Главная страница » Публикации » №1 (13) » Иерархия уровней процессного подхода к управлению в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

Иерархия уровней процессного подхода к управлению в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

The hierarchy levels of the process approach to management in the field of health and fitness services

Авторы

Скопин Олег Викторович
директор по экономике
Международный центр научно-исследовательских проектов
mim@mcnip.ru

Аннотация

В системе управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в регионах превалирует программно-целевой подход, позволяющий сконцентрировать финансовые ресурсы на проведение работ на конкретных объектах, обеспечивать эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. Но данный подход слабо ориентирован на конкретных проектах и, в частности, на последовательности действий в программе в целом и проектах, что часто приводит к недостижимости поставленных целей в данной сфере. Для достижения целей региона в получении здорового экономически активного населения, целесообразно наряду с программно-целевым подходом к управлению данной сферой использование процессного подхода, позволяющего более четко прописать основные направления и функции управляющей системы с учетом возможностей управляемой системы.

Ключевые слова

система управления, физкультурно-оздоровительные услуги, регион, процессный подход

Рекомендуемая ссылка

Скопин Олег Викторович

Иерархия уровней процессного подхода к управлению в сфере физкультурно-оздоровительных услуг// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (13). Номер статьи: 1305. Дата публикации: 04.01.2008. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/1305/

Authors

Skopin Oleg
Director of Economics
International Centre for research projects
mim@mcnip.ru

Abstract

In the control area of ​​health and fitness services in the regions of prevailing target-oriented approach that allows to concentrate the financial resources to carry out works on specific sites, provide an effective solution to systemic problems in this industry by implementing a set of measures linked to objectives, resources and timing . But this approach is poorly targeted on specific projects and, in particular, the sequence of actions in the program as a whole and projects, which often leads to unreachable goals in this area. To achieve the objectives of the region in obtaining health of the economically active population, it is advisable, along with program-target approach to the management of this area using the process approach, which allows a more clearly defined guidelines and functions of the control system taking into account the capabilities of the control system.

Keywords

governance, health and wellness services, the region, the process approach

Suggested Citation

Skopin Oleg

The hierarchy levels of the process approach to management in the field of health and fitness services// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (13). Art. #1305. Date issued: 04.01.2008. Available at: https://eee-region.ru/article/1305/ 

Print Friendly, PDF & Email

В сфере физкультурно-оздоровительных услуг в большинстве регионов России в настоящее время используются проектно-плановый, программно-целевой и проблемно-ориентированный подходы к управлению. Превалирует программно-целевой подход, позволяющий сконцентрировать финансовые ресурсы на проведение работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление, обеспечивать эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

Но программно-целевой подход слабо ориентирован на конкретных проектах и, в частности, на последовательности действий в программе в целом и проектах, что часто приводит к недостижимости поставленных целей в данной сфере.

Для достижения целей региона в получении здорового экономически активного населения, целесообразно наряду с программно-целевым подходом к управлению данной сферой использование процессного подхода, позволяющего более четко прописать основные направления и функции управляющей системы с учетом возможностей управляемой системы.

Рассмотрим целесообразный вариант использования процессного управления органом исполнительной власти региона — Управлением по развитию физической культуры и спорта при Правительстве Кировской области. Данный подход отражает поведение Управления по развитию физической культуры и спорта и отдельных субъектов хозяйственной деятельности в этой сфере как системы и является своеобразным шаблоном при моделировании деятельности Управления и субъектов, позволяя разложить стратегические их цели на отдельные составляющие и довести их до функций конечных исполнителей.

На рис. 1 представлена контекстная диаграмма основного бизнес-процесса управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг.

Контекстная диаграмма бизнес-процесса управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в Кировской области

Рисунок 1 — Контекстная диаграмма бизнес-процесса управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в Кировской области

Контекстная диаграмма основного бизнес-процесса управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг позволяет выделить основные направления деятельности (рис. 2).

Диаграмма направлений деятельности основного бизнес-процесса управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг показывает, что наряду с анализом и развитием сферы традиционных физкультурно-оздоровительных услуг четко выделилось направление управлением сферой нетрадиционных физкультурно-оздоровительных услуг. Причем в участии в управлении привлекаются субъекты сферы нетрадиционных физкультурно-оздоровительных услуг. Дополнительных затрат данный подход, кроме внедрения программного продукта и обучения персонала планированию и ведению свою деятельность в рамках данного подхода, не требуется. Количество уровней детализации бизнес-процесса зависит от необходимости декомпозиции в целях четкого распределения функций, обязанности, ответственности, регламентов и т.п.

На рис. 3 показана декомпозиция процесса разработки Концепции развития сферы физкультурно-оздоровительных услуг в Кировской области.

Диаграмма направлений деятельности основного бизнес-процесса управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в Кировской области

Рисунок 2 — Диаграмма направлений деятельности основного бизнес-процесса управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в Кировской области

Основные функции подпроцесса Разработка Концепции развития сферы физкультурно-оздоровительных услуг в Кировской области

Рисунок 3 — Основные функции подпроцесса «Разработка Концепции развития сферы физкультурно-оздоровительных услуг в Кировской области»

Четкая декомпозиция деятельности в сфере управления физкультурно-оздоровительными услугами в Кировской области и участие в данном процессе субъектов хозяйственной деятельности требует использования аналогичного подхода к управлению и самих субъектов, для чего необходима разработка алгоритма иерархии уровней процессного подхода к управлению субъектами сферы физкультурно-оздоровительных услуг.

Алгоритм иерархии уровней процессного подхода в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг представляет собой точный набор регламентированных процессов, описывающих последовательность действий исполнителей для достижения результата. Данный алгоритм отражает поведение органа исполнительной власти и отдельных субъектов хозяйственной деятельности в этой сфере как системы и является своеобразным шаблоном при моделировании их деятельности, позволяя разложить стратегические цели области в сфере физкультурно-оздоровительных услуг на отдельные составляющие и довести их до функций конечных исполнителей.

Предполагается, что вся деятельность субъектов физкультурно-оздоровительных услуг разбивается на три взаимосвязанных уровня: цели (на уровне органов исполнительной власти), окружающая среда (совокупность субъектов хозяйственной деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг), внутренняя организация (отдельная организация в сфере физкультурно-оздоровительных услуг), управление каждым из которых может быть представлено виде процессов (рис. 3). «Выходы» процессов вышестоящего уровня являются управляющими воздействиями на процессы нижестоящего уровня, т.е. целевые установки на уровне органов исполнительной власти оказывают существенное влияние на развитие совокупности хозяйственных субъектов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, а результаты деятельности последних влияют на процессы управления каждого отдельного субъекта хозяйственной деятельности в данной сфере.

По мнению М.В.Новикова [1], такое разбиение не подразумевает соответствия выделенных уровней и организационных единиц (сотрудников), их иерархий. Три уровня (цель, окружающая среда, внутренняя организация) присутствуют как на уровне всей системы, так и на уровне каждой подсистемы.

 Модель бизнес-процессов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг в регионе

Рисунок 4 — Модель бизнес-процессов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг в регионе

1. Целеполагание региона в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Процессы данного уровня формулируют проблемную ситуацию, которую решает организация, реализующая физкультурно-оздоровительные услуги в Кировской области, и ставят глобальную цель для всего региона, решающую данную проблемную ситуацию (в долгосрочной и краткосрочной перспективе): формулируется востребованность сферы как таковой и необходимость удовлетворения данной востребованности, т.е. миссией сферы; выбираются направления деятельности, описывающие ее деятельность (например: финансовая, экономическая, продуктовая, кадровая, технологическая и т.д.); формулируется глобальная цель в выбранных направлениях деятельности. Результат формируется в виде документов: миссия, видение, философия и кадровая политика; направление развития (стратегия); ключевые показатели, релевантные для оценки достижения глобальной цели (рост, прибыльность, эффективность и пр.).

Данный результат формализуется в виде учредительных документов, регламентирующих систему управления. Данные документы фактически регламентируют все остальные процессы, включаясь как обязательный компонент управляющей информации каждого процесса, каждой функции.

2. Деятельность исполнительной власти в сфере физкультурно-оздоровительных услуг на уровне региона. Процессы данного уровня координируются результатами процессов первого уровня и связывают, с одной стороны, текущую деятельность подразделений и исполнителей с формализованными целями, а с другой стороны, дают необходимую аналитическую информацию для процессов верхнего уровня. В отношении деятельности руководителя главным является определение действий органов исполнительной власти в выбранной совокупности направлений деятельности, в которых определена цель, и построение концептуальной модели, реализующей физкультурно-оздоровительные услуги, удовлетворяющей обозначенной цели.

Суть данных процессов составляет: SWOT-анализ, то есть выявление угроз, возможностей, слабых и сильных сторон, и стратегический анализ и выработка стратегических альтернатив деятельности; выбор способов достижения поставленной глобальной цели для формирования конкурентоспособного предложения на рынке; определение точек контроля, нормативных значений параметров, характеризующих качество выполнения последующих процессов текущей операционной деятельности, исходя из сопоставления целей. Причем, строится структура не только финансовых показателей, но и показателей, вообще являющихся релевантными для достижения поставленной цели (в том числе нефинансового характера, например, маркетинговые и организационные показатели).

Результат процессов данного уровня также формализуется в виде нормативных документов.

3. Деятельность хозяйствующих субъектов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Данный уровень является логическим продолжением предыдущего. С точки зрения процесса управления и руководителя каждого отдельного субъекта хозяйствующей деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, главное на данном уровне — делегирование и распределение между ним и привлеченными в отдельную компанию сотрудниками текущей деятельности организации, которая рождается в результате процесса формализованной трансформации концептуальной модели организации в конкретную деятельность сотрудников.

Для каждого субъекта хозяйствующей деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг: после того как определен набор функций и вместе с тем набор требований как совокупность качественных и количественных значений показателей, которые должны выполнять эти функции, выполняется следующее: выявляются и формируются элементы организации; определяются отношения между элементами, реализующие целенаправленное функционирование организации, причем все требования второго уровня детализируются для каждого выделенного элемента; выбираются способы реализации связей между элементами; множество образованных связей и отношений между элементами упорядочивается в структуру организации, а характеристики выбранных способов связей и основные требования к функционированию элементов являются требованиями к информационной системе (не обязательно компьютерной), которая будет осуществлять данную связь; проектируются процессы текущей операционной деятельности, отчетность, документооборот.

Особенностью третьего уровня данной иерархии является кадровый аспект. Он представляет собой требования к персоналу, которые входят в состав «механизма», и учитывает проектирование процессов обучения, мотивации и адаптации персонала с учетом сложившегося менталитета, так как именно он формирует корпоративную культуру организации, реализующей физкультурно-оздоровительные услуги.

В результате такого моделирования строятся управляющие процессы, являющиеся ведущими к процессам оперативной деятельности. То есть переход от уровня к уровню понимается именно как процесс, а на графической схеме получается два ведущих направления процессов: одно — (горизонтальное) оперативное, второе — (вертикальное) управления. Причем информацией для вертикального процесса, кроме внешней информации, является результат процессов последующих уровней, в то время как результат процесса предыдущего уровня является управляющей информацией для процессов последующего уровня, следовательно, реализуется управляющая обратная связь.

Предложенный подход ориентирован на раскрытие целостности сферы физкультурно-оздоровительных услуг, в частности, в регионе, и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных управляющих связей, и реализует представление сферы физкультурно-оздоровительных услуг в виде иерархической модели, отражающей не только текущую деятельность ее сотрудников, но также руководителей и их процессы управления.

Библиографический список:

  1. Новиков, М.В. Моделирование бизнес-процессов управления / М.В.Новиков // http://www.intalev.nnov.ru

References:

  1. Novikov, MV Modeling business processes management / M.V.Novikov / / http://www.intalev.nnov.ru

Еще в рубриках

Экономика сферы услуг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *