Главная страница » Публикации » №4 (60) » Моделирование процесса влияния конвергентных технологий на экономический рост регионов РФ

Моделирование процесса влияния конвергентных технологий на экономический рост регионов РФ

Modeling of the process of convergent technologies influence on the economic growth regions of the Russian Federation

Авторы

Петрова Елена Александровна
доктор экономических наук, профессор кафедры Прикладной информатики и математических методов в экономике
Россия, Волгоградский государственный университет
ea_petrova@volsu.ru
Фокина Елена Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры Прикладной информатики и математических методов в экономике
Россия, Волгоградский государственный университет
fokina-ea@volsu.ru
Трухляева Анна Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры Прикладной информатики и математических методов в экономике
Россия, Волгоградский государственный университет
ann.tru@volsu.ru
Калинина Вера Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры Прикладной информатики и математических методов в экономике
Россия, Волгоградский государственный университет
verakalinina@volsu.ru

Аннотация

В контексте ведущей роли структурных изменений в экономике показано, что применение конвергентных технологий положительно влияет на стратегический вектор развития РФ. Многофакторное и динамичное развитие конвергентных технологий диктует необходимость разработки методики описания, исследования базовых экономических индикаторов и индикаторов развития НБИК-технологий с учетом их взаимного влияния и воздействия.
В статье представлены результаты моделирования процессов, определяющих общеэкономические условия и факторы роста показателей экономики регионов РФ. Разработанная система применима как для оценки условий и факторов экономического роста в комплексе по всем частным показателям, так и по их отдельным группам. В представленной методике обеспечивается возможность модификации набора оценочных показателей в зависимости от данных, представленных в информационно-статистической базе по следующим группам: показатели уровня экономического развития, показатели человеческого капитала, показатели инновационно-технических решений, показатели инфраструктуры ИКТ. Результаты типологизации регионов методами кластерного анализа (методы Уорда и k-средних) представлены следующими группами: «лидеры», «развитые», «развивающиеся», «неустойчивые». Авторами выявлены сформированные в настоящий момент времени общеэкономические условия, предоставляющие потенциальную возможность для экономического роста и являющиеся предпосылками для разработки новых и более устойчивых подходов к неоиндустриальному развитию РФ, основанному на использовании конвергентных технологий, к созданию инструментов, а также возможность распространения данной модели, как в масштабах России, так и на региональном уровне.
Предложены рекомендации связанные с усилением инновационной составляющей и государственной проактивности в управлении, с формированием соответствующей институциональной среды и осуществлением системы взаимосвязанных политик по основным аспектам экономического развития субъектов РФ.

Ключевые слова

регионы России, экономика регионов РФ, экономическое развитие субъектов РФ, НБИК-технологии, конвергентные технологии, цифровая экосистема, новая индустриализация, сопутствующие эффекты НБИК-конвергенции.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 19-410-340014 р_а «Совершенствование механизмов и инструментов экономического роста регионов РФ в условиях развития конвергентных технологий».

Рекомендуемая ссылка

Петрова Елена Александровна , Фокина Елена Анатольевна , Трухляева Анна Александровна , Калинина Вера Владимировна

Моделирование процесса влияния конвергентных технологий на экономический рост регионов РФ// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (60). Номер статьи: 6014. Дата публикации: 12.12.2019. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6014/

Authors

Petrova Elena Alexandrovna
Doctor of Economics Sciences, professor, head of the Department of Applied Computer Science and Mathematical Methods in Economics
Russia, Volgograd State University
ea_petrova@volsu.ru
Fokina Elena Anatolyevna
Candidate of Economic Sciences, associate Professor of the Department of Applied Computer Science and Mathematical Methods in Economics
Russia, Volgograd State University
fokina-ea@volsu.ru
Trukhlyaeva Anna Alexandrovna
Candidate of Economic Sciences, associate Professor of the Department of Applied Computer Science and Mathematical Methods in Economics
Russia, Volgograd State University
ann.tru@volsu.ru
Kalinina Vera Vladimirovna
Candidate of Economic Sciences, associate Professor of the Department of Applied Computer Science and Mathematical Methods in Economics
Russia, Volgograd State University
verakalinina@volsu.ru

Abstract

Structural changes in the economy play the leading role nowadays which shows a positive effect of the convergent technologies application for the strategic development vector of the Russian Federation. Multi-faceted and dynamic development of convergent technologies necessitates creating the methods of description and examination of basic economic indicators and indicators of NBIC-technologies with respect to their reciprocal influence and interrelationship.
The article presents the results of the modelling processes determining the general economic conditions and factors of economic growth of the regions of the Russian Federation. The developed system is applicable to estimate conditions and factors of economic growth both as a complex considering all particular indicators, and according to separate groups.
The presented methods provide the capability to modify a set of estimated figures depending on the data given in the statistical information base according to the following groups: indicators of the economic development level; indicators of human capital, indicators of innovative and technical solutions, and indicators of the ICT infrastructure. The classification of regions by methods of the cluster analysis (Ward's method and k-means clustering method) is resulted in the following groups: "leaders", "developed", "developing", "and unstable".
The authors reveal the nowadays economy-wide conditions providing a potential possibility for economic growth which are the premises for designing of new and more sustainable approaches to the neo-industrial development of the Russian Federation based on the use of convergent technologies, to creation of tools, and also a possibility to spread and implement this model both at all-Russian and regional levels.
The study proposes the recommendations related to the strengthening of the innovation component and state proactivity in management with the formation of the appropriate institutional environment and the implementation of a system of interrelated policies according to the main aspects of economic development of the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords

Russian regions, the economy of the regions of the Russian Federation, the economic development of the constituent entities of the Russian Federation,, NBIC-technologies, convergent technologies, digital ecosystem, new industrialization, fallouts of NBIC-convergence.

Project finance

The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research and the government of Volgograd region according to the research project "Improvement of mechanisms and instruments of economic growth in Russian regions in terms of development of convergent technologies" project №. 19-410-340014 р_а.

Suggested Citation

Petrova Elena Alexandrovna , Fokina Elena Anatolyevna , Trukhlyaeva Anna Alexandrovna , Kalinina Vera Vladimirovna

Modeling of the process of convergent technologies influence on the economic growth regions of the Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (60). Art. #6014. Date issued: 12.12.2019. Available at: https://eee-region.ru/article/6014/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Современный шестой технологический уклад характеризуется использованием облачных технологий, сетей связи пятого поколения, Интернета вещей (IoT), больших данных и научных открытий в области генетики, квантовых вычислений, искусственного интеллекта, происходит расширение сферы применения конвергентных технологий, т.е. синергетической комбинации нано-, био-, инфо-, когнитивных технологий (НБИК) и социо-гуманитарных технологий. НБИК-технологии составляют основу неоиндустриализации экономики, которая в условиях инвестиций в развитие перспективных технологий и в их комбинаторные формы, призвана содействовать усилению темпов экономического роста России в долгосрочной перспективе.

Определение факторов экономического роста субъектов РФ требует аналитической оценки параметров влияния НБИК-технологий, раскрывающих приоритетные направления в территориальном отношении. Следовательно, для развертывания структурной модернизации систем хозяйствования необходимо рассмотреть как условия, так и факторы данных процессов.

Теоретические аспекты, методологические проблемы обоснования, принципы разработки и реализации региональной политики и инструментария эффективного управления экономическим развитием территорий в условиях новой индустриализации отражены в работах российских ученых А. Амосова [2], А.А. Аузана [3], С.Ю. Глазьева [4], С.С. Губанова [5], О.В. Иншакова [7] и др. Зарубежные исследовали Д. Асемоглу, Д. Лайбсон, Дж. А. Лист [1], Н.Г. Мэнкью [9], О. Сахин, Н. Кан, Е. Демирбас [15] в большей степени делают акцент на измерение влияния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на экономический рост.

 

Методы и инструменты. Результаты исследования

Согласно исследованиям зарубежных ученых [6, 16] сделан однозначный вывод о влиянии конвергентных технологий на исследуемые процессы. Это воздействие НБИК-технологий на экономический рост осуществляется по двум направлениям: 1) технологические разработки, инновационные товары и услуги ИКТ (информационно-коммуникационные технологии ушли от своей узконаправленной роли, стали универсальным инструментом, вносящим коренные изменения в механизм создания добавленной стоимости); 2) использование нанотехнологий, клеточных технологий и генетической инженерии, биотехнологий в широком спектре сфер – важное направление, поддерживающее развитие территорий, что приводит к усилению факторов роста и развитию человеческого капитала, появлению новых видов экономической деятельности, повышению уровня и качества жизни населения, ускорению темпов роста производительности труда, стимулированию инноваций.

Развитие данных технологий сопровождается формированием соответствующей институциональной среды на федеральном уровне, направления которой представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Регулирующая нормативно правовая база использования НБИК-технологий в экономике

Объект регулирования Нормативная правовая база и стратегическая документация
Стратегия и планирование развития территорий Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [12]
Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. [19]
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. [18]
Стратегия развития информационного общества РФ на 2017-2030 г. [17]
Национальная технологическая инициатива [11]
Инфраструктура территорий Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 г. [14]
Инновации Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» [10]
Стратегия инновационного развития России до 2020 г. [13]

Источник: сост. авт.

 

Основным условием использования НБИК-технологий является наличие в экономике соответствующего уровня человеческого капитала и инфраструктуры. Развитие данных технологий предполагает формирование соответствующей институциональной среды, кроме того положительный эффект может быть достигнут только при условии наличия организационно-экономических структур, поддерживающих  инвестиции в инновации и трансфер инноваций в экономику. Таким образом, для формирования системы оценки условий экономического роста, возникающих под влиянием развития конвергентных технологий необходимо выделить два уровня измерения:

  • развитие институциональной, инфраструктурной информационной и научно-технической сферы;
  • ориентация организационно-экономических структур на поддержание внедрения инноваций в экономику (общее развитие территорий и поддержание роста новых видов деятельности).

Для управления процессами развития конвергентных технологий необходимо оценить общеэкономические условия функционирования субъектов РФ. С точки зрения условий и факторов ядра развития хозяйственных систем целесообразно выделить 4 блока показателей, учитывающих также и влияние НБИК-технологий (рисунок 1).

 

Показатели оценки общеэкономических условий функционирования субъектов РФ, учитывающих влияние НБИК-технологий

Рисунок 1 – Показатели оценки общеэкономических условий функционирования субъектов РФ, учитывающих влияние НБИК-технологий

Источник: сост. авт.

 

Согласно модели ядра развития хозяйственных систем [7, с. 16-17], выделяются шесть факторов, которые позволяют учесть потенциальные возможности и условия формирования роста и развития экономической системы. Наибольшее влияние на экономический рост влияют человеческий капитал и все трансакционные факторы.

Оценка потенциальных возможностей субъектов России требует аналитической обработки предложенных показателей за исследуемый период, 2018 г. Группы факторов содержат частные показатели, определяющие интегральный показатель группы с разных позиций.

Классификация регионов по предложенной системе показателей осуществляется методами кластерного анализа (методы Уорда и k-средних). Система показателей оценки общеэкономических условий функционирования субъектов РФ предназначена не только для ее измерения, детализации или сопоставления уровней развития, но также может выступать в качестве методического инструментария мониторинга динамики изменения показателей на различных уровнях экономики.  С целью формирования информационно-аналитического представления оценки общеэкономических условий функционирования субъектов РФ, было спроектировано хранилище данных, разработанное средствами аналитической платформы Deductor. В результате кластерного анализа по всей системе показателей, выделены 4 группы (кластеров) регионов, состав которых приведен на рисунке 2.

 

Распределение регионов РФ по кластерам

Рисунок 2 – Распределение регионов РФ по кластерам

Источник: сост. авт.

 

В первый кластер «лидеры» вошли регионы с максимальным уровнем развития экономического развития и трудовых ресурсов, являющимся главной ценностью российского общества и основным фактором экономического роста. Для данной группы регионов характерна наибольшая степень использования инфраструктуры ИКТ, ориентация на создание и продвижение  новых технологий.

Второй кластер «развитые» составили регионы с высоким уровнем развития. Данной группе субъектов характерна высокая концентрация человеческого капитала, обеспечивающего потребность экономики в квалифицированных кадрах по ключевым направлениям ее развития. При укреплении позиций в области показателей экономического развития регионы группы имеют потенциал перехода в группу «Лидеров». Для данных субъектов характерным является: высокая роль ИКТ в функционировании экономик, наличие или увеличение использования инновационно-технических решений. Представляется целесообразным разработка мероприятий, направленных на поддержание позитивной динамики развития показателей инфраструктуры ИКТ.

Третий кластер «развивающиеся» – регионы со средним уровнем интегрального показателя. По результирующим показателям, характеризующим внедрение инноваций в реальную экономику, данная группа регионов приближена к среднероссийскому уровню. В регионах наблюдаются отдельные достижения в области использования инфраструктуры ИКТ, но в целом недостаточных для широкого распространения. Полагаем, что такие сравнительно низкие позиции регионов можно объяснить отсутствием инновационной направленности экономики. Данное направление, может быть реализовано благодаря созданию интеллектуальной инфо-техносреды региона. Для данных регионов требуется разработка мероприятий, направленных на интенсификацию позитивной динамики развития показателей человеческого капитала, интеграцию образования, науки и производственной деятельности, расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, развитие технологий цифровой экономики.

Четвертый кластер «неустойчивые» – регионы имеющие значение показателей по отдельным блокам (показатели уровня экономического развития, показатели инфраструктуры ИКТ) ниже среднего по России и отличающиеся высокой степенью неустойчивости. В пределах данной группы наблюдается недостаточный для формирования инновационной экономики региона уровень развития человеческого капитала, существует необходимость поиска путей эффективного использования новых технологий и активизации мероприятий, направленных на повышение показателей экономического развития региона. На развитие регионов данной группы способно оказать существенное влияние благоприятное внешнее воздействие и использование практик более развитых регионов.

Проведенная типологизация регионов в дальнейшем позволит сформировать для каждой группы систему мероприятий, учитывающих особенности развития каждой группы, согласно предлагаемой авторами модели процесса влияния конвергентных технологий на экономический рост. Процесс влияния конвергентных технологий на экономический рост регионов предполагает следующие этапы (рисунок 3).

 

Модель процесса влияния конвергентных технологий на экономический рост

Рисунок 3 – Модель процесса влияния конвергентных технологий на экономический рост

Источник: сост. авт.

 

I этап. Проведение исследований вызовов и новых точек экономического роста. Важнейшим базисом, формирующим структуру экономических отношений в новых условиях, является технологический прогресс. Конвергируясь друг с другом технологии формируют единую научно-технологическую область знания. За последние несколько десятилетий цикл научно-технических открытий, лучшие практики, междисциплинарные возможности и др. качественно повышают возможности субъектов системы хозяйствования [8, с. 10].

II этап.  Создание динамичной цифровой экосистемы. Первоочередным значением для экономического роста является формирование цифровой экосистемы, в которой поддерживается баланс интересов ключевых стейкхолдеров: гражданского общества, бизнеса, научно-образовательного сообщества и государства. Важно разработать механизм постоянного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Процессы неоиндустриализации требуют новой системы экономических, социальных и культурных отношений, реализуемых на основе оптимизированного распределения полномочий между уровнями власти. Сетевые эффекты, многосторонние рынки, цифровые платформы, максимально интернирующиеся в окружающее пространство, позволяют проводить структурную политику, в результате которой формируются новые точки роста позволяющие получить цепочки добавленной стоимости.

Цифровая экосистема, предполагает стимулирование инноваций на всех уровнях, создание заинтересованными сторонами наилучших условий для появления новых идей, их финансирования и коммерциализации в качестве новых продуктов и услуг. Единая цифровая экосистема позволит сконцентрировать значительные ресурсы, сохранить специфические активы и в значительной мере снизить трансакционные издержки. В результате формируется устойчивая тенденция накопления собственных экономических и технологических ресурсов для последующего вложения в современные разработки. Механизм аккумуляции ресурсов служит основой создания новых производительных сил общества и / или факторов производства.

В данных обстоятельствах, основной задачей региональной политики в области НБИК-технологий является достижение сбалансированности элементов единого техногенного комплекса экономики, обеспечение условий для удовлетворения потребностей стейкхолдеров, новых способов сотрудничества для укрепления базы привлечения инвестиций.

Таким образом, цифровая экосистема ориентирована на создание «безбарьерной» деловой среды для появления данных инициатив на локальных территориях.

В свою очередь это требует реализации следующих подходов:

  • стимулирование инвестиций в человеческий капитал на уровне региональной политики. Политика стимулирования инвестиций в человеческий капитал способствует усилению тенденций экономического роста. В данных условиях возрастает роль академической, вузовской науки в подготовке специалистов, связанных с разработкой и освоением новых технологий, изменением процессов и моделей деятельности. Вовлеченность человеческого капитала становится актуальной в условиях инициирования государством мер по его капитализации. Степень такой вовлеченности зависит от наличия цифровых и смежных с ними компетенций, причем быстроменяющихся (гибкость, открытость к изменениям, готовность к освоению новых технологий). Следовательно, возрастает роль высшего образования, что требует адаптирования структур непрерывного образования и повышения квалификации трудовых ресурсов, позволяющих сформировать у участников трудового процесса высокий уровень когнитивных компетенций, способностей комплексного восприятия и решения задач новой индустриализации.
    Инвестиции в человеческий капитал и проведение проактивной кадровой политики, расширят и диверсифицируют экономику, позволят глубоко интегрироваться в глобальные рынки. Это означает признание того, что человеческий капитал необходим для обеспечения использования НБИК-технологий в экономике, поэтому любая политика, которая негативно влияет на потенциал человеческого фактора, в долгосрочной перспективе приведет к снижению экономического роста.
  • приведение нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления включая местное самоуправление в соответствии с современными требованиями (новые объекты и субъекты информационных правоотношений). Постоянная актуализация и корректировка ранее принятых законодательных актов, определяющих принципы правового регулирования технологически обновляемой экономики. Пересмотр прав, обязанностей и ответственности участников экономической деятельности, в связи с частными изменениями процесса НБИК-конвергенции и расширением сферы влияния, а также высокой степенью значимости для экономического роста. Участие стейкхолдеров в разработке консолидированных программ и мероприятий по регулированию развития конвергентных технологий, подкрепленное высоким уровнем полномочий и сфер компетенций.
    Использование конвергентных технологий требует решения принципиально новых правовых проблем, возникающих при регулировании процессов их развития, таких как обработка и доступность цифровых данных, регулирование платформенной экономики и др.
  • развитие цифровой культуры и возможностей, ориентированных на открытое взаимодействие и продвижение НБИК-технологий в результате осуществления предлагаемой модели. Разработка программ цифрового развития, внедрения НБИК-технологий требует определения принципов культурной политики, которые ускоряют применение новых технологий в интересах общества. Учитывая значимость данных процессов и необходимость их существенного ускорения, необходимо предусмотреть совместную разработку программ культурного и цифрового развития. Важным вопросом является готовность граждан принять риск, приверженность изменению сложившегося образа мыслей и ориентация на постоянное повышение своих компетенций.
    В итоге происходит создание всех необходимых условий для адаптации цифровой культуры, учета многообразия интересов, взаимных ожиданий, доверия и обеспечение заинтересованности в успешной трансформации со стороны всех участников.

III этап.   Проактивная политика и системы управления. Конвергентные технологии с неизбежностью рождают новые вызовы, новые отношения и, соответственно требуют заметных институциональных преобразований. Степень максимизации выгод будет зависеть от качества управления – правил, норм, стандартов, стимулов и других механизмов, которые формируют разработку и внедрение каждой конкретной технологии. Углубление дисбаланса между технико-экономической и социально-институциональной сферами, требует более адаптируемых к новой модели институтов, инновационного обновления политики и стратегий регионального развития, реализации новых принципов трансфера технологий, активизации передовых способов управления технологическими платформами.

Распространение НБИК-технологий оказывает существенное влияние на производство, государственное управление, здравоохранение, образование и другие направления дополняя возможности развития экономики России. Это дает нам право говорить, что конвергентные технологии играют важную роль в развитии технологических платформ как единого организационно-экономического механизма управления на микро-, мезо- и макроуровнях, и создают предпосылки не только для экономического роста, но и для повышения уровня и качества жизни населения. Разработка отдельного сценария технологического развития для каждой платформы и углубление кооперационных связей между участниками может дать существенный мультипликативный эффект в развитии экономики в национальном масштабе.

Существующая потребность в глобальном пространстве, где ведущие технологические компании, гражданское общество могут сотрудничать в целях разработки норм гибкой политики и партнерских отношений, может быть реализована в виде адаптивных, высокотехнологичных платформ, которые будут положительно воздействовать, и обеспечивать устойчивый экономический рост.

IV этап. Выработка многомерной стратегии масштабирования. Следствием развития экосистемы является создание цифровых коммуникационных платформ с определенным набором функций, которые позволят решать следующие прикладные задачи: обмен опытом и масштабирование положительных практик развития НБИК-технологий эффективно содействующих новой индустриализации. Реализация предлагаемой модели, основанной на беспрерывном процессе конвергенции технологий, позволит разрабатывать и масштабировать инструменты управления, которые будут использоваться для решения проблем, связанных с новыми технологиями.

 

Заключение

В связи с установленной неоднородностью регионов России по группам показателей оценки общеэкономических условий возникает необходимость использования организационного эффекта, определяемого кластерным подходом. Однородные кластеры регионов меняют составляющие компетенций и стандартов, для них возможно установление унифицированных методических правил и процедур организации процесса управлением экономическим ростом с учетом влияния конвергентных технологий.

Основным сдерживающим фактором внедрения конвергентных технологий является низкий уровень экономического развития отдельных регионов. Слабые позиции по уровню инновационно-технической составляющей объясняются низкой синергией технологического и инновационного развития субъектов РФ, незначительной зависимостью определяющих секторов экономики от уровня развития новых технологий.

Учет выявленного уровня базовых навыков использования новых технологий в большинстве регионов, позволит формировать на базе выделенных кластеров сеть точек неоиндустриального роста, кооперации и воспроизводства новых технологий и высококачественного человеческого капитала, базирующегося на новых образовательных парадигмах. Повышение качества человеческого капитала предполагает выполнение ряда условий по повышению качества высшего профессионального образования, в том числе мероприятия активизации инвестиций в человеческий капитал.

Выявленные условия и факторы экономического роста регионов России позволили авторам разработать модель процесса влияния конвергентных технологий на экономический рост и сформировать рекомендации по реализации модели в региональной политике. Основные направления реализации данной модели предполагают, во-первых, стимулирование межрегиональных интеграционных процессов в области новых технологий, и во-вторых, создание более эффективной среды для взаимодействия участников регионального развития.

 

Список литературы

  1. Acemoglu D., Laibson D., List J. (2015), Macroeconomics, 1-st edition, Pearson Education, Inc.
  2. Амосов А. Можно ли отложить до 2017 г. поворот к новому индустриальному развитию // Экономист. – 2015. – № – С. 3–13.
  3. Аузан А.А. «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития – эволюция гипотез // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – – № 1. – С. 3–17.
  4. Глазьев С.Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики // Экономическая наука современной России. – – № 2 (57). – С. 27–42.
  5. Губанов С.С. Новая индустриализация и сектор рециклинга // Экономист. – – № 12. – С. 3-11.
  6. Draca M., Sadun, R., & Van Reenen, J. (2007), Productivity and ICT: A review of the evidence, pp. 100-147, In R. Mansell (Ed.), The Oxford Handbook of Information and Communication Technologies, Oxford University Press.
  7. Иншаков О.В. Ядро развития в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. – – № 1. – С. 11–25.
  8. Иншаков О.В., Иншакова Е.И. Кластерное развитие российской наноиндустрии как стратегический компонент «умной специализации» регионов // Региональная экономика. Юг России. – – № 4 (18). – С. 4–15.
  9. Mankiw N.G. (2016), Macroeconomics, 9-th edition, Harvard University, Worth Publishers, N.Y.
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»» (в ред. от 22.05.2019 N 11111). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/854091cacc247df1c6774f4f03b0ac1ce496921c/ (дата обращения 25.07.2019)
  11. Постановление Правительства РФ от 29.09.2017 N 1184 (ред. от 10.09.2018) «О порядке разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (вместе с «Положением о разработке и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации НТИ»). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_279244/ (дата обращения 25.07.2019)
  12. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 25.07.2019)
  13. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения 25.07.2019)
  14. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.13 N 2036-р (ред. от. 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/ (дата обращения 25.07.2019)
  15. Sahin O., Can N., Demirbas E. (2014), The effects of infrastructure Determinants on Economic Growth: European Union Sample // Eurasian Journal of Business and Economics. – 7 (13). – pp. 11–27.
  16. Van Reenen J., Bloom N., Draca M., Kretschmer T., & Sadun R. (2010), The economic impact of ICT. Final report. Centre for Economic Performance, London School of Economics, London.
  17. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017 — 2030 годы». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 25.07.2019)
  18. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 25.07.2019)
  19. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_164841/ (дата обращения 25.07.2019)

 

Literature

  1. Acemoglu D., Laibson D., List J. (2015), Macroeconomics, 1-st edition, Pearson Education, Inc.
  2. Amosov A. (2015), Can it be postponed to 2017, a turnout to new industrialized development [Mozhno li otlozhit’ do 2017 g. povorot k novomu industrial’nomu razvitiyu]// Ekonomist. – 3. – pp. 3–13.
  3. Аuzan А.А. (2015), Path dependence problem: the evolution of approaches [Problema zavisimosti ot traektorii predshestvuyushhego razvitiya – evolyutsiya gipotez] // Moscow University Economics Bulletin. Series 6. Economics. – 1. – pp. 3–17.
  4. Glaziyev S.Yu. (2012), The modern theory of long waves in economic development [Sovremennaya teoriya dlinnykh voln v razvitii ekonomiki] // Economics of Contemporary Russia. – 2 (57). – pp. 27–42.
  5. Gubanov S.S. (2014), New industrialization and recycling sector [Novaya industrializatsiya i sektor retsiklinga] // – No. 12. – pp. 3–11.
  6. Draca M., Sadun, R., & Van Reenen, J. (2007), Productivity and ICT: A review of the evidence, pp. 100-147, In R. Mansell (Ed.), The Oxford Handbook of Information and Communication Technologies, Oxford University Press.
  7. Inshakov O.V. (2003), «Development Nucleus» in the Light of the New Factors of Production Theory [Yadro razvitiya v kontekste novoy teorii faktorov proizvodstva] // Economics of Contemporary Russia. – 1. – pp. 11–25.
  8. Inshakov O.V. and Inshakovа, E.I. (2017), Cluster development of Russian nanoindustry as a strategic component of smart specialization of the regions [Klasternoe razvitiye rossiyskoy nanoindustrii kak strategicheskiy komponent «umnoy spetsializatsii» regionov] // Regional Economy. South of Russia. – 4 (18). – pp. 4–15.
  9. Mankiw N.G. (2016), Macroeconomics, 9-th edition, Harvard University, Worth Publishers, N.Y.
  10. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 316 «On the Improvement of the Governmental Programme of the Russian Federation «Economic Development and Innovative Economy»» [Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 15.04.2014 N 316 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika»»] (in force as of October 14, 2019). Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/
  11. Resolution of the Government of the Russian Federation of September 29, 2017 No. 1184 (as amended on September 10, 2018) «On the Development and Implementation of Activity Plans («Road Maps») on Improvement of Legislation and Elimination of  Administrative Barriers to Provide the Implementation of the National Technological Initiative and Make Amendments to Some Acts of the Government of the Russian Federation» (together with the «Regulation on Development and Implementation of  Activity Plans («Road Maps») on Improvement of Legislation and Elimination of  Administrative Barriers to Provide the Implementation of the NTI»). [Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 29.09.2017 N 1184 (red. ot 10.09.2018) «O poryadke razrabotki i realizatsii planov meropriyatiy («dorozhnykh kart») po sovershenstvovaniyu zakonodatel’stva i ustraneniyu administrativnykh bar’erov v tselyakh obespecheniya realizatsii Natsional’noy tekhnologicheskoy initsiativy i vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitel’stva RF» (vmeste s «Polozheniem o razrabotke i realizatsii planov meropriyatiy («dorozhnykh kart») po sovershenstvovaniyu zakonodatel’stva i ustraneniyu administrativnykh bar’erov v tselyakh obespecheniya realizatsii NTI»)] Access Mode:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_279244/
  12. Order of the President of the Russian Federation of November 17, 2008 No, 1662-r (as amended on September 28, 2018) «On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020». [Rasporyazheniye Pravitel’stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda»] Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
  13. Order of the Government of the Russian Federation of December 08, 2011 No. 2227-r (as amended on October 18, 2018) «On Improvement of the Strategy for Innovation Development of the Russian Federation for the Period up to 2020». [Rasporyazheniye Pravitel’stva RF ot 08.12.2011 N 2227-r (red. ot 18.10.2018) «Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda»] Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
  14. Order of the Government of the Russian Federation of November 01, 2013 No. 2036-r (as amended on October 18, 2018) «On Improvement of the Strategy for Development of Information Technologies Branch in the Russian Federation for 2014-2020 and Beyond up to 2025». [Rasporyazheniye Pravitel’stva RF ot 01.11.13 N 2036-r (red. ot. 18.10.2018) «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya otrasli informatsionnykh tekhnologiy v RF na 2014-2020 gody i na perspektivu do 2025 goda»] Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/
  15. Sahin O., Can, N., and Demirbas, E. (2014), The Effects of Infrastructure Determinants on Economic Growth: European Union Sample // Eurasian Journal of Business and Economics. – 7 (13). – pp. 11–27.
  16. Van Reenen J., Bloom N., Draca M., Kretschmer T., & Sadun R. (2010), The economic impact of ICT. Final report, Centre for Economic Performance, London School of Economics, London.
  17. Decree No. 203 of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 — 2030». [Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 N 203 «O Strategii razvitiya informatsionnogo obshhestva Rossiyskoy Federatsii na 2017 — 2030 gody»] Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
  18. Decree No. 208 of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 «On the Strategy for Economic Safety in the Russian Federation for the Period up to 2030». [Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 N 208 «O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda»] Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
  19. Federal Law «On strategic planning in the Russian Federation» dd. 28.06.2014 No 172-FL. [Federal’nyy zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 28.06.2014 N 172-FZ] Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_164841/

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *