Главная страница » Публикации » №3 (35) » Методологические подходы к формированию этнокультурного пространства Крайнего Севера РФ

Методологические подходы к формированию этнокультурного пространства Крайнего Севера РФ

Methodological approaches to formation of ethno-cultural space the High North of the Russian Federation

Авторы

Чубиева Инна Васильевна
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Россия, Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук
chubieva.1@mail.ru

Аннотация

В статье представлены методологические подходы к управлению культурным пространством регионов Крайнего Севера РФ. Автором предложены методологические подходы к разработке мониторинга состояния культурных ландшафтов и объектов культурного наследия направленной на сохранение уникальной этнической самобытности северных народов. В публикации анализируется опыт Республики Карелия формировании новых социокультурных институтов, деятельность которых связана с управлением ресурсами историко-культурного наследия расположенных на территории региона.

Ключевые слова

этнокультурное пространство, культурное наследие, региональные институты развития.

Рекомендуемая ссылка

Чубиева Инна Васильевна

Методологические подходы к формированию этнокультурного пространства Крайнего Севера РФ// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (35). Номер статьи: 3510. Дата публикации: 24.07.2013. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3510/

Authors

Chubieva Inna Vasilevna
Ph.D. in Economics, Senior Researcher
Russia, Institute of Economics Karelian Scientific Center Russian Academy of Sciences
chubieva.1@mail.ru

Abstract

The article presents methodological approaches to managing cultural regions of the High North of the Russian Federation. The author suggested methodological approaches to monitoring the State of the cultural landscapes and cultural heritage aimed at preserving the unique ethnic identity of Northern peoples. The publication analyzes the experience of the Republic of Karelia the formation of new socio-cultural institutions whose activities are related to the management of the historical and cultural heritage of the region.

Keywords

ethno-cultural space, cultural heritage, regional development institutions

Suggested Citation

Chubieva Inna Vasilevna

Methodological approaches to formation of ethno-cultural space the High North of the Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (35). Art. #3510. Date issued: 24.07.2013. Available at: https://eee-region.ru/article/3510/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В соответствии с «Государственной стратегией формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в РФ» — культурное наследие рассматривается, как особый экономический ресурс региона. Среди актуальных социально-значимых проблем, требующих применения современных подходов к их решению, выделяется:

  • сохранение национальной самобытности коренных народов Севера;
  • формирование нового информационно-культурного пространства с использованием механизма создания нового культурного института на территории.

Институт экономики КарНЦ РАН в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук п.87 «Разработка стратегии трансформации социально-экономического пространства и территориального развития России» осуществляет исследования в части «Формирование новой инфраструктурной модели развития северного приграничного региона, направленной на качественную трансформацию пространственной организации хозяйства, системы расселения и создание предпосылок для повышения их инвестиционной привлекательности и инновационного развития». В рамках исследования изучаются методологические подходы к пространственному развитию северных территорий, которые рассматривают культурное пространство, как эндогенный фактор социально-экономического развития региона в сохранении уникального этнокультурного наследия коренных народов Крайнего Севера.

Основные поименованные разделы

1. На основе теоретических разработок российских и зарубежных ученых, автором предложены методологические подходы к формированию этнокультурного пространства регионов и к разработке методики мониторинга состояния культурных ландшафтов и объектов культурного наследия народов Крайнего Севера России (табл. 1) [2].

Таблица 1 — Методика оценки и вовлечения в экономическую жизнь объектов культурно-исторического наследия народов Крайнего Севера России

Этап

Содержание

Факторы

Паспортизация культурно-исторического наследия народов Крайнего Севера России. Культурный ландшафт является инновацией в российской сети культурного наследия. Пространственный подход, к выявлению и сохранению объектов культурного наследия, с учетом природных характеристик: памятников, ансамблей, традиционного хозяйства, традиционных форм природопользования;
Наследие, как системное образование, в котором отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей среды.
Правовое обеспечение управления ресурсами культурно-исторического наследия народов Крайнего Севера России. С учетом существующего нормативно-правового поля РФ, рекомендаций международных организаций, в т. ч. ЮНЕСКО при формировании региональных культурных стратегий (стандарты, направления и подходы к формированию и принятию культурной политики). Землепользование, как фактор управления культурно-историческим наследием народов Крайнего Севера России.
Информационное обеспечение и имущественные аспекты управления объектами культурно-исторического наследия народов Крайнего Севера России. Подходы к формированию информационно-культурного пространства с использованием механизма создания новых культурных институтов на территории.
Мониторинг состояние культурных ландшафтов и объектов культурного наследия народов Крайнего Севера России.
Роль местного населения в управлении ресурсами историко-культурного наследия Планирование действий по сохранению или изменению качественных параметров культурно-исторического наследия народов Крайнего Севера России (разработка концепций, стратегий, программ, схем, проектов, с целью сохранения уникального этнокультурного наследия коренных и коренных малочисленных народов Севера).

Методика оценки и вовлечения в экономическую жизнь объектов культурно-исторического наследия народов Крайнего Севера России апробирована при разработке «Концепции региональной целевой программы социально-экономического развития северных территорий Республики Карелия на период 2011-2015 гг.».

2. Одной из основных целей реализации государственной политики в сфере национального развития, межнациональных отношений и взаимодействия с религиозными объединениями на территории Республики Карелия до 2020 г. являются: создание условий для удовлетворения гражданами, проживающими в РК, этнополитических, этносоциальных, этнокультурных, духовных и образовательных потребностей. Основные направления государственной политики северного приграничного региона Республики Карелия, утверждены на основании действующих нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, в политической сфере:

  • приоритет в поддержке сохранения и развития языка, культуры, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов РК;

в социально-экономической сфере:

  • формирование экономики РК с учетом интересов народов, традиционно проживающих на территории РК;

в духовной и образовательной в сферах:

  • сохранение и развитие духовных ценностей и культурного наследия, расширение и углубление знаний об истории и культуре народов и иных этнических общностей России, для которых территория РК является исконным местом проживания;
  • создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям и обычаям народов и иных этнических общностей России, проживающих на территории РК, поддержка их духовно — культурного обмена и позитивного взаимовлияния;
  • изучение родных языков в рамках национально-регионального компонента образовательного стандарта общего и профессионального образования;
  • поддержка общественно значимых программ, проектов и мероприятий общественных объединений и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленных на развитие культурного диалога и формирование гражданского согласия.

В рамках региональной целевой программы «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений, формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007-2011 гг.» («Карелия – территория согласия») реализованы проекты и мероприятия, направленные на сохранение и развитие этнокультурного потенциала коренных народов республики, основное внимание в которых уделено вопросам сохранения и изучения традиций, воссоздания межпоколенной передачи этнокультурных ценностей на уровне семьи, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, развития познавательного интереса к малой родине среди детей и молодежи. В связи с тем, что 2011 г. являлся завершающим годом действия РЦП «Карелия – территория согласия», утверждена постановлением Правительства РК от 12.12.2011 г. № 349-П новая программа – «Сохранение единства народов и этнических общностей Республики Карелия на 2012-2016 гг.» («Карьяла – наш дом»). Данная программа являться основным механизмом содействия обеспечению конституционных прав граждан на национальное (этнокультурное) развитие, свободу совести и вероисповедания, укрепление межнационального и межконфессионального согласия в РК [1].

Институтом экономики КарНЦРАН 2012-2013 гг. проведены социологические исследования по определению уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия в соответствии с порядком, методиками и целевыми показателями, установленными распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 г. № 1313-р, Указом Главы Республики Карелия от 18.03.2009 г. № 22 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия» позволили оценить состояние исконной среды обитания в местах традиционного проживания коренных народов Севера, и включал блок вопросов относительно оценки дел в сфере национального и этнокультурного развития.

Опрос респондентов выявил, что около 70 % респондентов оценили позитивно («положительно» и «скорее положительно») имеющиеся возможности реализовать свои права на свободу совести и вероисповедания на территории Карелии. Большая часть респондентов считают, что межнациональные и межконфессиональные отношения на территории муниципального образования нормальные и внешне спокойны. Опрос среди респондентов выявил, что удовлетворены возможностью участия в мероприятиях, связанных с культурными традициями вашего народа (национальности) около 60 % респондентов из всех муниципальных образований Карелии. По результатам опроса 45 % респондентов принимали участие в массовых праздниках, организованных в различных населенных пунктах республики, около20 % – в мероприятиях, связанных с культурными традициями своего народа (своей национальности), из общего числа посетивших вышеназванные мероприятия, 60 % удовлетворены возможностью участия в них.

Подходы к формированию информационно-культурного пространства автором предложено рассматривать с использованием механизма создания новых культурных институтов на территории. В данный период на территории РК проходит процесс формирования нового информационно-культурного пространства с использованием механизма создания нового культурного института на территории – этнокультурных центров, объединяющих материальный интеллектуальный и духовный потенциалы территории. Десять этнокультурные центры РК 2011 г. объединили деятельность: муниципальных, частных музеев и культурных центров на территориях сельских поселений. Этнокультурный центр – модель формирующая информационную политику и стратегию возрождения национальной культуры и культурного наследия коренных народов, проживающих на территории Республики Карелия. Как организационная форма этнокультурный центр вырабатывает структуру сотрудничества между входящими в него подразделениями, а так же единую ресурсную, кадровую политику и в свою очередь позволяет мобилизовать средства муниципального и местных бюджетов, оптимизировать деятельность и выработать общую стратегию. В Этнокультурных центрах вырабатывается сбалансированное сочетание:

  • социально-адаптационного пространства, направленного на выявление интересов в сохранении культурного наследия у различных возрастных групп местного населения района через организацию совместных проектов и экспозиций;
  • экспозиционно-выставочного пространства с применением современных технических средств визуализации.

Деятельность этнокультурных центров Карелии позволит постепенно объединить нематериальные ресурсы для сохранения культурного наследия северных коренных народов РФ, вовлечь молодежь в создание специализированного информационного пространства для творческой реализации, обеспечит возможности для качественного художественного и социального развития северных регионов, роста и появления новых культурных институтов. Создаваемое информационное пространство направлено на активизацию научно-исследовательской, проектно-аналитической деятельности культурных, образовательных и научных учреждений, общественных организаций и дает возможность осознанию местными жителями роли культуры коренных народов Севера РФ в глобальном мире.

3. С учетом существующего нормативно-правового поля РФ по управлению ресурсами культурно-исторического наследия, рекомендаций международных организаций, в т. ч. ЮНЕСКО, сформированы методические подходы к региональным культурным стратегия управления объектом Всемирного культурного наследия «Кижский погост (Россия С 544)» и формированию культурной политики региона с использованием механизма создания нового культурного института [1].

В Федерального закона от 09.10.1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями от: 23.06.1999 г., 27.12.2000 г., 30.12.2001 г., 24.12.2002 г., 23.12.2003 г., 22.08.2004 г., 31.12.2005 г., 03.11.2006 г., 29.12.2006 г., 23.07.2008 г., 21.12.2009 г., 08.05.2010 г.,) говорится о том, что в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны: способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями от 21.03., 25.07.2002 г., 04.07.2003 г., 22.08.2004 г., 30.12.2006 г., 30.12.2008 г., 23.12.2010 г.), благотворительная деятельность осуществляется в целях: содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; охраны окружающей среды; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение. Реализация целей благотворительной деятельности может осуществляться через содействия благотворительным организациям. Благотворительные организации, приобретая статус институт гражданского общества, закрепленного Федеральном законе от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», дающему возможность выступать учредителями: физическим лицам — общественных организаций (объединений) и фондов, юридическим лицам — фондов и учреждений, совместно физическим и юридическим лица — фондов и общественных объединений. Создание эндаумент-фонда (endowment) или фонда целевого капитал некоммерческими организациями, является новым инструментом для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций, связанной сохранением культурного наследия территорий Крайнего Севера (табл. 2).

Таблица 2 — Модель созданию эндаумент-фонда (endowment) или фонда целевого капитал объекта Всемирного наследия «Кижский погост»

Этап

Содержание

Особенности

1

Создание благотворительной некоммерческой организации — в форме эндаумент-фонда или фонда целевого капитал Регистрация в форме специализированной некоммерческой организации (СНКО), рассматривается как наиболее приемлемый вариант в рамках Плана Управления

2

Заключение между донорами и СНКО договора жертвования Формирование фонда за счет пожертвований части имущества донорами некоммерческой благотворительной организации, передаваемого в доверительное управление управляющей компании для получения инвестиционного дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций

3

Формирование структуры фонда С приглашением ведущих международных и российских экспертов

4

Подготовка и подписание инвестиционной декларации, между Фондом и управляющей компанией Размещение финансовых средств государственные ценные бумаги РФ, облигации качественных эмитентов крупных российских и зарубежных компаний, депозиты крупнейших российских банков

5

Распределение доходов от доверительного управления имуществом, составляющим фонд целевого капитала Перечисление доходов объекту Всемирного наследия (находящемуся на условиях договора управления, музею–заповеднику «Кижи») на его поддержку, развитие и осуществление социально значимых проектов

4. В Руководстве для коренных народов «ЮНЕСКО и коренные народы. Брошюра № 13» [4], отмечено, что право на участие в культурной жизни общества означает, что коренные народы имеют право использовать свои традиционные обычаи и ценности без дискриминации в более широкой политической, экономической, социальной или культурной жизни страны, в которой они живут. Право коренных народов в полной мере принимать участие в своей традиционной культурной жизни признается в ряде международных документов по правам человека, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт по экономическим, социальным и культурным правам и Конвенцию Международной организации труда № 169. Национально-культурные автономии на основе Федерального закона «О национально-культурной автономии» от 01.06.1996 г. N 74 — ФЗ в целях обеспечения права граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, осуществляют сохранение и развитие национальной самобытности, развитие языка, культуры, традиций и реализуют общественно значимые проекты и программы. Конституционным правом на создание общественного объединения в Республике Карелия воспользовались представители 25 народов, проживающих на ее территории, в настоящее время действуют более 60 национально-культурных объединения (в том числе 20 национально-культурных автономии). В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2000 г. № 104 — ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия в Шокшинском и Шелтозерском вепсских сельских поселениях зарегистрированы три общины вепсов. Данные общины, созданные по территориально-соседскому признаку с целью обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности вепсов (рыболовства). С целью обеспечения ведения традиционного образа жизни приказом Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия 2011 г. утвержден перечень рыбопромысловых участков на водных объектах общей площадью 7664,3 га, для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера вепсов.
Принятый в 2011 г. республиканский закон «О государственно-частном партнерстве» и региональная программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия на 2011-2013 гг., явились правовыми и экономическими механизмами по созданию информационно-культурного пространства и современной инфраструктуры в республике. Национально-культурные объединения, как гражданские институты, получили действующий инструмент для реализации социально-значимые проектов на территории Карелии.

В 2012 г. Карельская региональная общественная организация «Молодёжный информационно-правовой центр коренных народов «Невонд» в рамках межрегионального проекта «Расширение прав и возможностей женщин и молодежи коренных народов в Российской Федерации» при финансовой поддержке Межрегиональной общественной организации «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан» объявила открытый конкурс по выделению мини-грантов некоммерческим организациям Республики Карелия на реализацию социально ориентированных проектов. Данный межрегиональный проект, является первым опытом использования финансовых механизмов и современных технологий планирования поддержки общественных организаций официально зарегистрированных на территории РФ и осуществляющих свою деятельность на территории Карелии, осуществляющих проекты направленные на сохранение и развитие сельских территорий, культурного наследия коренных народов Севера, новых форм и методов работы некоммерческих организаций с местным населением. Для отбора представленных на конкурс социально ориентированных проектов, автором была разработана методика оценки эффективности реализации проектов на территории Карелии. Оценка и сопоставление заявок Участников Конкурса осуществляются по 10 качественным и 7 количественным критериям с использованием балльной системы оценок по каждому критерию отдельно (табл. 3) (Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности между Институтом экономики КарНЦ РАН и КРОО «Молодёжный информационно-правовой центр коренных народов «Невонд» № 1 от 02.04.2012 г.).

Таблица 3 — Критерии оценки социально ориентированных проектов по предоставлению мини-грантов некоммерческим организациям Республики Карелия (в рамках межрегионального проекта «Расширение прав и возможностей женщин и молодежи коренных народов в РФ»)

Критерии

Показатели

Качественные критерии

1

Соответствие Проекта целям, направлениям и условиям Конкурса правовое просвещение женщин и молодежи коренных народов (права человека, права коренных народов, гендерное равноправие)
поддержку и стимулирование молодежных и женских инициатив в сельской местности, в том числе на поддержку традиционной культуры коренных народов
пропаганду здорового образа жизни, охрану здоровья населения и окружающей среды
профилактику ВИЧ/СПИДа, ИППП в молодежной среде

2

Актуальность и социальная значимость проблемы, на решение которой направлен Проект

3

Реалистичность выполнения Проекта заявленными методами в указанные сроки

4

Наличие квалифицированного персонала, а также лиц, привлеченных на договорных и иных условиях, участвующих в реализации Проекта

5

Проект имеет четкое финансово – экономическое обоснование Экономическая целесообразность (соотношение затрат и планируемых результатов)
Качество составления финансового плана (сметы)

6

Наличие конкретных и значимых результатов Проекта

7

Устойчивость Проекта (возможность продолжения деятельности после окончания финансирования по мини-гранту)

8

Круг лиц, социальных групп на которых рассчитан Проект

9

Проект расширяет социальные связи между получателями помощи (бенефициарами)

10

Проект способствует совместной работе некоммерческих организаций, государственных, муниципальных структур и местного сообщества по улучшению социальных условий в регионе (муниципальном образовании, городском и сельском поселении)
Количественные критерии

1

Наличие у инициатора проекта опыта работы в запроектированной сфере деятельности, профильного образования и квалификации имеется опыт, квалификация, образование
имеется образование квалификация
имеется только опыт

2

Планирование вложения привлеченных из иных источников либо собственных средств участника Конкурса в реализацию социального проекта от суммы запрашиваемого мини-гранта в размере от 20 до 50 %
в размере от 51 до 80 %
в размере 81 % и выше

3

Количество граждан, которые будут принимать активное участие в реализации социального Проекта от 5 до 20 человек
от 21 до 50 человек
свыше 51 человека

4

Количество партнерских организаций, которые примут участие в реализации Проекта от 1 до 2 партнеров
от 3 до 5 партнеров
6 и более партнеров

5

Измеряемость предполагаемых результатов Проекта — наличие в заявке показателей, позволяющих оценить результаты Проекта от 1 до 2 показателей изменения ситуации
от 3 до 5 показателей
более 5 показателей

6

Соответствие запланированных Участником Конкурса расходов предполагаемой деятельности по Проекту 100 % затрат, указанных в смете Участника Конкурса, соответствуют предполагаемой деятельности по Проекту
50 % затрат, указанных в смете Участника Конкурса, 5 соответствуют предполагаемой деятельности по Проекту
указанных в смете Участника Конкурса, не соответствуют предполагаемой деятельности по Проекту

7

Количество граждан, на которых направлен эффект от реализации Проекта (определяется в процентном отношении от количества людей, пользующихся результатом Проекта, к количеству людей, проживающих на данной территории) в размере от 0 до 10%
от 11 до 25 %
от 26 и более %

В результате конкурсного отбора одобрено пять проектных заявок от некоммерческих организаций, зарегистрированных на территориях компактного проживания коренных народов РК, направленных на поддержку коренных и коренных малочисленных народов Крайнего Севера, которые будут реализованы в течение 2013 г.

Заключение

Автором выявлено, что культурный ландшафт является инновацией в российской сети культурного наследия, обладающий рядом характерных факторов, которые исследованы на основании:

  • Пространственного подхода, к выявлению и сохранению объектов культурного наследия, с учетом природных характеристик: памятников, ансамблей, традиционного хозяйства, традиционных форм природопользования.
  • Системного подхода, в котором отдельные объекты культурного наследия не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей среды.

Библиографический список

  1. Отчет по Контракту №34/11 на выполнение НИР по «Разработке Плана управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост (Россия С 544)» с 2012 по 2022 гг.» / Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск. 2012.
  2. Отчет по проекту РГНФ №12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития» / «Россия в Арктике: история, современность, перспективы» / Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск. 2012.
  3. Официальный сайт Правительства РК. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru.
  4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/russian/hr/indigenous/guide/index.html.

References

  1. Report on the contract № 34/11 «Development of the management plan for the World Heritage site «Kizhi Pogost» 2012-2020 [Otchet po Kontraktu №34/11 na vypolnenie NIR po «Razrabotke Plana upravleniia obektom Vsemirnogo naslediia «Kizhskii pogost (Rossiia S 544)» s 2012 po 2022 gg.»]. Institut of Economics Karelian Scientific Center Russian Academy of Sciences Petrozavodsk. 2012.
  2. Report on the №12-32-06001 RHSF №12-32-06001 «Russian Arctic: modern development paradigm» [Otchet po proektu RGNF №12-32-06001 «Rossiiskaia Arktika: sovremennaia paradigma razvitiia»]. «Russia in the Arctic: the history, the present and perspectives». Institut of Economics Karelian Scientific Center Russian Academy of Sciences Petrozavodsk. 2012.
  3. Official website of Government of Republic Karelia http://www.gov.karelia.ru.
  4. http://www.un.org/russian/hr/indigenous/guide/index.html.

Еще в рубриках

Республика Карелия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *