Главная страница » Публикации » №2 (54) » Место и роль региона инновационного развития в стратегии пространственного развития экономики России (на примере Республики Мордовия)

Место и роль региона инновационного развития в стратегии пространственного развития экономики России (на примере Республики Мордовия)

The place and role of innovative development of the region as a spatial development strategy for the Russian economy (on the example of the Republic of Mordovia)

Авторы

Щанкин С.А.
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Lexa-93_93@mail.ru
Малкин С.В.
кандидат экономических наук, преподаватель
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Аннотация

Возможность потери Россией статуса технологической державы, несмотря на принятые мероприятия, предложенные в Стратегии инновационного развития РФ до 2020, свидетельствуют о необходимости планирования и реализации стратегических планов с учетом регионального, пространственного планирования, проведения институциональных реформ и новой региональной политики.
В предлагаемой работе с помощью методов анализа и синтеза, экономико-статистического и расчетного подходов на основе статистического и аналитического материала рассмотрены методические аспекты формирования основных приоритетов реализации программы инновационного развития на уровне региона (на примере Республики Мордовия).
В статье представлены результаты анализа модернизации научно-образовательного, технологического и производственного потенциалов региона в условиях формируемой территориальной модели инновационного развития, как одного из структурных элементов АИРР, способного реализовать на качественно более совершенном уровне задачи поставленные перед национальной инновационной системой страны Стратегией инновационного развития РФ - 2020. В условиях ограниченного экономического роста в стране современная экономика региона характеризуется растущей динамикой, в том числе ростом конкурентоспособности производства, повышением качества выпускаемой продукции и увеличением несырьевого экспорта. На базе аграрной территории, формируется регион инновационного развития, способный занять достойное место в межрегиональном разделении труда, технологической и отраслевой специализации страны.
Регионом решаются задачи, поставленные Президентом В.В. Путиным и Правительством России перед страной и субъектами РФ.

Ключевые слова

Республика Мордовия, стратегия пространственного развития, территория инновационного развития, кластерная политика, региональная инновационная система, инновационный технопарк

Рекомендуемая ссылка

Щанкин С.А. , Малкин С.В.

Место и роль региона инновационного развития в стратегии пространственного развития экономики России (на примере Республики Мордовия)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (54). Номер статьи: 5417. Дата публикации: 25.06.2018. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5417/

Authors

Shhankin S.A.
PHD, associate professor
Russia, National Research Mordovia State University
Lexa-93_93@mail.ru
Malkin S.V.
PHD, lecturer
Russia, National Research Mordovia State University

Abstract

The possibility of Russia losing the status of a technological power, despite the measures taken in the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation until 2020, indicates the need for planning and implementing strategic plans, taking into account regional, spatial planning, institutional reforms and a new regional policy.
In the paper, methodological aspects of the formation of the main priorities for the implementation of the innovative development program at the regional level are considered using the methods of analysis and synthesis, economic statistical and calculation approaches based on statistical and analytical material.
The article presents the results of the analysis of the modernization of the scientific, educational, technological and production potentials of the region in the conditions of the emerging territorial model of innovation development as one of the structural elements of the AIRR that is able to implement the tasks set for the national innovative system of the country by the Strategy of Innovative Development of the Russian Federation 2020 In the context of limited economic growth in the country, the modern economy of the region is characterized by a nucleation centers dynamics, including increasing the competitiveness of production, increase product quality and an increase in non-oil exports. On the basis of the agrarian territory, the region of innovative development is formed, which can take a worthy place in the interregional division of labor, technological and industrial specialization of the country.
The region fulfills the tasks set by President V.V. Putin and the Government of Russia to the country and the subjects of the Russian Federation.

Keywords

The Republic of Mordovia, the strategy of spatial development, the territory of innovative development, cluster policy, regional innovation system, innovative technopark

Suggested Citation

Shhankin S.A. , Malkin S.V.

The place and role of innovative development of the region as a spatial development strategy for the Russian economy (on the example of the Republic of Mordovia)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (54). Art. #5417. Date issued: 25.06.2018. Available at: https://eee-region.ru/article/5417/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Правительство РФ планирует подготовить и принять «Стратегию пространственного развития страны». Стратегия призвана определить приоритетные направления, специализацию и задачи регионального развития в стране.  Она должна отразить направления структурных изменений в регионах, их конкурентоспособность и возможности роста производственного и экспортного  потенциала территории.

Какое место может занять регион в новой стратегии, какими должны быть  приоритетные  направления  технологической специализации и структура растущего несырьевого экспорта?

В 2000-е годы  происходило укрепление вертикали власти, имело место  передача полномочий регионов на федеральный уровень, значительной оказалась централизация экономических процессов в стране. Сформировалась централизованная система взаимоотношений: государство, наука и сырьевой бизнес, при ограниченных обратных связях.

Последствием институциональных изменений в стране А. Кудрин  считает угрозу  потери  РФ  статуса технологической державы, за последние шесть лет средний темп роста ВВП составил 0,7%, Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в РФ в 2015 г. составил 8,3%, в сравнении с 2010 г. – 7,9%, несмотря на принятие и реализацию Стратегии инновационного развития РФ  2020 гг.

Темп роста ВВП в 3,5-4% возможен при удвоении несырьевого экспорта к2024г…. Необходимо, чтобы страна на мировом рынке высокотехнологических товаров в 2024 г. достигла 0,5%, в 2030 г. – 1%…  [1].

Позитивные изменения в регионах страны свидетельствуют о потенциальных возможностях отечественной экономики решить задачи, поставленные Правительством РФ.  Развитие экономики отдельных регионов России определяет возможности реализации пространственной стратегии развития страны.

Согласно данным рейтинга «Инновационный бизнес в регионах России» в 2017 г., на регионы, входящие в состав Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), приходится 17% ресурсов для развития высокотехнологических компаний. На регионы АИРР приходится 23% выпуска высокотехнологических компаний, их доля в совокупном ВВП страны около 19%, существует ориентация регионов АИРР на инновационные технологии. Республика Мордовия занимает 13 место в рейтинге [2].

 

Анализ итогов и перспектив инновационного развития Республики Мордовия

Проблемы, возникшие в ходе реализации Стратегией инновационного развития РФ до 2020 гг., отражены в работах известных экономистов и исследователей. Позиция А.Кудрина подтверждает данное мнение. Необходимость разработки и реализации Стратегии пространственного развития страны отражает стремление осуществить переход от традиционного стратегического планирования, используемого при разработке стратегий и программ развития, к территориальному. Последнее требует качественно иного подхода и достойного внимания к особенностям регионального развития, потенциальным возможностям территорий решать стратегические задачи развития страны, согласно Постановления Правительства РФ от 20 августа 2015 г. №870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации».

Необходимо учитывать региональные особенности экономического пространства страны, потенциальные возможности территории инновационного развития реализуемые в институциональной инновационной среде региона.

Согласно теории М. Портера, потенциал роста национальной конкурентоспособности обусловлен процессом непрерывного совершенствования хозяйственной среды. Деловая среда РФ по всем параметрам оценки Глобальным индексом конкурентоспособности занимает 110 – 120 место из 148 стран.   [3].

Анализируя опыт формирования и развития Кремниевой долины (США), исследователи Г. Ицкович и Л. Лейдесдорф сформировали концепцию тройной спирали (государство, бизнес и наука), на ее основе формируются инновационные кластера, способные коллективно воспроизводить инновации и расширять сетевое взаимодействие [4].

Для экономики нашей страны, по мнению специалистов, характерны высокие предпринимательские риски, монополизм экономики, проблемы связанные с трансфертом знаний, технологий и финансов, стране необходимы кардинальные экономические и политические реформы [5].

Мотовилов О.В. отмечает: «.. несмотря на значительное число созданных объектов инновационной инфраструктуры …. отсутствует положительная динамика на пути превращения нашей страны в инновационно ориентированную» [6].

Й. Шумпетер считал, что новое в технологии – это изобретение, а его внедрение является результатом предпринимательской деятельности. Оно носит название инновация.  Нововведения создают монополию нового товара, это эффективная монополия. Она служит основополагающим элементом экономического роста. Инвестирование тесно связано с инновационной деятельностью. Экономическое инновационное развитие требует стабильного финансирования [7].

В 21.05.2010г. в Томске было подписано соглашение о создании межрегиональной «Ассоциации инновационных регионов России» (АИРР) в ходе XIII инновационного форума Innovus. В рамках регионов АИРР объединились четырнадцать регионов страны, в том числе Республика Мордовия.

Одним из лидеров, среди макрорегионов участников является Приволжский федеральный округ (ПФО). Процент организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые или организационные инновации на территории регионов АИРР в 1,5 раза превышает среднее значение по России. [8].

Формируемые региональные институциональные структуры и проводимая территориями инновационная политика оказывают позитивное воздействие на региональный бизнес, повышая его инновационную активность, увеличивая конкурентоспособность производства, способствуя развитию процесса импортозамещения и наращивания несырьевого экспорта.

В Республике Мордовии поэтапно формируется региональная инновационная институциональная система, обусловленная концепцией методологического институционализма.

Республика последовательно формирует территорию инновационного развития, в результате наблюдается значительные количественные и качественные перемены в развитии территории, на основе инновационной модернизации производственного потенциала региона.

Региональные органы власти налаживают взаимодействие со средними и крупными предприятиями, стимулируя рост их инновационной активности, создавая благоприятный инвестиционный климат, содействуют менеджменту в росте конкурентоспособности производства, увеличению экспорта и выходу на внешние рынки. Подобное не всегда возможно в условиях отдельных субъектов РФ, по мнению Г.Д. Дегтора [9]. В Республики Мордовия, территории инновационного развития, подобные задачи последовательно решаются.

В формируемой модели инновационного развития значительными темпами происходит технологичное обновление отраслей экономики, что ведет не только к реализации Стратегии инновационного развития РФ, но и к увеличению темпов экономического роста, развитию импортозамещения и несырьевого  экспорта, Республика Мордовия готова занять достойное место в Стратегии пространственного развития экономики страны.

Территории инновационного развития, объединенные в АИРР, способны заложить основу качественного изменения структуры экономики Российской Федерации в региональном аспекте, выполнить задачи разрабатываемой Стратегии пространственного развития страны. В регионах формируется модель регионального инновационного развития. Она предполагает высокотехнологичную модернизацию промышленного и аграрного потенциала региона.

Государству необходима новая региональная политика, курс на децентрализацию и отказ от застойного монополизма государственных институтов, корпоративных бизнес структур и науки, направленная на   кластеризацию региональной экономики в условиях формирования территории инновационного развития.

Политика кластеризации позволяет достигнуть требуемых темпов роста производства на качественно совершенной технологической базе, путем его технологического перевооружения и выпуска конкурентоспособной инновационной продукции.

 

Таблица 1 — Динамика макроэкономических показателей Республики Мордовия в 2012 – 2016 гг.

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016
ВРП, млн.руб. 134315,6 148705,7 173 872,3 187397, 3
Индекс физического объема ВРП,% 102,1 102,5 108,1 101,1
Индекс промышленного производства % 112,7 99,4 110,8 98,1 101,0
Инвестиции в основной капитал,% 102,1 101,9 86,1 101,2 92,2
Индекс сельского хозяйства, % 98,3 100,3 107,6 105,6 107,1
Экспорт, млн. долл. 211,0 138,2 228,6 121,0 158,4
Внешнеторговый оборот, % 121,2 60,2 117,3 70,7 118,3

 

Республика Мордовия для успешного  экономического развития, роста экспорта продовольственных ресурсов, достигла нормы накопления в 2012 — 2014 гг. уровня в 28 — 30%.  В 2018 г. планируется увеличить  до 30 – 35%, при средних темпах роста ВРП  3,5%.  Вследствие успешного экономического развития, формирования институтов региональной инновационной системы, территория инновационного развития является лидером РФ по доле инновационной продукции, в общем объеме производства в 2017 г. она составила почти 29%.  Индекс промышленного производства региона в 2017 г. достиг 111%, это первое место в ПФО и 17 место в стране.

В агропромышленном комплексе прирост составил 104,5%. Валовой региональный продукт вырос на 4,5%, при увеличении инвестиций до 56-56.5 млрд.руб.

Производство молока и мяса выросло на 103% и 106%. Получен рекордный урожай зерновых культур – 1 млн. 451 тыс. тонн. В 2016 г сбор зерна достиг – 1 млн. 330 тыс. тонн. Объем произведенной сельскохозяйственной продукции с 2012 по 2017 годы возрос на 30%.  Стройиндустрия увеличила производство на 330 тыс. кв. метров жилья, рост составил 110%.  В результате экономического роста РМ вошла в число двадцати регионов по показателям социально-экономического развития [10, 11].

Для успешной реализации регионального инновационного потенциала, достижения достойного места в «Стратегии пространственного развития страны», органы власти Республики поставили задачу – разработать механизм формирования региональной инновационной системы (РИНС), используя инструмент Республиканской целевой программы. Программа представляет набор мероприятий по развитию научно-инновационной инфраструктуры, включающая в себя: технологическую, информационную и финансовую составляющую. Совместные усилия органов власти РМ, научных, инновационных и хозяйственных структур по созданию региональной инновационной системы способны обеспечить выход экономики региона на инновационный путь развития.

В Республике Мордовия реализуется Республиканская целевая программа научно-инновационного развития на 2013 – 2018 годы [12].

Целью Программы является формирование региональной научно-инновационной системы, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и устойчивое развитие республики на основе республиканской инновационной инфраструктуры, эффективного использования ресурсов, научно-образовательного потенциала РМ.

Задачами программы являются:

  • формирование необходимых ресурсов, для приоритетного развития научно-инновационной сферы;
  • создание и развитие республиканской инновационной инфраструктуры;
  • формирование финансовых механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, развитие системы регионального госзаказа на инновационную продукцию;
  • организация эффективного использования научно-инновационного потенциала вузовской науки, институтов и предприятий, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности;
  • рост количества функционирующих инновационно активных предприятий;
  • реализация научно-инновационных проектов по приоритетным направлениям развития экономики республики;
  • участие научно-инновационного республиканского бизнеса в региональных, общероссийских и международных выставках, конкуренциях;
  • подготовка квалифицированных кадров для научно-инновационного бизнеса республики.

Согласно, требованиям участия в реализации Госпрограммы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (2013-2020 гг.), ведущее место в механизме развития республики должна занять инновационная кластерная политика. Именно с ней связывает свое инновационное будущее, население Республики Мордовия

Инновационно активные компании в республике функционируют в рамках высокотехнологических промышленных кластеров: 1) энергосберегающая светотехника и интеллектуальные системы управления освещением; 2) электроника и приборостроение; 3) транспортное машиностроение и вагоностроение. Формируются фармацевтический и агропромышленный кластеры.

Приоритетными направлениями реализации госпрограммы,  специализации региона в пространственном развитии страны должны стать следующие направления.

Реализация Программы развития инновационного территориального кластера «Энергосберагающая светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» позволит сформировать значительную мотивацию к социально-экономическому развитию отдельных территорий Республики Мордовия (г. Саранска, Ардатовского и Кадошкинского районов).

Одним из приоритетных направлений инновационного развития республики является формирование инновационного территориального кластера «Электротехника и приборостроение». В его рамках создаются и разрабатываются проекты: нового поколения оптических кабелей, технологий изготовления микроэлектромеханических устройств, развития производства литий-ионных аккумуляторов нового поколения и другие перспективные направления.

Важным направлением инновационного развития региона является деятельность инновационного территориального кластера «Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение». В рамках кластера создаются и формируются инновационные направления: внедряются технологии производства вагонного литья, создается Инжиниринговый центр вагоностроения в РМ, предусмотрено техническое перевооружение транспортного и сельскохозяйственного машиностроения для повышения эффективности вагоностроительного и вагоноремонтного производства.

В работе территориального инновационного кластера активное участие принимает ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет  им.Н.П. Огарева», где создана учебно-научная лаборатория «Моделирование конструкций и технологий вагоностроения».

Закладывается основы инновационного фармацевтического кластера. Здесь получена первая в стране опытно-промышленная партия субстанция, одного из антибиотиков. Планируется проведение исследование препарата и дальнейшая его сертификация, промышленное производство и выход инновационного препарата нового поколения на российский и зарубежный рынок. В рамках Мордовского государственного университета ведется подготовка научных и производственных кадров, для формирования фармацевтического кластера. Подписано соглашение о партнерстве с предприятием, выделены стипендии для подготовки специалистов.  На договорной основе создается кафедра химии и технологии физиологически активных веществ государственного университета, при участии факультетов биологии и биотехнологии, Института физики и химии, Медицинского института. Реализуемая инвестиционная программа предусматривает создание полного цикла производства – от субстанции до готового препарата.

Экономика Республики Мордовия приобретает качественно иной институциональный характер. Предприятиями агропромышленного комплекса региона создается конкурентоспособная продукция, способная к выходу на национальный и зарубежные рынки, росту поставок несырьевого экспорта. Последовательно в регионе формируется агропромышленный кластер. В 2017 г. аграрный сектор республики добился положительных результатов. Рост производства в сельском хозяйстве составил 104,5%.

Было получено 1 млн. 451 тыс. т. зерна, в том числе более 200 тыс. т. кукурузы. Урожайность зерновых составила около 40 ц/га, это один из лучших результатов Приволжского федерального округа. Валовой сбор сахарной в 2016 г. свеклы достиг 1 млн. 70 тыс. т., при урожайности 434 ц/га. – лучший результат в ПФО. Выросло производство овощей, в тепличных хозяйствах произведено 16 тыс. т. овощей, рост составил 12%. На аграрных предприятия заготовлено 30 ц. кормовых единиц на условную голову скота.

Значительные результаты достигнуты в отрасли животноводства. Объем производства мяса скота и птицы в течение года достиг 279 тыс.т. Птицефабрики республики произвели 1 млрд.422 млн. яиц. Валовой надой молока составил 409 тыс. т., годовой прирост составил 4 тыс.т. Надой на корову составил около 5700 кг молока, — прирост 304 кг.    Ряд хозяйств достиг надоя свыше 10 тыс. кг.

Республика Мордовия успешно решила проблему зависимости продовольственного рынка от поставок импортных овощей. В Республике осуществляется строительство семенных заводов для обеспечения аграрного производства необходимы семенами. Введен в строй завод мощностью 10 т. семян в час. В 2017 г. завершилось строительство:

  • молочного комплекса на 1000 коров;
  • площадки по выращиванию бройлеров мощностью 18 тыс. т. мяса;
  • репродуктора свиноводческого комплекса на 6330 свиноматок;
  • создан высокоэффективный тепличный комплекс площадью 1,38 га. Годовая мощность составляет 1,3 тыс. т. овощей в год;
  • освоено производство сывороточного протеина, необходимого для производства спортивного питания.

В 2017 г. проектной мощности 12 тыс.т. достиг свинокомплекс в Ковылкинском районе. Планируется начать строительство двух молочных комплексов на 1000 коров в Ичалковском и Дубенском районах. Продолжится строительство животноводческого комплекса на 6450 коров в Дубенском районе, репродуктора для мясного птицеводства в Лямбирском районе.

В республики осуществляется интенсивное развитие крестьянских (фермерских хозяйств). Их количество достигло свыше 1000, объем производства зерновых составляет 12%, на предприятиях производится молоко и мясо. Ежегодно расширяется объемы финансирования сектора АПК, используя грантовые ресурсы и федеральные программы развития фермерских хозяйств.

Значительная часть продовольственных ресурсов перерабатывается на предприятиях республики. В 2016 г. отгружено продукции на 67 млрд.руб., что на 16% больше в сравнении с 2015 г. Было выработано 95 тыс.т. колбасных изделий,  почти 16 тыс. т. сыра, 109 тыс.т. сахара.

Предприятия перерабатывающей отрасли промышленности республики осуществляли модернизацию и внедрение инновационных технологий.

Планируется создать лабораторию селекционного контроля качества молока, согласно технического регламента Таможенного союза.

Высокое качество продукции производимой на предприятиях республики, подтверждается участием в крупнейших международных и всероссийских выставках.          На выставке «Золотая осень» агропредприятия РМ получили 26 золотых и 10 серебряных медалей. В итоге аграриям республики был присвоен Гран-при.

Пример, региона доказывает, что при ограниченном росте сырьевого экспорта в стране, для инновационной модернизации экономики возможно использовать потенциал роста объемов несырьевого экспорта, о чем заявил на Госсовете В.В. Путин  [14].

Для решения задач, поставленных Президентом РФ и Правительством страны, региональными властями осуществляется поддержка производства инновационной продукции, которая повышает конкурентоспособность предприятий агропромышленного комплекса, увеличивает количество высокотехнологичных рабочих мест, пополняет бюджет необходимыми ресурсами. Для этого необходимо реализовывать крупные инновационно-инвестиционные  проекты.

Для эффективного управления агропромышленным комплексом республики открыт Геоаналитический центр АПК РМ. Его задача – мониторинг земельных угодий на территории республики. Состояние посевов можно определить по снимкам предоставленных Институтом космических исследований.

На пяти перерабатывающих предприятиях АПК республики осуществляется сертификация продукции по международным стандартам качества. В регионе создается  республиканская  лаборатория сертификации по контролю качества пищевой продукции поставляемой на зарубежные рынки. В результате продукция отраслей птицеводства и свиноводства может быть реализована в Китай, Гонконг, Лаос и Вьетнам. Число зарубежных поставщиков в 2017 г. достигло 15 предприятий.

Задача реализации инновационного потенциала агроэкономики, формирование агропромышленного кластера региона в условиях экономических санкций, достижение устойчивых темпов экономического роста и роста несырьевого экспорта, решается путем эффективного использования научно-технических, земельных, инновационных и кадровых ресурсов субъекта РФ.

Особое место в функционировании и развитии территориальных кластеров РМ занимает Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. В соответствии с Программой развития университета на 2010-2019 гг. постоянно совершенствуется инновационная инфраструктура вуза.

Задачами вуза являются: проведение прикладных исследования, достижение позитивных результатов в управлении объектами интеллектуальной собственности, создание малых инновационных предприятий, активизации  сотрудничества с инновационными предприятиями, расширение подготовки инновационных кадров для предприятий  страны и зарубежных стран.

В рамках вуза совершенствуется научно-исследовательская и управленческая структура, создаются службы менеджеров по внедрению и коммерциализации инновационных проектов и трансферта технологий [15].

Значительное место в функционировании РИС занимают технопарки.  «Технопарк-Мордовия» находится в ведении Министерства промышленности, науки и новых технологий республики.

Цель его состоит в оказании услуг научно-инновационным организациям по развитию научно-инновационной деятельности в РМ [16].  Технопарк «Мордовия» сотрудничает с кластерными структурами, малым инновационным бизнесом, научными учреждениями. На его основе формируются инжиниринговые центры: кластерного развития, оптоэлектроники, проектирования инноваций, энергосберегающей светотехники, прототипирования и промышленного дизайна для производства волоконно-оптических компонентов и приборов, предоставляется необходимая поддержка в разработке новейших  технологий и инноваций.

На базе технопарка планируется формировать объединение высокотехнологических стартапов, имеющих значительные перспективы для будущей коммерциализации инновационных проектов.

При планировании использовании бюджетных и привлеченных финансовых ресурсов, для достижения темпов роста Регионального ВП в 3,5-4%, удвоения несырьевого экспорта в 2024 г., технологической реформы и достижения удельного веса инновационной продукции 30-40%, необходимо использовать имеющиеся возможности, предусмотренные законодательством РМ. Политика научно-инновационного развития РМ базируется на Стратегии развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом РМ   от 01.10.2008 г.

Министерство экономического развития РФ призвало регионы страны  наращивать несырьевой экспорт и предложило субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам, компенсации дополнительных затрат   на патентование, сертификацию и лицензирование продукции поступающей на внешний рынок, проведение маркетинговых исследований зарубежных рынков.

Были созданы: Российский экспортный центр (РЭЦ) и Экспортное страховое агентство (ЭКСКАР). РЭЦ определил следующие задачи в области роста несырьевого экспорта: содействие продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки, информационная и консультационная поддержка экспортеров. Это предполагает предоставить экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку.

Совместными усилиями Федерального центра и региона необходимо добиться снижения доли импорта за каждый пятилетний срок на 5%. В. Путин подчеркивал: «В Мордовии одна из основных отраслей народного хозяйства, экономики – это сельское хозяйство. В последнее время сельское хозяйство гарантирует очень хорошие темпы роста – свыше 3 процентов. Не исключение и Мордовия. В этом году федеральная поддержка не сокращается, она только увеличивается. И мы будем продолжать это в будущем» [17].

За три года экспорт продукции значительно вырос, основная доля экспорта приходится на страны Европы. Советник Президента РФ С. Глазьев отметил: «Республика Мордовия развивается системно, решая задачу перехода на инновационный путь развития, поставленную Президентом страны…. В республике осуществляется синтез образования, науки и производства» [18].

В РМ создаются благоприятные условия, достигнутые результаты инновационного развития свидетельствует о потенциальных возможностях трансформации и модернизации институциональной среды территории способной активизировать инвестиционную деятельность и направить имеющиеся ресурсы на инновационное развитие территории, экономический рост, отраслевую специализацию региона в рамках межрегионального разделения труда, рост конкурентоспособности и увеличение несырьевого экспорта.

 

Заключение

Республика Мордовия – это перспективный регион, способный реализовать собственные инновационный потенциал в качестве одного из лидеров инновационного развития ПФО России.

Таким образом, имеет место качественно более перспективный этап в совершенствовании механизма управления инновационным развитием региона. На практике формируется альтернативный вариант, процессам централизации экономических процессов в стране, когда происходило укрепление вертикали власти, имело место передача полномочий регионов на федеральный уровень.

В стране сформировалась централизованная система взаимоотношений: государство, наука и сырьевой бизнес, при ограниченных обратных связях, передачи полномочий регионов на федеральный уровень, монополизация застойных институтов, централизованная система планирования взаимоотношений: государство, наука и сырьевой бизнес привела к ограничению возможностей реализации Стратегии инновационного развития РФ 2020.

Перед субъектами РФ встала задача совершенствования механизма управления инновационным развитием региона, формирования территорий инновационного развития, благодаря которому наблюдается значительные количественные и качественные перемены в развитии экономики, на основе инновационной модернизации производственного потенциала региона.

Это потребовало перехода от централизованного планирования, построенного на основе доминирующих институтов страны к стратегическому территориальному планированию с учетом подходов, определяемых пространственными различиями и горизонтальными взаимодействием институтов, определяющих формирование региональной инновационной системы. Новый методологический подход предполагает эффективную реализацию инновационного потенциала регионов, путем методологической институциональной модернизации институтов, сформированных в 2000-е годы, об этом свидетельствует показатели рейтинга «Инновационный бизнес в регионах России», подготовленный Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) и Российской академией народного хозяйства и государственной службе при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Открывающиеся возможности ведут не только к реализации Стратегии инновационного развития, но и к увеличению темпов экономического роста, развитию   импортозамещения и несырьевого экспорта. Республика Мордовия готова занять достойное место в Стратегии пространственного развития экономики страны.

Важной особенностью предложенного подхода является переход к комплексной целенаправленной политике развития инновационных кластерных образований, с использованием эффекта синергии.

В сложившихся рыночных условиях несырьевые, агропромышленные регионы России входящие в АИРР, в том числе Республика Мордовия,  находят адекватный ответ на вызовы времени. Республика в состоянии реализовать региональную модель инновационной развития, на основе достижения уровня инновационной активности бизнеса 29%, растущих инвестиций при норме накопления, превышающей 30%.  В 2017 г. рост инвестиций в основной капитал достиг 56-56,5 млрд.руб., темпы роста составили: 11% промышленного и 4,5% сельскохозяйственного производства.

В республике как участнике Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) последовательно происходит процесс трансформация и модернизация региональных институтов позволяющих достигнуть одних из лучших в стране показателей индикаторов отражающих инновационную активность предприятий региона.

Таким образом, реализуя на практике основные положения «Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г.», решая проблемы возникшие в ходе ее реализации, республика последовательно формирует собственную региональную методологию формирования модели инновационного развития, используя возможности региональной инновационной системы и опыт, накопленный регионами, входящих в АИРР.

Последовательно формируется более совершенная модель экономического развития субъекта РФ – региона инновационного лидера, входящего в АИРР, —  территории инновационного развития. Модель создается на основе регионализации экономики и последовательной экспортной ориентации несырьевого сектора производства, по мере ее модернизации и роста уровня инновационного развития.

Рост экспорта конкурентоспособной несырьевой продукции позволит Республике выйти в лидеры снижения дефицита регионального бюджета. Несырьевые регионы страны, используя научно-технический, технологически инновационный, промышленный и аграрный потенциал собственных территорий, способны реализовать основные положения государственной региональной политики в условиях перехода в рамках проекта Стратегии пространственного развития, реализуя ее основные положения о:

  • структурной перестройке экономики в региональном масштабе;
  • реализации конкурентных региональных преимуществ в рамках межрегионального разделения труда;
  • становлении регионов, обладающих собственными региональными моделями  инновационного развития, как территорий инновационного развития России;
  • формирование экономической специализации территориальных образований.

На практике, последовательно формируется более совершенная модель экономического развития субъектов РФ – лидеров инновационного развития (АИРР), создаваемая на основе регионализации экономики, последовательной модернизации и роста уровня инновационного развития.

Формируемая новая модель развития экономики страны на базе Стратегии пространственного развития России в XXI в. вызвана осуществлением в мире качественных изменений, четвертой технологической революцией, цифровизацией экономики, удвоении несырьевого экспорта к 2024 г. и способна решить проблему конкурентоспособности экономики регионов России в мировом экономическом пространстве.

 

Список литературы

  1. Рейтинг «Инновационный бизнес в регионах России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. Ranera.ru/
  2. World Economic Forum. Global Competitiveness Index 2010 – 2012; 2013.
  3. Leydesdorf L. The Trieple Helix, Quadruple Helix, …, and an N-tuple of Helices: Explanatoru Models for Analyzing the Knowledge-Based Economy? // Juornal of the Knowlegde Economy. Vol. 3. No 5. Pp. 25-35.
  4. Центр развития. Комментарии о государстве и бизнесе. № 60. 2013; № 62-65, 2014.  
  5. Мотовилов О.В. Анализ развития национальной инновационной системы и мер по его поддержке // Инновации. 2014. №7 (184) С.34-38.
  6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Директ –Медиа, 2017. – 400 с.
  7. Ассоциация инновационных регионов России [  Электронный ресурс ].  — Режим доступа : www.i-utgions.org
  8. Деттер Г. Институты развития научного и инновационного потенциала арктических субъектов Российской Федерации и их роль в социально-экономическом развитии региона // Инновации. 2014. №7. С.69-80.
  9. Мордовия: статистический ежегодник. – Саранск, 2017. – 472 с.
  10. Послание Главы Республики Мордовия Госсобранию Республики Мордовия // Известия Мордовии 7.03. 2017. С. 13 – 20.
  11. Об утверждении Государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013–2018 годы (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 г. № 183. URL: http://garant.ru /9008507/
  12. Волков В. Для Мордовии 2017 год был нелегким, но плодотворным // Известия Мордовии – 2017 — №146. С.4-5.
  13. Путин В.В. Нам необходимо совершить рывок в повышении реального сектора Российской экономики // Известия Мордовии – 2014 — №129, С.2.
  14. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» на 2010–2019 годы: утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «9» июля 2010 г. № 757. URL: http://univer.ntf.ru/DswMedia/mguimnpogar-va_2010.pdf
  15. Щанкин С.А. Становление в развитии технопарка в Республике Мордовии // Регионология. 2016. №2. С.81-90
  16. Выступление Путина В.В. на IV Медиафоруме «Правда и Справедливость» // URL: http:// ria ru / society / 201604 07 /
  17. Сергей Глазьев назвал Мордовию экономическим чудом // Известия Мордовии 31.05. 2017, С.2.

 

Bibliography

  1. Rating «Innovative business in Russian regions» [Rejting «Innovaczionny`j biznes v regionakh Rossii»]. — Access mode: http: // www. Ranera.ru/
  2. World Economic Forum. Global Competitiveness Index 2010 — 2012; 2013.
  3. Leydesdorf L. The Trieple Helix, Quadruple Helix, …, and an N-tuple of Helices: Explanatoru Models for Analyzing the Knowledge-Based Economy? // Juornal of the Knowlegde Economy. 2012. Vol. 3. No 5. Pp. 25-35.
  4. Development Center. Comments on the state and business [Czentr razvitiya. Kommentarii o gosudarstve i biznese]. No. 60. 2013; No. 62-65, 2014.
  5. Motovilov O.V. Analysis of the development of the national innovation system and measures to support it [Analiz razvitiya naczional`noj innovaczionnoj sistemy` i mer po ego podderzhke]// Innovations. 2014. № 7 (184) С.34-38.
  6. Shumpeter J. The theory of economic development [Teoriya e`konomicheskogo razvitiya]. — M .: Direct-Media, 2017. — 400 p.
  7. Association of Innovative Regions of Russia [Assocziacziya innovaczionny`kh regionov Rossii]. — Access mode: www.i-utgions.org
  8. Detter G. Institutes of development of the scientific and innovative potential of the Arctic regions of the Russian Federation and their role in the social and economic development of the region [Instituty` razvitiya nauchnogo i innovaczionnogo potencziala arkticheskikh sub`ektov Rossijskoj Federaczii i ikh rol` v soczial`no-e`konomicheskom razvitii regiona]// Innovations. 2014. №7. P.69-80.
  9. Mordovia: statistical yearbook [Mordoviya: statisticheskij ezhegodnik]. — Saransk, 2017. — 472 p.
  10. Message of the Head of the Republic of Mordovia to the State Assembly of the Republic of Mordovia [Poslanie Glavy` Respubliki Mordoviya Gossobraniyu Respubliki Mordoviya]// Izvestia Mordovia 7.03. 2017. P. 13 — 20.
  11. On approval of the State Program for Scientific and Innovation Development of the Republic of Mordovia for 2013-2018 (with amendments and additions). Decree of the Government of the Republic of Mordovia of May 20, 2013 No. 183 [Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy` nauchno-innovaczionnogo razvitiya Respubliki Mordoviya na 2013–2018 gody` (s izmeneniyami i dopolneniyami) Postanovlenie Pravitel`stva Respubliki Mordoviya ot 20 maya 2013 g. # 183]. URL: http://base.garant.ru/9008507/
  12. Volkov V. For Mordovia, the year 2017 was not easy, but fruitful [Dlya Mordovii 2017 god by`l nelegkim, no plodotvorny`m]// Izvestia Mordovia — 2017 — №146. C.4-5.
  13. Putin V.V. We need to make a leap in raising the real sector of the Russian economy [Nam neobkhodimo sovershit` ry`vok v povy`shenii real`nogo sektora Rossijskoj e`konomiki] // Izvestia Mordovia — 2014 — №129, С.2.
  14. The program of development of the state educational institution of higher professional education «Mordovian State University. NP Ogarev «for 2010-2019 [Programma razvitiya gosudarstvennogo obrazovatel`nogo uchrezhdeniya vy`sshego professional`nogo obrazovaniya «Mordovskij gosudarstvenny`j universitet im. N. P. Ogareva» na 2010–2019 gody`]: approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from July 9, 2010 № 757. URL: http://univer.ntf.ru/DswMedia/mguimnpogar-va_2010.pdf
  15. Shhankin S.A. Formation in the development of the technopark in the Republic of Mordovia [Stanovlenie v razvitii tekhnoparka v Respublike Mordovii]// Regionology. 2016. №2. P.81-90
  16. Speech by Vladimir V.V. at the IV Media Forum «Truth and Justice» [Vy`stuplenie Putina V.V. na IV Mediaforume «Pravda i Spravedlivost`»]// URL: http: // ria ru / society / 201604 07 /
  17. Sergei Glazyev called Mordovia an economic miracle [Sergej Glaz`ev nazval Mordoviyu e`konomicheskim chudom]// Izvestia Mordovia 31.05. 2017, C.2.

Еще в рубриках

Республика Мордовия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *