Главная страница » Публикации » №2 (50) » Трансфер образовательных технологий: новый этап развития региональных рынков высшего образования в России

Трансфер образовательных технологий: новый этап развития региональных рынков высшего образования в России

Transfer of educational technologies: a new stage in the development of regional higher education markets in Russia

Авторы

Цю Хунлу
магистр, старший лектор
Китай, Цицикарский университет, Школа экономики и менеджмента
аспирант
Россия, Дальневосточный федеральный университет, Школа экономики и менеджмента
qhl09180936@163.com

Аннотация

В современных условиях российские региональные университеты и институты приобретают новые возможности, лежащие в области либерализации, открытости образования. Такой возможностью в России может стать более эффективное использование трансфера образовательных технологий. Это в относительно большей мере будет касаться региональных российских университетов, которые тем не менее могут благодаря возможностям отрытого образовательного пространства реализовать преимущества трансфера передовых образовательных технологий.

Ключевые слова

трансфер образовательных технологий, финансовая государственная поддержка университетов, конкурентная университетская среда

Рекомендуемая ссылка

Цю Хунлу

Трансфер образовательных технологий: новый этап развития региональных рынков высшего образования в России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Номер статьи: 5004. Дата публикации: 12.04.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5004/

Authors

Qiu Honglu
Master, Senior Lecturer
China, Tsitsikar University, School of Economics and Management
graduate student
Russia, Far Eastern Federal University, School of Economics and Management
qhl09180936@163.com

Abstract

In modern conditions, Russian regional universities and institutions are acquiring new opportunities, lying in the field of liberalization, openness of education. Such an opportunity in Russia can be more effective use of the transfer of educational technologies. This will be relatively more relevant for regional Russian universities, which nevertheless can, due to the opportunities of the open educational space, realize the benefits of transferring advanced educational technologies.

Keywords

Transfer of educational technologies, financial state support of universities, competitive university environment

Suggested Citation

Qiu Honglu

Transfer of educational technologies: a new stage in the development of regional higher education markets in Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Art. #5004. Date issued: 12.04.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5004/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Положительный опыт ведущих университетов мира заслуживает серьезного осмысления факторов, которые позволили им занять первые места в мировом рейтинге. Речь конечно же не идет о копировании менеджмента, специфики построения коммуникаций с органами публичной власти, сообществами выпускников, спонсорами, обществом в целом. Однако понимание приобретенных конкурентных преимуществ ведущих университетов имеет важное значение для развития российских университетов, их адаптация к специфике российских условий.

 

Мировые тенденции развития региональных рынков высшего профессионального образования

В настоящее время определяющая доля достижений науки приходится на университеты и отраслевые институты с их научно-исследовательскими лабораториями, а также научно-исследовательские институты, в которых реализуются конечные фазы создания опытных образцов и их последующая коммерциализация. Университеты не только производят знания, но и придают знаниям конкретное воплощение в новых технологиях, продуктах, формах социальной организации. При этом следует учитывать тот факт, что знания быстро устаревают, что предъявляет дополнительные требования к университетам, оказывающих как научные, так и образовательные услуги обществу. Университеты должны удовлетворять как признаками финансовой, академической устойчивости, так и признаками быстрой адаптации в изменяющейся внешней среде, быть динамичными, чувствительными к научно-техническим и социальным новациям, технологическим и социальным вызовам, обеспечивая конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Быстро меняющаяся ситуация на внутренних и внешних рынках протекает с одновременно меняющимися приоритетами и возможностями в удовлетворении спроса общества на качественные образовательные услуги. При этом успех реализуемых стратегических программ развития национальных университетов будет определяться в том числе их встраиванием в общий тренд глобальных тенденций развития университета будущего. Это обнаруживается в смене приоритетов как самих обучающихся, так и обучающих – профессорско-преподавательского состава. Проведённые научные изыскания в этой области отмечают такие сдвиги ориентиров. Так, если ранее студенты выбирали университет по целевому работодателю, когда ВУЗы реализовывали подготовку специалистов согласно государственному заказу, то в будущем обнаруживается стремление приобрести реальный опыт и прикладные знания, а не знания абстрактных академических наук. Если ранее студент, окончивший ВУЗ мог обойтись в основном без дополнительного системного образования, полагаясь на ранее полученное знания, умения и компетенции, то в настоящее время обнаруживается тенденция к непрерывному получению образовательных услуг, в том числе спрос на executive-программы, курсы повышения квалификации от занятых в профессиональной сфере специалистов.

Профессорско-преподавательский состав меняет философию системы образования. Университеты стремятся удовлетворять спрос на рост числа специализаций, форм обучения студентов, видом приобретаемых квалификаций. Университеты начинают конкурировать с иными образовательными центрами, так как уже перестают быть единственными организациями, как и сами преподаватели уже не привязана только к одному университету, как единственному основному месту работы. Это конкуренция университетов начинают преодолевать национальные границы, формируя глобальную конкурентную образовательную среду. Наблюдается тенденция поляризации университетов и институтов, выделяются университеты, приобретающие статус национальных научно-исследовательских университетов, федеральных университетов, которые получают государственное финансирование на развитие науки. При этом источники финансирования уже не ограничиваются только государственным бюджетом. Дополнительные источники формируются работодателями-партнерами, клиентами, заказчиками на выполнение конкретных научно-исследовательских проектов. [1, С. 7-17]

Следует признать, что сохранить свои позиции на рынке высшего профессионального образования российские университеты могут только тогда, когда это следование современным глобальным тенденциям может рассматриваться как государственные инвестиции в науку и образование в современных условиях, когда национальным приоритетом был определен тренд на формирование российской инновационной экономики, базирующейся на достижениях научной мысли и современных образовательных технологиях. Однако именно в этой наиболее важной области отмечается отход от мирового тренда. Россия не увеличивает финансирование науки и высшего профессионального образования. Если в 1992 году расходы на науку составляли 2,43 % ВВН, то уже в 2003 году эта доля опустилась до 0,31 %. Последние данные также свидетельствую о сокращении расходов на развитие науки в 2017-2019 годах на 25 млрд руб., несмотря на то, что объемы финансирования были ранее заложены в федеральной программе развития научно-технологического комплекса на период с 2014 по 2020 годы. [2] Но так как качество преподавания не может подняться выше качества, определяемого развитием науки в обществе, то последствия сказываются на конкурентоспособности университетов как образовательных центров.

 

Трансфер образовательных технологий ведущих университетов и его роль на сохранение конкурентоспособности региональных Вузов в России

Сокращение государственной финансовой поддержки неизбежно будет компенсироваться путем замещения этих доходов платежами, поступающими от студентов. Если рассмотреть средний бюджет российской семьи, то расходы на получение качественного университетского образования становятся уже существенной долей расходов среднестатистического домашнего хозяйства. Оплата обучения за год в престижных университетах уже давно перевалила за 100 тыс. рублей. Это приводит к существенным изменениям в сберегательной и инвестиционной политике домашнего хозяйства, а также в потребительских предпочтениях текущего потребления [3, 4]. Наконец, для некоторых домашних хозяйств России качественное университетское образование даже в региональных университетах может оказаться уже недоступным по финансовым критериям. В 2017 текущем году будет осуществлено секвестрование образовательной программы на 23,4 % от предусмотренного паспортом программы, сокращение будет продолжено и в следующем 2018 году на 28,5 % и на 35,2 %  — в 2019 году. Если сравнить объемы сокращения с 2015 годом, то доля расходов на все виды образования упадет с 2,75 % до 2,45 % в 2019 году.

В этой связи следует усомниться в высказывании о том, что 65% россиян не нуждается в высшем образовании и что только 35% населения будет востребовано в качестве носителей высшего образования [5].

Уменьшение государственного финансирование для университетов может быть частично компенсировано переключением источника финансирования на альтернативные источники, а также реализацией трансфера образовательных технологий, когда последние заимствуются как на отечественном рынке образовательных услуг, так и на мировых рынках. Это позволит частично решить проблему качества образовательных технологий университетов при сокращении государственного финансирования за счет внедрения передового опыта ведущих российских университетов, а также избранного передового опыта зарубежных ведущих университетов, адаптации этого опыта к российской практике и российской образовательной среде.

Это ставит одновременно научную проблему уточнения концепта понятия «трансфера образовательных технологий». Трансфер в данной статье (от французского transfer) понимается как родовое понятие, или genus procsimum, по отношению к понятию «трансфер образовательных технологий». Трансфер здесь есть процесс передачи, распространения информации, знаний, навыков, технологий и так далее. Следовательно, трансфер образовательных технологий есть процесс передачи, распространения знаний, навыков в образовательной среде, позволяющее приобретать необходимые компетенции в организации образовательного процесса. Сам трансфер может осуществляться как на безвозмездной, так и на коммерческой основе. Если трансфер научный знаний есть процесс научной коммуникации, который вряд ли может и должен искать свой специфические формы коммерциализации, то трансфер образовательных технологий уже может в некоторых приемлемых формах коммерциализироваться. В данном случае речь в первую очередь, идет о передаче образовательных программ, методическом обеспечении курсов, материалов лекций в практик, проведении конференций, консультаций с использованием возможностей современных информационных технологий. Фундаментальная наука преследует цель познания неизведанного, трансфер достижений науки и образовательных технологий уже есть процесс, который может принимать рыночные формы, посредством которых университеты зарабатывают доходы.

Разработка и реализация передовых образовательных технологий станут доступными передовым университетам, которым оказана финансовая поддержка в рамках проекта «5-100», который был запущен Правительством России в соответствии с Указом Президента России в 2012 году. Этим проектом преследовалась основная цель – повышение конкурентоспособности ведущих университетов России на мировом рынке исследовательских программ и образовательных технологий. Предполагается, что не менее пяти российских университетов войдут в первую сотню трех глобальных образовательных рейтингов, а именно, рейтинг университетов мира — Times Higher Education, всемирный рейтинг университетов QS, академический рейтинг университетов мира ARWU.

Объявленное сокращение государственного финансирования затронет в первую очередь университеты и институты, которые не попали в перечень опорных ведущих университетов, которым не удалось достичь требуемых плановых показателей эффективности деятельности университета по своим «дорожным картам». Для достижения этой цели будет проведена аттестация с выделением перечня неэффективных вузов и списка университетов, которым будет оказываться селективная государственная финансовая поддержка. Эти меры будут реализовываться в соответствии с Федеральной программой развития науки и технологий, а также Федеральной программой подготовки научных и научно-педагогических кадров с горизонтом до 2020 года.

Трансфер образовательных технологий ведущих университетов России лежит в основном векторе развития университета будущего, реализующего доминирующую глобальную тенденцию либерализации системы высшего университетского образования. Рядовые университеты, которые не могут адаптироваться к осуществляемым реформам высшего образования в стране в силу неспособности максимально использовать преимущества трансфера образовательных технологий и условиях ограничения государственной финансовой поддержки будут утрачивать свои местные конкурентные преимущества и будут вытеснены с рынка образовательных услуг в силу своей неэффективности. Такие вузы постепенно будут ликвидироваться либо поглощаться, присоединяться к другим более эффективным вузам.

 

Заключение

Сокращение государственного финансирования университетов безусловно следует рассматривать как вынужденную меру. Однако следует заметить и то, что университеты одновременно приобретают новые возможности, лежащие в области либерализации, открытости образования. Кризис, если обратиться к китайскому иероглифу, ассоциируется как с угрозой, опасностью, но одновременно и с возможностью преодоления угрозы. Такой возможностью в России может стать более эффективное использование трансфера образовательных технологий. Это в относительно большей мере будет касаться региональных российских университетов, которые тем не менее могут благодаря возможностям отрытого образования реализовать преимущества трансфера передовых образовательных технологий.

 

Список литературы

  1. Кузьмина Н.Б. Эффективный университет: перезагрузка / Н.Б. Кузьмина, Ж.В. Шакиров, Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 134с.
  2. Правительство сократит расходы на научные исследования на 19 млрд рублей// http://www.rbc.ru/society/27/01/2017/5889d8879a7947a91c8c62df (Доступно – 04.04.2016).
  3. Глухов В. В., Останин В. А., Рожков Ю. В. Экономическая природа денежных фондов домашних хозяйств // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2015. – №. 4.
  4. Глухов В.В., Останин В.А. Сбережения и инвестиции домашних хозяйств. Монография. Владивосток, Изд-во Дальневост. ун-та. – 2006.
  5. Аскеров С. Российское высшее образование ждет сокращение финансирования. http://www.vokrugnovostei.ru/Obshchestvo/Rossiyskoe-vysshee-obrazovanie-jdet-sokrashchenie-gosudarstvennogo-finansirovaniya/(Доступно – 04.04.2016).

 

REFERENCES:

  1. Kuz’mina N.B. Effective University [Jeffektivnyj universitet: perezagruzka]: / N.B. Kuz’mina, Zh.V. Shakirov, Moscow. State. Institute of Intern. Relations (uni) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. — Moscow: MGIMO-University, 2014. — 134p.
  2. The government will cut spending on scientific research by 19 billion rubles [Pravitel’stvo sokratit rashody na nauchnye issledovanija na 19 mlrd rublej]// http://www.rbc.ru/society/27/01/2017/5889d8879a7947a91c8c62df (reference date of April 04, 2016).
  3. Gluhov V. V., Ostanin V. A., Rozhkov Ju. V. Economic nature of household household money funds [Jekonomicheskaja priroda denezhnyh fondov domashnih hozjajstv]// Bulletin of Volgograd State University. Series 3: The Economy. Ecology. — 2015. — No. 4.
  4. Gluhov V.V., Ostanin V.A. Savings and investments of households [Sberezhenija i investicii domashnih hozjajstv]. Monograph. Vladivostok, Publishing house of the Far East. University. — 2006.
  5. Askerov S. Russian higher education is waiting for a reduction in funding [Rossijskoe vysshee obrazovanie zhdet sokrashhenie finansirovanija] http://www.vokrugnovostei.ru/Obshchestvo/Rossiyskoe-vysshee-obrazovanie-jdet-sokrashchenie-gosudarstvennogo-finansirovaniya/(reference date of April 04, 2016).

Еще в рубриках

Экономика сферы услуг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *