Главная страница » Публикации » №1 (45) » Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития туризма на федеральном и региональном уровнях

Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития туризма на федеральном и региональном уровнях

Public-private partnerships as one of the areas of tourism development at the federal and regional levels

Авторы

Яковенко Оксана Владимировна
ст. преподаватель кафедры туризма и социально-культурного сервиса
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
yakovenko@bsu.edu.ru
Ферару Галина Сергеевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента организации
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
feraru@bsu.edu.ru

Аннотация

Актуальность: современные условия требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования экономики, где значимым фактором воздействия является государственная поддержка в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) для большинства сфер жизнедеятельности общества и, в том числе, сферы туризма на федеральном и региональном уровнях.
Цель: определить и теоретически обосновать проблемы и направления развития государственно-частного партнерства в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях.
Задачи: раскрыть теоретическую сущность, формы взаимодействия и инструменты государственно-частного партнерства. Выявить проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства в сфере туризма в РФ. Определить условия решения проблем развития государственно-частного партнерства в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях. Выявить основные проблемы развития регионального туризма и предложить направления их решения.
Методология. В исследование использована комплексная методология, основанная на применение системного, структурного и процессного подходов как научных методов познания в решение проблемы развития туризма как на федеральном, так и региональном уровнях. Работа с первоисточниками и статистической базой опиралась на применение методов сравнительного анализа и синтеза.
Результаты: в статье раскрываются сущность и содержание государственно-частного партнерства, обозначаются проблемы, определяются направления и задачи развития государственно-частного партнерства в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях.
Заключение. В современных условиях актуальный процесс интенсификации развития сферы туризма возможен при условии согласования государственных и бизнес-интересов, совершенствования законодательства, развития механизмов и реализации государственно-частного партнерства.  

Ключевые слова

государственно-частное партнёрство, туристская индустрия, туристская инфраструктура, сфера туризма, региональный туризм.

Рекомендуемая ссылка

Яковенко Оксана Владимировна , Ферару Галина Сергеевна

Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития туризма на федеральном и региональном уровнях// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (45). Номер статьи: 4504. Дата публикации: 06.02.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4504/

Authors

Jakovenko Oksana Vladimirovna
Art. Lecturer, Department of tourism and socio-cultural service
Russia, Belgorod State University
yakovenko@bsu.edu.ru
Feraru Galina Sergeevna
Doctor of Economics, professor of organization management
Russia, Belgorod State University
feraru@bsu.edu.ru

Abstract

Relevance: сurrent conditions require that the government and business to step up activities aimed at improving the functioning of the economy, where a significant impact is the state support in the development of public-private partnership (PPP) for the majority of spheres of society and, in particular, the tourism industry at the federal and regional levels.
Objective: to identify and justify theoretically the problems and directions of development of public-private partnership in the tourism sector at the federal and regional levels.
Tasks: expand theoretical and economic substance, forms of interaction and mechanisms of state-private partnership. Identify problems impeding the development of public-private partnership in the tourism sector in the Russian Federation. Define terms of addressing public-private partnership in the tourism sector at the federal and regional levels. Identify the key problems of the development of regional tourism. Suggest ways of solving the problems identified and to evaluate the effectiveness of the results.
Methodology. The study used a complex methodology based on a systematic, structural and process approaches as the scientific methods of knowledge to the solution of problems of development of ecological tourism. Working with primary sources and statistical base relied on the application of the comparative analysis and synthesis.
Results: the article reveals the essence and content of the public-private partnership, the problems are identified, defined the direction and objectives of the development of public-private partnership in the tourism sector at the federal and regional levels.
Conclusion. Interaction of the state and business in public-private partnership is one of the promising areas to intensify the development of tourism and hospitality industry today. This is possible through the further improvement of the legislation, preservation of dialogue between the authorities and the business community, creative and productive work of specialists in the field.

Keywords

public-private partnerships,  tourist industry,  tourist infrastructure, sphere of tourism, regional tourism.

Suggested Citation

Jakovenko Oksana Vladimirovna , Feraru Galina Sergeevna

Public-private partnerships as one of the areas of tourism development at the federal and regional levels// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (45). Art. #4504. Date issued: 06.02.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4504/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение.  Современная геополитическая атмосфера России характеризуется динамичными и глубокими переменами, которые определяют направления  развития страны. Экономические санкции, введенные против РФ в контексте политического кризиса на Украине и в Сирии, наносят серьезный удар по ее экономическому развитию. Снижение мировых цен на нефть во втором полугодии 2014 г. создало значимые угрозы для доходной части государственного бюджета и стабильности валютного курса. В результате к концу года экономика вошла в режим стагнации и столкнулась с реальными рисками перехода к экономическому спаду в начале 2015 г. [1].

Резкие колебания конъюнктуры на сырьевых и валютных рынках и ухудшение условий торгово-инвестиционного сотрудничества с основными зарубежными партнерами заметно ухудшили позиции российского бизнеса. По прогнозам специалистов, годовые темпы роста экономики останутся на уровне минус 1% в 2016 году [2].

Современное экономическое положение страны диктует условия для повышения эффективности её деятельности, которые, прежде всего, связаны с активизацией взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и государства, где значимым фактором воздействия будет являться государственная поддержка в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) для большинства сфер жизнедеятельности общества.

Основная часть.

Сущность, содержание и роль ГЧП в социально-экономическом развитии общества. Государственно-частное партнерство является механизмом согласования и регулирования интересов государства и бизнеса, обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, целью которого является обеспечение и реализация программ и проектов социально-экономического развития регионов. Что, в свою очередь, приведет к  улучшению качества жизни населения и достижению целей государственного управления для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В последнее время использование различных форм государственно-частного партнерства приобрело большие масштабы ввиду того, что государство и бизнес занимаются совместной деятельностью по созданию и модернизации  социально-значимых инфраструктурных объектов на региональном и федеральном уровнях. Данная форма взаимодействия представляет интерес для органов государственной власти с экономической точки зрения, т.к. позволяет осуществлять развитие социальной сферы путем инвестирования в совершенствование инфраструктуры.

Механизма реализации государственно-частного партнерства предполагает привлечение частных инвестиционных средств для внедрения приоритетных проектов, что способствует более рациональному использованию средств бюджета в процессе решения задач по развитию инфраструктуры в сфере связи, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, инновационных технологий, здравоохранения, культуры, образования.

Наибольшего распространения проекты государственно-частного партнерства получили в экономически развитых странах, о чем свидетельствует мировой опыт их реализации. Установлена взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития страны и сферами использования государственно-частных проектов. В странах с развитой рыночной экономикой приоритетными отраслями внедрения данных проектов являются связь, туризм, инновационные технологий. В странах с более низким уровнем жизни наиболее актуальны  проекты по развитию и модернизации жизненно важных объектов инфраструктуры.

Современные реалии мировой экономики, экономики РФ и ее регионов в определенной степени ограничивают реализацию масштабных проектов. Преимуществом государственно-частного партнерства является  возможность использовать сторонние инвестиции с целью преодоления спадов и кризисов во время стагнации государственной экономики.

Контракты государственно-частного партнерства выгодны с экономической точки зрения, т.к. чаще, чем традиционные оказываются в пределах заявленных объемов финансирования (более 30%). В случае увеличения стоимости реализации государственно-частного проекта, она составляет в среднем 4%, тогда как для традиционных проектов данный показатель равен 18%. Увеличение сроков реализации проектов государственно-частного партнерства на 22% меньше по сравнению с традиционными проектами.

Вопросы развития государственно-частного партнёрства в сфере туризма стало главной темой III Международного туристского форума, прошедшего в конце декабря 2015 г. в рамках IV Санкт-Петербургского международного Культурного форума, в работе которого приняли участие представители 25 стран мира, 75 регионов РФ, обсудившие актуальные проблемы отрасли и представившие наиболее интересные туристические проекты [5].

В ходе обсуждения на форуме было отмечено, что, в связи с закрытием восточных направлений и снижением спроса россиян на традиционные европейские курорты, увеличился внутренний туристский поток на 15 % в 2014 г., который продолжился ростом на 30% в 2015 г. Согласно проведенному комплексному исследованию, посвященному туристской привлекательности регионов РФ, лидирующие позиции занимают регионы с высоким уровнем развития туристического бизнеса, сервиса, транспортной и социальной инфраструктуры: Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, г. Москва [6].

Обеспечение должного уровня развития туристской индустрии в данных регионах стало возможным благодаря эффективным формам взаимодействия ресурсов государства, бизнеса и населения для решения задач по развитию регионального туризма, т.е. благодаря государственно-частному партнерству в сфере реализации приоритетных проектов.

Виды и формы ГЧП. Основными видами проектов государственно-частного партнерства в индустрии туризма и гостеприимства являются комплексные, целевые и обеспечивающие проекты. Целевые программы развития туризма федерального и регионального уровня являются комплексными проектами, также как создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Контракты, поддерживающие  развитие туристской отрасли по отдельным направлениям или решающие конкретные задачи, носят характер целевых проектов. Обеспечивающие проекты влияют на развитие туристской сферы опосредованно, путем, к примеру, развития транспортной инфраструктуры.

В сфере экономики и государственного управления определены основные формы государственно-частного партнерства, к которым относятся: государственно-частные предприятия, государственные контракты, арендные отношения, финансовая аренда (лизинг), концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и услуг.

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) – один из самых функциональных и показательных примеров комплексных проектов использования государственно-частного партнерства в сфере туризма. Государственно-частные проекты в рамках данного сотрудничества реализуются путем совместного инвестирования бюджетных и частных средств в развитие регионального туризма выделенных зон. Создание ОЭЗ ТРТ является масштабным федеральным проектом, направленным на развитие регионов путем привлечения инвестиций, управленческих, научных и производственных технологий.

Успешно применяется государственно-частное партнерство в развитие туристской инфраструктуры путем финансирования через федеральные целевые программы создание инженерной инфраструктуры. При этом частные инвесторы финансируют строительство средств размещения предприятий общественного питания и развлечения.

Опыт Санкт-Петербурга по развитию ГЧП. Лидером в  реализации целевых и обеспечивающих проектов государственно-частного партнерства в индустрии туризма и гостеприимства является г. Санкт-Петербург – один из передовых экономических и туристских центров страны. Комплексный показатель сотрудничества государства и бизнеса в Санкт-Петербурге равен 69,2 %, тогда как в г. Москва – 63,8%, в Краснодарском крае – 46,8 % [7].

В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется ряд крупных, стратегически важных инвестиционных проектов государственно-частного партнерства: строительство автодорог, туннеля, морского пассажирского порта, модернизация аэропорта. Данные проекты имеют стратегическое значение для дальнейшего развития туристской индустрии Санкт-Петербурга, реализация которых в будущем может существенно повысить въездные потоки зарубежных и отечественных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург автомобильным, авиационным и морским транспортом, а так же повысить уровень туристско-экскурсионного обслуживания.

Государственно-частное партнерство является для Санкт-Петербурга ключевым механизмом решения стратегической задачи привлечения инвестиций в строительство коллективных средств размещения различного класса: от высококлассных отелей в историческом центре города да мини-отелей в пригороде.

Направления и проблемы развития эффективных форм ГЧП в РФ. В ходе исследования нами было установлено, что в настоящее время в России существует ряд направлений развития эффективных форм государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь частные инвестиции в экономику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для реализации социально-значимых проектов:

  • импортозамещение популярных зарубежных направлений отечественными;
  • создание новых особых экономических туристско-рекреационных зон и комплексов;
  • модернизация и реконструкция имеющейся рекреационной и туристкой инфраструктуры до соответствия требованиям мировых стандартов;
  • создание системы научного и кадрового сопровождения развития индустрии туризма России;
  • поддержка системы малого и среднего бизнеса, направленного на  развитие индустрии туризма и гостеприимства;
  • осознание необходимости развития сферы туризма и отдыха органами законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Вместе с тем, несмотря на определенные наметившиеся успехи в развитие отечественной сферы туризма, государство не достаточно участвует в ее становлении:

  1. Не определены условия и механизмы создания государственно-частного партнерства в сфере туризма.
  2. Не разработаны принципы функционирования и развития государственно-частного партнерства в сфере туризма.
  3. Не развиты организационные структуры управления, координирующие процессы взаимодействия участников партнерства.
  4. Не разработаны организационные основы информационного обеспечения управленческих решений.
  5. Не разработан экономический механизм регулирования и участия населения в проектах развития инфраструктурных объектов сферы туризма, функционирующих на основе государственно-частного партнерства.

Отмеченные проблемы сдерживают темпы развития туристско-рекреационной отрасли в целом, что, в свою очередь, снижает объем финансовых поступлений в бюджеты всех уровней РФ.

Устойчивость может обеспечить только единая система, когда все виды ресурсов, а также работы по развитию территориальной инфраструктуры объединяются в единый многоотраслевой комплекс взаимосвязанных мероприятий на основе государственно-частного партнерства, направленных на повышение уровня жизни населения и сохранение качества окружающей природной среды [8].

Региональный аспект развития ГЧП. На уровне отдельно взятого региона требуется комплексная и сбалансированная система мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, направленная на создание условий для развития качественно нового уровня туристического потенциала и обеспечивающая формирование устойчивых конкурентных преимуществ территорий, включая стабильную диверсифицированную занятость населения [9]. При этом под туристским потенциалом какого-либо объекта (территории) авторы статьи понимают совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ [10].

Так раннее в ходе исследования авторами статьи при проведении комплексной оценки эколого-туристского потенциала Белгородской области было установлено, что, благодаря особому географическому расположению и уникальному комплексу культурно-исторических и природных достопримечательностей, регион представляет значительный интерес для российских и иностранных туристов (при развитой инфраструктуре) [10]. В области имеются все предпосылки для того, чтобы сфера туризма стала одной из значимых составляющих экономического и социокультурного развития территории и существенным источником пополнения областного бюджета. Привлекательность региона для туристов связана с имеющимися на территории ресурсами для развития профессионального и познавательного туризма. В области благоприятно сочетаются выгодное географическое положение, сохранившийся природный потенциал, богатое культурно-историческое наследие, а также широкое распространение техногенных ландшафтов, которые обладают большими потенциальными возможностями для развития экологического туризма.

Проведенное исследование подтверждает возможности использования ландшафтов Белгородской области и их ландшафтно-рекреационных ресурсов для развития экологического туризма и разнообразных видов отдыха. Однако, несмотря на наличие высокого туристско-рекреационного потенциала, темпы развития туристской отрасли в регионе достаточно низкие. Жители области предпочитают отдыхать за пределами региона.

Основными проблемам развития регионального туризма являются:

  • слабо развитая материальная база туристской индустрии;
  • узкий спектр предлагаемых услуг индустрии развлечений, вследствие чего складывается их высокая стоимость;
  • недостаточное продвижение регионального турпродукта на внутреннем (областном) и российском рынках;
  • отсутствие общепризнанной системы сертификации объектов, позволяющей быстро оценить качество предоставляемых услуг;
  • несоответствующая требованиям и ожиданиям туристов квалификация персонала объектов туризма и его инфраструктура.

Для решения выявленных проблем в сфере туризма наиболее эффективными и действенными инструментами развития являются программно-целевой метод и механизмы государственно-частного партнерства, так как природные ресурсы и культурное наследие не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития туризма в регионе.

Направления и условия развития ГЧП на региональном уровне. По мнению авторов, для развития регионального туризма приоритетными могут быть областные программы, включающие следующие функциональные блоки:

  1. формирование региональной нормативно-правовой базы;
  2. защита туристического рынка путем предоставления налоговых льгот и государственных гарантий;
  3. разработка кадастра эколого-туристских территорий;
  4. дальнейшее развитие системы сертификации и лицензирования для защиты прав потребителей туристских услуг, а также страхования путешествующих;
  5. формирование имиджа Белгородской области как современного туристского рынка;
  6. совершенствование системы информационного обеспечения и научных исследований в области туризма;
  7. интеграция областного и российского туристского рынка, развитие международного сотрудничества;
  8. улучшение качества обслуживания туристов на основе конкуренции, углубление специализации и кооперации в работе туристических предприятий;
  9. развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.

Для реализации региональных программ развития туризма необходимо [11]:

  • создавать ассоциации, цепи туристских предприятий (в том числе национальных парков) и туристско-информационных центров, целью деятельности которых является развитие туризма в России как средства поддержки охраняемых природных территорий, содействия социальному и экономическому развитию местного населения и повышения уровня образования в экологической сфере;
  • формировать специальные базы данных, создавать справочно-информационные системы по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам и, тем самым, распространять опыт успешных пилотных туристских проектов;
  • обращаться к налоговым структурам с предложением введения местной туристской ренты за счет уменьшения других налогов, которая будет предназначена для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов;
  • развивать туристскую инфраструктуру и разрабатывать экологические тропы и маршруты, создавая системы их сертификации;
  • модернизировать существующие музеи природы и информационные центры на особо охраняемых природных территориях;
  • развивать рекламно-информационное обеспечение и продвижение экологического туризма России на внутреннем и внешнем рынках;
  • возобновить подготовку квалифицированных сотрудников (экскурсоводов, групповодов, инструкторов, гидов);
  • принимать активное участие в разработке федеральной программы по развитию туризма в России;
  • развивать международное сотрудничество в сфере туризма;
  • финансировать предложенные мероприятия за счет средств государственного и местных бюджетов, а также средств туристических предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности.

Внедрение предлагаемых решений, направленных на развитие туризма, приведет к:

  • созданию высокоэффективной, адаптивной управленческой системы, построению и применению новых моделей ведения бизнеса;
  • формированию сообщества активных генераторов идей для основания и развития кадрового резерва в сфере туристского бизнеса;
  • организации, развитию и поддержанию в актуальном состоянии единой базы идей и предложений;
  • воспитанию приверженности традициям;
  • повышению эффективности происходящих бизнес-процессов.

Заключение. В целом, взаимодействие государства и бизнеса в государственно-частном партнерстве может стать одним из перспективных направлений по интенсификации развития индустрии туризма и гостеприимства в современных условиях. Это возможно на основе дальнейшего совершенствования законодательства, сохранения диалога между органами власти и деловыми кругами, творческой и продуктивной работы специалистов данной сфере.

Список литературы

  1. Россия и мир: 2015. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. проекта – Дынкин А.А., Барановский В.Г. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 166 с.
  2. Официальный сайт ИА «РосБизнесКонсалтинг». Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/10/10/2015/5618b53b9a7947958d60db31.
  3. Cottrell, S. P. A dutch international development approach: sustainable tourism development. Huntingdon Valley, PA, 2014. http://www.thefreelibrary.com/A+DUTCH+INTERNATIONAL+DEVELOPMENT%20+%20APPROACH%3a+SUSTAINABLE+TOURISM…-a078860756.
  4. Официальный сайт Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/9857.html.
  5. Официальный сайт Министерства культуры РФ. Режим доступа: http://mkrf.ru/press-center/events/v-peterburge-otkryvaetsya-iii-sankt-peterburgskiy-mezhdunarodnyy-turistskiy-forum.
  6. Development of tourism sector is main priority – Premier. Huntingdon Valley, PA, 2011. http://www.thefreelibrary.com/%20Development+of+tourism+
    sector+is+main+priority+%20—+Premier.-a0240364761.
  7. Федеральный информационный портал инфраструктура и государственно-частное партнёрство в России. Режим доступа: http://www.pppi.ru/regions.
  8. Tourism strategy vows better future. Huntingdon Valley, PA, 2014. http://www.thefreelibrary.com/%20Tourism+strategy+vows+better+%20future.-a0183499824.
  9. Волкова Н.В., Ферару Г.С., Третьякова Л.А. Оценка эколого-туристического потенциала региона и перспективы его использования (на примере Белгородской области) // Региональная экономика: теория и практика, 2015. № 2(377) – С. 27-36.
  10. Абакарова Р.М., Гаджинаев Г.М. Экологические основания народного искусства // Юг России: экология, развитие. 2013. № 3. С. 27–33.
  11. Ферару Г.С., Яковенко О.В. Тенденции, факторы и перспективы стратегического развития туризма в контексте инновационных преобразований социально-экономической среды региона (на примере Белгородской области) // Сетевой научный журнал «Научный результат», серия Технологии бизнеса и сервиса. 2015. № 3. С. 19–25. Режим доступа: http://rr.bsu.edu.ru/index.php/ru/rrbusiness.

References

  1. Dynkin A.A., Baranovskij V.G. Russia and the World, 2015 [Rossija i mir, 2015]. The economy and foreign policy. Annual Forecast. 2014. 166 p.
  2. The official website of news agency RosBusinessConsulting [Oficial’nyj sajt IA RosBiznesKonsalting]. http://www.rbc.ru/economics/10/10/2015/5618b53b9a7947958d60db31.
  3. Cottrell S.P. A dutch international development approach: sustainable tourism development. Huntingdon Valley, PA, 2014. http://www.thefreelibrary.com/A+DUTCH+INTERNATIONAL+DEVELOPMENT%20+%20APPROACH%3a+SUSTAINABLE+TOURISM…-a078860756.
  4. Official site Center for Information Communications Rating [Oficial’nyj sajt Centr informacionnyh kommunikacij Rejting]. http://russia-rating.ru/info/9857.html.
  5. The official website of the Ministry of Culture of the Russian Federation [Oficial’nyj sajt Ministerstva kul’tury RF]. http://mkrf.ru/press-center/events/v-peterburge-otkryvaetsya-iii-sankt-peterburgskiy-mezhdunarodnyy-turistskiy-forum.
  6. Development of tourism sector is main priority — Premier. Huntingdon Valley, PA, 2011. http://www.thefreelibrary.com/%20Development+of+tourism+
    sector + is + main + priority +% 20 — + Premier.-a0240364761.
  7. Federal information portal infrastructure and public-private partnership in Russia [Federal’nyj informacionnyj portal infrastruktura i gosudarstvenno-chastnoe partnjorstvo v Rossii]. http://www.pppi.ru/regions.
  8. Tourism strategy vows better future. Huntingdon Valley, PA, 2014. http://www.thefreelibrary.com/%20Tourism+strategy+vows+better+%20future.-a0183499824.
  9. Volkova N.V., Feraru G.S., Tret’jakova L.A. Evaluation of eco-tourism potential of the region and the prospects for its use (for example, the Belgorod region) [Ocenka jekologo-turisticheskogo potenciala regiona i perspektivy ego ispol’zovanija (na primere Belgorodskoj oblasti)]. 2015. № 2 (377) 27-36.
  10. Abakarova R.M., Gadzhinaev G.M. Environmental foundation of folk art [Jekologicheskie osnovanija narodnogo iskusstva]. 2013. № 3. P. 27-33.
  11. Feraru G.S., Jakovenko O.V. Trends, factors and prospects of strategic development of tourism in the context of innovation and social and economic environment of the region (on the example of the Belgorod region) [Tendencii, faktory i perspektivy strategicheskogo razvitija turizma v kontekste innovacionnyh preobrazovanij social’no-jekonomicheskoj sredy regiona (na primere Belgorodskoj oblasti)]. 2015. № 3. P. 19-25. http://rr.bsu.edu.ru/index.php/ru/rrbusiness.

Еще в рубриках

Город Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *