Главная страница » Публикации » №2 (58) » Актуальные проблемы инновационного управления региональной экономикой

Актуальные проблемы инновационного управления региональной экономикой

Topical Issues of Regional Economy Innovation Management

Авторы

Новоселов Александр Сергеевич
доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом
Россия, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
asnov@ieie.nsc.ru
Волянская Татьяна Васильевна
ведущий инженер
Россия, Институт экономики и организации промышленного производства CO РАН
vtv@ieie.nsc.ru
Фалеев Александр Васильевич
кандидат экономических наук, ведущий инженер
Россия, Институт экономики и организации промышленного производства CO РАН
office-kg@mail.ru

Аннотация

Исследованы проблемы модернизации и повышения эффективности управления социально-экономическим развитием региона в условиях разработки новой системы государственного и муниципального управления. Предложен инновационный подход к региональному управлению, особенностью которого является учет объективных условий и противоречий социально-экономического развития региона, ориентация управления на повышение конкурентоспособности региональной экономики, использование новых методов и инструментов государственного регулирования и планово-прогнозной деятельности на региональном уровне. Выявлены направления повышения эффективности регионального управления на основе реализации инновационных методов управления. На основе обобщения опыта практической деятельности региональных органов власти, оценки эффективности регионального управления и сравнительного анализа схем и процедур предплановых разработок, диагностики и прогнозирования предложены рекомендации, обеспечивающие единство и взаимосвязь между региональным и муниципальным уровнями управления.

Ключевые слова

Региональное и муниципальное управление, инновации, противоречия социально-экономического развития, конкурентоспособность, государственное регулирование, региональное планирование и прогнозирование

Финансирование

Исследование выполнено в рамках государственного задания по проекту XI.173.1.2. «Стратегическое управление региональным и муниципальным развитием: концепция и принципы реализации» № АААА-А17-117022250118-6.

Рекомендуемая ссылка

Новоселов Александр Сергеевич , Волянская Татьяна Васильевна , Фалеев Александр Васильевич

Актуальные проблемы инновационного управления региональной экономикой// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (58). Номер статьи: 5811. Дата публикации: 19.06.2019. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5811/

Authors

Novoselov Aleksandr Sergeevich
Doctor of Economics, Professor, Head of Department
Russia, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
asnov@ieie.nsc.ru
Volyanskaya Tat'yana Vasil'evna
Leading Engineer
Russia, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
vtv@ieie.nsc.ru
Faleev Aleksandr Vasil'evich
Candidate of Economics, Leading Engineer
Russia, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
office-kg@mail.ru

Abstract

This paper deals with the problems of modernization and enhancement of regional socio-economic development governance in the context of elaboration of a new system of public administration and local government. An innovative approach to regional governance has been offered, the peculiar feature of which being taking into account of the objective conditions and controversies of socio-economic development of a region, the orientation of management at the improving of regional economy competitiveness and the use of new instruments of state regulation, planning and forecasting methods at a regional level. The ways of enhancing regional governance on the basis of implementation of innovative management practices have been identified. Based on performance evaluation of regional governance and generalization of its experience, and on the basis of comparative analysis of pre-planning schemes and procedures, diagnostics and forecasting methods, a set of recommendations ensuring the unity and interconnection between regional and municipal levels of administration has been worked out.

Keywords

Regional and municipal governance, innovation, controversies of socio-economic development, competitiveness, state regulation, regional planning and forecasting

Project finance

The study was performed within the framework of the state assignment for the project XI.173.1.2. “Strategic Management of Regional and Municipal Development: Concept and Principles of Implementation” No. AAAA-A17-117022250118-6.

Suggested Citation

Novoselov Aleksandr Sergeevich , Volyanskaya Tat'yana Vasil'evna , Faleev Aleksandr Vasil'evich

Topical Issues of Regional Economy Innovation Management// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (58). Art. #5811. Date issued: 19.06.2019. Available at: https://eee-region.ru/article/5811/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Проводимые исследования систем управления в Российской Федерации показывают, что региональный и муниципальный уровни отличаются недостаточной подготовленностью к переходу на инновационные методы управления, соответствующие новым отношениям между субъектами региональной экономики. Это обусловлено противоречиями между законодательной основой и финансово-экономическим положением и неопределённостью места регионов и муниципальных образований в сложившейся системе управления,  отсутствием финансово-экономических стимулов, объективно отражающих интересы и функции регионального звена системы управления, а также  недостаточной результативностью и эффективностью регионального и муниципального управления. В связи с этим возникает потребность в разработке инновационных подходов к региональному и муниципальному управлению, которые должны обеспечить эффективное управление в условиях новой финансово-экономической среды и новых отношений между её элементами.

Проблемы инновационного управления в настоящее время становятся всё более актуальными [1-3]. Это проявляется во всех важнейших сферах жизнедеятельности общества. В системе законодательных органов наблюдается значительный рост принимаемых нормативных и иных процедурных актов и положений, касающихся инновационных преобразований структур и механизмов управления процессами социально-экономического развития регионов. В сфере исполнительной власти идёт постоянный процесс реформирования управленческих структур как по кадровому составу, так и по функциональному содержанию, вплоть до полного упразднения одних институтов власти и создания других, принципиально новых. Общественные организации (как свидетельствуют преобладающие в средствах массовой информации темы обсуждений) осуществляют критику существующего положения и открытую полемику с представителями органов власти.

Для бизнес-структур характерно неприятие действующей системы налогообложения, лицензирования, механизма регулирования тарифов на услуги естественных монополий, таможенной политики и других инструментов и методов участия государства в управлении экономикой. В совокупности это привело к неприятию управленческой политики органов власти как в форме прямого от неё отказа (теневая экономика), так и в виде неполного её исполнения (уход от налогов, недекларируемые доходы и т.п.).

В сфере научного и экспертного сообщества наблюдается рост интереса к исследованию проблем теории и практики управления на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований, поиску путей модернизации системы государственного и муниципального управления в целях повышения её эффективности [4-6].

Необходимость перехода к инновационному управлению обусловлена процессами структурной перестройки экономики регионов, изменением каналов и форм поступления необходимых для развития ресурсов. В период до принятия санкций по отношению к России экономика её регионов характеризовалась высокой степенью открытости. Всё в большей степени усиливались взаимосвязи регионов, являющихся подсистемами глобальной экономической системы. Поскольку регионы являлись открытыми системами, это предполагало тесные зависимости процессов формирования товарных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и реализации конечной продукции каждого региона от размещения производства и потребления, структуры межрегиональных связей в масштабе не только России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Значительное ускорение инноваций, проявляющееся в быстром распространении новых знаний и технологий в различных регионах, компьютеризация экономической деятельности меняют характер ведения бизнеса, государственного и муниципального управления. Развитие информатизации усиливает интеграционные процессы посредством обмена коммерческой, производственной, научно-технической информации, резко возрастает роль знаний и инноваций в управлении экономическим развитием регионов и обеспечении их устойчивой конкурентоспособности.

В настоящее время в связи с реализацией национальных проектов усиливается необходимость в инновационных подходах к системе управления на региональном уровне и разработке направлений её модернизации с целью повышения эффективности социально-экономического развития регионов в условиях финансово-экономического кризиса. Поскольку в условиях кризиса происходит структурная перестройка экономики, и создаются новые элементы государственного регулирования рыночной системы, функционирующие одновременно с элементами старой системы, – необходимы исследования проблем управления в регионе во взаимодействии с различными бизнес-структурами, анализ экономических предпосылок инноваций в системе управления. Таким образом, разработка инновационных подходов к системе управления  региональной экономикой должна основываться на понимании того, что, во-первых, региональная экономическая система имеет сложную структуру, во-вторых, составные элементы этой системы требуют для своего управления разработки специфического механизма управления,  в-третьих, эти механизмы  должны  быть взаимно непротиворечивы.

В общем случае управление социально-экономическим развитием регионов представляет собой процесс постоянного разрешения противоречий между различными структурами общественно-экономической системы, возникающих из-за различия интересов этих структур и общей ограниченности ресурсов, используемых структурами для достижения своих интересов. Инновации в разработке механизма разрешения противоречий на всех уровнях социально-экономического развития предполагают внедрение программно-целевого подхода в управлении. Теория программно-целевого подхода хорошо известна, но её использование на практике происходит с постоянными нарушениями основных принципов программно-целевого управления.

Для того чтобы стратегические цели социально-экономического развития региона носили объективный характер, они должны отражать интересы основных участников общественно-экономической жизни – населения, бизнес-сообщества и власти. Во всём мире носителем социальных целей населения являются общественные организации. Взаимодействие местных администраций с общественными организациями позволяет отслеживать интересы населения в динамике и учитывать их при принятии решений, обеспечивает поддержку населения решениям органов власти и позволяет предупреждать возможные социальные конфликты. Определение социальных приоритетов развития может быть сделано только совместными усилиями населения и администрации, которые могут быть положены в основу экономических расчётов. Зарубежный опыт показывает, что привлечение населения к обсуждению и реализации программ социального развития является необходимым условием создания стабильной социальной обстановки на территории, лучшего понимания существующей ситуации, поддержки населением инициатив государственных и местных органов власти [7-9].

Общая эффективность деятельности региональной администрации будет определяться тем, насколько обоснованы и реалистичны планы, отражающие совокупность экономических интересов субъектов региональной экономики, и насколько механизм мобилизации финансовых ресурсов обеспечивает их потребность. Таким образом, эффективность развития региональной экономики определяется объективно сформулированными целями, качеством планово-прогнозных разработок, организационно-управленческими структурами, осуществляющими процесс реализации этих разработок, и совокупностью используемых инструментов механизма управления.

Анализ зарубежного опыта инновационного управления социально-экономическим развитием региона позволяет сделать вывод о возможности его использования в России [10-12]. На основе анализа зарубежного опыта, где негосударственные организации бизнесменов участвуют в управлении социально-экономическим развитием региона, могут быть созданы аналогичные организации в регионах России – как на региональном, так и на межрегиональном уровне. Ряд функций по обеспечению экономического взаимодействия предприятий и организаций региона в решении проблем социально-экономического развития могут взять на себя уже созданные в регионах общественные организации, союзы и ассоциации: региональные ассоциации и союзы промышленных предприятий, коммерческих банков, организаций малого бизнеса и др. Функции межрегионального взаимодействия в решении проблем социально-экономического развития регионов осуществляют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов  Федерации.

 

Возможности повышения конкурентоспособности региональной экономики на основе инновационного управления

Мировой опыт развития показывает, что экономика регионов в XXI веке характеризуется инновационными преобразованиями, связанными с усилением межрегиональной конкуренции: приоритетным развитием сферы рыночных, финансовых и информационных услуг, основанных на инновациях. Первоочередное развитие этой сферы позволяет усилить конкурентные преимущества регионов [13-15].

В результате экономических реформ и инноваций происходят глубокие структурные сдвиги в региональной экономике, возникают новые бизнес-структуры, расширяется производство новых товаров и услуг, распространяются инновации в сферах промышленности, торговли и сфере услуг на основе современных технологий. Эти процессы во многом связаны с усилением интеграции регионов с мировой экономикой. Многие предприятия, производящие товары и услуги, активно сотрудничают с зарубежными фирмами в различных формах: создание холдингов и совместных предприятий, приобретение патентов, лицензий на производство товаров, товарных марок иностранных фирм, организация сборки готовой продукции из импортных деталей, импорт оборудования, сырья, упаковочных материалов и др. В результате расширяется производство наукоёмкой продукции, повышается уровень качества и ускоряются темпы обновления продукции. Расширение ассортимента производства товаров, а также рост масштабов импорта приводит к усилению конкуренции на региональном рынке и обострению проблемы реализации товаров.

Происходящие процессы трансформации экономики регионов не могут не влиять на показатели концентрации и специализации производства. Специфика российского монополизма современного периода состоит не только в высококонцентрированном уровне производства товаров и услуг и большем размере предприятий относительно ёмкости региональных рынков, сколько в узкой специализации многих производств, инфраструктурных, коммунальных услуг – технологических монополий. В числе мер, позволяющих преодолевать монополизм, в том числе технологический, следует отметить диверсификацию производства, формирование параллельных конкурирующих предприятий, сбалансированные программы стимулирования экспорта. Разделение предприятий в целях демонополизации показало, что такой подход можно использовать лишь в исключительных случаях и именно потому, что технологические монополии практически неразделимы. Стимулирование диверсификации производства позволяет укрепить экономическое положение предприятий и развитие их конкурентоспособности как на региональных, так и на внешних рынках.

В современном мире одной из особенностей структуры экономики многих регионов является то, что наряду с усилением роли и значения ведущих корпораций и расширением их производственных программ действует много мелких и средних инновационных фирм, и их число увеличивается. Основной причиной этого является специализация малых предприятий, которые производят наукоёмкую продукцию и услуги и по своим экономическим показателям находятся впереди крупных, но менее специализированных предприятий.

Под воздействием специализации происходит увеличение численности малых инновационных предприятий, что не подрывает позиции ведущих корпораций, а наоборот, усиливает их. На основе системы кооперированных поставок и узкой специализации большинство мелких инновационных фирм втягиваются крупными корпорациями в сферу своего влияния. Изготавливая отдельные изделия или узлы, эти фирмы становятся субпоставщиками ведущих компаний, что выгодно корпорациям, так как узкая специализация повышает качество изделий и снижает издержки производства. Такая производственная структура позволяет создавать продукцию, которая и по технико-экономическим параметрам, и по коммерческим условиям поставки во многих случаях наиболее конкурентоспособна по сравнению с аналогичными товарами других стран.

В процессе осуществления инноваций основные преимущества регионов обусловливаются не факторами производства, а конкурентной позицией региона – новатора в технологическом плане. В соответствии с концепцией технологического разрыва регион-новатор, в котором впервые появились технические новшества и новые продукты, становится на определённое время монополистом по производству данных продуктов. В результате между регионами, обладающими техническими новшествами и не имеющими их, образуется технологический разрыв. После покупки лицензий или освоения производства аналогичных товаров в других регионах технологический разрыв будет постепенно преодолеваться, сокращая соответствующие преимущества в сфере межрегиональной торговли. Поскольку технические нововведения постоянно возникают в различных регионах и отраслях, технологические разрывы существуют постоянно и стимулируют развитие межрегиональных и международных связей на рынках различных товаров и услуг.

Современные тенденции и закономерности развития рынков наукоёмких продуктов обусловлены последовательностью стадий развития цикла жизни продуктов: внедрения, роста, зрелости и старения. На первом этапе реализация новых продуктов осуществляется в основном на региональном рынке. На следующем этапе расширяется экспорт в другие регионы и страны, создаются предпосылки для организации производства данных товаров в других индустриально-развитых странах и регионах. Впоследствии производство перемещается в развивающиеся страны и регионы с последующим вывозом в страны нововведений. На последнем этапе продукты перестают быть новыми, происходит сокращение спроса на региональных рынках сначала развитых стран, а затем и в отсталых и депрессивных регионах. Производство данных продуктов сокращается, начинается внедрение новых более совершенных товаров. Продолжительность циклов жизни различных продуктов может составлять от нескольких лет до десятилетий, а число этапов может меняться. При этом развитие межрегионального и международного разделения труда предопределяет увеличение продолжительности циклов жизни продуктов.

Процессы трансформации всех сфер экономической деятельности, происходящие в последнее время под влиянием инноваций, приводят к ослаблению традиционных конкурентных преимуществ регионов в сфере территориального разделения труда, таких как наличие необходимых природных ресурсов, дешёвой рабочей силы, выгодное географическое положение.

Согласно экспертным оценкам, в развитии региональных систем появились новые тенденции, связанные с углублением территориального и международного разделения труда, развитием технологического разделения труда на основе подетальной и пооперационной специализации предприятий различных стран и регионов. Происходит формирование устойчивых технологических связей между предприятиями различных стран и регионов, что во многом обусловлено деятельностью транснациональных корпораций, которые представляют собой крупнейшие многоотраслевые комплексы, располагающие сетью филиалов и дочерних компаний в различных регионах мира. Между звеньями корпораций проходят крупные товарные, финансовые и информационные потоки, образующие относительно самостоятельную сферу внутриотраслевой и внутрифирменной торговли, в которую вовлечены регионы различных стран мира.

Если раньше межрегиональная и международная торговля имела в основном межотраслевой характер, то в последние годы стала расширяться сфера внутриотраслевой торговли наукоёмкими продуктами и товарами с высокой добавленной стоимостью. С ростом номенклатуры выпускаемой продукции, расширением ассортиментной структуры рынка возросла потребность в межрегиональной специализации производства различных видов товаров в рамках отдельных отраслевых товарных групп. Многие регионы стали одновременно ввозить и вывозить товары одной отраслевой группы. Развитие межрегиональных и международных связей определяется не факторами производства, а зависит, прежде всего, от условий спроса, определяемых величиной национального дохода на душу населения.

В настоящее время значительная часть межрегиональных и международных экономических связей представляет собой внутрифирменную торговлю. Оборот внутрифирменной торговли составляют в основном полуфабрикаты, комплектующие изделия, используемые при сборке готовой продукции (автомобилей, компьютеров, бытовой техники и др.), а также разнообразные виды услуг:  инжиниринг, лизинг, обмен информационными ресурсами. Особую роль в обороте внутрифирменной торговли играют транснациональные корпорации, развитие которых в последние десятилетия во многом определяет динамику и структуру межрегиональных и международных связей – как на мировом рынке, так и на региональных рынках различных стран.

 

Направления повышения эффективности регионального управления на основе реализации инновационных методов управления

Реформирование системы управления характеризуется переходом к экономической самостоятельности региональных систем и передачей отдельных полномочий федеральных органов управления на региональный уровень. В связи с этим необходимо управленческие инновации в совершенствовании системы экономических и административных методов, обеспечивающих эффективное развитие экономики в условиях демократизации управленческих функций, действия рыночных механизмов мотивации и при изменении методологии регионального  управления.

Исследование проблем, возникающих в процессе реформирования регионального и муниципального управления, позволяет сформулировать основные направления инноваций в системе управления экономикой региона:  нацеленность на достижение общественно значимых результатов,  повышение качества  и  доступности государственных  услуг, снижение избыточного вмешательства региональных органов управления в экономику, снижение издержек от неэффективности закупок для государственных нужд, повышение общественного доверия к региональным органам управления.

Основными критериями повышения эффективности новой системы государственного и муниципального управления должны стать:  приближение показателей качества регионального управления к уровню развитых стран, соблюдение стандартов государственных услуг, повышение эффективности закупок для государственных нужд, снижение затрат субъектов региональной экономики на получение государственных услуг, повышение уровня удовлетворенности потребителей качеством и доступностью государственных услуг, снижение издержек бизнеса, связанных с избыточным государственным регулированием, снижение коррупционных потерь в экономике, повышение измеряемого уровня доверия населения к государству.

По оценкам экспертов, конечными результатами формирования новой системы государственного и муниципального управления являются повышение конкурентоспособности экономики региона, улучшение инвестиционного климата, рост качества жизни, повышение управляемости на региональном и муниципальном уровне, рост эффективности бюджетных расходов, упрочение согласия регионального сообщества.

Анализ опыта реализации экономических реформ наглядно показывает, что для достижения целей регионального управления недостаточно их сформулировать, обеспечить правовую базу и разработать план действий. Для того чтобы добиться существенных общественно-значимых результатов, необходимо внедрение системы управления по результатам, которая увязывает цели, мероприятия, а также ресурсы, необходимые для достижения целей управления. Эта система использует механизм проектного управления, применение которого позволяет осуществлять контроль не только на стадии принятия решений, но и на стадии их исполнения. В его отсутствие значительно затрудняется достижение намеченных результатов как на региональном, так и на муниципальном уровне управления. Внедрение этого механизма в равной мере важно и для формирования новой системы государственного регулирования в целом, и для решения многих других задач, связанных с осуществлением структурных преобразований в экономике. Работа по его практическому применению должна осуществляться в тесной увязке с внедрением механизма целеполагания и бюджетирования по результатам.

Одним из направлений формирования новой системы государственного регулирования является определение необходимых и устранение избыточных функций управления, а также поддержание оптимального состава функций, направленное на устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику. В целях упразднения полномочий и функций региональных органов управления, признанных избыточными, следует разработать и принять изменения в действующем законодательстве.

Развитие механизмов саморегулирования процессов социально-экономического развития региона также позволит повысить эффективность регулирования различных видов деятельности. Такие институты саморегулирования, как страхование ответственности, участие в компенсационном фонде могут обеспечить более эффективную защиту прав потребителей, чем такие государственные методы, как лицензирование. В результате станет возможным развитие эффективных институтов саморегулирования, которым может быть передана часть функций, исполняемых сейчас государственными и муниципальными органами управления.

Для повышения доверия местного сообщества к региональным органам управления необходимо создание системы своевременного информирования населения региона о деятельности государственных и муниципальных органов, позволяющей им влиять на  принимаемые общественно-значимые решения. Для обеспечения открытости деятельности органов управления необходимо:  во-первых, принять законодательство о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов управления, закрепляющее принцип раскрытия любой информации, кроме конфиденциальной, по запросам населения либо через общедоступные информационные системы, а также законодательно урегулировать вопрос закрытия информации;  во-вторых, разработать и  внедрить удобные для пользователей порталы региональных и муниципальных органов управления, содержащие необходимую информацию для бизнеса и населения;
в-третьих, создать действенные каналы влияния регионального сообщества на принимаемые решения через публичные обсуждения, проведение обязательных консультаций на ранних стадиях принятия решения, общественные экспертизы социально значимых решений. При этом должны быть разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие требования к организации публичных обсуждений, частно-государственных консультаций, а также методические материалы и рекомендации по их реализации.

Одна из приоритетных задач инноваций в управлении социально-экономическим развитием региона состоит в необходимости обеспечить непрерывность процессов прогнозирования, планирования и мониторинга в общей системе управления. Создание системы планово-прогнозных документов, отражающих особенности современных общественно-экономических отношений, является необходимым условием формирования эффективной системы управления регионом.

Эффективная система планово-прогнозных документов, обеспечивающих управление социально-экономическими процессами региона, должна включать следующие блоки:

  • блок экономической диагностики регионального развития с целью определения совокупности признаков, характеризующих ход и характер регионального воспроизводственного процесса и противоречий, сопровождающих этот процесс, а также выявление экономических кластеров, способных обеспечить повышение конкурентоспособности и рост темпов социально-экономического развития региона;
  • разработку концепции социально-экономического развития региона, включающую системные институциональные преобразования и ориентированную на инновационное развитие экономики;
  • сценарный блок как методологическую основу прогнозирования долгосрочного регионального развития с учётом внутренних  возможностей и угроз внешней среды;
  • разработку стратегии социально-экономического развития региона, которая содержит приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов власти и обеспечивает сбалансированность целей и финансово-экономических условий развития региона;
  • разработку форм и методов региональной политики, управленческих механизмов, системы мониторинга, обеспечивающих практическую реализацию стратегии социально-экономического развития региона.

Для того чтобы стратегические цели социально-экономического развития объективно отражали интересы регионального сообщества, обоснование этих целей должно опираться на взаимодействие бизнес-структур, местного сообщества и власти. Взаимодействие с бизнесом и общественными организациями позволяет выявлять экономические и социальные интересы в динамике и учитывать их при принятии решений; кроме того, это обеспечивает поддержку решений органов власти бизнес-структурами и позволяет предупреждать возможные социальные конфликты. Определить социально-экономические приоритеты развития региона можно только совместными усилиями регионального сообщества, бизнеса и администрации.

Разработка стратегических планово-прогнозных документов – это сложный процесс, но неизмеримо более сложной является их реализация, особенно учитывая неизбежные изменения, происходящие в конкурентной среде. Поэтому обязательным элементом управленческого процесса является функция мониторинга, основанная на системе индикаторов, позволяющих давать количественную оценку результативности социально-экономического развития и уровня достижения поставленных целей и задач. Система целевых индикаторов должна отвечать определенным требованиям:

  • она не должна быть громоздкой, а число целевых индикаторов не должно быть безразмерным;
  • система индикаторов должна адекватно отражать поставленные задачи;
  • система индикаторов не должна включать случайные показатели только потому, что они имеются в статистике;
  • по мере удаления перспективы число индикаторов должно сокращаться;
  • в качестве интегральных индикаторов, позволяющих оценить достижение цели, предлагается использовать показатели динамики численности населения территории и динамики объёмов привлекаемых инвестиций;
  • с помощью одного или нескольких частных индикаторов должна быть возможность оценить уровень достижения каждой поставленной задачи и, тем самым, оценить эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти.

Исходя из этих требований, систему индикаторов оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти можно представить следующим образом:

  • интегральные индикаторы, характеризующие экономическое развитие территории: динамика роста численности населения муниципального образования и инвестиционных вложений;
  • индикаторы, характеризующие социальное развитие: средняя заработная плата, среднедушевые денежные доходы, среднедушевая обеспеченность жильём, среднедушевой розничный товарооборот,  доля населения, получающего субсидии и дотации;
  • индикаторы, характеризующие инфраструктурное развитие территорий: объём дорожного строительства, доля дорог с твёрдым покрытием, обеспеченность энергетическими объектами и др.;
  • индикаторы, характеризующие дифференциацию пространственного социально-экономического развития (различия в основных показателях уровня жизни).

 

Заключение

Общая оценка совокупности принятых мер по совершенствованию регионального управления и имеющихся предложений, в целом характеризующих общую концепцию экономического реформирования на региональном уровне, позволяет сделать следующие выводы:

  • основные элементы социально-экономической системы регионов не одинаково подготовлены к переходу к новой модели регионального управления;
  • чётко не определены полномочия органов власти иерархической системы территориального управления;
  • не обоснованы экономические, социальные и финансовые нормативы, которые должны выполнять функции финансово-экономических инструментов, обеспечивающих достижение целей и задач комплексного социально-экономического развития;
  • в отдельных звеньях управления экономикой региона отсутствует мировоззренческая восприимчивость и подготовленность кадров к переходу на новую модель регионального управления.

Отсюда следует, что модернизация системы управления экономикой субъекта Федерации должна носить поэтапный характер и предполагать постоянную замену неэффективных элементов хозяйственного механизма. На первом этапе необходимо обеспечить выполнение следующих задач:

  • исходя из приоритетов экономического и социального развития региона, обосновать полномочия, конкретные права, обязанности и функции органов регионального управления и местного самоуправления;
  • разработать систему региональных планово-прогнозных и нормативных документов, обеспечивающих высокую надёжность и качество управления;
  • упорядочить организационную структуру управления в соответствии с кругом решаемых задач, повысить эффективность управления, упростив схему управления, упразднив многозвенность и нерациональные затраты;
  • разработать научно обоснованные регуляторы, обеспечивающие создание экономической заинтересованности между деятельностью местных органов управления и  бизнес-структурами, расположенными на территории;
  • сформировать необходимую информационную базу региональной и муниципальной статистики, которая бы давала возможность исследовать региональные финансово-экономические пропорции воспроизводства и инструменты воздействия с целью их изменения в нужном направлении;
  • создать необходимую инфраструктуру для перехода к современным методам управления с широким использованием новых информационных технологий.

Таким образом, в результате инноваций в системе регионального управления станет возможным принимать решения, которые реальны с точки зрения наличия соответствующих финансово-экономических возможностей региона заинтересовывать бизнес-структуры, расположенные в регионе, в решении общерегиональных задач по усилению конкурентных позиций региона, наращиванию его финансово-экономического потенциала, не прибегая к административным действиям, а создавая для бизнеса условия, обеспечивающие экономическую целесообразность и выгодность участия в решении региональных проблем, а также станет возможным концентрировать деятельность на развитии перспективных экономических кластеров, на решении межотраслевых, пограничных вопросов, которые важны для каждого отдельного производства, расположенного на территории региона, но могут быть решены лишь на основе межотраслевого взаимодействия.

 

Библиографический список

  1. Инновационное развитие России: проблемы и решения / под ред. М.А. Эскиндарова, С.Н. Сильвестрова. — М.: Анкил, 2013. — 1216 с.
  2. Инновационное развитие Сибири: теория, методы, эксперименты / отв. ред. В.И. Суслов, Н.И. Кравченко. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2011. — 314 с.
  3. Кулешов В.В. Инновации и технологическая модернизация // Формирование благоприятной среды для проживания в Сибири / отв. ред. В.В. Кулешов. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. — С. 112-130.
  4. Райзберг Б.А. Новые подходы к  государственному управлению инновационными процессами в российской экономике // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2012. — Т. 1. — № 1. — С. 329-334.
  5. Сульдина Г.А. Концептуальные подходы к инновационной деятельности в системе административно-государственного управления // Право и управление. XXI век. – 2012. — № 2. — С. 74-76.
  6. Лексин В.Н. Региональная экономика // Регион: экономика и социология. — 2014. — № 2 (82). — С. 7-38.
  7. Seltzer E., Carbonell A.  Regional Planning in America: Planning Regions // Regional Planning in America: Practice and Prospect, ed. E. Seltzer, A. Carbonell. —  Cambridge: Lincoln Institute of Land Policy, 2011, pp. 1-16. 
  8. Wolfe D.A. Civic Governance, Social Learning and the Strategic Management of City-Regions // Creating Competitiveness: Entrepreneurship and Innovation Policies for Growth, ed. B. Audretsch, M. Lindenstein. Cheltenham, 2013, pp. 6-25. 
  9. McGrath R.J. The Rise and Fall of Radical Civil Service Reform in the US States // Public Administration Review. Vol. 73. Iss. 4, pp. 638-649.
  10. Camagni R., Capello R. Regional Innovation Patterns and the EU Regional Policy Reform: Towards Smart Innovation Policies. Growth and Change, 2013, Vol. 44. No. 2, pp. 355 — 389.
  11. Fritsch M., Mueller P. Effects of New Business Formation on Regional Development over Time. Regional Studies, 2004, Vol. 38, No. 8, pp. 961-975.
  12. Marsan G. A., Maguire K. Categorization of OECD Regions Using Innovation Related Variables. OECD Regional Development Working Papers, 2011, No. 2011/03.
  13. Stiglitz J.E. Globalization and its Discontents. – N.Y., London: W. W. Norton & Company, 2003. 288 pp.
  14. White H.C. Markets from Networks: Socioeconomic Models of Production. – Princeton: Princeton University Press, 2002. 389 pp.
  15. Di Liberto A., Usai S. TFP Convergence across European Regions: A Comparative Spatial Dynamics Analysis // Geography, Institutions and Regional Economic Performance, ed. R.Crescenzi and M. Percoco. — Springer -Verlag Berlin Heidelberg, 2013, pp. 39-58.

 

References

  1. Innovative development of Russia: problems and solutions [Innovatsionnoye razvitiye Rossii: problemy i resheniya]/ ed. M.A. Eskindarova, S.N. Silvestrova. — M .: Ankil, 2013. — 1216 p.
  2. Innovative development of Siberia: theory, methods, experiments [Innovatsionnoye razvitiye Sibiri: teoriya, metody, eksperimenty]/ holes. ed. IN AND. Suslov, N.I. Kravchenko. — Novosibirsk: IEEPP SB RAS, 2011. — 314 p.
  3. Kuleshov V.V. Innovations and technological modernization // Forming a favorable environment for living in Siberia [Innovatsii i tekhnologicheskaya modernizatsiya // Formirovaniye blagopriyatnoy sredy dlya prozhivaniya v Sibiri]/ resp. ed. V.V. Kuleshov. — Novosibirsk: IEEPP SB RAS, 2010. — p. 112-130.
  4. Rayzberg B.A. New approaches to public administration of innovation processes in the Russian economy [Novyye podkhody k  gosudarstvennomu upravleniyu innovatsionnymi protsessami v rossiyskoy ekonomike]// News of Moscow State Technical University MAMI. — 2012. — V. 1. — № 1. — p. 329-334.
  5. Sul’dina G.A. Conceptual approaches to innovation in the system of administrative-state management [Kontseptual’nyye podkhody k innovatsionnoy deyatel’nosti v sisteme administrativno-gosudarstvennogo upravleniya]// Law and Management. XXI Century. — 2012. — № 2. — p. 74-76.
  6. Leksin V.N. Regional economy [Regional’naya ekonomika]// Region: economics and sociology. — 2014. — № 2 (82). — p. 7-38.
  7. Wolfe D.A. Civic Governance, Social Learning and the Strategic Management of City-Regions // Creating Competitiveness: Entrepreneurship and Innovation Policies for Growth, ed. D.B. Audretsch, M. Lindenstein. Cheltenham, 2013, pp. 6-25. 
  8. McGrath R.J. The Rise and Fall of Radical Civil Service Reform in the US States // Public Administration Review. 2013. Vol. 73. Iss. 4, pp. 638-649.
  9. Camagni R., Capello R. Regional Innovation Patterns and the EU Regional Policy Reform: Towards Smart Innovation Policies. Growth and Change, 2013, Vol. 44. No. 2, pp. 355-389.
  10. Fritsch M., Mueller P. Effects of New Business Formation on Regional Development over Time. Regional Studies, 2004, Vol. 38, No. 8, pp. 961-975.
  11. Marsan G. A., Maguire K. Categorization of OECD Regions Using Innovation Related Variables. OECD Regional Development Working Papers, 2011, No. 2011/03.
  12. Stiglitz J.E. Globalization and its Discontents. – N.Y., London: W. W. Norton & Company, 2003. 288 pp.
  13. White H.C. Markets from Networks: Socioeconomic Models of Production. – Princeton: Princeton University Press, 2002. 389 pp.
  14. Di Liberto A., Usai S. TFP Convergence across European Regions: A Comparative Spatial Dynamics Analysis // Geography, Institutions and Regional Economic Performance, ed. R.Crescenzi and M. Percoco. – Springer -Verlag Berlin Heidelberg, 2013, pp. 39-58.

Упоминание статьи в отзывах

Отзыв Стукача В.Ф.

Ответы на большие вызовы: база для планирования научных публикаций Аннотация В обзоре анализируются публикации журнала «Региональная экономика и управление: электронный научный журнал». ISSN 1999-2645. — №2 (58)2019. Параметры для анализа: тематика, це …

Читать весь отзыв

Еще в рубриках

Государственное и муниципальное управление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *