Главная страница » Публикации » №2 (46) » К вопросу о региональном управлении продовольственным рынком

К вопросу о региональном управлении продовольственным рынком

To the issue about the regional management of the food market

Авторы

Николашин Алексей Сергеевич
аспирант кафедры «Политической экономии и мирового глобального хозяйства»
Россия, ТГУ имени Г.Р. Державина
nikolashin_aleksei@mail.ru

Аннотация

Целью данной статьи является анализ организационных структур регионального управления продовольственным рынком и регионального пищевого производства.
Методика проведения исследования в работе предусматривала: личные опросы экспертов региональных продовольственных рынков; личный мониторинг оптового и розничного региональных продовольственных рынков проводимые исследователем; анализ информационных материалов, предоставленных специалистами регионального управления, производителями сельскохозяйственной продуктовой продукции, анализ статистической информации, включая Росстат, Тамбовстат. Методы описательной статистики позволили сформировать количественные данные по заявленным проблемам и представить их в таблицах, диаграммах.
Результаты. В качестве выводов, автор предлагает, организационно-структурные и функциональные совершенствования в региональном управлении, которые позволят своевременно и адаптивно проводить модернизацию регионального продовольственного рынка. Отдельные положения статьи и некоторые выводы применимы при формировании статей и законов региональной законодательной сферы.

Ключевые слова

рынок пищевой продукции, продовольственный рынок, региональное управление производством пищевой продукции, региональная специфика пищевого производства.

Рекомендуемая ссылка

Николашин Алексей Сергеевич

К вопросу о региональном управлении продовольственным рынком// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (46). Номер статьи: 4605. Дата публикации: 03.06.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4605/

Authors

Nikolashin Alex S.
Post-graduate student of the department "Political Economy and global economics"
Russia, TSU named after G. R. Derzhavin
nikolashin_aleksei@mail.ru

Abstract

The purpose of this article is to analyze the organizational structures of regional management of the regional food market and food production.
The methodology of the research work includes: personal interviews of experts of regional food markets; personal monitoring of wholesale and retail markets, regional food conducted by researchers; analysis of the information materials provided by the experts of regional management, agricultural food products manufacturers, the analysis of statistical information, including the Federal State Statistics Service, Tambovstat. Methods of descriptive statistics allowed to generate quantitative data on the stated issues and present them in tables, charts.
Results. As conclusions, the author suggests that organizational and structural and functional improvement in the regional management of organizational and economic nature that will enable to timely and adaptive modernize the regional food market. Certain provisions of the article and some of the findings are useful in the formation of laws and articles of the regional legislative sphere.

Keywords

food market, regional management of food production, regional specificity of food production.

Suggested Citation

Nikolashin Alex S.

To the issue about the regional management of the food market// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (46). Art. #4605. Date issued: 03.06.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4605/ 

Print Friendly, PDF & Email

Современная социально-экономическая политика государства направленная на самодостаточное и устойчивое развитие национального продовольственного рынка в условиях импортзамещения, предъявляет  иные требования к системе как федерального, так и регионального управления производством пищевой продукции. Однако не во всех регионах России как экономическая ситуация развития самого продовольственного рынка, так и организационно-экономические отношения по системе управления данным видом рынка находится на достаточно развитом уровне. По мнению Манько А. А.: «…актуальность исследования организационных структур управления (ОСУ), разработки и применения новых подходов и решений определяется их непреходящим, конструктивным значением для достижения целей социально-экономического развития».[4]

Современный рынок производства пищевой продукции с точки зрения региональной сельскохозяйственной специфики весьма однотипен, узок и имеет прямую зависимость не от потребностей и спроса на конечный продукт в виде готовых товаров-продуктов, а выгодности (прибыльности) производства сельскохозяйственного сырья на конкретной территории.

К тому же, далеко не во всех регионах сложилась управленческая логистическая цепочка – «производство – переработка — потребление». К примеру, в Тамбовской области (типичной по структуре производства другим регионам ЦФО) на региональном уровне управление продовольственным рынком в доминантном отношении принадлежит «Управлению сельским хозяйством», которое осуществляет контроль и стимулирование развития сельскохозяйственного производства, и непосредственно переработку произведенной продукции. А контроль и стимулирование развития системы сбыта (оптовой и розничной сети), санитарные функции, вопросы стандартизации выпускаемой продукции, технологии производства готовой продукции, технологии продаж, контроль за ценообразованием на различных этапах производства продукции, экспортно-импортные операции, контроль и развитие межрегиональных продуктовых потоков, продуктовая транспортно-складская логистика и многие другие вопросы по развитию продовольственного рынка в разно функциональной степени относятся к другим организационно-управленческим структурам как федерального, регионального, так и муниципального уровня. А некоторые управленческие функции вовсе не охвачены государственной системой и зависят от самостоятельных действий хозяйствующих субъектов продовольственного рынка, порождая  теневые, нелегальные экономические отношения, попадающие под  «контроль» криминальных субъектов рынка. В приведенной таблице 1 показана описательная статистическая информация по развитию деятельности пищевых предприятий Тамбовской области за последние 10 лет.

Таблица 1 — Сводные показатели количества и экономической деятельности пищевых предприятий Тамбовской области

Сводные показатели количества и экономической деятельности пищевых предприятий Тамбовской области

Специалистам вполне понятно, что данные показатели носят слабый развивающийся характер. И требуется активизация региональных аспектов управления данным видом рынка.

Таким образом, региональная организационное-управленческая структура продовольственного рынка должна находится под постоянным воздействием модернизационных моментов. С позиций Дроздова И. Н., под модернизацией организационно-управленческой структуры понимается: «…ее обновление (качественное изменение, перестройка), т.е. процесс перехода от прежнего ее состава, связей и отношений субъектов управления, соответствующих прежней (функционирующей) организации, к новому, соответствующему новому объекту — развивающейся организации».[3]

Помимо вышеперечисленных управленческих моментов «выпадающего влияния» на развитие региональных продовольственных рынков есть и другие проблемы, кардинально влияющие на данную рыночную систему:

  1. Неразвитость социально-экономической инфраструктуры сельских территорий вызывает негативную демографическую ситуацию, а отсталость сельской социально-культурной сферы порождает дефицит квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве.
  2. С финансовых позиций проблема «дорогих денег» ограничивает темпы модернизации пищевого производства, и развитие региональной логистической системы сельскохозяйственного сбыта продукции (полное отсутствие региональных оптовых торговых площадок). Наряду с этим отсутствие организации, контроля и управления электронными торговыми площадками.
  3. Отсутствие системы повышения квалификации работников «сельскохозяйственного производства пищевой продукции», «торговли пищевой продукции» и многих других профессий системы продовольственного рынка. Уникальной является и такая ситуация, когда в системе розничной торговли продуктами питания в СССР невозможно было работать без специального образования (на продавца учили в системе ПТО), то сегодня заниматься торговлей продуктами питания может любой человек (на предприятиях лишь требуют «санитарную книжку»), что крайне негативно влияет не только на социально-культурные аспекты бизнеса, но и как личную, так общественную безопасность жизни и здоровья. Что с современных цивилизационных позиций является нерациональным.

И такой диссонансный подход к управлению на фоне перечисленных проблем к развитию системы « региональный продовольственный рынок», по нашему мнению, недопустим. И здесь мы вполне согласны с мнением Гармаевой Э. Ц. которая отмечает, что: «…существующие проблемы современного состояния регионального продовольственного рынка требуют поиска наиболее совершенных организационно-экономических механизмов, способных обеспечить его сбалансированное развитие».[1]

Организационная структура Департамент продовольственного рынка… N …области

Рис. 1. Организационная структура «Департамент продовольственного рынка…  N …области»

Таким образом, для формирования комплексной системы регионального управления продовольственным рынком и всей цепочки  «производство — переработка — потребление продуктовой продукции», а также концентрации и централизации управленческих функций, косвенно занимающихся продовольственным рынком региона, нужно в рамках региональной системы управления (Администрация, Правительство региона) создать единый «Департамент продовольственного рынка…  N …области» (представленного на рисунке 1), структурно состоящее из следующих управлений и отделов: «Информационно-коммуникационное управление»; «Консалтинговое управление»; «Научно-техническое управление»; «Управление инфраструктурного развития»; «Управление оптовых и розничных рынков пищевой продукции»; «Управление перерабатывающего комплекса пищевой продукции»; «Управление сельскохозяйственного производства пищевой продукции».

В классической трактовке на организационное построение структуры управления продовольственным рынком влияние оказывают следующие факторы: «…степень соответствия структуры управления организационной структуре; степень централизации и децентрализации функций управления; управляемость; соотношение между территориальными и отраслевыми формами управления; уровень квалификации работников управления; уровень механизации и автоматизации управленческих работ».[5]

В укрупненном плане функциональная нагрузка управлений и отделов, предусматривает следующие характеристики:

  1. Управление инфраструктурного развития. Отделы данного управления выполняют следующую нагрузку:
  • Выступать инициатором в разработке и реализации областных и межрегиональных программ развития продовольственных рынков, пакета субсидий и портфеля инвестиционных программ продовольственных предприятий.
  • Выступать региональным заказчиком и консультантом при реализации федеральных и областных программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов хранения, транспортировки и реализации продуктового назначения.
  • Формирование условий для развития патентных видов услуг инфраструктурном секторе продовольственного рынка, с целю создания инвестиционной привлекательности для  финансовых структур.
  • Организация и выполнение работ по проектированию и оснащению объектов и коммуникаций складской и транспортной логистики.
  • Контроль за мероприятиями по соблюдению экологической безопасности в технической сфере при производстве, переработке и сбыту пищевой продукции.
  • Контроль за соблюдением норм технического содержания и эксплуатации объектов продовольственного рынка, переданных в оперативное управление Департамента.
  • Контроль за целевым использованием финансовых и материальных средств, выделенных на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
  • Организация и стимулирование аспектов сельскохозяйственного рынка труда: профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов, кадровая политика управления,
  • Стимулирует развитие социально-экономического и научно-технического сотрудничества в аграрном секторе с другими регионами и государствами.
  • Привлечение внешних инвестиции и займов в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
  • Обеспечение системы национальной и экономической безопасности в аграрном секторе через мероприятия по противодействию коррупции, терроризму, а также гражданской обороне, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и природных стихийных бедствий.
  1. Управление сельскохозяйственного производства пищевой продукции
  • Стимулирование и разработка инновационной политики агропромышленного сектора региона.
  • Формирование благоприятных экономических и организационно-правовых условий для развития некоммерческих форм сельскохозяйственной занятости граждан (ЛПХ, садоводческих и огороднических дачных объединений).
  • Стимулирование внедрения и методологической помощи при применение новых технологий в растениеводстве, животноводстве и иных секторах агропромышленного производства.
  • С позиций устойчивого развития сельских территорий, формирует комплекс мер по продовольственной, бюджетно-налоговой, кредитной, ценовой, инвестиционной, страховой, таможенной, лицензионной и социальной политики.
  • Следит за соблюдением законодательства и оказывает содействие в области рационального использования сельскохозяйственных земель и земель, используемых в разработке природных ресурсов.
  • Контролирует нормативы сохранения плодородия почв, а также организует комплекс мероприятий по охране окружающей среды в сельской местности.
  • Контролирует и обеспечивает соблюдение федеральных и региональных программ по мелиорации, водных ресурсов, водохозяйственному комплексу.
  1. Управление перерабатывающего комплекса пищевой продукции
  • Контролирует соблюдение технического регламента таможенного союза, при производстве и переработке пищевой продукции.
  • Осуществляет контроль и надзор за безопасным хранением и переработкой в ветеринарно-санитарном, фитосанитарном, эпидемиологическом аспекте продукции и сырья.
  • Осуществляет решения проблем переработки региональной сельскохозяйственной продукции животноводства, птицеводства и растениеводства, а также вопросов дополнительной закупки продовольствия и сырья у других регионов, государств.
  • Стимулирует развитие региональной пищевой промышленности в рамках полного цикла переработки и производства конечной пищевой продукции.
  1. Управление оптовых и розничных рынков пищевой продукции
  • Введение реестра социально-значимых пищевых товаров, субсидируемых региональным бюджетом, для гарантированного регионального «пищевого соцпакета», который позволит сбалансировать региональные цены на аналогичную продукцию и гарантировать населению стабильное физиологическое жизнеобеспечение.
  • Организация и проведение региональных смотров-конкурсов качества пищевой продукции, федеральных и международных ярмарок, базаров.
  • Осуществлять мониторинг информации о динамике цен себестоимости, оптовых и розничных цен на основные виды социально значимых региональных пищевых продуктов, влияющих на формирование устойчивого развития производства, торговли и потребления.
  • Формирование балансовой системы региональных резервных закупок и заказов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, необходимых для нивелирования кризисных явлений и циклического, сезонного развития сельскохозяйственного производства.
  • Формирование маркетинговых программ содействия повышения конкурентоспособности пищевых продуктов регионального производства.
  • Формирование превентивных мер и профилактических мероприятий по функционированию нелегальных пищевых производств и торговых площадок.
  • Формирование системы новых стандартов, технологий, ГОСТов на продукты питания, контроль за «техническими условиями» производства пищевой продукции.
  • Формирование системы регулирования торговых надбавок и себестоимости регионального производства пищевых продуктов.
  • Формирование системы розничных агробирж для реализации продукции, произведённой всеми правовыми формами сельскохозяйственного производства граждан.
  1. Научно-техническое управление
  • Контроль за показателями качества поставляемых пищевых товаров и оказываемых услуг при реализации пищевой продукции.
  • Проведение научных и технологических исследований, экспертиз по производству пищевой продукции и подготовка заключений о состоянии качества реализуемой продукции.
  • Составление перечня применения рекомендуемых технических условий при производстве пищевой продукции.
  • Информационное обеспечение об инновационных технологиях, используемых при производстве пищевой продукции, модернизационных программ
  1. Консалтинговое управление
  • Формирует комплекс мероприятий по развитию прямых региональных связей производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции через систему аграрного маркетинга.
  • Предоставление консалтинговых услуг по прогнозированию и развитию продовольственного рынка региона для региональных хозяйствующих субъектов, в целях поддержки их в конкурентной борьбе с иностранными производителями пищевой продукции.
  • Разработка и предоставление различных методических рекомендаций для выполнения работ в продовольственной сфере региона.
  • Формирование информационного обеспечения региональной продовольственной политики среди населения региона.
  • Формирование этических норм продовольственной культуры.
  • Создание и ведение многофункциональной электронно-информационной базы продовольственного рынка со свободным доступом населения к общей информационной базе и индивидуализированным доступом к специализированной информации хозяйствующим субъектам и работникам государственных и иных служб, функционирующих на данном рынке.
  • Централизация и спецификация текущих организационно-экономических отношений и связи различных государственных органов и хозяйствующих субъектов по функционированию продовольственного рынка.
  1. Информационно-коммуникационное управление
  • Пропаганда и популяризация в средствах массовой информации продовольственной политики региона для формирования благоприятного его социально-экономического имиджа.
  • Создание системы мониторинга и контроля продовольственного рынка, потребностей населения в продуктах питания  в соответствии с диагностикой результатов развития хозяйствующих субъектов.
  • Разработка и реализация информационных и образовательных продовольственных программ, социальной рекламы в регионе.
  • Организация и проведение круглых столов, семинаров, конференций и иных встреч по обмену опытом, информацией о состоянии и развитии социально-экономической ситуации в продовольственной сфере региона.
  • Формирование информационно-методической базы и материалов для населения региона и учебных заведений по продовольственному рынку региона.
  • Коммуникационное обеспечение информационного сопровождения заявлений, обращений граждан и юридических лиц.

Рассматривая организационно-экономический механизм взаимосвязей, представленный на рисунке 2, отметим справедливость высказываний Григорьева Н.В. о том, что: «…наука и практика российских реформ доказала, что продовольственный рынок должен формироваться не на основе стихийных, а в лучшей мере на управляемых процессах, и, как правило, не на случайных связях, а на прогнозируемых и планируемых отношениях между его участниками. В этой связи особую актуальность приобретают теоретическое осмысление и практическое решение вопросов действия механизма формирования отношений между субъектами рынка, определения роли государства и самих субъектов в организационно-экономическом механизме регулирования продовольственного рынка, выявления факторов, определяющих выбор той или иной формы взаимодействия между субъектами».[2]

Механизм организационно-экономической взаимосвязи продовольственного рынка региона

Рис. 2. Механизм организационно-экономической взаимосвязи продовольственного рынка региона

Помимо вышесказанного, отметим, что важное значение имеет выполнение заявленных индикаторов развития продовольственного рынка по всем направлениям. Это нужно для осмысления проблем управления развития, выявления неправильных постановок управленческих задач, методов, слабых сторон управленческих механизмов. Реальная управленческая практика на уровне регионов показывает, что, не успев закончить выполнение одних программ развития (по тем или иным направлениям) не достигнув каких либо планируемых индикаторов, происходит перенастройка данных программ, как по финансовой составляющей, так и по организационно-плановым показателям. В результате таких действий мы не можем увидеть и понять «комплексной картины» действующего состояния продовольственного рынка с позиций управления. И всегда будет присутствовать «социально-экономическое ощущение» негатива развития и неясности перспектив национального продовольственного рынка. По одной из значимых причин,  это происходит, с нашей точки зрения, а также, по мнению специалистов данной отрасли, в целях сокрытия «некомпетентности» некоторых руководителей федерального и регионального уровня продовольственным рынком. Отсюда и множество проблем экономической и продовольственной безопасности в обеспечении минимального прожиточного уровня граждан в нашей стране с ее «колоссальным агропроизводственным потенциалом».

 

Таким образом, предложенные нами организационно-структурные и функциональные совершенствования в региональном управлении,  позволят своевременно и адаптивно проводить модернизацию организационно-экономических отношений регионального продовольственного рынка.

Библиографический список:

  1. Гармаева, Э. Ц. Совершенствование организационно-экономического механизма регулирования продовольственного рынка региона: диссертация кандидата экономических наук: Улан-Удэ — 2011.- 165 с.
  2. Григорьев, Н. В. Организационно — экономический механизм регулирования продовольственного рынка в регионе. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. Москва – 2009. Экономическая библиотека — http://economy-lib.com 
  3. Дроздов, И.Н. Управление развитием организации: Учебное пособие. – Владивосток: ПИППККГС, 2001. — 110 с.
  4. Манько, А. А. Функционально-органический подход к формированию и модернизации организационных структур управления. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. Москва – 2004. Экономическая библиотека — http://economy-lib.com
  5. Основы менеджмента. /Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Изд.: ИТК «Дашков и К»,  Наука-Пресс, 2006.-272 с.

References

  1. Garmaeva, E. Ts. Improvement of the organizational and economic mechanism of regulation of the food market of the region: dissertation of Candidate of Economics: Ulan-Ude — 2011. — 165 p.
  2. Grigoriev, N. V. Organizational — economic mechanism of regulation of the food market in the region. Abstract of the thesis of Candidate of Economics. Moscow – 2009. Economic library — http://economy-lib.com
  3. Drozdov, I. N. Management of development of the organization: study guide. – Vladivostok: PIPPKKGS, 2001. — 110 p.
  4. Manko, A. A. Functional and organic approach to formation and modernization of organizational structures of management. Abstract of the thesis of Candidate of Economics. Moscow – 2004. Economic library — http://economy-lib.com
  5. Principles of Management . /Chernyshev MA , EM Korotkov , Soldatov IY , IY Soldatova . , Chernysheva MA , Univ .: ITK » Dashkov and K » , Science Press, 2006.-272 р.

Еще в рубриках

Тамбовская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *