Главная страница » Публикации » №2 (50) » Принципы стимулирования коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса на региональном уровне (на примере Санкт-Петербурга)

Принципы стимулирования коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса на региональном уровне (на примере Санкт-Петербурга)

Principles stimulating commercialization of innovation of small and medium businesses at the regional level (in St. Petersburg)

Авторы

Евсеева Оксана Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент Международной высшей школы управления
Россия, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
yevoksana@inbox.ru
Евсеева Светлана Анатольевна
к.э.н., доцент Международной высшей школы управления
Россия, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
yevsvetlana@mail.ru

Аннотация

Коммерциализация инноваций как важнейший элемент инновационного процесса способствует развитию экономики страны в целом и отдельных регионов в частности. Цель – исследование принципов стимулирования коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса на региональном уровне. Достижение поставленной цели осуществляется с применением методов анализа и синтеза, а также методов статистической обработки информации. В результате анализа инновационной сферы Санкт-Петербурга, отдельно выделяя сектор малого и среднего бизнеса, выявлен высокий инновационный потенциал региона, требующий дальнейшего развития. Сформулированы проблемы коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса на региональном уровне. Разработаны принципы стимулирования коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса на региональном уровне. Состав принципов разделен на 2 группы: общие и специфические, учитывающие особенности стимулирования процесса коммерциализации инноваций малых и средних предприятий. Предложенные специфические принципы, а именно: технологического соответствия и инновационности, принцип открытости и доступности, целенаправленности, разрабатывались с учетом региональной специфики Санкт-Петербурга. В заключении делаются выводы о необходимости совершенствования системы стимулирования коммерциализации инноваций на основе вышеуказанных принципов и предлагаются направления использования полученных результатов.

Ключевые слова

коммерциализация инноваций малого и среднего бизнеса, коммерциализация инноваций на региональном уровне, Санкт-Петербург, принципы стимулирования коммерциализации инноваций

Финансирование

Статья подготовлена при поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, грант Санкт-Петербурга в сфере научной и научно-технической деятельности.

Рекомендуемая ссылка

Евсеева Оксана Анатольевна , Евсеева Светлана Анатольевна

Принципы стимулирования коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса на региональном уровне (на примере Санкт-Петербурга)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Номер статьи: 5018. Дата публикации: 23.05.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5018/

Authors

Evseeva Oksana Anatol'evna
PhD, associate professor of the International Higher School of Management
Russia, Peter the Great St. Petersburg Polytichnic University
yevoksana@inbox.ru
Evseeva Svetlana Anatol'evna
PhD, associate professor of the International Higher School of Management
Russia, Peter the Great St. Petersburg Polytichnic University
yevsvetlana@mail.ru

Abstract

The commercialization of innovations as an important element of the innovation process determines the further development of the country's economy as a whole and regions in particular. The aim of investigation is to research the principles of stimulating the commercialization of small and medium-sized business innovation at the regional level. Achievement of the set goal is carried out by using methods of analysis and synthesis, methods of statistical processing of information. As a result of the analysis of the innovative sphere in St. Petersburg, separately singling out the sector of small and medium-sized businesses, a high innovative potential of the region has been identified, which requires further development. The problems of commercialization of innovations of small and medium business at the regional level are formulated. The principles of stimulating the commercialization of innovations of small and medium-sized businesses at the regional level have been developed. The proposed principles are divided into 2 groups: general and specific, taking into account the features of stimulating the process of commercialization of innovations of small and medium-sized enterprises. The specific principles (technological conformity and innovation, openness and accessibility, purposefulness), were developed taking into account the regional specifics of St. Petersburg. Finally, conclusions are drawn on the need to improve the system for stimulating the commercialization of innovations based on the above principles. Further directions for using the obtained results are stated.

Keywords

Commercialization of innovations of small and medium-sized businesses, commercialization of innovations at the regional level, St. Petersburg, principles for stimulating the commercialization of innovations

Project finance

Article was prepared with support of the Committee for Science and Higher Education of the Government of St. Petersburg, a grant from St. Petersburg in the field of scientific and technical activities.

Suggested Citation

Evseeva Oksana Anatol'evna , Evseeva Svetlana Anatol'evna

Principles stimulating commercialization of innovation of small and medium businesses at the regional level (in St. Petersburg)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Art. #5018. Date issued: 23.05.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5018/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Коммерциализация результатов инновационной деятельности обеспечивает и на уровне организаций, и на уровне экономик стран высокую конкурентоспособность. Именно в соответствии с новым технологическим укладом информационной (инновационной) экономики, в основе которого лежит превращение всех видов знаний в факторы производительных сил, коммерциализация инноваций становится особенно актуальной. Коммерциализация результатов инновационной деятельности отечественных предприятий играет важную роль для инновационного развития экономики страны.

Малые и средние предприятия имеют важнейшее социально-экономическое значение, поскольку способствуют росту занятости населения, региональному развитию, обеспечивают стабильность в социальной сфере и политике, а также лучше адаптируются к меняющимся запросам рынка. Такие организации характеризуются большей мобильностью и гибкостью перехода к инновациям, высокой восприимчивостью к принципиальным нововведениям; узкой научной специализацией или разработкой отдельных технических идей; ориентацией на результат при использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных; готовностью рисковать в силу качеств предпринимателя в отличие от крупных компаний, для которых большие риски абсолютно неприемлемы.

Состояние и уровень развития сектора малого бизнеса, являющегося чаще всего источником инноваций и каналом трансферта технологий в производство, значительно влияет на успешность реализации государственной инновационной политики. Недостаточное развитие инновационной деятельности предприятий на уровне региона обусловило актуальность выбранной темы.

 

Состояние инновационной сферы Санкт-Петербурга

Наука и инновационная деятельность вносят значительный вклад в развитие Санкт-Петербурга экономической сфере. Данный регион является вторым крупнейшим научно-техническим центром России (после Москвы). Доля  организаций, осуществляющих инновации в Санкт-Петербурге, составляет чуть менее 20%. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, снизилась по сравнению с 2014 г. на 2 % и составил 14,8% [1].

Анализ объема отгруженных инновационных товаров, работ и услуг за 2010-2012 гг. показал рост значения показателя, а в 2013-2015 гг. незначительные колебания (рис. 1). При этом доля инновационных товаров, работ, услуг в  организациях промышленного производства немного ниже, чем в сфере услуг (рис. 2) [1].

 

Динамика объема отгруженных инновационных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в Санкт-Петербурге за 2010-2015 гг., млн. руб.

Рисунок  1 — Динамика объема отгруженных инновационных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в Санкт-Петербурге за 2010-2015 гг., млн. руб.

 

Доля инновационных товаров собственного производства, работ, услуг в общем объеме товаров собственного производства, работ, услуг в Санкт-Петербурге за 2010-2015 гг.

Рисунок 2 — Доля инновационных товаров собственного производства, работ, услуг в общем объеме товаров собственного производства, работ, услуг в Санкт-Петербурге за 2010-2015 гг.

 

В Санкт-Петербурге объем инновационных услуг составляет 10,9% от общего объема таких услуг по всей России [2].

Структура затрат на технологические инновации в Санкт-Петербурге в 2015 г. несколько отличаются от структуры, характерной для России в целом. Расходы на дизайн в Санкт-Петербурге занимают больший удельный вес, а затраты на приобретение новых технологий – меньший в сравнении с Россией в целом, что нельзя не отметить в качестве недостатка.

Затраты на технологические инновации малых предприятий в 2009-2011 гг. показали незначительный рост, затем в 2013 г. наблюдался резкий скачок, а в 2015 г.  затраты снизились до 631,5 млн. руб. В Северо-Западном федеральном округе Санкт-Петербург находится на лидирующих позициях по данному показателю, однако по стране лидирует Республика Татарстан [3].

Что касается прироста числа малых инновационных предприятий, то в 2015 г. он снизился на 17 предприятий, что свидетельствует об ухудшении ситуации (табл. 1).

 

Таблица 1 — Прирост числа малых инновационных предприятий, единица, значение показателя за год

1999 2000 2001 2003 2005 2006 2007 2009 2011 2013 2015
г.Санкт-Петербург 0 -74 62 -30 4 -5 -5 4 15 18 -17

 

Анализ объема инновационных товаров, работ, услуг малых предприятий показал колебания значений за 2009-2015 гг. (табл.2) [1].

 

Таблица 2 — Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий, (процентов)

Регион 2009 2011 2013 2015
Санкт-Петербург 2,02 1,26 3,34 0,85

 

При этом доля малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, постоянно росла, за исключением 2015г. (табл. 3), что положительно характеризует ситуацию в регионе.

 

Таблица 3 — Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных малых предприятий, (процентов)

Регион 2007 2009 2011 2013 2015
г. Санкт-Петербург 5,6 7,04 8,43 9,07 7,31

 

Динамика выдачи патентов также позитивна. При этом большую долю в Санкт-Петербурге в использовании объектов интеллектуальной собственности составляют изобретения, полезные модели и программы ЭВМ (рис. 3). Более 7% поступающих патентных заявок и 7,6% количества выдаваемых патентов по всей России приходится на Санкт-Петербург[3].

 

Сведения об использовании объектов интеллектуальной собственности в Санкт-Петербурге за 2010-2015 гг., единиц

Рисунок 3 — Сведения об использовании объектов интеллектуальной собственности в Санкт-Петербурге за 2010-2015 гг., единиц

 

Разработка передовых производственных технологий в Санкт-Петербурге демонстрирует положительную динамику, однако наблюдается замедление ее темпов в 2013-2015 гг. Напротив, использование передовых производственных технологий неизменно растет (табл. 4). И в рамках экономической деятельности в 2015 г. использовалось уже 8099 передовых производственных технологий [1].

 

Таблица 4 — Разработанные и используемые передовые производственные технологии в Санкт-Петербурге в 2005-2015 гг., единиц

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Разработанные передовые производственные технологии 67 61 85 89 155 127 190 259 218 229 160
Используемые передовые производственные технологии 2014 3028 2985 3666 3790 4584 5122 6539 7128 7924 8099

 

Следует отметить, что анализ ситуации МСБ в инновационной сфере затруднителен, поскольку не разработана качественная методика статистического наблюдения за этой деятельностью.

Санкт-Петербург является одним из крупнейших научных и образовательных центров России. На него приходится свыше 10% научного потенциала страны, который составляют свыше 299 организаций, занятых научными исследованиями: организаций государственных академий, в т.ч. Российской академии наук, государственных научных центров и других государственных организаций. Свыше 79 тысяч сотрудников, занятых научными исследованиями и разработками,  свыше 2 тысяч докторов наук и свыше 8 тысяч кандидатов наук среди исследователей составляют кадровый потенциал Санкт-Петербурга в сфере науки и образования[4].

Анализ [5] показал, что из двадцатки вузов, где создано больше всего малых инновационных предприятий, Санкт-Петербург не смог подняться выше девятой строчки. В целом Петербургские вузы выглядят довольно скромно на фоне национальных лидеров по числу инновационных фирм, несмотря на огромный авторитет, известность школ.

В настоящее время действуют 12 инновационно-технологических центров (ИТЦ). Они объединяют в своей деятельности систему трансфера технологий, результаты исследований крупнейших научных институтов, прикладные исследовательские и опытно-конструкторские работы (ОКР), реализуемые при сотрудничестве с университетами и в малых инновационных предприятиях[4]. На сегодняшний день общая площадь ИТЦ более 50 тыс. кв.м. Число рабочих мест для специалистов наукоемких областей более 2500. Свыше 200 организаций-резидентов, имеющих годовой оборот более 1 млрд. руб. функционируют в ИТЦ. Действует особая экономическая зона технико-внедренческого типа, сформирован венчурный фонд для малых инновационных предприятий, ИТ-парк. Растущий потенциал Санкт-Петербурга как диверсифицированного центра науки, образования и промышленности обусловлен межотраслевым и междисциплинарным характером взаимодействия, а также  полным циклом работ от фундаментальных исследований до внедрения в серийное производство.

В целом в Санкт-Петербурге многоотраслевая структура экономики, большое количество образовательных и научных организаций, высококвалифицированные специалисты, способные потенциально облегчать быстрое использование инновационных продуктов и результатов НИОКР, способствуют развитию инновационного потенциала.

Возможности во внешней среде для развития будут обусловлены ускорением структурных реформ, усилением конкуренции из-за повышения открытости экономики, увеличением активности крупнейших российских технологических компаний в городе. Участие в международном научно-техническом сотрудничестве и приток венчурного капитала также могут стать благоприятными факторами.

Кроме того, большие объемы потребительского рынка и достаточно развитая инфраструктура поддержки предпринимательства формируют в городе достаточно привлекательную бизнес-среду. Однако высокий уровень административных барьеров, связанных с выделением земельных участков, подключением к энергоресурсам, получением разрешений на строительство, ухудшают деловой имидж Санкт-Петербурга. Безусловно  макроэкономическая ситуация в стране будет определять развитие предпринимательской активности, кроме того, на активность повлияет эффективность деятельности органов власти в борьбе с коррупцией. Угрозы кроются в возможной рецессии в экономике, снижении платежеспособного спроса, сокращении предложения и недоступности финансовых и инвестиционных ресурсов в связи с их удорожанием [6].

Санкт-Петербург сохранил свой высокий научно-технологический потенциал и исторически сложившуюся отраслевую структуру, которая практически не связана с экспортом сырья. Он является центром инноваций и высокотехнологичных производств мирового уровня. В то же время  удачное географическое положение формирует предпосылки для интернационализации инновационной сферы. Санкт-Петербург в отличие от мегаполисов развитых стран удержал свое промышленное значение, что можно рассматривать как конкурентное преимущество в сфере стимулирования инновационных процессов. В пределах одного города можно осуществить полный цикл разработки и внедрения инноваций в серийное производство.

Промышленность является очень наукоемкой отраслью и основным потребителем инноваций. По Санкт-Петербургу затраты промышленных предприятий составляют одну треть в структуре затрат на технологические инновации. На промышленность приходится свыше 80% из общего объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг.

По показателям деятельности малых предприятий Санкт-Петербург находится на лидирующих позициях в России. Сферы торговли и операции с недвижимостью, именно в них, работает большинство малых предприятий (включая микропредприятия). Немного меньше малых предприятий функционирует в обрабатывающих производствах и строительстве.

Санкт-Петербург постоянно входит в тройку крупнейших российских инновационных центров[7]. Стоит отметить, что в рейтинге инновационных городов мира, подготовленном австралийским Международным инновационным агентством «2thinkNow», «Innovation cities global rating» 2016-2017, Санкт-Петербург занимает 75 место среди 445 инновационных городов мира [8].

Обеспечить разнообразие производимой продукции и  импортозамещение стратегически важных товаров и технологий способна именно инновационная экономика. В связи с этим необходимо определить основные проблемы, сдерживающие процесс коммерциализации инноваций.

 

Проблемы коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса на региональном уровне

Кроме общих проблем в результате анализа были выделены специфические проблемы коммерциализации инноваций МСП на региональном уровне:

  • отсутствие единой региональной системы поддержки;
  • долгое отсутствие законодательно определенной инновационной системы развития малых и средних предприятий;
  • страх неудачи (неразвито предпринимательское мышление);
  • слабая активность венчурных инвесторов;
  • проблемный инвестиционный климат;
  • отсутствие единой цепочки от идеи до разработки, а также взаимосвязей и сервиса по всей цепочке развития;
  • внедрение разработок в индустрию. Здесь наблюдается недоверие индустрии к сторонним разработчикам (особенно из вузовской среды) и отсутствие каких-то бизнес-процессов на рассмотрение этих разработок. Кроме того, для промышленности предпочтителен готовый продукт, внедряемый без остановки производственного процесса;
  • плохая заполняемость технопарков из-за отсутствия резидентов — малых инновационных компаний. В практике иногда и фонды, и технопарки соглашаются на небольшое снижение требований к организациям, с целью провести заполнение [9];
  • несовершенство доступности финансирования проектов. Например, при необходимости привлечь дополнительное финансирование на формирование прототипа банки не могут дать кредит, поскольку субъект не соответствует требованиям, а Правительство Санкт-Петербурга может предоставить только субсидии на лизинг [9];
  • нет механизмов развития инновационного МСБ или выхода из стартапа;
  • недостаточное количество кооперационных связей между малыми инновационными предприятиями и крупными предприятиями региона;
  • отсутствие мониторинга малых инновационных предприятий, а также отсутствие информационной прозрачности инновационной сферы в целом.

В целом анализ инновационной деятельности Санкт-Петербурга показал, что до сих пор потенциал малого и среднего бизнеса в инновационной сфере остается полностью нереализованным, что обуславливает необходимость разработки принципов стимулирования коммерциализации инноваций на региональном уровне.

 

Принципы стимулирования коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса на региональном уровне

Принципы представляется целесообразным разделить на общие и специфические, учитывающие особенности процесса коммерциализации инноваций МСП. К общим принципам следует отнести: научность, целостность,  системность, оптимальность, надежность, объективность и всесторонность анализа и непрерывность. Что касается специфических принципов, возникающих благодаря специфике стимулирования процесса коммерциализации инноваций МСП, то среди них предлагается выделить: технологическое соответствие и инновационность, принцип открытости и доступности, целенаправленности (табл. 5). Специфичные принципы разрабатывались с учетом региональной специфики города Санкт-Петербурга — имеющихся показателей развития: социально-экономических условий инновационной деятельности в регионе, научно-технологического потенциала, качества и степени проработки региональной инновационной политики и эффективности инновационной деятельности.

 

Таблица 5 — Принципы стимулирования коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге

Наименование Содержание принципа
Общие принципы
Научность. Формирование и реализация методов стимулирования коммерциализации инноваций малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге должны быть теоретически обоснованы и базироваться на всестороннем анализе, адекватно отражающем все элементы и их изменения. Необходимо основываться не на интуитивных и субъективных предположениях, а на результатах предшествующей деятельности.
Системность Совокупность методов стимулирования процесса коммерциализации инноваций МСП представляет собой систему взаимосвязанных инструментов и применяющих их институтов с налаженными коммуникациями (в настоящий момент одной из наиболее значимых проблем для Санкт-Петербурга является разрозненность действий институтов, применяющих различные инструменты стимулирования коммерциализации, применение данного принципа при выстраивании усовершенствованной системы могло бы решить данную проблему)
Целостность Система стимулирования процесса коммерциализации инноваций является целостной системой. Это означает, что все составные ее элементы служат общей цели.
Оптимальность. Позволяет фокусироваться на эффективности применения методов стимулирования коммерциализации инноваций в условиях ограниченности имеющихся в распоряжении региона ресурсов (научно-технологического, социального, экологического и экономического потенциалов).
Надежность Создание и использование таких методов стимулирования процесса коммерциализации инноваций МСП, при которых возможности сбоев в ходе их применения были бы сведены к минимуму(или вовсе устранены) в целях достижения максимальных результатов с минимальными затратами ресурсов.
Объективность и всесторонность анализа Разработка инструментов стимулирования процесса коммерциализации инноваций МСП должна быть теоретически обоснована, получена на основе использования количественно однозначной информации. Всесторонность анализа заключается в адекватном отражении всех элементов системы стимулирования коммерциализации инноваций и изменений, происходящих в ее структуре.
Непрерывность. Институты поддержки МСП  должны постоянно отслеживать изменения во внешней и внутренней среде, и совершенствовать существующую систему стимулирования коммерциализации инноваций на всех ее этапах от идеи до реализации конечного продукта.
Специфические принципы
Технологическое соответствие и инновационность Поддержка процесса коммерциализации должна осуществляться в объекты, созданные/создаваемые на основе современных технологий и имеющие обязательную инновационную составляющую.
Принцип открытости и доступности Инструменты поддержки МСП в процессе коммерциализации на всех этапах должны быть в свободном информационном доступе, а также не являться привилегией для узко ограниченного круга предприятий (необходимо использовать в сочетании с принципом целенаправленности в формате доступных инструментов, дифференцированных по отраслевому признаку)
Целенаправленность Целевая поддержка отраслей-драйверов развития региона: промышленности, агропромышленного комплекса, медицины и фармацевтики и др. (см. программу «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»)

 

Заключение

Одним из приоритетных направлений в успешном развитии страны является инновационное развитие. Многие ученые отмечают, что государственная инновационная политика должна быть направлена на создание благоприятной среды для развития инновационных процессов и должна являться связующим звеном между производством и научно-технической деятельностью[10]. Коммерциализация инноваций, являясь важнейшим элементом инновационного процесса, способствует дальнейшему развитию. Несмотря на значительный интерес к данной проблеме ситуация в сфере коммерциализации инноваций остается неудовлетворительной и на уровне страны, и на уровне регионов. Инновационный потенциал Санкт-Петербурга является высоким, однако, полностью нереализованным, с рядом проблем. В связи с этим необходимо совершенствовать систему стимулирования коммерциализации инноваций на основе вышеуказанных принципов.

Представленные разработки могут быть  использованы при разработке программы поддержки инновационной деятельности малых и средних предприятий. При этом процесс коммерциализации инноваций носит научно-обоснованный характер, что в результате способствует принятию более эффективных управленческих решений на уровне региона.

 

Список литературы

  1. Официальный сайт Петростат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/4e2b95804d2c5901bf3ebff5661033e3/exusl_g.pdf (Дата обращения 09.04.2017).
  2. Индикаторы инновационной деятельности:2015: статистический сборник [Текст] / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2015. — 320 с.
  3. Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 15.04.2017).
  4. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. Инновации [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/innovacii/ (Дата обращения 15.09.2016).
  5. Дагаев А. Обзор малых инновационных предприятий при вузах: Петербург не в лидерах [Электронный ресурс] // Промышленно-строительное обозрение. №167 декабрь 2015.- Режим доступа: http://stroypuls.ru/pso/2015/167-dekabr-2015/108586/ (Дата обращения 15.09.2016).
  6. Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crppr.gov.spb.ru/ (Дата обращения 15.09.2016).
  7. Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cppi.gov.spb.ru/(Дата обращения 15.09.2016).
  8. Innovation Cities™ Index 2016-2017 : Global [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.innovation-cities.com/innovation-cities-index-2016-2017-global/9774 (Дата обращения 21.04.2017).
  9. Круглый стол экспертов инновационной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maginnov.ru/assets/files/analytics/kruglyj-stol-ekspertov-innovacionnoj-deyatelnosti.pdf (Дата обращения 15.09.2016).
  10. Гетман, Б.М. Коммерциализация инновационной деятельности и сущность инновационного предпринимательства [Текст] / Гетман, Б.М., Ненахова О.А., Чистова В.А. // Вестник ДГТУ. Т. 11 2011. № 5(56). С.758-767.

 

References

  1. The official site of Petrostat [Oficial’nyj sajt Petrostat]. — Access mode: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/4e2b95804d2c5901bf3ebff5661033e3/exusl_g.pdf (Date of circulation 09.04.2017).
  2. Indicators of innovation activity: 2015: statistical compilation [Indikatory innovacionnoj dejatel’nosti:2015: statisticheskij sbornik] / N.V.Gorodnikova, L.M. Gohberg, K.A. Ditkovskij et al. — Moscow: NIU HSE, 2015. — 320 p.
  3. Official site of Rosstat [Oficial’nyj sajt Rosstat]. — Access mode: http://www.gks.ru/ (Date of circulation 15.04.2017).
  4. Official website of the administration of St. Petersburg. Innovations [Oficial’nyj sajt administracii Sankt-Peterburga. Innovacii]. — Access mode: http: //gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/innovacii/ (Date of circulation 15.09.2016).
  5. Dagaev A. Overview of small innovative enterprises at universities: Petersburg is not in the lead [Obzor malyh innovacionnyh predprijatij pri vuzah: Peterburg ne v liderah] // Industrial and Construction Review. №167. December 2015.- Access mode: http://stroypuls.ru/pso/2015/167-dekabr-2015/108586/(Date of circulation on September 15, 2016).
  6. Committee for the Development of Entrepreneurship and the Consumer Market of St. Petersburg [Komitet po razvitiju predprinimatel’stva i potrebitel’skogo rynka Sankt-Peterburga]. — Access mode: http://crppr.gov.spb.ru/ (Date of circulation 15.09.2016).
  7. Committee on Industrial Policy and Innovation of St. Petersburg [Komitet po promyshlennoj politike i innovacijam Sankt-Peterburga]. — Access mode: http://cppi.gov.spb.ru/(Date of circulation 15.09.2016).
  8. Innovation Cities ™ Index 2016-2017: Global. — Access mode: http://www.innovation-cities.com/innovation-cities-index-2016-2017-global/9774 (Date of circulation 21.04.2017).
  9. Round table of experts in innovation activity [Kruglyj stol jekspertov innovacionnoj dejatel’nosti]. — Access mode: http://www.maginnov.ru/assets/files/analytics/kruglyj-stol-ekspertov-innovacionnoj-deyatelnosti.pdf (Date of circulation 15.09.2016).
  10. Getman, B.M. Commercialization of innovation activity and the essence of innovative entrepreneurship [Kommercializacija innovacionnoj dejatel’nosti i sushhnost’ innovacionnogo predprinimatel’stva] / Getman, B.M., Nenahova O.A., Chistova V.A. // Bulletin of the DGTU. T. 11 2011. № 5 (56). P.758-767.

Еще в рубриках

Город Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *