Главная страница » Публикации » №1 (9) » Управление пространственным развитием региона (на примере Республики Карелия)

Управление пространственным развитием региона (на примере Республики Карелия)

Management of spatial development of the region (the example of Republic of Karelia)

Авторы

Жирнель Евгений Викторович
Институт экономики Карельского научного центра РАН
ghirnel@mail.ru

Аннотация

В настоящее время достаточно актуален вопрос пространственных диспропорций в развитии региона. В статье показано, что в современных условиях особое значение приобретает возможность формирования и реализации эффективной региональной политики на основе анализа структурных характеристик региона. Исследование особенностей пространственной организации региона позволяет адекватно реагировать на последствия поляризации социально-экономического пространства, учитывать особенности отдельных территорий при реализации региональной политики, поддерживать развитие «полюсов роста», усиливать конкурентные преимущества отдельных территорий.

Ключевые слова

регион, диспропорции, региональная политика, пространственная организация, полюс роста

Рекомендуемая ссылка

Жирнель Евгений Викторович

Управление пространственным развитием региона (на примере Республики Карелия)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (9). Номер статьи: 903. Дата публикации: 25.03.2007. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/903/

Authors

Zhirnel Eugene
Institute of Economics, Karelian Research Center
ghirnel@mail.ru

Abstract

At present, rather pressing question of spatial disparities in the development of the region. The paper shows that under current conditions is particularly important possibility of the formation and implementation of an effective regional policy based on analysis of the structural characteristics of the region. Investigation of the features of the spatial organization of the region can adequately respond to the effects of polarization of the socio-economic space, tailored to suit individual territories in the implementation of regional policy to support the development of "growth poles", to strengthen the competitive advantages of individual territories.

Keywords

region, disparities, regional policy, spatial organization, growth pole

Suggested Citation

Zhirnel Eugene

Management of spatial development of the region (the example of Republic of Karelia)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (9). Art. #903. Date issued: 25.03.2007. Available at: https://eee-region.ru/article/903/ 

Print Friendly, PDF & Email

Экономическое пространство – одно из основных понятий региональной экономики, развивающее исходное представление о территории. В условиях современной экономики проблема неоднородности пространства становится актуальной на региональном уровне. Разрыв между муниципальными образованиями региона по основным экономическим и социальным показателям может быть также значителен. Более того, в регионах существуют свои «полюса роста», которые стягивают различного рода ресурсы. При этом концентрация населения и производства в нескольких точках региона порождает не только экономические, но и, прежде всего, социальные проблемы.

В условиях поляризации социально-экономического пространства наиболее существенными являются следующие типы региональной политики [1]:

  • стимулирующая региональная политика, использующая имеющиеся в ее распоряжении средства для ускорения регионального развития, подготовки его очередных фаз путем прямого поощрения новых видов деятельности, экономических отношений (а также свертывания старых), путем инфраструктурной, информационной подготовки территории;
  • компенсирующая региональная политика, использующая те же средства для смягчения отрицательных последствий, прежде всего социального и экологического характера, с которым сопряжена любая стадия хозяйственного развития. Чаще всего она представляет собой одну из форм перераспределения доходов для снижения ущерба от неравномерности регионального развития в виде помощи отсталым и депрессивным территориям, их обустройства, требующего дотаций, льгот, профессиональной переподготовки трудоспособного населения и т.п.;
  • адаптирующая региональная политика, содействующая приспособлению более подвижных и управляемых компонент регионального развития к инерционным, менее управляемым и оцениваемым как неустранимые. Примером может служить концентрация жилищного, промышленного и прочего строительства в местах, ставших притягательными для населения независимо от того, к какому типу – центральному или периферийному – они относятся;
  • противодействующая региональная политика, использующая те же средства для борьбы с объективными тенденциями, ведущейся с разной степенью бескомпромиссности – от притормаживания до полного подавления.

Инструменты реализации региональной политики можно разделить на шесть групп [9].

  • Административно-управленческие (например, придание особого статуса северным территориям Канады как ресурсной зоны и их выделение из традиционной сетки административно-территориального устройства).
  • Средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах (например, во Франции в отношении Парижа и его пригородов).
  • Пространственное распределение экономической деятельности государства (например, в Италии через размещение предприятий государственного сектора осуществлялось воздействие на региональные рынки труда, а также до какого-то времени действовала схема предпочтительных государственных закупок у поставщиков из определенных районов).
  • Финансовое стимулирование компаний (дотации на определенные суммы вкладываемых в развитие территории инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием новых рабочих мест и т.п.).
  • Создание физической инфраструктуры (включая механизмы концессии в области транспорта, которые используются, например, в Скандинавских странах).
  • «Мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок).

Выбор той, или иной формы реализации региональной политики в разных странах зависит от стратегических целей государственной политики, исторического этапа развития, возможностей и ограничений конкретной территории. В России в настоящее время при реализации региональной политики, по оценкам специалистов, используются сочетания различных ее типов [7].

В современных условиях особое значение приобретает возможность формирования и реализации эффективной региональной политики на основе анализа структурных характеристик региона. Исследование особенностей пространственной организации региона позволяет адекватно реагировать на последствия поляризации социально-экономического пространства, учитывать особенности отдельных территорий при реализации региональной политики, поддерживать развитие «полюсов роста», усиливать конкурентные преимущества отдельных территорий.

Современная территориальная структура хозяйства российских регионов во многом является результатом реализации принципов размещения производства планово регулируемой замкнутой экономики, существовавшей на протяжении длительного периода [10]. Данное обстоятельство является в настоящее время одной из причин низкой конкурентоспособности, как в целом российской экономики, так и отдельных регионов, прежде всего приграничных, к которым относится Республика Карелия.

В настоящее время экономика Республики Карелия в значительной степени зависит от промышленного производства ориентированных на экспорт отраслей [2]. При этом предприятия, формирующие значительную часть прибыли экономики республики являются градообразующими, т.е. непосредственно определяют темпы социально-экономического развития как республики в целом, так и муниципальных районов, отдельных поселений.

Низкий уровень диверсификации республиканской экономики, неравномерное распределение населения по ее территории, различное экономико-географическое положение территорий являются основными причинами пространственной неоднородности региона и значительных диспропорций в социально-экономическом развитии муниципальных образований [3].

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема поиска новых подходов к анализу пространственной организации и пространственного развития региона в целях совершенствования региональной социально-экономической политики. Может быть предложен следующий алгоритм данного анализа (рис.1):

6_01

Рис.1. Алгоритм исследования пространственной организации и тенденций пространственного развития региона

  1. Анализ уровня хозяйственного освоения территории – предполагает анализ развития транспортной инфраструктуры, промышленного и аграрного производства, использования туристско-рекреационного потенциала территории.
  2. Анализ сложившейся системы расселения и тенденций ее изменения — выявление особенностей системы городского и сельского расселения региона.
  3. Анализ территориальной структуры экономики – целью данного анализа является выявление закономерностей изменения структуры экономики и соответствие ее сложившейся системе расселения.
  4. Выявление «полюсов» и «осей роста», формирование «опорного каркаса» территории – позволяет концентрировать усилия на центрах интенсивного экономического развития и отраслях специализации региона.
  5. Формирование основных направлений совершенствования региональной социально-экономической политики с учетом закономерностей пространственного развития региона.

Рассматриваемый алгоритм исследования позволяет осуществить зонирование территории региона по различным классификационным признакам, установить особенности региональной системы расселения, а также тенденций ее изменения, на основе анализа территориальной структуры экономики региона выделить опорные территории региона для реализации эффективной социально-экономической политики.

Выявление тенденций трансформации системы регионального расселения и соответствие ей существующей территориальной структуры экономики позволяет выработать комплекс мероприятий, направленных как на достижение устойчивых темпов экономического роста в регионе, так и на обеспечение социальных гарантий населения районов различного типа. Использование данного алгоритма позволит определить основные типы муниципальных районов в Республике Карелия, определить в отношении различных типов территорий направления социально-экономической политики.

Регион как главная единица социально-экономического пространства характеризуется определенными структурными особенностями [2]. Одной из таких особенностей является территориальная структура экономики, которая изменяясь, может вступать в противоречие со сложившейся системой расселения региона, что в свою очередь является причиной возникновения различных социальных проблем.

Республика Карелия относится к сырьевому типу систем расселения, характеризующихся сосредоточением ресурсно-сырьевой базы Северо-Западного округа. Большая часть населения Республики Карелия (68,2%) проживает в городах, причем 37,7% населения республики проживает в г.Петрозаводске – крупном промышленном и административном центре [4]. В настоящее время сложившаяся система расселения в Карелии во многом является результатом социально-экономических процессов, связанных с индустриальным периодом развития. Основу экономики Республики Карелия составляет лесопромышленный комплекс, его доля в структуре промышленности превышает 50%. В Российскую Федерацию вывозится 15-25% производимой в Карелии промышленной продукции и 15-25% потребляется в республике. В структуре экспорта наибольшую долю занимают бумага, древесина и изделия из нее. Приграничное положение республики ориентирует ее экономику на мировой рынок, но в то же время и определяет ее сырьевую специализацию в связи с низкой конкурентоспособностью производства.

Изменение системы расселения в Республике Карелия во многом определяется уровнем развития промышленности. Развитие промышленности в регионе определяет и территориальную структуру экономики. Практически во всех муниципальных образованиях республики с 1991 года произошел рост количества крупных и средних промышленных организаций. Большинство крупных предприятий являются градообразующими: ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Надвоицкий алюминиевый завод», ОАО «Карельский окатыш» и т.д. Соответственно социально-экономическое развитие муниципальных образований, на территории которых ведут хозяйственную деятельность данные предприятия, зависит от финансовых результатов их деятельности, уровня конкурентоспособности производимой продукции, перспектив развития производства.

Развитие промышленного производства на территории региона происходит неравномерно и связано с промышленными центрами и узлами, созданными в период индустриального освоения территории республики. Муниципальные образования, на территории которых расположены промышленные центры и узлы выделяются как по стоимости расположенных там основных фондов, так и по объемам промышленного производства (рис.2).

Объем промышленного производства промышленных предприятий муниципальных районов Республики КарелияСтоимость основных фондов промышленных предприятий муниципальных районов Республики Карелия 
Рис.2 Объем промышленного производства и стоимость основных фондов промышленных предприятий муниципальных районов Республики Карелия

Учитывая современную роль промышленности в экономике республике, а также дифференциацию территорий по уровню развития промышленного производства, можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие промышленности в регионе в основном будет связано с уже существующими промышленными центрами и узлами, которые в свою очередь могут стать основой для формирования промышленных зон и вовлечения остальных территорий в технологический процесс на основе различных форм кооперации.

В тоже время, уже на этапе индустриального развития республики, когда формировался ее промышленный каркас, подчеркивалась особая роль сферы услуг в развитии региона [6]. Отмечалось, что в связи с неблагоприятными природно-экономическими условиями, недостаточной освоенностью территории в Карелии, как и в других районах Севера, доля занятых в непроизводственной сфере должна быть выше среднего показателя по стране. Данное обстоятельство не теряет своей актуальности и в современных условиях, более того, сокращение занятых в сфере материального производства представляется неизбежным в связи с ростом сферы услуг, повышением производительности труда, повышением роли инновационных секторов экономики. Доля занятых в сфере материального производства в Республике Карелия за период с 1991 по 2005 г. снизилась с 49,5% до 33,2%.

Особая роль в пространственном развитии региона принадлежит агропромышленному комплексу, который может стать основой системы сельского расселения в регионе. Республика Карелия относится к регионам, характеризующимся неблагоприятными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства. В то же время различные районы республики значительно отличаются друг от друга в агроклиматическом отношении, отдаленности от рынков сбыта, имеют различный доступ к рынкам различных ресурсов, что определяет их сельскохозяйственную специализацию. Сельское хозяйство в Республике Карелия, в значительной степени ввиду неблагоприятных агроклиматических условий, не оказывает существенного влияния на экономическое развитие, выполняя в большей степени социальную функцию (обеспечение населения продуктами питания, обеспечение занятости в сельской местности и т.д.). Кроме того, сельское хозяйство является одним из факторов развития системы сельского расселения, которая играет важную роль в процессе пространственного развития региона.

Кроме промышленного и сельскохозяйственного производства специализация отдельных территорий региона и в целом диверсификация региональной экономики может быть основана на использовании существующего туристско-рекреационного потенциала. В Республике Карелия, которая, обладает значительным туристско-рекреационным, природно-ресурсным и культурным потенциалом, находится в непосредственной близости от российских туристских центров, туризм является быстро развивающейся сферой экономической деятельности. Учитывая интегрированный характер туристской отрасли, а также достаточно высокий мультипликативный эффект, можно утверждать о том, что для ряда депрессивных территорий региона использование существующего туристско-рекреационного потенциала станет стимулом для их развития.

В целях регулирования территориального развития в Республике Карелия и формирования дифференцированной региональной политики можно выделить следующие типы территорий:

  • Центр пространственной организации региона – г.Петрозаводск: многофункциональный, выполняющий роль региональной столицы город, обладающий развитым третичным сектором экономики и являющийся главным узлом в опорном каркасе расселения республики. Данный центр характеризуется концентрацией трудовых, инвестиционных и других ресурсов.
  • Районы, расположенные вблизи центра и в наибольшей степени подверженные его влиянию: населенные пункты, подчиненные администрации г.Петрозаводска и Прионежский район (включая вошедшую в состав района Вепсскую национальную волость). Система расселения в рамках этой категории районов формируется в значительной степени под влиянием крупной агломерации – г.Петрозаводска.
  • Районы со смешанной, хотя и слабо диверсифицированной структурой экономики, с сочетанием традиционных отраслей, транспорта и промышленности: Медвежьегорский, Пудожский, Беломорский, Кемский. В данных муниципальных образованиях доля занятых в промышленности относительно невысока: Пудожский район – 27,2%; Беломорский – 20%; Кемский – 13,2%. Эти районы также нельзя отнести и к аграрным, т.к. доля занятых в сельском хозяйстве там не превышает 10%. Все районы данной группы характеризуются высокими темпами сокращения населения.
  • Старопромышленные районы, с низким уровнем диверсификации экономики: Кондопожский, Суоярвский, Сегежский, Питкярантский р-н. Данные муниципальные районы характеризуются высокой долей занятых в промышленности: Кондопожский (45,7%), Сегежский (52,4%), Суоярвский (44,4%), Питкярантский (45%). Социально-экономическое развитие этих районов в значительной степени определяется функционированием градообразующих предприятий (ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК» и др.). Это обстоятельство определяет необходимость расширения специализации, а также развития вспомогательных производств, различных форм кооперации, способных создавать дополнительные рабочие места.
  • Отдельно можно выделить промышленный центр сравнительно новой индустриализации, характеризующийся достаточно высокой долей занятых в промышленности – г.Костомукша. Доля занятых в промышленности составляет 55,4%. В сельском хозяйстве занято менее 1% населения и менее 5% занято на предприятиях транспорта. Несмотря на высокий уровень развития промышленности в этом центре, необходимо отметить слабую диверсификацию экономики, которая носит моноотраслевой характер. Ведущее предприятие данного центра – ОАО «Карельский окатыш». Приграничное положение и достаточный промышленный потенциал могут стать хорошей предпосылкой для включения территории в технологические процессы зарубежных компаний на условиях субподрядной системы и кооперации.
  • Развитые аграрные районы с преобладанием сельского хозяйства, формирующего значительную часть продовольствия в регионе: Олонецкий, Пряжинский. Доля занятых в сельском хозяйстве в этих районах превышает 15%, кроме того, следует отметить, что районы расположены в более благоприятной для сельского хозяйства климатической зоне. Однако также достаточно высока доля занятых и в промышленности: в Пряжинском районе она составляет 16,6%, в Олонецком – 23%.
  • Районы, характеризующиеся высокими темпами развития сферы услуг, и сокращением промышленных функций, обладающие высоким туристко-рекреационным потенциалом и достаточно развитой туристской инфраструктурой: г.Сортавала, Лахденпохский район. Несмотря на то, что доля занятых в промышленности остается высокой (свыше 15%), в данных районах на протяжении ряда лет наблюдается ее снижение. Доля занятых в сельском хозяйстве не превышает 10%. Районы принадлежат к группе муниципальных образований с высокой плотностью населения и высокой долей городского населения.
  • Районы длительного ресурсного освоения с низкой плотностью населения Калевальский, Лоухский, Муезерский. В этих районах доля занятых в промышленности (преимущественно связанной с лесозаготовкой) остается достаточно высокой на протяжении длительного ряда лет. В Муезерском районе она составляет 42,6%, в Лоухском – 30,6%, в Калевальском – 27,4%. Районы относятся к северной зоне и неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, что обуславливает низкую долю занятых в сельском хозяйстве – менее 3%. Плотность населения в районах не превышает 1 человека на кв. км. Следует отметить высокую миграционную убыль населения, наблюдающуюся на протяжении длительного периода.
  • В отдельную группу, для анализа конкурентных преимуществ, целесообразно выделить районы, занимающие приграничное положение. Несмотря на то, что каждый из этих районов включается в определенную категорию, все они получают как дополнительные преимущества, так и некоторые недостатки, обусловленные приграничным положением.

В условиях представленной поляризации территории республики Карелии необходимо использование системного регулирования ее развития. Переход от концентрированной экономики к экономике распределенной должен осуществляться на основе определения наиболее выгодной специализации различных территорий, а также их конкурентных преимуществ. С одной стороны, это позволит сконцентрировать усилия в «полюсах развития», с другой стороны, создаст предпосылки для развития депрессивных районов.

Конкурентные преимущества отдельной территории заключаются в качестве среды, которое она обеспечивает для достижения высокой и неуклонно возрастающей производительности в конкретной сфере [5]. При этом регулирование территориального развития требует реализации стратегического подхода, обеспечивающего сохранение и развитие конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. В этих условиях задачей органов республиканской и муниципальной власти становятся усилия, направленные на совершенствование условий, определяющих конкурентные преимущества в отраслях специализации территории. Особую важность имеет объективное определение приоритетных направлений развития для дотационных территорий, поскольку проблема выбора наиболее эффективных вариантов использования и так сильно ограниченных ресурсов стоит наиболее остро.

Каждая выделенная категория районов Республики Карелия характеризуется определенной совокупностью факторов конкурентоспособности. При этом различные условия (структура экономики, экономико-географическое положение, наличие трудовых ресурсов, рынков сбыта) определяют различный набор конкурентных преимуществ, влияющих на специализацию каждой категории районов.

Так, например, региональный центр (г.Петрозаводск) характеризуется благоприятной ситуацией с точки зрения различных факторов: здесь сосредоточена значительная часть основных производственных фондов, достаточно развита инфраструктура, существует возможность привлечения квалифицированной рабочей силы. Существующий потребительский спрос обуславливает приток инвестиций в сферу торговли и услуг. Значительная концентрация предприятий различных отраслей определяет эффект агломерации, проявляющийся в возможности снижения издержек производства в результате высокой конкуренции между поставщиками, в смежных и родственных отраслях. Данные обстоятельства наряду с высоким образовательным и научным потенциалом определяют развитие столицы как инновационного центра, обеспечивающего разработку и затем внедрение инноваций в районах с промышленной, сельскохозяйственной, сервисной, транзитной специализацией.

Влияние столицы определяет преимущества расположенных в зоне ее влияния муниципальных образований. Так, например, развитие промышленного производства здесь не ограничивается наличием трудовых ресурсов, однако близость регионального центра определяет их более высокую стоимость. При этом более низкая стоимость земельных ресурсов становится фактором размещения отдельных промышленных производств в данных районах и выноса промышленного производства за пределы столицы в будущем.

Районы со слабо диверсифицированной структурой экономики, с сочетанием традиционных отраслей, транспорта и промышленности в большей степени зависят от сырьевых секторов экономики. В районах этой группы сосредоточена значительная часть основных производственных фондов, однако в настоящее время существует недостаток инвестиционных ресурсов для их обновления. При этом часть муниципальных образований (Беломорский и Кемский районы) имеют выгодное географическое положение с точки зрения развития транспорта (выход в Белое море). По водному пути данные районы связаны с Баренцевым, Каспийским и Балтийским морями. Также достаточно развита сухопутная система: Октябрьская железная дорога и федеральная автомагистраль Санкт-Петербург – Мурманск. Это обстоятельство определяет транзитную функцию этих территорий как одну из ключевых.

Старопромышленные районы, с низким уровнем диверсификации экономики (Кондопожский, Суоярвский, Сегежский, Питкярантский районы) находятся в непосредственной зависимости от развития промышленного производства. При этом низкий уровень диверсификации экономики данных муниципальных образований выступает в качестве фактора риска в отношении социально-экономического развития. Старопромышленные районы требуют особого внимания со стороны органов власти и промышленная политика в отношении этой группы районов должна быть направлена на повышение эффективности управления собственностью, привлечение бюджетных средств на модернизацию производства.

Развитие такого промышленного центра как г.Костомукша будет в значительной степени определяться функционированием градообразующего предприятия ОАО «Карельский окатыш». Однако, приграничное положение города, наряду с достаточно развитой инфраструктурой позволяет диверсифицировать экономику за счет привлечения иностранных инвестиций и включения в технологические процессы зарубежных компаний.

Для районов, характеризующихся высокими темпами развития сферы услуг, и сокращением промышленных функций, обладающих высоким туристко-рекреационным потенциалом и достаточно развитой туристской инфраструктурой (г.Сортавала, Лахденпохский район) сервисная деятельность может стать основой экономики. Данный факт подтверждается существенным сокращением занятых в сфере материального производства, которое наблюдается в последние годы и значительным ростом инвестиций в сферу туризма.

Районы длительного ресурсного освоения характеризуются неблагоприятной ситуацией в отношении факторов конкурентоспособности. Низкая освоенность территории, отсутствие инфраструктуры, незначительное количество предприятий, и, как следствие, низкий уровень конкуренции определяют слабое развитие экономики и социальной сферы. В последнее время в данных муниципальных образованиях наблюдается рост инвестиций, однако инвестиции осуществляются в сырьевой сектор экономики и тем самым закрепляют сырьевую специализацию территории. Региональную политику в отношении районов длительного ресурсного освоения следует осуществлять с ориентацией на развитие производств, обеспечивающих глубокую переработку сырья и снижение ресурсоемкости производства.

Кроме того, для районов длительного ресурсного освоения региональная политика должна быть ориентирована на поиск альтернативных путей развития. Одним из таких направлений может стать использование туристско-рекреационного потенциала территории. Низкий уровень местного спроса является сдерживающим фактором для диверсификации экономики и развития малого предпринимательства, поэтому ориентация на внешний спрос, посредством развития туризма, позволит стимулировать сектор услуг, создать конкурентную среду и решить проблему занятости населения.

В современных условиях сбалансированное развитие регионов требует разработки новых принципов территориального управления. Практика доказала, что конкуренция и частное предпринимательство не могут стихийно обеспечить такое размещение производительных сил и социальной инфраструктуры в регионе, которое будет выгодным со всех точек зрения – с позиций государства, частных компаний и населения. При этом процесс оптимизации пространственной организации региона должен учитывать современные тенденции развития экономических и социальных отношений. Схемы развития и размещения производительных сил появились в советское время, однако в современных условиях их разработка остается не менее актуальной и данный подход в настоящее время используется в ряде регионов. Однако, принципиальным отличием этих стратегических документов является ориентация не только на экстенсивные факторы развития, но и на использование инновационного потенциала региона. Реализация региональной политики в данном случае возможна только на основе партнерских отношений всех заинтересованных субъектов: органов власти, бизнеса и населения. В этом случае пространственное планирование становится одним из элементов системы территориального стратегического управления [8], а его эффективность определяется согласованностью всех уровней планирования и взаимодействием всех заинтересованных сторон.

Литература:

  1. Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвин А.И. Центр и периферия в региональном развитии. – М.: Наука, 1991 – 168 с.
  2. Дружинин П.В. Развитие экономики приграничных регионов в переходный период.- Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2005 г. – 245 с.
  3. Жирнель Е.В. Пространственное развитие Республики Карелия: тенденции, вызовы, перспективы. // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – Санкт-Петербург, №4 (30), 2006
  4. Муниципальные образования Республики Карелия: сборник / Карелиястат, — Петрозаводск, 2005
  5. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс»,2005.- 608 с.
  6. Проблемы экономического и социального развития Карелии. – Ленинград: Издательство «Наука», 1989 – 204 с.
  7. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / Авт. Колл. Под рук. д.т.н., проф. Вертешева С.М.; д.э.н., проф. Рохчина В.Е. – СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003.-320 с.
  8. Скатерщиков С.В. Пространственное планирование как основа устойчивого развития. // География на рубеже тысячелетий. Труды XII съезда Русского географического общества. Т.1. – СПб., 5. – 47-52
  9. Савельев Ю.В., Шишкин А.И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (опыт Республики Карелия).- Петрозаводск, 2003 – 357 с.
  10. Щедровицкий П.Г. Вызов пространственного развития. // Со-Общение — N6, 2003

References:

  1.  Gritsai O., Ioffe G., A. Treyvin Center and periphery in regional development. — Moscow: Nauka, 1991 — 168 p.
  2. Druzhinin, PV Economic development of border regions in transition. — Petrozavodsk: Karelian Research Centre, 2005 — 245 p.
  3. Zhirnel EV The spatial development of the Republic of Karelia: trends, challenges and prospects. / / Economy of the North-West: Problems and Prospects. — St. Petersburg, № 4 (30), 2006
  4. Municipalities of the Republic of Karelia: Collection / Kareliyastat — Petrozavodsk, 2005
  5. Porter, Michael E. Competition.: Trans. from English. — Moscow: Publishing House «Williams», 2005. — 608.
  6. The economic and social development in Karelia. — Leningrad: Publishing House «Nauka», 1989 — 204 p.
  7. Regional economic and social policies: the development, implementation, evaluation of effectiveness (a teaching aid) / Auto. Calls. Under the hands. Prof. Vertesheva SM, Ph.D., Professor. Rohchina VE — St. Petersburg: Publishing House of STU, 2003.-320 p.
  8. Skaterschikov S. Spatial planning as a basis for sustainable development. / / Geography at the turn of the millennium. Proceedings of the XII Congress of the Russian Geographical Society. V.1. — St., 5. — 47-52
  9. Saveliev, Y., A. Shishkin The modern territorial strategic planning: state, problems and organization (experience of the Republic of Karelia.) — Petrozavodsk, 2003 — 357 p.
  10. Shchedrovitsky PG Call of spatial development. / / Co-Communication — N6, 2003

Еще в рубриках

Республика Карелия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *