n=129117&rnd=C8A6B3C3CFCE0FCCFA04167A26975C74#2iasjcspx20.
  10. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). – КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1220835955003344427124358296&cacheid=AFC6667B28E7FDC27A446AF5513A3327&mode=splus&base=LAW&n=316096&rnd=C8A6B3C3CFCE0FCCFA04167A26975C74#1mmoc3xpgvv.
  11. Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения». – Правительство России. Режим доступа: http://government.ru/docs/37917/.
  12. Раков И.Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – Т. 11, № 2. – С. 67-82.
  13. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=233558#0893137186763888.
  14. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://www.gks.ru/accounts#; https://www.gks.ru/folder/11194.
  15. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды». КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=7510953130037864334064818816&cacheid=b5d031d6a9d509f2010ca4bdbda8f64e&mode=splus&base=law&n=329197&rnd=20b7f4bea5995e94c8b0ec9e786e47bd#3jyofurgcbc.
  16. ru. Режим доступа: http://ecologyproblems.ru/299-ekologicheskie-problemy.
  17. Режим доступа: https://ecoportal.info/.
  18. Green Investment Group. Режим доступа: https://www.greeninvestmentgroup.com/.

 

References

  1. Anikina, I., Anikin, A., 2019. Volgograd Oblast Eco-Economic Condition Assessment [Ocenka e`kologo-e`konomicheskogo sostoyaniya Volgogradskoj oblasti]//Regional Economy and Management: electronic scientific journal. № 4 (60). Art. #6004. Date issued: 2019-10-22. Available at: https://eee-region.ru/article/6004/
  2. Gromov, V., Malinina, T., 2015. Prospects of ecologization of the tax system of the Russian Federation [Perspektivy` e`kologizacii nalogovoj sistemy` Rossijskoj Federacii]. — Moscow: Delo Publishing house, Ranepa, 2015. — 84 p. — (Scientific reports: taxes).
  3. Data on indicators for the GoSD [Danny`e po pokazatelyam CzUR]. Rosstat. Access mode: https://www.gks.ru/sdg/data.
  4. European Commission. Access mode: https:// ec.europa.eu/info/business-economy-euro/banking-and-finance/green-finance_en#hleg/
  5. Unified Interdepartmental Information and Statistical Base (YeMIS) (2019). Access mode: https://fedstat.ru/indicator/45341.
  6. Kabir, L., 2019. State support of «green» investments and market «green» financing: foreign experience [Gosudarstvennaya podderzhka «zeleny`x» investicij i ry`nochnoe «zelenoe» finansirovanie: zarubezhny`j opy`t]. // Innovation and expertise. Issue 1 (26). – P. 97-108.
  7. The Concept of organizing a methodological system in Russia for the development of green financial instruments and responsible investment projects [Koncepciya organizacii v Rossii metodologicheskoj sistemy` po razvitiyu zeleny`x finansovy`x instrumentov i proektov otvetstvennogo investirovaniya]. // Expert Council on the long-term investment market at the Bank of Russia, Moscow, 2019, 87 p.
  8. Ministry of Finance of the Russian Federation. Access mode: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/international/cooperation/G20/green/.
  9. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved President of the Russian Federation 30.04.2012) [Osnovy` gosudarstvennoj politiki v oblasti e`kologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF 30.04.2012]. – ConsultantPlus. Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1220835955003344427124358296&cacheid=B20E94C8832B8402951F60A94A1A2368&mode=splus&base=LAW&n=129117&rnd=C8A6B3C3CFCE0FCCFA04167A26975C74#2iasjcspx20.
  10. Passport of the national project «Ecology» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects, Protocol of 24.12.2018 N 16) [Pasport nacional`nogo proekta «E`kologiya» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional`ny`m proektam, protokol ot 24.12.2018 N 16)]. – ConsultantPlus. Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1220835955003344427124358296&cacheid=afc6667b28e7fdc27a446af5513a3327&mode=splus&base=law&n=316096&rnd=c8a6b3c3cfce0fccfa04167a26975c74#1mmoc3xpgvv.
  11. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 21.09.2019 No. 1228 «On the adoption of the Paris agreement» [Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 21.09.2019 № 1228 «O prinyatii Parizhskogo soglasheniya»]. – The Russian Government. Access mode: http://government.ru/docs/37917/.
  12. Rakov, I., 2017. Mechanisms for supporting the financing of «green» projects: the experience of countries [Mexanizmy` podderzhki finansirovaniya «zeleny`x» proektov: opy`t stran]. // Current problems of Economics and law. 2017. T 11, no 2, pp. 67-82.
  13. Decree of the President of the Russian Federation of 01.04.1996 N 440 «On the Concept of transition of the Russian Federation to sustainable development» [Ukaz Prezidenta RF ot 01.04.1996 N 440 «O Koncepcii perexoda Rossijskoj Federacii k ustojchivomu razvitiyu»]. Consultant plus. Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=233558#0893137186763888.
  14. Federal state statistics service. Access mode: https://www.gks.ru/accounts#; https://www.gks.ru/folder/11194.
  15. Federal law from 10.01.2002 N 7-FZ (ed. from 27.12.2019) «On environmental protection» [Federal`ny`j zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (red. ot 27.12.2019) «Ob oxrane okruzhayushhej sredy`»]. Consultant plus. Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=7510953130037864334064818816&cacheid=B5D031D6A9D509F2010CA4BDBDA8F64E&mode=splus&base=LAW&n=329197&rnd=20B7F4BEA5995E94C8B0EC9E786E47BD#3jyofurgcbc.
  16. ru. Access mode: http://ecologyproblems.ru/299-ekologicheskie-problemy.
  17. Access mode: https://ecoportal.info/.
  18. Green Investment Group. Режим доступа: // https://www.greeninvestmentgroup.com/.

Еще в рубриках

Экономика природопользования и землеустройства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *