Главная страница » Публикации » №4 (48) » Государственное регулирование развития органического сельского хозяйства: зарубежный опыт и отечественная практика

Государственное регулирование развития органического сельского хозяйства: зарубежный опыт и отечественная практика

State regulation of development of organic agriculture: international experience and national practice

Авторы

Полушкина Татьяна Михайловна
д.э.н., профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
polushkinatm@gmail.com

Аннотация

Целью настоящего исследования является обоснование необходимости разработки оригинальных методологических подходов к формированию системы государственного регулирования развития органического сельского хозяйства с целью решения проблем в области продовольственной безопасности, здорового питания и устойчивого развития, поиска решений для аграрной политики всех уровней по созданию системы производства экологических продуктов функционального питания с использованием механизмов государственно-частного партнерства, что определяется эколого-экономико-политической необходимостью принятия конкретных мер в области объекта исследования.

Ключевые слова

государственное регулирование, сельское хозяйство, органическое сельское хозяйство, государственно-частное партнерство

Финансирование

Статья опубликована в рамках проекта № 575610-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE «Organic farming in the system of sustainable rural development: the EU experience»

Рекомендуемая ссылка

Полушкина Татьяна Михайловна

Государственное регулирование развития органического сельского хозяйства: зарубежный опыт и отечественная практика// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4830. Дата публикации: 09.12.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4830/

Authors

Polushkina Tat'jana Mihajlovna
Doctor of Economics, Professor of the Department of State and Municipal Management
Russia, National Research Mordovia State University named N.P. Ogarev
polushkinatm@gmail.com

Abstract

The purpose of this study is to substantiate the need to develop original methodological approaches and instructional techniques to the formation of the system of state regulation of development of organic agriculture to address problems in food security, nutrition and sustainable development, finding solutions for agricultural policy at all levels by creating a system of ecological production of functional food using the mechanisms of public-private partnerships, determined ecological-economic-political necessity of taking concrete measures in the field of the research object.

Keywords

government regulation, agriculture, organic agriculture, public-private partnership

Project finance

The article was published in the framework of the project № 575610-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE «Organic farming in the system of sustainable rural development: the EU experience»

Suggested Citation

Polushkina Tat'jana Mihajlovna

State regulation of development of organic agriculture: international experience and national practice// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4830. Date issued: 09.12.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4830/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

У органического сельского хозяйства, по сути удовлетворяющего всем составляющим устойчивого развития, есть безусловный потенциал и значительные перспективы для развития в современной России при условии создания четко проработанной и эффективно функционирующей системы государственного регулирования.

Мы вполне осознаем невозможность развития сельского хозяйства современной России исключительно по органического сценарию по причине состояния продовольственной безопасности страны, ограниченности финансовых ресурсов на новые масштабные проекты, уровня платежеспособности населения, отсутствии «стратегии зеленого роста» и пр. Но при этом мы  абсолютно убеждены в том, что условиях новых глобальных вызовов и угроз существует острая необходимость в поиске новых мобилизационных возможностей для устойчивого развития, поиске внутренних ресурсов для производства качественного и доступного продовольствия.

На остроту проблемы неоднократно указывало не только ученое сообщество и состояние аграрного сектора,  но и руководство страны на самом высшем уровне: «Считаю, что нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием….Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые уже давно пропали у некоторых западных производителей. Тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию растет» (из выступления Президента России Владимира Владимировича Путина 03.12.2015 г.). [1]

 

Современное состояние вопросов формирования сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции

Мировой органический рынок растет с опережением по отношению к традиционному агропродовольственному рынку.  В 2010 — 2015 гг. средние годовые темпы прироста розничной реализации органической продовольственной продукции в мире  составили 12,2%, тогда как продовольственной продукции в целом – 8,6%. Быстро развивается международная торговля органической продукцией: не менее 40 государств уже являются ее экспортерами, а тридцать – импортерами. Российский рынок органики растет даже быстрее, чем мировой, демонстрируя ежегодный прирост 30–40%. В 2012 г. оборот этих продуктов, по различным оценкам, составил 120–140 млн долларов, а в 2015 г. – уже около 190 млн, но только 10% из них имели отечественное происхождение.[2]

В РФ в последние годы были приняты ряд документов,  где четко указывается на необходимость создания условий для реализации права человека на здоровую пищу и здоровую окружающую среду, на то, что органическое сельское хозяйство может стать одной из потенциальных точек роста для развития сельских поселений. Это:  «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 –2020 г.», «Стратегия устойчивого развития РФ на период до 2030 г.». 2017 г. вновь объявлен годом экологии.

Это ставит прямую задачу не только органам исполнительной власти, но и формирует важное направление научного поиска по выработке инструментов межсекторальной государственной политики по сохранению биосферы и увеличению продуктивности земледелия на принципах энергосбережения и экологической сбалансированности, прорывных агротехнологиях, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства.

Экономическое благополучие, достигнутое за счет деградации окружающей среды, угрожает существованию человека как биологического вида, его физическому и психическому здоровью и, особенно, здоровью будущих поколений. По данным НИИ питания РАМН, 30-50% заболеваний россиян связаны с нарушениями питания. Ежегодные экономические потери от болезней, связанных с нарушениями питания, приносят государству ущерб до 13 000 млрд. рублей.[3]

В этой связи, в основу концепции здорового питания должны быть положены принципы функциональности.  Требуют научного обоснования проблемы поиска новых источников пищевых ресурсов и использования нетрадиционного сырья растительного происхождения (органического) для производства функциональных продуктов питания. Именно органическое сельское хозяйство обеспечивает продуктами питания нового формата качества, что особенно важно для детей, беременных женщин, кормящих матерей, людей с ослабленным иммунитетом, страдающих от нарушений желудочно-кишечного тракта и других патологий.

Россия располагает всем необходимым для формирования сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции: многолетними аграрными традициями, обширными площадями сельскохозяйственных угодий, а также незначительным уровнем интенсификации и химизации АПК в сравнение с индустриально развитыми странами.  В связи с этим становится весьма актуальной и своевременной разработка теоретических и методологических вопросов, связанных с перспективами развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции,  обоснованием целесообразности вовлечения для этих целей в производственный оборот залежных и неиспользуемых сельскохозяйственных земельных ресурсов.

Требуют проработки вопросы государственного регулирования развития органического сельского хозяйства через обоснование систем стандартизации, сертификации, инспекции и контроля в области реализации права человека на здоровую пищу и здоровую окружающую среду. А также протекционистких мер государственной поддержки для сельхозпроизводителей стимулирующего характера, в том числе через систему внутренней продовольственной помощи наиболее нуждающимся слоям населения, организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы. [4]

При этом наиболее целесообразным механизмом реализации протекционистской политики государства в развитии органического сельского хозяйства видится государственно-частное партнерство. В этой связипредлагаем использовать преимущества механизмов государственно-частного партнерства в реализации межсекторальной государственной политики по развитию органических методов хозяйствования в аграрном секторе для стабилизации ситуации с продовольственной безопасностью страны в новых экономических условиях, что может быть обеспечено исключительно в результате повышения устойчивости развития через валоризацию конкурентоспособности.

Только при эффективном взаимодействии между государственным и частным бизнесом возможно становление в РФ производства органических продуктов питания.

 

Эволюция развития научного понимания органического сельского хозяйства

Следует отметить, что в истории развития научного понимания органического сельского хозяйства и развития рынка органической продукции выделяется два этапа: первый этап – философско-романтический (90-95 лет назад), когда происходило в основном философское и научное осмысление данной проблемы; второй этап – этап коммерциализации (с 60-х годов прошлого века).

Первый этап связан с именами таких ученых как Штайнер Р., Х. Мюллер, М. Мюллер, Х-П Руш, А. Ховард, Р. Маккарисон, Е. Бальфур, Дж. Нортборн, Ф.Х. Кинг, Д.И. Родейл, М. Окада, М. Фукуока. В этот период в географическом плане образовались 4 центра органических движений: германский (Германия, Австрия, Швейцария), британский (Великобритания и ее колонии), американский (США), японский.

Второй этап – с именами Р.Карсона, Д.Х.Медоуза, Д.Л. Медоуза, Й. Рендерса, Э.Ф. Шумахера, У.Берри, Д.Лавлока, Н. Немеса (специалист ФАО). Сравнительной оценке эффективности органического сельского хозяйства с традиционными методами ведения сельскохозяйственного производства в зарубежных странах посвящены работы Д. Пиментела, У. Локеретца, Д. Берарди, Д. Циземера, Б.Р. Стиннера, Г. Азиз. [3]

В 2016 году в г. Москве был создан Институт органического сельского хозяйства, в рамках которого проводятся консультации по применению экоагротехнологий и семинары по органическому земледелию, но не исследуются проблемы развития органического сельского хозяйства и производства органической продукции в комплексе.

Однако до сих пор практически неизученными остаются вопросы государственного регулирования развития органического сельского хозяйства на основе государственного частного партнерства. Речь идет, прежде всего, о недостаточной  степени разработанности подходов, связанных с выбором модели, обеспечивающей дополнительное финансирование государственных предприятий. Недостаточно исследованы теоретические и методологические аспекты механизма государственно-частного партнерства на уровне регионов и оценка эффективности его внедрения в инновационные проекты развития сельского хозяйства.

 

Вопросы государственного регулирования развития органического сельского хозяйства: отечественная практика и зарубежный опыт

Множество проблем существует в законодательном регулировании органического сельского хозяйства в России. До сих пор на федеральном уровне не принят ФЗ  «О производстве органической продукции». В ответ на бездействие федеральных властей в ряде регионах началась работа по легализации оргиничекого сельского хозяйства: принят Закон «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области» (2013 г.), Закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области» (2014 г.), Закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае» (2014 г.). [5]

Не разработаны протекционисткие меры государственной поддержки для сельхозпроизводителей органической продукции стимулирующего характера, в том числе через систему внутренней продовольственной помощи.Подобная ситуация вызывает необходимость заложить фундаментальную  основу государственного регулирования развития органического сельского хозяйства теоретико-методологического характера (терминологический аппарат, классификацию подходов к системным оценкам эколого-экономического потенциала территории для развития органического сельского хозяйства, формирование универсальной модели государственного регулирования развития органического сельского хозяйства, формирование методологической базы формирования механизмов межсекторальной государственной протекционистской политикипо развитию органического сельского хозяйства).

Систему государственного регулирования развития органического сельского хозяйства в РФ следует формировать с учетом передовых зарубежных практик. При этом следует отметить, что идея экологически безопасных продуктов родилась в США еще в 60-х годах прошлого века. Изначально это был протест против загрязнения планеты, злоупотребления природой. Однако в скором времени медики доказали существование тесной взаимосвязи между продуктами питания и здоровьем человека, обосновывая это тем фактом, что обычные продукты не только не приносят пользу, но и могут навредить огромным количеством консервантов и химии, содержавшихся в большинстве продуктов. [6]

С 1980-х годов в развитых странах Запада начинают формировать систему государственного регулирования развития производства экологически чистых продуктов питания и, прежде всего через систему сертификации и стандартизации.

Так, система стандартизации производства экологически чистых продуктов питания, начавшись в США в 1980 г. с волны обострения беспокойства о безопасности продуктов питания привела к идее создания единых национальных стандартов на органику. В  1990-е г.  были созданы ряд государственных и публичных организаций, призванных разработать единые Национальные Стандарты, которые были приняты в 2001 г. [7]

В ЕС большинство рынков экологической продукции сформировались вследствие установления и под непосредственным влиянием так называемых Директив, которые определяют необходимые требования к продукции, методам ее производства и позволяют маркировать её как «экологическая» или «органическая», «биологическая», «биоорганическая», «биодинамическая», «био», «эко», наконец.

Главные типы экологических стандартов  в США и ЕС можно объединить в следующие группы: Международные частные или межправительственные рамочные стандарты (Международные базисные стандарты ИФОАМ (IFOAM) или Пищевой Кодекс), основные действующие Стандарты или Директивы  (Директивы ЕС (ЕЭС) № 2092/91 или Американская национальная органическая программа (USDA)), частные Стандарты экологического производства, такие как Деметр (Demeter), Натурланд (Naturland), Биоланд (Bioland), Геа (Geae), Эковин (Ekowin) и т.д. [8, 9]

Имеют место также международные рамочные стандарты, к примеру: Базисные Стандарты ИФОАМ, целью которых является гармонизация  различных программ сертификации путём создания универсальных рамочных условий для экологических стандартов во всём мире.

Сегодня в развитых странах Запада существует целостная гарантийная система качества производимой в органическом сельском хозяйстве продукции, что обеспечивается развитой системой, во-первых, сертификации, во–вторых, инспекции, охватывающей технологию органического производства, факторы производства и конечную органическую продукцию.

Данную инспекцию в Европе, к примеру, осуществляют известные инспекционные и (или) органические сертифицирующие организации. Это, в частности, SoilAssociation (Великобритания), OrganicFarmersandGrowers (Великобритания), SKAL (Нидерланды), KRAV (Швеция), Agencebio (Франция), DemeterInternational (Германия и германоязычные страны), Bioland (Германия), BIOHELLAS (Греция), DIO (Греция), IrishOrganicFarmersandSoilAssociation (Ирландия), Associationsansbutlucratif — ASBL (Бельгия). [10]

Далее возникает вопрос о состоянии дел в этой сфере в РФ. Российские потребители уже давно ждут принятия Закона об органическом производстве и прочих документов, способных сформировать систему государственного регулирования экологизации сельского хозяйства. Первые шаги в этом направлении сделаны. В мае 2016 г. был принят первый в России основополагающий документ отрасли, сулящий новые перспективы развития, — Национальный стандарт по органической сельхозпродукции, определивший правила ее производства, переработки, транспортировки и хранения. Стандарт полностью запретил ГМО и стал единственным ГОСТом, гарантирующим их отсутствие в продуктах. В документе указывается, что производство органической продукции должно быть расположено вдали от источников загрязнения окружающей среды, объектов промышленной деятельности, территорий интенсивного ведения сельского хозяйства. Выращивать продукцию можно только на чистой почве. Минимальное время для очищения земли от химикатов в растениеводстве — в среднем 2–3 года. Обрабатывать растения можно только биологическими средствами защиты, без использования ядохимикатов. [10]

Национальный стандарт был приведен в соответствие с регламентами по органическому сельскому хозяйству ЕС. В действие он вступит в январе 2016 г. Но вопрос о его признании за рубежом и международных стандартов – в России будет решен лишь после принятия федерального закона об ограничении парниковых газов.

Следующим шагом на пути к становлению органического сельского хозяйства – это принятие Федерального закона «О производстве органической продукции» и о регулировании рынка органической продукции. Закон уже длительное время находится на обсуждении в наших законотворческих органах.

В целом, органическое сельское хозяйство, опираясь на экологические процессы, биоразнообразие и природные циклы, характерные для местных условий, избегая ресурсов, использование которых связано с негативными эффектами, имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным: долгосрочная стабильность, улучшение структуры почвы, повышение биоразнообразия, безопасность для здоровья человека и животных, а также лучшие вкусовые качества продуктов питания. [11, 8]  Органическое сельское хозяйство объединяет традиции, инновации и науку для улучшения состояния окружающей среды и развития справедливых взаимоотношений высокого качества жизни для всех вовлеченных в него людей. [12]

Таким образом, от развития органического сельского хозяйства для населения РФ образуется так называемый «замкнутый круг» преимуществ (рис 1).

Стоимость реализации органической продукции, как правило, в 1,2-2,0 раза выше стоимости реализации аналогичной продукции традиционного качества. При этом удельные затраты на производство в условиях России могут быть сопоставимы или выше в среднем на 10-40 %.[8]  Повышение рентабельности здесь достигается за счет более полного и экологически сбалансированного использования природных ресурсов, синергизма действия биологических факторов восстановления плодородия почв, применения гибких («интеллектуальных») систем информационно-методического обеспечения агроэкологической оптимизации землепользования. [7]

Органическое сельское хозяйство применяется в настоящее время более чем в  170 странах мира на 37, млн. га сельскохозяйственных земель и эта цифра увеличивается ежегодно в связи с тем, что ор­ганическая продукция становится востребованной у многих слоев населения по различным объективным причинам.[10]

 

Стратегические преимущества от развития органического сельского хозяйства в системе устойчивого развития сельских территорий РФ

Рисунок 1.  Стратегические преимущества от развития органического сельского хозяйства в системе устойчивого развития сельских территорий РФ

 

Мировой объем рынка экологически безопасных продуктов питания составляет десятки миллиарды долларов, ежегодные темпы роста в развитых странах составляют 20-30%. Основные причины этого явления заключаются в следующем: 1) экологические пищевые кризисы последнего десятилетия (эпидемия коровьего бешенства, эпидемия ящера, птичий грипп, др.) и рост недоверия к обычным продуктам; 2) общественные волнения по поводу вреда генномодифицированных компонентов, содержащихся в продуктах питания. Правительства развитых стран активно поддерживают экопроизводство, так как оно способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта и помогает решить экономические и экологические проблемы. Сегодня 32 страны мира имеют полностью утвержденные стандарты на экологически безопасную продукцию, 9 стран занимаются внедрением стандартизации, 15 стран — разработкой таких стандартов. Но мировой опыт показывает, что государство поддерживает тот или иной проект только тогда, когда он начинает приносить деньги и становится частью экономики.

В Европе все страны без исключения имеют органический сектор. В Африке органическое производство развивается в 70% стран, Азии – 79%, Южной Америке — 72%.

И эти цифры являются не только продуктом дотаций на развитие органического направления, а и серьезным доказательством увеличения интереса к данному вопросу со стороны общественности. Для нашей страны это должно иметь большое значение, так как популярность к сельскому образу жизни является одной из самых низких в Европе.[6]  Органическое сельское хозяйство для современной России можно рассматривать также как один из элементов инновационного развития, поскольку на рынке продуктов питания начинает предлагаться продукция с новыми потребительскими свойствами, столь полезными для человека.

В стране должна быть создана целостная гарантийная система качества производимой в органическом сельском хозяйстве продукции (органическая гарантийная система), что может быть обеспечено развитой системой, во-первых, сертификации, во–вторых, инспекции, охватывающей технологию органического производства, факторы производства и конечную органическую продукцию.

Производители должны быть мотивированы государством на добросовестное выполнение всех «правил игры» на рынке органической продукции. Только в этом случае можно рассчитывать на возрастающий спрос на экопродукты со стороны потребителей. [13, 3, 14]

В целом роль государства в становлении органического сельского хозяйства не должна ограничиваться только сертификационной и инспекционной деятельностью. Уже на этапе прохождения сертификации производителям, претендующим на производство органической продукции, было бы целесообразным предоставлять компенсацию затрат на сертификацию продукции.  Далее производителям, получившим статус «органических», особенно на первых этапах развития, следует предоставлять налоговые и иные финансовые преференции, в том числе и за счет прямого субсидирования производства как направления, обладающее несомненным преимуществом для общества, как с экологической, так и с социальной  точек зрения, а также как фактора диверсификации продовольственного рынка, открывающего новые возможности для предпринимательства и обеспечивающего потребителей более разнообразными продуктами питания.

Требуется внести ряд поправок в Государственную программу развития сельского хозяйства до 2020 г., особенно в части прямой поддержки. Субсидии на органическую продукцию должны быть на порядок выше. [12] Кроме того, поддержку развития органического производства можно увязать с мерами по охране окружающей среды (относятся к «зеленой» корзине), в частности, по восстановлению и повышению плодородия почв.  [7,8]

В качестве весьма важного направления поддержки следует считать специальные образовательные курсы по ведению органического сельского хозяйства (целесообразно создание специальных образовательных Центров на базе высших учебных заведений). И это должно быть непременным условием для получения финансовой поддержки, например.

Кроме того, должна быть создана разветвленная информационная система поддержки начинающих «экопроизводителей». [4,15]

Весьма важным фактором для развития органического сельского хозяйства в России, на наш взгляд, также является культивирование на государственном уровне (с целью народосбережения) культуры потребления «органики». [7, 16]

В соответствии с Федеральным законом «О производстве органической продукции», Федеральным законом «Об охране окружающей среды», распоряжением Правительства «Об утверждении Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» следует выработать Концепцию развития органического сельского хозяйства, основанную на социальной и экологической значимости органических методов хозяйствования.

 

Заключение

Итак, у органического сельского хозяйства, по сути удовлетворяющего всем составляющим устойчивого сельского развития, есть безусловный потенциал и значительные перспективы для развития в условиях современной России при условии создания четко проработанной и эффективно функционирующей системы государственного регулирования.

 

Список литературы:

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864
  2. Соколова Ж.Е. Развитие мирового рынка продукции органического сельского хозяйства // диссертация на соискание уч. степ. докт. экон. наук, Москва, 2013 //http://economy-lib.com/razvitie-mirovogo-rynka-produktsii-organicheskogo-selskogo-hozyaystva
  3. Полушкина Т.М. Устойчивое развитие сельских территорий через становление органического сельского хозяйства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 41 (339) июнь 2016. – С. 22-33.
  4. Полушкина Т.М. Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики // диссертация на соискание уч. степ. докт. экон. наук, Саранск, 2010. – С 17-33.
  5. Документы Национального органического Союза // http://rosorganic.ru/zakonodatelstvo-6.html
  6. Перспективы России в органическом сельском хозяйстве // Официальный сайт Союза органического земледелия // http://sozrf.ru/perspektiva-k-2020/
  7. Полушкина Т.М. Органическое сельское хозяйство в системе устойчивого развития сельских территорий // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. № 3. 2016. – С. 133-142.
  8. Горшков Д.В. Формирование и развитие российского рынка экологически чистой продовольственной продукции // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата эконом. наук, Саратов, 2005.
  9. Экологические проблемы, связанные с интенсивным сельскохозяйственным производством (продукция животноводства и растениеводства) / Л.Я. Плотникова, О.П. Баженова, Г.В. Барайщук, Н.А. Рендов, Ю.С. Ларионов, С.В. Костарев, В.Н. Щерба;Серия обучающих пособий «RUDECO Переподготовка кадров в сфере развития сельских территорий и экологии“ М., 2012. – С.20-23. 166 с.
  10. В.В. Григорук, Е.В. Климов Развитие органического сельского хозяйства в мире и Казахстане. Анкара.: Изд-во ФАО, 2016. – С. 3-5.
  11. Егоров А.Ю. Формирование и развитие рынка органической агропродовольственной продукции: на примере ЦФО: диссертация …кандидата экономических наук: Воронеж: 08.00.05 // Всерос. ин-т аграр. проблем и информатики им. А.А. Никонова, М., 2014. – 233 с.
  12. Экологизация сельского хозяйства (перевод с традиционного сельского хозяйства  в органическое) / С.В. Щукин и др.; Серия обучающих пособий «RUDECO Пере подготовка кадров в сфере развития сельских территорий и экологии“ М., 2012. – С.21-22.
  13. Доклад об устойчивом развитии сельских территорий РФ // Режим доступа http://sozrf.ru/gossovet_21_04/
  14. Полушкина Т.М., Панчина Ю.С. От органического сельского хозяйства к «зеленой экономике» // Управление экономическими системами. – (80) УЭкС, 8/2015. Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=3575:2015-06-18-07-11-32
  15. Модернизация механизма устойчивого развития сельских территорий: монография / Е.Г. Коваленко, Т.М. Полушкина, О.Ю. Якимова и др.; под общей ред. Е.Г. Коваленко. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014. – С. 98-144.
  16. Полушкина Т. М. Инструменты преодоления глобальных вызовов и угроз для аграрной сферы экономики России /Т. М. Полушкина, Е. Г. Коваленко, О. Ю. Якимова, С. А. Кочеткова, Ю. А. Акимова, Е. В. Автайкина, О. О. Зайцева, Н. А. Полушкин /под общей редакцией Т. М. Полушкиной. – Саранск. – 2015.

 

References:

  1. The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 3 December 2015 [Poslanie Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniju 3 dekabrja 2015 g.]. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864
  2. Sokolova Zh.E. Development of world market of products of organic agriculture [Razvitie mirovogo rynka produkcii organicheskogo sel’skogo hozjajstva]. the dissertation on competition Uch. step. doctor. Ekon. of Sciences, Moscow, 2013 //http://economy-lib.com/razvitie-mirovogo-rynka-produktsii-organicheskogo-selskogo-hozyaystva
  3. Polushkina T. M. Sustainable development of rural areas through the development of organic agriculture [Ustojchivoe razvitie sel’skih territorij cherez stanovlenie organicheskogo sel’skogo hozjajstva]. National interests, priorities and security. 41 (339) June 2016. pp. 22-33.
  4. Polushkina T. M. Development of theory and methodology of state regulation of agrarian sphere of economy [Razvitie teorii i metodologii gosudarstvennogo regulirovanija agrarnoj sfery jekonomiki]. the dissertation on competition Uch. step. doctor. Ekon. Sciences, Saransk, 2010. pp. 17-33.
  5. The documents of the National organic Union [Dokumenty Nacional’nogo organicheskogo Sojuza]. http://rosorganic.ru/zakonodatelstvo-6.html
  6. Russia’s prospects in organic agriculture [Perspektivy Rossii v organicheskom sel’skom hozjajstve]. the Official website of the Union of organic farming // http://sozrf.ru/perspektiva-k-2020/
  7. Polushkina T. M. Organic agriculture in the sustainable development of rural areas [Organicheskoe sel’skoe hozjajstvo v sisteme ustojchivogo razvitija sel’skih territorij]. problems of the theory and practice of management. The international journal of. No. 3. 2016. pp. 133-142. .
  8. Gorshkov D. V. Formation and development of Russian market of organic food products [Formirovanie i razvitie rossijskogo rynka jekologicheski chistoj prodovol’stvennoj produkcii]. abstract of thesis on competition of a scientific degree of candidate of economy. of Sciences, Saratov, 2005.
  9. Environmental problems associated with intensive agricultural production (livestock and crop production) [Jekologicheskie problemy, svjazannye s intensivnym sel’skohozjajstvennym proizvodstvom (produkcija zhivotnovodstva i rastenievodstva)]. Ja. Plotnikova, O.P. Bazhenova, G.V. Barajshhuk, N.A. Rendov, Ju.S. Larionov, S.V. Kostarev, V.N. Shherba. Series of training manuals «RUDECO Retraining in the field of rural development and ecology“ M., 2012. pp. 20-23. 166 p.
  10. Grigoruk V.V., Klimov E.V. Development of organic agriculture in the world and Kazakhstan. Ankara [Razvitie organicheskogo sel’skogo hozjajstva v mire i Kazahstane]. Publishing house FAO, 2016. pp. 3-5.
  11. Egorov A.Ju. the Formation and development of the market for organic agricultural products, the example of the Central Federal district, the dissertation …of candidate of economic Sciences, Voronezh: 08.00.05 [Formirovanie i razvitie rynka organicheskoj agroprodovol’stvennoj produkcii, na primere CFO, dissertacija …kandidata jekonomicheskih nauk, Voronezh 08.00.05]. vseros. inst. Agrar. problems and Informatics.  , 2014.  233 p.
  12. The greening of agriculture (translated from traditional agriculture to organic) [Jekologizacija sel’skogo hozjajstva (perevod s tradicionnogo sel’skogo hozjajstva v organicheskoe)]. S.V. Shhukin i dr. a Series of training manuals «RUDECO Re training in the field of rural development and ecology“ M., 2012. pp. 21 – 22.
  13. The report on sustainable development of rural territories of the Russian Federation [Doklad ob ustojchivom razvitii sel’skih territorij RF]. access Mode http://sozrf.ru/gossovet_21_04/
  14. Polushkina T.M., Panchina Ju.S. From organic agriculture to green economy [Ot organicheskogo sel’skogo hozjajstva k «zelenoj jekonomike»]. Management of economic systems. (80) Wax, 8/2015. Mode of access: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=3575:2015-06-18-07-11-32
  15. Modernization of mechanism of sustainable development of rural territories, monograph [Modernizacija mehanizma ustojchivogo razvitija sel’skih territorij, monografija]. E.G. Kovalenko, T.M. Polushkina, O.Ju. Jakimova i dr. M. Publishing house of the Academy of natural Sciences, 2014. pp. 98-144.
  16. Polushkina T. M. Instruments overcome global challenges and threats to the agrarian sector of economy of Russia [Instrumenty preodolenija global’nyh vyzovov i ugroz dlja agrarnoj sfery jekonomiki Rossii]. Saransk. 2015.

Еще в рубриках

Экономика агропромышленного комплекса (АПК) региона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *